Дополнительное образование детей: экспликация понятия

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Буйлова Л. Н. Дополнительное образование детей: экспликация понятия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №3 (Март). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2012/1223.htm.
Аннотация. Статья посвящена уточнению представлений о дополнительном образовании детей в современной системе российского образования. Автором рассматриваются различные подходы к пониманию этого педагогического феномена, анализируются его трактовки теоретиками и практиками.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Буйлова Любовь Николаевна,кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики дополнительного образования детейГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»,г.МоскваLnb0710@mail.ru

Дополнительное образование детей: экспликация понятия

Аннотация. Статья посвящена уточнению представлений о дополнительном образовании детей в современной системе российского образования. Автором рассматриваются различные подходы к пониманию этого педагогического феномена, анализируются его трактовки теоретиками и практиками.Ключевые слова:дополнительное образование детей, неформальное образование, индивидуальное развитие ребенка, мотивация к познанию и творчеству, свобода выбора.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином «дополнительное образование детей»характеризуют сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями, где одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. Дополнительное образование оказывается встроенным в структуру любой деятельности, в которую включен ребенок [1, с.31‬35], создает «мостики»для перехода личности из одного образования в другое, оно может предшествоватьстандартизированным видам деятельности, а может следовать за ними. Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в досуговую сферу, сближая и дополняя их: оно может расширять предметные знания,добавлять новые компоненты; оно может увеличивать «вооруженность»личности новыми средствами познания, труда и общения; оно способно усиливать мотивацию образовательной деятельности, вызывая необходимость личности полнее проявить себя.По своему «местоположению» в системе образования дополнительное образование ‬это вся та область образовательной деятельности, которая находится за пределами государственного образовательного стандарта, включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах [2, с.7‬9]. Оно имеет свою специфику, которая связана с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования. Подобная тенденция является ведущим фактором, способствующим взаимодействию общего и дополнительного образования, которое приводит к позитивным результатам. Несмотря на то, что термин «дополнительное образование», введенный законом «Об образовании», используется уже на протяжении многих лет, сегодня можно констатировать различное отношение, как к самому термину, так и его содержательному наполнению. Ряд авторов считает, что в 1992 году произошла формальная смена названий ‬«внешкольное воспитание» стало «дополнительным образованием»,которое, исходя из его названия, должно дополнять и расширять образование общее [3].Анализ научнотеоретических исследований и современных нормативных документов позволяет выявить различные подходы к толкованию «дополнительного образования детей». Не ставя перед собой цель полного обзора предлагаемых формулировок, кратко рассмотрим некоторые из них.Первое определение дополнительного образования было предложено в ЗаконеРФ«Об образовании». Содержание статей Закона позволяет, по мнению М.О.Чекова, определить три позиции, которые занимает дополнительное образование детей в современной российской системе образования [4]: по классификации образовательных программ, по типам образовательных учреждений и по месту реализации дополнительных образовательных программ. Дополнительное образование понимается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационнообразовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства»; это единый целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности [5, с.2]. Однако приведенное в законе понятие более ориентировано на взрослых. В обсуждаемом в настоящее время законопроекте (http://zakonoproekt2012.ru) рассматриваются уже две сферы: дополнительное образование взрослых и детей. Как показывает анализ научных исследований в области дополнительного образования, порой каждый ученый вкладывает в понятие дополнительного образования свое понимание и от этого, по нашему мнению, термин только выигрывает. Дополнительное образование детей рассматривается как:‒процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленный на удовлетворение интересов личности, ее предпочтений, склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной (в том числе социальной) адаптации [6, с.9]; ‒специфическая органическая часть системы общего образования, представляющая собой процесс и результат становления личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющей детям интеллектуальные, психологопедагогические, образовательные, развивающие