Образовательная программа дополнительного образования «Народные ремесла – традиции и современность»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маркова Е. А. Образовательная программа дополнительного образования «Народные ремесла – традиции и современность» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 336–340. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54175.htm.
Аннотация. В данной статье автор описывает образовательную программу дополнительного образования «Народные ремесла – традиции и современность», в которой задействованы такие виды ремесел, как ткачество и плетение поясов, мячики темари, тряпичные куклы, национальный костюм.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1

Маркова Елена Анатольевна,педагог дополнительного образования,ГБОУ Центра дополнительного образования детей, г. Москваalenamarkova@list.ru

Образовательная программа дополнительного образования«Народныеремесла –традиции и современность»

Аннотация. В данной статье автор описывает образовательную программу дополнительного образования «Народные ремесла –традиции и современность», в которой задействованы такие виды ремесел, какткачество и плетение поясов, мячики темари, тряпичные куклы, национальныйкостюм.Ключевые слова: ткачество и плетение поясов, мячики темари, тряпичные куклы, моделирование, дизайн костюма.

Содержание программыПояснительная записка к программе

Цель. Задачи

Формы и режим занятий

Планируемые результаты

Способы проверки и Формы подведения итогов реализации программы

Тематическое планирование1 года обучения

Содержание программы 1 года обучения

Тематическое планирование2 года обучения

Содержание программы 2 года обучения

Тематическое планирование3 года обучения

Содержание программы3 года обучения

Учебнометодическое обеспечение и техническое оснащение

Дидактические материалы

Список литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ

Данная программа является дополнительной образовательной программой как декоративноприкладной, так и культурологической направленности. Это происходит потому, что в основе ее лежит обучениеприкладному творчеству, практическим навыкам, основам женских ремесел. Обучение любому ремеслу всегда проводитьсяпо принципу –«Делай как я». Задача программы объяснить, почему такделается, когда, для кого, в какой период жизни. Это связано с более глубоким проникновением в исторические

корни того или иного рукоделия. Сейчасинтереск исторической самобытности России очень актуален.Так как в культуре нашего русского народа смешано множествоэлементов творчества других народов, то хочется показать детям истоки рукоделия.Декоративноприкладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовнохудожественного постижения мира.Актуальность программы «Народные ремёсла –традиции и современность»в том, что русское народное творчество сейчас, как никогда приковывает к себе внимание людей из разных стран. Старинное ремесло, впитавшее народную мудрость, народный вкус, народное понимание жизни оказалось необходимым современному человеку. Сегодня еще осталась возможность удержать связующие 2

нити, которые дают нам право претендовать в качестве прямых наследников на труды и славу наших предков, на нашу историю. Эти связующие нити последнее поколение наших дедов, матерей и отцов, их память, слово и дело, наше заинтересованное к этому наследию внимание.Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она позволяет познатьне только тонкости рукоделия своих предков, но и сравнить их с творчеством других народов, близких по духу, а иногда и очень далёких.Программаносит практикоориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами ткачества, плетения, вышивки, работы с тканью, знакомство с народными обычаями. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социальнокультурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.Особенности программы:Данная программа предлагаетбольшое разнообразие технологий для создания плетёной тесьмы ишнуров(современное применение в виде фенечек). А также знакомит с ткачеством на берде (несколько вариантов заправки нитей), плетением поясов на вилке, «сволочке», на дощечках.Осваивая различные технологии и техники переплетения ниток, ребята не только приобретают опыт инавыкив «рукотворстве», но имогут применять их в создании современныхмоделей, оформлении повседневной одежды, придании ей необычности и оригинальности.

Создание коллективных творческих проектов позволяетребятам слаженно и быстро создавать оригинальные модели из «прямоугольных модулей». Одна необычность данной программы в параллельности изучения древнихремёсел России и Японии. При отсутствии, казалось бы, общих корней и разных традиций, есть предметы, созданные близкими технологиями. Повторяющиеся блоки программы на первом и втором году обучения, позволяют ребятамболее широко применить свои полученные знания, умения и навыки.Оригинальность использования, смешение техник, создание современных креативных вещей итоговая задача программы

Цель:Сохранить знания, умения и опыт предков и передать их подрастающему поколению.Задачи.Общие:

Через развитие исторической памяти и творческих способностей детей, дать первоначальное представление о народнойкультуре во всём её многообразии, определяемом материальными условиями жизни и мировоззрением человека.

