Юридическое образование за рубежом (Опыт США и ФРГ)
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лапшина
И.
Е.,
Аркадьева
Т.
А.,
Валеева
М.
А. Юридическое образование за рубежом (Опыт США и ФРГ) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 12 (декабрь). – С.
166–170. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14366.htm.
Аннотация. Статья посвящена особенностям высшего юридического образования в странах романо-германской (ФРГ) и англосаксонской (США) правовых семей. В статье проводится сравнительный анализ правил приема, методов преподавания, программ обучения в юридических колледжах и университетах. Делаются выводы о возможностях применения некоторых элементов данных систем в РФ.
Текст статьи
Лапшина Ирина Евгеньевна,кандидат юридических наук, доцент кафедры «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. МоскваiLapshina@yandex.ru
Аркадьева Татьяна Александровна,студентка ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москваtanyaarkadeva@mail.ru
Валеева Мария Алеексеевна,студентка ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москваmariyavaleeva@icloud.com
Юридическое образование за рубежом(опыт США и ФРГ)
Аннотация. Статья посвящена особенностям высшего юридического образования в странах романогерманской (ФРГ) и англосаксонской(США) правовых семей. В статье проводится сравнительный анализ правил приема, методов преподавания,программ обучения в юридических колледжахи университетах. Делаются выводы о возможностях применения некоторых элементов данных систем в РФ.Ключевые слова:юридическое образование, школы права, практическая направленность обучения.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Компонентамисовременной правовой семьи являются особенности юридической практики в государстве, а также подготовка юристов, которая серьезно отличается в странах романогерманской и англосаксонской правовых семей. Эти особенности можно объяснитьразличиями в правовых системах, системах права, источниках права, систематизации права в этих государствах. В представленной работе авторы анализируют особенности юридического образования в государстваханглосаксонской (на примере США) и романогерманской (на примере Германии) правовых семей.Для определения характерных черт юридического образования в странах англосаксонской правовой семьи необходимо вспомнить ряд ее особенностей, позволяющих более глубоко осознать систему и методику преподавания в юридических колледжах и юридических факультетах университетов. Как известно, до сегодняшнего дня главным источником права в таких странах,как Великобритания иСША (наряду с писаной конституцией),остается судебный прецедент, то есть решение суда по определенному делу, которому придают общеобязательное значение для решения подобных дел в будущем. Этот факт уже позволяетутверждать, что для будущего юриста в Великобритании и США необходимо в процессе обучения уяснить смысл и особенности основных прецедентов в сфере его интересов. Юридическое образование в США представляет собой «второе»высшее образование, так как получить его могут студенты, имеющие степень бакалавра. Профильное юридическое образование предоставляетсяв американских колледжах,однако дорогу к высшему профессиональному юридическому образованию открываюти школы права. Школы права являются структурными подразделениями американских университетов последипломного образования. К поступающим в такую школу предъявляются следующие требования: диплом бакалавра (любого профиля, в том числеи технического), прохождение теста LSAT, который является «пропуском»в школу права. Несколько слов о тесте: сдавать егоможно в специальный сессионный период, четыре раза в академический год. Итоги подводят автоматизированно (через специальную компьютерную программу), и по результатам выдается сертификат, который направляется в приемную комиссию школ права. Вопросы тестаLSAT позволяют выяснить умение логически мыслить, общаться, степень владения английским языком, умение ясно излагать свои мысли, но не выявляют специальных юридических знаний.Обучение в школах права США можно получить в 185 аккредитованных учебных заведениях [1]. Министерство образования США уполномочилоАмериканскую ассоциацию юристов разрабатывать и утверждать требования, которым должен соответствовать вуз для получения официального статуса.Современное юридическое образование в США представляет собой совокупность нескольких моделей, для которых в целом свойственны следующие черты: узкая специализация, практическая направленность в подготовке юристов,специфическая форма организации учебного процесса.Образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, которые разрабатываются ассоциацией американских юристов. Стандарты должны учитывать требования, предъявляемые к кандидату при поступлении в адвокатуру [2]. Большое влияние на формирование компетенций у выпускников школ права оказал доклад Американской ассоциации юристов «Юридическое образование и повышение квалификации–образовательный континуум» 1992 г.