Символы цветных революций в составе их именований
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Будина
М.
Э. Символы цветных революций в составе их именований // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 8 (август). – С.
126–130. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14224.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам генезиса именований цветных революций, а в частности символам, которые вошли в состав именований. Рассматриваются сферы происхождения символов, а также факторы, влияющее на последующее распространение именований в речи.
Ключевые слова:
именования цветных революций, генезис, символы цветных революций, сферы происхождения символов
Текст статьи
Будина Мария Эдуардовна,аспирант кафедры германских языковФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировmoonlady@mail.ru
Символы цветных революций в составе их именований
Аннотация.Статья посвящена вопросам генезиса именований цветных революций, а в частности символам, которые вошли в состав именований. Рассматриваются сферы происхождения символов, а также факторы, влияющее на последующее распространение именований в речи. Ключевые слова:именования цветных революций, генезис, символы цветных революций, сферы происхождения символов.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.
Г.П.Щедровицкий отмечал, что при изучении языка «следует принимать во внимание два разных кинематических процесса –процесс генезиса объекта и процесс его функционирования» [1]. Обращаясь к изучению функционирования именований цветных революций в речи, мы осознаём необходимость рассмотрения происхождения этих именований. Очевидно, что именование «цветная революция» (как и другие именования, входящие в понятие цветные революции, как, например «оранжевая революция», «розовая революция» и т.п.), состоят из двух частей: прилагательного (реже существительного или словосочетания), описывающего важные характеристики каждой конкретной революции и слова «революция». Значение слова «революция» в составе этого именования уже было нами подробно изучено и описано [2], где мы пришли к выводу, что данное слово употребляется с точки зрения современного подхода, не подразумевающего изменение общественнополитического строя и смены элит.Второй составляющей именований «цветная революция» (ЦР) и именований, входящих в понятие цветные революции (обозначим их ХР) является прилагательное (реже существительное или словосочетание) в его составе, которое и придаёт уникальность и узнаваемость каждому конкретному революционному событию XXIвека и является его символом. В философском энциклопедическом словаре под ред. А.А.Ивина символ определяется как «идея, образ или объект, имеющий собственное содержаниеи одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иноесодержание. … Он всегда служит обнаружению чегото неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Если цель отсутствует, то нет и символа как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта» [3, с.763]. Проводя дифференциацию таких понятий как «символ», «знак» и «образ», многие исследователи, например [4–6],подчёркивали тот факт, что символ –это неразвёрнутый знак, сущность которого выходит за рамки его образа и заключает в себе всю многозначность образа. Н.Д.Арутюнова подчёркивает, что «в иерархическом плане высшую позицию занимает символ», а в линейном является «посредником между образом и знаком» [7, с. 337]. И, обращаясь к цветным революциям, мы видим, что символ –это, в первую очередь, объект социальной жизни, который описывает чтото неявное, но, в тоже время, он узнаваем и может быть соотнесён с темнеявным без лишних затруднений. Формирование символа для каждой конкретной революции –процесс, изучаемый политологами, политтехнологами, социологами, психологами, культурологами и даже философами, потому что он, так или иначе, затрагивает объекты изучения каждой из этих наук. И.Ситнова отмечает, что формирование символа –«важный PRметод осуществления «цветных революций» и средство идентификации единомышленников. Символ должен быть узнаваем, а также легко наносим различными способами в различных общественных местах» [8]. Именно поэтому PRтехнологи, которые занимались выбором символов цветных революций, выбирали простые, понятные и знакомые объекты. В ходе исследования по поиску именований ХР было выявлено 41 именование революционных событий, которые проходили в 21 стране. Для большинства революций был придуман не один, а два и более символа, а некоторым странам приписали один общий символ. Но, так или иначе, можно проследить некоторые закономерности в выборе символа. Например, все именования можно разделить на три группы по сфере происхождения символа (рис. 1).
Рис.1.Сферапроисхождениясимволовцветныхреволюций
Цвет.Согласно Б.А.Базыме [9]человечество находится на стадии социальнопсихологического этапа цветового символизма, где цвет –символ политики и общества.Современные PRтехнологи и политтехнологи заслуженно уделяют вниманиетакой научной дисциплине, как психология цвета, предметом изучения которой являются взаимосвязи цвета и психики. Цвет содержит историческую аллюзию или ценностную составляющую, которая является принципиальным рычагом выбора и мобилизации. Например, притягательность украинской революции была обеспечена именно оранжевым цветом, который был выбран для символики украинской оппозиции, инициировавшей революционные действа 2004 года. Великий немецкий поэт И.В.Гёте проявлял интерес к изучению особенностей чувственнонравственного воздействия цвета на человека и отмечал, что оранжевый цвет –цвет теплоты и блаженства, раскаленного жара, пекла, накала, а активная сторона оранжевого цвета связана с его высочайшей энергией [10]. Именно накала, напряжённости, драматизма хотели добиться организаторы революции, и у них это получилось: Оранжевая революция стала эталоном цветных революций.Стоит отметить, что организаторы революций, выбирая в качестве символа цвет, всегда основывались на предыдущем опыте применения данного цвета. Так, в Кувейте революция стала голубой, потому что цвета плакатов, которые использовали протестанты, были голубыми. По такому же принципу был выбран цвет и для событий в Киргизии, где революция получила название розовой, –оппозиционеры выходили на площади с розовыми ленточками и тюльпанами [11]. В Ираке революция стала фиолетовой (пурпурной) благодаря тому, что обычно во время выборов проголосовавшим ставили фиолетовую метку на указательном пальце, чтобы они не могли проголосовать несколько раз. Иранская революция получила название зелёной в честь поддержки кандидата в президенты МирХосейна Мусави, который использовал зелёный цвет в своей политической кампании. Часть культурного наследия Мьянмы –буддийские монахи, облачающиеся в жёлтооранжевые рясы, явились символом духовного пробуждения страны, поэтому революция получила название жёлтооранжевая (от англ. saffron–жёлтооранжевый). Для российской революции был выбран белый цвет по разным причинам: вопервых, это аналогия с государственным флагом; вовторых, исторические аллюзии (Белая гвардия, белые как представители буржуазии); втретьих, религиозные смыслы (белый цвет имеет положительные коннотации во всех религиях). Кроме того, белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, добродетель, радость. С ним связано представление об общепринятом, законном, истинном, что могло послужить сигналом для объединения представителей совершенно разных социальных групп и взглядов. Растительный мир. Флористические образы нередко выступают в роли символа цветных революций, что объясняется, вопервых, наличием у каждой страны государственной символики, в частности государственного цветка или растения, вовторых, наличием флоры, котораяхарактерна только для какойто конкретной страны, а, втретьих, богатой мифами и легендами историей, присущей для каждого растения, которая способна наделить революцию неким смыслом и идеологией.