Full text

Введение / Introduction

 

Совершенствование современного общества характеризуется   проникновением цифровизации практически во все сферы социально-экономической жизни. Этот процесс жизненно необходим для эффективного развития экономики и повышения качества жизни населения. Поэтому весьма актуальным является вопрос цифровой трансформации системы образования на всех ее уровнях и направлениях. Настоятельной стала необходимость формирования цифровой образовательной среды, использования в учебном процессе новейших образовательных методик, опирающихся на возможности современных цифровых технологий. Для этого большое значение имеет   анализ тенденций их разработки, а также прогноз перспектив внедрения в систему образования.

Эволюция актуальных направлений педагогической методологии в контексте создания новых и переработки уже имеющихся способов обучения стала основой для появления иммерсивных технологий. Изучение всех возможностей реализации иммерсивного подхода в образовательном процессе, разработки научно-педагогического сопровождения и анализа полученных результатов является задачей ученых, преподавателей, учителей [1]. Компетентный подход к трактованию перспектив иммерсивных технологий в ракурсе профессионального обучения специалистов в различных сферах деятельности представит участникам образовательного процесса сильные и слабые стороны технологий.

К необходимым навыкам, с помощью которых люди получают важную и нужную информацию, относится владение иностранными языками. Вследствие этого в рамках данной статьи исследование дидактического потенциала иммерсивных технологий рассматривается на примере изучения иностранных языков. В этом направлении возможно представление обучающимся учебного материала, его практическое применение, расширение видов активностей на занятии, тем самым повышение мотивированности обучающихся при изучении иностранных языков. При решении вопроса об актуальностивышеуказанной темы авторы акцентируют внимание на исключительных возможностях и огромном, но еще недостаточно изученном дидактическом потенциале иммерсивных технологий. 

Стремление определить перспективность иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам студентов технических университетов является целью данного изыскания, в котором решаются следующие задачи:

– провести сравнительный анализ существующих подходов по теме исследования;

– представить основные характеристики иммерсивного подхода и иммерсивной образовательной среды; 

– определить понятие «иммерсивные технологии», преимущества и проблемы применения иммерсивных технологий в образовании;

– обосновать применение иммерсивных технологий в изучении студентами технических направлений подготовки иностранных языков;

– проанализировать перспективные направления для введения иммерсивных технологий в процесс изучения иностранных языков в техническом образовании;

– провести опрос преподавателей кафедры иностранных языков и студентов технического вуза с целью выявления их отношения к иммерсивным технологиям в обучении.

 

Обзор литературы / Literature review

 

В настоящее время иммерсивные технологии стали предметом активного изучения отечественных и зарубежных исследователей. Анализ научной литературы свидетельствует о том, что первые разработки в этом направлении были осуществлены еще в конце XX – начале XXI века. В 1992 году Д. Стьюер предпринял попытку определения виртуальной реальности на основе технологических переменных, которое может быть использовано для классификации виртуальной реальности по отношению к другим средствам массовой информации.  Данное определение основано на понятиях «присутствие» и «телеприсутствие» и относится к ощущению пребывания в среде, создаваемой естественными или опосредованными средствами [2].

В последующих работах прослеживается обращение ученых к изучению возможностей виртуальной реальности в образовании. Так, С. Бронак рассматривал роль иммерсивных медиа в онлайн-образовании. По его утверждению, преподаватели все чаще интегрируют иммерсивные медиа в учебные курсы. Виртуальные миры, серьезные игры, симуляции и дополненная реальность позволяют студентам и преподавателям взаимодействовать с контентом и друг с другом новыми способами [3]. Появляются новые модели проектирования, предоставления материала и облегчения обучения, многие из которых направлены на поддержку обучающихся в XXI веке. В трудах M. Данливи, К. Деде и Р. Митчелл исследуются возможности и ограничения иммерсивного моделирования дополненной реальности для участников образовательного процесса. Проведя множество исследований с помощью официальных и неформальных интервью, прямых наблюдений, публикаций на веб-сайтах и документов сайтов,  авторы собрали большое количество данных о том, что  общение, опосредованное технологией, и интерактивные возможности совместного решения проблем, предоставляемые AR-симуляцией, были очень привлекательными, особенно среди студентов, ранее создававших для преподавателей поведенческие и академические проблемы. Было отмечено также, что, хотя AR-моделирование обеспечивало хорошие результаты обучения, оно одновременно создавало уникальные технологические, управленческие и когнитивные трудности для преподавания и обучения [4].

