Особенности применения проблемного подхода к обучению экономической теории

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васюкова М. В. Особенности применения проблемного подхода к обучению экономической теории // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14766.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемному обучению, которое как творческий процесс представляется в виде решения нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Это связано с тем, что главной задачей современного образования является овладение выпускниками методологией творческого преобразования мира. В статье рассмотрены особенности применения методов проблемного обучения при обучении экономической теории.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васюкова Марина Владимировна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и права ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омскmarinavasyukova@yandex.ru

Особенности применения проблемного подхода к обучению экономической теории

Аннотация.Статья посвящена проблемному обучению, котороекак творческий процесс представляется ввиде решения нестандартных научноучебных задач нестандартными же методами. Это связано с тем, что главной задачей современного образования является овладение выпускниками методологией творческого преобразования мира. В статье рассмотрены особенности применения методов проблемного обучения при обучении экономической теории.Ключевые слова: проблемный подход, проблемное обучение, экономическая теория, проблемный вопрос,проблемная лекция, проблемная ситуация, кейсметод.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Экономическая теория согласно международному опыту является значимой дисциплиной во всех ведущих университетах мира, подготавливающих специалистов в самых разнообразных областях знания.Это связано с тем, что фундаментальная экономическая теория представляет собой общественное благо почти в чистом виде и в высшей степени способствует повышению человеческого благосостояния. Кроме того, экономическая теория предлагает особую методологию и особые инструменты анализа социальноэкономических процессов, происходящих в обществе. А они в сою очередь позволяют выпускнику принимать решения и в своей специальной области, вне зависимости от конкретного факультета.

Зачастую студенты неэкономических вузов и факультетов относятся кэкономической теории как к чрезмерно теоретизированной дисциплине, мало связанной с их будущей деятельностью. Кроме того студенты разных факультетов имеют разную базовую школьную подготовку. Среди них выделяются студенты с очень хорошими знаниями экономики, полученными в школе и те, которые не в состоянии освоить материал на должном уровне. Это связано не только с отсутствием навыков экономического мышления и анализа, но и с низкой математической подготовкой. Подача материала по экономической теории на неэкономических факультетах должна отличаться доступностью, ясностью, простотой, связью с конкретными экономическими явлениями, чтобы курс мог освоить любой студент, независимо от начального уровня подготовки. Использование в учебном процессе новых подходов к преподаванию, в частности, проблемного подхода, способно изменить отношениестудентов к изучаемому предмету.Проблемный подход сам по себе известен давно. О его важности написано много теоретических и методических статей, но в современных условиях он обновился и дополнился новыми технологиями.Однаков массовом сознании преподавателей не сформировалось убеждение в необходимости проблемного обучения. Поэтому в реальной практике применяют его значительно реже. Это связано и с объективными трудностями, с которыми сталкиваются преподаватели –небольшое количество аудиторных часов. Но необходимость использования специальных методик обучения очень высока в связи со слабой заинтересованностью студентов в изучении предмета.

Необходимость использования проблемного обучения повышается в ходе преподавания дисциплины студентам заочной формы обучения. Таких студентов очень сложно заинтересовать предметом, предлагая только теоретические модели. В то же время обсуждение конкретных экономических ситуаций приучает студентов видеть за теоретическими моделями реальные процессы, анализировать проблемы, возникающие в деятельности фирм, оценивать ситуацию в экономике в целом, используя свои знания в области экономической теории.Кроме того, основная подготовка заочников осуществляется самостоятельно в процессе внеаудиторной работы. Аудиторная работа, как правило, ограничивается всего лишь несколькими часами. В то же время охват предмета в разделах микрои макроэкономики должен быть достаточно полным для формирования у студентов целостной картины экономической жизни, так как неотъемлемыми элементами современной культуры и компетентностного подхода к обучению являются:понимание закономерностей развития экономики, навыки рационального мышления, способность анализировать события, происходящие как на уровне экономики в целом, так и в рамках отдельной компании, локального рынка, домашнего хозяйства.Таким образом, возникает реальная проблема наиболее эффективного использования аудиторного времени. Проблемное обучениедает возможность решить эту проблему. При этом можно использовать как специально подобранные проблемные ситуации, с которыми чаще всего могут встретиться студенты в жизни, но и, используя их практический опыт, разобрать интересующие экономические проблемы, совместно составив план в рамках темы или раздела.Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, вметодах организации учебнопознавательной деятельности студентов и управлении ею, в структуре лекций и семинаров, в формах контроля преподавателя за процессом и результатом деятельности студентов[1].

Более распространенными в высшей школе вариантами проблемного обучения являются: проблемное изложение учебного материала на лекции в режиме монолога или на семинаре в режиме диалога; проблемное изложение учебного материала на лекции с частичным привлечением студентов к поиску решения проблемных задач, которые ставит преподаватель посредством проблемных вопросов, и сам их решает; частичнопоисковая деятельность студентов. Этот вариант чаще реализуется на проблемных семинарах, в процессе выполнения эксперимента, лабораторных работ, при эвристических беседах. При этом преподаватель заранее определяет проблему, решение которой опирается на имеющуюся у студентов базу знаний, и ставит вопросы, которые должны вызывать у студентов интеллектуальные трудности и потребовать целенаправленного мыслительного поиска.

