Аннотация: В статье предлагается новое и чёткое определение термина «задержка речевого развития», кратко описываются причины, приводящие к данному отклонению от нормы речевого онтогенеза. Впервые раскрывается взаимосвязь между развитием фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей раннего возраста с нормальным и задержанным речевым развитием, а также отмечаются особенности развития фонематического слуха и дифференцированных движений пальцев рук у малышей с задержкой речевого развития.
Ключевые слова: задержка речевого развития, моторика пальцев рук, фонематическое восприятие, фонематический слух.
Сегодня всё чаще и чаще родители, имеющие детей раннего возраста, и педагоги, работающие в дошкольных образовательных учреждениях с данной возрастной категорией малышей, сталкиваются лицом к лицу с проблемой как задержка речевого развития, которая оказывает отрицательное влияние на процесс обучения, развития и воспитания малыша. Что же такое задержка речевого развития и почему она возникает?
В современной научной литературе термин «задержка речевого развития» трактуется неоднозначно и расплывчато. Чёткого определения данного термина нет, как и нет структуры дефекта (нарушения) при данном виде отклонения развития речи от нормального речевого онтогенеза (развития). Мы будем использовать следующее определение задержки речевого развития.
Задержка речевого развития (“delayedspeechdevelopment”) – это недоразвитие речеязыковой способности, проявляющееся в недостаточном уровне усвоения норм языка и в снижении активности речевой деятельности (речи) и приводящее к задержанному развитию коммуникативной функции речи (функции общения), а также к дефицитарному развитию игровой и познавательной деятельности.
В структуре дефекта (нарушения) задержки речевого развития ведущее место занимает недоразвитие речеязыковой способности. Почему отмечается недоразвитие именно речеязыковой способности, а не речи, хотя сам термин именуется как задержка речевого развития? Дело в том, что речь и язык тесно взаимосвязаны между собой и определяют друг друга. Язык – это система кодов, знаков, символов. На основе этой системы и реализуется речь. Ребёнок не заговорит, пока не усвоит определённую систему правил, присущую данному языку. В этом и заключается суть речеязыковой способности, которая полноценно при задержке речевого развития не развивается. Это связано ещё и с тем, что ведущим дефектом в структуре недоразвития речеязыковой способности является недоразвитие фонематического слуха, которое тесно связано с недоразвитием тонких кинестетических и кинетических ощущений от положения языка и губ, придающих слову моторный образ. Поэтому чёткие условно-рефлекторные связи между слуховым и моторным образом слова не устанавливаются, что вызывает у ребёнка трудности при усвоении новых слов. Они обусловлены как недоразвитием фонематического слуха, так и нарушением подвижности артикуляционного аппарата (языка и губ).
Фонематический слух(“phonemichearing”) – это специфический слух, позволяющий различать звуки речи (Н. И. Жинкин, 1958). Но чтобы дифференцировать (различать) речевые звуки (звуки, которые мы произносим), малыш должен сначала научиться различать звуки окружающей среды (шум воды, грома, шелест бумаги, звук колокольчика, музыкального молоточка и других музыкальных инструментов). Затем звукоподражательные комплексы, которые представляют собой комплексы речевых звуков, имитирующих звуки окружающей среды (например, «мяу-мяу», «гав-гав», «кап-кап», «кря-кря», «ме-ме» и другие). Однако ребёнок с задержкой речевого развития уже испытывает трудности в дифференциации неречевых звуков (звуки окружающей среды), различие звукоподражательных комплексов является для него ещё сложнее. Так как базовые (основные) функции фонематического слуха не сформированы, то ни о какой дифференциации речевых звуков (высшей ступени фонематического слуха) не может быть и речи. Малыш воспринимает их как шум и не реагирует на них. Все проблемы, связанные с недостаточным уровнем функционирования фонематического слуха, плавно со временем перетекают в недоразвитие фонематического восприятия (“phonemicperception”), которое позволяет определять малышу количество слогов и звуков в слове, их последовательность и местоположение. Именно недоразвитие фонематического восприятия замедляет и искажает формирование элементарных навыков чтения и письма. И к этому, как ни странно, однако в дальнейшем и приводит задержка речевого развития, так как начальные этапы развития фонематических процессов уже функционируют на повреждённой основе. Невозможность установления чёткой условно-рефлекторной связи между слуховым и моторным образом слова является одним из основных предвестников возникновения трудностей в период обучения грамоте, то есть в период формирования элементарных навыков чтения и письма.
