Психологическая компетентность учителя начальных классов: теоретический и прикладной аспекты

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Куликова Т. И. Психологическая компетентность учителя начальных классов: теоретический и прикладной аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14187.htm.
Аннотация. В статье анализируются различные подходы к пониманию профессиональной компетентности педагога, определению ее структуры и выделению уровней. Анализируя существующие классификации компетентностей, автор рассматривает и моделирует профессиональную компетентность учителя начальных классов. В структуре профессиональной компетентности учителя начальных классов автор определяет такие компоненты, как специальная (деятельностная) компетентность, социальная компетентность и психологическая компетентность. Приводятся результаты экспериментального исследования психологической компетентности учителей начальных классов г. Тулы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Куликова Татьяна Ивановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», г. Тулаtativkul@gmail. com

Психологическая компетентность учителя начальных классов:теоретический и прикладной аспекты

Аннотация. В статье анализируются различные подходы к пониманию профессиональной компетентности педагога, определению ее структуры и выделению уровней. Анализируя существующие классификации компетентностей, автор рассматривает и моделирует профессиональную компетентность учителя начальных классов. Вструктуре профессиональной компетентности учителя начальных классов автор определяет такие компоненты, какспециальная (деятельностная) компетентность,социальная компетентность и психологическая компетентность. Приводятся результаты экспериментального исследования психологической компетентности учителей начальных классов г. Тулы. Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, образовательные компетенции, психологическая компетентность учителя начальных классовРаздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Структурное понимание компетентности разнообразно. С одной стороны,это обусловлено ее многоаспектностью, с другой‬недостаточной строгостью выделенных основанийструктурирования. Наиболее простым представляется нам подход Г.М.Коджаспировой,которая представляет профессиональную компетентность педагога в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть будущий учитель. Автор выделяет десять групп умений.Первая группа:

умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать её в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебновоспитательного процесса;

умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавшейся ситуации, предвидеть близкие и отдалённые результаты решения подобных задач. Вторая группа:

работа с содержанием учебного материала;

способность к педагогическому истолкованию информации;

формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;

изучение состояния психических функций учащихся, учёт учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;

умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебновоспитательного процесса;

умение использовать сочетания форм обучения и воспитания, учитывать затраты сил и времени учащихся и учителя. Третья группа:

умение соотносить затруднения учащихся с недочётами в своей работе;

умение создавать планы развития своей педагогической деятельности. Четвертая группа ‬умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные ‬создание условий психологической безопасности приобщении и реализациявнутренних резервов партнёра по общению. Пятая группа:

умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком (ученик должен ощущать себя уникальной полноценной личностью);

владение приёмами риторики;

использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации. Шестая группа:

умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т. е. реализация и развитие педагогических способностей;

умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительныйхарактер;

осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Яконцепции. Седьмая группа ‬осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля, максимальное использование природных интеллектуальных данных. Восьмая группа:

умение определять знания, полученные учащимися в период учебного года;

умение определять состояние деятельности и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельностив начале и в конце года;

умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию. Девятая группа:

оценивание учителем воспитанности и воспитуемости школьников;

умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;

способность учителя увидеть личность ученика в целом, взаимосвязь его мыслей и поступков;

умение создавать условия для стимулирования слаборазвитых черт личности. Десятая группа:

интегральная способность учителя оценить свой труд в целом;

умение увидеть причинноследственные связи между его задачами, целями, способами, средствами, условиями, результатами [1]. По мнению Н. В. Кузьминой, в педагогическую компетентность входят: специальнопедагогическая, методическая, социальнопсихологическая, дифференциальнопсихологическая, аутопсихологическая компетентности. При этом профессиональная компетентностьопределяется по предметному основанию тех наук, вклад которых в ее формирование считается ведущим (педагогика, методика, социальная и дифференциальная психология). Аутопсихологическая компетентность базируется напонятии социального интеллекта«как устойчивой, основанной на специфике мыслительных процессов эффективного реагирования и накопления социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события» [2]. А. В. Хуторской предлагает трёхуровневую иерархию компетенций:

ключевые ‬относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

общепредметные‬относятся к определённому кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные‬частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов [3]. В числе ключевых образовательных компетенций А. В. Хуторской определяет следующие. 1.Ценностносмысловая компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. 2.Общекультурная компетенция ‬круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовнонравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций и др. 3.Учебнопознавательная компетенция‬совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности. 4.Информационная компетенция‬при помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудиои видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет)формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. 5.Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способоввзаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. 6.Социальнотрудовая компетенцияозначает владение знанием и опытом в гражданскообщественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социальнотрудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. 7.Компетенция личностного самосовершенствования направлена к тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Все названные составляющие профессиональнопедагогической компетентности тесно переплетаются, образуя сложную структуру, формирующую «идеальную модель» специалиста, определяя его личностнодеятельностную характеристику, поскольку компетентность проявляется только в ходе деятельности и может быть оценена только в рамках конкретной профессии. В. Н. Введенский выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога: общий‬ключевые и операциональные компетентности; частный‬компетентности конкретной специальности; конкретный‬компетентности отдельного педагога. Также он выделяет три подхода к исследованию содержания и структуры профессиональной компетентности:профессиографический, уровневый и задачный. Каждый из них имеетсвои особенности. Система ключевых компетентностейкак многопараметрическая характеристика специалистане может определяться простой суммой имеющихся личностных качеств и способностей. Для этого необходимо применение комплекса взаимосвязанных параметров. Поэтому при целостном описании модели профессиональной компетентности автор использовал уровневый подход [4]. Используя данный подход, автор выделяет коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуальнопедагогическую компетентности, причём последняя является базовой для остальных. Коммуникативная компетентностьпедагога ‬профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию «гладкой». Информационная компетентностьвключает объём информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов. Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Интеллектуальнопедагогическую компетенциюавтор рассматривает как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления. С целью оценки предложенных компетентностейавтор выделяет три уровня профессиональной компетентности педагога: узкий‬предполагает сформированность необходимой операциональной компетентности; достаточный‬сформированность операциональных и ключевых компетентностей (кроме базовой); широкий‬сформированность операциональных, ключевых и базовой компетентностей [5]. Как видим, исследуя педагогическую компетентность, одни ученые отдают предпочтение общим и специальным знаниям учителя, другие ‬усвоению профессиональных умений, третьи ‬дополняют необходимые знания и умения определенными психологическими качествами, четвертые подчеркивают в содержании профессиональной компетентности педагога личностные свойства. В представленной ниже таблице показаны основные, по нашему мнению, подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога». Под профессиональной компетентностью учителя начальных классов следуетпонимать интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность всегда проявляется в деятельности ‬предметноинформационной, деятельностнокоммуникативной, ценностноориентационной. При этом важно всегда рассматривать контекст, в котором проявляется компетентность. Природа компетентности такова, что она может проявляться только в органическом единстве с ценностями человека, то есть при условии глубокой личностной заинтересованности в данном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата или способа поведения.

Определение профессиональной компетентности педагога разными авторами

Автор Определение понятия «профессиональная компетентность»Составляющие профессиональной компетентностиА.К.МарковаПрофессионально компетентным является… такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьниковСпециальная (деятельностная);социальная;личностная ииндивидуальнаяпрофкомпетентность

Л. М. МитинаПонятие «педагогическая компетентность» включает знания, умения, навыки; способы и приемы их реализации в деятельности, общении и развитии (саморазвитии) личности, а также способность отстаивать собственную личностную позициюДеятельностная; коммуникативная; социальная компетентность

Н.В.КузьминаСпособность педагога превращать специальность, носителем которой он является, в средство формирования личности учащегосяс учетом ограничений и предписаний, накладываемых на учебновоспитательный процесс требованиями педагогической нормы, в которой он осуществляетсяСпециальная и профессиональная;методическая; социальнопсихологическая; дифференциальнопсихологическая; аутопсихологичекая компетентность

Н.Н.ЛобановаПрофессиональная компетентность ‬ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности, которое определяет уровень педагогической готовности к деятельности, является фактором сохранения направленности деятельности

профессиональносодержательныйкомпонент;профессиональнодеятельностныйкомпонент; профессиональноличностныйкомпонентТ. В. Добудько

Профессиональная компетентность педагога есть единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности

Научнотеоретическийкомпонент;психологический компонент;операциональнотехнологическийкомпонентЕ. И. РоговПрофессионализм (связывает понятия профессионализм и компетентность) есть совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, происходящих в педагоге в процессе овладения и длительного выполнения деятельности, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональныхзадач в особых условияхКогнитивный компонент;эмоциональноценностныйкомпонент; практический (деятельностный)компонентВ.Н.Введенский

Профессиональная компетентность педагога… не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практикеКоммуникативная;информационная;регулятивная; интеллектуальнопедагогическая; операциональная компетентность

Ю. В. ВарданянПрофессиональная компетентность специалиста с высшим образованием представляет собой единство теоретической и практической готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности

Субъектный компонент;объектный компонент;предметный компонент

Согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 050400 Психологопедагогическое образование, учитель должен решать следующие профессиональ96вные задачи в области педагогической деятельности на начальной ступени общего образования:реализация в учебном процессе образовательных программ начального общего образования с использованием современных психологопедагогических методов, ориентированных на формирование и развитие учебной деятельности обучающихся;создание оптимальных условий для адаптации обучающихся к начальному периоду учебной деятельности;интеллектуальное, личностное и нравственное развитие обучающихся в процессе формирования учебной деятельности;взаимодействие с педагогами, администрацией образовательного учреждения и родителями в целях развития обучающихся с учетом возрастных норм;формирование у обучающихся учебнопознавательной мотивации и умения учиться как необходимого результата их подготовки к освоению образовательной программы основного общего образования. В результате освоения основной образовательной программы будущий учитель в педагогической деятельности на начальной ступени общего образования должен обладать следующими компетенциями:способен организовать на уроках совместную и самостоятельную учебную деятельность, деятельность младших школьников, направленную на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы;способен проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности;способен участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося;готов создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе;готов организовать индивидуальную и совместную учебную деятельность обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ;готов вовзаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования;готов осуществлять сбор данных об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в учебной работе и в общении со сверстниками;способен эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития учеников. Принимая во внимание тот факт, что существует множество разных возможных классификаций компетентностей и что ни одна из них не совершенна, можно подойти к рассмотрению и затем моделированию профессиональной компетентности учителя начальных классов, обратившись к содержанию его деятельности. Полагаем, что у педагога (учителя) в результате полученного образования должно быть сформировано некоторое целостное личностносоциальнопрофессиональное качество,позволяющее ему успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Поэтому в структуре профессиональнойкомпетентности учителя начальных классов должны быть определены такие обязательные компоненты, какспециальная (деятельностная) компетентность,социальная компетентность и психологическая компетентность. Специальная компетентность‬владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие (С. Б. Елканов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, В.Г.Пишулин,К. К. Платонов и др.). Специальная компетенция‬вид профессиональной компетенции, характеризующийфункциональную специфику профессиональной деятельности конкретного специалиста. Социальная компетентность‬владение совместнойпрофессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда(Н. В. Бодягина, Н. Ю. Клименко и др.). Социальная компетентность обеспечивает социальную адаптацию, возможность высоких социальных достижений в результате конструктивных стратегий социальной активности при сохранении адекватности поведения в динамичном социальном контексте. Социальная компетентность учителя служит основой для предметной и педагогической компетентностей.Психологическая компетентностьучителя начальных классов представляет собой интегрированный личностный ресурс в форме психологических функций, обеспечивающих успешное решение конкретных профессиональных задач. Высокий уровень психологической компетентности позволяет учителю как субъекту профессиональной деятельности целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, конструировать продуктивные модели саморазвития. По мнению И. С. Якиманской, психологическая компетентность‬это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоциональноволевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения. Однако такое определение не учитывает способности педагога принимать психологическую информацию, осмысливать её, включать в мотивационноличностный план, строить на её основе систему отношений, принимать адекватные психологические решения. Таким образом, можно сказать, что термин «психологическая компетентность» выходит за рамки психологической грамотности и должен включать профессиональнодейственный компонент, личностные установки на восприятие и использование психологической информации. Психологическая компетентность, по мнениюН. В. Кузьминой, состоит из нескольких взаимосвязанных подструктур: социальноперцептивной компетентности; социальнопсихологической компетентности; аутопсихологическойкомпетентности; психологопедагогической и коммуникативной компетентности. Такое определение, по мнению большинства исследователей, является достаточно полным и наиболее перспективным для дальнейшего изучения данного феномена. Как считают некоторые авторы (А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина), психологическая компетентностьзависит от личности учителя, его личностных качеств. Личностноделовые качества учителя сливаются в единую психологопедагогическую компетентность. Практика показывает, что наиболее «западающим» компонентом психологической компетентности оказываются профессионально значимые качества личностипедагога. М. И. Лукьянова