Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернецкая Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №8 (Август). – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12108.htm.
Аннотация. Статья посвящена обобщению особенностей развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте. Представлен краткий обзор работ по проблемам развития творческого мышления, как классиков возрастной психологии, так и современных авторов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чернецкая Надежда Игоревна,кандидат психологических наук, заведующаякафедрой психологии филиала ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет», г. Ангарскcherna@yandex.ru

Особенности развития творческого мышленияв младшем школьном и подростковом возрасте

Аннотация.Статья посвящена обобщению особенностей развития творческого мышления в младшем школьном и подростковомвозрасте. Представлен краткий обзор работ по проблемам развития творческого мышления,как классиков возрастной психологии, так и современных авторов.Ключевые слова:творчество, творческое мышление, развитие творческого мышления.

Младший школьный и подростковый возраст имеют особое значение,как для развития творческого мышления, так и для психологопедагогического сопровождения учащихся в целом. В своей совокупности эти два возрастных периода показывают самый мощный по динамике отрезок развития в плане творческого роста.По мнению Е.К. Лютовой и др., в младшем школьном возрасте впервые можно говорить о полноценном творческом мышлении, но оно отличается ситуативностью и спонтанностью проявлений [1]. В подростковом возрасте, как становится ясно из работ Д.И. Фельдштейна, творческое мышление получает толчок в развитии, укрепляется, входит в систему внутрипсихических связей учебнопознавательной деятельности, закрепляется под контролем личности [2]. Все основные элементы становления, которые творческое мышление может пройти, наблюдаются в период от младшего школьного возраста до подросткового возраста. Младший школьный возраст отличается от всех предыдущих периодов вступлением в учебную деятельность. Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности, а также сам процесс усвоения способов использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию отдельных фактов, он связан со слиянием общественного опыта с личным, нахождениемв каждом новом факте частички субъективного и практического.Сам факт вступления в процесс обучения стимулирует мотивационнопотребностнуюсферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы. С обучением ребенок начинает видеть в новом свете свой настоящий, прошлый и будущий мир, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности ‬деятельности познавательного обучения. Эта деятельность становится ведущей и, следуя классическому тезису Д.Б. Эльконина о том, что ведущая деятельность определяет все остальные возрастные виды деятельности, что они формируются и дифференцируются в ней, правомерно говорить о том, что творческое мышление попадает под эгиду учебного процесса [3].Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно научается оперировать поновому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, ведь познание активный процесс. Умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к тому, что умственные способности детей быстро развиваются: развивается наблюдательность, активируется воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления ‬оно характеризуется активностью, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал иповседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни (переносяв нее новые знания), легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием. Творческое мышление получает мощный толчок воперациональном и предметносодержательном аспектах. Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризациясредств учебной деятельности, т.е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все свое внимание и все усилия вокруг письма, чтения, предметного счета. Эти операции становятсяповседневнымии«погружаются» внутрь психики, что даетим возможность оперировать абстрактными понятиями. В конце первого класса школы дети используют ранее выученное и переведенное в сферу навыков как средство для решения более сложных задач. Образуется внутренний план действий, являющийся мощным двигателем творческого мышления, ведь психические процессы после «свертывания» и «погружения» лучше связываются, легче функционируют. Внимание и восприятие подчиняются мышлению, память за счет расширения кругозора и развития мышления структурируется. Учеба подвигает психические процессы к произвольности, а развитие волевой сферы еще более способствует этому. Исходя из вышесказанного,можно заключить, что в младшем школьном возрасте творческое мышлениеприобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностнорегулятивной частью. Этому способствует и возрастающая самостоятельность детей. Учебная деятельность, помимо всего прочего, дает развивающемуся творческому мышлению ребенка импульс мотива субъективной значимости. Творческая активность всячески поощряется и вознаграждается положительными оценками. В свою очередь это чревато изменением мотива: зачастую для младших школьников положительная оценка и похвала становятся более важными, чем найденное решение. Такой подход детей к учебе, в сущности, вполне естественен и отвечает возрастным особенностям периода. Известно, что мотив субъективной значимости творческого решения остается у детей этого возраста неустойчивыми крайне несовершенным, хотя он впервые появляетсяв онтогенетическойистории их развития[4, 5].Учебная деятельность дисциплинирует эмоциональную активность ребенка, что также важно для развития творческого подхода, как это показано в исследовании Н.В. Кочелаевой [6]. Учебная деятельность способствует гармоническому взаимодействию чувственного и рационального познания, что делает детские представления целостными, а творческое мышлениеполноценным, разносторонним и расположенным к субъективнымоткрытиям. Кроме того, учебная деятельность приучает детей к особенностям коллективного труда, воспитывает основы продуктивного межличностного взаимодействия и таким образом создает основу для нешаблонного группового творчества, а также творческого подхода в межличностных отношениях.Особо следует остановиться на особенностях психики младших школьников, связанных со спецификой их мыслительной сферы. Мышление, как известно из трудов Л.С. Выготского, Л.Ф. Обуховой является ведущим психическим процессом в период школьного детства [7‬9].В младшем школьном возрасте у детей движение от простого к сложному типу строится по принципу наложения, т.е. чувственное и действенноепознание довольно долго остается актуальным наряду с отвлеченным и этим обогащает опыт, необходимый для решения творческих задач. Специфика этого возраста состоит в том, что разложение материала на элементы (анализ) дается детямлегче, чем синтез, поэтому творческие аналитические задачи решаются младшими школьниками гораздо успешнее, чем синтетические. Важно отметить в этой связи, что творческое мышление младших школьников часто развивается по типу дивергентного, т.е. направленного на поиск нескольких вариантов. Вот почему у младших школьников наблюдается склонность к аналитическому подходу, и более выраженная способность при операции сравнения находить различия, а не сходства. Операция обобщения у них также довольно успешно развивается. Она влечет быстрое развитие способности решать творческие задачи на обобщение сначала чувственного и практически действенного плана,затем на образнопонятийном уровне и на понятийнообразном уровне. Как видно из экспериментов в работах П.П. Блонского и др., дети способны решать довольно сложные творческие задачи отвлеченного плана, оперировать широкими понятиями, осознавать комплексные значения. Младшие школьники через овладение операцией обобщения усваивают сложные понятия и категории методом «кружения» и соединения привычной для них конкретикис родовыми признаками объектов. Творческое мышление основывается на зарождающемся теоретическом мышлении, которое включает в себя рефлексию, внутренний план умственных действий и анализ. Как показано в работах А.Б. Воронцова, Е.А. Вяхиревой и других авторов, в 10‬11 лет особую силу набирает эмпирическое мышление, которое вносит в творческое мышление функцию трансдукции, являющуюся основой практических выводов [10, 11]. Гармоничное сочетание в творческом мышлении школьников элементов теоретического и эмпирического мышления закладывает основу способности к обнаружению нетрадиционных причинноследственных связей. Творческое мышление со вступлением в эту двусторонность обретает гибкость, практичность и одновременно обобщенность оперирования понятиями. Эмпирическая сторона творческого подхода обеспечивает богатство опыта и, как следствие, конструктивность интуиции. Л.Б. ЕрмолаеваТомина в своей статье подчеркивает, что творческое мышление младших школьников отличает специфическая черта ‬наличие в творческом процессе механизмов эмоционального и интеллектуального предвосхищения [12]. Эмоциональное предвосхищение свойственно уже дошкольникам, с развитием ребенка оно дополняется интеллектуальным предвосхищением, что делает творческий процесс полнее.