Кроме того, у детей с задержкой речевого развития отмечается также недоразвитие моторики пальцев рук. Рука, по мнению М. М. Кольцовой (1973), представляет собой ещё один орган речи. В головном мозге проекция руки тесно связана с речевыми зонами, к которым относятся фонематический слух и движения языка. Поэтому есть все основания предполагать, что развитие моторики руки тесно связано с развитием фонематического слуха у детей с нормальным и задержанным речевым развитием. Осуществляя коррекционно-развивающую работу с малышами, имеющими задержку речевого развития (22 человека) на базе детского сада №32 «Аленький цветочек» города Реж Свердловской области и сравнивая их моторное и фонематическое развитие с детьми в возрасте от двух лет трёх месяцев до трёх лет, имеющими норму по речи (22 человека), нами были выявлены следующие закономерности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук (см. рис. 1). Данные закономерности соотнесены с развитием функциональной асимметрии головного мозга у детей с задержкой речевого развития на основе моторных показателей (выделение ведущей правой руки).
Когда малыши с задержкой речевого развития научатся различать неречевые звуки (звуки окружающей среды), то они уже умеют дифференцированно использовать второй и третий пальцы правой и левой рук (поза «Зайчик»). В этом случае обе руки находятся в одинаковом положении по отношению друг к другу в процессе выполнения данной позы, то есть являются равнозначными. Правое и левое полушария функционируют одинаково. Отмечаются только предпосылки к развитию функциональной асимметрии головного мозга.
Однако при нормальном речевом развитии дети лучше выполняют позу «Зайчик» на левой руке, чем на правой. Это свидетельствует о преобладающей роли правого полушария и развитии функциональной асимметрии головного мозга в соответствии с онтогенезом. Оно, как правило, начинается всегда с правого полушария и по мере развития ведущей руки (чаще всего правой) постепенно ведущее место отводится левому полушарию. В направлении справа – налево, то есть от правого полушария к левому полушарию, осуществляется развитие любой психической функции (памяти, внимания, фонематического слуха, восприятия, движения, эмоций, речи и т. д.). Это закон развития мозга. Он по-другому работать не умеет. В соответствии с данным законом правое и левое полушария начинают взаимодействовать друг с другом (межполушарное взаимодействие), обеспечивая нормальное протекание и развитие психических процессов. У детей с задержкой речевого развития, как показывают первые данные исследования, закон развития мозга нарушен. Его необходимо заново формировать, чтобы создать базу для развития психики ребёнка. Указанное положение является основой осуществления коррекционно-развивающего воздействия с данной категорией детей.
При сформированной способности дифференцировать звукоподражательные комплексы малыши с задержкой речевого развития осуществляют дифференциацию второго и пятого пальцев правой и левой рук (поза «Рожки»). Но при этом ведущее место начинает занимать правая рука, создание позы на левой руке происходит с помощью правой руки, что свидетельствует о начале развития функциональной асимметрии головного мозга (выделении ведущего полушария и ведущей руки) и развитии межполушарного взаимодействия.
Рис. 1. Особенности развития фонематического слуха и моторики пальцев рук у детей раннего возраста с нормальным и задержанным речевым развитием
У детей с нормальным речевым развитием поза «Рожки» выполняется правой и левой рукой без ошибок и без оказания помощи со стороны другой руки. Это свидетельствует о достаточном уровне функционирования правого и левого полушария в отдельности, и об установлении между ними чёткой функциональной асимметрии. При этом функциональная асимметрия продолжает своё развитие параллельно с развитием межполушарного взаимодействия.
Различение же речевых звуков у детей с задержкой речевого развития сопровождается дифференцированными движениями пальцев правой и левой рук (поза «Пальчики здороваются»: соединение второго, третьего, четвёртого и пятого пальцев правой и левой рук с большим пальцем одноимённой руки, а затем в обратном направлении). В этом случае выполнение данной позы правой рукой осуществляется лучше, чем левой. При осуществлении позы «Пальчики здороваются» правой рукой отмечается соблюдение последовательности и ритмичности всех движений как в прямом, так и в обратном порядке. При выполнении указанной позы на левой руке присутствуют ошибки в соблюдении последовательности движений. Точно такие же показатели отмечаются ещё и у дошкольников пяти-шести лет, у которых присутствуют речевые нарушения. Это свидетельствует о недостаточном функционировании у них на данном этапе речевого развития фонематического слуха, фонематического восприятия, о слабости межполушарного взаимодействия, что ярко отражается и в графических рисунках (Е. А. Бушинская, 2013; И. А. Филатова, 1998), а также о продолжающемся развитии функциональной асимметрии. Поэтому выделение ведущего левого полушария по речи отсрочено во времени и обусловлено в большей степени недоразвитием межполушарного взаимодействия. Однако при нормальном речевом развитии поза «Пальчики здороваются» выполняется на обеих руках без ошибок, что говорит о чётком установлении (закреплении) функциональной асимметрии головного мозга и о выделении ведущего (доминантного) левого полушария, отвечающего за речь.
