Формирование готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода в условиях университетских комплексов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Подборский Ю. Г., Ткаченко Л. В. Формирование готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода в условиях университетских комплексов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 116–120. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14356.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы формирования готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода в условиях университетских комплексов. Педагогический опыт свидетельствует, что образовательный процесс в условиях современного вуза имеет уже немало возможностей для решения проблем, которые беспокоят наших специалистов. Однако эти возможности в вузах используются еще не в полном объеме, о чем свидетельствуют, в частности, противоречия, которые мы подробно рассмотрели в данном исследовании. Общей идеей компетентностного подхода является компетентностно ориентированное образование, которое направлено на комплексное усвоение знаний и способов практической деятельности, благодаря чему человек успешно реализует себя в разных областях своей жизнедеятельности. Поэтому в статье нами были проанализированы понятия «подход» в общем и научном понимании, а также понятия «компетенция», «образовательная компетенция». Определены и некоторые группы ключевых компетенций. В статье раскрыты принципы и задачи формирования профессиональной компетентности будущего специалиста начального образования. Эффективность процесса профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы в контексте компетентностного подхода в системе ступенчатой подготовки будет зависеть от полноты реализации всех его составляющих. Поэтому мы определили конкретные пути готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности на основе именно компетентностного подхода. Также отмечено, что подготовка будущего педагога на основе компетентностного подхода должна предусматривать формирование его профессиональной компетентности посредством постепенного развития, формирования и становления ее уровней (ключевых, базовых, специальных) как результата специализированной подготовки будущего педагога.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Подборский Юрий Григорьевич,кандидатпедагогических наук, доцент кафедры педагогикиГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий,Украина

Ткаченко Лариса Васильевна,кандидат филологических наук,старший преподаватель кафедры педагогики ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университет имени Григория Сковороды», г. ПереяславХмельницкий, Украинаphdpu_pedagogika@mail.ru

Формирование готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода в условиях университетских комплексов

Аннотация.В статье рассмотрены проблемы формирования готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности на основе компетентностного подхода в условиях университетских комплексов.Педагогический опыт свидетельствует, что образовательный процесс в условиях современного вуза имеет уже немало возможностей для решения проблем, которые беспокоят наших специалистов. Однако эти возможности в вузах используются еще не в полном объеме, о чем свидетельствуют, в частности, противоречия, которые мы подробно рассмотрели в данном исследовании.Общей идеейкомпетентностного подхода является компетентностноориентированное образование, которое направленона комплексное усвоение знаний и способов практической деятельности, благодаря чемучеловек успешно реализует себя в разных областях своей жизнедеятельности. Поэтомув статье нами были проанализированы понятия «подход» в общем и научном понимании, а также понятия «компетенция», «образовательная компетенция». Определены и некоторые группы ключевых компетенций. В статье раскрыты принципы и задачи формирования профессиональной компетентности будущего специалиста начального образования.Эффективность процесса профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы в контексте компетентностного подхода в системе ступенчатой подготовки будет зависеть от полнотыреализации всех его составляющих. Поэтому мы определили конкретные пути готовности будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности на основе именно компетентностного подхода.Также отмечено, что подготовка будущего педагога на основе компетентностного подхода должна предусматривать формирование его профессиональной компетентности посредством постепенного развития, формирования и становления ее уровней (ключевых, базовых, специальных) как результата специализированной подготовки будущего педагога.Ключевые слова:будущий учитель (специалист), профессиональная деятельность, компетентностный подход, компетенция, университетские комплексы.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Глубокие социальнополитические, дховные и экономические сдвиги, происходящие в суверенной, демократической Украине, побуждают к реформированию системы образования, что должно обеспечить условия развития и самореализации каждой личности, приоритетность общечеловеческих ценностей, формирование поколений,способных учиться в течение жизни, создание и развитие ценностей гражданского общества. Решить эти задачи можеттолько учитель с ярко выраженными творческими способностями, способныйк организации своей работы на инновационном уровне, поэтому сейчас проблема подготовки будущих учителей к инновационной деятельности имеет важное педагогическое и социальное значение.Современные тенденции развития высшего профессионального образования обусловливают необходимость подготовки конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, который отвечает современным требованиям общества. Модернизация высшего образования Украины, в частностигармонизация высшего образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации, обозначила важную проблему реформирования системы подготовки специалистов начального образования–повышение качества образования, формирование готовности выпускников вузов к дальнейшей деятельности и жизни в обществе. Решение поставленных задач связано с внедрением в вузах компетентностноориентированной модели обучения.Проблеме профессиональной подготовки учителя всегда уделялось должное внимание как на государственном, так и на научнометодическом уровне. Вопросам профессиональной подготовки посвящены работы В.Кузнецова, А.Сазонова, В.Шубкина. Компетентностный подход в профессиональной подготовке будущих специалистов раскрывают в исследованиях ведущие ученые АПН Украины: В.Анищенко, И.Бех, И.Ермакова, Я.Кодлюк, В.Кремень, О.Пометун, И.Родигина, Н.Ничкало, С.Николаенко, С.Сисоева и другие ученые.Целью статьиявляется определение сущности компетентностного подхода кпрофессиональной деятельности будущих учителей начальных классов во время их учебы в высших учебных заведениях на современном этапе развития системы высшего образования. Статья написана в соответствии с темой«Формирование готовности будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях университетских комплексов» (государственный регистрационный номер 0112U 001111).Процесс социальноэкономических изменений в обществе стал причиной пересмотра образовательной политики как в целом, так и отдельных ее компонентов, в частностистратегии по подготовке будущих специалистов. Модернизация образовательной системы в Украине обусловливает новые вопросы об уровне знаний и умений специалистов в области начального образования.Важнейшаязадачасовременной высшей школы–подготовка компетентного, гибкого и конкурентоспособного специалиста, который способен достичь определенной цели в различных жизненных ситуациях. Педагогический опыт свидетельствует, что образовательный процесс в условиях современного вуза имеет уже немало возможностей для решения проблем, которые беспокоят нашихспециалистов. Однако эти возможности в вузах используются еще не в полном объеме, о чем свидетельствуют, в частности, противоречия:междуобъективными потребностями общества в профессионально компетентностных специалистах в области начального образования,уникальнымитребованиямик их деятельностии мерой научной разработки проблем формирования профессиональной компетентности;имеющейся в практике вузов уникальной устойчивой системойподготовки специалистов начальной школы и личностно ориентированным характером их работы с различными объектами;осознанием будущими специалистами необходимости и значимости развития профессиональной компетентности и недостаточным опытом и уровнем сформированности у них практических навыков в области начального образования 1.Устранение указанных противоречий требует переосмысления подходов к профессиональной подготовке современных специалистов в области начального образования.Компетентностный подход становится важным компонентом в профессиональной подготовке будущего специалиста начальной школы. Одной из важнейших особенностей высшего образования является рост значимости компетентности будущего специалиста. Сегодня важно быть нетолько квалифицированным, но и прежде всего компетентным специалистом. Компетентность помогает специалисту эффективно решать разнообразные задачи, которые касаются его профессиональной деятельности. Компетентный специалист отличается отквалифицированного тем, что онреализует в своей работе профессиональные знания, умения и навыки; всегда занимается саморазвитиеми выходит за пределы своей дисциплины; считает свою профессию большой ценностью. Мировое сообщество предъявляет к будущим специалистам свои требования. Вопервых, специалист должен обладать знаниями современных научнопедагогических,общественных и политических проблем; обладать способностью применять естественнонаучные, математические и социальногуманитарные знания на практике; формулировать и решать разнообразные педагогические проблемы и задачи; проектировать процессы или системы в соответствии с поставленными задачами. Вовторых, будущий специалист должен эффективно взаимодействовать с коллективом, уметь применять навыки и изученные методы в научнопедагогической практике, обладать профессиональной и этической ответственностью 2].В связи с тем что работодатели акцентируют внимание на наличии у выпускников высших учебных заведений системных, интеллектуальных, коммуникативных качеств, способности к самоорганизации и к организации деятельности работников, способности к рефлексии собственной деятельности, требования общества к профессиональной подготовке специалистов начальной школы постоянно растут. С учетом этогоосновной целью высшего образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободного владеть профессией и ориентироваться в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Проблема формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в процессе обучения в вузе привлекает внимание многих ученых. Интерес ученых к аспектам формирования профессиональной компетентности обусловленпереходом мирового сообщества к информационному обществу, где приоритетным считается не просто накопление будущими специалистами начальной школы знаний, умений и навыков, аформирование умения учиться, овладение навыками поиска информации, способности к самообучению на протяжении жизни 3.Большинство исследователей отмечают, что задача современного высшего образования состоит в том, чтобы не только дать профессиональные знания, но и подготовить специалиста, который глубоко понимает и знает свою роль в обществе, умеет творчески использовать полученные знания на практике, а также умеет работать с детьми, в коллективе.Общей идеей компетентностного подхода является компетентно ориентированное образование, которое направлено на комплексное усвоение знаний и способов практической деятельности, благодаря которым человек успешно реализует себя в разных областях своей жизнедеятельности. Понятие «подход» в общем смысле означает определенную совокупность разнообразных средств и приемов, которые действуют определенным образом на когото. В научном смысле понятие «подход» толкуется как исходная позиция, что составляет основу исследовательской деятельности. Такой подход ориентирует человека на постоянное профессиональное и личностное самосовершенствование, самостоятельный поиск новых знаний, самостоятельное развитие необходимых умений и навыков. Компетентностный подход перемещает акценты из процесса накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков в плоскость формирования и развития у будущих специалистов способности практически действовать и творчески применять полученные знания и опыт в различных ситуациях. Это требует от преподавателя сместить акценты в своей учебновоспитательной деятельности с информационной ворганизационноуправленческуюплоскость. В первом случае он играл роль ретранслятора знаний, а во втором–организатора образовательной деятельности. Меняется и модель поведения будущего специалиста –от пассивного усвоения знаний к исследовательскоактивной, самостоятельной и самообразовательной деятельности. Процесс наполняется развивающей функцией, которая становится интегрированной характеристикой обучения. Такая характеристика формируется в процессе обучения и включает знания, умения, навыки, отношения, опыт деятельности и поведенческие модели личности 4.Одновременно в системе компетентностного подхода к обучению в высшей школе появляются новыетребования к средствам обучения. Целесообразно отдать предпочтение тем из них, которые содержат коммуникативноситуативные задачи, задачи, требующие привлечения опыта будущих специалистов, приближенные к жизни, будущей профессиональной деятельности, стимулируют их активную мыслительную деятельность. Компетентностный подход к профессиональной подготовке должен охватывать наряду с конкретными знаниями и умениями будущих специалистов их способности, готовность к познанию, к профессиональной деятельности, социальные навыки и т.п.

Одной из основных задач высшей школы, вместе с формированием гармонично развитой личности, является задача формирования профессионально компетентного специалиста, который обладает рядом ключевых компетенций.Слово «компетенция» в переводе с латинского означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, в отношении которых обладает познанием и опытом. Сейчас в литературе встречаются различные определения понятия«компетенция» с образовательной точки зрения. Например, компетенция –это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, наклонностях, которые приобретены благодаря обучению 5.Компетенция –социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимая для его качественной продуктивной деятельности вопределенной сфере 6.Рассматривая образовательную компетенцию, А. Хуторской дает следующее определение: «Образовательная компетенция –требование к образовательной подготовке, выраженноесовокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностью социальнозначимой продуктивной деятельности 7».Наиболее общее представление понятия «компетенция» предлагает И.Фрумин–это способности (наличие возможности) решать сложные задачи.Среди многих определений можно найти общие элементы, которые обнаруживают категориальную сущность этого понятия. Отметим, что одни определения компетенции ориентированы на внешнее воздействие, другие –на внутренние особенности, но общим для всех определений является понимание компетенции как способностилица решать разнообразные задачи, как совокупностизнаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Особенно большоезначение имеет умение действовать в нестандартных, новых условиях.Итак, компетенцию необходимо рассматривать как результат обучения, выражающийся вспособности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности.А. Хуторской определяет следующие группы ключевых компетенций:ценностносодержательные;общекультурные;учебнопознавательные;информационные;коммуникативные;социальнотрудовые;личностного самосовершенствования 8.Исходя из этого, компетентным в определенной области является человек, обладающий соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно высказываться об этой отрасли и эффективно действовать в ней.Профессиональная подготовка будущего учителя начальной школы в контексте компетентностного подхода должна опираться на следующие принципы:1.Принцип гуманизма –создание условий для формирования лучших качеств и способностей студента; гуманизация отношений между преподавателями и воспитанниками, уважение к личности будущего специалиста, понимание запросов, интересов, достоинства, воспитание гуманной личности, искренней, человечной, доброжелательной, милосердной.2.Принцип демократизации –устранение авторитарного стиля в общении. Восприятие личности будущего учителя как высшей социальной ценности, определения его права на свободу, развитие педагогических способностей.3.Принцип компетентности –создание условий для развития необходимых структурных элементов педагогической компетентности выпускника.4.Принцип педагогического творчества –создание условий для развития индивидуальноличностного творчества.5.Принцип проблемности предполагает ориентацию будущего специалиста на решение реальных педагогических проблем.6.Принцип реализма предполагает ориентированность выпускника педагогического заведения на достижение реальных педагогических целей, овладение необходимыми для этого средствами и методами.7.Принцип педагогического саморазвития предполагает ориентацию выпускника на создание условий для стабильного удовлетворения собственных духовных и педагогических потребностей в саморазвитии и самореализации. Профессиональная подготовка будущих учителей будет эффективной, если она осуществляется в комплексе указанных подходов и принципов, имеет целостный характер.8.Принцип ориентации на личность–выбор содержания методов, форм обучения опирается на естественную склонность студентов к познанию, целенаправленно актуализирует их духовные потребности и интересы, способствует духовной самореализации.9.Принцип технологического единства процесса обучения, использование новых технологий обучения.10.Принцип диалогизации обучения –отказ от монологизма как социально ориентированного общениядиалога, развитие у студентов умения видеть сильные и слабые аспекты собеседника, критически относиться к полученной информации, различать предвзятую и беспристрастную информацию, выявлять расхождения в позициях участников диалога и понимать позицию собеседника.Целью профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы является обеспечение его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.Основными задачами формирования профессиональной компетентности будущего специалиста начального образования являются:создать условия для становления профессиональной культуры будущего специалиста;активизировать формирование ключевых компетенций будущего учителя начальной школы;обеспечить овладение технологиями самоорганизации и самоактуализации;формировать профессиональную мобильность студентов;организовывать методическую, дидактическую поддержку студентов;формировать социальную активность на основе личностных качеств и социальных умений личности.Эффективность процесса профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы в контексте компетентностного подхода в системе ступенчатойподготовки будет зависеть от полноты реализации всех его составляющих. Конкретными путями могут быть:корректировка и согласование содержания образования, учебных планов и программ учебной подготовки специалистов, методических пособий, учебников, методических материалов, разработка исследовательских программ;проведение научнотеоретических конференций и семинаров, практическиметодических совещаний по актуальным проблемам формирования профессиональнойкомпетентности будущих учителей начальных классов;создание на базе лучших образовательных учреждений экспериментальных центров, лабораторий для обработки воспитательных инноваций, распространения передового опыта педагогических работников;разработка и внедрение новых курсов, способствующих формированию профессиональнопедагогической компетентности будущих учителей начальной школы;разработка и внедрение новых методик обучения и воспитания с целью формирования конкурентоспособного работника образования;использование средств массовой информации с целью освещения лучшего педагогического опыта;изучение мирового педагогического опыта, адаптация лучших примеров формирования профессиональной компетентности;налаживание контактов с международными организациями, проведение совместных международных мероприятий и проектов;эффективное применение инновационных образовательных технологий.Подготовка будущего педагога на основе компетентностного подхода должна предусматривать формирование его профессиональной компетентности посредством постепенного развития, формирования и становления ее уровней (ключевых, базовых, специальных) как результата специализированной подготовки будущего педагога.Основными уровнями профессиональной компетентности субъекта деятельности являютсярезультат обучения, профессиональная подготовленность, профессиональный опыт и профессионализм. Для тогочтобы стать компетентным специалистом, будущему педагогу во время его профессиональной подготовки в вузе необходимо развить ключевые компетенции как наиболее универсальные по своему характеру и соответствующиеширокому спектру деятельности. В связи с активным внедрением ИКТ в учебный процесс важную роль в профессиональной подготовке будущего педагога играет информационная компетенция.В университетскихкомплексах, куда входяткроме ГВУЗ «ПереяславХмельницкий государственный педагогический университетимени Григория Сковороды»Коростышевский, Богуславский педагогические колледжи и Ржищевский педагогическииндустриальный колледж, проводится соответствующая работа как на лекциях, так и на практических занятиях по направлению подготовки студентов –будущих учителей начальных классов к педагогической деятельности на основе компетентностного подхода.На современном этапе информатизации общества и образования информационная компетенция формируется при условии активного внедрения ИКТ в процессовладения будущими специалистами разнымидисциплинамии предметной деятельностью. Отметим, что формирование профессиональной компетентности будущего специалиста осуществляется через содержание образования, включает не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также средствами активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни вуза. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога, способность его к саморазвитию и самосовершенствованию, что позволит обеспечивать ему эффективное функционированиекак субъектапрофессионала в системе «человек–человек».К основным условиям развития профессиональной компетентности студентов нами отнесены:1.Организационноуправленческие (учебный план, семестровые графики, составление расписания, выработка критериев определения уровня компетентности, материальнотехническое оснащение учебного процесса).2.Научнометодические (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов, выделение ведущих идей).3.Технологические (контрольнооценочные, организация активных форм обучения, определение групп умений, входящих в компетентности, использование инновационных технологий).4.Психологопедагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определение критериев компетентности, оценочной рефлексии этапов каждого занятия, включение студентов в управление).Компетентностный подход предъявляет особые требования к структуре учебнометодического обеспечения учебного процесса. Возрастание роли учебного процесса в развитии личности, ее способность управлять собой, самостоятельно овладевать новой информацию обусловливают необходимость пересмотра представлений о формах, методах и условиях обучения, соответственно,приводят к модернизации учебного процесса и подготовки будущих специалистов.Итак, одной из главных задач модернизации учебного процесса в вузе является поиск и внедрение таких образовательных технологий, методов и средств, которые способствуют обогащению мотивации учебной деятельности, развития готовности будущих педагоговк осуществлению профессиональной деятельности, самостоятельности, проявлениютворческой индивидуальности и полной самореализации. В связи с темчто развитие информационного общества, информатизация образования в настоящее время осуществляются быстрыми темпами, профессиональная подготовка должна быть непрерывной.

Ссылки на источники1.Карпенко А.Г. Профессиональная подготовка будущих социальных работников в условиях университетского образования: научнометодический и организационнотехнологический аспекты: монография / под ред. С.Я. Харченко. –Дрогобыч, 2007.–С. 138.2.Там же. –С. 3–4.3.Компетентностный подход в современном образовании: мировой опыт и украинские перспективы // Библиотека по образовательной политике / под общ. ред. А.В. Овчарук. –Киев: К.И.С., 2004. –112 с.4.Химинец В. Компетентностный подход к профессиональному развитию учителя // Закарпатский институт последипломного педагогического образования. –URL: http://zakinppo.org.ua/20105.Шишов С. Е., КальнейВ. А. Школа: Мониторинг качества образования. –М., 2000. –С. 73.6.Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированногообразования // Народное образование. –2003. –№ 2. –С. 59.7.Хуторской А.В. Современная дидактика: учебное пособие. –2е изд., перераб. –М.: Высш. шк., 2007. –С. 115.8.Там же. –С. 54–58.

Youri Podborski,

Candidato of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chair of Pedagogy, PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical University named after Gregory Pans, PerejaslavKhmelnitskyLarisa Tkachenko,Candidate of Philological Sciences, senior lecturer at the chair of Pedagogy, PereyaslavKhmelnitsky State Pedagogical University named after Gregory Pans, PerejaslavKhmelnitskyphdpu_pedagogika@mail.ruFormation of readiness of primary school teachersto professional activities based on competence approach in conditions ofuniversity complexesAbstract.The paper deals with the problems of readiness formation offuture primaryschool teachers to the profession on the basis of competencebased approach in terms of university complexes.Teaching experience shows that the educational process in the modern university has a lot of opportunities to solve problems that concern our experts. However, these opportunitiesare not used fully, in particular, the contradictions that we have analyzed in this study.The general idea of the competency approach is adequately oriented education, which aims to complete the assimilation of knowledgeand methods of practice, through which people successfully fulfills itself in different areas of their life. Therefore, in the paperwe have analyzed the concept of "approach" in general, and scientific understanding,as well as the concept of "competence", "educational competence”. Identified and some of the key competencies. The article reveals the principles and objectives of the formation of professional competence of future specialists of primary education.The effectiveness of the training process ofthe future elementary school teacher in the context of the competencebased approach in the training of speed will depend on the completeness of the implementation of all its components. Therefore, we have identified specific ways of readiness for future elementary school teachers to the profession that is based on competencebased approach.It is also noted that the training of the future teacher competencybased approach should provide for the formation of his professional competence by the progressive development, formation and the formation of its levels (key, basic, special) as a result of specialized training of future teachers.Key words:future teacher (specialist), professional activity, competencebased approach, competence, university complexes.

References1.Karpenko,A. G. (2007) Professional'naja podgotovka budushhih social'nyh rabotnikov v uslovijah universitetskogo obrazovanija: nauchnometodicheskij i organizacionnotehnologicheskij aspekty: monografija,Drogobych, p.138(inRussian).2.Ibid.,p.3–4.3.“Kompetentnostnyj podhod v sovremennom obrazovanii: mirovoj opyt i ukrainskie perspektivy”, in Ovcharuk, A. V. (ed.) (2004) Biblioteka po obrazovatel'noj politike, K. I. p.,Kiev,112 p.(in Russian).4.Himinec,V. “Kompetentnostnyj podhod k professional'nomu razvitiju uchitelja”,Zakarpatskij institut poslediplomnogo pedagogicheskogo obrazovanija.Available at: http://zakinppo.org.ua/2010(in Russian).5.Shishov,S.E.&Kal'nej,V. A. (2000) Shkola: Monitoring kachestva obrazovanija,Moscow,p.73(in Russian).6.Hutorskoj,A. V. (2003) “Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostnoorientirovannogo obrazovanija”,Narodnoe obrazovanie,№ 2,p.59(in Russian).7.Hutorskoj,A. V. (2007) Sovremennaja didaktika: uchebnoe posobie,2e izd., pererab.,Vyssh. shk., Moscow,p.115(in Russian).8.Ibid.,p.54–58.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»