Согласно данному докладу,американский юрист должен обладать необходимым набором компетенций, к которым относятся: навыки решения юридических дел; юридический анализ и оценка; изучение юридической литературы и документов; изучение фактов; коммуникативность; консультирование; ведение переговоров; знание процедур, связанных с судебными спорами,и альтернативных способовразрешения споров; организация и управление в области юридической работы;выявление и разрешение проблем этического характера. Кроме того, юрист должен компетентно представлять интересы клиентов, содействовать укреплению принципов правосудия, справедливости и морали, профессионально совершенствоваться.Однако образовательные стандарты достаточно жестко регламентируют обязательный перечень дисциплин только для первого курса, для последующих лет обучения обозначено лишьминимальное количество учебных часов в неделю, которые должен прослушать студент. К числу обязательных предметов первого года обучения относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное, конституционное, административное право, профессия юриста. Например, в школе права НьюЙоркского университета набор дисциплин первого семестра выглядит следующим образом: Contracts(контракты), Torts(деликтное право), CivilProcedure(гражданский процесс), ConstitutionalLaw(конституционное право), Layering(профессия юриста). Обучение на втором и третьем курсах имеет узкоспециализированную направленность: до 95% предметов, изучаемых студентами, относятся к программам специализации [3]. Так, программа «Налогообложение»школы права НьюЙоркского университета включает 40 различных курсов лекций и семинаров, специальность «Корпоративное и коммерческое право»–30 предметов (источник: http://www.law.nyu.edu/faculty/index.htm). Из предлагаемого перечня курсов студент выбирает наиболее интересные для себя.5% приходится на дисциплины общегуманитарного профиля: философию, психологию, педагогику. Многие университеты организуют лекции по интересным и актуальным темам историкотеоретической направленности. Например, в Гарвардскойшколе права читаются курсы«Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время», «Государственное устройство Древней Греции и Рима», «Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время» [4].Система юридического образования в США не является многоуровневой. Это,скорее, последовательно наращиваемое юридическое образование, нацеленное на приобретение широкого понимания функционирования правовой системы в целом и развитие аналитических способностей у специалистов. Юрист получает хорошую теоретическую и практическую подготовку по выбранной специальности. Однакоочень жесткая специализация в процессе получения образования ограничивает возможности американских юристов, заставляет останавливаться на одной области правоприменения.Такое соотношение специальных и общеобразовательных курсов обусловлено тем, что объем правового регулирования общественных отношений в США в несколько раз превышает российский [5]. Поэтому подготовить специалистов широкого профиля, разбирающихся во многих законодательных сферах, в США фактически невозможно. В СШАпосле окончания школы правауже у практикующегоюристаестьвозможность переквалифицироваться, для чего существуют годичные программы обучения в магистратуре. Это позволяетполучить степень магистра в области права (Ministersdegreelaw). В США существуют и другие степени юридического образования.Еще одной существенной особенностью юридического образования в США является его практическая направленность. Многие курсы читают практикующие юристы: советники крупных компаний, судьи, адвокаты.Методика преподавания включает в себя практические задания по анализу прецедентов и решений апелляционных судов, так как основной целью образования является развитие аналитических способностей студентов, а не только овладение определенным набором знаний.Перед каждым занятием преподаватель направляет студентам задания и список источников для ознакомления, и поэтому студенты на самом занятии беседуют по предложенным вопросам, аргументируя свою точку зренияположениями из источников и делают самостоятельныевыводы по предложенной проблематике. Часто преподаватели на занятии устраивают разбор конкретных дел, учебные суды, что развивает практические навыки студентов. Школы права предлагают ряд курсов, формирующихустудентов умения анализироватьматериалы законодательства и судебных решений. Например, «Правовой практикум»(Йельский университет), «Составление юридических документов»(Гарвардский университет), «Составление проектов»(Пенсильванский университет). Находясь в зависимости от потребностей общества и государства, университеты периодически корректируют учебные планы, вводя новые дисциплины или модернизируясуществующие. Так, с 2009 г. в НьюЙоркской школе права преподается курс «Кризис 2008», в Йельском университете–«Мировой экономический кризис»[6], в Мичиганском университете–семинар по японскому законодательству. В большинстве университетов США на юридических факультетах преподают курсы по исламскому правув связи с возрастающей ролью исламского фактора в мировой экономике и культуре: «Гендерныепроблемы в исламском праве»(НьюЙоркский университет), «Исламское право»(Мичиганский университет)и т. д.