Взаимодействие вузов и школ по развитию одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальном исследовательском университете (на материале опыта Национального исследовательского Томского государственного университета)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Можаева Г. В., Рыльцева Е. В. Взаимодействие вузов и школ по развитию одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальном исследовательском университете (на материале опыта Национального исследовательского Томского государственного университета) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 276–280. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54163.htm.
Аннотация. В статье описываются стратегии разработки принципов взаимодействия вуза и школ и преимущества сетевого обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития одаренности у детей и подростков.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Можаева Галина Васильевна,кандидат исторических наук, доцент, директор, Институт дистанционного образования, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томскmozhaeva@ido.tsu.ru

Рыльцева Елена Викторовна, директор, Региональный центр дистанционного образования, ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет», г. Томскryltseva@ido.tsu.ru

Взаимодействие вузов и школ по развитию одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальном исследовательском университете(на материале опыта Национального исследовательского Томского государственного университета)

Аннотация.В статье описываютсястратегии разработки принципов взаимодействия вуза и школ и преимущества сетевого обучения с использованием дистанционных образовательных технологий для развития одаренности у детей и подростков. Ключевые слова:одаренность детей, дистанционная школа, сетевое обучение, информационнокоммуникационные технологии.

Проблема одаренности детей является одной из ключевых в системе современного образования. Глобальная модернизации российской системы образования направлена именно на создание максимально приемлемых условий для развития учебного и творческого потенциала одаренных детей. Данная ориентация преобразований связана с требованиями современного мира, нуждающегося в неординарно и самостоятельно мыслящей личности, не только идущей в ногу со временем, но и опережающей время, умеющей адаптироваться и находить себя в условиях меняющейся действительности.В свете реорганизаций системы образования качественным образом изменяется сама практика образовательного процесса с учетом массовой информатизации общества. Совершенно оправданно информационнокоммуникационные технологии активно внедряются в процесс образования, делая его более доступным, оперативным и продуктивным. Немаловажное значение в вырабатывании принципов обучения одаренных детей имеет Федеральная целевая программа развития образования на 2011 –2015 годы. Одно измероприятий программы направлено на формирование системы взаимодействия университетов и учреждений общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков, создание дистанционных школ по работе с одаренными детьми при национальных исследовательских университетах, разработку и реализацию моделей создания условий для обучения старшеклассников в заочных, очнозаочных и дистанционных школах, внедрение современных информационнокоммуникационных технологийс целью обеспечения ученикам доступа к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного обучения.Сетевая модель профильного обучения, положенная в основу взаимодействия между школами и вузами, в настоящее время формируется сиспользованием идей и возможностей информационной эпохи. Идея организации образования по сетевому принципу является во многом поисковой, т.е. она пока находится в проектных и изыскательских исследованиях. В перспективе формирования такаямодель может уже и не являться толькомоделью взаимодействия школы и вуза, а приобрести более универсальные и широкиефункции, поскольку обучающийся в нейстановится «трансфессионалом» –человекомнавигатором, «плавающим» по сетямкоммуникациям «мирового образования» и строящим свой собственный идеальный образовательный маршрут по своим авторским «стандартам». Сетевая модель профильного обучения имеет широкие возможности, которые отвечают духу современной эпохи, и предполагает использование очнозаочной формы обучения на основе технологий дистанционного обучения. Для данной формы обучения характерно использование технологий непосредственного интерактивного педагогического общения (чтение лекций, проведение семинарских, лабораторных и практических занятий; опосредованное педагогическое общение преподавателя со школьниками (посредством электронных учебнометодических материалов, видеолекций преподавателя и информационнокоммуникационных и спутниковых технологий).В 2011 году Томский государственный университет (ТГУ) стал победителем конкурса Министерства образования и науки РФ на выполнение комплексного проекта «Разработка и внедрение моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальных исследовательских университетах».Победа в данном конкурсе позволила ТГУ, с одной стороны, использовать весь накопленный опыт в области реализации образовательных программ с использованием новых образовательных и дистанционных технологий, с другой стороны, определить перспективную стратегиюразвития в данном направлении с учетом требований времени.