Как указывают многие авторы, роль предвосхищения в мыслительном процессе велика, а в творческом мыслительном процессе ‬это определяющая роль. Дети младшего школьного возраста, решая мыслительную задачу, сопровождают каждый найденный вариант положительным эмоциональным подъемом, после проверкии контроля они снова эмоционально оценивают исход. Со временем творческие эмоции как бы обособляются и могут уже не сопровождаться ситуативными. В этом случае, по мнению Л.М. Евдокимовой, ребенок испытывает эмоциональный подъем от своего творческого подхода,который закончился неудачей с точки зрения правильности решения [13].

Интеллектуальное предвосхищение особенно важно на этапах поиска вариантов, отбора, сопоставления с целью. Исследования И.А. Васильева, Л.А. Григорович, В.Л.Даниловой подтверждают это [14‬16]. Авторы единодушно указывают на то, что интеллектуальное предвосхищение является своеобразным продолжением в творческом мышлении свертывающихся по мере взросления ориентировочных мыслительных действий. Ориентировка в задаче в любом возрасте является начальным этапом решения, но младшим школьникам свойственен расширенный ориентировочный этап. Очевидно, в силу только начинающегося перехода от действенного и практического мышления к более совершенным его формам младшие школьники применяют для решения свойственные им пока наглядные формы ориентировки, а мыслительная ориентировка остается также более емкой. Особую характеристику творческого мышления младших школьников составляет присущая им конкретная образность мышления. Ее наличие вполне объяснимо происходящим переходом от эмпирики к теории и от чувственного к рациональному. В творчестве конкретная образность проявляется в неспособности охватить объект в целом. Другими словами, конкретная образность больше влияет на предметносодержательную сторонутворческого мышления, т.е. на качество вариантов и решения, чем на творческий подход как таковой. Кроме того, конкретность в мыслительной деятельности проявляется в привлечении для решения близких и знакомых образов, привычных вещей, уже известных и многократно проверенных понятий. Понятно, что с включением теоретического мышления и с совершенствованиемфункции абстрагирования и обобщения эта особенность в подходе ослабевает.Очередная особенность творческого мышления младших школьниковописана в исследованиях А.Б. Коваленко, Н.В. Кочелаевой, Е.Л. Яковлевой и др. Как показывают авторы, младших школьников отличает некоторая подчиненность творческого мышления словесному мышлению [17]. Словесное мышление проявляется в стремлении к трафаретным способам решения задач. Слово для младшего школьника как бы само по себе исчерпывает понятие. В творческом мышлении это проявляется неспособностью выйти за рамки данных в условиизадачи понятий, в однообразном оперировании предложенным материалом. Отметим, что словесное мышление всегда отстает от отвлеченного и понятийного в развитии, поэтому неспособность младшего школьника выразитьсловами свое творческоерешение не всегда означает невозможность самого творческого подхода.Особое место в рассуждении о творческом мышлении младших школьников занимает вопрос о соотнесенности творческого развития со становлением сферы интересов. Эта проблема освещена в работе Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой.Выяснено, что на операциональный компонент творческого мышления и на динамику его дальнейшего развития не влияет сфера предпочитаемых интересов ‬главное, чтобы у ребенка сохранялся и поддерживался интерес к обучению, к познанию, к мыслительной деятельности как таковой. Сохранение интереса влечет и сохранениеактивности в мышлении и творчестве, и этому способствуют гармоничное соотношение нового и уже известного в процессе обучения. На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что творческое мышление в период школьного детства развивается как в качественносодержательном, так и в процессуальном направлениях, и это развитие обусловлено, прежде всего, новой для ребенка учебной деятельностью и вызываемыми ею изменениями в психических связях. Можно выделить межфункциональные связи, возрастающий контроль сознания и личности, созревание более продуктивных форм мышления. Эти и другие изменения в психической реальности ребенка служат фундаментом для образования еще несовершенной, но достаточно полноценной и гибкой творческой деятельности, которая является в свою очередь двигателем дальнейшего развития перечисленных областей психики.Однако творческое мышление находится в сильной зависимостиот несовершенства психических процессов и личности младшего школьника, и перспективы ее развития напрямую вытекают из особенностей дальнейшего обучения и дальнейшего развития всех психических структур. На данном же этапе важнейшими достижениями в творческом развитии являются: овладение творческим методом мышления, овладение свободной аналитикосинтетической деятельностью в русле теоретикоэмпирической системы.Психологические особенности подросткового возраста явились предметом пристального внимания таких авторов как И.