Таким образом, юридическое образование в США выполняет социальный заказ обществаи государства. В континентальной Европе создано единое экономическое, политическое, социальное и культурное пространство, в рамках которого актуально создание такой системы образования, при которой выпускник любого европейского вуза без труда может найти работу по всей территории. Право стран континентальной Европы базируется на римском праве и относится к романогерманской правовой семье. Поэтому подготовка юристовотличается отподготовки юристов стран англосаксонского права. В Германии сложилась достаточно типичная картина подготовки юристов для стран континентальной Европы. Юридическое образование в Германии имеет многовековую историю. На первом этапе своего развития оно было связано с рецепцией римского права и появлением школ глоссаторов и комментаторов. Образование часто сводилось к заучиванию комментариев знаменитых ученых к институтам римского права.На следующем этапе развития образования наибольшее влияние оказали идеи гуманизма. Гуманисты отвергали схоластический подход в преподавании и вернулись к первоисточникам, прежде всегок кодификации Юстиниана, котораястановится основой преподавания юридических наук в университетах и базой для всей последующей немецкой юриспруденции. К XIXв.именно немецкие университеты становятся общепризнанными лидерами в научном мире Западной Европы. В это время юридическое образование Германии определялось ярко выраженной теоретической направленностью с преимущественным изучением частного права. Изучение публичного права началось в Германии достаточно поздно, в 1605 г.:в Йельском университете впервые был прочитан курс германского государственного права. Правовая основа современного юридического образования в ФРГ базируется на Основном законе ФРГ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах ФРГ, федеральных законах, указах президента ФРГ, постановлениях правительства, нормативных правовых актах федеральных министерств, конституциях федеральных земель, федеративных и иных договорах (соглашениях между органами государственной власти и органами государственной власти федеральных земель, уставами юридических факультетов).В настоящее время Закон об образовании 1976 г., который был изменен и дополнен в 1999 г.,определяет общие принципы и направления организации высшего образования в стране. Подготовка бакалавров занимает от трех до четырех лет, а магистров–от года до двух лет. В случае получения двух степеней общий срок обучения не может превышать пяти лет. Высшее юридическое образование в Германии можно получить, как правило, на юридических факультетахуниверситетов. Правовой статус университетов закрепляется законодательством отдельных земель. Учебный план по подготовке юристов включает в себя такие дисциплины, какгражданское, уголовное, процессуальное право, включая методологию правовой науки, а также ее исторические, философские и социальныеосновы.На первых этапах образовательного процесса программой предусматриваются лекционные занятия по основным отраслям права. Кроме того, по этим же предметам проводятся семинары в малых группах. Аттестация по обязательным дисциплинам заканчивается зачетом, включающим несколько домашних работ и контрольную работу в университете. Выбор специализации определяется студентами после трехчетырех семестров. Количество направлений специализаций в разных университетах неодинаковое. Цель второго этапа юридического образования –получение практических навыков в конкретных областях юридической деятельности. По общему правилу стажировка включает в себя 4 этапа. Первый этап –работа в судейской канцелярии (4–6 месяцев), второйэтап –работа в окружной прокуратуре (6–8 месяцев), третийэтапвключает работу в муниципальных органах власти (9–11 месяцев) и, наконец, четвертый–это работа в качестве адвоката или юристав коммерческой компании (9–12 месяцев). После такой стажировки студент должен сдать второй государственный экзамен, который принимает специальная экспертная экзаменационная комиссия, состоящая из профессоров права и судей. Экзамен состоит из нескольких комплексных письменных тестов. После успешной сдачи экзамена выпускник может работать практически на всех юридических должностях, включая судейские.Российскую модель подготовки юристов отличает от вышеупомянутых систем в целом незначительная роль практики в обучении. Например, в германской системе подготовки юристовсоотношение теоретической и практической частей составляет 66,9% к 33,1%, а в российской–93,5% к 6,5%.Профессионализм выпускника в России оценивается с позиций овладения теоретическими знаниямии лишь в незначительной степени–умениями и навыками, в то времякак в ФРГ и США–навыками правоприменения и профессиональными компетенциями. Федеральное законодательство об образовании не регламентирует проведенияюридической практики, оставляя этот вопрос на усмотрение вузов, не предусматривает обязательной практики в суде. С другой стороны,и Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации»не возлагает на суды обязанности помощи в организациипрактической подготовки судей.
