Создание интерактивных кроссвордов по информатике средствами Microsoft Excel и Borland Delphi 7

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тимофеева Т. И. Создание интерактивных кроссвордов по информатике средствами Microsoft Excel и Borland Delphi 7 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54260.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются возможности табличного процессора Microsoft Excel и языка объектно-ориентированного программирования Borland Delphi 7 для создания интерактивных кроссвордов по школьному курсу «Информатика».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тимофеева Татьяна Игоревна, студент физикоматематического факультета, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленск nat.timopheeva@yandex.ru

Создание интерактивных кроссвордовпо информатике средствами MicrosoftExcelи BorlandDelphi7

Аннотация. В статье рассматриваются возможности табличного процессора MicrosoftExcelи языка объектноориентированного программирования BorlandDelphi7 для создания интерактивных кроссвордов по школьному курсу «Информатика».Ключевые слова:процесс обучения, интерактивные кроссворды.

Кроссворд(от англ. cross–пересечение и word–слово) –задача головоломка, в которой имеется, вопервых, совокупность вопросов, вовторых, специальная сетка из перекрещивающихся рядов клеток, в которые надо вписать ответы на заданные вопросы, причем словаответы обязательно должны иметь пересечения по горизонтальным или вертикальным направлениям [1].Данный вид головоломки широко применяется в учебной деятельности, а также во внеурочной работе по предмету для активизации обучаемых, приведения в систему их знаний, развития мышления и памяти, для контроля и самоконтроля. Основные достоинства использования кроссвордов как способа проверки знаний учащихся –это занимательность и соревновательность, через которые обучаемыемогут самооценить собственные знания по достаточно широкому кругу материала. Однако кроссворды являются только дополнением к известным приемам контроля, поскольку не предоставляют возможность проверить глубину понимания предмета учениками. Подобным способом можно контролировать лишь знание основных определений и терминологии [2].По своей сути кроссворды напоминают тестовые задания. Так, наличие вопросов, на которые следует дать ответ, сближает эти головоломки с тестами открытой формы, а присутствие подсказки (буквы на пересечении слов) –с тестами закрытой формы. Но если в тестах подсказка дана в явном виде (например, перечислены возможные ответы на поставленный вопрос), то в кроссвордах –это скрытая подсказка, которую следует добыть, так как она появляется не сразу, а только после ответа на какойлибо из вопросов.В зависимости от вида материала кроссворды бывают

терминологические;

на знание определений;

на знание операций.В зависимовти от вида контроля, на который ориентированы кроссворды, они разделяются на

текущие (направлены на проверку базовых знаний обучаемых по текущему материалу);

тематические (направлены на проверку базовых и дополнительно полученных знаний по определенной теме);

обобщающие (направлены на общую проверку знаний по большому блокуматериала, например, за полугодие или год).Продолжительность решения кроссвордов различна –от 15 минут до 45 минут. Рекомендуемое количество вопросов в кроссвордах в зависимости от возраста учащихся и типа кросворда варьируется

от 10 до 25.Информационные технологии позволяют создавать и широко применять в обучении интерактивные кроссворды, отличающиеся возможностью управления объектами на экране при помощи мыши и наличием обратной связи, выраженной в оценке действий пользователя [3].

В качестве средств для создания интерактивных кроссвордов по информатике нами были выбраны табличный процессор MicrosoftExcelи язык объектноориентированного программирования BorlandDelphi7. Рассмотрим подробнее алгоритмы создания интерактивных кроссвордов в MicrosoftExcelи BorlandDelphi7.

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КРОССВОРДА СРЕДСТВАМИMICROSOFT EXCELОпишем создание документа Excel, содержащего в себе основную кроссвордную сетку, список вопросов, а также интерактивную часть, позволяющую подсчитать количество верных ответов и вывести оценку действий ученика на экран. Структура такого кроссворда представляет собой: 1)титульный лист; 2)собственно сетка кроссворда и набор вопросов; 3)программный компонент для оценки результатов (средства MSExcelпозволяют разработать этот интерактивный элемент с помощью стандартного набора формул). Каждый из этих компонентов целесообразно размещать на отдельном листе Excelдокумента, причем технологический раздел желательно уметь делать скрытым.Создадим кроссворд следующего вида

Рис.1. Создание кроссворда в среде MSExcel

Откроем программу MSExcel(Пуск –Все программы –MicrosoftExcel).I. Переименуем листыЩелкнем правой кнопкой мыши на Лист 1, выберем Переименовать, ярлык Лист1 закрасится в черный цвет, вводим новое название листа –Титульный лист. Аналогичным образом переименуем Лист2 –Кроссворд, Лист3 –Обработка результатов.II. Оформим лист Кроссворд.1. Уменьшим ширину столбцов А–Uдо размера одного символа. Для этого выделяем столбцы от А до U,подводим указатель мыши к разделительной линии на границе между любыми двумя столбцами, нажимаем левую кнопку мыши и, удерживая ее, устанавливаем ширину столбцов в 20 пикселей. 2. Аналогично устанавливаем высоту строк с 7 по 18 в 20 пикселей. 3. Заполним ответы кроссворда, так какони будут расположены в самом кроссворде

Рис. 2. Оформление листа «Кроссворд»

4. Оформим границы кроссворда. Для этого выделяем последовательно все слова, удерживая клавишу Ctrl. Далее в меню Форматвыбираем Ячейки. В открывшемся диалоговом окне Форматячеекпереходим на вкладку Граница и задаем цвет и тип линии внешней и внутренней границы.5. Выполним заливку ячеек (Формат–Ячейки–Вид–Заливка ячеек).6. Введем вопросы кроссворда.7. Вставим рисунки (Вставка–Рисунок–Из файла). 8. Скроем сетку(Сервис–Параметры–Вид –Параметры окна (убрать галочку напротив Сетка)). III. Оформим лист Обработка результатов.1. Оформим столбцы Aи Bответами кроссворда, как показано на рисунке.

Рис. 3. Оформление листа «Обработка результатов»

2. Заполним столбец С. Для этого необходимо соединить буквы слова, находящиеся в разных ячейках на странице Кроссворд в одной ячейке. В ячейке С2 (напротив первого ответа) вставить функцию СЦЕПИТЬ(Вставка–Функция, Категория–Текстовые, Функция–СЦЕПИТЬ). В появившемся диалоговом окне в поле Текст1, перейдем на Лист Кроссворд, и при нажатой клавише Ctrl будем щелкать по ячейкам, в которых находятся буквы первого слова. Затем нажимаем Enter. В результате в ячейке С2 должно получиться слово, на котором вы щелкали мышкой. Аналогично заполняем остальные ячейки, напротив каждого ответа.3. Заполним столбец D. Проверим соответствуют ли друг другу слова, находящиеся в столбцахCи D. Для этого воспользуемся логической функцией ЕСЛИ. В ячейке D2 записываем: = ЕСЛИ(B2=C2;1;0). Затем, используя автозаполнение заполняем столбец до конца. В итоге получаем, если слова в кроссворде и ответы совпадают, то в соответствующей ячейке столбца Dстоит 1, если нет, то 0.IV. Оформим Титульный лист. 1. Подсчитаем количество правильныхответов пользователя. Для этого выполняем Вставка–Функция–Категория–Математические–СУММи указываем нужный диапазон ячеек на листе Обработка результатов.2. Используя функцию ЕСЛИ, подсчитаем оценку, полученную пользователем.

V. Скроем лист Обработка результатов. Для этого выбираем Формат–Лист–Скрыть(если необходимо вернуть скрытый лист, выбираем Формат–Лист–Отобразить).VI. Защитим Книгу, чтобы никто кроме нас не смог, например отобразить скрытые листы. Выполняем для этого Сервис–Защита–Защитить книгу… –Структуру, далее вводим пароль.Интерактивный кроссворд, разработанный в среде MSExcel, готов.

СОЗДАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО КРОССВОРДА СРЕДСТВАМИBORLANDDELPHI7

Рис. 4. Создание кроссворда в среде BorlandDelphi7

Опишем подробно создание интерактивного кроссворда по теме «Устройство компьютера» средствами одного из языков объектноориентированного программирования. Запустим среду программирования Delphi(Пуск –Все программы –BorlandDelphi–Delphi7).Оформим предложенную средой форму.1. Поместим название кроссворда в заголовок формы. Для этого выберем свойство формы Captionи изменим надпись «Form1», стоящую по умолчанию, на «Кроссворд по теме «Устройство компьютера»»2. Строим сетку кроссвордав левой части формы, используя поля. Для этого на панели инструментов Standardвыбираем компонент Полеи растягиваем его на форме до нужного размера. Каждой букве слова соответствует одно поле.Когда сетка готова необходимо изменить свойство Textкаждого из полей. Для этого убираем надпись Edit, которая стоит по умолчанию. При этом часть клеток должна остаться пустыми,а часть –содержать номера соответствующих слов по горизонтали и вертикали и буквы ключевого слова (если оно есть). Форма будет иметь следующий вид:

Рис. 5. Построение кроссвордной сетки

3. Добавим на форму метки (label1 –в ней будут выводиться вопросы кроссворда, label3 –количество правильных ответов и label2 –оценка). Для этого на панели инструментов выбираем компонент Label(метка) и изменяем её свойство Captionна пустое. Двойным щелчком по свободной части формы переходим в окно проекта. Автоматически организуется процедура открытия формы. В ней необходимо заполнить label1 вопросами кроссворда. 4. Добавим на форму кнопку, при нажатии на которую будут выводиться количество правильных ответов и оценка деятельности пользователя. Для этого на панели инструментов нужно выбрать компонент кнопка. Когда она готова необходимо изменить ее свойство Captionна «Решено». Двойным щелчком по кнопке перейдем в окно проекта. Автоматически организуется процедура нажатия на кнопку. В ней задаем переменные n–счетчик правильных ответов и s–строка, в которой последовательно будут записаны каждый из ответов. Используя условный оператор if, проверяем правильность каждого из ответов пользователя. Далее в соответствии с количеством правильных ответов организовываем вывод оценки в label2. 5. Оформление формы. Зададим цвет формы, для этого выбираем свойство формы Colorи устанавливаем необходимый цвет (например, голубой).Разместим на форме картинки. Для этого на панели инструментов Additionalвыбираем инструмент Image. Размещаем в нужном месте формы поле для рисунка и с помощью свойства Pictureзагружаем рисунок.Интерактивный кроссворд, выполненный в среде программирования BORLANDDELPHI7 готов.Разработанные нами кроссворды представлены на сайте: https://sites.google.com/site/krossvordypoinformatike/, что делает наши материалы доступными для любого заинтересованного пользователя и позволяет использовать их как в традиционном, так и вдистанционном обучении.

Ссылки на источники1.Головкина Т.В. Решаем кроссворды // Информатика и образование. 1996. № 1.2.Зубрилин А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.3.Тимофеева Н. М., Киселева О. М.О применении программных средств в процессе обучения // Системы компьютерной математики и их приложения. Смоленск: Издво СГПУ, 2005. С. 233235.

Tatiana Timofeeva,student, Smolensk State University, Smolensknat.timopheeva@yandex.ruCreate interactive crossword puzzles on computer science tools Microsoft Excel, and Borland Delphi 7Abstract. The article discusses the possibility of Microsoft Excel spreadsheet, and objectoriented programming language Borland Delphi 7 to create interactive crosswords on the school course "Computer Science".Key words:learning process, interactive crossword puzzles.