Об основных тенденциях развития малого бизнеса в Крыму

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мезенцева Е. В. Об основных тенденциях развития малого бизнеса в Крыму // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14096.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены статистические показатели развития малого бизнеса в Крыму и его приоритетные направления развития.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Мезенцева Екатерина Викторовна, кандидат экономических наук, зав. кафедрой социальногуманитарных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Тихорецкekaterinamez@yandex.ru

Об основных тенденциях развития малого бизнеса в Крыму

Аннотация. В статье рассмотрены статистические показатели развития малого бизнеса в Крымуи егоприоритетные направления развития.

Ключевые слова:малый бизнес, государственная поддержка, эффективность.Раздел:(04) экономика.

Современная социальноэкономическая структура выдвинула в качестве важнейшей задачи наиболее эффективное использование государственного, общественного и предпринимательского потенциала на пути устойчивого развития страны.В современном мире предприниматель играет главнуюроль, несет огромную ответственность перед обществом по части развития цивилизованных рыночных отношений. От экономического состояния предпринимательских субъектов зависит развитие конкретного региона, благосостояние населения в целом. Одним из приоритетных направлений развития бизнеса должна стать поддержкамалогопредпринимательствакак важнейшего индикаторасоциального, экономического благополучия страны, а именно работа по вовлечению идей, технологий, проектов в предпринимательскую деятельность.

Мировой опыт показал, что малое предпринимательство в разные времена создавало и сохраняет в настоящее время условия для динамичного экономического развития посредствоморганизационнотехнологической мобильности,высокого темпа внедрения инноваций,активной конкурентной политики,рационального управленческого аппарата,создания новых рабочих мест,быстрой реакции на потребности рынка,а также в качестве источникадохода бюджетов разных уровней.Важную роль малый бизнес играетв социальной среде, решает такие ключевые проблемы: 1)сокращение уровня безработицы, повышение занятости, что особенно очевидно на субфедеральном уровне; 2)рост оплаты труда в малом предпринимательстве; 3)увеличение производства социально значимой продукции и импортозамещающей; 4)увеличение финансирования региональных социальных программ; 5)развитие инфраструктуры по торговому и бытовому обслуживанию социально слабо защищенных слоев населения. Это определяет взаимозависимость и взаимообусловленность развития как государства, так и малого бизнеса.Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало такиеосновные цели (см. рис. 1): повышение эффективности современной экономики за счет развития малого инновационного бизнеса; создание среднего класса малых предприятий, которые являются основой демократического общества; создание новых рабочих мест; повышение уровня жизни населения.Целямипредпринимательских структур являются: получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательской деятельности; создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах; получение дополнительных возможностей для поддержания и развития предприятия; социальное положение, престиж.









Рис. 1.Социальноэкономические цели развития малого предпринимательства

Многие малые предприятиясоздают новые предпринимательские единицы. В.В.Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов,рассматривая состояние развития предпринимательства на предприятиях,отмечают следующие характерные тенденции [1]:финансовые ресурсы используются для развития производства;новые предпринимательские единицы создаются в основном частными лицами (при участии руководства предприятий);кадры недостаточно подготовлены к новым условиям работы, а четкой системы выдвижения, отбора, стимулированияинициативы и новых идей нет.Чтобы выжить в климате конкуренции, поддерживая свое предприятие на передовом научнотехническом уровне,предпринимателю необходимо устойчивое развитие социальноэкономического пространства. Отсюда становится очевидным, что для определения путей повышения малого предпринимательстваследует пониматьегосоциальноэкономическую детерминацию. Социальноэкономическая эффективность включает показатели, характеризующие уровень и качество жизни населения, образование, продолжительность жизни, уровень благосостояния населения, уровень дифференциации доходов, душевой валовой региональный продукт.Крым–это регион, который обладает значительным природноресурсным, трудовым, интеллектуальным потенциалом и является чрезвычайно перспективным с точки зрения привлечения и освоения инвестиций, в первую очередь иностранного бизнеса. И наша общая задача –максимально полно использовать этот потенциал, задействовать все механизмы для комфортного осуществления инвестирования. Проведенная реформа налогового законодательства в 2012 г. и разрешительных процедур обусловила значительное усиление секторамалого предпринимательствав Крыму.

На сегодняшний день в нем занята третья часть трудоспособного населения Крыма –это более 300 тыс. человек. Темпы роста малого и среднего предпринимательства в республике свидетельствуют о его достаточном внутреннем потенциале. Социальноэкономические цели развития малогопредпринимательства Цели бизнесаГосударственныеПолучение дополнительного экономического эффекта от предпринимательской деятельности;получение дополнительных возможностей для поддержания и развития предприятия;социальное положение, престиж

Повышение эффективности современной экономики за счет развития малого инновационного бизнеса;создание среднего класса малых предприятий;создание новых рабочих мест;повышение уровня жизни населения

Именно в этом секторе экономики наблюдается резерв по количеству созданных рабочих мест, объемам произведенной продукции, сумме уплаченных налогов [2].

Количество субъектов предпринимательской деятельности –физических лиц на отчетную дату составляет около 114 тыс.человек, что почти на одну тысячубольше, чем в 2011 г.Зарегистрировано20,2 тыс.малых предприятий;по сравнению с данными за 2011 г.общее количество юридических лиц, являющихся субъектами малого предпринимательства, увеличилось на 1709 предприятий.

За последний год субъектами малого предпринимательства–юридическими лицами уплачено в Сводный бюджет Украины около 1,8 млрдгрн., что на 66,4% превышает показатели 2011 г.(рис. 2)[3].

Рис. 2.Тенденция вклада малого предпринимательства в Сводный бюджет Украины

Сферой деятельности малого предпринимательства является непроизводственная сфера. Объем реализации продукции, работ, услуг малыми предприятиямив 2012 г. составил 16,7 млрдгрн.,или 19,6% общего объема реализации по Крыму. Взнос малых предприятий в экономику Украины составил 15,9% (рис. 3) [4].Верховной Радой Автономной Республики Крым в декабре 2012 г.была разработана и утверждена Программа развития малого и среднего предпринимательства на 2013–2014 гг., которая направлена на повышение качества жизни граждан путем вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность и увеличения вклада малого и среднего предпринимательства в экономику Крыма.

Рис.3.Объем реализации продукции малыми предприятиями, млрд грн.В Крыму работают два механизма финансовой помощи маломубизнесу: это частичная компенсация процентной ставки за коммерческие кредиты, которая осуществляется еще с 2005 г., а также предоставлениельготных кредитов из республиканского бюджета на реализацию инвестиционных и инновационных проектов в приоритетных для автономии направлениях развития экономики.2012 г.в Крыму был объявлен Годом поддержки малого предпринимательства. Данный период отмечен активизацией мероприятий, направленных на содействие развитию предпринимательской деятельностив виде информационной, консультационной, финансовой и других видовпомощи субъектам хозяйственной деятельности (рис. 4)[5].

Рис.4.Мероприятия по поддержке малого бизнеса в Крыму в 2012 г. иих экономические результаты

Проводимые мероприятия позволили в значительной степени улучшить инфраструктуру Крыма. Например, были созданы и эффективно функционируют в настоящее время следующиеобъекты инфраструктуры поддержки малого бизнеса:Крымский республиканский бизнесинкубатор, где начинающий предприниматель может получить консультацию у нужного эксперта;виртуальный бизнесинкубатор с бизнесплощадкой и электронной биржей контактов, где предприниматели могут получить необходимые консультации онлайн, а также создать виртуальный офис;республиканский общественный совет по вопросам развития предпринимательства;центр предоставления административных услуг;бизнесцентр по поддержке предпринимательства в г. Евпатория.Крым в настоящее время характеризуется активным развитием бизнестуризма. В 2013 г.автономию посетило свыше 2,3 млнтуристов из России, это 30% отдыхающих. Очевидно, что Крым и Севастополь –чрезвычайно выгодные регионы для России и со входом Крыма в состав РФ как отдельного субъектауровень инвестиционной привлекательности региона для бизнеса значительно повысится.Иностранные инвесторы проявляют самый серьёзный интерес к инвестированию в развитие Крыма, прежде всего его курортного потенциала. Но кроме туризма это и развитиедобывающей промышленности, портового хозяйства, логистики и сопутствующих сервисов и услуг.Оценивая развитие малого предпринимательства в современной России,можно утверждать, что на государственном уровне и на уровне субъектов РФ проводится активная государственная политика регулирования и стимулирования малого предпринимательства. Разрабатываются программы поддержки малого бизнеса как с прямой финансовой помощью, так и созданием благоприятных условий для развития, посколькуочевидно, что наличие сильного предпринимательского слоя является важнейшим признаком здоровой и устойчивой экономики. В соответствии с Федеральным закономРоссийской Федерации от 24 июля 2007 г. №209ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся юридические лица, а также индивидуальные предприниматели,осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства,суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов; средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия–до пятнадцати человек [6].Таким образом, на современном этапе основойгосударственной политики в Крыму должна статьгосударственная поддержка в виде финансирования малого бизнеса (различные дотации, льготы и субсидии), создания развитой инфраструктуры и информационной среды. Поддержка субъектов малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономической политики, которая проводится правительством Российской Федерации. Кроме поддержки предпринимательства на государственном уровнерегиональные органы власти также принимают меры, позволяющие создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса. Очевидно, чтосоздание условий для устойчивого развития малого предпринимательства в Крыму –сектора, обеспечивающего эффективные институциональные преобразования в экономике региона, развитие инвестиционной деятельности, конкурентной среды, создание рабочих мест и повышение налоговой базы, должно стать приоритетным направлением социальноэкономических преобразований в регионе.

Ссылки на источники1.Российское агентствопо поддержке малого предпринимательства.–URL:http://www.siora.ru/ru/analytics.2.Инвестиционный портал Республики Крым.–URL:http://www.investcrimea.gov.ua/show_content.php?alias=soc_ekonom_razvitie.3.Там же.4.Служба статистики Республики Крым–http://www.sf.ukrstat.gov.ua

5.Инвестиционный портал республики Крым.

6.Закон«О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: федер. закон от 24июля 2007 г. № 209ФЗ /ГАРАНТПрофессионал. –URL:http://www.GARANT.ru

Ekaterina Mezentseva, Candidate of Economic Sciences, head of the chair of social disciplines and humanities, KubanState University (branch inTikhoretsk), Tikhoretskekaterinamez@yandex.ruThe maintrends of small business development inCrimeaAbstract.The author presents statistical indicators and priority directions of small business development inthe Crimea. Keywords:small business, state support, efficiency.References1.Available at: http://www.siora.ru/ru/analytics2.Available at: http://www.investcrimea.gov.ua/show_content.php?alias=soc_ekonom_razvitie3.Available at: http://www.investcrimea.gov.ua/show_content.php?alias=soc_ekonom_razvitie4.Available at: http://www.sf.ukrstat.gov.ua5.Available at: http://www.investcrimea.gov.ua/show_content.php?alias=soc_ekonom_razvitie6.Federal'nyj zakon(2007) O gosudarstvennoj podderzhke malogo predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii, № 209ФЗ. Available at: http://www.GARANT.ru

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»