Главное о детском голосе на занятиях вокала

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Захарченко А. В., Паламарчук В. Н. Главное о детском голосе на занятиях вокала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 7 (июль). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14194.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются методические советы будущим учителям музыки относительно охраны, гигиены детского голоса на занятиях пения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Захарченко Алла Васильевна, старший преподаватель кафедры художественных дисциплин и методики обучения ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»,г.ПереяславХмельницкий Zah_Alla@mail.ru

Паламарчук Валентин Николаевич,преподаватель кафедры художественных дисциплин и методики обучения ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды»,г.ПереяславХмельницкий valentunpalamarchuch@yandex.ru

Главное о детском голосе на занятиях вокала

Аннотация. В статье рассматриваются методические советы будущим учителям музыки относительно охраны, гигиены детского голоса на занятиях пения.Ключевые слова:голосовой аппарат, гигиена, охрана голоса, мутация, репертуар, режим, функции.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Наш народ издавна славится своими прекрасными голосами,которые нужно бережно и умело развивать. На современном этапе развития общества, с опоройна передовые процессы в отрасли образования, которые направлены на ее гуманизацию и демократизацию, перед учителями музыки стоит задание чрезвычайной важности: воспитывая будущее подрастающее поколение, осуществлять свое влияние как на содержание, таки на формы организации педагогического процесса. Поэтому,по мнению многих научных работников,большоезначение имеет охрана и гигиена детского голоса, который находится в состоянии постоянного развития и требует особенного внимания и заботливого отношения со стороны учителей.Круг интересов относительно охраны и гигиены детского голоса исследовалсяв научных трудах Л.Аргатниковой, Л.Баренбойма, В.Брилианта, В.Палкина, В.Горлинского, О.Ковалевой, З.Курлянд, Ю.Бабанского, О.Маруфенко, В.Емельяновой, В.Морозова, Н.Добровольской, М.Орловой, И. Шорина.Необходимость поиска разнообразных путей диагностирования и коррекции процесса становления певца разрабатывались в трудахБ.Б. Асафьева, П.Г. Блонского, О.Я.Ростовского, С.Т. Шацкого и других.Одним из основных требований кгигиенеи охранедетского голоса является правильно организованнаявокальная работа в школе, которая способствует интенсивному и равномерному формированию голосового аппарата, когда укрепляются голосовые складки, формируются ее функции, развиваются музыкальные способности, слух и память, создаются благоприятные предпосылки для становления голоса ребенка.При воспитании певчего голоса следует опираться на знание анатомии и физиологииголосового аппарата, котороепоможет понять сложный процесс звукообразования, нарушение голосовой функции и средства их предотвращения. Правильное пение само по себе является охраной голоса. Учитель должен помнить, что для сохранения голоса у детейкроме правильного отбора репертуара и его использования необходимо знать те профилактические мероприятия, которые предотвращают разные изменения или заболевания голосового аппарата.Гигиена голоса не может быть полноценной без соблюдения правил общей и индивидуальной гигиены всего организма. Голосовой аппарат нужно беречь от всего, что может вызывать нарушение, раздражение слизистой оболочки (химические и термические реагенты, например: дым, холод, жара, очень острые кушанья, табак и тому подобное) [1]. Следовательно,для ребенка, который поет, очень полезно заниматься легкими видами спорта, но не переутомляться. Необходимопроводить закалывания организма.Научные исследования доказали, что занятие пением положительно влияет на все стороны развития организма ребенка, его эмоциональную сферу и интеллект. Соблюдение правил гигиены и охраны голоса позволяет пению стать своеобразной гимнастикой, которая способствует развитию грудной клетки, сердечнососудистой и эндокринной систем, стимулирует чувственную и творческую деятельность, регулирует кислородный баланс. Особенного внимания требует голос певцаребенка во время мутационного периода, когда могут возникнуть осложнения. Поэтому в этот период следует придерживаться таких требований:1)не использовать искусственные приемы для ускорения процесса формирования голоса;2)не позволять громкого форсированного пения и выполнения произведений для взрослых эстрадных исполнителей, не приниматьучастия в «Праздниках песни»;3)исключить пение во время острых изменений голоса и гортани, которые констатировал врачфониатр (отоларинголог);4)петь только на тех звуках, которые добываются без напряжения, естественно и легко;5)длительность занятий с детьми, голос которых находится в состоянии мутации, следует ограничивать, невзирая на отсутствие внешнихпризнаков утомляемости;6)не петь в общих хоровых коллективах, поскольку это делает невозможным контроль за состоянием голоса учеников, которые испытали мутации;7)не позволять девушкам петь втак называемые «критические дни», полностью освобождать их от пения во время менструации;8)для ребят, укоторых мутацияпроисходит неостро, без осложнений, необходимо создавать вокальные ансамбли небольшого состава, что позволяет осуществлять систематический педагогический контроль за состоянием их голосов.То же самое касается и ситуации поздней мутации, которая наблюдается после наступления половой зрелости. Иногда у юношей наблюдаются явления вторичной мутации, когда во взрослом звучании голоса оказываются признаки детского тембра. Исправление отмеченных осложнений предусматривает усиление внимания к школьникам и использованию специальных фонопедических упражнений, которые позволяют включить в процесс голосообразования трахейную мембрану, добиться нахождения оптимального положения гортани, освобождения ее мышц от чрезмерного напряжения.Необходимо обратить внимание учителей музыки на то, что соблюдение певческого режима не может обеспечить нормальный ход развития голосового аппарата. Поскольку детям, подросткам, юношамприсуща повышенная эмоциональная возбудимость, которая проявляется через излишнегромкое вещание и крик, учитель должен постоянноразъяснять вредность перенапряжения голоса как в пении, так и в вещании. От того, как будет развиваться голос школьника,и от соблюдения правил охраны и гигиены голоса,в частности, во время мутации, зависит качество взрослого голоса. Учитель должен помнить, что после мутации девушки и юноши, у которыхв домутационный период не отмечались выдающиеся возможностями певцов, могут обнаружить нерядовые вокальные способности, как это случилось, например,сЕ.Карузо, Т.Руффо, Ф.Шаляпиним, или, напротив, не оправдать надежды, которые на них возлагались в детском воздасте (Робертино Лоретти). Значит, учитель музыки должен следить за выполнением гигиены, которая влияет на охрану и развитие вокального голоса.Петь следует с расправленной грудью. Наиболее удобной позой для полноценного, легкого и свободного звучания голоса является позастоя. Дышать во время пения следует легко, свободно, без напряжения, с фазой вдоха, что короче фазы выдоха. Мастерство певчего дыхания заключается не в глубоком вдохе, при котором набирается очень много воздуха, а в освоении привычки вдохнуть нужное количество воздухаи тратить его постепенно на фоне выдоха, чтобы его хватало на нужную фазу.Учитель музыки должен устранятьтакие моменты в процессе дыхания, как поднятие плеч, поверхностное дыхание, неестественное положение корпуса, напряжение шеис набухшимивенами. Необходимо пытатьсядышать так, чтобы дыхание совмещалось с активным звучанием голоса, а не составляло изолированный процесс. Помещение, в котором поют дети, должно быть чистым, просторным, хорошо проветренным, солнце не должноотвлекать внимание, не слепить.Рецепторный аппарат гортани принимает участие в регуляции дыхания, а потому большое значение приобретает согласованность работы дыхательного и голосового аппаратов. Только совместная деятельность дыхания и звучания голоса может обеспечить их нормальное физиологичное развитие. При этом нельзя не учитывать эмоциональный фактор, который, безусловно,влияет на акт дыхания; во время вялости оно углубляется и редеет.Тренировать голос ребенка –это значит развивать диапазон, силу, тембр, легкость звучания. Не рекомендуется откашливатьсяперед началом пения или во время пауз. При этом происходят как будто удары одной связки о другую, при частом откашливании это может привести кхрипоте, резкомупокраснениюголосовых связок.Для охраны детского голоса и сохранения его нормального развития нужно с большой ответственностью относиться к выбору репертуара и позволять юным певцам исполнять лишь произведения доступной им тесситуры; не допускать форсированного пения, особенно на крайних верхних и низких нотахдиапазона. Учитывая, что детилюбят петь громко, учитель должен сдерживать их,особенно во время разучивания новых произведений.Динамический диапазон голоса развивается постепенно, а спешить с его расширением чрезвычайно вредно. К сожалению, у некоторых поющих детей встречается большое количество дефектов: несмыкание голосовых связок, их вялость и т. п.Нельзя выходить на улицу сразу же после пения, потому что слизистая оболочка физиологически раздражена, разогрета, нужно побыть в помещении 10–15 минут. Нельзя пить воду сразу же послепения, а также разговаривать на улице в холодную, влажную погоду. Заболеванияноса, глотки, ротовой полости, трахеи, легких, нервной системывсегда в большей или меньшей мере приводят к нарушению голосовой функции. Все лечебные мероприятия при лечении заболеваний назначает врачфониатр, а при его отсутствии –отоларинголог.Фонетическая лаборатория и отдел музыкального искусства Института художественного воспитания АПН России разработалидля учителей пения листовки, а для детей –особенные плакаты, в которых изложены основные правила охраны детского голоса. На плакатах изображеныправильная и неправильная осанка туловища и головы при пении, открытие рта. Приводим образец такого плаката.

Берегите голос! (для детей)Дети! Выполняйте следующие правила:Храните голос!Оберегайте себя от простуды.Зимой и в холодную погоду дышите на улице только носом!Не выходите зимой разогретымина улицу.Не пейте холодную воду и не ешьте мороженое, если разогретые.Не пойте зимой на улице.Не кричите на перерывах в школе и особенно на улице, не разговаривайте громко и долго.На улице не пойте громче, как в комнате.Пение не крик; не кричите во время пения в хоре.Никогда не пойте, если вы больны; срочно обращайтесь к врачу.Правильное пение –средство охраны голоса.Когда поете, держите туловище непринужденно, прямо.Не нужно горбиться, разверните немного плечи назад.Стойте свободно на прямых ногах, немножко расставив пяткии развернув носки в стороны.Во время пения сидяне ложитесь на стульчик, а сидите прямо.Голову держите прямо,немногоподняв, не смотрите вниз.Научитесь свободно опускать нижнюю челюсть, открывайте рот на легкой улыбке.Не берите много дыхания!Вдыхайте воздух бесшумно в нижнюю часть грудной клетки.Не поднимайте во время вдоха плечи! Во время пения не выдыхайте воздух!Во время пения будьте внимательнымии дисциплинированными!Часто слушайте пение академических певцов!