Например, кедр –символ Ливана, изображённый на флаге страны. Кедровое дерево в Ливане –символ бессмертия и постоянства [12], а саму страну прозвали страной кедра [13]. Или рассмотрим, например каштан –символ города Киева, который с середины XXвека является основным символом на гербе города [14]. Во время политических событий 2004 года Киев был центром всех митингов, протестов и пикетов, соответственно и революцию решили сделать «каштановой». Однако, в данном случае оранжевый цвет, заполонивший все главные площади Украины, оказался более значимым и сильным символом революционных событий, поэтому Каштановая революция уступила место Оранжевой. Если на гербе Ливии изображён ливанский кедр, то на гербе Туниса вполне мог бы быть изображён жасмин. Жасмин присутствует везде: так называют магазины, рестораны, отели; жасминовые деревья растут на улицах городов и вдоль шоссе; ветви жасмина продают на каждом шагу; а сам Тунис, кажется, пронизан запахом цветков жасмина. Жасмин –это неофициальный символ Туниса, олицетворяющий эротичность, чувственность, умиротворение. Е.Пономарёва, рассматривая в своей статье самые распространённые символы и цвета цветных революций, полагает, что «…жасмин стал умиротворяющим символом революции, призванным скрыть ее истинные мотивы» [15]. Жасминовая революция положила начало целой серии аналогичных событий в арабских странах, поэтому жасмин, как символ, нередко используется и в описании протестных событий в Египте, Ливии и других странах арабского мира, а в целом все эти волнения, в том числе и в Тунисе, получили название Арабской Весны. Китайская культура считается одной из наиболее образных и символичных в мире, а жасмин, будучи цветком китайской нации, символизирует женственность, сладость, грацию и привлекательность. Неудивительно, что после Арабской Весны китайские власти решили запретить продавать жасмин и подвергли название этого цветка цензуре в Интернете, чтобы избежать цветной революции в своей стране (во всемирной сети неизвестные авторы призывали недовольных китайцев выходить на улицы с цветами жасмина каждое воскресенье) [16].Символом египетской революции стал цветок лотоса, который широко представлен в культуре Египта. Лотос, как символ протестного движения на берегах Нила, также имеет множество трактовок: обновление сил, возвращение молодости, плодородие, восход Солнца, рождение ит.п. В некоторых странах СМИ пытались приписать сразу несколько «ботанических» образов революции. Так, например, революцию в Киргизии пытались назвать Тюльпановой, Лимонной, Дынной и даже революцией Нарциссов. Примечательным является тот факт, что установить образ, который скрывается за символом, не всегда представляется возможным. Только глубокий анализ российской и зарубежной прессы позволил нам сделать предположение, что Тюльпановой революция стала благодаря речи действующего на тот момент президента А.А.Акаева, который после данных событий был вынужден сложить с себя полномочия президента. Именование революция Нарциссов появилось, когда демонстранты взяли в руки цветы нарциссов и вышли на улицы Бишкека, тем самым оппозиция хотела сменить существующий символ. Лимонная революция предположительно получила своё название изза мятежников, которые ели лимоны, чтобы противостоять слезоточивому газу [17]. Так как Тюльпановая Революция в Киргизии оказалось весьма удачной с политической точки зрения, то за ней последовала и Революция Жёлтых Тюльпанов в 2010 году. Тюльпан –символ уже знакомый, и, соответственно, несущий в себе определённый смысл –стал жёлтым опять же изза главного цвета сил оппозиции.Образ розы в Грузии был призван оказать влияние на все категории граждан: роза –национальный цветок, ассоциирующийся с полотнами выдающегося художника Нико Пиросмани, а также символ защиты от «оккупанта», которым, по мнению оппозиции, выступала Россия. Как в Киргизии протестанты вышли на улицы Бишкека с тюльпанами, а позже и с нарциссами в руках, так и в Тбилиси оппозиция использовала цветы розы. Стереотипы также сыграли немаловажную роль в номинации революций. Российские и зарубежные журналисты любят использовать в своей работе национальные стереотипы и как следствие в Египте революцию «прозвали» Финиковой или Дынной, в Мексике –революцией кактусов, в Белоруссии –васильковой, в Молдавии –виноградной, а в Армении –абрикосовой. Но, стоит отметить, что выбор именований по такому принципу не обладает той символичностью, которая необходима для цветных революций. Поэтому названия данного вида не получили должного распространения и не вошли ни в лексический состав языков, ни в обиход людей (только редкие статьи или блоги на просторах Интернета носят заголовки с названием таких революций). Павел Родькин (эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций) полагает, что если в первых революциях символу придавалось большое значение, и он детально прорабатывался, то в последующем приобретение революцией символа ушло назадний план. Так, обозначение «абрикосовая» революция в Армении получила задним числом, да и вообще «…революция не сумела продемонстрировать ясного и яркого стиля, который мог бы (должен был) стать действительной альтернативой государственной символике» [18]. Отсутствие чётко проработанного стиля революции, а также и политическая ситуация в стране, значительно отличающаяся от других революционных стран, не помогли продвинуть и другое название для революции –революция Подснежников. Символ, очевидно, был выбрано по причине того, что действия по свержению новой власти были назначены на раннюю весну 2008 года, а подснежник –это первый цветок, появляющийся после зимы, олицетворение чистоты, красоты и обновления. Но и этот символ не прижился: например, А. Миловзоров даёт следующую оценку этих событий «Армению вряд ли удастся "раскрутить" на революцию: подснежники не созрели» [19].Окружающий мир.Конечно, цветочная символика наполнена скрытыми смыслами и мотивами, однако, зачастую зачинщики революций выбирали себе в качестве символа объекты окружающего мира. И в данном случае в первую очередь внимание привлекают такие названия, как Тветтерная или Фейсбуковая революция. Это объясняется тем, что разного рода социальные сети, блоги, форумы являются средством коммуникации, способным внушать нужную точку зрения, призывать к действию, провоцировать большое количество людей с наименьшими финансовыми и временными затратами. Е.Пономарёва отмечает, что «Современные средства коммуникации стали одними из важнейших средств подготовки и осуществления «цветных революций», прежде всего в силу того, что позволили активизировать зрелищную сигнальную семантику» [20]. Чаще всего при использовании объектов окружающего мира в качестве символа революции мы имеем дело с ассоциациями, которые вызывает данный объект. Б.А.Серебренников подчёркивал важную роль ассоциаций в процессе появления новых слов, утверждая, что индивид, придумывая новое слово для неизвестного ранее предмета, в первую очередь пытается сопоставить его с уже известными предметами, которые уже имеют в языке «особое наименование» [21, с. 68]. Также он отмечал важную роль ассоциаций в «образовании различных переносных значений, когда на основании известных элементов сходства название одного предмета или явления может быть применено к названию другого предмета или явления» [22, с. 73]. Например, очевидно, что Молодёжная революция обращена к молодому поколению страны, способному устраивать протесты и митинги; Революция Пирамид сразу отсылает нас к великому наследию культуры Древнего Египта, что делает Египет привлекательной страной для туризма, и в частности российских граждан, поэтому и революция в Египте может быть названа Курортной. Одно из названий молдавской революции –революция Гастарбайтеров –тоже появилось благодаря российским СМИ, которые олицетворили всю Молдавию с рабочими, приезжающими в Россию на заработки. Революцию для самой России окрестили, как снежную, так как это первая ассоциация, которая возникает у иностранцев при упоминании данной страны. Примечательно то, что революция в Тунисе получила два совершенно противоположных именования –Голодная и Багетовая, однако оба названия скрывают один и тот же смысл –в стране кризис, и людям нечего есть. Если в данном случае эта аналогия очевидна, то смысл именования Джинсовая революция не сразу понятен. Всем известно, что Соединённые Штаты Америки –родина джинсов, а революция намечалась в Белоруссии. В данном случае джинсы олицетворяли символ свободы, отсылая нас к США сразу в двух направлениях: вопервых, Штаты всегда позиционировали себя как самая свободная и свободолюбивая страна, а, вовторых, именно правительство США финансировало и продвигало все цветные революции в странах Азии и бывшего Советского союза. Событие, произошедшее в ходе революции, также может послужить основанием для именования всей революции в целом. Например, 7 апреля 2009 года несколько тысяч человек ворвались в здание парламента в Кишиневе и в расположенный напротив президентский дворец, где в целях разгрома зданий использовали булыжники и камни. В результате этого происшествия революция в Молдавии получила сразу три названия –Революция Кирпичей, Революция Булыжников и Кафельная революция [23]. Аналогичное событие произошло и в Сербии в 2000 году, когда митингующие штурмовали здание центрального телевидения с помощью бульдозера. Машинист бульдозера Любисав Джокичстал символом революции, а сама революция стала называться Бульдозерной. 