Full text

Введение

 

Проведя теоретический анализ литературы, можно считать, что основоположником термина «самоэффективность» стал Альберт Бандура, разработчик социально-когнитивной теории научения [1]. Степень самоэффективности – это уровень уверенности в себе, убеждение, вера человека в эффективность (неэффективность) своих действий и ожидание успеха либо неуспеха от их реализации; оценка компетентности в конкретных поведенческих поступках [2].

Теория самоэффективности А. Бандуры (1978 г.) тесно связана с концепцией Хайнца Хекхаузена: частые поражения и жизненные неудачи могут сформировать страх достижения неудачи, а похвала и победы – мотив достижения успеха. Недостаток доверия к собственным способностям в области поведенческой и эмоциональной сфер может приводить к психическим заболеваниям, например неврозу [3].

По мнению А. Бандуры, для улучшения психологического здоровья личности важны не столько объективные результаты деятельности, сколько их интерпретация человеком и ожидание данного успеха и положительных результатов собственных действий.

Самоэффективность имеет когнитивную природу, которая, в свою очередь, влияет на моторное поведение, на то, насколько стрессовая ситуация будет стимулировать попытки овладения ею и как долго эти попытки будут продолжаться.

Самоэффективность каждого человека может повлиять на характеристику среды. Например, неуверенный в своей привлекательности человек может снизить хороший настрой участников вечеринки из-за низкой коммуникативной компетентности, плохого настроения, влияя тем самым на окружающих. После вечеринки негативная оценка своего провала закрепится в автоматическую мысль, связанную со стыдом и чувством вины, что еще больше снизит самоэффективность этого конкретного человека. Другой человек придет на вечеринку с хорошим настроением с ожиданием веселого времяпрепровождения, это облегчит знакомство и повысит его самоэффективность. «Ожидание результатов» (outcome expectation) – это оценка вероятности получения определенного результата деятельности благодаря собственному действию, а «ожидание эффективности» (efficacy expectation) – это самооценка того, как надо себя вести, чтобы достигнуть определенного результата.

Сила самоэффективности (высокая, средняя, низкая) влияет на поведение индивида. Эта мысль согласуется с теорией П. Я. Гальперина об ориентировочной основе действия (система условий: образы действия и образы среды) [4]. Влияние самоэффективности многообразно: поиск или избегание ситуаций определенного типа; выбор поведения; частота и продолжительность попыток овладения ситуацией; атрибуция успеха/неудач.

Факторы, влияющие на самоэффективность:

1. Спектр, репертуар поведенческих реакций.

2. Подражание, символическая модель (опыт наблюдения за другими людьми).

3. Вербальное подкрепление, позитивное или негативное.

4. Самооценка психологического состояния: эмоции, чувства; оценка поведенческих способностей [5].

Самоэффективность имеет динамику и зависит от актуальной ситуации и прежней истории развития индивида. Человек обычно ожидает от себя определенное поведение и демонстрирует его, видя образ определенных последствий своего поведения. Например, ожидая получить отказ в ответ на просьбу, он саму просьбу выражает так, что она приводит к отказу, который оказывается в центре его внимания [6].

Суть самоэффективности – уверенность, что в профессиональной деятельности всё выполняется правильно, оценка субъектом деятельности своих способностей реализовать задачу на хорошем уровне производительности [7]. Самоэффективность определяется как убеждение в том, что человек способен/неспособен выполнить поставленную задачу, и коррелирует с поведением, связанным с достижениями, включая когнитивную обработку, результат достижения, мотивацию, самооценку и выбор действий (способов достижения цели) [8].

Посредством оценки ожиданий и степени самоэффективности можно предсказать реальное поведение. Человек может изменить свое поведение, изменив свои ожидания. Когнитивные факторы (самоэффективность) могут управлять поведением, переводиться из области клинической терапии в сферу регуляции социального поведения. Отсутствие самоэффективности может быть существенным тормозом формирования социальной компетентности и формирования активности человека. Недостаток самоэффективности при определенных обстоятельствах может стать причиной невротических нарушений. А. Бандура создал тест общей самоэффективности, который адаптирован более чем в 20 странах.

По мнению В. П. Серкина, на самоэффективность влияет оценка работы, профессии и профессионала не только через трехфакторное пространство описания ОСА (оценка, сила, активность), но и через отношение к работе, удовлетворенность заработной платой, уровень сложности, востребованность на рынке труда, стабильность и многие другие мотивирующие факторы [9].

