Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Елагина В. С. Формирование исследовательской компетенции в процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8 (Август). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12102.htm.
Аннотация. Исследовательскую компетенцию педагога следует рассматривать как один из важнейших компонентов его профессионально-педагогической компетентности. Ее формирование происходит непосредственно в процессе осуществления студентами исследовательской деятельности. В статье проводится сравнительный анализ учебно- и научно-исследовательской деятельности, определяются особенности исследовательской деятельности студентов, характеризуются ее функции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Елагина Вера Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»,г. Челябинск V_275@mail.ru

Формированиеисследовательской компетенциив процессе профессиональной подготовки студентов педагогического вуза

Аннотация.Исследовательскую компетенцию педагога следует рассматривать как один из важнейших компонентов его профессиональнопедагогической компетентности. Ееформирование происходит непосредственно в процессе осуществления студентами исследовательской деятельности.В статье проводится сравнительный анализ учебнои научноисследовательской деятельности, определяются особенности исследовательской деятельности студентов,характеризуютсяеефункции.Ключевые слова:учебноисследовательская, научноисследовательская деятельность студентов,исследовательская компетенция, функции исследовательскойдеятельности.

Исследовательская компетенция, на наш взгляд, является важной составляющей профессионализма учителя и выступает условием его развития и реализации готовности учителя к педагогической деятельности. Не случайно одной из задач высшего педагогического образования является подготовка будущего учителя к исследовательской деятельности. Вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные исследования позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей [1].Исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных, проектировочных умений, развивает критическое мышление, творческие способности студентов.Обобщая различные подходы к определению сущности исследовательской компетенции, отметим, что однозначного толкования этого понятия нет. Одни ученые[2; 3] считают, что исследовательскую компетентность следует рассматривать как составляющую профессиональной компетентности, другие [4; 5] –неотъемлемым компонентом общей и профессиональной образованности, третьи [6–8] определяют исследовательскую компетентность как совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности.Разделяя взгляды А.В. Хуторского [9], считаем, что исследовательская компетенция носит метапредметный характер по отношению к образовательному процессу и является ключевой по отношению к педагогической деятельности учителя. Метапредметный характер исследовательской компетенции проявляется в той совокупности обобщенных знаний и умений, а также в уровне развития интеллектуальных способностей студентов, которые позволяют им осуществлять широкий перенос сформированных методологических (исследовательских) умений на различные виды педагогической деятельности, что гарантирует успешность учителю в быстро меняющемся современном мире. Исследовательская компетенция следует отнести к ключевым компетенциям, так как ее присутствие имеет определяющее, ключевое значение для профессиональной педагогической деятельности, развития педагогического мастерства и профессионализма. Наличиеисследовательских знаний и уменийявляется одной из ярких характеристик уровня профессиональной зрелости педагога. Успешность исследовательской деятельности студентов во многом определяется личностными качествами, к которым следует отнести такие, как критичность и самокритичность, неудовлетворенность достигнутыми результатами, мощный интеллект, выраженную способность контролировать свои действия, способность к нестандартному решению теоретических и экспериментальных задач, наблюдательность, честность, открытость и смелость отстаивания своих взглядов и позиций, собственное видение проблемы, самостоятельность, инициативностьи ответственность и другие.