Исследовательская деятельность младших школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сметанина С. А. Исследовательская деятельность младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 556–560. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54225.htm.
Аннотация. Автор статьи делится своим педагогическим опытом по организации исследовательской деятельности в начальной школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
1Сметанина Светлана Александровна,учитель начальных классов,МБОУ «СОШ № 2»,г. Усинск38sveta@mail.ru

Исследовательская деятельностьмладших школьников

Аннотация.Автор статьи делится своим педагогическим опытом по организации исследовательской деятельности в начальной школе.Ключевые слова: начальная школа, исследовательская деятельность учеников, младший школьник.







Расскажи –и я забуду,







Покажи –и я запомню,





Дай попробовать –и я пойму…

Исследовательская деятельность –один из методов проблемного обучения. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучение школьных предметов.

Исследовательская деятельность открывает возможности формирования жизненного опыта, стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Считаю, что эту работу следует начинать уже в начальной школе, когда формируются основы познавательной деятельности учащихся.Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков. Основа данного метода –решение какойлибо проблемы при использовании самых разнообразных информационных средств. Главная идея метода проекта:Развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое мышление.Проект –это6 П:

Проблема

Проектирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио Этапы проекта

Ценностноориентационный –осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей работы, определение содержания и характера деятельности участников;

Конструктивный –включение в проектную деятельность, сбор материала, выбор средств деятельности, выбор формы реализации проекта

Оценочнорефлексивный –самооценка своей деятельности, оформление проекта в выбранной учся форме

Презентация–презентация проекта общественности и его защита.

2Правила, по которым необходимо выбирать тему проекта (по методике А.И.Савенкова):Правило 1.Тема должна быть интересна ребенку, должна его увлекать. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь. Увлечь другого,может лишь тот, кто увлечен сам. Правило 4.Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности. Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Правило 6.Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Правило 8.Выбирая тему, действовать надо быстро, пока интерес не угас. Ведь большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Проекты:1) По доминирующей деятельности учащихся: практико –ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролево –игровые 2) По продолжительности: мини –проекты, краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные (годовые)

3) По количеству участников: индивидуальные (личностные), парные, групповые 4) По охвату предметов: монопроект, межпредметный проект

5) По форме продукта: газета, буклет, журнал, словарь, сборник сочинений, спектакль, стенгазета,мультимедийный продукт и т.д.Структура проектной деятельности1)Организационно –подготовительный.Определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микрогрупп (например, аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели). Формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта.Последующие этапы можнообъединить под общим названием этапа реализации проекта (поисковый).

2)Этап текущей рефлексиислужит для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты, поняли способы деятельности.

33)Этап планированияопределяет возможные вариантырешения проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им, задавая наводящие вопросы или предлагая ситуации, способствующие выявлению проблем. Ученики самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения проблемы, составляют расписание работы над проектом и характеризуют «конечный продукт». 4)Этап поискараспределяет задания по группам. Учащиесяобсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательскими творческим задачам. 5)Этап промежуточных результатов и выводов.Учащиеся под руководством учителякоординатора проекта могут заполнить шаблоны (таблицы) результатов уже имеющихся исследований, позволяющие обработать внесенные числовые данные, представить их для последующего анализа в виде графов и диаграмм, скорректировать цели дальнейшей работы и свой образовательный путь. 6)Этап защиты и оппонирования.Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие ванализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.7)Рефлексия результатов проекта.Учащиеся осознают сделанное, применимые ими способы деятельности, еще раз обдумывают, как было проведено исследование. Ученики отвечают себе на вопросы: Чему я научился? Чего я достиг? Что я сделал? Что у меня раньше не подучалось, а теперь получается? Кому я помог? При выполнении проекта ученикОпределяет цель деятельности Открывает новые знания Экспериментирует Выбирает пути решения Активен Субъект обучения Несёт ответственность за свою деятельность УчительПомогает определять … Рекомендует источники информации Раскрывает возможные формы работы Содействует прогнозированию результатов Создаёт условия для активности школьника Партнёр ученика Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки В ходе исследования ученик заполняет папку «Юный исследователь» в которой размещает материалы, найденные в разных информационных источниках: подумать самому, спросить у другого человека, найти вкнигах и т.д. В ходе работы над проектами, исследованиями у детей развиваются такие деятельности как: Исследовательские; Коммуникативные Оценочные; Информационные; Презентационные; Рефлексивные;

4Менеджерские Внешняя оценка проектазначимость и актуальность выдвинутых проблем, корректность используемых методов исследования, активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями, коллективный (групповой) характер принимаемых решений, характер общения и взаимопомощи, глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей, доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои выводы, эстетика оформления результатов проведенного проекта, умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы. 

Итогом работыможет быть макет, объемная работаиз самых разнообразных материалов, с описанием действия представляемого им объекта; научный отчет о проведенном эксперименте, буклеты, памятки, презентации, видео ролики и др.Все работы отвечают не только определенным требованиямисследования, но и эстетическим. 1.Представление творческих проектов: «Профессии в моей семье», «Край в котором я живу». (Демонстрация презентации проекта с пояснениями).

2.Презентация исследовательских проектовучащихся 2класса(Демонстрация презентации проекта с пояснениями стендовая защита)1) Можно ли вырастить горох в осенний период?»

3. Количество учащихся, выполнявших творческие работы по предмету (проекты, исследования и др.)

Таблица 1

Наименование творческой работыУчебный предметИнформационноисследовательский проект «Зачем жирафу длинная шея?»Я исследовательХудожественнотворческий проект «Птицы моего края»Окружающий мирИсследовательский проект «Где живут белые медведи?»Я исследовательИнформационнотворческийпроект «Зеленая красавица»Окружающий мирТворческий проект «Письмо Деду Морозу»Русский языкИнформационный проект «Красная книга Республики Коми»Мой крайХудожественнотворческий проект –стенгазета:«Эхо Афганской войны»Я исследовательХудожественнотворческий проект –стенгазета:«Советы Пилюлькина»Окружающий мирХудожественнотворческий проект –стенгазета

«Блокадный Ленинград»Классный часХудожественнотворческий проект «В гостях у бабушки Загадушки»ЛитературноечтениеИнформационноисследовательский проект «Кто как поет»Я исследовательХудожественнотворческий проект «Книжка малышка»ТехнологияИнформационноисследовательский проект «Влияние влаги, воздуха, тепла на прорастание семян?»Я исследовательИнформационноисследовательский проект«Изучение влияния цвета на настроение человека»Я исследовательХудожественнотворческий проект «Коми деревня»ТехнологияХудожественнотворческий проект «Оригами»МатематикаХудожественнотворческий проект «Экибана»ТехнологияИнформационноисследовательский проект «Мы все такие разные»Мой край

5Художественнотворческий проект «Геометрический узор на посуде»МатематикаХудожественнотворческий проект «Семейные традиции» Классный часИнформационноисследовательский проект «Профессии»Я исследовательХудожественнотворческий проект «Рифма»РусскийязыкИнформационноисследовательский проект «Узнай тайну своей фамилии»Я исследовательИнформационноисследовательский проект «Писатели нашего края»Литературное чтениеХудожественнотворческий проект «Моя семья»Окружающий мирХудожественнотворческий проект «Кормушка»Технология

Практический блог:Сейчас я предлагаю Вам разработать основные этапыработы надпроектом.Тема проекта: Что слово, звук пустой?(Имитационная игра со слушателями. Организация учебноголингвистическогопроекта в урочной деятельности).Предлагается текст Л.Петрушевской «Пуськи Бятые»:Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:—Калушата! Калушаточки! Бутявка!Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.А Калуша волит:—Оее! Оее! Бутявкато некузявая!Калушата Бутявку вычучили.Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит калушатам:—Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмозюмо некузявые.От бутявок дудонятся.А Бутявка волит за напушкой:—Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!Основополагающий вопрос: каждое ли слово, даже придуманное, несет образ?Гипотеза: все слова языка, даже искусственно придуманные,–это образы, которые индивидуальны и являются основой воображения.Цель проекта: доказать, что каждое слово несет образ и является основой воображения.Задачи:

1. Определить, что каждое слово языка построено по определенной модели;2. Выяснить, что каждое слово несет образ и он индивидуален для каждого персонажа;3. Доказать, что слово –образ иоснова воображения человека

Аудитория делится на 3 группы. Каждая группа получает своё задание, работает с ним. Затем представляет результаты своей работы.Задание группе 1.1. Перед вами необычный текст. Переведите его на «русский» язык.2. Трудно ли было это сделать?3. Что помогло вам правильно перевести текст?4. Какие морфемы помогли вам представить образ героев?Задание группе 2.1.Перед вами необычный текст. Представьте образы главных героев.2.Изобразите героев и их костюмыв виде аппликаций.3.

Прокомментируйте полученный результат.Задание группе 3.1. Перед вами необычный текст. Представьте образы главных героев.

62. Разыграйте по ролям данную сценку.Группы работают 15 минут. Далее представляют результаты своей работы.Самостоятельная работа участников семинара по группам (5 мин.)Этап рефлексии: участники

обсуждают,где и для какой аудитории можно использовать данный проект.

Рефлексивный блок

Составьте синквейн «Исследование»

Ссылки на источники1.Степанчук Н.А. «Модели исследовательской деятельности», Издательство «Учитель», Волгоград, 2011 г.