Из отечественных исследований этого периода особый интерес представляют труды С. Ф. Сергеева (2008), которые посвящены разработке понятия и ресурсов обучающих и профессиональных иммерсивных сред. Иммерсивная среда представляется как некая техногенная среда, имеющая свойства искусственного интеллекта, с которой взаимодействует человек, погружаясь в нее во время выполнения того или иного вида деятельности. Автором обсуждаются также вопросы технологического прогресса в сфере создания средств визуализации, появления программного обеспечения для проектирования 3D-объектов и создания искусственной среды, близкой к физической реальности по своему воздействию на органы чувств человека [5].

Продолжают тему расширения и разнообразия технологической составляющей виртуальной реальности в наши дни ученые Ц. Ли и П. Сезар. Они понимают под виртуальной реальностью (VR) работу в моделируемом интерактивном виртуальном пространстве, которая обеспечивает синтетическую сенсорную обратную связь с действиями пользователей [6]. Выделяют также социальную виртуальную реальность как один из типов систем виртуальной реальности, который позволяет нескольким пользователям присоединиться к совместной виртуальной среде и общаться друг с другом, обычно с помощью визуальных и звуковых сигналов.

Современное состояние данной проблематики также активно изучается российскими и зарубежными учеными. Ю. В. Корниловым рассматриваются особенности применения иммерсивного подхода в системе образования, в основу которого заложены приемы и способы для создания действенного взаимодействия обучающих и обучающихся в условиях иммерсивной обучающей среды. Также прослеживается взаимозависимость иммерсивного подхода с другими ранее существовавшими подходами в образовании, что, с точки зрения автора, способствует эффективности процесса обучения [7]. 

Дальнейшее внедрение технологий виртуальной реальности в образовательный процесс стало настолько активным, что даже появились исследования, представляющие систематический обзор литературы, изучающий и обобщающий наработки в этом направлении. Подробный анализ ситуации представлен в исследовании М. Акчайыра и Г. Акчайыр, в котором рассмотрены преимущества и недостатки AR в образовательных учреждениях, распределенные по четырем категориям (результаты обучения, педагогический вклад, взаимодействие и другие) и получившие в результате 25 положительных и 14 проблемных позиций [8]. Отмечается также неконтролируемый эффект новизны, который со временем может ослабевать, и отношение к учебе и мотивация обучающихся могут не оставаться столь позитивными. Другими словами, если некоторые преимущества AR обусловлены эффектом новизны, то они также могут уменьшаться по мере привыкания к работе с технологией AR. Л. Фрейна и M. Отт в своем обзоре научной литературы, также направленном на выявление преимуществ AR, указывают на способность повышения успеваемости в обучении. Однако замечено также, что в большинстве статей сообщается об экспериментах в сфере высшего образования или обучения взрослых и очень мало найдено материалов, изучающих использование иммерсивных технологий в обучении детей младшего возраста и инвалидов, не найдено ни одной статьи, сообщающей об экспериментах с детьми младше 10 лет. Поскольку иммерсивная виртуальная реальность может влиять не всегда положительно на когнитивное и физическое развитие детей, ее использование для этой аудитории должно быть ограничено [9]. В продолжение этой темы Дж. Дж. Каммингс и Дж. Н.  Бейленсон исследуют меру достаточности безопасного погружения и влияние технологии погружения на присутствие пользователей [10].

