Использование критического мышления при обучении иностранному языку студентов экономических вузов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бернацкая М. В., Муратова О. А. Использование критического мышления при обучении иностранному языку студентов экономических вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14107.htm.
Аннотация. Целью статьи является обоснование необходимости формирования и применения критического мышления с использованием различных типов практических заданий при обучении иностранным языкам студентов экономических вузов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бернацкая Марина Владимировна, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 экономических факультетов ФГБОУ ВПО «Российский экономический университетим. Г. В. Плеханова», г. Москваpanibernatska@mail.ru

Муратова Ольга Анатольевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 1 экономических факультетов ФГБОУ ВПО «Российский экономический университетим. Г. В. Плеханова», г. Москваmuratovaolga@yandex.ru

Использование критического мышления при обучении иностранному языку студентов экономических вузов

Аннотация. Целью статьи является обоснование необходимости формирования и применения критического мышления с использованием различных типов практических заданий при обучении иностранным языкам студентов экономических вузов. Ключевыеслова: критическое мышление, прогнозирование, оценка возможных решений, идентификация проблемы, синтез идей, интерпретация, работа в команде, развитие лексических и грамматических навыков, мозговой штурм.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обученияи воспитания (по предметным областям).

В настоящее время все чаще говорят о формированиикритического мышления у студентов разных возрастных групп и с разным уровнем владения иностранным языком. Автор популярного учебника GlobalЛиндсейКлендфилд главнойзадачей ставит применение критического мышления привыполнении упражнений, а также подбор соответствующего материала, который смог бы побудить студента к анализу предоставленных фактов, к нестандартному подходу в решении проблем, оценить их глубину и сделать правильный выбор. При этом необходимо исключать мнения других участников беседыи опираться толькона факты [1]. Процесс собственно критического мышления крайне интересен, поскольку затрагивает многие механизмы работы головного мозга. Таким образом, критическое мышление представляет собой не просто автоматическое и пассивное восприятие информации, а стопроцентное погружение в ситуацию, позволяя студентам научиться активно слушать и активно мыслить. Критическое мышление воплощается в учебном процессе в рамках когнитивного подхода, «который реализует принцип междисциплинарности и комплексности системы образования. С помощью когнитивного подхода происходит трансформация студентов из сторонних наблюдателей и пассивных слушателей в активных участников образовательного процесса, способных к самостоятельной обработке, анализу, систематизации, критической оценке полученных знаний, а также выработке собственных учебных стратегий для решения задач и моделированию образовательной траектории» [2]. Критическое мышление как таковое включает в себя следующие фазы: фактическая оценка ситуации, ее описание и анализ, интерпретация, объяснение, логические выводы и прогнозирование событий. Остановимся на его отдельных фазах и рассмотрим типы практических заданий, которые могли бы послужить средством формирования у студентов критического мышления [3, 4]. Один из типов заданий –прогнозирование (Predicting) –заключается в создании учебной ситуации, направленной на использованиенавыка прогнозирования или предугадывания сути проблемы (вопроса) на первоначальном этапе работы с учебным материалом.С этой целью студентам предлагается ситуация или бизнесдилемма, которая, как правило, состоит из 3–5 предложений. Студентам предоставляется широкая возможность ее оценки, прогнозирования развития событий в ближайшем и отдаленном будущем. Предлагаемый тип заданий направлен на развитие грамматических илексических навыков, а также формирование речевых умений –дискурсивных, коммуникативных, когнитивных. Студенты учатся не только слышать собеседника, но и слушать (прислушиваться к его мнению и адекватно на него реагировать), отстаивать и оспаривать свою позицию или точку зрения, при необходимости, соглашаться с позицией собеседника. Одновременно развиваются интерактивные навыки и возможность поиска и нахождения компромиссов в ходе беседы. Второй тип заданий на формированиекритического мышления –описание ситуации (Describing). Несмотря на кажущуюся на первый взгляд типичность и распространенность этого вида заданий, оно учит студентов выделять фактическую информацию, позволяя рассмотреть ситуацию под разным углом –и с точки зрения ее участников, и с точки зрения самого студента. Взвешивание реальных –негативных и позитивных –аспектов и оценка потенциальной пользы или потенциального вреда позволяют развивать метакогнацию. У студентов развивается способность к анализу ситуации, поиску ошибок, спровоцировавших конфликт, средствами ролевой игры.Следующий тип заданий –оценка возможных решений с теоретической и практической точки зрения (Evaluating). Важно обратить внимание студентов на то, что оценка должна опираться на факты, а не на умозаключения.Выделение характера причины возникновения ситуации и возможных последствий (Analyzing) как еще один вид заданий на развитие критического мышления предполагает сбор информации, составление вопросов, способствующих прояснению ситуации, поискразличных свидетельств, подтверждающих события и факты. Цель задания –найти связь между теоретической и практической составляющими. При этом возможно опираться на примеры из реальной жизни. Студенты учатся умению идентификации возникшей проблемы и обсуждают способы принятия решений.Распределение по категориям или классам (Categorizing) –студенты определяют,что выгодно и в чем заинтересованы конкретные участники данной ситуации или конфликта. Давая характеристику или оценку тому или иному поступку или персонажу, они логическивыстраивают дальнейшую перспективу событий и действий.