Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лившун А. В. Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценки и уровни сформированности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 121–125. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14285.htm.
Аннотация. В статье рассмотрено значение профессиональной готовности будущего учителя технологий к обучению учащихся основам агропроизводства. Раскрыты основные факторы подготовки будущего педагога к работе с детьми. Исследован идеальный образ педагога-мастера и особенности его формирования. Охарактеризованы основные цели и содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологий. Определен комплекс параметров формирования профессиональной готовности, раскрыты их сущность и особенности влияния на формирование профессиональной готовности будущего учителя технологий к обучению учащихся основам агропроизводства. Предложены критерии и показатели для оценивания степени развития профессиональной готовности будущего учителя технологий, и определены уровни её сформированности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лившун Александр Владимирович, старший преподаватель кафедры теории и методики трудового и профессионального обучения Хмельницкого национального университета, Украина, г.Хмельницкийa.livschun@yandex.ru

Профессиональная готовность учителя технологий: параметры оценкии уровни сформированности

Аннотация.В статье рассмотрено значение профессиональной готовности будущего учителя технологий кобучению учащихся основам агропроизводства. Раскрыты основные факторы подготовки будущего педагога к работе с детьми. Исследован идеальный образ педагогамастера и особенности его формирования. Охарактеризованы основные цели и содержание профессиональной подготовки будущих учителей технологий. Определен комплекс параметров формирования профессиональной готовности, раскрыты их сущность и особенности влияния на формирование профессиональной готовности будущего учителя технологий к обучению учащихся основам агропроизводства. Предложены критерии и показатели для оценивания степени развития профессиональной готовности будущего учителя технологий, и определены уровни её сформированности.Ключевые слова: профессиональная готовность, учитель технологий, будущий педагог, параметры, критерии, показатели, уровни.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Весомой фигурой в учебновоспитательномпроцессе школы является педагог. Ведь только он и его профессионализм определяют цели и задачи учебного процесса в конкретных условиях, способствуют развитию личности ученика. Он проводит подбор педагогических средств, форм и методов, являющихся наиболее эффективными для полноценного развития ребенка и способствующих реализации поставленных задач и достижению определенных целей. Подготовка учителей на качественно новом уровне является одним из важных государственных приоритетов, поскольку модернизация системы образования в стране ставит перед высшей школой задачу значительного улучшения профессиональной подготовки и воспитания будущих специалистовпедагогов. Современные требования к педагогу раскрыты в Законе Украины «Об общем среднем образовании»: «Педагогическим работником должно быть лицо с высокими моральными качествами, имеющеесоответствующее педагогическое образование, надлежащий уровень профессиональной подготовки, осуществляющеепедагогическую деятельность, обеспечивающеерезультативность и качество своей работы, физическое и психическое состояние здоровья которого позволяет выполнять профессиональные обязанности в учебных заведениях» [1]. Довольно часто о готовности педагога дискутируют и в педагогических кругах, отыскивая ответ на вопрос: «Какимдолжен быть учитель? Уровень его профессиональной готовности? Уровень профессиональной компетентности?» и другие. Исследования этой проблемы рассматривались в трудах выдающихся ученых (как педагогов, так и психологов) в течение многих поколений (А. Алексюк, Б.Ананьев, В.Беспалько, П. Блонский, Л. Выготский, П. Гальперин, С. Гончаренко, Н. Гузий, А.Деркач, П. Дмитренко, М. Дьяченко, И. Зязюн, Л. Кандибович, Н.Кузьмина, А. Линенко, А. Макаренко, В. Моляко, А. Мудрик, Н. Ничкало, Й.Песталоцци, А. Пехота,В.Рыбак, В. Сластенин, В. Сухомлинский, Д. Узнадзе, К.Ушинский, И. Франко, М.Шкиль и др.). Деятельность педагога исследовалась с разных точек зрения, теоретически обосновывались различные ее аспекты, раскрывались пути и способы ее реализации.Из анализа большого количества научных трудов можем сделать вывод, что мнения ведущих ученых в большинстве совпадали, подчеркивая весомость личности учителя, его профессионализм и педагогическое мастерства в подготовке подрастающего поколения к труду и жизни.

