Аннотация. В статье рассматриваются факторы возникновения виктимного поведения в подростковом возрасте, а также определяется эффективность профилактических программ по предупреждению насилия над виктимным подростком.
Ключевые слова: виктимный подросток, виктимизация личности, структурно-функциональная модель профилактики.
В семье при нарушении внутрисемейных отношений создается неблагоприятный фон для эмоционального развития ребенка, и это, в конечном счете, может стать источником формирования генерализованной неудовлетворенности, т. е. семья является одним из основных факторов развития предпосылок формирования психологии жертвы. Наибольшую опасность с точки зрения формирования виктимности у подростков представляют семьи, в которых за внешним благополучием скрываются нарушения семейного взаимодействия часто не осознаваемые ее членами. Для таких семей характерны:– чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение подростков к своим родителям и их проблемам; если при этом в семье доминирует холодная в общении, не эмоциональная, строгая мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;– использование ребенка как средство давления и манипуляции супругами друг другом;– непостоянство в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения (ребенка то приближают к себе, то отдаляют независимо от особенностей его поведения);– невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга;– директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение;– спутанные и размытые отношения межпоколенные границы; старшие продолжают воспитывать уже взрослых детей, при этом по отношению к внукам чаще всего обнаруживается гиперпротекция и попустительство;– использование прямых провокаций в обращении с ребенком;– заниженная оценка достижений ребенка либо негативные ожидания по отношению к его действиям и поступкам;– сексуальное насилие;– генетическая предрасположенность к алкоголизму или злоупотребление кем-то из членов семьи алкоголем (наркотиками);– отсутствие в ближайшем окружении ребенка значимого взрослого. В отечественной литературе предложена широкая классификация стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития, в том числе и виктимности [3].
Гипопротекция – недостаток опеки и контроля за поведением, доводящий иногда до полной безнадзорности; чаще проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, делам, интересам, тревогам. Скрытая гипопротекция наблюдается при формально присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.
Доминирующая гиперпротекция – обостренное внимание и забота о подростке, сочетающиеся с мелочным контролем, обилием ограничений и запретов, что усиливает несамостоятельность, безынициативность, нерешительность, неумение постоять за себя.
Потворствующая гиперпротекция – воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмерное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стремление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недостаточным упорством и опорой на собственные ресурсы.
Эмоциональное отвержение – игнорирование потребностей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрываемое эмоциональное отвержение появляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой», например, «недостаточно мужественный для своего возраста, все и всем прощает, по нему ходить можно».
Повышенная моральная ответственность – не соответствующие возрасту и реальным возможностям ребенка требования бескомпромиссной честности, чувства долга, порядочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни. Все это естественно сочетается с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недостаточным вниманием к его психофизическим особенностям.
Непрогнозируемые эмоциональные реакции. Речь идет о родителях, склонных к неожиданным изменениям настроения и отношения к детям. Изменение отношения обусловлено внутренним состоянием родителей, особенностями их личности.
Условия жестоких взаимоотношений обычно сочетаются с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться как открыто – расправами над ребенком, так и полным пренебрежением интересами ребенка, когда он вынужден рассчитывать только на себя, не надеясь на поддержку взрослых.
Противоречивое воспитание: в одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей.
Воспитание вне семьи: само по себе воспитание вне семьи может быть полезным в подростковом возрасте, поскольку жизнь среди сверстников способствует развитию самостоятельности, выработке навыков социальной адаптации.
Таким образом, специфика взаимоотношений в семье, ее структура, особенности членов этой семьи, интеракций влияют на формирование личности ребенка, на самооценку и оценку себя как жертвы, уровень виктимности, способы поведения.
Дж. Вайсе перечисляет некоторые обстоятельства, которые могут вызвать в ребенке сильную невротизацию характера, приводящую к повышенной виктимности .
С точки зрения формирования виктимности основными нарушениями внутрисемейных отношений считаются симбиоз и депривация.
Исследования подросткового возраста, с одной стороны, позволяют проследить типичные черты человека, выходящего за пределы детства, а с другой – ретроспективно рассмотреть собственно детство. Значимым фактором возникновения виктимизации личности является подростковый кризис. Другими словами, познание источников, условий, механизмов развития в подростковом периоде дает ключ к раскрытию закономерностей онтогенетического развития в целом и отдельных качеств личности, например виктимности, в частности. Не случайно с подростковым возрастом связан целый комплекс проблем разного уровня, характера и содержания.
По мнению О.О. Андронниковой, пик виктимности приходится на период 15–16 лет в силу многоплановости задач данного возраста. В этот период происходят не только психологические изменения (активно формируется личность, создается нравственное лицо индивидуума), но и формирование социальных ролей подростка, остро возникает проблема выбора профессии. Изменение образа Я, самооценки, Я-концепции, появление чувства взрослости, стремление к эмансипации, потребность в общении со сверстниками, желание самоутвердиться любой ценой – все это приводит к чрезвычайной уязвимости подростка, подверженности влиянию со стороны [ 1].
Анализ отечественного и зарубежного опыта профилактики насилия над детьми и подростками позволил выявить наиболее эффективные формы, методы и средства профилактики насилия над виктимным подростком, которые, в первую очередь, учитывают особенности поведения самой потенциальной жертвы, ее личность и способы социальной адаптации. Приоритетной является первичная профилактика, которая заключается в комплексном воздействии на все факторы виктимности и виктимного поведения. Комплексность при этом означает единовременный охват широкого круга показателей, отражающих как состояние социальной среды, так и индивидуальные адаптивные возможности подростка.
Главным средством подтверждения правомерности и проверки выявленных педагогических условий профилактики насилия над виктимным подростком выступала опытно-экспериментальная работа, организация которой была подчинена логике методологических и теоретических посылок. Она являлась одновременно решением исследовательских задач и средством педагогической профилактики насилия над виктимным подростком.