С 1998 года ТГУ осуществляет дистанционное обучение школьников. В 2003 году специалистами университета была разработана концепция открытой профильной школы, базирующейся на применении дистанционных образовательных технологий. С 2005 года в ТГУ работают заочные профильные школы: заочная физикоматематическая школа, школы «Юный химик», «Юный биолог», «Юный менеджер» и школа «Молодого журналиста». В данных школах ведется углубленная профильная подготовка школьников, а также реализуются программы подготовки к ЕГЭ и подготовки к олимпиадам различного уровня. В 2011 году были созданы 5 дистанционных школ –по гуманитарному и естественнонаучному направлениям, гуманитарному и физическому направлениям, математическому и физическому направлениям, гуманитарному и химикобиологическому направлениям, физическому и естественнонаучному направлениям. На данный момент в ТГУ имеется высокоразвитая информационная система, представляющая информационные ресурсы, обеспеченные средствами и технологиями доступа, хранения, обработки, накопления и обновления информации. Электронная информационная система представлена в виде баз данных учебного и научного назначения, электронных библиотек, учебных средств на электронных носителях, компьютерного оборудования и программного обеспечения, корпоративной сети телекоммуникаций. В ходе реализации проекта в 20112013 гг. были разработаны специальные образовательные программы на основе технологий дистанционного обучения, сформированы принципы организации системы поддержки научноисследовательской деятельности школьников, учитывающих как особенности дистанционного обучения, так и специфику работы с одаренными школьниками. Данная система поддержки включила в себя не только организацию учебных диалогов, постоянное взаимодействие учащихся и педагогов, но и научнометодическое обеспечение деятельности школьников. В рамках проекта также разработаны 10 моделей взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования: «Межшкольная группа», «Малокомплектная школа», «Новый профиль», «Школа олимпийского резерва», «Автономная группа», «Открытые профильные классы», «Интенсивная школа», «Индивидуальный учебный план», «Коллективный ученик», «Открытая профильная школа».Разработанные модели взаимодействия опираются на основные принципы педагогической антропологии и концепцию психологопедагогического портрета одаренного ребенка. Построение моделей основано также на основных принципах сетевой модели организации программ предпрофильного и профильного обучения, которая позволяет расширить научнообразовательное пространство для учащихся, привлекая разные образовательные учреждения, научные школы, широкий круг педагогов; расширить выбор для учащихся учебнометодических материалов и образовательных технологий; осуществить на ряду с профильной целенаправленную довузовскую подготовку с привлечением кадрового потенциала ТГУ; создать сетевое коммуникативное пространство для учителей сельских школ, что равносильно постоянному повышению квалификации. Реализация проекта потребовала развития и усовершенствования профессиональных компетенций преподавателей, отвечающих требованиям сетевого и дистанционного образования. Именно поэтому было разработано 10 модульных программ обучения преподавателей и специалистов высшего и общего образования по работе с одаренными детьми и подростками в системе взаимодействия учреждений высшего и общего образования на базе дистанционной школы при национальном исследовательском университете. Учебный процесс был обеспечен 20 образовательными программами по развитию одаренности у детей и подростков в области гуманитарных, физических, математических, химикобиологических и естественных наук. Одной из форм выявления и развития одаренных детей стало проведение сетевых творческих конкурсов для школьников: «Летопись родного края», «Сам себе физик», «Химия настоящего и будущего», «Актуальные проблемы современного общества», «Новое поколение выбирает». Технологическую основу конкурсов составляет школьный портал ТГУ «Университетский проспект» (http://shkola.tsu.ru/). Проведение конкурсов направлено не только на раскрытие творческого потенциала школьников, но и на их обучение работе с современными вебсервисами (геоинформационные системы, система аудиоидентификации, создание блогов и комиксов, работа с поисковыми системами; редактированию фотографий, написанию литературных текстов, созданию собственных проектов и многого другого, в зависимости от тематики конкурсов и олимпиад.Творческие конкурсы также проводились и для педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. В рамках проекта был организован конкурс методических разработок педагогов «Территория одаренности». Техническую и методическую поддержу школьным учителям в процессе проведения конкурса оказывали эксперты по вопросам работы с одаренными детьми, технические специалисты и преподавателиТГУ.