Ю. Медакова, Ч.А. Цукерман и др. [18, 19].В подростковый период происходят сильнейшие скачки в формировании всех сторон познавательнойдеятельности, в становлении личности, в гармонизации индивидуальности, и все это в совокупности сказывается на творческом мышлении подростка, заставляет его существенно обогащаться. Этот принцип возникновения нового на основе изменения старого в ходе усвоения содержания учебной деятельности, обоснованныйЛ.С. Выготским и Д.Б. Элькониным, уместно рассматривать и в связи с творческим мышлением. Содержание учебной деятельности подростков претерпевает существенные изменения. Целью учебной деятельности подростков является не только усвоение навыков учения и труда, а выработка навыков самостоятельного обучения. Подростки, обладая довольно обширными запасами знаний и умений, становятся способными активно применять эти знания и умения в произвольной деятельности. Школьные задания сами по себе уже подразумевают творческую активность, формируют открытость в мышлении, беглость в умственной деятельности. Обучение четко дифференцируется и становится конкретнопредметным, причем предметы, которым обучаются подростки, сложны, разнообразны, требуют приложения достаточных психических сил. В результате можно говорить о том, что в личностном аспекте творческое мышление подростков развивается через формирующуюся самостоятельную и свободную активность, через возрастающие волевые возможности личности, через оптимизирующийсялокус контроля, а операциональномыслительная часть творческого мышления получает толчок через стимулированное учебой абстрактнологическое мышление. Творческое мышление, основанное на абстрактнологической форме, отличается большой продуктивностью, хорошими показателями по дивергенциии с точки зрения содержательной стороны (нахождение верного решения). Свернутость мыслительного процесса у подростков, согласованность мыслительных операций, опора на дифференцированное восприятие все это обеспечивает гибкость генерирования новых идей. Кроме того, творческое мышление совершенствуется за счет освоенной символическойфункции (само предметное обучение способствует ее развитию). Основы символического мышления, которые имелись еще в начальных классах под влиянием арифметики и грамматики, к подростковому периоду становятся более зрелыми. Как отмечает Ч.А. Цукерман, символическое обозначение понятий и смысловых конструкторов является одним из условий продуктивного творческого мышления, т.к. символическая функция сопутствует интеллектуальнымпреобразованиям данного в задаче материала на этапе ориентировки, категоризации полученной информации, структурирования генерируемых идейи т. д.На этом этапе развития у подростков происходят психологопедагогические изменения. В итоге их творческое мышление сближается со взрослым типом, становится многогранным и более полным во всех своих проявлениях и формах. Творческое мышление подростков основывается на гармоничном сочетании теоретической, символической, эмпирической, аналитикосинтетической, абстрактнологической форм мыслительной деятельности, усвоенными в ходе предметного обучения.Разностороннее становление творческого мышления обусловливается не только изменениями в обучении, но и личностными изменениями. Эти изменения являются основой подросткового кризиса, заключающегося в фундаментальной перестройке всех личностных сфер (мотивационнопотребностной, волевой, самосознания и ряда других). О положительном влиянии этих изменений на творческое мышление можно говорить лишьпри позитивном развитии подростка. Одно из основных изменений в данный период ‬переход к более сбалансированной и более включенной в сознание мотивации. Творческая деятельность в подростковый период начинает базироваться не только на спонтанных мотивах познания (как это было у младших школьников), но и в значительной мере на творческих целях. Конечно, далеко не все подростки настолько успешны в своем развитии, далеко не у всех творческая мотивация является сформированной, но у большинства из них мотивация рано или поздно появляется. Творческое познание для подростков становится значимым и подкрепляется положительными эмоциями. Цели деятельности принимают у них статус ценностей, а творческая активность часто приносит им удовлетворение самим своим процессом. Кроме того, как доказано некоторыми исследованиями, уже сформированная к этому времени сфера интересов, богатство личного опыта и объективных знаний делают информационную основу творческого процесса более прочной [20, 21].В подростковом развитии творческого мышления происходит эволюция субъективной значимости творчества. Эти изменения могут заключаться в следующем: в начале подросткового периода творческий подход к учебным и житейским задачам является единственным поприщем, на котором реализуется столь актуальная для возраста потребность в самоутверждении, т.е. творчество значимо не само по себе, а в том плане, что оно удовлетворяет жизненную потребность.

