Организация адаптивной деятельности в высшей школе для молодых людей с ограниченными возможностями (на примере программы «Преодоление»)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данилина М. В. Организация адаптивной деятельности в высшей школе для молодых людей с ограниченными возможностями (на примере программы «Преодоление») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 256–260. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54159.htm.
Аннотация. В современных условиях молодые люди с ограниченными возможностями испытывают различные социальные проблемы и трудности, многие из которых связаны с решением вопросов социальной, психологической, профессиональной адаптации. Решение вышеперечисленных проблем возможно с помощью комплексных специализированных программ, реализованных в рамках учебных заведений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Данилина Марианна Вячеславовна,кандидат психологических наук, доцент кафедры СКСиТ,ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет», г. Кострома annamaria@bk.ru

Организация адаптивной деятельности в высшей школе для молодых людей с ограниченными возможностями (на примере программы «Преодоление»)

Аннотация.В современных условиях молодые люди с ограниченными возможностями испытывают различные социальные проблемы и трудности, многие из которых связаны с решением вопросов социальной, психологической, профессиональной адаптации. Решение вышеперечисленных проблем возможно с помощью комплексных специализированных программ, реализованных в рамках учебных заведений. Ключевые слова:молодые люди с ограниченными возможностями, развитие социальной активности,адаптация, социальная поддержка, программа «Преодоление»

В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями представляют собой одну из наиболее сложных маргинальных социальных категорий. Несмотря на ряд изменений со стороны государства, обеспечивающего социальную поддержку молодым людям с ограниченными возможностями, положительные изменения общественного сознания, существует множество проблем, требующих незамедлительного решения.Основной проблемой для любого молодого человека, особенно для молодежи с ограниченными возможностями, является принятие решения. Решения могут касаться семьи, учебы, будущей карьеры. Главное то, что молодой человек должен сделать выбор в той или иной ситуации, ответственность за который он будет нести единолично. В такие моменты страх, неуверенность в себе овладевают неопытным молодым человеком, страх у человека с ограниченными возможностями увеличивается вдвое, т.к. его неуверенность, неопытность, социальная неадаптированность, как правило, намного больше.[2].Вопросами адаптации молодых людей с ограниченными возможностями, в том числе учащихся высшей школы освящены в ряде работ, их которых возможно выделить труды социологического и социальнопедагогического направления Н. Ф. Басовой, С. И. Журавлевой и других [1, 3].Безусловно, важнейшими вопросами для молодых людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности являются обучение, трудоустройство, досуг и другие сферы. При этом необходимо подчеркнуть, что успешность реализации данных сфер напрямую зависит от уровня развития социальной активности молодого человека.Реализации вышеизложенных принципов могут способствовать программы и проекты социального направления, развивающие социальную активность молодого человека с ограниченными возможностями. Одной из подобных программ является«Преодоление», основу которого составляют волонтерские принципы и подходы. В нашем городе в настоящее время функционирует три государственных Костромских Вуза, филиал РГГУ, филиалы 4х частных вузов, в которых учатся молодые люди с ограниченными возможностями. Особую проблему составляет для них очная форма обучения, которая охватывает более половину учащихся. При этом наиболее актуальным здесь выступает социальная и учебнопрофессиональная 2

адаптация на 12курсах, социальный статус студента, успешность учебной и досуговой деятельности в вузе. Развитие добровольческого или волонтерского движения в РФ в целом и Костромской области в частности, позволяет рассматривать волонтерство в качестве важнейшего направления реализации программы. Включение молодых людей с ограниченными возможностями в добровольческую деятельность является одним из залогов их успешной социализации в обществе.Основнойцелью программы «Преодоление» являетсяразвитие социальной активности молодого человека с ограниченными возможностями посредством включения его в добровольческую волонтерскую деятельность.Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:трансляция психосоциальных достижений, навыков от более старшей возрастной категории к более возрасту;формирование навыков психосоциальной взаимопомощи и взаимоподдержки на уровне «Ровесник –Ровеснику»;развитие условий, способствующих интеграции, объединению в социальной жизнедеятельности молодых людей различных возрастных и социальных категорий. Участники программы:Студенческая молодежь с ограниченными возможностями в возрасте от 17 до 25 лет.Студенты Вузов в возрасте от 17 до 25 лет.Молодежные общественные объединения.Специалистыпрофессионалы социального, психологического, досугового профиля.Механизмы реализации программы:Проведение обучающих областных и районных семинаров.Проведение массовых мероприятий (встречи, акции, деловые игры).Проведение выездных лагерных смен.Создание видеофондасоциальных достижений ребят с ограниченными возможностями.Индивидуальные консультации по отдельным направлениям программы.Структура программыпо направлениям:

«От старшего к младшему»«Ровесник –Ровеснику»«Интеграция».«От старшего к младшему»–направление, акцентирующее внимание на вопросах передачи психосоциального опыта от старшего к младшему поколению ребят с ограниченными возможностями. «Интеграция»– направление, способствующее объединению молодых людей различных социальных и возрастных категорий на основе включения их в совместную деятельность. «Ровесник –Ровеснику»–направление, актуализирующее проблемы взаимопомощи молодых людей с физическими ограничениями равных возрастных категорий. Сроки разработкии внедрения программы: в перспективе программа ориентированана долгосрочный период ипредполагает систематическую деятельность на протяжениимногих лет. На периоде разработки и внедрения описанная программа рассчитана на один года с последующей трансляцией на 3 года. Источники финансирования: программа носит социальный характер и не требует значительных затрат, а также учитывая значительный вклад со стороны 3

волонтеров, расходы на реализацию может взять на себя администрация вуза. В частности в КГТУ возможно кураторствосо стороны проректора по воспитательной работе, зав.отделом по культмассовой работе, профкома студентов. В смету расходов может быть заложена заработная плата только управляющего персонала и специалистов (почасовая оплата) и материальные затраты. В целом затраты на реализацию программы может в среднем составить ок.100130 тыс. в год., что приемлемо для годового бюджета вуза. Также для реализации программы возможно привлекать средства федеральных и региональных программ для людей с ограниченными возможностями, использовать инвестиции спонсоров, грантовую поддержку, а также поддержку специальных благотворительных фондов и НКО.В перспективе создается постоянно развивающаяся и обновляющаяся организация волонтерского движения. Приток новых членов из числа новых студентов, возможно работающей молодежи поможет реализации новых идей в области волонтерского движения. Увеличение круга участников программы «Преодоление» приведет к расширению географических границ деятельности проекта. Подобная организация может филиалами распространяться в небольших городках как нашей области, так и в крупных городах субъектов Российской Федерации. Социализация молодых людей с ограниченными возможностями будет более активной и начнет приносить положительный результаты после 3 лет непрерывной полноценной работы организации. Молодежь с физическими ограничениями станет более адаптированной к современной социальной среде и проявит себя как конкурентоспособная часть населения на рынке труда.

Ссылки на источники 1.Басов Н. Ф. Социальная работа с молодежью –М., Издво Дашков и К». –2009 –328с.

2.Дополнительное образование молодых инвалидов в контексте приоритетов социальноэкономического развития/Под ред. Е.Р. ЯрскойСмирновой, П. В. Романова. Серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 196. Москва, МОНФ, 2007, 256 с.3.Журавлева С. И. Социокультурная адаптация современной российской молодежи: социологический анализ. Дисс. на соискание уч. степени кандидата социологических наук.

Ставрополь, 2005. 152с.