Нами были проведены педагогические эксперименты носили поисковый, формирующий и контрольный характер.
В формирующем эксперименте определялась эффективность профилактических программ по предупреждению насилия над виктимным подростком. Для оценки эффективности педагогических воздействий в формирующем эксперименте использовались критерии, уровни и показатели виктимизации учащихся, подвергавшихся насилию. Кроме того, мы посчитали необходимым оценить эффективность процесса профилактики насилия над виктимным подростком, выделив для этого следующие критерии и показатели: 1) ценностно-мотивационный (наличие жизненных ориентаций и целей; принятие здорового образа жизни); 2) когнитивный (знания о сущности, видах и факторах виктимного поведения: знания о природе насилия и жестокого обращения с людьми; представления о здоровом образе жизни, эффективных способах преодоления виктимизации; знания о возрастных особенностях подростков; знания о ненасильственных способах взаимодействия; представления о безопасном мире);3) поведенческий (овладение компетенциями по участию в продуктивной, социально ориентированной деятельности; по конструктивному взаимодействию с окружающими; по умению предвидеть последствия деятельности и поведения как своего, так и других); 4) отношенческий (сформированность базовых показателей: адаптации; самоприятия; приятия других; эмоциональной комфортности);5) общее положительное устойчивое отношение к профилактической работе.
При поиске направлений и подходов к педагогической профилактике насилия над виктимным подростком в качестве основного нами был применен метод моделирования.
Структурные компоненты авторской модели раскрывают внутреннюю организацию педагогической профилактики насилия над виктимным подростком (цель, задачи, содержание основных концептуальных идей, организационных форм и методов) и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия элементов данного процесса.
Функциональные компоненты представляют собой устойчивые базовые связи структурных компонентов, т.е. способ организации работы, функции модели, обусловливая тем самым движение, развитие и совершенствование педагогической системы [ 2].
Стуктурно-функциональная модель педагогической профилактики насилия над виктимным подростком, кроме реализации цели и задач предполагала также: реализацию подходов: – аксиологического,сущность которого в ценностном отношении к субъектам профилактики;– личностно-ориентированного, суть которого, В.В. Сериков определяет как создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций подростка; постановку подростка в ситуацию выбора; обращение педагогов к личностным смыслам подростков; ориентацию на задачи возрастного развития личности подростка в процессе профилактики;– субъектного подхода, актуализирующего субъектную позицию виктимного подростка, позволяющую осуществить переустройство бытия в соответствии со структурой сложившихся личностных смыслов (З.И. Рябикина), создать условия для активизации преобразующей функции личности; – диалогического подхода, позволяющего осуществить проблематизацию взаимодействия, обсудить нерешенные вопросы, проблемы с выработкой альтернатив поведения, предвидением последствий своего поведения и деятельности и окружающих; акцентированием внимания на субъектном опыте подростка, с реализацией диалоговых стратегий во взаимодействии; 2) реализацию функций: – информационной (информирование участников опытно-экспериментальной работы по вопросам сущности виктимизации, факторах ее предупреждения, насилии, видах и формах проявления насилия, способах преодоления последствий насилия и жестокого обращения); – диагностической (выявление уровня виктимизации подростков на основе диагностики ее показателей на различных этапах профилактики с целью ее преодоления и коррекции); – профилактически-коррекционной (педагогическая коррекция последствий виктимизации подростков, подвергшихся насилию, с опорой на актуализацию личностных ресурсов, а также на создание безопасной окружающей среды); – личностно-развивающей (развитие компетенций подростка по конструктивному взаимодействию с социумом; обучение основам социально компетентного поведения с использованием интерактивных форм и методов); 3) реализации принциповорганизации педагогической профилактики насилия над виктимным подростком: непрерывности, диалогического взаимодействия, системности; наличия единой гуманистической системы ценностей, экзистенциальное равенство людей; 4) этапы: диагностику, проектирование, собственно реализацию проекта, аналитико-корректировочный этап; 5) результаты: положительную динамику снижения виктимности подростков, подвергшихся насилию [2].
Таким образом, структурно-функциональная модель педагогической профилактики насилия над виктимным подростком позволяет комплексно рассмотреть исследуемый процесс, системно представить основные стратегии и педагогические условия предупреждения и коррекции уровня виктимизации подростков.
Ссылки на источники
- Андронникова О.А. Андронникова О.О. Психологические факторы возникновения виктимного поведения подростков: автореф.дис. … канд. психол. наук. – Новосибирск, 2005. –16с.
- ГолубьМ.С., Сажина Н.М. Предупреждение педагогических рисков виктимизации подростков. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». – Майкоп: из-во АГУ.-Вып.1 (95).-2012.-292с.
- Личко А.Е. Патологические типы нарушений у подростков. – Л., 1973. – 107 с.
Golub Marina S.,
Associate Professor, Department of preschool pedagogy and psychology of the Kuban State University, g. Krasnodar
Structural-functional model of teaching prevention of violence against adolescent victimization
Abstract: This article examines the factors of victim behavior in adolescence and is determined by the effectiveness of prevention programs to prevent violence against victimization teenager.
Key words: teen victimization, victimization of the individual, structural and functional model of prevention
References
- Andronnikova OA Andronnikova OO Psychological factors of victim behavior of adolescents: Avtoref.dis. ... Cand. psychol. nauk. – Novosibirsk, 2005. 16c.
- Golub M.S., Sazhina NM Warning teacher victimization risk adolescents. Bulletin of Adyghe State University. A series of "Pedagogy and Psychology" . – Maikop: because in AGU. –Issue 1 (95) . – 2012.-292s.
- Licko AE Pathological types of disorders in adolescents. –A., 1973. –107 with.