13 мая 2005 года на центральной площади Андижана произошёл массовый расстрел безоружных демонстрантов, что сделало Андижан символом цветной революции в Узбекистане, а саму революцию Андижанской. Также стоит обратить внимание на словосочетания, используемые в именованиях цветных революций. Например, появление специальной протестной символики (белой ленты в виде латинской буквы «V») для выражения недовольства результатами думских выборов 2011 года в России породило такие названия, как Революция Белых Ленточек или Белоленточная Революция. Как отмечает Павел Родькин «Семантика данного символа, на самом деле, не важна и может быть весьма условной. Основная функция белой ленточки —массовое символическое противопоставление людей власти, что с минимальными различиями воспроизводилось во всех цветных революциях.» [24]. Популярное среди городских бедняков и крестьян антиправительственное движение «Красные рубашки», разжигающее волнения в Тайланде, дало все основания назвать революционные действия в этой стране Революцией Красных Рубашек. Возвращаясь к именованию ЦР, мы должны отметить, что оно было выбрано не оправдано, так как цвет дал начало лишь 19,5% именований подобного рода революций, а цветочные мотивы и объекты окружающего мира чаще служили предметом, дающим название революциям. Так в СМИ можно встретить такие названия, как «цветочнофруктовые» [25] и «цветочные» революции [26]. Однако далеко не все из предложенных именований нашли отражение в языке –из 41 именования только лишь 12 (в том числе и именование ЦР) можно встретить в речи, благодаря чему можно выделить ряд факторов, которые не способствовали закреплению и дальнейшему функционированию некоторых именований в речи:1.Отсутствие четкого символа революции.Cимволы были детально продуманы и внедрены для первых в историческом плане цветных революций, со временем проработке символики революций уделялось меньшее значение, что в свою очередь отразилось и в языке: большая часть именований, функционирующих в дискурсе, называет революции, произошедшие до 2007 года.2.Наличие сразу нескольких именований для обозначения революции. Например, революции в Египте было придумано 8 именований, но, ни одно из них не явилось поистинесильным, способным описать настоящий характер революции. 3.Наличие более сильного символа. Например, именование Каштановая Революция было вытеснено именованием Оранжевая Революция, так как оранжевым цветом были окрашены абсолютно все действия оппозиции по всей стране, а каштан изначально являлся символом только одного города –Киева. Или в Киргизии в 2005 году более простые в графическом исполнении, но более сложные в понимании, символы, как дыня и лимон были вытеснены благодаря лаконичности тюльпана, как цветка и как символа.4.Использование символа, уже присущего другой революции. Например, именование Розовая Революция употребляется для обозначения событий в Грузии, однако оно повторно используется для описания революции в Киргизии. Или именование Дынная Революция используется для обозначения событий в Киргизии 2005 и 2010 годов, а также в Египте в 2011 году, именование Жасминовая Революция описывает события в Тунисе и в Китае в 2011 году, а Революция Лотоса –в Египте и Китае в 2011 году. 5.Невозможность использования символа в визуальном плане. Для оппозиционеров символ должен быть прост в нанесении на любую поверхность различными способами для его последующего распознания единомышленниками. Так, графическое исполнение, например, бульдозера, кирпичей, булыжников или тем более молодёжи, кажется трудоёмким или невозможным вовсе. Отсутствие политических оснований для именования событий революцией. Данный фактор прост –если нет революции, то и придумывать название незачем. Кончено, многие политологи до сих пор спорят можно ли отнести то или иное событие к ряду цветных революций, однако есть такие из них, которые очевидно нельзя назвать цветной революцией. Например, небольшие волнения по поводу президентских выборов в России в 2012 году, которые остались незамеченными даже для многих россиян, уж точно нельзя назвать революцией.
Ссылки на источники1.Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к проблеме происхождения языка // Филол. науки. –1963.–№2. –С. 7–8.2.Некрасова М.Э. Понятие «революция» в контексте именования «цветных революций» // Вестник Твер. гос. унта. Серия «Филология».–2013. –Вып. 24. –С. 22–29.3.Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. –М.: Гардарики, 2004. –1072 с.4.Аверинцев С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Ильичев Л.Ф.,Федосеев П.Н. и др. –М.: Советскаяэнциклопедия, 1983. –836 с.5.Философская энциклопедия. В 5 тт.Т.5./ Гл. ред. Ф.В. Константинов. –М.: Советская энциклопедия, 1970. –742 с.6.Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. –М.: Издво Моск. унта, 1982. –480 с. 7.Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека.–М.: Языки русской культуры, 1999. –896 с.8.Ситнова И. Сравнительный анализ «цветныхреволюций» в странах постсоветского пространства // Власть. –2011. –№5. –С. 145–147.9.Базыма Б.А. Цвет и психика.–М.: Речь, 2005. –100 с.10.Гете И.В. Учение о цвете // Псифактор:электрон. сборник статей. –URL: http://psyfactor.org/lib/gete.htm. 11.Walsh N.P. Pink revolution rumbles on in blood and fury // The Guardian. The Observer. –2005. –27 March. –URL: http://www.theguardian.com/world/2005/mar/27/nickpatonwalsh.theobserver.12.Государственный флаг Ливана. –URL: http://www.worldglobe.ru/countries/lebanon/flag.13.Тришин В.Н. Большой словарьсправочник синонимов русского языка системы ASIS® –версия 7.0 24 на 526 тыс. слов и словосочетаний. –2014.14.Каштан –зелёный символ Киева // Сайт города Киева. –URL: http://www.gorodkiev.com/kashtanzelenyiysimvolkieva.html.15.Пономарёва Е. Секреты цветных революций // Свободная мысль. –URL: http://svom.info/entry/208sekretycvetnyhrevolyucij.16.Visetti G. Per paura della rivolta la cina cancella il gelsomino e' il simbolo delle rivolte la cina abolisce il gelsomino// La Republica. –2011. –12 may. –URL:http://ricerca.repubblica.it/repubblica/archivio/repubblica/2011/05/12/perpauradellarivoltalacinacancella.html.17.Lemon Revolution // Total Politics. –URL: http://www.totalpolitics.com/blog/directory/party/leftwing/324402/lemonrevolution.thtml.18.Родькин П. Неурожайная абрикосовая. –URL: http://www.prdesign.ru/text/2008/armenia.html.19.Миловзоров А. Партнеры России беременны революциями всех цветов. –URL: http://newsreaders.ru/showthread.php?t=561.20.Пономарёва Е. Указ. соч.21.Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б.А. Серебренников. –М.: Наука, 1970.22.Там же.23.Scholl S. Revolution der backsteine// Frankfurter Rundschau. –2009. –8 April. –URL: http://www.fronline.de/politik/moldawienrevolutionderbacksteine,1472596,3400396.html.24.Родькин П. В.России запущен классический «оранжевый» сценарий. –URL: http://www.prdesign.ru/text/2011/lenta.html.25.Скачко П. Ждёт ли Украину подрыв из виртуала // Версии.com**Фабрика аналитики. –2011. –31 января. –URL: http://versii.com/news/224188.26.Копышев Е. Цветочные революции // Межрегиональное объединение коммунистов. –2005. –16 марта. –URL: http://www.cprf.info/news/analytics/electoral/31884.html.
