Мультимедиа как предмет дидактического исследования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баранова Н. А. Мультимедиа как предмет дидактического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S3. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13527.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «мультимедиа», а также дидактические функции и свойства мультимедиа, которые являются неотъемлемой частью теории и методики обучения иностранным языкам на современном этапе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Баранова Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры германской филологии гуманитарного института филиала ФГАОУВПО «СеверныйАрктическийфедеральныйуниверситет им.М.В.Ломоносова»,г. Северодвинскromachka21@yandex.ru

Мультимедиа как предмет дидактического исследования

Аннотация.В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «мультимедиа», а также дидактические функции и свойства мультимедиа, которые являются неотъемлемой частью теории и методики обучения иностранным языкам на современном этапе.Ключевые слова:информационнокоммуникационные технологии, мультимедиа, дидактические функции, дидактические свойства.

Одной из приоритетных задач современной школы является её компьютеризация, что предполагает внедрение информационнокоммуникационных технологий, создание электронных образовательных ресурсов, проектирование телекоммуникационных уроков. Использование компьютера в учебном процессе ‬требование реальности, неизбежность, вызванная информационнотехнологической грамотностью современных учащихся. Замена методов и технологий обучения напрямую связана с изменениями форм презентации информации. Информация (в переводе с латинского языка informatio‬разъяснение, изложение) является одним из ключевых понятий современной науки. Изначально под этим словом понимались «сведения, передаваемые одними людьми другим людям, устным, письменным или другим способом, а также сам процесс передачи или получения этих сведений» [1,с.2]. В настоящее время оно приобрело более широкий смысл.Существует несколько критериев, согласно которым любая информация может быть классифицирована. В качестве первого критерия используетсяшироко распространенный принцип выделения видов восприятия информации человеком, таких как зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Научные исследования показывают, что качество и степень усвоениялюбой информации, в том числе и учебной, зависит от ее восприятия. Так исследования показывают, что человек способен запомнить 15% информации при получении еев речевой форме, и 25% ‬в зрительной; при совмещенииэтих способовон может воспринять до 65% содержания этой информации. С точки зрения изучения мультимедиа целесообразно рассматривать только те виды информационного воздействия на человека, которые возможны при работе с компьютерной и коммуникационной техникой. Таким образом, всю информацию по видам восприятия разделяют на три основные группы:1) информация, которая воспринимается посредством зрения человека, т.е.зрительная (визуальная)информация, включающая текст, графические изображения и рисунки, фотографии, мультфильмы, видеофильмы;2) информация, воспринимаемая слуховым аппаратоми содержащая произвольные шумы, музыкальные произведения, речь, называетсязвуковой или аудиальной информацией;3) при работе с помощью специальных технических средств человеквоспринимаетсенсорной системойтактильную или сенсорную информацию.В зависимости от способа восприятия информации еёподразделяютна ассоциативную и прямую. Под ассоциативной информациейпонимаютвосприятие, основанное на ассоциациях, возникающих у человека под воздействием полученной ранее информации. Кней относятся текст, речь ирисунки. Следует указать, что восприятие текста и речи имеет индивидуальный характер, т.е. каждый обучающийся интерпретирует информацию в соответствии со своим жизненным опытом, уровнем образованияи культуры, социальной ролью и т.д.Прямая информациянепосредственно передает важные, в том числе и с точки зрения целей обучения, свойства объектов. К такому виду информации могут быть отнесены фотографии, видеофильмы, произвольный звук, называемый в науке шумом [2,с. 34]. Эффективное представление и качественная обработка прямой информации возможны черезприменениемультимедийных средств обучения, которое существенно влияет на его эффективность.К средствам обучения, как к одной из базисных категорийметодики,относят комплекс учебных пособий и технических приспособлений, с помощью которых осуществляется управление деятельностью преподавателя по обучению языку и деятельностью учащихся по овладению языком. Они облегчают процессы обучения и овладения языком и делают их более эффективными [3,с. 225]. В этом смысле мультимедийные средства имеют большой потенциал.Понятие мультимедиа в отечественной педагогике появилось в 90х годах XXвека,и не сразу было принято педагогами. Был создан ряд научных секций, посвященных проблемам образования и мультимедиа. За прошедшее время понятие мультимедиа развивалось, дополнялось и расширялось от создания примитивных обучающих программ до разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения[4,с. 277]. Термин «мультимедиа» является латинизмом, проникшим из англоязычных источников в различные языки практически в первоначальной транскрипции. Происходит он от соединения английских слов «multy», «multiple» (множественный, складной, состоящий из многих частей) и «media» (среда, средство) или, точнее, от латинских слов multum (много) и media, medium (средоточие, средство, способ). Таким образом, дословно «мультимедиа» означает «многие среды» [5,с. 8].В современной науке мультимедиа определяется как «средство обучения, включающее в свою структуру различные виды информации ‬в виде текстов, аудио, видеои анимационных элементов» [6, с. 164]. Таким образом, происходит объединение текста, звука, графики, фотои видеоматериалов в единуюцифровуюпрезентацию.В «Словаре по образованию и педагогике» под редакцией В.М.