Кроме того, изучаются возможности применения иммерсивных сред для корпоративного обучения. Как утверждает Д. Белч, моделирование реального мира обеспечивает изменение поведения в реальном мире благодаря тому, что иммерсивные технологии предоставляют принципиально лучший способ для обучения сотрудников и повышения их квалификации [11].

В научной литературе также нашла свое отражение проблема формирования и совершенствования коммуникативной компетенции на иностранном языке посредством внедрения интернет-технологий. В этом направлении представлена работа А. Н. Колесниченко, в которой на примере образовательной программы Virtual Speech разработан проект обучения монологической речи на основе виртуальной реальности [12]. Изучались также преимущества рассматриваемой технологии, к которым автор относит «создание эффекта полного присутствия и погружения в языковую среду, интерактивность, расширение представлений об окружающих процессах и явлениях, сенсорное восприятие обновленных данных в знакомой среде, что способствует формированию коммуникативной компетенции, необходимой для овладения иностранным языком». О. В. Маруневич и А. С. Гампарцумова подробно изучают обширный потенциал видеоматериалов сети Интернет в процессе обучения иностранным языкам студентов инженерных специальностей [13]. О. А. Федоренко акцентирует внимание на смене методической парадигмы и необходимости технического и технологического обновления процесса обучения [14].

Исследование Ю-Шионг Чанга, Чао-Нань Чена и Чиа-Лин Ляо показало, что внедрение симуляций на AR-основе способствует сосредоточению студентов на практике разговорного английского языка как иностранного, положительно сказывается на их уверенности в ситуациях реального общения и позволяет повысить их удовлетворенность образовательным процессом [15]. Подобные результаты были получены Ю-Шионг Чангом с соавт. при внедрении в процесс обучения симуляций на базе мобильных технологий дополненной реальности (mobile augmented reality) и технологий повсеместного обучения (ubiquitous learning) соответственно [16]. M. M. Хамад, Э. Алнузаили, изучая эффект использования стратегии моделирования при развитии навыков владения английским языком как иностранным, подчеркивают снижение тревожности обучающихся, повышение мотивации и вовлеченности в совместное взаимодействие [17].

Х.-М. Ромеро-Родригез, И. Азнар-Диаз, Ф.-Х. Инохо-Лусена в своем исследовании оценили практику мобильного обучения (m-learning), внедряемую преподавателями университетов, и обобщили опыт использования передовых методов в университетах Испании. На основе этого были созданы три модели надлежащей практики преподавания, которые были проиллюстрированы с помощью метода концептуального картирования [18]. Подобный подход к распространению и применению опыта иммерсивных технологий, с нашей точки зрения, заслуживает внимания.

 Представленный обзор научно-теоретической литературы показывает возрастающую роль иммерсивных технологий в современном обществе. Идет постоянный процесс накопления знаний об иммерсивности, иммерсивном подходе и иммерсивных технологиях в различных сферах деятельности человека. Изучается специфика реализации обучающих иммерсивных технологий в образовании, в общеобразовательной школе, в высших учебных заведениях, влияние технологий АR и VR на образовательный процесс. Комплексные исследования проведены зарубежными коллегами по изучению положительных и отрицательных сторон введения виртуальной реальности в учебный процесс. Особое внимание уделяется возможностям использования интерактивных технологий в условиях иммерсивной образовательной среды применительно к изучению иностранных языков. Однако исследований по обоснованию перспектив применения, а также методического сопровождения при проведении учебных занятий с помощью технологий погружения в качестве средства формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке в техническом образовании сегодня практически не существует. Именно этим вопросам посвящено данное исследование. 

 

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

 

В процессе исследования были применены методы с целью изучения теоретического материала по теме, к которым относятся изучение, анализ, систематизация, обобщение, сравнение и описание. Изучение, анализ и систематизация информации позволили выстроить основные положения, определяющие систему развивающегося сегодня иммерсионного обучения.

 Методы обобщения и сравнения были использованы для определения взаимосвязи иммерсивных и традиционных технологий в образовании, преимуществ и проблемных моментов в их применении.  Для определения отношения участников учебного процесса к иммерсивному обучению проведен опрос обучающих и обучающихся и проанализированы полученные данные.

