Особенности обучения немецкому языку в неязыковом вузе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Михайленко Л. В. Особенности обучения немецкому языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S1. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14506.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу повышения мотивации обучения немецкому языку в неязыковом вузе. Автор рассматривает также некоторые приемы и методы для эффективного обучения студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Михайленко Любовь Владимировна,старший преподаватель кафедры иностранных языков и прикладной лингвистики ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г.Омск.

Особенности обучения немецкому языку в неязыковом вузе

Аннотация. Статья посвящена вопросу повышения мотивации обучения немецкому языку в неязыковом вузе. Автор рассматривает также некоторые приемы и методы для эффективного обучения студентов.Ключевые слова: мотивация, обучение, коммуникация, учебный процесс, интерес.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В связи с переходом на новый уровень базового высшего образования были определены новые требования по дисциплине «Иностранный язык» для выпускников высшей школы. И в соответствии с новыми стандартами выпускник должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, уметь общаться на иностранном языке в бытовой и профессиональной сфере. Основной задачей обучения иностранному языку бакалавров любых направлений подготовки является приобретение студентами коммуникативной компетенции, что позволяет использовать иностранный язык в профессиональной деятельности. Сегодня знание иностранного языка не только культурная, но и экономическая потребность. В современном обществе любому специалисту, желающему преуспеть в своей профессии, владеть иностранным языком жизненно необходимо. Знание иностранного языка повышает статусмолодого специалиста, его конкурентоспособность, обеспечивает успех в карьере, дает возможность использовать зарубежные источники информации, без которых невозможна исследовательская деятельность. Пожалуй, сегодня это основной фактор, лежащий в основе формирования мотивации изучения иностранного языка. Но это в большей степени относиться к английскому языку. Объективная реальность показывает: немецкий язык все больше вытесняется английским, что вызывает большое сожаление, особенно, если учитывать богатый опыт его преподавания, многовековую связь немецкого и русского народов, широчайшие культурные связи и научнотехническое сотрудничество. В нашем обществе складывается мнение, что учить немецкий язык бесперспективно. И в связи с этим проблема мотивации при изучении немецкого языка присутствует всегда.

И.А.Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, поэтапный и конечный результат. Если нет успеха, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на учебной деятельности, связанной с усвоением языка.

Интерес и стремление к изучению иностранного языка –это важная тенденция, отражающая популярность того или иного языка в современном мире. Именно интерес является главной движущей силой познавательной деятельности учащихся.

Студенты, которые приходят в вуз, имеют разный уровень знаний по немецкому языку и разное отношение к его изучению. Большая часть из них считает, что немецкий язык им не пригодится в их профессиональной деятельности, и именно такие студенты особенно нуждаются в повышении мотивации. Необходимо убеждать их, насколько нужен им немецкий язык и какие необходимы знания, чтобы после окончания учебы получить престижную работу и сделать карьеру. Сложность обучения в неязыковых вузах заключается также и в том, что студенты загружены своими профилирующими предметами, и иностранный язык воспринимается ими как второстепенный предмет, а для когото и вовсе не нужный, поэтому очень важно пробудить интерес к изучению немецкого языка. Учитывать также нужно и то, что значительно сокращены часы на изучение иностранного языка, а перед преподавателями попрежнему стоит задача: как и чему учить студентов?

В начале обучения иностранному языку, как правило, мотивация очень высокая, но, когда обучающиеся сталкиваются с множеством трудностей, мотивация снижается или пропадает совсем. Цель преподавателя в данной ситуации –повлиять на это, применить все мотивационные средства. Весь учебный процесс должен быть построен так, чтобы каждый испытывал удовлетворение от коммуникации. Необходимо усилить личностную ориентацию, использовать актуальный материал для подготовки, особенно когда учащийся играет какуюлибо рольв моделируемой ситуации на занятии.

Необходимо создавать такие условия при обучении, чтобы студент чувствовал себя комфортно и был уверен в своих силах. Если есть уверенность в себе, то возрастает и мотивация к изучению языка. Предлагать студентам такие задания, при выполнении которых они осознавали бы перспективность своей деятельности, стремились к достижению результата. Использовать всевозможные методы (проекты, ролевые игры и т.д.), различные стимулы, поощрения, которые повышают интерес и активность учащихся. Повышение мотивации может осуществляться при вовлечении учащихся в самостоятельную работу на занятиях, выполнении заданий проблемного характера, использовании страноведческого материала, установлении связи иностранного языка с другими предметами.Такие виды работы, как групповые, парные, совместные творческие задания и проекты, должны занимать значительное место в учебном процессе.

Студентам нужно предоставить возможность реализовывать собственные намерения в ходе решения тех или иных коммуникативных задач. Суть обучения иностранному языку должна заключаться не в механическом заучивании, а в интеллектуальной и творческой переработке материала и его правильной интерпретации.

Нужно добиваться того, чтобы студент не был пассивным и равнодушным наблюдателем, поэтому необходимо предоставить ему возможность проявить свою активность. Он должен осознавать свою деятельность, видеть результат и анализировать свои ошибки. Учитывая то, что студенты в группе имеют разный уровень знаний, на занятии нужно формулировать задачу индивидуально для каждого студента или микрогруппы. Если студент будет удовлетворен результатами своей работы, повысится качество обучения и соответственно мотивация к обучению.

Очень важно больше ориентироваться на личность обучаемых, учитывать их способности и возможности, стараться поддерживать их заинтересованность, создавать условия для реализации принципов дифференциации и индивидуализации обучения, для более гибкого построения учебного процесса, для развития и стимулирования творчества у обучающихся.

Исследования педагогов Е.И.Пассова и Е.С.Полат показывают, что повышают мотивацию обучения и интерес к предмету нетрадиционные формы проведения занятий. Такие занятия лучше проводить после изучения какойлибо темы или нескольких тем, которые будут выполнять функции контроля. Среди таких нетрадиционных занятий можно выделить следующие:

Занятие –диспут, когда, например, обсуждаются спорные вопросы. Такая форма работы помогает в устной практике, учит учащихся логически правильно выражать свои мысли, держаться на публике. Занятие –экскурсия. Создаются микрогруппы по 3–4 человека, и каждая группа получает свое задание, идет своим маршрутом, собирая при этом нужные сведения. Такого рода занятия можно проводить при изучении страноведческого материала по темам: Германия, Россия, мой город и т.д.

Занятие –проблема, когда выбирается актуальная ситуация и обсуждается с учащимися. Такие занятия включают студентов в поисковую деятельность, что способствует развитию самостоятельности и их творческой активности.

Круглый стол, когда происходит обмен мнениями по какому –либо вопросу или проблеме. Такая форма требует предварительной подготовки и наличие определенных знаний, так как студент должен правильно излагать свои мысли и отстаивать свою точку зрения по данной проблеме. Возможно использование такого занятия при изучении темы охрана окружающей среды или экологические проблемы.

Ролевая игра, при которой учащиеся берут на себя определенные роли, имитирующие деловые или социальные отношения.

При обучении немецкому языку необходимо использовать весь спектр интерактивных методов и форм обучения. Привлекать студентов к активному участию в конференциях по иностранному языку, олимпиаде и т.д. Одним из главных методических приемов, который можно использовать для создания ситуации успеха, является метод проекта. Этот метод активизирует мышление, развивает высокую коммуникабельность, приобщает к новой культуре. В результате студенты учатся формулировать свои мысли, собирать и обрабатывать материал для последующей презентации, анализировать полученные данные, используя при этом таблицы, рисунки и графики. Подобные презентации оказывают большое влияние на мотивацию студентов, способствуют развитию творческой активности и самостоятельности. Благодаря нетрадиционной форме подачи информации, у студентов повышается интерес к овладению немецким языком. Проектная деятельность способствует также укреплению межличностных отношений, развитию коммуникативной активности на основе сотрудничества; открывает возможности использования языковых и страноведческих знаний по немецкому языку для познания другой культуры и установления контактов.

Именно проектная организация учебного процесса с использованием информационных технологий способствует: развитию умений самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; развитию каждого учащегося как творческой личности; повышению мотивации к изучению немецкого языка; вовлечению в активный познавательный процесс и грамотной работе с зарубежными источниками. Учащиеся должны испытывать потребность в освоении нового языкового материала для расширения своего кругозора и увеличения своих возможностей.

Язык играет ведущую роль в процессах социализации личности. Поэтому в процессе обучения иностранному языку нужно создать условия для полноценного развития личности. Содержание обучения должно способствовать расширению уже имеющегося и приобретению нового социального опыта; обеспечивать условия для формирования умений строить речевое поведение в соответствии с культурой страны, на языке которой происходит общение; способствовать расширению набора выполняемых ими социальных ролей.

Необходимо стремиться к тому, чтобы различные аспекты содержания воспринимались учащимися как личностнозначимые, интересные, вызывающие желание вступать в коммуникацию с другими речевыми партнерами, выражать собственное мнение. При отборе учебного материала культура страны изучаемого языка должна быть дополнена родной культурой, что будет способствовать межнациональному общению и обмену культурными ценностями на иностранном языке и предотвратит возможные коммуникативные и психологические трудности в реальном общении.

Особое значение имеют учебноситуативные роли и тексты. Правильно подобранные и распределенные среди студентов роли мотивируют их к коммуникативному взаимодействию, программируют их речевое поведение, создают необходимую коммуникативную базу для развития социальных и речевых умений и навыков Главным принципом здесь является принцип активной коммуникации, где за основу берутся профессиональнопроблемные ситуации. Эти ситуации реализуются через коллективную работу, где каждый оказывается в ситуации активного взаимодействия. Основной акцент направлен на то, чтобы сделать процесс обучения максимально естественным и приближенным к условиям реального общения.

Правильная организация процесса обучения немецкому языку способствует расширению имеющегося и приобретению нового опыта. В ходе общения, учащиеся реализуют сформированный предыдущей жизненной практикой образ поведения, характерный для носителя определенной роли. Следует предлагать социально острые, учебноречевые ситуации, в которых учащиеся могут самостоятельно программировать речевые действия, ставить цели, реализовывать коммуникативные задачи, воздействовать на собеседника и самостоятельно оценивать степень успешности речевого взаимодействия.

Социальная компетенция, которая формируется в процессе овладения иностранным языком, дает возможность преодолевать трудности социального, психологического и коммуникативного характера. Необходимо использовать приемы, которые «погружают» учащихся в систему социальных отношений, заставляют включаться в активное межличностное общение. Участвуя в различных дискуссиях, ролевых и деловых играх, учащиеся приобретают необходимый коммуникативный опыт, позволяющий им формулировать и аргументировать свою личную позицию по различным вопросам.

Уникальную возможность для изучения иностранного языка дает использование интернета с его колоссальными информационными возможностями. Он позволяет общаться с носителями языка, тем самым создавая языковую среду, а мы знаем, что при изучении иностранного языка очень важно иметь живое общение. Используя информационную сеть на занятиях можно также решать несколько дидактических задач: как например, просмотр каких –либо тематических материалов, совершенствование умений аудирования, пополнение словарного запаса, самостоятельный поиск нужной информации или включение в процесс коммуникации.

Видеоуроки имеют также большое значение. Видеофильм оказывает эмоциональное воздействие на учащихся,помогает развитию внимания и памяти. Во время просмотра возникает атмосфера совместной познавательной деятельности, и даже пассивные студенты включаются в процесс работы. Включение в учебный процесс видеофильмов способствует также успешному формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Важное место должно отводиться также и самостоятельной работе студента. Самостоятельная работа подразумевает поиск и анализ материалов, подготовку докладов, презентаций. При этом повышается познавательная активность студентов, общая эрудиция, так как они приобретают новые знания, улучшают свой уровень владения иностранным языком. Студенты получают навыки работы со справочной литературой, интернетом, обучаются написанию рефератов на иностранном языке с последующей их презентацией, что, несомненно, пригодиться им в их будущей профессиональной деятельности.

Эффективность обучения иностранному языку может быть достигнута, при условии включения учащихся в процесс активной самостоятельной и творческой учебной деятельности. Учащиеся должны получить возможность действовать в соответствии со своими внутренними целями и потребностями, сохранять свою индивидуальность, принимать ответственные решения. Важно также предоставлять им большой выбор разнообразных видов деятельности, средикоторых они могут выбрать наиболее близкие их способностям и задаткам.

Итак, в заключении можно отметить, что наиболее продуктивными и актуальными методами обучения иностранному языку являются в большей степени коммуникативная и проблемная методики, и поэтому необходимо использовать те формы и приемы обучения иностранному языку, которые наиболее активизируют коммуникативную и познавательную деятельность.

Lyubov Mikhailenko,seniorlecturer, at the chair of foreign languages and applied linguistics, Omsk State Agrarian University named after P.A.Stolypin, OmskThe peculiarities of the German language teaching methods in nonlinguistic educational institutionAbstract.The articleis devoted to the problem of students’ motivation in the process of foreign languages study. The author tells about some aspects of effective teaching methods. Key words:motivation, communication, interest.

Рекомендовано к публикации:Худинша Е.А., кандидатом филологических наук;Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»