В ходе изучения теоретического материала преподаватель организует диалогическое общение на проблемной лекции.Проблемная лекцияпредставляет собой такую лекционную форму, в которой процесс познания студентов или учащихся близок к поисковой, исследовательской деятельности. При этом совместные усилия преподавателя и обучаемых обеспечивает успешность проблемной лекции. Таким образом, лектор не столько передает информацию, сколько приобщает слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. Такое сотрудничество помогает студентам «открыть» для себя новые знания, постичь теоретические особенности отдельной науки или своей профессии.Важнейшими (базовыми) элементами проблемнойлекции базовыми являются система познавательных задач, отражающих основное содержание темы и общение диалогического типа по вводимому лектором материалу.

При этом познавательные задачи должны лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоениянового материала, а также быть доступными по своей трудности для студентов, учитывая познавательные возможности обучаемых.Более легкое достижение результата обучения зависит от большей степени диалогичности лекции. При этом она дает больший развивающий, воспитывающий и обучающий эффект.Преподаватель на проблемной диалогической лекции должен сочетать заранее составленные проблемные и информационные вопросы. Это в свою очередь способствует развитию мышления студентов, учитывая их индивидуальные особенности.

При этом вопросы должны:отражать результат предшествующего мыслительного анализа условий решения задачи;