 

Результаты исследования / Research results

 

Изначально само понятие «иммерсивность» обозначало «погружение» или «эффект присутствия» и не имело отношения к образованию. Само явление иммерсивности изучалось достаточно давно в связи с применением иммерсивного подхода в театре, литературе, живописи. Суть данного подхода состоит в переключении зрителей из наблюдателей в непосредственных участников представляемых событий. В такой ситуации действие ощущается зрителями как происходящее с элементами присутствия и переживается как «реальность» сценической постановки. Развитие иммерсивности нашло свое выражение в кинематографе и было обозначено как эффект телеприсутствия. Дальнейшее развитие цифровых технологий способствует созданию эффекта полного погружения и интерактивности и, соответственно, появлению и формированию иммерсивной среды, опирающейся на виртуальную реальность.

С виртуальной реальностью (Virtual reality, VR) связано «использование компьютерной техники с целью моделирования трехмерного окружения, предоставляющего пользователю возможность интерактивного взаимодействия с виртуальными объектами, что генерирует эффект присутствия» [19]. В продолжение данной темы следует назвать также:

– технологию дополненной реальности (Augmented Reality, AR); 

– технологию смешанной реальности (Mixed Reality, MR);

– 3D-иммерсивное обучение (3D), трехмерную визуализацию и симуляцию среды, которая открывает пользователям целый комплекс возможностей взаимодействия со средой [20].

Под иммерсивной обучающей средой рассматривается «конструкт», представляющий собой систему, динамично воздействующую на пользователей с опорой на разнообразные компоненты моделируемого внешнего/внутреннего окружения [21]. Иммерсивная обучающая среда имеет ряд характерных качеств: избыточность, насыщенность, конструируемость, наблюдаемость, автономность, целостность, мотивогенность, интерактивность.

Имея в своем арсенале целый комплекс значимых свойств, иммерсивная обучающая среда оказывает системное воздействие на сенсорные модальности обучающихся, способствуя тем самым углубленному и всестороннему освоению выбранной ими профессии. Соотнесенность иммерсивного подхода с уже существующими подходами в образовании определяет интерактивность процесса обучения. Представляется, что развитие субъектности и совершенствование личности обучающего происходит в рамках деятельностного подхода, готовность обучающихся к самопознанию, саморазвитию и самореализации определяется контекстным подходом и реализуется в процессе функционирования   образовательной системы.

 Примечательно, что благодаря значимости информационных аспектов для изучения различных объектов, процессов, природных или общественных явлений наиболее близким к иммерсивному стал информационный подход. Корреляция принципа наглядности в образовании с иммерсивным подходом содействует овладению обучающимися чувственными познаниями, опора на которые помогает понять абстрактные понятия. Этому способствует акцент на наглядные средства за счет глубокого погружения в виртуальную реальность с помощью технических средств. Принцип комплексности предполагает воздействие на все органы чувств человека при восприятии учебного материала. Прогнозируется, что иммерсивный подход может стать одним из основополагающих в процессе трансформации современного образования [22].

Переходя к вопросу об определении понятия и классификации иммерсивных технологий в образовании, обратимся к исследованиям Ю. В. Корнилова и А. А. Попова. Они представляют иммерсивные технологии как «термин, описывающий совокупность технологий расширенной реальности, которые призваны эмулировать физический мир с помощью цифровых виртуальных сред, создавая ощущение погружения» [23]. Авторами выделены признаки, на основании которых они представляют классификацию иммерсивных технологий: 1) по типу реализации иммерсивных технологий, 2) по глубине иммерсивности, 3) по степени динамичности, 4) по степени взаимодействия, 5) по степени реалистичности, 6) по наличию элементов управления, 7) по целеназначению (можно выделить социальную, научную и образовательную иммерсивность), 8) по синхронизации во времени. 