Объектами практического использования результатов выполнения работ стали: –работники учреждений системы высшего профессионального и общего образования;–работники образовательных учреждений в системе общего образования в рамках реализации образовательной программы, программ предпрофильной подготовки и программ профильного обучения;–учащиеся ступеней полного и общего среднего образования;–учащиеся 911 классов в процессе профессионального самоопределения и обучения по программам предпрофильной подготовки, профильного обучения и индивидуальным учебным планам;–высшие профессиональные образовательные учреждения при подготовке и повышении квалификации учителей, классных руководителей, практических психологов образования и других специалистов системы общего образования;–муниципальные и региональные органы управления образованием.Система взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования на базе дистанционных школ при Национальном исследовательском Томском государственном университете основана двухэтапном механизме вхождения общеобразовательных учреждений в проект.1 этап –внутришкольный. В рамках 1 этапа администрацией общеобразовательного учреждения проводится анализ потребностейобучающихся и их родителей по развитию одарённости; проводится мониторинг кадровых ресурсов, материальнотехнических и образовательных; разрабатывается система оценивания учебных достижений обучающихся; разрабатывается модель взаимодействия «школа –вуз».2 этап –«школавуз». В рамках 2 этапа по итогам диагностических исследований и мониторинга качества обучения формируются списки одарённых школьников для обучения на базе дистанционной школыпри Национальном исследовательском Томском государственном университете; закрепляются условия сотрудничества и подписываетсядоговор совместной деятельности.Теоретический и практический опыт взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования на базе дистанционных школ былпредставлен на различных научнометодических семинарах и конференциях. Специалистами ТГУ был проведен цикл вебинаров по проблемам одаренности, где приняли участие представители более 90 учреждений общего и высшего профессионального образования, вовлеченных в работу с одаренными детьми и подростками, а также специалисты региональных Департаментов образования более 20 регионов РФ от Калининграда до Хабаровска.Для эффективного и продуктивного учебного процесса организована и осуществляется постоянная консультационнометодическая и организационная поддержка внедрения новых образовательных программ и обеспечения их реализации в образовательных учреждениях, принимающих участие во внедрении разработанных моделей, что является одним из важных условий успешного внедрения и функционирования моделей взаимодействия учреждений высшего профессионального и общего образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальных исследовательских университетах.Для участников внедрения и реализации новых образовательных программ были обеспечены консультации по вопросам, связанным: –с принципами и механизмами взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования по реализации общеобразовательных программ старшей школы, ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционных школ при национальных исследовательских университетах, –с современными образовательными и информационными технологиями, –с инновационной образовательной деятельностью.Результаты проекта являются новыми. Практическая их ценность заключается в формировании системы взаимодействия учреждений общего и высшего профессионального образования, направленной на развитие одаренности у детей и подростков на базе дистанционной школы при Национальном исследовательском Томском государственном университете по гуманитарному, физическому, химикобиологическому и естественнонаучному направлениям. Активное внедрение в образование на современном этапе информационнокоммуникационных технологий обеспечивает повышение качества образовательных программ и услуг, предоставляемых образовательными учреждениями разных уровней. Задача создания и широкого внедрения в учебный процесс автоматизированных систем дистанционного обучения, позволяющих осуществлять обучение в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, а также получать образование непрерывно и по индивидуальной траектории, является необходимым условием эффективного использования новых сетевых технологий. В решении проблем общего образования информационнокоммуникационные технологии позволяют создать комфортные условия для работы педагогов и учащихся, повысить доступность качественных образовательных услуг, организовать профильное и индивидуализированное обучение одаренных школьников.Выполнение проекта существенно сказывается на роли вузов в развитии региональной системы дистанционного образования через совершенствование системы педагогического образования, повышение качества школьного образования, использование кадрового потенциала вузов в обеспечении учебного процессав школе, использование учебной и лабораторной базы вузов –школьные лаборатории, организацию научной деятельности учителей и одаренных детей на базе Центров коллективного пользования с удаленным доступом Национальногоисследовательского Томского государственного университета.Реализация проекта должна привести на системном уровне к внедрению в практику работы учреждений высшего профессионального и общего образования моделей взаимодействия, основанных на использовании психологопедагогических технологий формирования общей одаренности у детей и подростков, также ориентированных на развитие одаренности у детей и подростков.