Актуально перед образованием стоит задача профессионализации старшей общеобразовательной школы, что требует соответствующей профессиональной деятельности педагога, эффективность которой во многом зависит от его профессиональной подготовки в высшем учебном заведении. Однако, как показывает практика, значительная часть будущих учителей не имеют достаточного потенциала, необходимого для эффективной реализации профильного обучения в общеобразовательных заведениях. Неотъемлемым фактором в подготовке будущего педагога и осуществления успешной педагогической деятельности должно быть его стремление к самосовершенствованию и саморазвитию как основа для достижения вершин педагогического мастерства. Действительно, трудно даже для сравнения найти профессию, которая выдвигала бы такие же высокие требования к личности работника, как профессия педагога. Педагог всегда должен быть неординарной творческой личностью; в обучении учащихся использовать различные методы, приемы и средства, нестандартные формы обучения с целью обеспечения оптимальных условий для развития школьника и достижения высоких результатов. Ведь в современных условиях технического обеспечения учебного процесса учитель предстает прежде всегоорганизатором, успех деятельности которого обеспечат образованность и правильность построения учебного процесса [2]. Нами предпринята попытка описать идеальный образ педагогамастера, который является акмерезультатом профессиональной жизнедеятельности настоящего учителя, учителя по призванию. На закладку основ формирования педагога (учителя) как профессионала должна быть направлена его профессиональная подготовка в вузе. Разнообразные преобразования и изменения, которые из года в год происходят наУкраине, требуют постоянного пересмотра и совершенствования уровня подготовки учащихся к дальнейшей трудовой деятельности. Подготовить молодое поколение к скорейшей адаптации в жизни возможно только за счет предоставления учащимся возможности овладеть такими основами профессиональных знаний и умений, которые помогли быим сориентироваться в условиях рыночной экономики, найти свое место в жизни [3]. Анализ современных темпов развития науки, техники, новейших технологий свидетельствует об острой нехватке высококвалифицированных работников в различных отраслях, но особенно это касается производства. По данным социологических опросов, только около 15% выпускников городских и 8% сельских школ хотели бы работать на производстве, представление о котором у большинства подростков, как правило, ограничено личным жизненным опытом,рассказами родителей и не выходят за рамки стереотипов [4].

Каждая профессия имеет перечень основных работ в рамкахтрудовой деятельности, требующей определенных знаний и навыков, присущих той или иной должности, и обеспечивающей единство в определении квалификационных требований в отношении конкретныхдолжностей. Профессиональная подготовленность рабочих кадров и высокий уровень профессионализма работников являются основанием, от которого зависитпрежде всего развитие государства. Не является исключением состояние, сложившееся на сегодняшний день и в аграрном секторе, от успешной деятельности которого непосредственно зависят успехи и достижения агропромышленного комплекса страны. Дефицит высококвалифицированных работников в указанной области был всегда ощутим, однако особое обострение эта проблема приобрела с внедрением новейших аграрных технологий. Подготовкой высококвалифицированных работников аграрного сектора занимаются профессиональнотехнические и высшие учебные заведения, однако, по нашему глубокому убеждению, такую подготовку следует начинать с более раннего возрастного периода. Еще с детства ребенку необходимо привить любовь к природе, земле и труду. И тогда из посеянного зернышка обязательно прорастет колосок. Вданном контексте ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе, в учебный процесс которой введено направление обучения «Агропроизводство» технологического профиля. Это,конечно,не решает всей проблемы в целом, но является первой и весьма важной ступенью, источником по уменьшению дефицита рабочих кадров для отрасли.Профессиональная деятельность учителя технологий направлена на решение фундаментальных задач: по трудовой подготовке молодежи в направлении формирования у учащихся техникотехнологических и экономических знаний, практических умений и навыков для производительного труда; по подготовке к овладению определенной профессией материального производства; развитиюполитехнического мировоззрения и технических способностей, прикладного и технического творчества. Поэтому сегодня актуальной является проблема систематизации требований технологии проектирования и реализации содержания образовательнопрофессиональной подготовки учителя, способного реализовать фундаментальные требования стандарта отрасли «Технология». Научные исследования, проводимые с целью усовершенствования общетехнической подготовки учителей технологий, не имели систематизированного характера, решая лишь отдельные локальные вопросы. По нашему мнению, в подготовке будущего учителя технологий к профильному обучению действительно существуют определенные противоречия и разногласия, ставящие под сомнение надлежащее качество подготовки педагогических кадров. Ведь на сегодняшний день не уделяется должного внимания важнейшим вопросам модернизации подготовки студентов к профильному обучению учащихся за счет использования более совершенных педагогических технологий.Особое внимание следует уделить пересмотру особенностей подготовки будущего учителя технологий при обучении учащихся основам агропроизводства. Специалист аграрного сектора должен быть сведущим в вопросах, связанных с основами современного агропроизводства, его технологиями и техническим обеспечением, экономическими принципами, уметь анализировать ситуацию на производстве, экологическое состояние, быть способным применять экономический подход на всех этапах хозяйствования и др. Выбор такого вектора обучения обусловлен проблемами современности, а именно необходимостью:

обеспечения рабочими кадрами отраслей агропроизводства;

привития учащимся любви к труду и природе, ознакомления и развития у них экологической ответственности;

подготовки учащихся к правильному и своевременному выбору профессии; обеспечения наследственноперспективных связей между средним и профессиональным образованием;

подготовки учащихся к труду на земле, организации и ведениюхозяйства;

ознакомления с современными технологиями и методами агропроизводства. В связи с этим чрезвычайно остро стоит проблема целей и содержания профессиональной подготовки будущих учителей технологий. Для обеспечения соответствующей подготовки будущих специалистов в агропроизводственном секторе необходим действительно высокий уровень профессиональной квалификации будущего учителя, его профессиональной компетентности. Анализ многих исследований и научных работ, посвященных подготовке учителей технологий, дает возможность утверждать, что наиболее целесообразно ее осуществлять в рамках задач трудового обучения как учебного предмета, поскольку их реализацию должен обеспечить учитель. Готовность к профессиональной деятельности –это целенаправленное выражение личности, содержащее систему профессиональных знаний, навыков и умений, потребностей, мотивов, психологических качеств, установок и состояний личности, дающее возможность успешно начинать профессиональнуюдеятельность и выполнять ее оптимальным для конкретной деятельности и конкретной личности способом [5]. Имея собственное видение подготовки будущих учителей технологий к обучению учащихся основам агропроизводства, мы предлагаем в сегодняшних условиях особое внимание обратить на использование предложенного намикомплекса параметров формирования профессиональной готовности будущего учителя технологий, элементами которого являются: 1)экологическая ответственность; 2)креативность (инновационность); 3)адаптивность и рефлексивность; 4)эмпатийность; 5)аутопсихологическая компетентность; 6)организаторские качества; 7)коммуникативные качества. Сущность предложенной методики состоит в использовании профессиональнонаправленных модулей, акмеологических тренингов, развивающих занятий с использованием нестандартных методов обучения, нетрадиционных форм, при которых применялись различные методы для развития комплекса определенных нами параметров формирования профессиональной готовности будущего учителя технологий. Для развития экологической ответственности у будущих учителей технологийпроводились акмеологические занятия «Человек и природа. Экологическая ответственность», занятия в виде организационноделовой игры «Развитие экологической ответственности»,«Интеллектуальная разминка» и др. Развитие творческих способностей будущего учителя, интеграция навыков управления креативным процессом, развитие креативности как качества личности педагога (оригинальность, гибкость, точность, подвижность) достигаются с помощью использования комплекса упражнений: «Знакомство», «Ориентиры», «Барьеры», «Мысль, высказаннаяиными словами» и др. Адаптивностькак параметр формирования профессиональной готовности будущего учителяпризвана сформировать адаптивные навыки группового взаимодействия, эффективного общения, активного слушания, развивается с помощью таких форм проведения занятий: информационное сообщение «Общение», упражнения«Рукопожатие», «Знакомство», «Групповая дискуссия» и др. Понимание и познание человеком самогосебя, выявление того, как его воспринимают и понимают другие, достигается с помощью развитой рефлексии. Для развития рефлексии у будущего учителя рекомендуется использование тренингов «Тренинга рефлексивности», упражнения «Зоопарк», упражнений на развитие сотрудничества «Рисование одним карандашом», «Сборщик», упражнений на развитие социальной чувствительности –«Интуиция». Для развития эмпатийности используются комплексные занятия, упражнения группового взаимодействия типа «Хозяин и гость», релаксационный практикум,групповая экскурсия и др. Развитие аутопсихологической компетентности у будущего учителя –этопрежде всегоспособность осознанного самопознания, акмеологической актуализации собственных возможностей, личностнопрофессионального саморазвития. Для развития аутопсихологической компетентности будущего учителя использовался комплекс упражнений, а именно: поздравление, ожидание, правила работы, отстаивание своих ценностей, изменение негативных мыслей на позитивные, работа с зеркалом, «Кто я?» и др. Для развития организаторских качеств используются игры:«Особенности организационной работы», упражнения «Установление контактов», «Зрительный контакт», «Анализ поглотителей времени», ролевые игры «Просьба –отказ». Для развития коммуникативных качеств будущего учителя используются: игры «Особенности общения», упражнения «Расскажи о себе», «Коммуникативная эмпатийность», «Рисунок на двоих» и др. В соответствии с предлагаемыми параметрами были определены показатели и критерии для оценки каждого из них, что должно способствовать более качественному формированию профессиональной готовности будущего учителя технологий к обучению учащихся основам агропроизводства (см. таблицу).Креативность (инновационность)–для оценки этого параметра используется творчески инновационный критерий. Показателями для оценки этого критерия являются: способность удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта, способность к творческиконструктивному, нестандартному профессиональнопедагогическому и личностному мышлению и поведению; способность к изобретению новых способов решения проблем, возникающих в процессе изучения и усвоенияучебных дисциплин; способность к осознанию и творческому развитию собственного опыта на основе навыков нестереотипного мышления в ходе профессионального саморазвития. О наличии креативности могут свидетельствовать: высокий уровень нравственного сознания,постоянный поиск оптимальных оригинальных решений поставленных задач, творческий стиль мышления, способность видеть проблему, выявлять противоречия, творческая фантазия, развитое воображение, стремление достичь эффективногорезультатав конкретных условиях труда, высокий уровень общей культуры. Рефлексивность и адаптивность. Для оценки рассматриваемого параметра используется рефлексивномобильный критерий. Показателями для оценки указанного критерия являются: рефлексивный уровень педагогических способностей, который содержит чувство меры, педагогический такт, чувство причастности, способность иметь не только собственное мнение об изучаемом предмете, но и знать, какие представления об этом предмете имеет ученик, уметь прислушаться к его мнению, имитироватьтечение его мысли, понимать то, как ученик воспринимает ситуацию, знать мотивы его поступков. Координировать свои действия с действиями учеников лишь в той мере, в какой он способен их понимать. Владеть навыками быстрой адаптации в нестандартных ситуациях, группового взаимодействия, эффективного общения, активного слушания, оптимизма, отработки профессиональнопедагогических умений эффективного слушания и реагирования на другого человека, преодоления барьеров в общении, адаптационная актуализация положительных сторон участников общения через оценку и отношение других, снятия напряжения, получения положительного поддержки от окружения.

Параметры, критерии и показатели оценки степени развития профессиональной готовности будущего учителя технологий

ПараметрыКритерииПоказателиКреативность

(инновационность)Творчески инновационныйСпособность удивляться и познавать, находить решения в нестандартных ситуациях; творческиконструктивное, нестандартное профессиональнопедагогическое и личностное мышление и поведениеРефлексивность и адаптивностьРефлексивномобильныйЧувство меры, такта, причастности, координация действий, имитация ситуации, адаптация в нестандартных ситуациях, эффективного слушания и реагирования, адаптационная актуализация, снятие напряженияЭмпатийностьМоральныйВысокий уровень чувствительности, внимательности к другому, сочувствие, сопереживание. Конструктивное выражение своих эмоций, понимание эмоционального состояния другогоАутопсихологическая компетентность (способность к саморазвитию)АутокомпетентностныйПонимание будущим учителем сильных и слабых сторон собственной личности, знание путей и средств профессионального самосовершенствования, знаниесильных и слабых сторон собственной деятельности, готовность и способность к целенаправленной работе над собойОрганизационные качестваОперациональноволевойСпособность и умение организовывать других и самого себя, развитие умений и навыков организации оптимального общения в условиях педагогической деятельности, организации конструктивного взаимодействия в коллективе (учебномколлективе); организаторское мышление; навыки организационной самостоятельности и самоорганизованности, способностьпринятияответственных организаторских решений в ходе педагогического процессаКоммуникативные качестваКоммуникативнодеятельностныйУстойчивая потребность в систематической разнообразной коммуникации с детьми в самых разных сферах; взаимодействие общечеловеческих и профессиональных элементов коммуникативности; эмоциональное удовлетворение на всех этапах процесса коммуникацииЭкологическая ответственностьПриродосообразныйСпособность к активному поиску путей защиты окружающей среды, предотвращения создания кризисного состояния в окружающей среде в условиях агропроизводства и профессиональноосознанное формирование основ экологической ответственности у своих учеников в ходе собственной профессиональнопедагической деятельности

Эмпатийность –этому параметру соответствует нравственный критерий. Показателями оценки указанного критерия являются: высокий уровень отзывчивости, внимательности к другому, сочувствие, сопереживание; конструктивное выражение своих эмоций, понимание эмоционального состояния другого; развитие умения аргументировать свою позицию в споре; усиление положительного образа «Я». Эмпатия в структуре личности учителя может и должна рассматриваться, с одной стороны, как ситуативно возникающее переживание, а с другой –как устойчивое индивидуальное качество, направленность личности, проявляющаяся в готовности учителя выявить эмоциональное тепло, сопереживание, сочувствие, содействие ученику. Понятно, что такая душевность педагога помогает ему развивать душевность школьника. Итак, эмпатийность необходимо рассматривать как одну из ведущих характеристик личности педагога. Аутопсихологическая компетентность соотносится с развитием самосознания педагога. Самосознание педагога –это осознание им собственных индивидуальных особенностей, а также понимание того, как следует действовать на основе знания самого себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и в контексте профессиональной деятельности. Умение педагога развивать и использовать собственные психические ресурсы, создавать благоприятную для деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, приобретать, закреплять, контролировать, корректировать знания, умения, навыки, перестраиваться при возникновении непредвиденных обстоятельств, создавать волевую установку на достижение значимых результатов способствуют будущей профессиональной самореализации. Критерий для этого параметра называется аутокомпетентностным. Показателями для оценки этой компетентности являются: понимание будущим педагогом сильных и слабых сторон собственной личности, знание путей и средств профессионального самосовершенствования для повышениякачества своей педагогической деятельности. Аутопсихологическая компетентность проявляется в готовности и способности к целенаправленной работе над собой, в развитии личностных черт и поведенческих характеристик на основе знаний о путях и способах самосовершенствования. Организаторские качества –критерием для этого параметра является организационноволевой. Показатели, помогающие оценивать организаторские качества: способность и умение организовывать самого себя и других, развитие умений и навыков организации оптимального общения в условиях педагогической деятельности, организация конструктивного взаимодействия в коллективе (учебном коллективе); развитие навыков самопроектирования и планирования деятельности будущим учителем технологий; стимуляция и формирование организаторского мышления; развитие навыков организационной самостоятельности и самоорганизованности будущего учителя; формирование навыков педагогической рефлексии, развитие способности к объективной организационной самооценкеи оценкетруда других; содействие развитию организационных умений и навыков решения сложных коммуникативных ситуаций в педагогической деятельности; формирование умений и навыков принятия ответственных организаторских решений в ходе педагогического процесса, усвоениеумений оптимального использования собственного времени учителя и правильной организации им своей профессиональнопедагогической деятельности. Коммуникативные качества –критерием для этого параметра является коммуникативнодеятельностный. Показатели для его оценки: устойчивая потребность в систематической разнообразной коммуникации с детьми в различных сферах; взаимодействие общечеловеческих и профессиональных элементов коммуникативности; эмоциональное удовлетворение на всех этапах процесса коммуникации; наличие способностей к осуществлению коммуникации; стремление к формированию коммуникативных навыков и умений, умения коммуникативно налаживать новые контакты; развитие навыков эффективного общения и установления контакта на основе эмпатийного слушания; совершенствование коммуникативных умений и навыков педагогически верного выражения собственного мнения; развитие педагогической рефлексии как умения обращаться будущему учителю к своему опыту общения; повышение уровня социальнокоммуникативной активности; развитие навыков эмпатийного понимания коммуникативного напарника, формирования умений по устранению коммуникативных барьеров и трудностей в общении; развитие умений и навыков педагогически эффективного поведения в конфликтной ситуации; развитие навыков установления обратной связи в коммуникативном взаимодействии участников педагогического процесса; развитие педагогической эмпатии и социальноперцептивных навыков наблюдательности, проницательности; экспериментирование с коммуникативными стилями, отработка коммуникативных умений педагога; развитие навыков и приемов активности в педагогическом общении; развитие коммуникативных умений и качеств социальнокоммуникативной адаптированности, развитие педагогического оптимизма при налаживании каналов коммуникации в учебном коллективе. Экологическая ответственность –критерием для этого параметра являетсяприродосообразный. Показателями оценки этого критерия являются: способность к активному поиску путей защиты окружающей среды, предотвращения создания кризисного состояния в окружающей среде в условиях агропроизводства и профессиональноосознанное формирование основ экологической ответственности у своих учеников в ходе собственной профессиональнопедагогической деятельности. Учитывая выявленные критерии и показатели, определены и охарактеризованы уровни сформированности профессиональной готовности будущего учителя технологий. Высокий уровень –профессиональная готовность характеризуется положительным отношением с ярко выраженной потребностью педагога к профессиональнопедагогическомуросту, саморазвитиюи самосовершенствованиюво время профессиональной педагогической деятельности, достаточно глубокими знаниями психологопедагогических дисциплин, увлеченностью циклом дисциплин предметной подготовки, свободным владением педагогическими технологиями, достаточно высоким уровнем сформированности профессиональных умений к выполнению продуктивной педагогической деятельности, высоким уровнем профессиональной ответственности. Достаточный уровень –профессиональная готовность характеризуется достаточно высокой устойчивостью, интересом к профессиональной педагогической деятельности, уверенностью во владении предметом будущей профессиональной деятельности и циклом психологопедагогических дисциплин, высоким уровнем владения педагогическимитехнологиями, сложившейся контролируемостью, развитостью отдельных профессиональных умений и средним уровнем ответственности за себя и своих подопечных. Средний уровень –профессиональная готовность характеризуется средней устойчивостью; потребность педагога в профессиональнопедагогическом росте, саморазвитии и самосовершенствовании во время профессиональной педагогической деятельности менее выражена; хороший уровень владения циклом психологопедагогических дисциплин, увлеченностью дисциплинами предметной подготовки, недостаточное владение педагогическими технологиями, средний уровень сформированности профессиональных умений к осуществлению продуктивной педагогической деятельности. Низкий уровень –учителя имеютярко выраженное негативное отношение к профессии педагога, к профессиональнопедагогическому росту, саморазвитию и самосовершенствованию во время профессиональной педагогической деятельности, низкий уровень знаний по циклу психологопедагогических дисциплин, недостаточный уровень владения педагогическими технологиями, низкую сформированность профессиональных умений к осуществлению продуктивной педагогической деятельности, низкий уровень профессиональной ответственности.Для формирования профессиональной готовности будущих учителей технологий намибыл разработан научнометодический комплекс, содержащий: рабочую программу дисциплины, методические указания к выполнению практических заданий, методические указания к выполнению самостоятельной роботы и курс лекций. Мы прогнозируем, что использование предложенных методических материалов поможет будущему учителю технологий успешно формироватьсвою профессиональную готовность.