Изучение вопроса применения иммерсивных технологий в образовании предпочтительнее начать с рассмотрения двух взаимосвязанных аспектов: технологического и методического. С технологической точки зрения иммерсивное обучение предполагает использование возможностей виртуальной, дополненной и смешанной реальности, а с методической – педагогическое обоснование внедрения этой технологии, т. е. ее планирование и реализацию [24]. И тогда под иммерсивными технологиями мы понимаем комплекс форм, методов, способов, приемов обучения для эффективного планирования, организации, реализации и корректирования учебного процесса в соответствии с требованиями рабочей программы и с использованием возможностей виртуальной, дополненной и смешанной реальности. На основе исследований С. Томпсон [25], А. И. Купцова, С. А. Купцова, Р. З. Хайруллина, В. В. Богач [26], A. Павитра [27], М. Акчайыра и Г. Акчайыр [28] выделены, проанализированы и систематизированы основные преимущества иммерсивных технологий в профессиональном обучении специалистов различных сфер деятельности, но при этом отмечены и свойственные им проблемные моменты. Результаты представлены в таблице.

 

Преимущества и проблемы реализации иммерсивных технологий в обучении

 

Преимущества иммерсивных технологий
в обучении

Проблемы в применении
иммерсивных технологий в обучении

Возможность визуализации различных процессов и явлений

Необходимость соответствующих материальных ресурсов для оснащения оборудованием

Возможность минимизации отвлекающих факторов при погружении в виртуальную среду

Необходимость постоянного технического сопровождения с целью устранения частых технических неполадок

Возможность высокой персонализации всего процесса обучения

Необходимость разработки методического наполнения в соответствии с рабочими программами вуза

Возможность стимулирования к аккумулированию опыта самостоятельной познавательной деятельности

Необходимость подготовки преподавательского состава вузов к работе с иммерсивными технологиями

Возможность самостоятельного поиска творческих подходов к решению поставленных задач в безопасных условиях виртуальной среды

Необходимость проведения занятий в малых группах

Возможность оперативно и наглядно представлять полученные результаты

Необходимость изучения возможных негативных влияний иммерсивных технологий на здоровье участников образовательного процесса

Возможность облегчения коммуникации между участниками процесса обучения

Необходимость разработки правовых аспектов реализации иммерсивных технологий в образовательном процессе

Возможность повышения мотивации и качества обучения

 

 

Учет достоинств и недостатков данных технологий при создании методических разработок сценариев и симуляций способствует их успешному применению и эффективному формированию практических знаний и умений в изучаемой области. В свою очередь, успех реализации иммерсивного обучения зависит от сочетания правильного выбора цифровых технических возможностей с внимательно отобранным содержанием учебной программы по специальности. С. Томпсон разработала программу внедрения иммерсивного обучения в учебный процесс и представила ключевые положения, которые необходимо учитывать при проектировании применения иммерсивных технологий в обучении: 

–       определение потребности и постановка целей;

–       планирование и реализация;

–       интеграция с существующими учебными материалами;

–       распределение ресурсов и затрат;

–       адаптация сотрудников к новым технологиям;

–       гигиена и гарнитуры;

–       измерение производительности и отслеживание прогресса [29].

Такие сферы профессиональной деятельности, как медицина, архитектура, дизайн, история, туризм, география, военное дело, транспорт, стали практическими направлениями, в которых эффективно использовались иммерсионные технологии, и   круг их применения постоянно расширяется.  Все более активным становится процесс разработки и применения учебных, смоделированных на основе виртуальной реальности тренажеров в техническом обучении, например тренажер-цех на химическом производстве [30], учебный тренажер для обучения машинистов локомотивов в транспортном деле [31]. Подчеркивая потенциал иммерсивных технологий, M. Клемент указывает на то, что технологии виртуализации становятся приоритетными для образовательных учреждений не только с точки зрения их внутренних информационных систем, но и как средство решения конкретных образовательных задач, связанных с расширенным администрированием и эксплуатацией информационных систем [32]. Таким образом, использование технологий виртуализации в образовательных учреждениях может принести большую пользу и одновременно стать мотивирующим фактором.