услуги на основе свободного выбора и самоопределения [7]; ‒процесс добровольно избранного ребенком освоениявида деятельности и области знания, выходящих за рамки обязательного (общего, начального, профессионального) образования, направленный на удовлетворение его интересов склонностей, способностей, содействующий саморазвитию, самообразованию,самореализациии самоопределениючеловека [8];‒неотъемлемая часть системы непрерывного образования: непрерывное, вариативное, разноуровневое, превышающее базовый компонент образования, реализуемое личностью в свободное время и призванное обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих иобразовательных потребностей [9, с.22]; ‒особоеобразовательное пространство, где объективно задается множество отношений, где не только осуществляются специальные развивающие познавательные игры и освоение опыта исполнительского мастерства, творчества и эмоциональноценностных отношений обучающихся, но и расширяются возможности для жизненного самоопределения детей и подростков [10, с.7];‒деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебновоспитательного процесса (при этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени): занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни, однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности) [11].Такое многообразие взглядов объясняется сложностью и многоаспектностью этого педагогического явления, но парадокс заключается в том, что сам термин «дополнительное образование»до сих пор не имеет научного определения, не нашел он своего места и в новой «Российской педагогической энциклопедии», в то время как понятия «внеурочная работа», «внешкольная работа» и «досуг» раскрываются, но все сведения обрываются на 2й половине 80х гг., хотя энциклопедия датирована 2003 годом [12]. Зато «Педагогический энциклопедический словарь» гласит: «Дополнительноеобразованиедетей ‬составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ» [13]. Почемуто данное определение вообще не содержит упоминания об основном назначении этого феномена, никак не согласуется с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, в соответствии с которым цель дополнительного образования детей ‬развитие мотивации детей к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересахличности, общества, государства [14]. Это вариативная цель в системе образования, которая определяется не столько государственным заказом, сколько индивидуальными потребностями, интересами детей, родителей, семьи и т.д.В дополнительном образовании дети имеют право на свободный выбор образовательных программ в объѐме и темпе, адекватном творческой индивидуальности; проявление образовательной активности в выборе образовательной области для освоения не предусмотренных основными образовательными программами знаний; участие в социальной деятельности, социальном проектировании, исследовательской деятельности, в освоении и создании культурных ценностей; организацию досуга в соответствии со своими интересами.Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и выступает гарантом поддержки и развития разных категорий детей. Затраты бюджетов всех уровней на дополнительное образование детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научнотехнического, творческого и культурного развития общества; профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде [15].Своеобразие дополнительного образования заключается в добровольном, целенаправленном использовании свободного времени для полноценного развития потенциальных возможностей обучающихся, в вариативности образовательных областей, видов деятельности и образовательных программ. С.Б.Серякова отмечает, что «специфика … дополнительного образования позволяет говорить о том, что воспитательное пространство данной сферы является мощным фактором и ресурсом модернизации отечественного образования» [16, с.192].Становление и развитие дополнительного образования связывается с именем психолога А.Г. Асмолова: «Уместно вспомнить, что в культуре различают три вида связей между поколениями. Это связь в традиционных культурах, когда все передается через традиции предков. Второй путь, ‬когда опыт передается через инструкцию взрослого, стоящего над ребенком. Главная форма подобного образования ‬монолог, столь характерный для нашей массовой школы. Есть иной путь ‬через детскую субкультуру и культуру взрослых, когда сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство рождает особый спектр отношений, задает определенную специфику образования. С этой точки зрения высвечивается совершенно уникальная роль дополнительного образования» [17].«Дополнительное образование, ‬считает А.Г.Асмолов, ‬поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [18, с.6‬8]. «В области дополнительного образования мы даем возможность стать личностью, а не просто ‬выбор предметов…Дополнительное образование всегда было подлинно вариативным: ребенок к нему приходит не изпод палки, здесь происходит не обучение, а подготовка возможности быть…Он делает другую, сегодня самую главную в жизни вещь ‬ищет смысл жизни и возможность быть. Он пробует себя в разных ролях, и в этом великое дело и суть дополнительного образования. На самом деле дополнительное образование ‬зона ближайшего развития для образования России» [19].