Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Буршит И. Е. Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 101–105. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14247.htm.
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования у дошкольников способности к ненасильственному взаимодействию, показана особая значимость формирования дифференцированной самооценки, принятия ребенком собственной личности, сформированности у него образа Я. В статье проанализированы этапы формирования рассматриваемой способности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Буршит Ирина Евгеньевна,кандидатпедагогическихнаук, доцент кафедры педагогики начального обучения Таганрогского института имени А.П.Чехова (филиал) ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет», г. Таганрогburshit_ie@mail.ru

Формирование способности к ненасильственному взаимодействию у дошкольников

Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования у дошкольников способности к ненасильственному взаимодействию, показана особая значимость формирования дифференцированной самооценки, принятия ребенком собственной личности, сформированности у него образа Я. В статье проанализированы этапы формирования рассматриваемой способности.Ключевые слова: ненасильственное взаимодействие, способность, самооценка, самосознание, формирование, эмпатия, социальное поведение.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Анализ возрастных особенностей детей 5–6лет, которые выступают базой успешного социального развития, показывает, что наиболее точной характеристикой социального становления ребенка можно считать отношения «ребенок –общество» [1]. Именно в данных отношениях проявляются социальный опыт, ранее накопленный ребенком, осознание своего Я во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также собственные позиции в окружающем мире.В ситуации «Я и общество» на первый план выступает деятельность ребенка по усвоению норм взаимоотношений между людьми. Социальная ситуация «Я и общество» помогает ребенку осознать себя, сравнить себя с другими, занять определенную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми. В дошкольный период заметно обогащается социальная позиция ребенка, которая ориентирует его на мир человеческих взаимоотношений. Эмоции и чувства ребенка дошкольного возраста приобретают новый характер, становясь основой для возникновения более сложных новообразований.Как указывает М.В.Корепанова, «ключ к пониманию личности ребенка находится не в сфере его индивидуального сознания, не в безличном описании его деятельности, а в системе общественных отношений, мире значимых для него людей, в социальных группах» [2].В связи с расширением социального опыта ребенкадошкольника, увеличением круга его общения у него вырабатывается конструктивное отношение к происходящим событиям, к собственному образу жизни, формируются моральные представления и оценки своего поведения, поступков окружающих людей.Овладение дошкольником социальных ценностей, норм и правил поведения содействует зарождению социально направленных мотивов деятельности и поведения. Наряду с этим начинают формироваться основные черты характера, качества личности, характерные для сферы общения: доброта, отзывчивость, эмпатия, преданность и др.В возрасте 5–6лет, когда ребенок уже усвоил определенный объем знаний о нравственном поведении, он способен испытывать чувства, которые основываются не только на уже сформированных представлениях о нормах поведения, но и на устойчивой потребности ребенка соответствовать этим образцам [3].По мнению ряда ученых (В.С.Мухина, Д.И.Фельдштейн),значимым этапом в развитии ребенка 5–6лет являются изменения в иерархии мотивов его деятельности [4]. Дошкольник пытается сдерживать свои эмоции и перестает действовать в зависимости от ситуативных желаний, то есть именно дошкольный период является наиболее сенситивным, обладающимобширными возможностями для формирования способности к ненасильственному взаимодействию.Отношениеребенка к себе самому как ценности служит гарантом такого же отношения к другим людям. В связи с этим особенно значимыми в процессе формирования у дошкольника способности к ненасильственному взаимодействию выступают его самооценка, уровень принятия собственной личности, сформированность у него образа Я.Следует заметить, что возможности осознания у ребенка 5–6лет еще ограничены. Это только начало формирования способности к анализу своих переживаний и отношений. Самооценка –это «оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, качеств и местасреди других людей» [5]. Она в значительной степени определяет ее активность, отношение к себе и другим людям.В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я»–«какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я»–«каким бы я хотел быть»).Совпадение реального «Я»с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку. Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств и внутренних состояний самого себя. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.Как показывают исследования отечественных ученых (М.Безруких, Е.Е.Кравцова), а также многолетние исследования, проводимые в первых классах школ г.Таганрога, РостованаДону и Ростовской области, адекватная самооценка –большая редкость у современных детей [6; 7].Недифференцированностьсамооценки приводит к тому, что дошкольник рассматривает оценку взрослым результатов отдельного действия как оценку своей личности в целом, проявляет некритичность в оценке себя и своих действий, считает себя самыми хорошим (красивым, умным), в своих неудачах склонен обвинять окружающих или внешние обстоятельства и не осознает свои переживания и побуждения.Процесс формирования у ребенка способности к ненасильственному взаимодействию можно разделить на несколько этапов.Основными задачами первого этапа выступают:1.Формирование у ребенка позитивного самоотношения.2.Накопление опыта самопознания.3.Формирование образа Я.4.

Формирование у ребенка устойчивой ориентации на сверстника как на субъектавзаимодействия.5.

Формирование стремления воспринимать и принимать личность другого человека.Сформированность данных личностных образований является важным этапом, оказывающим первоочередное воздействие на выбор ребенком стратегии взаимодействия с другими людьми, так какребенок, не принимающий себя, обладающий заниженной самооценкой, не умеющий ценить свои достоинства, не сможет понять и принять другого, построить с ним отношения на ненасильственной основе.Одним из условий проявления личностью ребенка способности к сопереживанию выступает наличие потребности и умения адекватного самооценивания в процессе общения, а также способность определять характер реакции окружающих на самого себя.Развитие самопознания ребенка составляет одно из основных новообразований дошкольного возраста. Сформированность образа Я к концу старшегодошкольного возраста является первой и необходимой предпосылкой для дальнейшего формирования у ребенка способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками.Успешное взаимодействие не может быть реализовано без сформированности у ребенка направленности на другого как на высшую ценность, что позволяет ему выбрать наиболее оптимальные способы взаимодействия с ним.Взаимодействие человека с человеком предполагает правильное восприятие и оценку друг друга участниками этого процесса. Для этого необходимо знать и владеть механизмами восприятия человека человеком в процессе общения. Чтобы процесс восприятия окружающих мог обеспечить адекватное взаимодействие с ними, необходимо развивать и совершенствовать такие процессы, как восприятие, память внимание, воображение.Участникам общения необходимо обладать способностью к распознаванию происходящих изменений в познавательных процессах, чувствах, поступках других людей, определять причины этих изменений в любой ситуации общения.Основными задачами второго этапа выступают:1.Формирование у ребенка понимания и осознания своего отношения к сверстнику, к происходящему с ним.2.Формирование у ребенка такого качества личности, какэмпатия, основанного на наличииподлинного интереса к другому человеку.3.Формирование умения ребенка высказывать и демонстрировать свои чувства по отношению к сверстнику, проявлять заботу, любовь, помощь.На этом этапе ребенок должен сделать вывод о том, что ему небезразлично то, что происходит с его сверстником, что ему так же плохо или хорошо, как и его партнеру. В связи с этим важным является такое качество, как эмпатия (от греч.empatheia–сопереживание) –это постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания, выражающегося в переживании чеголибо с другими, разделении чьихлибо переживаний. Оно включает в себя весь спектр переживаний человека–от сострадания и сочувствия к несчастьям другого человека до искренней радости его успехам и удачам.Основной задачей педагогов, работающих с детьми 5–6лет, является формирование у них предпосылок толерантности. Суть данного личностного образования заключается в стремлении ребенка понять и принять личность другого человека, его право на собственное мнение и интересы как данность, даже если они не совпадают с собственными. Особое вниманиев связи с этимследует уделять совершенствованию у ребенка эмоциональной саморегуляции, умению не злиться, не раздражаться, не испытывать и проявлять чувства обиды, непонимания, превосходства при взаимодействии с другими людьми.Процессформирования способности к ненасильственному взаимодействию у детей важен и сточки зрения обеспечения преемственности между двумя первыми ступенями образования–дошкольной и школьной.Проблема преемственности между двумя ступенями образования не исчерпывается только готовностью ребенка к обучению в школе, уровнем его интеллектуального и психического развития. Не менее актуальным является вопрос вхождения ребенка в новый коллектив, общениясо сверстниками в незнакомых условиях, где фактически впервые происходит становление и апробация индивидуального стиля его социального поведения.Для педагогов и психологов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Данные многих исследований говорят о том, что неудовлетворительная успеваемость, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведениево многом обусловлены отрицательным отношением к себе и заниженной самооценкой. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в себе.Организация целенаправленной и систематической работы в данном направлении вызвана также и новым статусом ребенка,пришедшего в школу. Ребенок, в дошкольные годы освоивший работу по формированию способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками, значительно легче сможет адаптироваться к новому окружению, наладить отношения взаимопонимания и взаимопринятиясо своими ровесниками.Несмотря на частоту межличностных противоречий, которую отмечают не только педагоги, но и сами дети, они не всегда могут адекватно охарактеризовать свое поведение, обозначить причины конфликтов со сверстниками, перечислить известныеим конструктивные способы их разрешения.Исходя из этого, основными задачами третьего этапа являются:1.Формирование осознанного отношения к межличностным противоречиям, возникающим в процессе взаимодействия со сверстниками.2.Овладение способами ненасильственного взаимодействия со сверстниками.На данном этапе очень важно научить ребенка создавать максимально комфортные условия для взаимодействия, дающие возможность партнеру по общению проявить себя как личность.В качестве основных принципов ненасильственного действия можно назвать:признание за другим права быть самим собой;отказ от принуждения и доминирования;ориентация на положительные и сильные стороны личности другого;предоставление другому человеку свободы выбора и др.Возникающие в ходе общения противоречия, как правило, затрудняют взаимопонимание и могут приводить к возникновению конфликтных ситуаций. Во взаимодействии противоречие –это не только проявлениедеструктивного начала, но и источниксамодвижения и саморазвития его участников. Для ребенка важным и одновременно трудным является вступление в обществосверстникови нахождение в нем. Интерес к сверстнику достаточно рано становится одной из важнейших потребностей ребенка.Особенности ситуации общения ребенка со сверстниками отличаются относительным равноправием партнеров, моделируя тем самым особый тип социального взаимодействия «субъектсубъект», которое помогает ему осознать смысл независимых действий человека, приобрести умения отстаивать свою точку зрения и при этом согласовывать свои действия с нормами социальной жизни, интересами других людей.Очевидно, что дошкольник испытывает определенные трудности при выполнении совместной со сверстниками деятельности. Это может проявляться в следующем:трудно принять и осознать заданную цель как общую для всех и удержать ее в течение выполнения деятельности;нелегкосогласовывать свои действия с действиями партнеров;сложноизменить свою точку зрения, даже если она является ошибочной, принять вместо нее мнение партнера даже при осознании его правоты;тяжелооценить общий результат. В связи с этим овладение опытом индивидуального ненасильственного действия, а также умение применять его в реальных ситуациях общения являются основой для построения ненасильственного взаимодействия со сверстниками, используя возможности диалога и сотрудничества.Ненасильственное действие как сотрудничество является одной из форм совместной деятельности людей.Онопредполагает наличие у человека стремления при занимаемой им позиции взрослого или на равных перевести своего партнера в такую же позицию, снимая при этом существующую или мнимую конфликтность и эмоциональную напряженность между ними.Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что ребенок, в дошкольные годы которого педагогами и родителями осуществлялась целенаправленная работа по формированию способности к ненасильственному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, испытывает намного меньше трудностей при переходе в статус ученика. Следовательно, и процесс адаптации к условиям начальной школы проходит быстрее и безболезненнее.