Проанализировав компетенции по образовательному стандарту по подготовке юристов, следует отметить, что специалист должен уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Формирование этих компетенций невозможно без обязательной практики в судебных органах и органах юстиции. В сфере подготовке юристов в России необходимоусилить практическую направленность обучения, ввести обязательную практику в судах, увеличить продолжительность практического обучения, при этом не отказываться от таких достоинств системы подготовки студентов в России,как фундаментальность и интеграция обучения и науки.
Ссылки на источники1.Сиберт Джон А. Ассоциация американских юристов и юридическое образование в США // Юридическое образование в США. –2002. –Т. 7. –№ 2. –С. 14.2.Там же. –С. 15.3.Корнаков Я. В. Особенности юридического образования в США // Закон. –2009. –№ 3. –С. 78.4.URL: http://www.law.harvard.edu/academics/courses/20105.Корнаков Я. В. Указ. соч. –С. 78.6.URL: http://www.yale.edu
IrinaLapshina,
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professorat thechair of Low, Intellectual Property and Court Expert, Moscow State Technical University named N.E.Bauman, Russia, MoscowiLapshina@yandex.ruTatyanaArkadyeva,Student, Moscow State Technical University named N.E. Bauman, Russia, Moscowtanyaarkadeva@mail.ruMariyaValeeva,Student, Moscow State Technical University named N.E. Bauman, Russia, Moscowmariyavaleeva@icloud.comLegal education abroad (experienceof theUSA andFRG)Abstract. Thepaperis devoted to the featuresof legal higher education in the countries of RomanoGermanic (the FRG) and AngloSaxon (the USA) legal system. The authors give the comparative analyses of the rules, teaching methods, programsof study in the juridical colleges and universities. The conclusions are made, concerning the application of some elements of these systems in the legal education in the Russian Federation.Keywords:legal education, law school,practical orientation of training.References1.Sibert Dzhon, A. (2002) “Associacija amerikanskih juristov i juridicheskoe obrazovanie v SShA”, Juridicheskoe obrazovanie v SShA,vol. 7, № 2, p. 14 (in Russian).2.Ibid., p. 15.3.Kornakov, Ja. V. (2009) “Osobennosti juridicheskogo obrazovanija v SShA”, Zakon, № 3, p. 78 (in Russian).4.Available at: http://www.law.harvard.edu/academics/courses/2010(in Russian).5.Kornakov, Ja. V. (2009) Op.cit., p. 78.6.Available at: http://www.yale.edu(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Аркадьева Татьяна Александровна,студентка ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москваtanyaarkadeva@mail.ru
Валеева Мария Алеексеевна,студентка ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москваmariyavaleeva@icloud.com
Юридическое образование за рубежом(опыт США и ФРГ)
Аннотация. Статья посвящена особенностям высшего юридического образования в странах романогерманской (ФРГ) и англосаксонской(США) правовых семей. В статье проводится сравнительный анализ правил приема, методов преподавания,программ обучения в юридических колледжахи университетах. Делаются выводы о возможностях применения некоторых элементов данных систем в РФ.Ключевые слова:юридическое образование, школы права, практическая направленность обучения.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Компонентамисовременной правовой семьи являются особенности юридической практики в государстве, а также подготовка юристов, которая серьезно отличается в странах романогерманской и англосаксонской правовых семей. Эти особенности можно объяснитьразличиями в правовых системах, системах права, источниках права, систематизации права в этих государствах. В представленной работе авторы анализируют особенности юридического образования в государстваханглосаксонской (на примере США) и романогерманской (на примере Германии) правовых семей.Для определения характерных черт юридического образования в странах англосаксонской правовой семьи необходимо вспомнить ряд ее особенностей, позволяющих более глубоко осознать систему и методику преподавания в юридических колледжах и юридических факультетах университетов. Как известно, до сегодняшнего дня главным источником права в таких странах,как Великобритания иСША (наряду с писаной конституцией),остается судебный прецедент, то есть решение суда по определенному делу, которому придают общеобязательное значение для решения подобных дел в будущем. Этот факт уже позволяетутверждать, что для будущего юриста в Великобритании и США необходимо в процессе обучения уяснить смысл и особенности основных прецедентов в сфере его интересов. Юридическое образование в США представляет собой «второе»высшее образование, так как получить его могут студенты, имеющие степень бакалавра. Профильное юридическое образование предоставляетсяв американских колледжах,однако дорогу к высшему профессиональному юридическому