Полонского находим следующее определение мультимедиа: включение различных видов электронных данных в адекватном представлении (текст, изображение, анимация, звук и пр.) [7,с. 222]. В соответствии с данным определением мультимедиа ‬это любойэлектронный источник информации, способный хранить, получать ипередавать сообщение в трехмерной среде: текст, изображение, анимация.И.Н.Розина рассматривает мультимедиа такимобразом: «Мультимедиа (multimedia) ‬совокупность компьютерных технологий, одновременно использующих несколько информационных сред: графику, текст, видео, фотографию, анимацию, звуковые эффекты, высококачественное звуковое сопровождение. Технологию мультимедиа составляют специальные аппаратные и программные средства» [8,с. 358].По мнению Н.Г.Семеновой «мультимедиа представляют особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном)» [9, с. 3].Таким образом, можно сделать вывод отом, что существует несколько подходов в определении понятия «мультимедиа»: на основе функциональной стороны явления, как средства программного и аппаратного обеспечения и на основе активного участия обучающегося в работе с информацией (интерактивный характер явления). При передаче новых знаний происходитконцентрация внимания, поддержание устойчивого интереса, способствующие эффективному усвоению полученных знаний в долгосрочной памяти.Мультимедийные средствапо своей природе являются интерактивными.К ним относятся: мультимедийный компьютер или проектор и мультимедийные компьютерные программы. Мультимедийный проектор обеспечивает работу по воспроизведению информации. Мультимедийные программ выступают в качестве обучающего средства (образовательные мультимедийные программы) или средства разработки электронного дидактического материала (программыинструментарии). Одним из перспективных средств в области использования мультимедиа в обучении является программа PowerPoint, применяемая в качестве инструментариядля разработки электронных обучающих презентаций. Таким образом, эффективность использования мультимедиа на уроке иностранного языка зависит, в первую очередь, от методическойорганизации работы с этими программами.Как известно, любой язык, в том числе ианглийский, является средством общенияи представляет собой инструмент для получения и передачи информации. Поскольку основной целью обучения иностранному языку в школе является формирование коммуникативной компетенции обучаемых, мультимедиа становится эффективным средством обучения, т.к. обладаетбезграничными возможностями аутентичной коммуникации. Мультимедийное общение ‬альтернатива искусственно созданному общению. Мультимедиа предоставляет возможность совершить виртуальное путешествие в любую англоговорящую страну, осмотреть достопримечательности, изучить реалии, традиции, культуру государства, послушать аутентичную речь. Использование мультимедиа позволяет решить следующие задачив образовательном процессе: стимулирование когнитивных аспектов обучения (восприятие и осознание информации); повышение мотивации обучающихся; развитие навыков совместной работы и коллективного познания; формирование более глубокого понимания изучаемого материала; развитие творческих способностей ученика (раскрытие его личных качеств) [10,с. 100].В теории и методике обучения иностранным языкам важное место занимают такие понятия, как «дидактические свойства» и «дидактические функции». «Под дидактическими свойствами того или иного средства обучения, в том числе и мультимедиа, следует понимать природные, технические, технологические качества объекта, те его стороны, аспекты, которые могут использоваться с дидактическими целями в учебновоспитательном процессе» [11].Можно выделить следующие значимые для обучения дидактическиесвойства мультимедиа:1) возможность совместного использованияинформационных средств (активизация восприятия учебной информации);возможность управления динамикой и логикой презентацииизучаемого материала;3) возможность доступа через Интернет к информационному полю, содержащему педагогически ценную информацию;4) возможность хранения, передачи и структурирования передаваемой и получаемой информации.А.В.Соловов, принимая во внимание дидактический потенциал мультимедийных средств обучения, выделяет двефункции мультимедиа ‬иллюстративную и когнитивную. Иллюстративная функция обеспечивает поддержку логического мышления. В этом случае объект мультимедиа подкрепляет, иллюстрирует какуюто четко выраженную мысль, свойство изучаемого объекта или процесса, т.е. то, что уже сформулировано, например, учителем. Иллюстративная функция мультимедиа реализуется в виде заранее подготовленной информации с графическими, анимационными, аудиои видеоиллюстрациями.Когнитивная же функция состоит в том, чтобы с помощью некоего объекта мультимедиа получить новое знание или, по крайней мере, способствовать интеллектуальному процессу получения этого знания. В этом смысле когнитивная функция мультимедиа проявляется в системах процедурного типа, когда учащиеся «добывают» знания с помощью ИКТ, причем сами эти знания в существенной мере носят личностный характер [12, с. 75‬76].По мнению А.Н. НекрасовойиН.М.Семчук[13], применение средств мультимедиа в обучении позволяет решить задачи гуманизации образования; повысить эффективность учебного процесса; развить личностные качества обучаемых (обученность, обучаемость, способность к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию, творческие способности, умение применять полученные знания на практике, познавательный интерес, отношение к труду); развить коммуникативные и социальные способности обучаемых; существенно расширить возможности индивидуализации и дифференциации открытого и дистанционного обучения за счет предоставления каждому обучаемому персонального педагога,роль которого выполняет компьютер; определить обучаемого в качестве активного субъекта познания; учесть индивидуальные особенности обучаемого; осуществить самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучаемый самообучается и саморазвивается; привить обучаемому навыки работы с современными технологиями, что способствует его адаптации к быстро изменяющимся социальным условиям для успешной реализации своихпрофессиональных задач.