Maria Budina,PhD student at the chair of the Germanic Languages, Vyatka State University of Humanities, Kirovmoonlady@mail.ruSymbols of color revolutions within their namingAbstract.The author deals with the genesis of the color revolutions naming, and in particular the symbols, which became the basis of the naming. The author discusses the scopes of symbols origin and the factors, affecting the subsequent distribution of naming in the speech. Keywords:color revolutions naming, genesis, symbols of color revolutions, scope of symbols origin.References1.Shhedrovickij G. P. Metodologicheskie zamechanija k probleme proishozhdenija jazyka // Filol. nauki. –1963. –#2. –P. 7–8.(in Russiаn).2.Nekrasova M. Je. Ponjatie «revoljucija» v kontekste imenovanija «cvetnyh revoljucij» // Vestnik Tver. gos. unta. Serija «Filologija». –2013. –Vyp. 24. –P. 22–29.(in Russiаn).3.Filosofija: Jenciklopedicheskij slovar' / Red. A. A. Ivina. –M.: Gardariki, 2004. –1072 p.(in Russiаn).4.Averincev S. S. Simvol // Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / Gl. red. Il'ichev L. F., Fedoseev P. N. i dr. –M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1983. –836 p.(in Russiаn).5.Filosofskaja jenciklopedija. V 5 tt. T.5. / Gl. red. F. V. Konstantinov. –M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1970. –742 p.(in Russiаn).6.Losev A. F. Znak. Simvol. Mif. Trudy po jazykoznaniju. –M.: Izdvo Mosk. unta, 1982. –480 p. (in Russiаn).7.Arutjunova N. D. Jazyk i mir cheloveka. –M.: Jazyki russkoj kul'tury, 1999. –896 p.(in Russiаn).8.Sitnova I. Sravnitel'nyj analiz «cvetnyh revoljucij» v stranah postsovetskogo prostranstva // Vlast'. –2011. –#5. –P. 145–147.(in Russiаn).9.Bazyma B.A. Cvet i psihika. –M.: Rech', 2005. –100 p.(in Russiаn).10.Gete I. V. Uchenie o cvete // Psifaktor: jelektron. sbornik statej. –URL: http://psyfactor.org/lib/gete.htm. (in Russiаn).11.Walsh N. P. Pink revolution rumbles on in blood and fury // The Guardian. The Observer. –2005. –27 March. –URL: http://www.theguardian.com/world/2005/mar/27/nickpatonwalsh.theobserver.(in English).12.Gosudarstvennyj flag Livana. –URL: http://www.worldglobe.ru/countries/lebanon/flag.(in Russiаn).13.Trishin V. N. Bol'shoj slovar'spravochnik sinonimov russkogo jazyka sistemy ASIS® –versija 7.0 24 na 526 tys. slov i slovosochetanij. –2014.(in Russiаn).14.Kashtan –zeljonyj simvol Kieva // Sajt goroda Kieva. –URL: http://www.gorodkiev.com/kashtanzelenyiysimvolkieva.html.(in Ukrainian).15.Ponomarjova E. Sekrety cvetnyh revoljucij // Svobodnaja mysl'. –URL: http://svom.info/entry/208sekretycvetnyhrevolyucij.(in Russiаn).16.Visetti G. Per paura della rivolta la cina cancella il gelsomino e' il simbolo delle rivolte la cina abolisce il gelsomino // La Republica. –2011. –12 may. –URL: http://ricerca.repubblica.it/repubblica/archivio/repubblica/2011/05/12/perpauradellarivoltalacinacancella.html.(in French).17.Lemon Revolution // Total Politics. –URL: http://www.totalpolitics.com/blog/directory/party/leftwing/324402/lemonrevolution.thtml.(in English).18.Rod'kin P. Neurozhajnaja abrikosovaja. –URL: http://www.prdesign.ru/text/2008/armenia.html.(in Russiаn).19.Milovzorov A. Partnery Rossii beremenny revoljucijami vseh cvetov. –URL: http://newsreaders.ru/showthread.php?t=561.(in Russiаn).20.Ponomarjova E. Sekrety cvetnyh revoljucij // Svobodnaja mysl'. –URL: http://svom.info/entry/208sekretycvetnyhrevolyucij.(in Russiаn).21.Obshhee jazykoznanie. Formy sushhestvovanija, funkcii, istorija jazyka / Otv. red. B. A. Serebrennikov. –M.: Nauka, 1970.(in Russiаn).22.Obshhee jazykoznanie. Formy sushhestvovanija, funkcii, istorija jazyka / Otv. red. B. A. Serebrennikov. –M.: Nauka, 1970.(in Russiаn).23.Scholl S. Revolution der backsteine // Frankfurter Rundschau. –2009. –8.04. –URL: http://www.fronline.de/politik/moldawienrevolutionderbacksteine,1472596,3400396.html.(in German).24.Rod'kin P. V. Rossii zapushhen klassicheskij «oranzhevyj» scenarij. –URL: http://www.prdesign.ru/text/2011/lenta.html.(in Russiаn).25.Skachko P. Zhdjot li Ukrainu podryv iz virtuala // Versii.com**Fabrika analitiki. –2011. –31.01. –URL: http://versii.com/news/224188.(in Russiаn).26.Kopyshev E. Cvetochnye revoljucii // Mezhregional'noe ob‱edinenie kommunistov. –2005.–16.03. –URL: http://www.cprf.info/news/analytics/electoral/31884.html.(in Russiаn).
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»
Символы цветных революций в составе их именований
Аннотация.Статья посвящена вопросам генезиса именований цветных революций, а в частности символам, которые вошли в состав именований. Рассматриваются сферы происхождения символов, а также факторы, влияющее на последующее распространение именований в речи. Ключевые слова:именования цветных революций, генезис, символы цветных революций, сферы происхождения символов.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.
Г.П.Щедровицкий отмечал, что при изучении языка «следует принимать во внимание два разных кинематических процесса –процесс генезиса объекта и процесс его функционирования» [1]. Обращаясь к изучению функционирования именований цветных революций в речи, мы осознаём необходимость рассмотрения происхождения этих именований. Очевидно, что именование «цветная революция» (как и другие именования, входящие в понятие цветные революции, как, например «оранжевая революция», «розовая революция» и т.п.), состоят из двух частей: прилагательного (реже существительного или словосочетания), описывающего важные характеристики каждой конкретной революции и слова «революция». Значение слова «революция» в составе этого именования уже было нами подробно изучено и описано [2], где мы пришли к выводу, что данное слово употребляется с точки зрения современного подхода, не подразумевающего изменение общественнополитического строя и смены элит.Второй составляющей именований «цветная революция» (ЦР) и именований, входящих в понятие цветные революции (обозначим их ХР) является прилагательное (реже существительное или словосочетание) в его составе, которое и придаёт уникальность и узнаваемость каждому конкретному революционному событию XXIвека и является его символом. В философском энциклопедическом словаре под ред. А.А.Ивина символ определяется как «идея, образ или объект, имеющий собственное содержаниеи одновременно представляющий в обобщенной, неразвернутой форме некоторое иноесодержание. … Он всегда служит обнаружению чегото неявного, не лежащего на поверхности, непредсказуемого. Если цель отсутствует, то нет и символа как элемента социальной жизни, а есть то, что обычно называется знаком и служит для простого обозначения объекта» [3, с.763]. Проводя дифференциацию таких понятий как «символ», «знак» и «образ», многие исследователи, например [4–6],подчёркивали тот факт, что символ –это неразвёрнутый знак, сущность которого выходит за рамки его образа и заключает в себе всю многозначность образа. Н.Д.Арутюнова подчёркивает, что «в иерархическом плане высшую позицию занимает символ», а в линейном является «посредником между образом и знаком» [7, с. 337]. И, обращаясь к цветным революциям, мы видим, что символ –это, в первую очередь, объект социальной жизни, который описывает чтото неявное, но, в тоже время, он узнаваем и может быть соотнесён с темнеявным без лишних затруднений. Формирование символа для каждой конкретной революции –процесс, изучаемый политологами, политтехнологами, социологами, психологами, культурологами и даже философами, потому что он, так или иначе, затрагивает объекты изучения каждой из этих наук. И.Ситнова отмечает, что формирование символа –«важный PRметод осуществления «цветных революций» и средство идентификации единомышленников. Символ должен быть узнаваем, а также легко наносим различными способами в различных общественных местах» [8]. Именно поэтому PRтехнологи, которые занимались выбором символов цветных революций, выбирали простые, понятные и знакомые объекты. В ходе исследования по поиску именований ХР было выявлено 41 именование революционных событий, которые проходили в 21 стране. Для большинства революций был придуман не один, а два и более символа, а некоторым странам приписали один общий символ. Но, так или иначе, можно проследить некоторые закономерности в выборе символа. Например, все именования можно разделить на три группы по сфере происхождения символа (рис. 1).
Рис.1.Сферапроисхождениясимволовцветныхреволюций
Цвет.Согласно Б.А.Базыме [9]человечество находится на стадии социальнопсихологического этапа цветового символизма, где цвет –символ политики и общества.Современные PRтехнологи и политтехнологи заслуженно уделяют вниманиетакой научной дисциплине, как психология цвета, предметом изучения которой являются взаимосвязи цвета и психики. Цвет содержит историческую аллюзию или ценностную составляющую, которая является принципиальным рычагом выбора и мобилизации. Например, притягательность украинской революции была обеспечена именно оранжевым цветом, который был выбран для символики украинской оппозиции, инициировавшей революционные действа 2004 года. Великий немецкий поэт И.В.Гёте проявлял интерес к изучению особенностей чувственнонравственного воздействия цвета на человека и отмечал, что оранжевый цвет –цвет теплоты и блаженства, раскаленного жара, пекла, накала, а активная сторона оранжевого цвета связана с его высочайшей энергией [10]. Именно накала, напряжённости, драматизма хотели добиться организаторы революции, и у них это получилось: Оранжевая революция стала эталоном цветных революций.Стоит отметить, что организаторы революций, выбирая в качестве символа цвет, всегда основывались на предыдущем опыте применения данного цвета. Так, в Кувейте революция стала голубой, потому что цвета плакатов, которые использовали протестанты, были голубыми. По такому же принципу был выбран цвет и для событий в Киргизии, где революция получила название розовой, –оппозиционеры выходили на площади с розовыми ленточками и тюльпанами [11]. В Ираке революция стала фиолетовой (пурпурной) благодаря тому, что обычно во время выборов проголосовавшим ставили фиолетовую метку на указательном пальце, чтобы они не могли проголосовать несколько раз. Иранская революция получила название зелёной в честь поддержки кандидата в президенты МирХосейна Мусави, который использовал зелёный цвет в своей политической кампании. Часть культурного наследия Мьянмы –буддийские монахи, облачающиеся в жёлтооранжевые рясы, явились символом духовного пробуждения страны, поэтому революция получила название жёлтооранжевая (от англ. saffron–жёлтооранжевый). Для российской революции был выбран белый цвет по разным причинам: вопервых, это аналогия с государственным флагом; вовторых, исторические аллюзии (Белая гвардия, белые как представители буржуазии); втретьих, религиозные смыслы (белый цвет имеет положительные коннотации во всех религиях). Кроме того, белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, добродетель, радость. С ним связано представление об общепринятом, законном, истинном, что могло послужить сигналом для объединения представителей совершенно разных социальных групп и взглядов. Растительный мир. Флористические образы нередко выступают в роли символа цветных революций, что объясняется, вопервых, наличием у каждой страны государственной символики, в частности государственного цветка или растения, вовторых, наличием флоры, котораяхарактерна только для какойто конкретной страны, а, втретьих, богатой мифами и легендами историей, присущей для каждого растения, которая способна наделить революцию неким смыслом и идеологией.Например, кедр –символ Ливана, изображённый на флаге страны. Кедровое дерево в Ливане –символ бессмертия и постоянства [12], а саму страну прозвали страной кедра [13]. Или рассмотрим, например каштан –символ города Киева, который с середины XXвека является основным символом на гербе города [14]. Во время политических событий 2004 года Киев был центром всех митингов, протестов и пикетов, соответственно и революцию решили сделать «каштановой». Однако, в данном случае оранжевый цвет, заполонивший все главные площади Украины, оказался более значимым и сильным символом революционных событий, поэтому Каштановая революция уступила место Оранжевой. Если на гербе Ливии изображён ливанский кедр, то на гербе Туниса вполне мог бы быть изображён жасмин. Жасмин присутствует везде: так называют магазины, рестораны, отели; жасминовые деревья растут на улицах городов и вдоль шоссе; ветви жасмина продают на каждом шагу; а сам Тунис, кажется, пронизан запахом цветков жасмина. Жасмин –это неофициальный символ Туниса, олицетворяющий эротичность, чувственность, умиротворение. Е.