Содержание и структура планируемых результатов освоения лексики начального общего образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жажева Д. Д. Содержание и структура планируемых результатов освоения лексики начального общего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S16. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14708.htm.
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о планируемых результатах освоения лексики. Одно из основных направлений ФГОС – необходимость планирования конечных результатов работы. Это направление в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жажева Дариет Долетчериевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры русского языка и методикипреподаванияФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»,г. Майкоп

saya999@rambler.ru

Содержание и структура планируемых результатов освоения лексики начального общего образования

Aннотация.В статье рассматривается вопрос о планируемых результатах освоения лексики. Одно из основных направлений ФГОС –необходимость планирования конечных результатов работы. Это направление в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык.Ключевые слова: планируемые результаты, лексика, предметная подготовка, стандарт.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые связаны между собой различными отношениями, складывающимися на основе общих семантических признаков. Это дает основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в 1–4хклассах.Изучение лексики в образовательнопознавательном аспекте обеспечивает комплексный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, созначением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексикиоткрывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.В настоящее время установлены общие тенденции обогащения лексического запаса младших школьников, выявлены проблемы речевого развития, определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, проведен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. Лексика русского языка всегда была предметом пристального внимания со стороны лингвистов.Большое значение в обогащении лексического запаса младших школьников на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. По мнениюученыхметодистов, словарная работа –это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.Одно из основных направлений ФГОС –необходимость планирования конечных результатов работы. Это направление в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык. Одной из важнейших целей изучения русского языка в начальных классах является освоение лексики русского языка[6].Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта.Они представляют собой систему обобщенных личностноориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке[4].Планируемые результаты отражают общуюидеологию проекта: ориентацию на результаты образования, подход к стандарту как к общественному договору, ориентацию на системнодеятельностный подход.Планируемые результаты разрабатываются на основе Концепции и всех трех групп Требований стандарта. Онистроятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта, –базисного (образовательного) учебного плана, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий, системы оценки и др.Планируемые результаты уточняют и конкретизируют Требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся.Планируемые результаты представлены в двух формах, условно названных обобщенной и технологической. Каждая из этих форм соответствует одному из уровней: нормативному или инструктивнометодическому.Обобщенная форма соответствует нормативному уровню представления планируемых результатов. Эта форма служит ориентиром при разработке основных образовательных программ образовательного учреждения, при создании примерных и авторских программ и учебнометодической литературы или при разработке материалов административного и итогового контроля, иных оценочных материалов.Технологическая форма планируемых результатов соответствует инструктивнометодическому уровню их представления. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов, их проекцию на разные этапы учебного процесса. С её помощью возможно соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например представив итоговые планируемые результаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только логику развертывания учебного материала курса, но и логику формирования учебных действий. Поэтому технологическая форма планируемых результатов строится с опорой на представление о целесообразных способах организации совместной учебной учащихся и учителя, целесообразных формах и способах текущей и итоговой оценки, самооценки, возможности и целесообразности использования различных средств обучения.Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.Поэтому в содержании планируемых результатов должны быть отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основныхрезультатов начального общего образования, сформулированных в Требованиях стандарта:формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;воспитаниеоснов умения учиться –способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития –эмоциональной, познавательной, саморегуляции.В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта, содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами.Сформированность обобщенных способов действий наряду с овладением опорной системой знаний, умений и навыков позволяет обучающимся быть компетентными в той или иной сфере культуры, каждая из которых предполагает особые способы действий относительно специфического содержания. Иными словами, система планируемых результатов по каждому предмету (или, собственно, ожидаемые учебные достижения учащихся) призвана дать представление о том, какими именно действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), преломленными через специфику содержания данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системнодеятельностного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделении уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития –зоны ближайшего развития ребенка[2].Это означает, что в структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:актуального развития, т. е.на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);зоны ближайшего развития, т. е.на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.Наконец, планируемые результаты призваны сориентировать пользователя и в том, какими освоенными и/или перспективными учебными действиями, лежащими в зоне ближайшегоразвития, могут овладеть учащиеся в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета.При оценке результатов деятельности систем образованияосновным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают целиориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения каждой междисциплинарной или предметной учебной программы, составляющие содержание первого блока планируемых результатов для каждой учебной программы.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных[1].Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.Достижение этих результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса –учебных предметов, представленных в обязательной части базисного учебного плана.Система предметных знаний –важнейшая составляющая предметных результатов. В ней можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.К опорным знаниям относятся прежде всего основополагающие элементы научного знания (как общенаучные, так и относящиеся к отдельным отраслям знания и культуры), лежащие в основе современной научной картины мира: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы. На ступени начального общего образования к опорной системе знаний отнесён прежде всего понятийный аппарат (или «язык») учебных предметов, освоение которого позволяет учителю и обучающимся эффективно продвигаться в изучениипредмета.На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение обучающимися опорной системы знаний по русскому языку и математике.Действия с предметным содержанием (или предметные действия) –вторая важная составляющаяпредметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, прежде всего познавательные: использование знаковосимволических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинноследственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.Объектом оценки предметных результатов служит в полном соответствии с требованиями Стандарта способность обучающихся решать учебнопознавательные и учебнопрактические задачи с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий.Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности системы образования и образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности обучающихся наначальной ступени общего образования.При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса. Как уже отмечалось, содержание заданий для итоговой оценки достижения предметных результатов курса строится вокруг изучаемого опорного учебного материала, представленного в разделе «Выпускник научится».

Ссылки на источники1.Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу.–М.: Дрофа, 2000.

2.Выготский Л.С. Мышление и речь.–М., 2003.

3.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.–М.: Просвещение, 2010.4.Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б.Логиновой. –М.: Просвещение, 2010.5.Учусь различать слова и их значения: словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: учеб. пособиедля учащихся начальной школы.–М.: Дрофа, 2003. 6.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2011.

Dariet Zhazheva, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Russian language andmethods of teaching,Adyghe State University, Maikopsaya999@rambler.ruThe content and structure of the planned results of learning vocabulary primary General educationAbstract.The article considers the question of the planned results of new vocabulary. One of the main directions of GEF the need to factor in the final results. This trend fully covers all subjects, including English.Key words: рlanned results, vocabulary, subjectspecific training, standard.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»