Способствовать формированию начального представления об историческом развитии человечества в целом и родного народа в частности, об особенностях формирования материальной и духовной культуры в их взаимосвязи, заложив основы для дальнейшего усвоения курса отечественной и мировой истории.

Способствовать воспитанию у детей целостной эстетической культуры, художественного и образного мышления, трудовых навыков и творческого опыта через изучении и освоение художественныхтрадиций и знакомство с традиционной системой «языка» народного искусства во всём его многообразии.Обучающие:

познакомить детей с разными женскими ремёслами,

научить выполнять простейшие элементы и создавать на их основе оригинальные модели,

научить работать с различными инструментами,

3

прививать уважение к предкам и формировать чувство долга перед потомками, т.к. прошлое и будущее неразрывны;

Развивающие:

развиватьвоображение, фантазию и образное мышление

развивать мелкую моторику, цветовосприятие

развивать практические умения и навыки в работе с нитками, тканью и другими используемыми материалами.

развивать внимание, усидчивость, терпение, трудолюбие, потребности доводить начатое дело до конца

Воспитывающие:

воспитывать и формировать эстетические вкусы подрастающего поколения на основе традиционной русской культуры;

воспитывать навыки взаимопомощи при выполнении работы

воспитывать экономное отношение к используемым материалам

воспитывать любовь к«мыслетворчеству » и «рукотворчеству»своего народа

воспитывать уважение к творчеству других народов.Формы и режим занятийПрограмма «Народные ремесла –традиции и современность» рассчитана на 3года. Возраст детей 818 лет. Количество детей в группе 1 года обучения –8 10 человек; 2 и 3 годы обучения –5 8 человек. Такое количество обусловлено спецификой работы: при большом количестведетей занимающихся ткачеством, нетвозможности всех расположитьв кабинете. Объём программы: 3 года обучения по 144 часов в год.Занятия обучения с каждой группой проводятся 2 раза в неделю по 2 часа по расписанию.Дети в группах разновозрастные. Это даёт возможность понять, что увлечение народным рукоделием может появиться в любом возрасте и, кроме стремления к прекрасному, и собственного желания не существует никаких дополнительных критериев отбора в нашу студию. В связи с этим, применяется гибкий режим занятий в зависимости от возраста. Для детей 8–10 лет 30 минут занятие и 15 минут перемена, для детей 1115 лет 45 минут занятие и 15 перемена.В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:

типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение),

интерактивные беседы, рассказы, объяснения;

показ технических приёмов;

практическая работа;

занятия в этнографическом музеемастерской «Потомки»ГБОУ ЦДОД;

мастерклассы для сверстников и взрослых;

экскурсии на выставки.

самостоятельное изготовление конкретного изделия. Основной формой работы с детьми являются групповые занятия для изучения теоретического материала по темам, и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, так каккаждый обучающийся может проходить программу со своим темпом (в зависимости от персональных способностей и частоты посещения занятий).Планируемые результатыКонечным результатом выполнения программы предполагается участие работ учащихся в выставках, смотрах и конкурсов различных уровней. В результате изучения программы ребёнокдолжен. К концу 1 года:Знать:

4

Требование техники безопасности при работе ножницами, иглами, красящими веществами и правила личной гигиены при работе с нитками.

Основы композиции;

Виды ручных швов;

Классификацию поясов по способам изготовления;Уметь:

Делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные композиции с использованием традиций народного творчества;

Самостоятельно составлять и подбирать простейшие орнаменты для поясов, украшений;

Находить информацию из разных источников;

Подбирать и сочетать цвета в изделии;

Плести пояса на дощечках, на «бёрдо», на спице», дёрганьем;К концу 2 года:Знать:

Основы построения орнамента;

Способы закрепления нитей утка;

Этапы изготовления художественных изделий в техниках плетения.Уметь:

Находить дизайнерское решение;

Оформлять законченное изделие или образец;

Выполнять все стадии изготовления изделия качественно и в срок;

Читать схемы, таблицы, инструкционные, технологические карты;

Шить и вышивать;

Работать в группах и индивидуально;