Ссылки на источники1.Темербекова А.А. Понятийнотерминологический аппарат исследования процесса формирования информационной компетентности учителя.‬URL:http://elib.gasu.ru/konf/biodiversity/2008/2/52.pdf.2.Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы:учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов.‬М.,2005. ‬231 с.3.Семенова Н.Г. Мультимедийные обучающие системы лекционных курсов: теоретические основы создания и применения в процессе обучения студентов технических вузов электротехническим дисциплинам: дис. … дра пед. наук. ‬Астрахань, 2007. ‬335 с.4.Хлызова Н.Ю. Мультимедиа и их возможности в организации процесса обучения студентов английскому языку // Педагогическая теория, эксперимент, практика / Ред. Т.А.Стефановская. ‬Иркутск: Издво Иркут. ИПКРО, 2008. ‬С. 275‬286.5.Шлыкова О.В. Культура мультимедиа: учебноепособие для студентов. ‬М.: ФАИРПРЕСС, 2004. ‬415 с. Щукин А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь: более 2000 единиц. ‬М.: Астрель; АСТ;Хранитель, 2008. ‬746 с.7.ПолонскийВ.М. Словарьпообразованиюипедагогике. ‬М: Высш. шк., 2004. ‬512 с.8.Розина И.Н. Педагогическая компьютерноопосредованная коммуникация: теория и практика. ‬М.: Логос. ‬2005. ‬437 с.9.Семенова Н.Г. Указ. соч.10.Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей//Ярославский педагогический вестник.‬2012. ‬№ 2.Т. II (Психологопедагогические науки). ‬С. 98‬102.11.Бухаркина М.Ю., Шилова О.Н.,ЯстребцеваЕ.Н.и др. Страницы из неопубликованной книги «КМШкола» ‬контентная образовательная информационная система школы / Под ред. Е.Н.Ястребцевой. ‬URL: http://wiki.kmschool.ru/wiki/index.php/.12.СолововА.В. Когнитивные аспекты мультимедиа в электронной поддержке обучения//Самарский государственный аэрокосмический университетв трудах Международной конференции «IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies». ‬Казань: КГТУ, 2002. ‬С. 74‬78.13.Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Указ. соч.

Baranova Natalya,Candidate of pedagogical science, associate professor of German Philology chair in the Humanitarian Institute, branch of the Northern Arctic Federal University after M.V.Lomonosov in the town of Severodvinsk, Archangelsk Regionromachka21@yandex.ruMultimedia as a subject for didactic researchAbstract.The article considers different approaches to the definition of «multimedia», as well as didactic functions and properties of multimedia, which are an integral part of the theory and methodology of teaching foreign languages at the present stage.Keywords: information and communication technologies, multimedia, didactic functions, didactic properties.

Рекомендовано к публикации: Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»