Необходимо признать, что иммерсивное обучение считают перспективным подспорьем и в обучении иностранным языкам. Этот факт объясняется специфическими чертами иностранного языка как дисциплины. Именно в условиях иммерсивности иностранный язык выступает одновременно «не только предметом, но и средой для интеракции и решения профессиональных проблем с его использованием» [33]. Совершенно по-новому здесь реализуются основные характеристики иммерсивной среды. Обучающиеся используют ее свойства, а именно способность к «погружению» в информационное пространство, и получают необходимые им знания.

Постоянная эволюция современных технологий способствует появлению новых цифровых возможностей, в частности, в обучении иностранным языкам. К примеру, можно назвать такие цифровые платформы, как Busuu, Edmodo, Memrise, Duolingo, Rosetta Stone, Curiosity, Busuu, которые имеют большой технический функционал. Множеством функций обладают видеохостинги, которые предоставляют возможность для восприятия новой информации, комментирования, формирования своего контента на иностранном языке, его размещения и получения отзывов от партнеров по общению. В исследовании Е. В. Литвиненко подробно представлены особенности обучения иностранным языкам с помощью учебного блога, перечислены методические разработки для развития мотивации обучающихся к изучению иностранного языка в условиях работы с учебным блогом [34]. И. В. Одарюк и Ю. Ю. Котляренко обсуждают в своей статье преимущества кооперативных методов применительно к профессионально-ориентированному обучению иностранным языкам студентов технических вузов на основе цифровых платформ [35].

Проведенный в рамках исследования анализ научных публикаций свидетельствует о том, что цель занятий по изучению профессионально-ориентированного иностранного языка в технических университетах имеет двоякий контекст: изучение непосредственно языка и одновременно расширение знаний по специальности. Общеизвестно, что обучение техническому иностранному языку в университете необходимо для формирования коммуникативных навыков и умений, используемых в дальнейшем как для профессионального общения и научно-исследовательской работы на иностранном языке, так и для развития креативного мышления с опорой на рефлексию. Такой подход можно объяснить характерными чертами обучающихся технических специальностей.  Отказ от взаимодействия с окружающими, тяга к работе с техническими устройствами, стремление к совершенствованию деятельностных процессов, самостоятельное принятие решений, а также уравновешенное стабильное поведение ­– вот перечень личностных качеств студентов, избравших своей профессией технические специальности. В числе других причин именно врожденная предрасположенность студентов-технарей, актуализированная в выборе профессии инженера, подталкивает преподавателей к поиску и разработке новых технологий для формирования иноязычной профессиональной компетенции. 

Как показывает практика, традиционные технологии обучения, основанные на стандартных подходах, не соответствуют ожиданиям нового поколения студентов. По мнению И. В. Одарюк, В. В. Колмаковой и О. В. Маруневич, задачей педагогического сообщества сегодня является поиск новых подходов в обучении, основой которых станут накопление интеллектуального и творческого потенциала, развитие вариативности мышления будущих инженеров, а также создание возможностей для вовлеченности обучающихся в учебный процесс и влияния на его содержание и методы [36]. Для реализации данного подхода предполагается использование в учебном процессе инженерных вузов иммерсивных технологий. В процессе иммерсивного обучения иностранный язык рассматривается не только как среда для интерактивных занятий, но и как возможность для изучения специальности и решения профессиональных задач. 

Перспективы применения иммерсивных технологий в преподавании иностранных языков обусловлены их многочисленными преимуществами:

– в методологическом аспекте (высокая мотивация, интерактивность, коллаборативность, индивидуализация, персонализация и дифференциация процесса обучения, рефлексивность, раскрытие творческого потенциала личности);

– в технологическом аспекте (возможность «конвертации», замены, видоизменения знания и опыта для превращения их в средство инновационной деятельности; максимально приближенные к реальным ситуациям условия овладения иностранным языком);

– в коммуникативном аспекте (комфортная возможность овладения всеми видами речевой деятельности на иностранном языке).