Соблюдать технику безопасности, гигиены и санитарии.К концу 3 года:Знать:

Основы проектной деятельности;

Основные элементы народного этнографического костюма;

Много разных техник и технологий создания прямоугольных модулей (тесьмы и шнуров)

Назначение и устройство ткацкого станка.Уметь:

Разрабатывать проект модели одежды или аксессуаров к ней;

Использовать в одной модели несколько различных технологий;

Работать с различными видами ниток;

Работать на ткацком станке.К концу прохождения программы владеть:

Инструментами и принадлежностями;

Разными техниками плетения (ткачества);

Специальной терминологией.Способы проверки

наблюдение за индивидуальным развитием;

фиксация качества и скорости выполнения каждой работы;

анализ межличностных отношений в коллективе;

проведение детских мастерклассов для сверстников и взрослых;

анализ текущих и выставочных работ.Формы подведения итогов реализации программы

к концу каждого года обучения выполняется итоговая выставочная работа с соблюдением всех технологических требований;

5

в конце второго и третьего года обучения выполняется творческий индивидуальный или коллективный проект, различные по степени сложности;

ежегодное участие в выставках и конкурсах районного, окружного, городского,всероссийскогои международногоуровня.Таблица 1Тематическое планирование1 года обучения

№ТемаКоличество часовтеорияпрактика1Введение в предмет,т/б112Знакомство с простыми плетениями

143Заправочное ткачество на узком бердо284Бранное ткачество на узком бердо2105Народный календарь556Мячики Темари1137Обрядовые символы и подарки

188Работа над творческим проектом для выставки

2229Выполнениелоскутных мячиков из квадратов

1110Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе)1311Закладное ткачество на бердо11512Экскурсии

8

Итого:16128

Всего:

144

Содержание программы 1 года обучения

Тема 1. Введение в предмет,т/б (2 часа).Исторические сведения о плетении и ткачестве поясов, их значении в мужском и женском русском народном костюме. Назначение и устройство оборудования, необходимого для ткачества. Организация рабочего места, правила безопасности труда.Практическая работа

Ознакомление с образцами поясов. Ознакомление с орудиями ткачества: дощечками, бёрдом, челноками, а также настольными ткацкими станками.

Тема 2. Знакомство с простыми плетениями(14 часов).Плетение тесьмы дёрганьеми круглых шнуров. Нитки, применяемые при этой технологии.Практическая работаСамостоятельный подбор нитей и выполнение тесьмы дёрганьем (4 способа). Выполнение шнуров из различного количества нитейпо технологической карте (по одномуили в паре с другим учеником).

Тема 3. Заправочное ткачество на узком бердо (10 часов)Основные понятия и термины: ткачество, основа, уток, зевообразование, переплетение, перекрытие, рисунок переплетения, прокидка утка, плотность основы.Практическая работаИзучение и знакомство с оборудованием и материалами для ручного ткачества: бердо, пряжей для основы и утка. Заправка и выполнение простого пояса.

Тема 4. Бранное ткачество на узком бердо (12 часов).Орнамент. Виды орнаментов: растительный, геометрический, зооморфный и др. Правило составления орнамента для бранного ткачества.Практическая работа:Зарисовка разных элементов орнамента. Составление собственного орнамента. Заправка и выполнение узкогопояса с бранным орнаментом.

6

Тема 5. Народный календарь (10 часов).Знакомство с народными праздниками и обрядами.Отдельные занятия могутбытьпроведеныв середине различных блоков и тем, так как привязаны непосредственно к датам народного календаря(Осенины, Рождество, Масленица, и др.).Практическая работа:Выполнениепростейших обрядовыхпредметов (рождественские пряники).

Тема 6.Мячики Темари (14 часов).Знакомство с историей появленияданных мячей. Применение их сегодня, знакомство с вариантами вышивок.Практическая работа:Создание формы мяча, оформление геометрической вышивкой.

Тема 7. Обрядовые символы иподарки (18 часов).Тема обобщённая, занятия могут вплетатьсяв другие темы в периоды связанные народным календарем.Практическая работа:Выполнение куколок, оберегов, небольших сувениров из ткани, ниток, и др. материалов.