определяет как важные, необходимые в педагогической деятельности следующие личностные качества: рефлективность, эмпатичность, коммуникативность, гибкость личности, способность к сотрудничеству, эмоциональнуюпривлекательность. А. К. Маркова дополняет их профессионально важными качествами личности:педагогическойэрудицией, педагогическимцелеполаганием, педагогическиммышлением, практическимпедагогическиммышлением,педагогическойнаблюдательностью, зоркостью, педагогическимслухом, педагогическойситуацией, педагогическимоптимизмомпедагогическойнаходчивостью, педагогическимпредвидением, прогнозированием, педагогическойрефлексией. А. Д. Алферов определяет психологическую компетентность как составляющую часть профессиональной подготовки учителя, которая включает в себя:«совокупность знаний, умений и навыков по психологии, четкость позиции в отношении ролипсихологии в профессиональной деятельности учителя, умение видеть за поведением ученика состояние его души, уровень развития его познавательных процессов, эмоциональной, волевой сфер, черт характера; способность ориентироваться, оценивать психологические ситуации в отношениях с учеником или группой учащихся и избирать рациональные способы общения;умение педагогически грамотно в течение долгого времени воздействовать на психику ребенка для его гармоничного развития» [6]. При очевидном разнообразии точек зрения на содержание психологической компетентности их объединяет включение в структуру психологической компетентности знаний и умений; понимание психологической компетентности в качестве условия профессионализма педагога. Таким образом, психологическая компетентность учителя должна рассматриваться как неотъемлемая составляющая его профессиональной компетентности. При этом под психологической компетентностью мы понимаем интегративноемногоуровневоеличностное образование, основанное на положительных мотивахвыбора профессии, совокупности системных знаний, умений и навыков, практического опыта, рефлексивной деятельности, диалогической культуры, выражающейся в теоретической и практической готовностии способности к эффективному осуществлению профессиональнопедагогической деятельности. Психологическая компетентность проявляется:в умении диагностировать и использовать диагностический материал, проектировать и направлять индивидуальное развитие ребенка;способности оказывать психологопедагогическую помощь ученику в сложные периоды его жизни;владении навыками педагогического общения;потребности в профессиональном и личностном саморазвитии. Для изучения психологической компетентности учителей нами было проведено исследование, в котором участвовали 65 учителей (все женщины) г. Тулы. Всеимеютвысшееобразование. Стаж педагогической работыразличен‬от 5 до 32 лет. В результате проведенного исследования были получены следующие результаты:только 8% учителей отметилиу себя высокий уровень наличных знаний по психологии;58% считают, что их психологические знания находятся на низком уровне;13% учителей отметили у себя низкийуровеньспособности проектировать различные психологические ситуации в детском коллективе;у 56%учителей данная способность находится насреднем уровне;56% учителей отметили, что не умеют за поведением ребенка видеть его психологическое состояние;48% учителей не применяют индивидуальный подход в обучении на основании индивидуальнопсихологических характеристик учащихся. По мнению педагогов, их большой проблемой является также недостаток в навыках педагогического общения. В отечественной педагогике понимание важности процесса общения учителя и ученика, специфичностиэтого процесса привело к введению понятия «педагогическое общение» и появлению целого направления работ, посвященных его исследованию (А. А. Леонтьев, В. А. КанКалик, Л. М. Митина,Г.А.Ковалёв и др.). Педагогическое общение рассматривается как частный вид общения людей, имеющий как общие черты этой формы взаимодействия, так и специфические для образовательного процесса. Педагогическое общение‬это система органичного социальнопсихологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого являются обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимодействий с помощью коммуникативных средств. Оно выступаеткак главный механизм достижения основных целей воспитания. При организации педагогического общения можно выделить четыре главных принципа: уважение ученика как конструктивной личности; искренность в выражениях своих чувств; понимание глубинных чувств ученика и мотивов его поведения; конкретность общения. В современных социальных условиях учителям чрезвычайно трудно понимать и поддерживать своих учеников. Неправильное понимание и отражение педагогом индивидуальности ученика, восприятие внешней стороны поступка, неспособность к анализу сложившейся социальнопсихологической ситуации приводят к необдуманным, поспешным действиям учителя, нередко переходящим в конфликт с учеником, чтонеизбежно сказывается на качестве обучения. Диалогическое общениеучителя с учеником требует от учителя не только психологических знаний, но и определенного уровня конфликтоустойчивости (на основании проведенного исследования у 11% учителей выявлен высокий уровень конфликтоустойчивости). С этим показателем согласуются и данные психодиагностики тенденций агрессивного поведения учителей. На первый плансамооценки его форм выходят раздражительность (её отметили у себя 64% респондентов), обидчивость (54%), косвенная агрессия (45%) и вербальная агрессия (34%). Эти данныедоказывают наличие проблемыагрессивного поведения педагогов и актуальность её дальнейшего изучения. Наиболее предпочитаемыми стилями межличностного взаимодействия у молодых учителей являются коллегиальный и стиль невмешательства в действия других людей. У более старших педагогов ‬невмешательства и авторитарный, при этом направленность на общение ярче выражена именно у педагогов с большим стажем. И у молодых, и у опытных учителей ведущей инструментальной ценностью является образованность. Это вполне естественно, так как хороший специалист должен в полнойстепени обладать знаниемпреподаваемого предмета. По остальным ценностям принципиальных различий у педагогов с разным стажем работы нет. Психологическая компетентность формируется у педагога неравномерно, в течение профессиональной жизни. Видеть эту внутреннюю динамику ‬значит оценить ее, дать прогноз его профессионального и личностного роста. Профессиональные позиции, установки, педагогические умения, личностные качества как структурные элементы профессиональной компетентности могут быть предметомстановленияпрофессионализма педагога.