Дополнительное образование нельзя рассматривать как «придаток» к основному, выполняющему исключительно функцию расширения образовательных стандартов, так как в этом случае, по мнению А.К. Бруднова [20], теряется его основное предназначение ‬удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся обществе, приобщения к культурным ценностям: «мы самоценны, ибо наше образование не то что самодостаточное, нет, оно самоценно, потому что у него особое содержание, у него и особенная технология, у него особенная методика, прежде всего, оно практикоориентированно» [21]. «Этот вид образования изначально ориентирован на свободный выбор различных видов и форм деятельности, формирования собственных представлений о мире, развития познавательной мотивации и способностей»[22].«Дополнительное образование, ‬считает Б.А. Дейч, ‬это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью ‬удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников [23]. В.П. Голованов подчеркивает, что в наиболее общем виде дополнительное образование детей может быть определено как организованный особым образом, устойчивый процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребенка к познанию и творчеству. Эта сфера образования как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного образования. Это личностная ориентация образования; профильность; практическая направленность; мобильность; разноуровневость; разнообразие содержания, форм и методов образования; индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса в представлении образовательных услуг; реализация ориентационной функции через содержание учебного материала. К главным специфическим особенностям дополнительного образования данный автор относит добровольность получения этого вида образования детьми; индивидуализированность и вариативность, а так же осуществление его в сфере свободного времени детей, подростков и юношества [24].Под дополнительным образованием детей допустимо понимать образование, обеспечивающее [25]:‒удовлетворение образовательных запросов детей, обусловленных определѐнной ситуацией, и значимых для них потребностей в оценке достигнутых успехов;‒создание условий для использования свободного время в позитивных для развития личности целях прибавления новых достижений к уже имеющимся;‒исполнение заказов детей и заполнение имеющихся у них дефицитов информации, знаний, ресурсов и т.д. за счѐт наполнения их жизни новыми возможностями;‒разрешение противоречий и расширение представлений детей о себе и окружающем мире;‒оптимизацию процесса получения и продуктивного использования новой (дополнительной) информации;‒параллельное освоение разных учебных материалов, учебных курсов, образовательных программ.Использование разных смысловых значений слова «дополнительное» позволяет признать дополнительное образование детей мотивированным, актуальным, востребованным, ситуативным, контекстным, фоновым, вспомогательным, периферийным, параллельным, аксессуарным, комплиментарным, субъектным, субсидиарным, резервным, запасным, ресурсным, межпредметным и междисциплинарным, при этом совсем не обязательно оно должно быть внешкольным в значении «осуществляемым вне школы» [26].Сравнительный анализ приведенных определений дополнительного образования дает возможность выявить общее и различное в подходах к данной дефиниции, которая объективно идентифицирует определенный исторический этап социальноэкономического развития государственных и общественных объединений, организаций и общеобразовательных учреждений [27, с.29‬34]. Очевидным является то, что все ученые видят ценность дополнительного образования в развитии склонностей, способностей ребенка, в его самообразовании, самореализации и самоопределении, а также в освоении опыта и эмоциональноценностных отношений и включении ребенка в творческий поиск. Как отмечает Е.В.Серединцева, «возникнув, явление начало жить самостоятельной жизнью и оказалось значительно сильнее и шире, чем задумывалось при создании» [28].Обобщая рассмотрение различных подходов, подчеркнем наиболее значимые характеристики. Дополнительное образование ‬это:‒образование, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности и соответствующее природе детства, признающее ребенка высшей ценностью педагогической деятельности;‒образование, удовлетворяющее постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей;‒мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно;‒образование, осуществляемое по дополнительным образовательным программам, имеющим образовательные цели, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты;‒оказание дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ в интересах личности и государства.