Тема 8. Работа над творческимпроектом для выставки(24 часа).Основы цветоведения. Основные, дополнительные и родственные цвета. Цветовой контраст. Смешение цветов. Цвет в изделии. Основные законы композиции.Достижение стилевого единства.Практическая работаЗарисовка эскиза. Выполнение «прямоугольных модулей» (поясов, тесьмы, шнуров). Выполнение из них авторской модели. Приветствуются коллективные проекты.

Тема 9. Выполнение лоскутных мячиков из квадратов (12 часов).Знакомство с историей появленияданных мячей. Применение их сегодня, знакомство с вариантами оформления.Практическая работа:Создание формы мяча, оформление шнуром, бусинами и др. материалами.

Тема 10. Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе) (4 часа).Знакомство со славянскими традициями росписи яиц. Практическая работа:Роспись сырых (живых) яиц и вареных при помощи специальных писаков, воска и пищевых красителей.

Тема 11. Закладное ткачество на бердо (16 часов)Варианты орнаментовв закладном ткачестве. Правило составления орнамента для закладного ткачества.Практическая работа:Зарисовка разных элементов орнамента. Составление собственного орнамента. Заправка и выполнениезакладного пояса.Тема 12. Экскурсии (8 часов).Экскурсии на выставки декоративноприкладного детского и взрослого творчества.

Таблица 2

7

Тематическое планирование2 года обучения

№ТемаКоличество часовтеорияпрактика1Вводное занятие,т/б112Выполнение феничек и поясаполотняным переплетением

1133Выполнение феничек саржевым переплетением

174Тканье с перевивом2205Обрядовая выпечка

66Мячики Темари

247Выполнение круглого пояса на спице (в бутылке)1118Шнуры кумихимо1119Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе)1510Дизайн аксессуаров для своего костюма

3011Экскурсии

6

Итоговое занятие

1

12Итого:9135

Всего:144

Содержание программы 2 года обучения

Тема 1. Вводное занятие т/б (3 часа).Знакомство с видами работ предстоящего года. Организация рабочего места, правила безопасности труда.Практическая работаОзнакомление с образцами поясов. Ознакомление с орудиями ткачества: «вилкой», дощечками и др. инструментами.Тема 2. Выполнение феничек и поясаполотняным переплетением(14 часа).Знакомство с полотняным переплетением.Практическая работаВыполнение феничек технологией «плетение от края до края» и пояса«плетение от центра».Тема 3. Выполнение феничек саржевым переплетением(8 часов).Знакомство с саржевым переплетением, сравнительный анализ рисунков с полотняным переплетением.Практическая работаВыполнение феничек по инструкционным картам (в зависимости от количества нитей).Тема 4. Тканье с перевивом (22 часа).Знакомство с созданием рисунка, заправкой дощечек, вариантами выполнения простых пояском.Практическая работаВыполнение простого пояса. Создание своего рисунка (на основе образцов) и выполнение выставочного вариантапояса. Создание разных кистей.Тема 5. Обрядовая выпечка (6 часов).Обзорное знакомство с обрядовыми выпечками.Практическая работаВыполнениерождественских пряников. Роспись пряников сладкой глазурью.Тема 6. Мячики Темари (24 часа).Повторение пройденного в прошлом году.Практическая работаСоздание формы мяча, оформление усложнённойгеометрической вышивкой.Тема 7. Выполнение круглого пояса на спице (в бутылке) (12 часов).Знакомство с узелковымпоясом, его историей и временем применения.

8

Практическая работаВыполнениепояса, создание вариантов нетрадиционного примененияпояса сегодня.Тема 8. Шнуры кумихимо (12 часа).Знакомство с круглыми поясами Японии. Сравнение круглых поясов разных народов.Практическая работаВыполнение феничек и поясатехнологией перекладывания ниток. Варианты применения их сегодня.Тема 9. Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе) (6 часов).Знакомство со славянскими традициями росписи яиц.Практическая работа:Роспись сырых (живых) яиц и вареных при помощи специальных писаков, воска и пищевых красителей.Тема 10. Дизайн аксессуаров для своего костюма (30 часов).Создание проекта. Расчет количества поясов,создание заправочных рисунков.Практическая работа