Ссылки на источники1.Закон України «Про загальну середню освіту» // Законодавство України про загальну середню освіту. Бюлетень законодавства і юридичної політики України. –К., 1999. –№9. –С. 31–54.2.Зайченко І.В. Педагогіка. Навчальний посібник для студентів вищих педагогічних навчальних закладів, 2е вид.. –К.:Освіта України, КНТ, 2008. –528 с.3.ЗаброцькийМ.М. Екопсихологічні аспекти праці вчителя // Екологопсихологічні чинники сучасного способу життя: колективна монографія / за наук. ред. Ю.М.Швалба. –К.: Педагогічна думка, 2008. –С.162–197.4.Космин В. С.,Харченко В.В. Роль технологического образования в воспитательном процессе обучающихся //Технологическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы Всерос.науч.практ.конф. (17–18 октября 2001г.). Ч.1. –Бийск: НИЦ БПГУ, 2001. –С. 25–31.5.Хмель Н.М. Особливості та структура психологічної готовності майбутніх педагогів до роботи в освітніх організаціях в умовах соціальноекономічних змін // Актуальні проблеми психології. Т.X. Вып.4 / За ред. академіка С.Д.Максименка. –К.: Главник, 2008. –392 с.

Alexandr Livshun,

Senior teacher, department of theory and methods of labour and professional training, Khmelnytskyi National University, Khmelnytskyia.livschun@yandex.ruProfessional readiness of a technology teacher: estimation parameters and formation levelsAbstract.The article deals with the importance of professional readiness for an intending technology teacher to teach fundamentals of agricultural production. The author describes the major factors influencing the training of technology teachers to enable them to work with children. The image of an ideal expert teacher and the peculiarities of its development have also been studied. The main goals and the content of technology teachers’ professional training have been characterized. The author identifies the complex of parameters of professional readiness development, their nature and the influence on the development of a technology teacher’s professional readiness to teach the fundamentals of agricultural production. The criteria and measures to estimate the degree of development of technology teachers’ professional readiness have been proposed and the levels of its formation have been determined.Key words:professional readiness, technology teacher, intending teacher, parameters, criteria, measures, levels.References1.(1999) “Zakon Ukraїni ‘Pro zagal'nu serednju osvіtu’”,in Zakonodavstvo Ukraїni pro zagal'nu serednju osvіtu. Bjuleten' zakonodavstva іjuridichnoїpolіtiki Ukraїni,№ 9,Kiev,pp.31–54.2.Zajchenko,І. V. (2008) Pedagogіka. Navchal'nij posіbnik dlja studentіv vishhih pedagogіchnih navchal'nih zakladіv, 2e vid.,Osvіta Ukraїni, KNT, Kiev,528 p.3.Zabroc'kij,M. M. (2008) “Ekopsihologіchnіaspekti pracіvchitelja”,in Shvalba,Ju. M. (ed.) Ekologopsihologіchnіchinniki suchasnogo sposobu zhittja: kolektivna monografіja,Pedagogіchna dumka, Kiev,pp.162–197.4.Kosmin, V. S. &Harchenko,V.V. (2001) “Rol' tehnologicheskogo obrazovanija v vospitatel'nom processe obuchajushhihsja”,in Tehnologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy razvitija: materialy Vseros. nauch.prakt. konf. (17–18 oktjabrja 2001 g.), ch. 1,NIC BPGU, Bijsk, pp.25–31.5.Hmel,' N. M. (2008) “Osoblivostіta struktura psihologіchnoїgotovnostіmajbutnіh pedagogіv do roboti v osvіtnіh organіzacіjah v umovah socіal'noekonomіchnih zmіn”, in Aktual'nіproblemi psihologії, vol. X,vyp. 4,Glavnik, Kiev,392 p.

Рекомендовано к публикации:

Герниченко И. И.,кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»