образованию открываюти школы права. Школы права являются структурными подразделениями американских университетов последипломного образования. К поступающим в такую школу предъявляются следующие требования: диплом бакалавра (любого профиля, в том числеи технического), прохождение теста LSAT, который является «пропуском»в школу права. Несколько слов о тесте: сдавать егоможно в специальный сессионный период, четыре раза в академический год. Итоги подводят автоматизированно (через специальную компьютерную программу), и по результатам выдается сертификат, который направляется в приемную комиссию школ права. Вопросы тестаLSAT позволяют выяснить умение логически мыслить, общаться, степень владения английским языком, умение ясно излагать свои мысли, но не выявляют специальных юридических знаний.Обучение в школах права США можно получить в 185 аккредитованных учебных заведениях [1]. Министерство образования США уполномочилоАмериканскую ассоциацию юристов разрабатывать и утверждать требования, которым должен соответствовать вуз для получения официального статуса.Современное юридическое образование в США представляет собой совокупность нескольких моделей, для которых в целом свойственны следующие черты: узкая специализация, практическая направленность в подготовке юристов,специфическая форма организации учебного процесса.Образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, которые разрабатываются ассоциацией американских юристов. Стандарты должны учитывать требования, предъявляемые к кандидату при поступлении в адвокатуру [2]. Большое влияние на формирование компетенций у выпускников школ права оказал доклад Американской ассоциации юристов «Юридическое образование и повышение квалификации–образовательный континуум» 1992 г.Согласно данному докладу,американский юрист должен обладать необходимым набором компетенций, к которым относятся: навыки решения юридических дел; юридический анализ и оценка; изучение юридической литературы и документов; изучение фактов; коммуникативность; консультирование; ведение переговоров; знание процедур, связанных с судебными спорами,и альтернативных способовразрешения споров; организация и управление в области юридической работы;выявление и разрешение проблем этического характера. Кроме того, юрист должен компетентно представлять интересы клиентов, содействовать укреплению принципов правосудия, справедливости и морали, профессионально совершенствоваться.Однако образовательные стандарты достаточно жестко регламентируют обязательный перечень дисциплин только для первого курса, для последующих лет обучения обозначено лишьминимальное количество учебных часов в неделю, которые должен прослушать студент. К числу обязательных предметов первого года обучения относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное, конституционное, административное право, профессия юриста. Например, в школе права НьюЙоркского университета набор дисциплин первого семестра выглядит следующим образом: Contracts(контракты), Torts(деликтное право), CivilProcedure(гражданский процесс), ConstitutionalLaw(конституционное право), Layering(профессия юриста). Обучение на втором и третьем курсах имеет узкоспециализированную направленность: до 95% предметов, изучаемых студентами, относятся к программам специализации [3]. Так, программа «Налогообложение»школы права НьюЙоркского университета включает 40 различных курсов лекций и семинаров, специальность «Корпоративное и коммерческое право»–30 предметов (источник: http://www.law.nyu.edu/faculty/index.htm). Из предлагаемого перечня курсов студент выбирает наиболее интересные для себя.5% приходится на дисциплины общегуманитарного профиля: философию, психологию, педагогику. Многие университеты организуют лекции по интересным и актуальным темам историкотеоретической направленности. Например, в Гарвардскойшколе права читаются курсы«Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время», «Государственное устройство Древней Греции и Рима», «Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время» [4].Система юридического образования в США не является многоуровневой. Это,скорее, последовательно наращиваемое юридическое образование, нацеленное на приобретение широкого понимания функционирования правовой системы в целом и развитие аналитических способностей у специалистов. Юрист получает хорошую теоретическую и практическую подготовку по выбранной специальности. Однакоочень жесткая специализация в процессе получения образования ограничивает возможности американских юристов, заставляет останавливаться на одной области правоприменения.