Методология и результаты исследования

 

Для исследования самоэффективности студентов-психологов использовались следующие методики: письменный опросник, включающий вопросы открытого, закрытого типа и с выборами ответов (направленный на изучение профессиональной самоэффективности), опросник «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварц, М. Ерусалем в адаптации В. Г. Ромека) [10], шкала самоэффективности (Д. Маддукс, М. Шерер в адаптации А. В. Бояринцевой, Р. Л. Кричевского) [11].

Вопросы из письменного опросника, направленные на оценку самоэффективности в профессиональной деятельности, звучали следующим образом: «Оцените уровень своих знаний в сфере психологии (от 1 до 10)», «Оцените эффективность своих знаний в сфере психологии, полученных благодаря университету (от 1 до 10)», «Оцените эффективность своих знаний в сфере психологии, полученных благодаря вам самим (от 1 до 10)». Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Самоэффективность в профессиональной деятельности (ср. знач.)

 

 

Общий

Вклад университета

Свой вклад

Профиль подготовки

 

 

 

Психология

4,57

5,04

4,48

Психолого-педагогическое образование

4,49

5,29

4,47

Служебная деятельность

3,18

4,82

3,55

Курс

 

 

 

I

3,90

4,97

4,53

II

4,42

5,00

3,77

III

3,80

3,90

4,10

IV

5,54

6,85

5,23

Профессиональная мотивация

 

 

 

Низкая

4,50

5,05

4,59

Высокая

4,36

5,25

4,38

 

Анализируя полученные данные, мы видим, что минимально свой уровень знаний оценивают студенты-психологи служебной деятельности, данный факт не будет учитываться в общих выводах, так как по настоящее время все студенты данного профиля обучения являются первокурсниками. Что касается других направлений обучения, то здесь различия минимальны, чуть выше свой уровень знаний оценивают студенты профиля психология.

Распределение результатов профессиональной самоэффективности в зависимости от курса обучения – наглядное проявление эффекта Даннинга – Крюгера – когнитивного искажения, которое заключается в том, что люди, имеющие более низкий уровень квалификации, представляют, что их уровень компетенций более завышенный, чем он есть на самом деле, в то же время квалифицированные люди часто склонны занижать оценку своих способностей и страдать недостаточной уверенностью в своих силах. Соответственно, и на нашей выборке мы можем наблюдать данный эффект: оценка собственных знаний студентами I курса (3,90) и II (4,42) превышает оценку третьекурсников (3,80), закономерно выше всех остальных респондентов свои знания в сфере психологии оценивают студенты IV курса (5,54).

Отдельно рассмотрим также самоэффективность в профессиональной деятельности студентов с низкой и высокой мотивацией. Здесь наблюдаются следующие особенности: студенты с низкой мотивацией в среднем оценивают свои знания в сфере психологии выше (4,50), чем студенты с высокой профессиональной мотивацией, а также данные студенты оценивают свой вклад в эти знания выше (4,59), чем замотивированные студенты (4,38).

Далее исследовался общий уровень самоэффективности студентов-психологов с помощью опросника «Шкала общей самоэффективности» (Р. Шварц, М. Ерусалем в адаптации В. Г. Ромека). В рамках авторской концепции общая самоэффективность является центральной и достаточно стабильной характеристикой человека, которая заключается в вере в эффективность собственных действий. Результаты представлены в табл. 2. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что наибольшее количество студентов с высоким уровнем общей самоэффективности обучается по профилю психология (8%), в свою очередь, наибольшее количество студентов-психологов с низкой общей самоэффективностью обучается по профилю психолого-педагогическое образование (11%). Распределение общей самоэффективности по курсам обучения имеет следующие особенности: высокий уровень пропорционально снижается от 1-го к 4-му году обучения, наибольшее количество студентов, имеющих низкий уровень самоэффективности, среди четверокурсников (31%). Среди студентов с низкой профессиональной мотивацией количество респондентов, имеющих высокую общую самоэффективность, меньше (5%), а с низкой общей самоэффективностью – больше (3%).

Таблица 2

Общая самоэффективность (%)

 

 

Высокая

Средняя

Низкая

Профиль подготовки

 

 

 

Психология

8

84

8

Психолого-педагогическое образование

6

83

11

Служебная деятельность

0

82

8

Курс

 

 

 

I

10

77

13

II

8

92

0

III

0

90

10

IV

0

69

31

Профессиональная мотивация

 

 

 

Низкая

5

72

23

Высокая

7

86

7

 

Также самоэффективность студентов-психологов исследовалась с точки зрения предметной деятельности и в межличностных отношениях. Результаты самоэффективности в предметной деятельности представлены в табл. 3. Анализируя полученные данные относительно профиля подготовки, можно сделать вывод, что наибольшее количество студентов, имеющих высокий уровень самоэффективности в предметной деятельности, обучаются по профилю служебная деятельность (36%), а наибольшее количество студентов с низким уровнем – по направлению психолого-педагогическое образование (27%). Относительно курса обучения мы имеем следующие результаты: высокий уровень самоэффективности в предметной деятельности пропорционально снижается от 1-го к 4-му году обучения, наибольшее количество студентов, имеющих низкий уровень, обучаются на III курсе (36%). Количество студентов с низкой профессиональной мотивацией, имеющих низкий уровень самоэффективности в предметной деятельности (41%), намного превышает количество высокомотивированных студентов по данному параметру (16%), количество которых также значительно больше и по высокому уровню самоэффективности в предметной деятельности (21%).

Таблица 3

Самоэффективность в предметной деятельности (ср. знач.), %

 

 

Высокая

Средняя

Низкая

Профиль подготовки:

 

 

 

Психология

23

59

18

Психолого-педагогическое образование

11

62

27

Служебная деятельность

36

45

19

Курс:

 

 

 

I

27

53

20

II

19

65

15

III

7

57

36

IV

7

62

31

Профессиональная мотивация:

 

 

 

Низкая

9

50

41

Высокая

21

63

16

 

Результаты самоэффективности в сфере межличностных отношений представлены в табл. 4. Анализируя полученные данные относительно профиля подготовки, можно сделать вывод, что в общем и целом результаты распределились одинаково по всем направлениям обучения (преобладает средний уровень – 83%), также ни один из студентов профиля подготовки психология служебной деятельности не имеет высокий уровень самоэффективности в сфере межличностных отношений. Относительно курса обучения результаты распределились следующим образом: высокий уровень пропорционально снижается от 1-го к 4-му году обучения, а низкий повышается. Наибольшее количество студентов, имеющих низкий уровень самоэффективности в сфере межличностных отношений, обучаются на III курсе (29%). Количество студентов с низкой профессиональной мотивацией, также имеющих низкий уровень самоэффективности в сфере межличностных отношений, 23% (в отличие от высокомотивированных – 8%), среди студентов с высокой профессиональной мотивацией также больше респондентов с высоким уровнем самоэффективности в сфере межличностных отношений – 5% (в отличие от высокомотивированных – 0%).

Таблица 4

Самоэффективность в межличностных отношениях (ср. знач.), %

 

 

Высокая

Средняя

Низкая

Профиль подготовки

 

 

 

Психология

4

85

11

Психолого-педагогической образование

5

84

11

Служебная деятельность

0

82

8

Курс

 

 

 

I

7

83

10

II

3

85

12

III

0

71

29

IV

0

100

0

Профессиональная мотивация

 

 

 

Низкая

0

77

23

Высокая

5

87

8

 

Выводы

 

Резюмируя полученные данные относительно исследования особенностей самоэффективности студентов-психологов, можно сделать следующие выводы:

-      самоэффективность в профессиональной деятельности: чуть выше относительно других направлений обучения свой уровень знаний оценивают студенты профиля психология; распределение результатов в зависимости от курса обучения является наглядным проявлением эффекта Даннинга – Крюгера;

-      общий уровень самоэффективности: наибольшее количество студентов с высоким уровнем общей самоэффективности обучается по профилю психология (8%), в свою очередь, наибольшее количество студентов-психологов с низкой общей самоэффективностью обучается по профилю психолого-педагогическое образование (11%). Распределение общей самоэффективности по курсам обучения имеет следующие особенности: высокий уровень пропорционально снижается от 1-го к 4-му году обучения, наибольшее количество студентов, имеющих низкий уровень самоэффективности, среди четверокурсников – 31%;

-      самоэффективность в предметной деятельности и в межличностных отношениях: наибольшее количество студентов, имеющих высокий уровень самоэффективности в предметной деятельности, обучается по профилю служебная деятельность (36%), а наибольшее количество студентов с низким уровнем – по направлению психолого-педагогическое образование (27%); высокий уровень самоэффективности в предметной деятельности пропорционально снижается от 1-го к 4-му году обучения, наибольшее количество студентов, имеющих низкий уровень, обучается на III курсе (36%); самоэффективность в сфере межличностных отношений относительно профиля подготовки имеет практически одинаковое распределение по всем направлениям обучения (преобладает средний уровень – 83%), также ни один из студентов профиля подготовки психология служебной деятельности не имеет высокий уровень. Относительно курса обучения результаты распределились следующим образом: высокий уровень пропорционально снижается от 1-го к 4-му году обучения, а низкий – повышается. Наибольшее количество студентов, имеющих низкий уровень самоэффективности в сфере межличностных отношений, обучается на III курсе (29%).