Эти определения соответствует Закону РФ «Об образовании», характеризующему образование как процесс, завершающийся констатацией достижения определѐнных результатов, и принятым на международном уровне подходам к образованию как к феномену международной коммуникации. Международная стандартная классификация образования (МСКО) не включает в образование виды коммуникативной деятельности, разработанные без расчета на обучение и неорганизованные формы обучения[29,с.6]. Публичные лекции, семинары или конференции не входят в классификацию, если не носят ярко выраженного обучающего характера. Для того чтобы считаться образованием, обучение должно носить плановый характер и не сводиться просто к физическому росту, взрослению и общей социализации.Конечно, понятие «дополнительное образование» не совсем точно отражает содержание этой области, что и вызывает многочисленные споры как исследователей, так и практиков: дополнительное образование «служит пространством создания новых прецедентов организации образования» [30, с.3‬7]. Однако важно понимать, что:‒основу дополнительного образования составляет образовательная деятельность, ведущаяся по специально разработанным образовательным программам;‒дополнительное образование имеет свои особые методики и технологии;‒дополнительное образование предусматривает выход на соответствующий его специфике образовательный результат.Анализ литературы и многолетнее практическое взаимодействие с рядом учреждений дополнительного образования позволяют предложить следующий вариант определения дополнительного образования детей.Под дополнительным образованием понимается образовательная деятельность, осуществляемая по образовательным программам, имеющим конкретизированные образовательные цели и объективируемые, фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты [31].Необходимо констатировать, что каждое из приведенных определений исследуемого понятия имеет позитивные аспекты, но не может охватить все его содержательные элементы и фиксирует характеристики, значимые для конкретных исследователей. Поэтому можно говорить о достаточном разнообразии в подходах к определению понятия «дополнительное образование». Приведенные выше определения не только не противоречат друг другу, но и во многом схожи, а некоторые отличия связаны с акцентированием внимания авторов на определенные аспекты этого вида педагогической деятельности. Дополнительное образование детей, дополняющее базовое в соответствии с образовательными запросами развивающейся личности, имеет в основании идею признания права ребѐнка на одновременное получение обязательного формального традиционного базового образования и образования, им не предусмотренного. Созданное в Российской Федерации дополнительное образование детей не может быть отнесено ни к одному из признанных на международном уровне типов. Оно не является ни традиционным общим или профессиональным образованием (потому, что не имеет установленных ограничений в отборе направлений деятельности детей), нипроизвольным (поскольку организуется в целенаправленно создаваемых специалистами учебных ситуациях), ни дополнительным в значении последипломногообразования(ибо начинается задолго до получения диплома), ни неформальным или внешкольным в принятой на международном уровне трактовке (так как осуществляется на противопоказанном этому типу учрежденческом уровне).По сути, дополнительное образование детей является образованием, осуществляемым по не исследованным и соответственно не осмысленным наукой законам, что позволяет сделать вывод о его сущностной инновационности. Однако при всей справедливости этого вывода, чрезвычайно важно понимать, что осуществляемая государственными учреждениями дополнительного образования детей не может не подчиняться общим для образовательной системы требованиям, поэтому в настоящее время остро стоит вопрос регламентации деятельности учреждений дополнительного образования детей на основе нормативной базы, находящейся в состоянии интенсивной разработки.Дополнительное образование детей ‬неотъемлемая часть непрерывного вариативного образования, которую уже сегодня можно характеризовать как [32]:‒сложившуюся структуру образования, ориентированную на дальнейшее развитие жизненных деятельностнокоммуникативных умений детей, выведение их на высокий уровень компетентности в принятии обоснованных решений, в контроле над жизненными проблемами, на самосознание детей, их выбор образа жизни, самоудовлетворенность и ощущение радости жизни;‒зону перспективного развития каждого человека, семьи, образовательного учреждения, образовательной системы в целом;‒уникальное образовательное сообщество, где все участники ‬равноправные субъекты, реализующие свое сущностное право на свободный выбор, на свободное определение своего «Я», где доминируют уважение к разнообразию и ценности индивида, неформальность ценностей и смыслов совместной деятельности и творчества;‒социокультурную технологию, интегрирующую педагогические возможности с развитием личности ребенка и формирующую индивидуальные способности освоениясоциокультурных ценностей, воспроизведения и приумножения их в самостоятельной деятельности, поведении, общении.Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования, оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, а также организацию их свободного времени.