С целью определения отношения обучающих и обучающихся в технических вузах к использованию иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам был проведен опрос на тему «Ваше отношение к иммерсивным технологиям в обучении иностранным языкам». В опросе приняли участие обучающие и обучающиеся Ростовского государственного университета путей сообщения и Донского государственного технического университета (по 64 человека соответственно). В качестве оценки отношения были предложены следующие позиции: 1) осторожно, 2) перспективно, но в далеком будущем, 3) нейтрально, 4) одобряю некоторые из них, 5) положительно. Полученные результаты представлены в виде диаграммы (см. рисунок).

 

 

 

 Отношение участников образовательного процесса
к реализации иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам

 

Анализ полученных данных свидетельствует о превалирующем количестве положительных ответов как со стороны обучающих, так и со стороны обучающихся (позиции 4 и 5). При этом в обеих позициях студенты чаще выбирают оценку «положительно», что, несомненно, говорит об их интересе и желании работать с иммерсивными технологиями.  Результат по позиции 1) осторожно (4 и 0 соответственно) указывает на то, что студенты более открыты новым методам обучения, уверены в своих силах, не испытывают страха перед участием в новых образовательных проектах. Этот вывод подтверждает позиция 2) перспективно, но в далеком будущем, в которой ответов обучающихся меньше, чем ответов их наставников. Небольшая разница в ответах по позиции 3) нейтрально показывает, что лишь некоторая часть (8 и 7) преподавателей и студентов равнодушна к применению иммерсивных технологий в обучении.

 

Заключение / Conclusion

 

Проведенный в ходе исследования анализ показал, чтона данный момент существует настоятельная необходимость в поиске новых подходов и технологий в профессиональном иноязычном обучении будущих выпускников технических вузов.  Иммерсивные технологии обладают такими характеристиками, которые содействуют их превращению в высокорезультативный инструмент цифровой трансформации всей системы образования. В связи с этим иммерсивный подход и иммерсивные технологии рассматриваются сегодня как перспектива для разрешения сложившейся ситуации, причем не только в образовании. 

 Эффективность иммерсивного подхода в образовании не вызывает сомнения, и в первую очередь потому, что главным его достоинством является то, что обучаемые в процессе участия в иммерсивных проектах становятся обучающимися, т. е. самостоятельными в поиске и отборе нужной информации, средств обучения, возможностей презентации. К тому же иммерсивные технологии позволяют реально воспринимать находящиеся вне досягаемости объекты и события, создают условия для безопасной среды, благодаря игровому подходу повышают вовлеченность и мотивацию обучающихся.

Естественно, что полного перехода на обучение в рамках иммерсивного подхода в образовании в ближайшее время быть не может, но перспективы использования иммерсивности в обучении, в том числе и иностранным языкам, проявляются все настоятельнее. Сегодня применение иммерсивных технологий в российском образовании находится еще на начальном этапе и требует разработки методического сопровождения. Вопросы правильного использования виртуальной реальности для формирования компетенций обучающихся, учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся и другие находятся в центре внимания ученых, методистов, преподавателей и ждут своего решения, по-видимому, в новых дидактических и методических разработках. Проведенный авторами опрос по определению отношения участников образовательного процесса технических вузов к применению иммерсивных технологий в обучении иностранным языкам показал положительное отношение обеих сторон к новым технологиям. Однако преподаватели демонстрируют несколько неуверенное отношение (количество положительных ответов немногим больше половины), что можно объяснить сложностями при методической разработке и применении технологий в обучении, большими трудозатратами и зачастую недостаточным техническим оснащением учебных заведений. 

Научная новизна исследования детерминирована подробным осмыслением основных аспектов применения иммерсивных технологий в системе иноязычного профессионального обучения в техническом образовании, с практической точки зрения результаты проведенного исследования возможно использовать для разработки дидактического потенциала иммерсивных технологий в образовании. Перспективой дальнейшей работы в данном направлении представляется разработка научно-педагогического сопровождения и мониторинг полученных результатов.