Таким образом, экспериментальные данные показывают, что развитие фонематического слуха тесно связано с развитием моторики пальцев рук и становлением функциональной асимметрии головного мозга, которая осуществляется параллельно с развитием межполушарного взаимодействия. Выявленная закономерность является важным диагностическим показателем речевого и моторного развития ребёнка раннего возраста, и она не относится к детям с моторной алалией и аутизмом.
Однако недоразвитие фонематического слуха и моторики пальцев рук сопровождается и недоразвитием моторики артикуляционного аппарата: движения языка, губ неточные, тонус языка снижен или напряжён, ребёнок не может высунуть язык, поднять его вверх и осуществлять им движения вправо-влево, со стороны губ отмечаются содружественные движения (синкинезии). Недоразвитие фонематического слуха, артикуляционной моторики и моторики пальцев рук являются симптомами, свидетельствующими о наличии у ребёнка дизартрических нарушений (речедвигательных расстройств), (О. Г. Приходько, 2009; Е. Ф. Архипова, 2009) и о неблагополучном психомоторном развитии. Данные симптомы оказывают отрицательное влияние на формирование первоначальных детских слов. Поэтому активный словарь малыша не пополняется и не развивается, не формируются базовые глубинные грамматические структуры. Малыш не может составить предложение (объединить 2-3 слова и употребить их в правильной грамматической форме), так как он не осознал норм языка и поэтому не может сказать его. Хотя намерение к общению со взрослым и обращению к нему за помощью у него очень часто присутствует, но зачастую и может отсутствовать. Ребёнку трудно соотнести услышанное слово с определённым артикуляционным образом, тогда как зрительный образ предмета, действия или признака имеется в его сознании.
Всё это относится к главным причинам, которые вызывают недоразвитие речеязыковой способности, занимающей ведущее место в структуре дефекта как задержка речевого развития. А выявленные экспериментальные данные дают основания предполагать, что развитие фонематического слуха и моторики пальцев рук тесно взаимосвязаны и, кроме того, поэтапная закономерность развития фонематического слуха и дифференцированных движений пальцев рук является важным диагностическим показателем речевого и моторного развития детей раннего возраста.
Ссылки на источники
- Архипова, Е. Ф. Инновационная модель комплексного сопровождения развития детей с перинатальной энцефалопатией и её последствиями: дис. ... на соиск. д. п. н. / Е. Ф. Архипова. – Москва :Мос-й. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова, 2009. – 452 с.
- Бушинская, Е. А. Гендерные различия развития пространственного гнозиса и речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии / Е. А. Бушинская // Проблемы современной науки: сборник научных трудов. – 2013. – Выпуск 8, часть 2 – С. 41-48.
- Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. – Москва : АПН РСФСР Институт психологии, 1958. – 370 с.
- Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка: роль двигательного анализатора в формировании высшей нервной деятельности ребёнка / М. М. Кольцова. – Москва : Педагогика, 1973. – 144 с.
- Приходько, О. Г. Дизартрические нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2009. – №6. – С. 49-54.
- Филатова, И. А. Коррекция нарушений речи у дошкольников с дизартрией и недоразвитием пространственного гнозиса: дис. ... на соиск. к. п. н. / И. А. Филатова. – Екатеринбург : Урал. госуд. пед. ун-т., 1998. – 217 с.
Peculiarities of the development of phonemic hearing and motor activity of fingers in children of early age with the normal and the delayed speech development
Abstract: The article offers a new and a clear definition of the term “delayed speech development” briefly describes causes that lead in this deviation from speech ontogeny. For the first time it discloses the interconnection between the development of phonemic hearing and motor activity of fingers in children of early age with the normal and the delayed speech development and also notices the peculiarities of the development of phonemic hearing and the differentiated movements of fingers in children with delayed speech development.
Key words: delayed speech development, motor activity of fingers, phonemic hearing, phonemic perception.