В случае осознания подростком значимости творческого мышления, оно для него становится субъективнозначимым. Многими исследователями подчеркивается роль творческого мышления для формирующейся направленности личности. Как отмечают И.Н. Семенов и др., самой удачной для творческого развития школьников является гностическая и практическая направленность,обеспечивающая успешное использование знаний и объективную ценность творческих решений [22]. Особым нюансом в подростковом творческом развитии является то, что творческий потенциал раскрывается на основе способностей и принимает за их счет специфические черты. Например, при наличии у подростка музыкальных способностей более вероятно, что общие механизмы творческого мышления рано или поздно будут направлены именно на музыкальную деятельность, овеществлены в ней, при пространственных способностях ‬на конструкторскую, при образных ‬на художественную и т.п. Ясно, что творческое мышление более результативно там, где тип задачи отвечает типу способностей ребенка. Однако, как мы уже отмечали ранее, данное соотношение не позволяет отождествлять творческое мышление со способностями.Предполагается, что присущие подростку способности при условии их развития в обучении в сочетании с творческой открытостью дают подростковую одаренность, на что неоднократно указывали в своих исследованиях В. Штерн, В.С. Юркевич и др. [23, 24]. В этом случае целесообразно говорить об особенностях соотношения творческого мышления и способностей в структуре одаренности.В целом в подростничестве творческое мышление зависит, прежде всего, от интеллектуальной активности и способности личности школьника к саморазвитию.В этот период особенно важно, чтобы подросток имел возможность реализовать свой творческий потенциал. В качестве условий для реализации этого потенциала выступают как внешние (связанные с содержанием и формами учебной деятельности), так и внутренние (особенности структуры творческого мышления на данном этапе развития) особенности.

