Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова И. А., Комкова И. Н., Самылова В. Н. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14192.htm.
Аннотация. В статье дается обоснование значимости общения со сверстниками как важнейшего фактора развития личности дошкольника. Раскрываются особенности социометрических исследований в группе детей дошкольного возраста. Анализируются результаты диагностики социометрического статуса дошкольников и их эмоционального самочувствия в системе личных взаимоотношений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецibuchilova@yandex.ru

Комкова Ирина Николаевна,студентка 3го курса института педагогики и психологииФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецirina.comkova2012@yandex.ru

Самылова Виктория Николаевна,студентка 3го курса института педагогики и психологииФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецvikasamylova@yandex.ru

Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии

Аннотация.В статье дается обоснование значимости общения со сверстниками как важнейшего фактора развития личности дошкольника. Раскрываются особенности социометрических исследований в группе детей дошкольного возраста. Анализируются результаты диагностики социометрического статуса дошкольников и их эмоционального самочувствия в системе личных взаимоотношений. Ключевые слова:общение со сверстниками, личность дошкольника, социометрия, социометрический статус, эмоциональное самочувствие.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Важным фактором психического развития и развития личности дошкольника является его общение со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками проявляется у ребенка рано, но ее содержание формируется и расширяется с возрастом [1].Уже на уровне дошкольного возраста дети образуют не просто группу как организационную единицу детского сада, а малую группу в социальнопсихологическом смысле. Структура дошкольной группы достаточно сложна и до конца не изучена. Дошкольные детские объединения представляют собой группы, где только закладываются основы коллективных отношений, нормы которых начинают осознаваться детьми. Взаимосвязи в дошкольной группе –это своеобразная модель взаимодействия взрослых, их норм поведения. Среди дошкольников складываются лишь элементы коллективных отношений, а не сами отношения как таковые [2].Изучению дошкольных групп и межличностных отношений в них посвящены исследования многих отечественных психологов (Ю.А. Афонькина, С.С. Бычкова, Л.Н.Галигузова, Ю.В. Касаткина, Н.В. Клюева, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, В.С.Мухина, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Е.О. Смирнова,Г. А. Урунтаева и др.) [3–14].Исследования Т.А. Репиной подтвердили,что возрастная группа детского сада не аморфное объединение детей со стихийно складывающимися случайными отношениями и связями. Эти отношения и связи уже представляют относительно устойчивую систему, в которой каждый ребенок в силу тех или иных причин занимает определенное место. Среди них немаловажную роль играют как личностные качества ребенка, так и уровень общения и взаимоотношений в группе [15].Группа детского сада –это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение.В каждой детской группе могут быть свои дружеские группы и приятельские объединения [16].У детей дошкольного возраста,наряду с дружбой поочередно со всеми, в зависимости от обстоятельств имеются случаи более или менее продолжительной парной дружбы и дружбы небольшими группами. Наличие таких групп объясняется избирательностью детского общения. Положение ребенка в коллективе находится в прямой зависимости от того, представителем какой из группировок он являетсяи как к нему относятся сверстники [17–18].Уже к шести годам ребенок начинает осознавать то, что другие дети, как и он, имеют устойчивые, независящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и в потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники способны уже оценить не только себя, но и достоинства другого ребенка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развитиякак всей личности, так и личности сверстника [19–20].По данным ряда психологопедагогических исследований, у некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли в общении, что сигнализирует о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит как бы разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые)стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми [21].Популярный методизучения межличностных отношений в группе дошкольников, с помощью которого можно выявлять социометрический статус каждого ребенка, –этометод социометрии. Методика дает возможность судить о системе избирательных (межличностных) отношений в группе (не всегда проявляющихся в поведении и общении детей) и о положении в ней ребенка.

Исследование с использованием метода социометрии нами проводилось в марте 2014 г.на базе детского сада общеразвивающего вида № 88 г. Череповца. В эксперименте приняли участие 24 ребенка.Перейдем к анализу полученных результатов.Итак, для изучения межличностных отношений детей была использована игра «Капитан корабля», в основу которой положен социометрический эксперимент «выбор в действии», применяемый Я.Л. Коломинским и переработанный с учетом психологических особенностей детей дошкольного возраста [21]. Суть эксперимента заключалась в том, что каждому ребенку предлагалось выбрать из списка детей своей группыпомощников и гостей, с которыми он отправится в дальнее путешествие на корабле, а также назвать тех сверстников, кого ни за что не взял бы с собой в плавание. Следует отметить, что в данном эксперименте количество выборов нами не ограничивалось.Сопоставление выбора того или иного ребенка с данными, полученными от других детей, давало возможность судить о фактическом положении ребенка в сфере личностных отношений в группе. Положение определялось не только числом полученных выборов, но и наличием взаимности выборов. Именно наличие или отсутствие взаимности выборов свидетельствовало о благополучии социометрического статуса ребенка в данный момент.Социометрическая методика позволяла судить не только о личностном отношении сверстников к данному ребенку, но и о егособственном отношении к детям.В результате подсчета выборов нами были определены следующие условные категории, исходя из эмпирических данных: дети с очень высоким социометрическим статусом (более 12 положительных выборов, отсутствие отрицательных выборов), дети с высоким социометрическим статусом (более 8 положительных выборов, не более 1 отрицательного выбора), дети с социометрическим статусом выше среднего (положительных выборов не менее 6, отрицательных не более 1–3), дети со средним социометрическим статусом (положительных выборов не менее 4, отрицательных выборов меньше, чем положительных), дети с социометрическим статусом ниже среднего (количество положительных выборов 1–3, либо при большем количестве положительных выборов отмечается примерно такое же количество отрицательных выборов), дети с низким социометрическим статусом «отвергаемые» (количество отрицательных выборов значимо преобладает над количеством положительных выборов). Представим распределение детей изучаемой группы по выделенным категориям в табл.1. Таблица 1 Распределение детей по статусным категориям

Социометрический статусКоличество детей(в процентах)ПримечанияОчень высокий8,33Более 12 положительных выборов, отсутствие отрицательных выборовВысокий20,82Более 8 положительных выборов, не более 1 отрицательного выбораВыше среднего25Положительных выборов не менее 6, отрицательных не более 1–3Средний20,82Положительных выборов не менее 4, отрицательных выборов меньше, чем положительныхНиже среднего16,7Количество положительных выборов 1–3, либо при большем количестве положительных выборов отмечается примерно такое же количество отрицательных выборовНизкий8,33Количество отрицательных выборов значимо преобладает над количеством положительных выборов

К категории изолированных не было отнесено ни одного ребенка, так как все дети обследованной группы получили определенное количество выборов от своих сверстников, в т.ч. и трое дошкольников, которые на момент проведения социометрии в группе отсутствовали.Количество детей, находящихся в благоприятных статусных категориях (от очень высокого до среднего социометрического статуса),составило74,97%, что свидетельствует о значимом преобладании над количеством детей–25,03%, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (ниже среднего –низкий). Полученные данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне благополучиявзаимоотношений в группе.Значение коэффициента взаимности и построение социоматрицы на основе вычисленных взаимных выборов свидетельствуют о среднем уровне эмоционального благополучия или самочувствия детей в системе личных взаимоотношений. В данной группе детей коэффициент взаимности (КВ) равен 38% (КВ ниже 20% может рассматриваться как отрицательный показатель). Количество односторонних выборов составило46% (дошкольник выбирает коголибо из сверстников для команды своего корабля, а тот его –нет). Процент выборов с противоположной эмоциональной окраской равен 17% (один из дошкольников выбирает сверстника для команды своего корабля, а выбранный им сверстник указывает на то, что ни за что бы не пригласил в свою команду данного ребенка). Дети аргументировали свои выборы следующими причинами, если не хотели брать коголибо с собой на корабль: «он дерётся и обзывается», «она вредная». В качестве обоснования положительного выбора давали следующие суждения: «она моя подружка», «мы дружим», «он мой брат».Таким образом, социометрический эксперимент позволяет судить о достаточно благоприятной социальнопсихологической атмосфере в группе. Полученные в результате социометрического эксперимента данные свидетельствуют о том, что в группе прослеживается дружба парами и небольшими группами. Однако коэффициент взаимности выборов является относительно низким, также в группе есть дети, получившие большое количество отрицательных выборов, что обусловливает целесообразность проведения психологопедагогической работы по оптимизации межличностных отношений в группе дошкольников.По результатам социометрического эксперимента нами были выделены основные направления коррекционноразвивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: повышение сплоченности группы; снижение конфликтности и развития положительного отношения к себе другим; развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.В качестве методов коррекционноразвивающей работы могут быть использованы: игры, упражнения, этюды, направленные на формирование положительного отношения друг к другу, на повышение уровня межличностных отношений; беседы с детьми, помогающие осознать нормы поведения в различных ситуациях; элементы арттерапии (коллективное рисование, побуждение к самостоятельному творчеству); элементы психологопедагогического тренинга.Воспитателю необходимо развивать навыки анализа взаимоотношений детей в группе, выявления причин трудностей в общении с другими у отдельных детей. Важнейшаяпедагогическаязадача–обучение дошкольников умению налаживать отношения со сверстниками, привитие им коммуникативного правила: «Относись к другим так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе».Мощным потенциалом для развития межличностного общения детей дошкольного возраста обладает ведущий вид деятельности на данном этапе возрастного развития –игра. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на свое место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в группе. Группа во главе с лидером –лучшая, наиболее естественная модель социализации ребенка, принятия им норм общения и взаимодействия с людьми. Играя с друзьями, ребенок привыкает к совместным действиям и общению, приобретает навыки честного соревнования, учится подчиняться законам коллектива, находя свое место в нем, и, самое главное, получает более верное представление о жизни, о нормах взаимоотношений в обществе [23].В табл.2 нами представлено тематическое планирование занятий по развитию межличностных отношений в группе дошкольников с учетомвыделенных направлений развивающей психологопедагогической работы.Итак, методические рекомендации по формированию межличностных отношений в группе дошкольников разработаны нами по следующим направлениям: развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи; повышение сплоченностигруппы; снижение конфликтности и развитие положительного отношения к себе и другим членам группы. Психологопедагогическая работа, проводимая по данным направлениям, будет способствовать повышению социометрического статуса каждого члена детского коллектива, увеличению количества взаимных выборов, улучшению эмоционального самочувствия каждого ребенка в системе межличностных отношений. Для разработки занятийиспользовались рекомендации Е. А. Алябьевой [24], Н.В. Клюевой, Д. В. Касаткиной [25], М. А. Панфиловой [26], Л.М. Шипициной, О.В. Защиринской, А.П. Вороновой [27] и других авторов, а также материалы диплома Н.Тиуновой (научный руководительИ.А. Бучилова). Развивающие занятия рекомендуется проводить два раза в неделю с подгруппой детей по 5–6 человек. Общая структура занятия: ритуал, разминка, основная часть, релаксация, ритуал.Таблица 2Тематическое планирование занятий

Направлениепсихологопедагогической работыИгры и упражненияРазвитие сплоченности группыЗадачи:развитие умений действовать согласованно;создание атмосферы принадлежности ксвоей группе;обучение выражать положительные эмоциидруг к другу;развитие межличностного доверияобучение навыкам саморегуляцииТема «Мы вместе»Занятие 1Упражнение «Передай улыбку»; песенка «Как я рад вас видеть»; упражнение «Солнечный зайчик»; игра «Доброе животное»; упражнение «Чувствуем друг друга»; игра «Клеевой дождик»; этюд «Просто так»; упражнение «Морщинки»; упражнение «Подари улыбку».Занятие 2Приветствие; упражнение «Передай другому»; упражнение «Лепестки»; упражнение «Сделай цветок ярким»; упражнение «Клубочек»; беседа на тему «Мы вместе»; упражнение «Похвали товарища»; упражнение «Волшебный сон»; упражнение «Поблагодари ласково».Занятие 3Приветствие; упражнение «Передай улыбку»; упражнение «Комплименты»; игра «Новоселье»; игра «Сборщики»; игра «Чей голос»; игра «Нам не тесно»; упражнение «Деревья»; прощание.Занятие 4Приветствие; упражнение «Шалтайболтай»; упражнение «Тень»; игра «Сиамские близнецы»; упражнение «Слепой и поводырь»; игра «Путаница»; игра «Кошкин дом»; упражнение «Морщинки»;упражнение «Ласковое прощание»

Снижение конфликтности в группе и развитие положительного отношения к себе и другим.Задачи:формирование у детей положительных эмоций;ознакомление детей с понятием «дружба»;обсуждение чувств, которые мешают дружить;воспитание чувства партнерства;развитие понимания сложившейся конфликтной ситуации и умения находить из нее выход;формирование положительного отношения к сверстникам;закрепление умения действовать согласованно;формирование желания дружить друг с другомТема «Что такое дружба»Занятие 5Упражнение «Ласковое приветствие»; упражнение «Как мы рады друг другу»; беседа на тему «Что такое дружба?»; игра «Будь внимателен»; «Особенное растение» (чтение рассказа о подорожнике с последующей беседой); упражнение «Подари подарок другу»; игра «Дружная семья»; упражнение «Деревья»; упражнение «Ласковое прощание».Тема «Почему мы ссоримся?»Занятие 6Упражнение «Передай улыбку»; упражнение «Кого укусил комарик?»; этюд «Поссорились»; тренинг эмоций (игра «Покажи свое чувство» с последующей беседой о чувствах, которые мешают дружить); решение проблемных ситуаций; упражнение «Сердитые мальчики, веселые девочки»; рисование «Бабочка»; упражнение «Цветок дружбы»;упражнение «Ласковое прощание».Тема «Поссорились –подружились»Занятие 7Упражнение «Ласковое приветствие»; упражнение «Солнечный зайчик»; этюд «Звери поссорились»; упражнение «Если да –похлопай, если нет–потопай»; игра «Обиженное животное»; упражнение «Мирилки»; танец дружбы; упражнение «Волшебный сон»; игра «Дружный поезд».Тема «Давайте жить дружно»Занятие 8Упражнение «Передай доброе настроение»; упражнение «Кого укусил комарик?»; упражнение «Мысленная картина дружбы»; упражнение «Я хочу подружиться с тобой…»; решение проблемных конфликтных ситуаций; игра «С кем я подружился?»; коллективное рисование на тему «Дружные дети»;упражнение «Морщинки»; танец дружбыНаправлениепсихологопедагогической работыИгры и упражненияРазвитие сотрудничества и взаимопомощи.Задачи:развитие способности видеть положительные качества в других;развитие эмпатииформирование навыковвзаимодействия в ситуациях совместной деятельности

Тема «Вместе интересней»Занятие 9Упражнение «Ласковое приветствие»; упражнение «Сосулька»; упражнение «Что хорошее скажем друг о друге»; упражнение «Придумай новую игру»; игра «Пантомима»; игра «Согласованные действия»; упражнение «Насос»; релаксация; упражнение «Ласковое прощание».Занятие 10Упражнение «Солнечные лучики»; упражнение «Цветок»; игра «Путаница»; упражнение «Сочиним историю»; игра «Где мы были,мы не скажем»; игра «Волшебные картинки»; игра «Прогулка по ручью»; игра «Дождь в лесу»; упражнение «Ласковое прощание».Занятие 11Упражнение «Солнечные лучики»;игра «Зеркало»; упражнение «Волшебный дождь»; игра «Живая скульптура»; игра «Сиамские близнецы»; игра «Теремок»; упражнение «Строим цифры»;упражнение «Чудесный сон котенка»; упражнение «Ласковое прощание».Занятие 12Упражнение «Подари улыбку»; игра «Жарко–холодно»; игра «Тень»; психологическая лепка; играразвлечение «Сладкая парочка»; игра «Гнездышко»; коллективная работа «Что не сможет один, сделаем вместе» (аппликация); упражнение «Деревья»;упражнение «Ласковое прощание»

Ссылки на источники1.Мухина В.С. Детская психология/ под ред. Л.А. Венгера.–М.: Просвещение, 1985. –272 с.2.Репина Т.А. Социальнопсихологическая характеристика детской группы. –М.: Педагогика, 1992. –232 с. 3.Мухина В. С.Указ. соч.4.Репина Т. А.Указ. соч.5.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.–М.: Владос, 1995. –296 с.6.Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. –2е изд.–М., 2003. –96 с.7.Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. –М.: Просвещение, 1992. –143 с.8.Рояк А.А. О трудностях взаимоотношений некоторых детей дошкольного возраста// Вопросы психологии. –1974. –№4.–С. 71–84.9.Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива.–Минск: Педагогика, 1984. –239 с.10.Лисина М.И. Проблемы генезиса общения. –М.: Педагогика, 1986. –144 с.11.Алябьева Е. А. Коррекционноразвивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.–М.: ТЦ Сфера, 2002. –96 с.12.Клюева Н.В., Касаткина Д. В. Учим детей общению:характер, коммуникабельность: популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развития, 1997. –240 с.13.Панфилова М.А. Игротерапия: тесты и коррекционные игры. –М.: Издво ГНОМ и Д, 2001. –160 с.14.Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П. Азбука общения. –СПб.: ДетствоПресс, 2010. –384 с.15.Репина Т.А.Указ. соч.16.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.Указ. соч.17.Репина Т. А.Указ. соч.18.Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А.Указ. соч.19.Бычкова С. С.Указ. соч.20.Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О.Указ. соч.21.Рояк А. А.Указ. соч.22.Коломинский Я. Л.Указ. соч.23.Лисина М. И.Указ. соч.24.Алябьева Е. А.Указ. соч.25.Клюева Н. В., Касаткина Д. В.Указ. соч.26.Панфилова М. А.Указ. соч.27.Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П.Указ. соч.

Irina Buchilova,Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of defectological education, Cherepovets State University, Cherepovets ibuchilova@yandex.ruIrina Komkova,student of 3rd year the Institute of pedagogy and psychology

of Cherepovets State University, Cherepovetsirina.comkova2012@yandex.ruVictoriya Samylova,student of 3rd year the Institute of pedagogy and psychologyofCherepovets State University, Cherepovetsvikasamylova@yandex.ruStudy of interpersonal relationships of preschool children using sociometry method Abstract.In this article the substantiation of the importance of communication with the same age children as the most important factor of personal development of a preschooler. Special features of sociometry research in the group of children of preschool age are revealed. The authors analyze the results of diagnostics sociometric status of preschool children and their emotional wellbeing in the system of personal relationships. Key words:communication with children of the same age, identity of a preschool child,sociometry, sociometric status, emotional health.References1.Muhina, V.S. & Venger, L.A. (1985) Detskaja psihologija, Prosveshhenie, Moscow, 272 p.(in Russiаn).2.Repina, T.A. (1992) Social'nopsihologicheskaja harakteristika detskoj gruppy, Pedagogika, Moscow,232p. (in Russiаn).3.Muhina, V.S. & Venger, L.A. (1985) Op. cit.4.Repina, T.A. (1992)Op. cit.5.Uruntaeva, G.A. &Afon'kina, Ju.A. (1995) Praktikum po detskoj psihologii, Vlados, Moscow, 296 p.(in Russiаn).6.Bychkova, S.S. (2003) Formirovanie umenijaobshhenija so sverstnikami u starshih doshkol'nikov,2e izd,Moscow, 96 p.(in Russiаn).7.Galiguzova, L.N. &Smirnova, E.O. (1992) Stupeni obshhenija: ot goda do semi let, Prosveshhenie, Moscow, 143 p.(in Russiаn).8.Rojak, A.A. (1974) “O trudnostjah vzaimootnoshenij nekotoryh detej doshkol'nogo vozrasta”,Voprosy psihologii,№ 4,pp. 71–84(in Russiаn).9.Kolominskij, Ja.L. (1984) Psihologija detskogo kollektiva,Pedagogika, Minsk, 239 p.(in Russiаn).10.Lisina, M.I. (1986) Problemy genezisa obshhenija, Pedagogika, Moscow, 144 p.(in Russiаn).11.Aljab'eva,E.A. (2002) Korrekcionnorazvivajushhie zanjatija dlja detej starshego doshkol'nogo vozrasta, TC Sfera, Moscow, 96 p.(in Russiаn).12.Kljueva,N.V. &Kasatkina, D.V. (1997) Uchim detej obshheniju: harakter, kommunikabel'nost': populjarnoe posobie dlja roditelej i pedagogov, Akademija razvitija, Jaroslavl', 240 p.(in Russiаn).13.Panfilova, M.A. (2001) Igroterapija: testy i korrekcionnye igry, Izdvo GNOM i D, Moscow, 160 p.(in Russiаn).14.Shipicina, L.M., Zashhirinskaja,O.V. & Voronova A.P. (2010) Azbuka obshhenija, DetstvoPress, St. Petersburg, 384 p.(in Russiаn).15.Repina, T.A. (1992) Op. cit.16.Uruntaeva, G.A. & Afon'kina, Ju.A. (1995) Op. cit.17.Repina, T.A. (1992) Op. cit.18.Uruntaeva, G.A. & Afon'kina, Ju.A. (1995) Op. cit.19.Bychkova, S.S. (2003) Op. cit.20.Galiguzova L. N., Smirnova E. O. Op. cit.21.Rojak, A.A. (1974) Op. cit.22.Kolominskij, Ja.L. (1984)Op. cit.23.Lisina, M.I. (1986)Op. cit.24.Aljab'eva, E.A. (2002) Op. cit.25.Kljueva, N.V. & Kasatkina, D.V. (1997)Op. cit.26.Panfilova, M.A. (2001) Op. cit.27.Shipicina, L.M., Zashhirinskaja,O.V. & Voronova A.P. (2010)Op. cit.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»