Развитию навыков поиска, анализа и типологической группировки различных идей в зависимости от проецирования событий способствует тип заданий синтез идей (Developinglinks). Интерпретация (Interpreting) также исключительно интересныйи важный момент толкования событий в зависимости от их восприятия участниками ситуации, а именно с точки зрения основных участников событий.В ходе принятия решения иего обоснования (Decisionmaking) студенты путем анализа ситуации вычленяют неподходящие и невыгодные идеи, основываясь на критическом и логическом мышлении. Необходимо ориентировать студентов на работу в команде, выслушивая мнениявсех участников дискуссии, развивая тем самым дискурсивные умения. Применяютсяприемы активного слушания –студенты учатся спорить, искать компромиссы и принимать совместные решения, а это незаменимые навыки для будущей работы в команде, которые так ценятся современными работодателями. Поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы помочь сформировать эти умения. Что касается выбора средств обучения, необходимо обратить особое внимание на подбор учебной литературы, которая позволила бы создать учебную ситуацию, направленную на достижение цели –формирование умения критического мышления. Совершенно неэффективны в этом смысле гипотетические ситуации, не имеющие решений,либо бизнесдилеммы,неактуальные в современной жизни. Несмотря на точто такиезадания были неотъемлемой частью учебных и методических пособий еще несколько лет тому назад, практика показывает, что, не имея практического использования и не неся в себе смысловой нагрузки, они быстро забывались, не подкрепляясь практическими навыками (отметим при этом неплохое языковое наполнение этих пособий). С целью всестороннегоразвития не только лексических и грамматических навыков, но и коммуникативных умений, преподавателюна современном этапе крайне необходим соответствующийактуальный материалдля выполнениязадачи развития умения критического мышления. В качестве примера учебного пособия, реализующего эти цели, мы можем привести курс “BusinessCommunication”, читаемый в университете штата Огайо в Канаде [5].Данный курс имеет целый ряд преимуществ: 1) знакомитстудентов не только с различными межкультурными аспектами;2) предлагает задания, направленные на формирование и развитие критического мышления, а также примеры из реального мира бизнеса, демонстрирующие необходимость творческого мышления. Умение привносить свежие мысли и идеи является неотъемлемой частью для достижения успеха в компаниях, особенно в настоящее время, когда предприниматели вынуждены реорганизовывать фирму с учетом ее потребностей и требований рынка для дальнейшего развития и продвижения вперед. В мире цифровых технологий, где каждый день приходится сталкиваться с огромным объемом информации в различных областях, умение критически мыслить поможет за короткий промежуток времени обработать, проанализировать, сравнитьинформацию, оценить ее релевантность для изучаемого вопросаи прийти к правильному заключению, что в конечном итоге позволит студенту быстро адаптироваться в социальной среде и достичь успеха в мире бизнеса. Более того,оперативное решение проблемы возможно только при полном погружении в ситуацию, ее критической оценке с помощью нестандартных творческих приемов. Например, использование таких методов,как мозговой штурм (brainstorming)и составление карт памяти (mindmapping), позволит эффективно структурировать большое количество предложений и выбрать наиболее оптимальный путь решения. Несомненно,сегодня преподавательиностранногоязыкаимеет прекрасную возможностьсоздать такие ситуации самостоятельно на занятии и предоставить возможность студентам творчески подойти к их решению, используя методы, указанные выше. В настоящий момент существует огромное количество интернетресурсов, предоставляющих огромный выбор дополнительного материала для преподавателей, что облегчает процессподбора заданий, в данном случаенаправленных на формирование умения критического мышления. Но возникает вопрос: в какой степени студент сможет справиться с таким заданием на неродном ему языке? На всех ли уровнях изучения языка возможно создать ситуацию, в которой студент сможет не только применить аналитические умения и прийти к правильному выводу, но и выразить свои мыслинанеродном ему языке? Если брать во внимание студентов с высоким уровнем владения языком, они с огромным интересом и энтузиазмом отнесутсяк подобным типам заданий, правильно и грамотно выразят свои мысли, проанализируют предложенную ситуацию. Очень важно использовать материал, который вызывает интерес имотивирует студентов к выполнению задания, успешность которого даст возможность получить удовольствие от достигнутого ими высокого результата.Насколько успешно будет выполнено подобное задание студентаминачального уровня (A1, A2) и даже среднего уровня знания языка (B1)? В этой ситуации преподавателю предстоит выполнить две непростыезадачи: Вопервых, ввести и закрепить лексические единицы и грамматические структуры, необходимыедляанализа той или иной ситуации; снять трудности при выражении своих мыслей на иностранном языке, чтобы не превращатьдискуссию в потокбесконечных вопросов «А как это сказать поанглийски?». Иными словами, первым этапом работы с предлагаемыми вышетипами заданий у студентов этого уровня необходимо предусмотреть развитие языковых навыков. Здесь следуетобратить особое внимание на доступность и посильность выполнения того или иного задания, которое должно соответствовать языковому уровню студента. Преподавателю следует адаптировать материал с учетом уровня группы и давать больше времени на подготовкувыполнения определенного задания: возможность спланировать ответ и предложить студентам лексическую, грамматическую или визуальную опоруне только во время занятия, но во внеурочное время в форме домашнего задания. В противном случае студент теряет интерес не только к выполнению задания,но и к изучению иностранного языка в целом.Вовторых, на базе полученных умений дать возможность студентампроанализировать эту ситуацию с использованием творческого мышления, погрузиться в нее ипостараться найти нестандартные решения.

Следует отметить важность организации работы студентов над той или иной ситуацией с использованием нижеследующих приемов и способов развития критического мышления на занятиях по иностранному языку. Одним из таких эффективных приемов является парная и групповая работа студентов,организованная с учетом уровня языковой подготовки. Студентлидер с высоким уровнем овладения языком, который активен как в интеллектуальном, так и в эмоциональном смысле, поможет вовлечьменее сильного и малоактивного студента, который неуверен в себе и испытывает страх высказывать свои идеи перед остальными студентами в группе, в процесс обсуждения, построитьдискуссию, а также сделать ее более живой и увлекательной. А последний,в свою очередь,приводя свои собственные аргументы и доказательства, подтолкнет к рождению творческих и нестандартных идей. Этот вид деятельности поможетсформировать не только навыки коллективного поиска решения поставленных задач, но иумение работать в команде, уважать и быть готовым принять точки зрения других студентов в группе.

Одним из самых интересных заданий, включающим отработку практически всех вышеизложенных навыков критического мышления, является анализ деловых ситуаций,или casestudy. Возникшийв первой половине XXвека, он до сих пор вызывает неподдельное внимание и интерес как у студентов, так и у преподавателей.Это поиск решениябизнесдилеммы,придуманной или уже существовавшей в реальной жизни. Кейсы могут содержатьот1–2 страницдо 15–20, включать графики, диаграммы или таблицы. Но, как правило, для занятий со студентами IIIкурса берутсянебольшие вымышленные, но максимально приближенные к реальностиситуации.Это обусловлено отсутствием у учащихся жизненного и практического опытаи, как следствие,определенных теоретических и практическихнавыков.Сферами действия в бизнескейсах являются экономика и бизнес, юриспруденция, политика, медицина, международные отношения.За основу могут браться различные форматы решения деловых ситуаций. Мы же остановимся на гарвардском формате. Он включает в себя несколько частей, изложенных и анализируемых в определенном порядке.1.Краткое изложение событий,состоящее из 4–5 предложений.2.Задача (в английском языке формулируется как problem). Это повествовательное предложение из 7–8 слов. Здесь обычно студенты испытывают затруднения, и на первоначальном этапе преподавателю следует обратить более пристальное внимание на этотподпункт. Она никогда не формулируется в виде вопроса (быть или не быть?) или в виде эллипса (ellipse)–условного гипотетического события. Чтобы четко сформулировать проблемузадачу, следует поставить себя на местоконсультантов, которых фирма попросила определить, что в компании не так. Диагноз, по сути, и будет определять задачу (или проблему) кейса.3.Действующие лица (персонажи) кейса, подразделяемые: –налюдей,

–учреждения.4.Хронология,базирующаяся на основных фактах.5.Проблемы, которыепрепятствуют удовлетворительному разрешению данной ситуации.Они подразделяются на внешние, не зависящие от главного персонажа, и внутренние, на которые главный герой может повлиять.6.Возможные решения с определением всех их достоинств и недостатков.7.Рекомендации, где мы вырабатываем курс действия и даем обоснование.8.План действий, включающий поэтапные шаги.