В листовках для учителей музыкирекомендуется прививать детям любовь к музыке и пению, создавать хоровые кружки, так как хоровое пение является наиболее доступным видом вокального искусства, воспитывая чувство коллективной ответственности; правильно определяйте голоса у детей; вырабатывать мягкий и свободный звук голоса и точную интонацию.Особенное внимание уделяйте мутацииу мальчиков–при резкой ее форме рекомендуется не проводить занятия, а также указывайте на вредность пения вовремя менструации у девочек –давайте советы относительно подбора репертуара на занятиях ансамблем.

Листовка (для учителей)Учите детей любить и ценить музыкальное искусство, потому что оно необходимо для их культурного развития.Создавайте хоровые кружки.Хор является наиболее доступной формой художественного общения и воспитания детей средствами искусства.Хор может существовать везде, и для этой работы необязательно наличие аккомпанирующего инструмента.Чтобы предотвратить ошибки в определении типа голоса у детей при отборе в хор, как можно внимательнее вслушайтесь в характер звучания: только явные признаки естественного альтового звучания могут указывать на низкий голос.Боритесь с криком! Не позволяйте детям, которые поют в хоре, петь очень громко, потому что это исключает возможность контроля каждого ребенка над силой звука своего голоса. Работайте над развитием мягкого и свободного звука и точностью интонации.Всегда помните, что вы имеете дело спостоянно и часто неравномернорастущим организмом, который в критический мутационный период бывает очень ослабленным. Не пропустите начало мутации у мальчиков. Говорите им, что в этот период нужно сдерживать себя от крика, громкого смеха, пения.Во время мутаций занимайтесь немного и индивидуальнос некоторыми на средних тонах нового диапазона.При резкой форме мутации прекращайте занятияс мальчиками вообще.Не нагружайте голос девочек работой, еслизаметили у них некотороесипение, вялость звучания и ослабленность звукабез наличия признаков простуды.Вокальные занятия с девочками во время мутации можно продолжать, но с особенной осторожностью, опираясь на данные фониаторского обзора, и только на средних нотах диапазона.Объясните девочкам, что пение во время месячных (2–3дня) запрещено.Во время роста организма голос ребенка может измениться, и поэтому внимательно прислушивайтесь к звучанию голосов, чтобы вовремя перевести детей из одной партии в другую.Не занимайтесь с хором долго.Часто делайте перерывы, чтобы предотвратить усталость детских голосов.Подбирайте репертуар в соответствии с детскими голосовыми возможностями. Учите детей, участников хора, музыкальной грамоте и читке нот, так как,умеясольфеджировать, ребенок намного меньше будет тратить времени на изучение музыкальных произведений и будет лучше и легчеусваивать их как при личном выполнении, так и при слушании.Хор воспитывает чувство коллективизма и коллективной ответственности. Выделяйте из хора небольшие ансамбли и занимайтесь с ними отдельно. Участие в ансамбле вызывает чувство ответственности каждого участника за выполнениеи стимулирует их к последующим успешным занятиям. Поручив ученику выполнениесамостоятельной партии в ансамбле, вы стимулируете у него уверенность в своих силах. Ансамбль дает возможность более обстоятельногоизучениядетского голоса и благоприятно влияет на его формирование.

Хоровое искусство создает и повышает музыкальную культуру детей.Следовательно, учитель музыки должен систематически проводить беседы со школьниками и их родителями о том, как должен вести себя ученик после пения, чтобы предотвратить заболевание голоса и не допустить нарушений функций голосового аппарата, а также необходимо распространять в школах среди учителей музыки, воспитателей и детейэлементарные сведения относительно охраны и гигиены детского голоса.

Ссылки на источники1.Шорин И.Развитие, воспитание и охрана певчего голоса // Самодеятельный хор и работа с ним.–

М., 1959.

Alla Zakharchenko, Senior lecturer at the chair of artistiс disciplines and methods of teaching,PereyaslavKhmelnytsky State Pedagogical University namedafterGrigory Skovoroda, PereyaslavKhmelnitsky Zah_Alla@mail.ruValentin Palamarchuk, Lecturer at the chair of artistiс disciplines and methods of teaching,PereyaslavKhmelnytsky State Pedagogical University namedafterGrigory Skovoroda, PereyaslavKhmelnitsky

valentunpalamarchuch@yandex.ruMain point about the children's voice at vocal lessons Abstract. The authorsgive methodological recommendations to future music teachersin relation to guardandhygiene of child's voice at vocal lessons.Keywords:vocal vehicle, hygiene, guard of voice, mutation, repertoire, mode, functions.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В.В., кандидатом педагогических наук