Такое соотношение специальных и общеобразовательных курсов обусловлено тем, что объем правового регулирования общественных отношений в США в несколько раз превышает российский [5]. Поэтому подготовить специалистов широкого профиля, разбирающихся во многих законодательных сферах, в США фактически невозможно. В СШАпосле окончания школы правауже у практикующегоюристаестьвозможность переквалифицироваться, для чего существуют годичные программы обучения в магистратуре. Это позволяетполучить степень магистра в области права (Ministersdegreelaw). В США существуют и другие степени юридического образования.Еще одной существенной особенностью юридического образования в США является его практическая направленность. Многие курсы читают практикующие юристы: советники крупных компаний, судьи, адвокаты.Методика преподавания включает в себя практические задания по анализу прецедентов и решений апелляционных судов, так как основной целью образования является развитие аналитических способностей студентов, а не только овладение определенным набором знаний.Перед каждым занятием преподаватель направляет студентам задания и список источников для ознакомления, и поэтому студенты на самом занятии беседуют по предложенным вопросам, аргументируя свою точку зренияположениями из источников и делают самостоятельныевыводы по предложенной проблематике. Часто преподаватели на занятии устраивают разбор конкретных дел, учебные суды, что развивает практические навыки студентов. Школы права предлагают ряд курсов, формирующихустудентов умения анализироватьматериалы законодательства и судебных решений. Например, «Правовой практикум»(Йельский университет), «Составление юридических документов»(Гарвардский университет), «Составление проектов»(Пенсильванский университет). Находясь в зависимости от потребностей общества и государства, университеты периодически корректируют учебные планы, вводя новые дисциплины или модернизируясуществующие. Так, с 2009 г. в НьюЙоркской школе права преподается курс «Кризис 2008», в Йельском университете–«Мировой экономический кризис»[6], в Мичиганском университете–семинар по японскому законодательству. В большинстве университетов США на юридических факультетах преподают курсы по исламскому правув связи с возрастающей ролью исламского фактора в мировой экономике и культуре: «Гендерныепроблемы в исламском праве»(НьюЙоркский университет), «Исламское право»(Мичиганский университет)и т. д.Таким образом, юридическое образование в США выполняет социальный заказ обществаи государства. В континентальной Европе создано единое экономическое, политическое, социальное и культурное пространство, в рамках которого актуально создание такой системы образования, при которой выпускник любого европейского вуза без труда может найти работу по всей территории. Право стран континентальной Европы базируется на римском праве и относится к романогерманской правовой семье. Поэтому подготовка юристовотличается отподготовки юристов стран англосаксонского права. В Германии сложилась достаточно типичная картина подготовки юристов для стран континентальной Европы. Юридическое образование в Германии имеет многовековую историю. На первом этапе своего развития оно было связано с рецепцией римского права и появлением школ глоссаторов и комментаторов. Образование часто сводилось к заучиванию комментариев знаменитых ученых к институтам римского права.На следующем этапе развития образования наибольшее влияние оказали идеи гуманизма. Гуманисты отвергали схоластический подход в преподавании и вернулись к первоисточникам, прежде всегок кодификации Юстиниана, котораястановится основой преподавания юридических наук в университетах и базой для всей последующей немецкой юриспруденции. К XIXв.именно немецкие университеты становятся общепризнанными лидерами в научном мире Западной Европы. В это время юридическое образование Германии определялось ярко выраженной теоретической направленностью с преимущественным изучением частного права. Изучение публичного права началось в Германии достаточно поздно, в 1605 г.:в Йельском университете впервые был прочитан курс германского государственного права. Правовая основа современного юридического образования в ФРГ базируется на Основном законе ФРГ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах ФРГ, федеральных законах, указах президента ФРГ, постановлениях правительства, нормативных правовых актах федеральных министерств, конституциях федеральных земель, федеративных и иных договорах (соглашениях между органами государственной власти и органами государственной власти федеральных земель, уставами юридических факультетов).В настоящее время Закон об образовании 1976 г., который был изменен и дополнен в 1999 г.,определяет общие принципы и направления организации высшего образования в стране. Подготовка бакалавров занимает от трех до четырех лет, а магистров–от года до двух лет. В случае получения двух степеней общий срок обучения не может превышать пяти лет. Высшее юридическое образование в Германии можно получить, как правило, на юридических факультетахуниверситетов. Правовой статус университетов закрепляется законодательством отдельных земель. Учебный план по подготовке юристов включает в себя такие дисциплины, какгражданское, уголовное, процессуальное право, включая методологию правовой науки, а также ее исторические, философские и социальныеосновы.На первых этапах образовательного процесса программой предусматриваются лекционные занятия по основным отраслям права. Кроме того, по этим же предметам проводятся семинары в малых группах. Аттестация по обязательным дисциплинам заканчивается зачетом, включающим несколько домашних работ и контрольную работу в университете. Выбор специализации определяется студентами после трехчетырех семестров. Количество направлений специализаций в разных университетах неодинаковое. Цель второго этапа юридического образования –получение практических навыков в конкретных областях юридической деятельности. По общему правилу стажировка включает в себя 4 этапа. Первый этап –работа в судейской канцелярии (4–6 месяцев), второйэтап –работа в окружной прокуратуре (6–8 месяцев), третийэтапвключает работу в муниципальных органах власти (9–11 месяцев) и, наконец, четвертый–это работа в качестве адвоката или юристав коммерческой компании (9–12 месяцев). После такой стажировки студент должен сдать второй государственный экзамен, который принимает специальная экспертная экзаменационная комиссия, состоящая из профессоров права и судей. Экзамен состоит из нескольких комплексных письменных тестов. После успешной сдачи экзамена выпускник может работать практически на всех юридических должностях, включая судейские.Российскую модель подготовки юристов отличает от вышеупомянутых систем в целом незначительная роль практики в обучении. Например, в германской системе подготовки юристовсоотношение теоретической и практической частей составляет 66,9% к 33,1%, а в российской–93,5% к 6,5%.Профессионализм выпускника в России оценивается с позиций овладения теоретическими знаниямии лишь в незначительной степени–умениями и навыками, в то времякак в ФРГ и США–навыками правоприменения и профессиональными компетенциями. Федеральное законодательство об образовании не регламентирует проведенияюридической практики, оставляя этот вопрос на усмотрение вузов, не предусматривает обязательной практики в суде. С другой стороны,и Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации»не возлагает на суды обязанности помощи в организациипрактической подготовки судей.
Проанализировав компетенции по образовательному стандарту по подготовке юристов, следует отметить, что специалист должен уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Формирование этих компетенций невозможно без обязательной практики в судебных органах и органах юстиции. В сфере подготовке юристов в России необходимоусилить практическую направленность обучения, ввести обязательную практику в судах, увеличить продолжительность практического обучения, при этом не отказываться от таких достоинств системы подготовки студентов в России,как фундаментальность и интеграция обучения и науки.
Ссылки на источники1.Сиберт Джон А. Ассоциация американских юристов и юридическое образование в США // Юридическое образование в США. –2002. –Т. 7. –№ 2. –С. 14.2.Там же. –С. 15.3.Корнаков Я. В. Особенности юридического образования в США // Закон. –2009. –№ 3. –С. 78.4.URL: http://www.law.harvard.edu/academics/courses/20105.Корнаков Я. В. Указ. соч. –С. 78.6.URL: http://www.yale.edu
IrinaLapshina,
Candidate of Juridical Sciences, Associate Professorat thechair of Low, Intellectual Property and Court Expert, Moscow State Technical University named N.E.Bauman, Russia, MoscowiLapshina@yandex.ruTatyanaArkadyeva,Student, Moscow State Technical University named N.E. Bauman, Russia, Moscowtanyaarkadeva@mail.ruMariyaValeeva,Student, Moscow State Technical University named N.E. Bauman, Russia, Moscowmariyavaleeva@icloud.comLegal education abroad (experienceof theUSA andFRG)Abstract. Thepaperis devoted to the featuresof legal higher education in the countries of RomanoGermanic (the FRG) and AngloSaxon (the USA) legal system. The authors give the comparative analyses of the rules, teaching methods, programsof study in the juridical colleges and universities. The conclusions are made, concerning the application of some elements of these systems in the legal education in the Russian Federation.Keywords:legal education, law school,practical orientation of training.References1.Sibert Dzhon, A. (2002) “Associacija amerikanskih juristov i juridicheskoe obrazovanie v SShA”, Juridicheskoe obrazovanie v SShA,vol. 7, № 2, p. 14 (in Russian).2.Ibid., p. 15.3.Kornakov, Ja. V. (2009) “Osobennosti juridicheskogo obrazovanija v SShA”, Zakon, № 3, p. 78 (in Russian).4.Available at: http://www.law.harvard.edu/academics/courses/2010(in Russian).5.Kornakov, Ja. V. (2009) Op.cit., p. 78.6.Available at: http://www.yale.edu(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»