В поиске решения студенты начинают работать самостоятельно, выявляя причинноследственные связи, а также события и факты, анализируют возникшие обстоятельства и ищут выход из сложившейся ситуации. Далее они объединяются в пары или в группы, где им надо доказать свою точку зрения, основываясь и опираясь на факты и сопутствующие им события. Студенты учатся видеть главное во второстепенном, обращать внимание на детали, критически и логически мыслить, подкреплять свои идеи теоретически и практически. Принедостаточном жизненном опытеэто,по сути, их первые пробы воплощения своихтеоретических знаний на практике.

Что немаловажно, кейсы базируются на темах,которые студенты изучают на текущих занятиях. Это могут быть трудности в межкультурной коммуникации, собеседования и интервью при приеме на работу,основы ведения переговоров, продвижение товаров, карьера, основы маркетинга и т.д. Таким образом, вместе сновым лексическим материалом отрабатываются полученные теоретические навыки, которые послужат основой грамотного, четкогои логичногорешения кейса.

На практике совместное решение кейсов стимулирует сотрудничество и общение среди студентов и является незаменимым видом парной и групповой работы, где вырабатываются стратегии, принимаются решения, ищутся компромиссы. Кейс не имеет единственного правильного решения. Доказав и обосновав свою позицию, важно не прибегать к решению, не рассмотрев все причины, которые привели к конфликту. Данной концепцией студенты будут пользоваться в реальной жизни, чтов конечном итогеокажет неоценимую помощь в решении проблем в бизнесе, на работе и межличностных отношениях в будущем.Подводя итог, отметим еще раз:навыки и умения, приобретенные путем использования критического мышления,невозможно переоценить. Думать четко, ясно, рационально, умение выделять главное из общего, проводить анализ и оценку возможных решений, рассматривать ситуацию в перспективе, оценивать потенциальные решения и проводить параллель между теорией и практикой, умение предугадать и спрогнозировать ситуацию –это ли не ключ к успеху будущего профессионала?

Ссылкинаисточники1.Clandfield L.,Benn R.R. Global Coursebook.–Macmillan Publishers Limited, 2011.2.Пригожина К. Б. Организация самостоятельной работы студентов средствами компетентностнокогнитивного подхода // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Москва, февраль 2014 г.).–М.: БукиВеди, 2014. –С. 244–246.3.Rosner B. How do you think outside the box? One expert weighs in, 2006. –URL: http://www.reddingemployment.com/reddingemployment/stories/20030520hold076.shtm4.A Brief introduction to Critical Literacy in English language education, 2008. –URL: www.criticalliteracy.org.uk/elt5.LockerKitty O., KaczmarecS. K., Braun K.Business Communication. Building Critical Skills. Third edition. –McGrawHill Ryerson Limited, USA, 2007.

Marina Bernatskaya,Senior Lecturer at the chair of Foreign Languages #1 of economic departments, Russian Economical University by G.V. Plekhanov, Moscowpanibernatska@mail.ruOlga Muratova,Senior Lecturer at the chair of Foreign Languages #1 of economic departments, Russian Economic University by G.V. Plekhanov, Moscowmuratovaolga@yandex.ruUse of critical thinking in foreign language teaching to students of economic universitiesAbstract. The aim of the article is the justification for the formation and application of critical thinking using different types of case studies in teaching foreign language to students of economic universities.Keywords:critical thinking, forecasting, evaluation of possible solutions, problem identification, synthesis of ideas, interpretation, teamwork, development of vocabulary and grammar skills, brainstorming.References1.Clandfield,L., Benn,R. R.(2011)Global Coursebook, Macmillan Publishers Limited (in English).2.Prigozhina, K.B. (2014) “Organizacija samostojatel'noj raboty studentov sredstvami kompetentnostnokognitivnogo podhoda” inPedagogicheskoe masterstvo: materialy IV mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, fevral' 2014 g.), BukiVedi, Moscow,рр. 244–246 (in English). 3.Rosner, B. (2006) How do you think outside the box? One expert weighs in. Available at: http://www.reddingemployment.com/reddingemployment/stories/20030520hold076.shtm(in English).4.(2008) A Brief introduction to Critical Literacy in English language education. Available at:www.criticalliteracy.org.uk/elt(in English).5.Locker, Kitty O., Kaczmarec, S.K., Braun, K. (2007) Business Communication. Building Critical Skills. Third edition, McGrawHill Ryerson Limited, USA (in English).

Рекомендовано к публикации:Пригожиной К. Б., кандидатом педагогических наук, доцентом;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»