Итак, творческоемышление развивается в соответствии с общими законами педагогического процесса и возрастного развития, оно дополняет, усложняет, интегрирует уже существующие психические связи, формирует устойчивое сочленение психических процессов и личности ребенка, выступает как своеобразная движущая сила развития и может служить индикатором этого развития. Особенности творческого мышления младших школьников и подростков складываются под влиянием содержания и форм учебной деятельности, в которую включены школьники. Эти особенности творческого мышления заключаются как в различных уровнях развития отдельных функций в структуре творческого мышления, так и в качественном своеобразии интеграции этих функций у младших школьников и подростков.

Ссылки на источники1.Лютова Е. К. Развитие личности и креативность школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта: авт. дис.… канд.психол. наук. ‬СПб.: 2000.‬18 с.2.Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности. ‬М.:Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. ‬512 с.3.Эльконин Д. Б. Избранныепсихологические труды. ‬М.: Педагогика, 1989. ‬560 с.4.Эльконин Д. Б.,ДрагуноваТ. В. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников. ‬М.: Издательство МГУ, 1970. ‬180 с.5.Блонский П. П. Психология младшего школьника.‬М.,Воронеж:НПО «Модэк», 1997. ‬435 с.6.Кочелаева Н. В. Особенности взаимосвязи эмоций и творческого мышления в младшем школьном возрасте. ‬Саранск: Учебная литература, 1996. ‬198 с.7.ВыготскийЛ. С. Воображение и творчество в детском возрасте. ‬М.:Просвещение, 1991. ‬93 с.8.Обухова Л. Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. ‬1996. ‬№5. ‬С. 30‬38.9.Обухова Л. Ф. Этапы развития детского мышления. ‬М.,1972. ‬90 с.10.Воронцов А. Б. Практика развивающего обучения.‬М.:ЦПРО «Развитие личности», 1998. ‬360 с.11.Вяхирева Е. А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностноориентированного обучения. ‬М.:МЦНТИ, 1998. ‬253 с.12.ЕрмолаеваТомина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различиявпроявлениитворческойактивности//Психологиятворчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Я. А. Пономарева. ‬М.:Наука, 1990. ‬С. 117‬130. 13.Евдокимова Л. М. Эстетикопедагогические условия развития творческого мышления у младших школьников. ‬Новоижевск: Издво НГНИИ, 1997. ‬212 с.14.Васильев И. А. Рефлексивный подход к изучению и развитию творческого мышления // Вопросы психологии ‬1991. ‬№3. ‬С. 103‬104. 15.Григорович Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. ‬Новосибирск: ИздвоНГУ, 1996. ‬195 с.16.Данилова В. Л. Практическое обучение решению творческих задач в США // Вопросы психологии. ‬1976. ‬№4. ‬С. 114‬130.17.Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопросы психологии. ‬1996. ‬№ 3. ‬С. 28‬34.18.Медакова И. Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. ‬Л.:ЛГУ, 1996. ‬224с.19.Цукерман Ч. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. ‬Рига: ПЦ «Эксперимент», 1997. ‬276 с. 20.Дьяченко О. М. Одаренный ребенок. ‬М.:Прогресс, 1997. ‬206 с.21.Кошенова М. И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников. ‬Ярославль:Издво ЯГТУ, 1998. ‬176 с. 22.Семенов И. Н. Проблемырефлексивной психологии решения творческих задач. ‬М.:НИИОПП АПН СССР, 1990. ‬215 с.23.Штерн В. Умственная одаренность: психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. ‬СПб.:ЛГУ, 1997. ‬204 с. 24.Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность. ‬М.:1996. ‬304 с.

Chernetskaya Nadezhda,PhD in psychology, head of the chair of psychology of the Angarsk brunch of Irkutsk State University, Angarsk cherna@yandex.ruDevelopmental peculiarities of junior schoolchildren and teenager’s creative thinkingThe paper is devoted to the compilation of creative thinking developmental peculiarities at elementary school and teenage developmental periods. Customary summary upon creative thinking developmental problems in classical and contemporary psychological researches is presented.Key words: creativity, creative thinking, creative thinking development.