Методические аспекты изучения объектно-ориентированного программирования в среде Delphi в базовой школе.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щёлокова С. Д. Методические аспекты изучения объектно-ориентированного программирования в среде Delphi в базовой школе. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54112.htm.
Аннотация. Изучение темы “Основы объектно-ориентированного программирования в среде Delphi” востребованы в последующей профессиональной деятельности. Кроме того, ученики могут использовать полученные знания и умения в исследовательской деятельности в других предметных областях. Как одну из современных форм обучения и получение дополнительной информации, можно наряду с обычным чтением лекций и проведением практических занятий, предложить ученикам форму изучения темы посредством Интернета. Особенно актуальной становится подобная форма обучения в силу распространения дистанционного обучения, которое подразумевает общение между преподавателем и учеником с помощью компьютерных сетей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Джафарова Саида Джумшудовна,учитель, МБОУ «СОШ №27 им. Н.С. Лескова с углубленным изучением английского языка», г.ОрёлSaida.89@mail.ru

Методические аспекты изучения объектноориентированного программирования в среде Delphiв базовой школе

Аннотация. Изучение темы “Основы объектноориентированного программирования в среде Delphi” востребованы в последующей профессиональной деятельности. Кроме того, ученики могут использовать полученные знания и умения в исследовательской деятельности в других предметных областях.Как одну из современных форм обучения и получение дополнительной информации, можно наряду с обычным чтением лекций и проведением практических занятий, предложить ученикам форму изучения темы посредством Интернета. Особенно актуальнойстановится подобная форма обучения в силу распространения дистанционного обучения, которое подразумевает общение между преподавателем и учеником с помощью компьютерных сетей.Ключевые слова: объектноориентированноепрограммирование, среда программирования Delphi, конструктивные элементы, компоненты.

Государственный образовательный стандарт по «Информатике и ИКТ»предусматривает изучение темы «Алгоритмизация и программирование» в базовом курсе информатике в объеме 19 часов. Однако, в рамках данной темы достаточно сложно освятить вопросы «объектноориентированное программирование в среде Delphi», которое в настоящее время является весьма актуальными. Одной из задач дополнительного образования является содействие воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого учащимся дополнительного образования предлагается осваивать элементы инженернотехнической деятельности. Ознакомиться и приобщиться к современным информационным технологиям создания программного обеспечения, научиться использовать компьютер для решения нестандартных прикладныхзадач. В рамках этого курса учащиеся должны получить представление о структуре “среды программирования Delphi”, познакомиться с такими понятиями как: компонент, форма. И научиться применять свои знания на практике. Данный курс посвящен получению знаний и навыков, необходимых для ознакомления учащихся с профессией программиста и современнымитехнологиями программирования, такими как ОбъектноОриентированное Программирование (ООП),изучению среды объектновизуального программирования Delphi, одного из ярких представителей семейства объектноориентированных языков.В рамках специализации «Программирование в объектновизуальных средах» производится подготовка программистов, которые являются специалистами в области разработки прикладного программного обеспечения.Актуальностьданной программы состоит в том, что она дает возможность школьникам ознакомить учащихся с востребованной и престижнойпрофессией программиста, знакомит с объектноориентированной средой Borland Delphi,и позволяет приобрести навыки решениявычислительных задач, а так же созданию самостоятельных творческих проектов.Среда программирования Delphi наиболее привлекательна. Пакет Borland Delphi (Дельфи) —блестящий наследник семейства компиляторов Borland Pascal[1], предоставляющий качественные и очень удобные средства визуальной разработки. Его исключительно быстрый компилятор позволяет эффективно и быстро решать практически любые задачиприкладного программирования. Процесс создания управляющих элементов с помощью Delphi считается относительно простым. Delphi дает возможность производить новые управляющие элементы из своей библиотеки визуальных компонентов (Visual Component Library)[2],в которой собраны классы компонентов Delphi, разработанные Borland, сторонними поставщиками или самими пользователями. Delphi обеспечивает средства автоматизации, призванные облегчить процесс создания управляющих элементов. И хотя в Delphi отсутствуют какиелибо средства визуального проектирования при создании управляющих элементов (это чистое кодирование), тем не менее опция Active Form позволяет создавать управляющие элементы методом "перетаскивания" мышью. У языка Delphi есть еще одно очень важное преимущество перед остальными коммерчески успешными языками —он великолепно подходит для обучения программированию. Поэтому авторы рекомендуют его в качестве первого языка для всех учеников и студентов, собирающихся стать профессиональными программистами.Среду программирования Delphiможно использовать во многих предметах. Так, например, в математике создаются приложения по разделам линейной алгебры «Решение систем уравнений»,приложение по разделу аналитической геометрии «Треугольник»,приложение по разделуматематический анализа «Кривые Безье». «Решение нелинейных уравнений». В математике и физике построение графиков. В физике можно создавать приложения показывающие падение тел, отражение света в различных средах. В биологии, географии и других предметах создаются различныедиаграммы для наглядности. Таким образом видно, что программирование тесно связано с школьными предметами. При изученииDelphiу учеников развиваетсялогическое и умственное мышление, совершенствуется самообразование. Развивается абстрактное мышление, познания в архитектуре и самих технологий ИТ. Особо следует отметить, что знания, умения, навыки, способы деятельности, полученные учениками при изучении элективного курса “Основы объектноориентированного программирования в среде Delphi” будут востребованы не только в вузе, но и в последующей профессиональной деятельности. Кроме того, ученики могут использовать полученные знания и умения в исследовательской деятельности в других предметных областях.Как одну из современных форм обучения и получение дополнительной информации можно наряду с обычным чтением лекций и проведением лабораторных занятий, предложить ученикам форму изучения темы посредством Интернета. Изучение темы “Основыобъектноориентированного