Выполнение «прямоугольных модулей» (поясов, тесьмы, шнуров). Выполнение из них авторской модели. Приветствуются коллективные проекты.Тема 11. Экскурсии (6 часов).Экскурсии на выставки декоративноприкладного детского и взрослого творчества.Тема 12. Итоговоезанятие (2 часа). Подведение итогов, беседа.Практическая работа Выставкаработ, чаепитие.Таблица 3Тематическое планирование3 года обучения

№ТемаКоличество часовтеорияпрактика1Вводное занятие,т/б112Выполнение феничек техникой репсовых узлов

173Выполнение орнаментальных феничек1114Плетение шнура

145Создание сумки, шапки или иного предметана основе шнура1156Обрядовая выпечка

67Мячики Темари (коллективная модель)

248Ткачество на станке1219Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе)1510Работа над творческим проектом для выставки

12411Экскурсии

612Итоговое занятие

2

Итого:8136

Всего:144

Содержание программы 3 года обучения

Тема 1. Вводное занятие т/б (3 часа).Беседа: «Традиционный народный костюм у разных народностей России.Особенности символизм отделки».Практическая работаОзнакомление с новымиобразцами поясов и феничек.Тема 2. Выполнение феничек техникой репсовых узлов(8 часов).Знакомство с правыми и левыми узлами.

9

Практическая работаВыполнение феничек технологией «плетение от края до края» и пояса«плетение от центра».Тема 3. Выполнение орнаментальных феничек (12 часов).Знакомство с плетением узоров узлами, сравнительный анализ рисунков с бранным ткачеством и ткачеством бисером.Практическая работаВыполнение феничек по инструкционным картам (в зависимости от количества нитей).Тема 4. Плетение шнура (14 часов).Плетение шнура из двух толстых нитей «от клубка», для последующего использования (от 10 до 20 метров).Практическая работаПлетение шнура.Тема 5. Создание сумки, шапки или иного предметана основе шнура (16 часов).На основе полученного шнура создается либо полноценный предмет (сумка, клач, шапка или фрагмент отделки).Практическая работаВыполнениезадуманного предметаиз плетеного шнура.Тема 6. Обрядовая выпечка (6 часов).Обзорное знакомство с обрядовыми выпечками.Практическая работаВыполнениерождественских пряников. Роспись пряников сладкой глазурью.Тема 7. Мячики Темари (24 часа).Повторение пройденного в прошлом году.Практическая работаСоздание формы мяча, оформление усложнённойгеометрической вышивкой.Тема 8. Ткачество на станке (22 часа).Знакомство с ткацкими станками(настольными и напольными). Особенности заправки.Практическая работаСнование ниток. Заправка станка. Уточное ткачество (нитками секционного крашения, закладное и бранное).Тема 9. Роспись яиц (проводится на пасхальной неделе) (6 часов).Знакомство со славянскими традициями росписи яиц.Практическая работа:Роспись сырых (живых) яиц и вареных при помощи специальных писаков, воска и пищевых красителей.Тема 10. Работа над творческим проектом для выставки (25 часов).Создание проекта. Расчет количества поясов, создание заправочных рисунков. Практическая работа

Выполнение «прямоугольных модулей» (поясов, тесьмы, шнуров). Выполнение из них авторской модели. Применение авторской ткани, выполненной на станке.Приветствуются коллективные проекты.Тема 11. Экскурсии (6 часов).Экскурсии на выставки декоративноприкладного детского и взрослого творчества.Тема12. Итоговое занятие (2 часа).Подведение итогов, беседа.Практическая работаВыставкаработ, чаепитие.

10

Учебнометодическое обеспечение и техническое оснащение

Основное оборудование: помещение с хорошим освещением с раковиной иэлектрической розеткой. Столы, стулья, шкафы, стеллаж для хранения материалов и демонстрации выполненных работ, станок ткацкий большой и настольные. Манекены –портновский и выставочные (объёмные, полу объёмные, головы и т.д.).

Материальное обеспечение: бёрда (на разноеколичество нитей), наборы дощечек, челноки,нитки разной фактуры и толщины, карандаши, линейки, ножницы, иголки, булавки, ткань, утюг.

Дидактические материалыПри изучении тем используются:

наглядные пособия –галерея выставочных работ детей прошлых лет;

инструкционные карты;

изделия народных промыслов;

книги по народному костюму и народной игрушке;

книги по народному календарю и ремеслам;

фотои видеокаталоги с выставок;

авторские разработки технологических приёмов.