Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции компетентностного обучения в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Слабодцкий В. В. Цели и задачи патриотического воспитания студенческой молодёжи с позиции компетентностного обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S22. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14772.htm.
Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор предлагает своё видение путей обновления средств, форм, методов и технологий, связанных с патриотическим воспитанием студентов, полагает, что в современных условиях необходимо максимально использовать потенциал вузовских музеев, музейных комплексов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Слабодцкий Владимир Васильевич,

кандидат исторических наук, доцент, специалист по учебнометодической работе методического отдела ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университетимени П.А.Столыпина», г.Омскssv27@ yandex.ru

Цели и задачипатриотического воспитаниястуденческой молодёжи

с позиции компетентностного обучения в вузе

Аннотация. Статья посвящена актуальным вопросам патриотического воспитания студенческой молодёжи. Автор предлагает своё видение путей обновления средств, форм, методов и технологий, связанных спатриотическим воспитаниемстудентов, полагает, что в современных условиях необходимо максимально использовать потенциал вузовских музеев, музейных комплексов.Ключевые слова: патриотизм, воспитательная работа, программа патриотического воспитания, гражданственность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Распад СССР, последовавшиеза этим радикальные социальноэкономическиеи политические реформы в России, вызвали пересмотр традиционных норм,ценностей. Всё это обосновывалось необходимостью отказаот коммунистического наследия. Сильнейший удар был нанесён по всему, что ассоциировалось спатриотическими идеями и идеалами. Более того, само слово «патриот» приобрело ярко выраженный негативный смысл. В общественное сознание, прежде всего молодёжи, внедрялись идеи, в основе которых лежала неприязнь ко всему отечественному как чемуто отсталому, требующемузамены новым, современным.

Прежде всего, удар был нанесён по историческому прошлому. Ругать своё прошлое считалось, чуть ли не правилом хорошего тона. Последствия налицо. Выросло немало молодых людей, у которых так и не сформировалось адекватное ценностное отношении с истории своей страны, делам и свершениям предыдущих поколений.

Наступило время исправлять эту ситуацию. Важно отметить, что проблема хорошо осознана высшим руководством страны. Регулярно проходят встречи Президента РФ с общественностью, где обсуждаются проблемы преподавания истории, написания непротиворечивых учебников по истории страны, в широком контексте‬проблемы патриотическоговоспитания вообще. В 2001 г.былапринятапервая государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001‬2005 годы» (Постановление Правительства РФ № 122). Сейчас реализуется третья государственная программа,рассчитаннаяна период 2010‬2015 гг.[1] Готовится и четвёртая программа по патриотическому воспитаниюграждан РФ [2].

При Правительстве РФв 1992 г.созданРоссийский государственный историкокультурный центр при ПравительствеРФ (Росвоенцентр), который с 1999 г. является по сути дела основным разработчиком и координатором государственныхпрограмм по патриотическому воспитанию внашей стране. Созданына федеральном и региональном уровнях межведомственные координационные советы и центр по патриотическому воспитанию. Проводятся масштабные научнопрактическиеконференции, где обсуждаютсяразличные аспектыформирования патриотических взглядов, ценностей, жизненных установоку граждан. Можно говорить о том, что в странев основном сложилась система патриотического воспитания.

Между тем, проблем в этой области ещё очень много. Так, например, в итоговом документе (обращении) участниковВсероссийской конференции «ПатриотизмXXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта», состоявшейся в ноябре 2013 г., было указано, что «Формирование правовых основ патриотического воспитания затягивается. Федеральныйзакон от 29 декабря 2012 г. №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не содержит норм, касающихся организации и проведения патриотического воспитания в образовательных учреждениях». Между темв этомже обращении естьуказание на то, почему это имеет место быть: «Отсутствие утверждённых критериев оценки эффективности деятельности федеральных министерств и ведомств, органов власти субъектов РоссийскойФедерации, образовательных учреждений и общественных организаций по вопросам патриотического воспитания не позволяет объективно оценивать результаты этой работы»[3]. И далее предложение, адресованное Министерству образования и науки РФ:«…дополнительно разработать и включить в перечень показателей, оценивающих эффективность работы образовательного учреждения, критерии оценки работы образовательного учреждения, критерии оценки работы по патриотическому воспитанию»[3]. Вообще,вопрос об эффективностиработы по патриотическому воспитанию довольно сложный. Сводить всёдело к количественным показателям, очевидно, не совсем корректно. Речь должна идти об адресности данной деятельности, системности, последовательности и с учётом реальных возможностей организаций и ведомств, на которые возложены обязанности по патриотическому воспитанию в нашей стране.Значительный потенциал для реализации задач патриотического воспитания объективно заложен в образовательных учреждениях. В них всегда обучение и воспитание рассматривались как звенья одной цепи. Попытки оторвать процесс обучения и воспитания, предпринятые в начале 1990х гг.под предлогом преодоления коммунистической идеологии, привели вообще к недооценке воспитательной составляющей в образовательной деятельности. Негативные последствия ‬очевидны. Разворот на сто восемьдесят градусов, наметившийся в последние годы в этой области, даёт основание говорить о постепенном преодолении нигилистического подхода к воспитательной работе. Но есть опасность того, что эта работа может превратиться в очереднуюкампанейщину и формализм, а этого допустить нельзя, поскольку речь идёт о формировании у молодого поколения базовых ценностных взглядов и социальных ориентиров.