Куликова Т. И. Психологическая компетентность учителя начальных классов: теоретический и прикладной аспекты // Концепт. –2014. –№ 07 (июль). –ART14187. –0,7п. л. –URL: http://ekoncept. ru/2014/14187. htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

Ссылки на источники1. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб.‬М.:Гардарики, 2004. ‬С. 428‬429.2. Кузьмина Н. В.,Реан А. А. Профессионализмпедагогическойдеятельности. ‬СПб.,1993. ‬С. 105.3. Там же. ‬С. 63.4. Введенский В. Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога // Педагогика. ‬2003. ‬№10. ‬С. 53. 5. Там же. ‬С. 53‬54.6. Алферов А. Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя//Вопросы психологии. ‬2001. ‬№ 4. ‬С. 116.

Tatyana Kulikova, Candidate of Psychological Science, Associate Professor at the chair of psychology and pedagogy, Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula tativkul@gmail. comPsychological competence of primary school teacher: theoretical and practical aspectsAbstract. The author analyzes the various approaches to understanding the professional competence of the teacher, the definition of its structure and levels. Analyzing the existing classification of competencies, the author examines models of professional competence of primary school teachers. In the structure of the professional competence of primary school teachers, the author defines the following components: special (activity) competence, social competence and psychological competence. The results of experimental research of psychological competence of primary school teachers in Tula are represented. Key words:professional competence of teachers, educational competence, psychological competence of primary school teachers. References1.Kodzhaspirova.G.M. (2004) Pedagogika: Uchebnik, Gardariki,Moscow,pp. 428‬429(in Russian).2.Kuz'mina,N.V. &Rean,A.A. (1993) Professionalizm pedagogicheskoj dejatel'nosti, St. Peterburg (in Russian).3.Ibid., p.63.4.Vvedenskij,V.N. (2003) “Modelirovanie professional'noj kompetentnosti pedagoga”,Pedagogika,№10,p. 53 (in Russian).5.Ibid., pp. 53‬54.

6.Alferov,A.D. (2001) “Opyt i problemy povyshenija psihologicheskoj kompetentnosti uchitelja”,Voprosy ,№ 4, p 116(in Russian).

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»