Пономарёва, рассматривая в своей статье самые распространённые символы и цвета цветных революций, полагает, что «…жасмин стал умиротворяющим символом революции, призванным скрыть ее истинные мотивы» [15]. Жасминовая революция положила начало целой серии аналогичных событий в арабских странах, поэтому жасмин, как символ, нередко используется и в описании протестных событий в Египте, Ливии и других странах арабского мира, а в целом все эти волнения, в том числе и в Тунисе, получили название Арабской Весны. Китайская культура считается одной из наиболее образных и символичных в мире, а жасмин, будучи цветком китайской нации, символизирует женственность, сладость, грацию и привлекательность. Неудивительно, что после Арабской Весны китайские власти решили запретить продавать жасмин и подвергли название этого цветка цензуре в Интернете, чтобы избежать цветной революции в своей стране (во всемирной сети неизвестные авторы призывали недовольных китайцев выходить на улицы с цветами жасмина каждое воскресенье) [16].Символом египетской революции стал цветок лотоса, который широко представлен в культуре Египта. Лотос, как символ протестного движения на берегах Нила, также имеет множество трактовок: обновление сил, возвращение молодости, плодородие, восход Солнца, рождение ит.п. В некоторых странах СМИ пытались приписать сразу несколько «ботанических» образов революции. Так, например, революцию в Киргизии пытались назвать Тюльпановой, Лимонной, Дынной и даже революцией Нарциссов. Примечательным является тот факт, что установить образ, который скрывается за символом, не всегда представляется возможным. Только глубокий анализ российской и зарубежной прессы позволил нам сделать предположение, что Тюльпановой революция стала благодаря речи действующего на тот момент президента А.А.Акаева, который после данных событий был вынужден сложить с себя полномочия президента. Именование революция Нарциссов появилось, когда демонстранты взяли в руки цветы нарциссов и вышли на улицы Бишкека, тем самым оппозиция хотела сменить существующий символ. Лимонная революция предположительно получила своё название изза мятежников, которые ели лимоны, чтобы противостоять слезоточивому газу [17]. Так как Тюльпановая Революция в Киргизии оказалось весьма удачной с политической точки зрения, то за ней последовала и Революция Жёлтых Тюльпанов в 2010 году. Тюльпан –символ уже знакомый, и, соответственно, несущий в себе определённый смысл –стал жёлтым опять же изза главного цвета сил оппозиции.Образ розы в Грузии был призван оказать влияние на все категории граждан: роза –национальный цветок, ассоциирующийся с полотнами выдающегося художника Нико Пиросмани, а также символ защиты от «оккупанта», которым, по мнению оппозиции, выступала Россия. Как в Киргизии протестанты вышли на улицы Бишкека с тюльпанами, а позже и с нарциссами в руках, так и в Тбилиси оппозиция использовала цветы розы. Стереотипы также сыграли немаловажную роль в номинации революций. Российские и зарубежные журналисты любят использовать в своей работе национальные стереотипы и как следствие в Египте революцию «прозвали» Финиковой или Дынной, в Мексике –революцией кактусов, в Белоруссии –васильковой, в Молдавии –виноградной, а в Армении –абрикосовой. Но, стоит отметить, что выбор именований по такому принципу не обладает той символичностью, которая необходима для цветных революций. Поэтому названия данного вида не получили должного распространения и не вошли ни в лексический состав языков, ни в обиход людей (только редкие статьи или блоги на просторах Интернета носят заголовки с названием таких революций). Павел Родькин (эксперт в области брендинга и визуальных коммуникаций) полагает, что если в первых революциях символу придавалось большое значение, и он детально прорабатывался, то в последующем приобретение революцией символа ушло назадний план. Так, обозначение «абрикосовая» революция в Армении получила задним числом, да и вообще «…революция не сумела продемонстрировать ясного и яркого стиля, который мог бы (должен был) стать действительной альтернативой государственной символике» [18]. Отсутствие чётко проработанного стиля революции, а также и политическая ситуация в стране, значительно отличающаяся от других революционных стран, не помогли продвинуть и другое название для революции –революция Подснежников. Символ, очевидно, был выбрано по причине того, что действия по свержению новой власти были назначены на раннюю весну 2008 года, а подснежник –это первый цветок, появляющийся после зимы, олицетворение чистоты, красоты и обновления. Но и этот символ не прижился: например, А. Миловзоров даёт следующую оценку этих событий «Армению вряд ли удастся "раскрутить" на революцию: подснежники не созрели» [19].Окружающий мир.Конечно, цветочная символика наполнена скрытыми смыслами и мотивами, однако, зачастую зачинщики революций выбирали себе в качестве символа объекты окружающего мира. И в данном случае в первую очередь внимание привлекают такие названия, как Тветтерная или Фейсбуковая революция. Это объясняется тем, что разного рода социальные сети, блоги, форумы являются средством коммуникации, способным внушать нужную точку зрения, призывать к действию, провоцировать большое количество людей с наименьшими финансовыми и временными затратами. Е.Пономарёва отмечает, что «Современные средства коммуникации стали одними из важнейших средств подготовки и осуществления «цветных революций», прежде всего в силу того, что позволили активизировать зрелищную сигнальную семантику» [20]. Чаще всего при использовании объектов окружающего мира в качестве символа революции мы имеем дело с ассоциациями, которые вызывает данный объект. Б.А.Серебренников подчёркивал важную роль ассоциаций в процессе появления новых слов, утверждая, что индивид, придумывая новое слово для неизвестного ранее предмета, в первую очередь пытается сопоставить его с уже известными предметами, которые уже имеют в языке «особое наименование» [21, с. 68]. Также он отмечал важную роль ассоциаций в «образовании различных переносных значений, когда на основании известных элементов сходства название одного предмета или явления может быть применено к названию другого предмета или явления» [22, с. 73]. Например, очевидно, что Молодёжная революция обращена к молодому поколению страны, способному устраивать протесты и митинги; Революция Пирамид сразу отсылает нас к великому наследию культуры Древнего Египта, что делает Египет привлекательной страной для туризма, и в частности российских граждан, поэтому и революция в Египте может быть названа Курортной. Одно из названий молдавской революции –революция Гастарбайтеров –тоже появилось благодаря российским СМИ, которые олицетворили всю Молдавию с рабочими, приезжающими в Россию на заработки. Революцию для самой России окрестили, как снежную, так как это первая ассоциация, которая возникает у иностранцев при упоминании данной страны. Примечательно то, что революция в Тунисе получила два совершенно противоположных именования –Голодная и Багетовая, однако оба названия скрывают один и тот же смысл –в стране кризис, и людям нечего есть. Если в данном случае эта аналогия очевидна, то смысл именования Джинсовая революция не сразу понятен. Всем известно, что Соединённые Штаты Америки –родина джинсов, а революция намечалась в Белоруссии. В данном случае джинсы олицетворяли символ свободы, отсылая нас к США сразу в двух направлениях: вопервых, Штаты всегда позиционировали себя как самая свободная и свободолюбивая страна, а, вовторых, именно правительство США финансировало и продвигало все цветные революции в странах Азии и бывшего Советского союза. Событие, произошедшее в ходе революции, также может послужить основанием для именования всей революции в целом. Например, 7 апреля 2009 года несколько тысяч человек ворвались в здание парламента в Кишиневе и в расположенный напротив президентский дворец, где в целях разгрома зданий использовали булыжники и камни. В результате этого происшествия революция в Молдавии получила сразу три названия –Революция Кирпичей, Революция Булыжников и Кафельная революция [23]. Аналогичное событие произошло и в Сербии в 2000 году, когда митингующие штурмовали здание центрального телевидения с помощью бульдозера. Машинист бульдозера Любисав Джокичстал символом революции, а сама революция стала называться Бульдозерной. 13 мая 2005 года на центральной площади Андижана произошёл массовый расстрел безоружных демонстрантов, что сделало Андижан символом цветной революции в Узбекистане, а саму революцию Андижанской. Также стоит обратить внимание на словосочетания, используемые в именованиях цветных революций. Например, появление специальной протестной символики (белой ленты в виде латинской буквы «V») для выражения недовольства результатами думских выборов 2011 года в России породило такие названия, как Революция Белых Ленточек или Белоленточная Революция. Как отмечает Павел Родькин «Семантика данного символа, на самом деле, не важна и может быть весьма условной. Основная функция белой ленточки —массовое символическое противопоставление людей власти, что с минимальными различиями воспроизводилось во всех цветных революциях.» [24]. Популярное среди городских бедняков и крестьян антиправительственное движение «Красные рубашки», разжигающее волнения в Тайланде, дало все основания назвать революционные действия в этой стране Революцией Красных Рубашек. Возвращаясь к именованию ЦР, мы должны отметить, что оно было выбрано не оправдано, так как цвет дал начало лишь 19,5% именований подобного рода революций, а цветочные мотивы и объекты окружающего мира чаще служили предметом, дающим название революциям. Так в СМИ можно встретить такие названия, как «цветочнофруктовые» [25] и «цветочные» революции [26]. Однако далеко не все из предложенных именований нашли отражение в языке –из 41 именования только лишь 12 (в том числе и именование ЦР) можно встретить в речи, благодаря чему можно выделить ряд факторов, которые не способствовали закреплению и дальнейшему функционированию некоторых именований в речи:1.Отсутствие четкого символа революции.Cимволы были детально продуманы и внедрены для первых в историческом плане цветных революций, со временем проработке символики революций уделялось меньшее значение, что в свою очередь отразилось и в языке: большая часть именований, функционирующих в дискурсе, называет революции, произошедшие до 2007 года.2.Наличие сразу нескольких именований для обозначения революции. Например, революции в Египте было придумано 8 именований, но, ни одно из них не явилось поистинесильным, способным описать настоящий характер революции. 3.Наличие более сильного символа. Например, именование Каштановая Революция было вытеснено именованием Оранжевая Революция, так как оранжевым цветом были окрашены абсолютно все действия оппозиции по всей стране, а каштан изначально являлся символом только одного города –Киева. Или в Киргизии в 2005 году более простые в графическом исполнении, но более сложные в понимании, символы, как дыня и лимон были вытеснены благодаря лаконичности тюльпана, как цветка и как символа.4.Использование символа, уже присущего другой революции. Например, именование Розовая Революция употребляется для обозначения событий в Грузии, однако оно повторно используется для описания революции в Киргизии. Или именование Дынная Революция используется для обозначения событий в Киргизии 2005 и 2010 годов, а также в Египте в 2011 году, именование Жасминовая Революция описывает события в Тунисе и в Китае в 2011 году, а Революция Лотоса –в Египте и Китае в 2011 году. 5.Невозможность использования символа в визуальном плане. Для оппозиционеров символ должен быть прост в нанесении на любую поверхность различными способами для его последующего распознания единомышленниками. Так, графическое исполнение, например, бульдозера, кирпичей, булыжников или тем более молодёжи, кажется трудоёмким или невозможным вовсе. Отсутствие политических оснований для именования событий революцией. Данный фактор прост –если нет революции, то и придумывать название незачем. Кончено, многие политологи до сих пор спорят можно ли отнести то или иное событие к ряду цветных революций, однако есть такие из них, которые очевидно нельзя назвать цветной революцией. Например, небольшие волнения по поводу президентских выборов в России в 2012 году, которые остались незамеченными даже для многих россиян, уж точно нельзя назвать революцией.
Ссылки на источники1.Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к проблеме происхождения языка // Филол. науки. –1963.–№2. –С. 7–8.2.Некрасова М.Э. Понятие «революция» в контексте именования «цветных революций» // Вестник Твер. гос. унта. Серия «Филология».–2013. –Вып. 24. –С. 22–29.3.Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. –М.: Гардарики, 2004. –1072 с.4.Аверинцев С.С. Символ // Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Ильичев Л.Ф.,Федосеев П.Н. и др. –М.: Советскаяэнциклопедия, 1983. –836 с.5.Философская энциклопедия. В 5 тт.Т.5./ Гл. ред. Ф.В. Константинов. –М.: Советская энциклопедия, 1970. –742 с.6.Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. –М.: Издво Моск. унта, 1982. –480 с. 7.Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека.–М.: Языки русской культуры, 1999. –896 с.8.Ситнова И. Сравнительный анализ «цветныхреволюций» в странах постсоветского пространства // Власть. –2011. –№5. –С. 145–147.9.Базыма Б.А. Цвет и психика.–М.: Речь, 2005. –100 с.10.Гете И.В. Учение о цвете // Псифактор:электрон. сборник статей. –URL: http://psyfactor.org/lib/gete.htm. 11.Walsh N.P. Pink revolution rumbles on in blood and fury // The Guardian. The Observer. –2005. –27 March. –URL: http://www.theguardian.com/world/2005/mar/27/nickpatonwalsh.theobserver.12.Государственный флаг Ливана. –URL: http://www.worldglobe.ru/countries/lebanon/flag.13.Тришин В.Н. Большой словарьсправочник синонимов русского языка системы ASIS® –версия 7.0 24 на 526 тыс. слов и словосочетаний. –2014.14.Каштан –зелёный символ Киева // Сайт города Киева. –URL: http://www.gorodkiev.com/kashtanzelenyiysimvolkieva.html.15.Пономарёва Е. Секреты цветных революций // Свободная мысль. –URL: http://svom.info/entry/208sekretycvetnyhrevolyucij.16.Visetti G. Per paura della rivolta la cina cancella il gelsomino e' il simbolo delle rivolte la cina abolisce il gelsomino// La Republica. –2011. –12 may. –URL:http://ricerca.repubblica.it/repubblica/archivio/repubblica/2011/05/12/perpauradellarivoltalacinacancella.html.17.Lemon Revolution // Total Politics. –URL: http://www.totalpolitics.com/blog/directory/party/leftwing/324402/lemonrevolution.thtml.18.Родькин П. Неурожайная абрикосовая. –URL: http://www.prdesign.ru/text/2008/armenia.html.19.Миловзоров А. Партнеры России беременны революциями всех цветов. –URL: http://newsreaders.ru/showthread.php?t=561.20.Пономарёва Е. Указ. соч.21.Общее языкознание. Формы существования, функции, история языка / Отв. ред. Б.А. Серебренников. –М.: Наука, 1970.22.Там же.23.Scholl S. Revolution der backsteine// Frankfurter Rundschau. –2009. –8 April. –URL: http://www.fronline.de/politik/moldawienrevolutionderbacksteine,1472596,3400396.html.24.Родькин П. В.России запущен классический «оранжевый» сценарий. –URL: http://www.prdesign.ru/text/2011/lenta.html.25.Скачко П. Ждёт ли Украину подрыв из виртуала // Версии.com**Фабрика аналитики. –2011. –31 января. –URL: http://versii.com/news/224188.26.Копышев Е. Цветочные революции // Межрегиональное объединение коммунистов. –2005. –16 марта. –URL: http://www.cprf.info/news/analytics/electoral/31884.html.
Maria Budina,PhD student at the chair of the Germanic Languages, Vyatka State University of Humanities, Kirovmoonlady@mail.ruSymbols of color revolutions within their namingAbstract.The author deals with the genesis of the color revolutions naming, and in particular the symbols, which became the basis of the naming. The author discusses the scopes of symbols origin and the factors, affecting the subsequent distribution of naming in the speech. Keywords:color revolutions naming, genesis, symbols of color revolutions, scope of symbols origin.References1.Shhedrovickij G. P. Metodologicheskie zamechanija k probleme proishozhdenija jazyka // Filol. nauki. –1963. –#2. –P. 7–8.(in Russiаn).2.Nekrasova M. Je. Ponjatie «revoljucija» v kontekste imenovanija «cvetnyh revoljucij» // Vestnik Tver. gos. unta. Serija «Filologija». –2013. –Vyp. 24. –P. 22–29.(in Russiаn).3.Filosofija: Jenciklopedicheskij slovar' / Red. A. A. Ivina. –M.: Gardariki, 2004. –1072 p.(in Russiаn).4.Averincev S. S. Simvol // Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' / Gl. red. Il'ichev L. F., Fedoseev P. N. i dr. –M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1983. –836 p.(in Russiаn).5.Filosofskaja jenciklopedija. V 5 tt. T.5. / Gl. red. F. V. Konstantinov. –M.: Sovetskaja jenciklopedija, 1970. –742 p.(in Russiаn).6.Losev A. F. Znak. Simvol. Mif. Trudy po jazykoznaniju. –M.: Izdvo Mosk. unta, 1982. –480 p. (in Russiаn).7.Arutjunova N. D. Jazyk i mir cheloveka. –M.: Jazyki russkoj kul'tury, 1999. –896 p.(in Russiаn).8.Sitnova I. Sravnitel'nyj analiz «cvetnyh revoljucij» v stranah postsovetskogo prostranstva // Vlast'. –2011. –#5. –P. 145–147.(in Russiаn).9.Bazyma B.A. Cvet i psihika. –M.: Rech', 2005. –100 p.(in Russiаn).10.Gete I. V. Uchenie o cvete // Psifaktor: jelektron. sbornik statej. –URL: http://psyfactor.org/lib/gete.htm. (in Russiаn).11.Walsh N. P. Pink revolution rumbles on in blood and fury // The Guardian. The Observer. –2005. –27 March. –URL: http://www.theguardian.com/world/2005/mar/27/nickpatonwalsh.theobserver.(in English).12.Gosudarstvennyj flag Livana. –URL: http://www.worldglobe.ru/countries/lebanon/flag.(in Russiаn).13.Trishin V. N. Bol'shoj slovar'spravochnik sinonimov russkogo jazyka sistemy ASIS® –versija 7.0 24 na 526 tys. slov i slovosochetanij. –2014.(in Russiаn).14.Kashtan –zeljonyj simvol Kieva // Sajt goroda Kieva. –URL: http://www.gorodkiev.com/kashtanzelenyiysimvolkieva.html.(in Ukrainian).15.Ponomarjova E. Sekrety cvetnyh revoljucij // Svobodnaja mysl'. –URL: http://svom.info/entry/208sekretycvetnyhrevolyucij.(in Russiаn).16.Visetti G. Per paura della rivolta la cina cancella il gelsomino e' il simbolo delle rivolte la cina abolisce il gelsomino // La Republica. –2011. –12 may. –URL: http://ricerca.repubblica.it/repubblica/archivio/repubblica/2011/05/12/perpauradellarivoltalacinacancella.html.(in French).17.Lemon Revolution // Total Politics. –URL: http://www.totalpolitics.com/blog/directory/party/leftwing/324402/lemonrevolution.thtml.(in English).18.Rod'kin P. Neurozhajnaja abrikosovaja. –URL: http://www.prdesign.ru/text/2008/armenia.html.(in Russiаn).19.Milovzorov A. Partnery Rossii beremenny revoljucijami vseh cvetov. –URL: http://newsreaders.ru/showthread.php?t=561.(in Russiаn).20.Ponomarjova E. Sekrety cvetnyh revoljucij // Svobodnaja mysl'. –URL: http://svom.info/entry/208sekretycvetnyhrevolyucij.(in Russiаn).21.Obshhee jazykoznanie. Formy sushhestvovanija, funkcii, istorija jazyka / Otv. red. B. A. Serebrennikov. –M.: Nauka, 1970.(in Russiаn).22.Obshhee jazykoznanie. Formy sushhestvovanija, funkcii, istorija jazyka / Otv. red. B. A. Serebrennikov. –M.: Nauka, 1970.(in Russiаn).23.Scholl S. Revolution der backsteine // Frankfurter Rundschau. –2009. –8.04. –URL: http://www.fronline.de/politik/moldawienrevolutionderbacksteine,1472596,3400396.html.(in German).24.Rod'kin P. V. Rossii zapushhen klassicheskij «oranzhevyj» scenarij. –URL: http://www.prdesign.ru/text/2011/lenta.html.(in Russiаn).25.Skachko P. Zhdjot li Ukrainu podryv iz virtuala // Versii.com**Fabrika analitiki. –2011. –31.01. –URL: http://versii.com/news/224188.(in Russiаn).26.Kopyshev E. Cvetochnye revoljucii // Mezhregional'noe ob‱edinenie kommunistov. –2005.–16.03. –URL: http://www.cprf.info/news/analytics/electoral/31884.html.(in Russiаn).
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»