Ссылки на источники1.Новичков В.Б. Роль и место дополнительного образования в воспитании юного москвича//Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования.‬М.: МИРОС, 1997.‬С. 31‬35.2.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие.‬М.: АРКТИ, 2005.‬15 с.3.Дейч Б.А.Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса.‬URL: http://impisr.edunsk.ru/index.php.4.Чеков М.О. Общее и дополнительное образование: проблема корреляции: учебнометодическое пособие. ‬Самара: Издво Сам. ГПУ, 2000. ‬33 с.5.Выдержки из проекта федерального Закона «О дополнительном образовании»//Внешкольник. ‬1998. ‬№ 5. ‬С.2.6.Евладова Е.Б., Николаева Л.А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. ‬М.: ВЛАДОС, 1996. ‬133 с.7.Скачков А.В. Дополнительное образование как социальнопедагогическая проблема: автореф. дис.…канд. пед. наук. ‬Ростов н/Д., 1996.‬24 с.8.Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: автореф. дис.…канд. пед. наук. ‬М., 1998. ‬18с.9.Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей:автореф. дис. … доктора пед. наук.‬Казань, 1999. ‬39 с.10.Горский В.А., Журкина А.Я., Ляшко Л.Ю., Усанов В.В. Система дополнительного образования детей: Концепция лаборатории проблем дополнительного образования детей института общего среднего образования РАО //Дополнительное образование.‬2000.‬№1.‬С. 7.Газман О.С. Игра как системная потребность детства//Философия и педагогика каникул. ‬М., 1998.‬С. 23.12.Российская педагогическая энциклопедия. ‬URL:http://www.otrok.ru/teach/enc/info.php?n=5.13.Педагогический энциклопедический словарь/Гл.ред. Б.М. БимБад.‬М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.‬528 с.14.Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (07.03.1995 г. № 233).15.Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до2010 г.(от 6 октября 2004г. № ПК2). ‬URL:infopravo.by.ru›fed2004/ch03/akt14745.shtm. 16.Серякова С.Б.Психологопедагогическая компетентность педагога дополнительного образования: монография.‬М.: Издво МПГУ, 2005. ‬324 с.17.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. ‬1997.‬№9.‬С.7.18.Там же.19.Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития в России: от традиционной педагогики к педагогике развития//Стенограмма межрегионального совещаниясеминара по проблеме «Повышение уровня управления развитием дополнительного образования детей.‬Петрозаводск, 13‬15 марта 1996.20.Бруднов А.К. Управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей: опыт, проблемы, перспективы// Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. ‬М.: МИРОС, 1997.‬С.74.21.Бруднов А.К. Развитие дополнительного образования детей Российской Федерации. Поиск, опыт, находки//Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научнопрактической конференции.‬СПб., 20‬24.03.1995.‬С.6.22.Бруднов А.К. Стратегия развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования//Воспитание школьников.‬1994.‬№ 5.‬С. 83.23.Дейч Б.А.Дополнительное образование как часть непрерывного педагогического процесса.‬URL:http://impisr.edunsk.ru/index.php.24.Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. ‬М.: ВЛАДОС, 2004.‬239с.25.КуприяновБ.В. Функции учреждений дополнительного образования детей.‬URL:http://www.ucheba.com/met_rus/k_dopobraz/title_main.htm.26.Там же.27.Горский В.А. Методологические основы содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования //Дополнительное образование. ‬2003. ‬№3.‬С. 29‬34.28.Серединцева Е.В. О приоритетности дополнительного образования //Внешкольник.‬1997.‬№4. ‬С. 29‬31.29.Международная стандартная классификация образования (МСКО) ЮНЕСКО.‬М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999.‬С.6.30.Крылова Н.Б. Принцип дополнительности как особенность самоорганизации образования//Новые ценности образования.Выпуск 4(28).‬2006.‬С.3‬7.31.Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Дополнительное образованиедетей: вопросы и ответы.‬М.: Центр «Школьная книга», 2008.32.Программа развития системы дополнительного образования детей города Самары.‬URL:http://psycology.narod.ru/296.html.

Buylova Lubov,PhD in Pedagogical Science, Professor, Chairman of Department for ExtraCurricular Education of Children at the Moscow Institute of Open Education, Moscow Lnb0710@mail.ruAdditional education of children: a concept explicationAbstract. Article is devoted specification of representations about additional education of children in modern system of Russian education. The author considers various approaches to understanding of this pedagogical phenomenon, its treatments by theorists and experts are analyzed.Keywords:Additional education of children, informal formation, individual development of the child, motivation to knowledge and creativity, a freedom in choosing.