Ссылки на источники1.Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. –М., 1991. –152 с.2.Развитие личности ребенка в социокультурном пространстве: кол. монография. –Волгоград: Издво ВГПУ «Перемена», 2010. –С. 9.3.Мухина В.С. Детская психология.–М.: Издво «ЭКСМОПресс», 2000.–352 с.4.Фельдштейн Д.И. Развитиев пространстве времени детства.–М.,1998.5.Практическая психология: учеб.метод.пособие/под. ред. дра психол.наук, проф.С.В. Кондратьевой.–Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997.–С. 125.6.Безруких М.М. Ступеньки к школе: кн. для педагогов и родителей.–М.: Дрофа, 2000.7.Кравцова Е. Е. Указ. соч.

Irina Bursch,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogy of elementary education, Taganrog Institute of Chekhov, branch of Rostov State Economic University, Taganrog burshit_ie@mail.ru Formation of nonviolent communication abilities in preschool children Abstract.The author proves the necessity of the formation of preschoolers ability to nonviolent communication, shows the special importance of the formation of a differentiated selfesteem, acceptance of the child's own personality, his way of formation of his I. The author analyzes the stages of formation of the considered power. References1.Kravcova,E. E. (1991) Psihologicheskie problemy gotovnosti detej k obucheniju v shkole, Moscow,152p.(in Russian).2.(2010) Razvitie lichnosti rebenka v sociokul'turnom prostranstve: kol. monografija,Izdvo VGPU «Peremena», Volgograd, p. 9(in Russian).3.Muhina,V. S.(2000)Detskaja psihologija, Izdvo “JeKSMOPress”, Moscow, 352 p.(in Russian).4.Fel'dshtejn,D. I. (1998) Razvitie v prostranstve vremeni detstva, Moscow (in Russian).5.Kondrat'eva, S. V. (ed.) (1997) Prakticheskaja psihologija: ucheb.metod. posobie, Red. zhurn. “Adukacyja i vyhavanne”, Minsk, p. 125(in Russian).6.Bezrukih,M. M. (2000) Stupen'ki k shkole: kn. dlja pedagogov i roditelej, Drofa,Moscow (in Russian).7.Kravcova, E. E. (1991) Op. cit.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»