Патриотизм как ценность личностная и социальная обретает сегодняпо сути дела второе дыхание. Во многом это связано с глубоким кризисом политики мультикультурализма, которую на протяжении последних 20‬30 лет проводил Запад. Вопросы этнической, культурной, конфессиональной идентичности сегодня волнуют многих людей.Глобализация экономической жизни в миреоживила дискуссии о соотношении национального и интернационального.Неоднозначныепроцессы глобализации, которые, кстати, сильно влияют не только на экономику, но и на культурную, духовнуюсферу стран и народов, актуализировали поиск адекватных ответов на вызов эпохи.

Выяснилось, что списывать в архив истории такие понятия как патриотизм, национальные чувства, национальная психологияи т.д.рано. Но понятно и то, что необходимо не впасть в крайность дикого национализма и шовинизма. Для нашей страны это весьма актуально. Отсюда вопросы патриотического воспитания вновь становятся во главу угла.В современных условиях большие задачи в деле воспитания гражданина и патриота стоят перед высшими учебными заведениями. Многие вузы,в рамках реализации государственной программы патриотического воспитания граждан РФ разработали свои вузовские программы с учётом региональной и профессиональной специфики и традиций. Это ‬правильно!

Вузы сегодня нацелены в своей основной деятельности, как известно, на формирование и развитие различных компетенций у будущих специалистов.

В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования предусмотрено, чтов процессе освоения той или иной образовательной программы у студента должны быть сформирован наряду с профессиональными компетенцияминабор определённых общекультурных компетенций. Во ФГОС присутствуют предельно обобщённые характеристики этих компетенций, которые требуют содержательного наполнения через учебные дисциплины непосредственно в ходе учебного процесса, атакже через многообразные формывнеаудиторной работы со студентами.Именноздесь присутствуют целевые установки и задачи воспитательной работы, которыми должны руководствоваться и преподаватели и другие участники учебновоспитательного процесса.

В рамках реализациитой или инойООП общекультурные компетенции априори предполагают, что будущий выпускник вуза будет обладать качествами и гражданина и патриота. Однако сами определения этих компетенцийкак бы скрыты. Так, например,даны следующие формулировки общекультурных компетенций: в процессе освоения основной образовательной программы студент должен знать: «…основныезакономерности и этапы исторического процесса»,«…место человека в историческом процессе», «применять понятийнокатегориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук». Понятно, что онине дают в полной мере представления о содержательной стороне воспитательного процесса вообще, и патриотического воспитания, в частности. Наверное, гражданскопатриотическаясоставляющая в арсенале общекультурных компетенций будущего специалиста должна быть более чётко обозначена. Пока этого нет, то и субъекты воспитательного процесса (преподаватели, руководство вузов) могут поразному понимать свою роль в формировании соответствующих качеств у обучающихся. На практике так и происходит.Вузы в современных условиях, как нам представляется, должны сосредоточиться всвоей воспитательной деятельности в первую очередь, на задачах, которые содействуют развитиюу студентов устойчивой приверженности выбранной специальности или профессии. готовности работать в своём регионе. Очевидно, чтоэто предполагает использованиекомплекса мер воспитательного характера, направленных на формирование позитивного имиджа специальности или профессии, её социальной значимости. Очевидно,особая роль здесь должна принадлежать вузовским музеям (историкомузейным комплексам) как центрам формирования соответствующих целевых установок у студентов. Причём их роль не должна превращаться лишь в места проведения редких экскурсий для студентов. Последних самих необходимо активно привлекать в качестве участников написания истории своего вуза, края ит.д.через поисковую и исследовательскую работу. Здесь как бы ничего нового нет. Но должны поменяться формы этой работы. В рамках получившего в последние годы развитиетакогоисследовательского направления как «устная история», открываются реальные возможности повысить воспитательный потенциал исторической науки, Студенты, участвуя в тех или иных проектах в рамках данного научноисследовательского направления,получают бесценный опыт приобщения к историческим событиям напрямую, нарабатывают практику «первооткрывателя»истории конкретныхчеловеческихсудеб в преломлении через судьбу страны. В итоге получается большой воспитательный эффект. Большой воспитательный эффект может быть достигнут посредством вовлечения студенческой молодёжи в клубы военноисторической реконструкции. В игровой форме, которая сама по себе привлекательна для молодёжи, позволяет решить проблему погружения в ту или иную историческую эпоху, понятьеё колорит.Отсюда может быть достигнуто осознанное отношение молодёжик прошлому своей страны. Сегодня такие клубы есть практически во всех городах России. Учитывая тотальный интерес молодёжи к Интернету, социальным сетям необходимо использовать ихвозможности по максимуму. В частности, студенты могут (и во многих вузах накоплен такой опыт) участвовать в разработкеи администрировании сайта музея истории вуза, факультета, кафедры, создании электронного каталога музейных коллекций, баз данных и т.д.При изучении таких дисциплин как «история», «социология» студенты могут проводить социологические исследований (опросы) по вопросамзнания истории вуза, региона, различных аспектовпатриотическоговоспитания.

Далее. Сегодня в системе воспитательной работы появились такие важные инструменты управления мотивацией студентов (с точки зренияактивизации их участия в жизни вуза) как рейтинги ипортфолио. Известно, что сегодня отрейтинговых показателей студента, качества и полноты портфолио зависит уровень егостипендиального обеспечения. Почему бы разработчикам вузовских рейтингов не предусмотретьболее значимую шкалу оценок, характеризующих участие студентов именнов поисковой, военнопатриотической и научноисследовательской деятельности, считая эти направления общественной деятельностистудентов приоритетными.Эти инструменты можно и нужно использовать для расширения круга студентов, участвующих в поисковой и историкокраеведческой работе в рамках вузовских музеев истории. Особенно актуальной такая деятельность с участием студентов становится в связи с подготовкой к юбилейным датам в истории вуза, города, региона.Важноиспользоватьвозможности участия студентов в разного родаконкурсах научноисследовательских работ и проектов (вузовский, региональный, федеральный уровень). Причём это могут быть не только большие работы, но и краткие эссе, сочинения, и т.д.И задача преподавателей заключается именно в максимальномрасширении круга участниковэтих конкурсов. Как показывает практика, доля студентов, участвующих в научноисследовательскихконкурсах по историкокраеведческой проблематике, не очень большая. Вот здесь уже нужно мотивировать как преподавателей соответствующих учебных дисциплин, так и кураторов. Инструмент для мотивации самих преподавателейи кураторов по руководству этой работой студентов также имеется (рейтинг преподавателя, куратора).Если делать обобщение, то главный вывод заключаетсяв том, что сегоднясистема патриотического воспитания в вузедолжна иметь точно выверенную адресность, последовательность, системность, конкретность, с ориентацией студентов на приверженностьсвоей специальности, готовность работать в своём регионе, стране. При этом надо помнить, что студент должен быть не только объектом воспитательного процесса, но и его субъектом. Толькорешив этудвуединую задачу,можнодостичьожидаемого эффективного результата

Ссылки на источники1.Третья государственная программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2011‬2015 гг. ‬URL:http://www.rosvoencentrrf.ru/index.php (дата обращения 20.09.2014).

2.URL:http:// www.gospatriotprogramma.ru(дата обращения 22.09.2014).

3.Обращение участников Всероссийской конференции «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта». ‬URL:http://www.rosvoencentrrf.ru/index.php (дата обращения 20.09.2014).

Vladimir Slabodtsky, Candidate of historical sciences, professor, specialist teaching work methodical department of Omsk State Agrarian University after P.A. Stolypin,Omsk ssv27@ yandex.ru

Goals and objectives of the patriotic education of student youth from a position ofcompetence training in high school Abstract. The article is devoted totopical issues of patriotic education of the student youth. The author believes that under current conditions it is necessary to maximize the potential of university museums, museum complexes, assuming that their opportunities are far from exhausted. Theauthor considers the best, in his opinion, the problems that are associated with the patriotic education of the university offers his vision of how to update the means, forms, methods, and technologies related to the patriotic education of students. Keywords: patriotism, a program of patriotic education, citizenship.

Рекомендовано к публикации:

Гавриловой Н. В., кандидатом биологических наук, доцентом кафедры истории и социальнопедагогических дисциплин ФГБОУ ВПО «Омский государственный аграрный университет им.П.А.Столыпина», г. Омск