В нашем исследовании мы рассматриваем исследовательскую компетенция педагога как компонент его профессиональнопедагогической компетентности; как характеристику личности учителя, владеющегометодологическими знаниями и умениями, технологией исследовательской деятельности и проявляющего готовность к их использованию в профессиональной деятельности. Студенты, целенаправленно занимающиеся исследовательской деятельностью, заметно отличаются теми качествами, которые характерны для исследователя. Их характеризует познавательная активность, желание не просто приобрести профессионально важные знания и умения, но и исследовать образовательный процесс в школе, изучить возрастные, психологические особенности учащихся, характер их взаимоотношений друг с другом, с учителями, использовать в организации учебнопознавательного процесса в школе инновационные методы и формы обучения;стремление проверять на собственном опыте педагогические новации, современные педагогические технологии, находить новую информацию из собственного опыта; особаячувствительностьпроблемам; способность к дивергентному поиску решения выявленных проблем; способность к рефлексии.Исследовательская деятельность студентов отличается от научноисследовательской деятельности ученого, занимающегося научным исследованием.Исследовательскую деятельностьследует рассматривать как особый вид интеллектуальнотворческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение студента. В отличие от научного исследования, целью которого является производство новых знаний, решение крупных научных проблем в различных областях деятельности человека, учебнои научноисследовательская деятельность студентов направлена на формирование исследовательских умений и навыков, как универсального способа познания окружающей действительности, развитие познавательной мотивации, приобретение знаний о методах и методиках освоения действительности, приобретение знаний, новых и значимых для студентов, будущих педагогов.Рассматривая исследовательскую деятельность студентов как синтез учебноисследовательской и научноисследовательской деятельности, мы вкладываем разное понимание сущности этих видов деятельности.Так, под учебноисследовательской деятельностью студентов мы понимаем деятельность, в результате которой они приобретают необходимые навыки творческой исследовательской деятельности. В процессе решения задач, как правило, уже разработанных в науке, студенты приобретают умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, изучая и анализируя не только учебную литературу, но и дополнительную. С целью развития информационных умений организуется работа студентов по составлению библиографических списков, написанию аннотаций, кратких рефератов, тезисов, докладов и сообщений теме своего исследования, постановки целей и задач исследования, планированию и организации микроэкспериментов, овладению методами и методиками исследования, анализу и обобщению полученных результатов и их объяснению.Научноисследовательская деятельность студентов рассматривается как поисковая деятельность научного характера, направленная на решение задач неизвестным результатом. Эта деятельность связана с анализом реального образовательного процесса, выдвижением гипотез и их экспериментальной проверкой, построением модели учебного или воспитательного процесса, выявлением педагогических условий эффективного построения образовательного процесса в школе. В результате глубокого теоретического анализа исследуемой проблемы, объяснения педагогических явлений и процессов, установления их связей и отношений, теоретического и экспериментального обоснования фактов, выявления закономерностей посредством научных методов познания студент открывает «новое знание», носящее не только субъективный характер, но и приобретающее определенную объективную теоретическую значимость, новизну для образовательной практики. Формирование исследовательской компетенции студентов происходит непосредственно в процессе осуществления исследовательской деятельности, функциями которой являются аналитическая, ориентационная, прогностическая, информационная и моделирующая.Аналитическаяфункцияисследовательской деятельности проявляется в психологопедагогическом анализе образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. Сущность анализазаключается в том, чтобы установить причинноследственные связи между компонентами учебновоспитательного процесса –целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых он протекает, и его результатами, а также проследить влияние процесса на уровень обученности и воспитанности учащихся. Теоретический анализ педагогических процессов направлен на выявлениефактов, явлений; установление состава элементов данного факта или явления; раскрытие содержания и определение роли каждого из элементов данной структуры; проникновение в процесс развития целостного явления; определение его места в образовательном процессе.Основные требования к анализу педагогического процесса, явления или ситуации:

–соответствие содержания поставленным целям; –системность, которая предполагает охват анализом не только всехкомпонентовсистемы обучения и воспитания, но и всех участников учебновоспитательного процесса; –объективность, основывающаяся только на достоверных данных, на научных методах исследования; –логичность, проявляющаяся в том, что любые проблемы образования должны анализироваться в следующей логике: признаки, указывающие на наличие проблемы; тенденции; причины тенденций; задачи деятельности педагога; система мер; необходимые условия и средства; сроки, ответственные, где и как подводятся итоги; ожидаемые результаты; прогноз будущей педагогической ситуации.

Таким образом, сущность аналитической функции состоит в том, чтобы исследовать, оценить учебновоспитательный процесс, свою профессиональную деятельность в период педагогической практики, прогнозировать развитие ситуации и собственный стиль и стратегию поведения в данной ситуации и в результате сделать выводы, способствующие выходу на более качественный, эффективный уровень педагогической деятельности.

Ориентационная функциянаправлена на формирование системы представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего исследования, или выполняемого действия, определение оценочных отношений к предмету исследования.Она выражается в умении студентаопределять направление исследовательской деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе работы, прогнозировать результаты этой работы.Информационная функцияреализуется через поиск студентами учебной, научной, мировоззренческой, нравственноэстетической, справочной, методической информации, а также информации из различных интернетресурсов. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственными идеями является важнейшим средством формирования и развития личности студента. Не менее важным является формирование умений самостоятельной работы с информацией, включающей такие виды умений, как написать реферат, тезисы, аннотацию, рецензию, разработать план, конспект, составить библиографический список и др. В последние годы особую актуальность приобретает владение современными информационными средствами, компьютерными технологиями. В связи с этим возникает необходимость формирования таких умений, как работа с обучающими и контролирующими программами, с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебными пособиями, электронной почтой, ICQ, текстовымиредакторами, электронными таблицами, моделями, тестами.Прогностическая функция предполагает у студентов наличия умения предвидеть конечной результат исследовательской деятельности.Умение прогнозировать, осуществляемое на научной основе, опирается на знания сущности, закономерностей и логики педагогического процесса. К прогностическим умениям следует отнести умение выдвигать гипотезы, формулировать цели и задачи предстоящего исследования, подобратьспособы достижения поставленных целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического исследования, распределить время, спланировать и составить алгоритм своих действий, использовать комплекс методов и методик, адекватных исследованию. Моделирующая функцияреализуется в процессе исследования объектов познания на их моделях. Построение педагогических моделей позволяет с достаточнойточностью описывать реально существующие явления и процессы так, как они проходили бы в действительности. С ней проводится опытноэкспериментальная работа с целью получения информации о педагогической системе, при необходимости можно скорректировать ее структуру, внутренние связи между составляющими ее компонентами, получить достаточно устойчивые результаты, позволяющие сделать выводы и перенести результаты в образовательный процесс школы. Таким образом, в процессе освоения студентами всех компонентов научного исследования у них формируется исследовательская компетенция, особенностями которой являются: решение нестандартных задач с помощью эвристических методов; ISSN 2304120Xиспользование различных методов исследования при решении проблемных ситуаций, встречающихся в образовательном процессе школы; возможность использовать сформированныеисследовательские умения в любых педагогических ситуациях; готовность включаться в инновационные процессы школы, в результате чего у студента развиваются профессионально значимые качества учителяисследователя; ценностное осмысление роли исследовательского поиска в педагогической деятельности.

Ссылки на источники 1.Российское образование –2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях: к IX Международной научной конференции. «Модернизация экономики и глобализация»; Москва, 1–3 апреля 2008 г. / Под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. –М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008. –39 с.2.Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя. –Красноярск: КГУ, 1998. –118 с. 3.ДеркачА.А.,КузьминаН.В.Акмеология: пути достижения вершин профессионализма.–М.: РАУ, 1993. –25 с.4.Лаптев В.В. Научный подход к построению программ исследования качества образования //Модернизацияобщего образования на рубеже веков: сборник научных трудов. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. –С. 3–10.5.Перспективы развития системынепрерывного образования / Под ред. Б.С. Гершунского. –М.: Педагогика, 1990. –221 с.6.Зеер Э. Ф.Обновление базового профессионального образования на основе компетентностногоподхода // Профессиональное образование. –2007. –№4. –С. 9–10.7.Талызина Н. Ф., Печенюк Н.Т., Хихловский Л.Б. Пути разработки профиля специалиста. –Саратов: ИздвоСаратовского университета, 1987. ‒ 173 с.8.Чошанов М. А. Теория и технология проблемномодульного обучения в профессионально школе: автореф. дис. … дра пед. наук. –Казань, 1996. –34 с.9.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как результат личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. –2003. –№2. –С. 58–64.

Elagina Vera, DrofPedagogy, Professor of the Chair of Pedagogy of the Chelyabinsk State Pedagogical University, ChelyabinskInvestigation Competence Forming during Professional Teaching if Pedagogical High Educational Establishment StudentsAbstract.The teacher investigation competence should be considered as one of the most important components of his professional pedagogical competence. Its formation could be observed during students investigation activity. There is a comparative analysis of study and scientific activity in the article? The author also describes students research work peculiarities and characterizes its functions.Key words:study and investigation activity, scientific investigation activity, investigation competence, research work functions..