программирования в среде Delphi” для учеников 8 –9 классов направлено на достижение следующихцелей:1.Освоение знаний, составляющих основу темы “Основыобъектноориентированного программирования в среде Delphi”, относящихся к построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование;2.Развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;3.Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейЗадачиметодики преподавания информатики темы “Основыобъектноориентированного программирования в среде Delphi”:1.Овладение основными понятиями “Среда программирования Delphi”;2.Выработка практических навыков работы со “Средой программирования Delphi”;3.Общее развитие и становление мировоззрения учеников;4.Развитие навыков работы с компьютером.Современная система подготовки специалистов в области образования предполагает развитиенавыков самостоятельного и дополнительного обучения.Значительное количество аудиторных часов заменяется самостоятельной работой под руководство преподавателей и различными формами самостоятельного изучения материала и дистанционного обучения, элективных курсов.Элективные курсы являются важнейшим средством для построения индивидуальных образовательных программ, так как, в наибольшей степени близки к выбору каждым школьником элементов содержания образования в зависимости от собственных способностей, интересов, жизненных планов. С хорошо разработанной системой элективного курса каждый ученик может получить образование с определенным желаемым уклоном в ту или иную область знаний.Тема “Основы объектноориентированного программирования в среде Delphi” является важным разделом дисциплины “Программирование”, которая изучается учениками в виде элективного курса. Согласно стандарту,данная дисциплина изучается в школе только по усмотрению учителя информатики.В силу этого, количество часов устанавливается так же учителем. Необходимость изучения элективного курса ”Основыобъектноориентированного программирования в среде Delphi” посредством дополнительного обучения заключается в следующем:1)Для успешного изучения курса ученик должен уметь самостоятельно работать с источниками, уметь искать необработанную специально (как в учебнике) информацию, использовать при решении учебных задач свой собственный жизненный опыт. Понятно, что в решении этой задачи учебник, жесткая учебная программа не всегда помогают. Значит, и здесь могут выручить дистанционные обучения, занятия по которым будут организованы в малых группах.2)Мотивация к изучению того или иного предмета возникает у ученика через успех. Нравится обычно то, что получается. По ведь успешны на занятиях далеко не все. У части учеников вырабатывается привычка быть неуспешным, у когото возникает страх получить двойку, тройку. Дистанционное же обучение может и должно стать тем местом, где ученик не боится получить плохую оценку, “не попасть в ответ”. Он начинает свободно высказывать свои мысли, раскрепощается. 3)При подготовке учеников к олимпиаде преподаватели часто сталкиваются с проблемой –каким методам решения задач уделить больше времени. Можно предложить, например, такие критерии: чтобы ученикам было интересно, чтобы данным методом решался большой круг задач, чтобы можно было использовать исторический материал и т. п.

Логикоструктурная схема рассмотрения темы “Основы объектноориентированного программирования в среде Delphi”для учащихся 89 классовМетодика изучения темы “Основы объектноориентированного программирования в среде Delphi” подразумевает вначале знакомство с историей, общими положениями создания приложений[3].Далее ученики знакомятся с определением “Среда программирования Delphi”, ее основными конструктивными элементами, а затем на примере простейших задач знакомятся с ее работой[1].В дальнейшем происходит изучение основных базовых примеров. Ученики на компьютере, пока что с помощью учителя, пробуют решать задачи, и разбираются с новыми для себя понятиями.И уже на практике, на лабораторных работах, мы закрепляем все приобретённые знания. Начинаем с лёгких задач, и с каждой следующей лабораторной работой, усложняем задачи. Ученики могут пользоваться лекциями, а также использовать дополнительную литературу.В конце курса ученики получают зачётное задание, где уже без использования какихлибо источников знаний (лекции, литература), показывают, как они усвоили материал. И в соответствии с этим, получают зачёт.

Рис. 1. Основы объектноориентированного программирования

Ссылки на источники1.Самоучитель по Delphi(AlexSOFTCo. Ltd).2005г.2.Чеснокова О.В. Delphi2007. Алгоритмы и программы. –Москва, NTPress. 328 –336 с.3.Фленов М. Библия Delphi.2011 г.