отделять понятное от непонятного, известное от неизвестного;указывать на искомое задачи и область поиска неизвестного проблемной ситуации;ставить неизвестное на структурное место цели познавательной деятельности студентов;являться средством вовлечения студентов в диалогическое общение[2].Проблематизацию лекции можно усилить за счет использования такой формы как бинарная лекция. В этом случае у студентов появляется возможность получать информацию от двух преподавателей (источников), сравнивать разные точки зрения на одну научную проблему, формирует у них культуру дискуссии. Лекторы могут представлять разные теоретические подходы, разные дисциплины либо теоретический и практический аспекты. Последний может быть представлен лекторомпрактиком.Так как методика бинарной лекции довольно сложная, требующая от преподавателей большой подготовительной работы, она используется довольно редко и преимущественно по наиболее значимым проблемам. В экономической теории, например, одной из таких проблем является проблема собственности. Отношения собственности виднына поверхности явлений и затрагивают каждого. А с появление все новых форм предпринимательской деятельности большую значимость приобретает экономический аспект собственности. Однако, собственность –не только ключевая экономическая категория, но также одна из базовых правовых категорий. Поэтому следует четко различать юридические и экономические аспекты содержания собственности. Это можно сделать в форме бинарной лекции. При этом в качестве лектора представляющего правовой аспект может быть как преподаватель по дисциплине «Правоведение», так и юристпрактик.На практических занятиях по экономической теории зачастую проблемность возникает совершенно естественно и не требует создания искусственных ситуаций. По сути, не только каждая текстовая задача, но и большая часть других заданий по экономической теории представляют собой своего рода проблемы, если не превращать их выполнение в чисто тренировочную работу, связанную с решением по готовому образцу. Но несмотря на это необходимо использовать и проблемные ситуации, напрямую связанные с практикой, особенно близкие к направлению подготовки студентов. При этом можно использовать все многообразие технологий. Именно практические и семинарские занятия, а также внеаудиторная научноисследовательская работа студентов дают больше возможностей для создания проблемных ситуаций по сравнению с лекцией, так как не весь лекционный материал по экономической теории можно и нужно излагать в проблемной форме.Широкое распространение при изучении экономических дисциплин приобретают в последнеевремя такие методы проблемного обучения как метод проектов, компьютерное моделирование, деловые игры и т.д.Также достаточно широко начинает использоваться метод кейсов, который весьма популярен на Западе и в Америке. В частности в западных странах этот метод считается эффективным исследовательским методом, а не только педагогическим.Благодаря этому методу при изучении экономических дисциплин у студентов расширяется экономических кругозор, развиваются навыки работы с разнообразными источниками информации и решения достаточно разнообразных жизненных задачи и экономические ситуации, возникающие практически ежедневно. Кроме этого, развиваются творческие способности обучающихся, способности анализа непредвиденных ситуаций, принятия решений. Среди обучающихся данный метод завоевывает позитивное отношение, так как они видят в нем игру, в которой есть возможность применить на практике теоретический материал. Взаимодействуя друг с другом приобретается навык работать в команде, проявляются и совершенствуются аналитические и оценочные навыки, появляется возможность увидеть разнообразие решения проблем в реальной жизни, найти наиболее рациональное решение.Кейсметод является специфической, сложной, синергетической, многоаспектной технологией обучения. Он интегрирует в себе другие формы развивающего обучения и методы познания.В данном методе формирование проблемы и путей ее решения происходит на основании кейса, который одновременно представляет собой и техническое задание, и источник информации для осознания вариантов эффективных действий.К кейстехнологиям относят метод кейсов, анализ конкретных ситуаций (кейсстади), ситуационные задачи и упражнения, метод ситуационного анализа, метод инцидента, игровое проектирование, метод ситуационноролевых игр, метод разбора деловой корреспонденции.Среди кейсметодов различают обучающие, практические, научноисследовательские. Обучающие направлены на развитие образовательных курсов. Практические отражают реальные жизненные ситуации. Особенно эффективен кейсметод в дополнительном профессиональном образовании взрослых, так как учебная работа со взрослыми людьми несколько легче, чем обучение подрастающего поколения. Это связано с тем, что обучение основывается на имеющейся базе знаний и практического опыта. Однако при этом может негативно проявиться консерватизм мышления учащихся и их нежелание меняться. Не смотря на это взрослые через ситуативность легко подключают новую систему знаний к уже имеющейся. Мотивация взрослых связана со стремлением быстро развить или модернизировать знания, поэтому кейстехнология в наибольшей мере соответствует уровню и типу их подготовки.Проблемное обучение должно строиться в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал. Основной акцент при этом должен делаться на том, каким образом тема может быть использована при овладении студентами профессиональными компетенциями. Для подачи материала по экономической теории в проблемном ключе, прежде всего, подходят темы, содержащие в себе противоречия и проблемы практической экономики.Особенностью экономики является то, что она не существует без противоречий, так как противоречия являются движущей силой развития общества, в том числе и рынка. Поэтому противоречия в экономике нужно не игнорировать, а специально изучать и анализировать.В экономической теории, прежде всего, требуют рассмотрения такие противоречия как ограниченность ресурсов и неограниченность потребностей, частный и общественный характер труда, цена и полезность, так как они лежат в основе всех остальных противоречий.Реальные проблемы, с которыми сталкивается любое современное общество, изучаются в основном в разделе «Макроэкономика». К ним относятся проблемы инфляции, безработицы, кризисов, экономического роста, роли государства в экономике.Для проблемного изложения раздела «Микроэкономика» больше всего подходят темы, изучаемые на всех направленияхподготовки и имеющие явно или частично прикладной характер. Например, при изучении темы «Поведение потребителя на рынке благ» можно использовать частичнопоисковую деятельность студентов. В частности лекцию можно провести в форме беседы преподавателя со студентами с использованием проблемных вопросов, на практических занятиях можно применить элементы деловой игры, метод кейсов. В отдельных случаях могут быть даны задания для внеаудиторной работы группам студентов из 4–5 человек.Краткое описание проблемной лекции по данной теме может выглядеть следующим образом. При постановке проблемных вопросов можно исходить из повседневного опыта студентов и в процессе беседысовместно выходить на формулировку проблемы потребительского выбора. В качестве исходной ситуации можно взять наиболее интересующие современных студентов товары и проанализировать, например, поведение студента на рынке мобильных устройств.Для начала необходимо оценить потребности разных студентов в данном товаре. Выяснив, что каждая потребность имеет свой предел и свою ценность, формулируются основные понятия и закон убывающей предельной полезности.Возникает следующая проблема, касающаяся необходимости сопоставления полезностей. При этом можно разделить мотивы более и менее обеспеченных студентов. Результатом решения этой проблемы является выход на понятия цены и бюджета и необходимость распределения ограниченного бюджета.Затем необходимо решить, что выбрать в качестве критерия рациональности распределения дохода между различными вариантами покупок.Таким образом, проблемное изучение экономических дисциплин может считаться эффективным методом обучения и широко использоваться в высших учебных заведениях. Но это не может и не должно стать ни единственной, ни преобладающей системой обучения.Оптимальной структурой учебного процесса будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций.

Ссылки на источники1.Руденко А.Д. Особенностипроблемного обучения студентов экономических специальностей.–URL:numi.ru›conf/20122/02_06_01.doc2.Оганесян Н.Т. Педагогическая психология. Система разноуровневых контрольных заданий: учеб.пособие для студ. вузов. –М.:Кнорус, 2009.–324 с.

Marina Vasyukova,Candidate оf Economic Sciences, Associate Professor, chair of economic theoryand law of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omskmarinavasyukova@yandex.ruFeatures of the application problematic approach to teaching economic theoryAbstract.The article is devoted to the problem of learning, which is how the creative process is represented in the form of solutions custom researchtraining tasks nonstandard methods. This is due to the fact that the main task of modern education is seen in theacquisition of graduates methodology creative transformation of the world. In the article the peculiarities of application of methods of problembased learning that can be applied in teaching economic theory.

Keywords:problembased approach, problem training, economic theory, problem, problem lecture, problem situation, the case method.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск