Контент-анализ текстов интернет-дискурса как метод исследования региональной идентичности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шушарина Г. А. Контент-анализ текстов интернет-дискурса как метод исследования региональной идентичности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54282.htm.
Аннотация. С помощью метода контент-анализа автор статьи исследует причины разрушения региональной идентичности жителя дальневосточного города. В статье показывается, что в настоящий момент среди пользователей сети Интернет создается оппозиция «свои - чужие», в которой противопоставлены жители со стремлением уехать из города тем, кто в городе продолжает жить.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ШушаринаГалина Алексеевна,кандидат филологических наук, доценткафедры лингвистики и межкультурной коммуникации, ФГБОУ ВПО ©КомсомольскийнаАмуре государственный технический университетª, г. КомсомольскнаАмуреGalinalmk@yandex.ru

Контентанализтекстовинтернетдискурсакак метод исследования

состояния региональной идентичности

Аннотация.С помощью метода контентанализа автор статьи исследует причины разрушения региональной идентичности жителя дальневосточного города.В статье показывается, что в настоящий момент среди пользователей сети Интернет создается оппозиция ©свои чужиеª, в которой противопоставлены жители со стремлением уехать из города тем, кто в городе продолжает жить. Ключевые слова:идентичность, контентанализ, оппозиция ©свои чужиеª, имидж, интернетдискурс.

Теме Дальнего Востока в последнее время уделяется достаточно много внимания в средствах массовой информации, что связано со стремительной депопуляцией региона. Для того чтобы сохранить население в регионе, правительство России запускает различные программы, вкладывает миллиардырублей в развитие производственных мощностей этого региона, создает налоговые инновации и т.д. Тем не менее, население этого субъекта Российской Федерации сокращается в результате миграции людей в центральную Россию, как правило, в Москву и СанктПетербург.Сохранение человеческого потенциалав городах Дальнего Востока является предметом заботы руководства и самого Дальнего Востока. С этой целью в региональных СМИ создается положительный имидж городов. Например, в местной прессе КомсомольсканаАмуре, население которого сокращается быстрее всего на Дальнем Востоке, город позиционируется как постоянно развивающийся город, где особенно заботятся о решении проблем жителей города, и где проживают успешные люди. Для реализации стратегии формирования положительного имиджа используются различные тактики, а именно, тактика выражения заботы о жителях города, тактика сообщений об успехах жителей города, тактика выражения развития города, тактика выражения значимости города для края и страны в целом и т.д. [1].Создание положительного имиджа является частью процесса формирования региональной идентичности.Термин ©идентичностьª активно привлекает внимание ученых. Объяснение этому можно найти в том, что проблема идентичности носит эпистемологический характер и лежит в основании любой области знания. Исследование феномена идентичности приобрело актуальность в связи с масштабными и коренными изменениями социума, в частности, в связи с глобализацией, постмодернизмом.Сегодня говорят о социальной, национальной, конфессиональной, психологической, гендернойи других идентичностях. Нельзя сказать, что у человека или группы людей присутствует или отсутствует та или иная идентичность. Варианты идентичности сосуществуют, поскольку они определяют человека или группу людей с разных сторон. В какойто момент один вариант доминирует, а другой вариант подавляется в комплексе вариантов идентичности. Сосуществование вариантов возможно в связи с тем, что человек или группа людей постоянно идентифицирует мир в его различных проявлениях. ©Столкнувшись с неизвестным и непонятным объектом, человек выясняет, что находится перед ним, и пытается распознать его через сравненияª [2].По словам П.Рикера термин ©идентичностьª обладает семантической двусмысленностью [3]. В первом значении термин ©идентичностьª (лат. idem) синонимичен термину ©аналогичное, то же самое, одно и то жеª. Такое значение термина идентичности указывает на определенную неизменность во времени. Во втором значении термин синонимичен словам ©различный, изменяющийсяª (лат. ipse). Такое значение термина ©идентичностьª подчеркивает ©самостьª индивида/группы индивидов. Человек тождественен самому себе, он отличается от других [4].Второезначение термина свидетельствует о динамичной природе идентичности. ©Такая антиномия неизбежнаª, говорит П. Рикер. Дело в том, что употребление одного и того же слова для обозначения личности от рождения до смерти предполагает существование какойто неизменной основы. С другой стороны, во внутреннем опыте человека все подвержено изменениям.Для исследования идентичности определенный интерес представляет концепция символического интеракционизма и теория социализации американского социолога Дж. Мида.Основное понятие символического интеракционизма ‬это интеракция (взаимодействие). В результатемежиндивидуальных взаимодействий в обществе осуществляется происхождение социального ©Яª. Дж. Мид описывает такое межиндивидуальное взаимодействие как принятие роли другого. Индивид путем воображения ставит себя на место человека, с которым осуществляетсявзаимодействие. Через принятие роли у индивида развивается способность представлять себя в качестве объектов своей собственной мысли, или ©самостьª. Самосознание развивается в тот момент, когда индивид видит себя так, как его видят другие. При этом индивид смотрит на самого себя как на объект (Me). Он видит себя с точки зрения того или иного индивида, принадлежащего к группе. Таким образом, в результате интеракции с группой у индивида формируется ME, т.е. установки других. В ответ на установки, адресованные ему членами группы, он начинает вести себя как Я(I). В постоянной борьбе между MEи I, т.е. между стремлением к коллективной безопасности и активной жаждой нового опыта определяется степень свободы социальных действий индивида.Человек имеет столько социальных ©Яª, сколько существует лиц и групп, мнение которых для него является важным. ©Мы разделяем себя на множество всевозможных Я по отношению к различным нашим знакомымª[5]. Различные Я составляют завершенное Я и являются различными аспектами структуры завершенного Я. Структура такого Я иесть отражение завершенного социального процесса. По мнению Дж. Мида, социальное ©Яª включает, вопервых, представление о том, каким я кажусь другому, вовторых, представление о том, как другой оценивает меня, и, втретьих, вытекающее из этого чувство гордости или унижения. В качестве другого могут выступать первичные группы, с которыми сложились неформальные и доверительные отношения, а также, так называемый ©обобщенный другойª, т.е. анонимные люди, народ, обществокак абстрактное лицо, представленное в виде сети социальных институтов, государства. Способность принять на себя роль ©обобщенного другогоª является критерием формирования зрелой личности, зрелого ©яª. Обобщенный другой ассоциируется с формированием всеобщих абстрактных правил поведения, исполнение которых поддерживает существование данного общества как целого.Как было обозначено выше, центральным понятием в концепции Дж. Мида является понятие межиндивидуального взаимодействия, которое осуществляется через обмен символами. В качестве символов могут выступать жестовая, письменная, вербальная форма коммуникации. Особое внимание Мид уделяет анализу голосового жеста и превращению его в значимый символ взаимодействия. Совокупность и взаимосвязь голосовых жестоврассматривается американским социологом как речь. По мере трансляции символов индивид передает партнеру стимулы к поведению. В результате межличностное взаимодействие сводится к принятию ролей и, как, следствие,передаче социально значимой информации. Таким образом, в процессе интеракции человек проходит через процессы самоидентификации и идентификации со стороны других.Региональная идентичность ‬процесс интерпретации регионального своеобразия, через которое региональная уникальность приобретает институционализированные черты в определенных символах и мифах сообщества [6]. М.В. Назукинавыделяет два элемента структуры региональной идентичности, а именно, культурноценностный компонент и стратегический компонент. Культурноценностный компонент связан с характеристикой устоявшихся черт региональной уникальности, стратегический компонент подразумевает сознательное использование региональных особенностей региональной элитой в практических целях, например, для повышения известности региона.Чувствуя свою сопричастность к некоторому локальному обществу, человек переносит на себя и/или на своюсоциальную микрогруппу прошлое, настоящее и потенциальное будущее региона, в котором протекает его жизнь. Региональную идентичность можно интерпретировать как ©механизмы сопряжения вертикальной идентичности, горизонтальной идентичности и виртуальной социальной идентичностиª [7].Вертикальная идентичность означает проявление связи времен, горизонтальная идентичность означает соотнесение регионов, виртуальная социальная

идентичность есть связывание желаемого, достигнутого, вымышленного и реального.Модельюроссийской цивилизации, по мнению М. Крылова, является локальная система город регион. Именно на этой основе формируется региональная идентичность, т.е. совокупность культурных отношений, связанная с понятием ©малая родинаª. В региональной идентичностидоминируют два аспекта, а именно, пространство и ©аспекты внутренней энергетикиª [8]. При изучении региональной идентичности М. Крылов выделил изолированные ракурсы региональной идентичности (далее РИ). Среди них ‬транстрадиционный, ракурс традиционализма и надтрадиционный ракурс. В транстрадиционном ракурсе отмечается любовь к родному городу, краю. Ракурс традиционализма подразумевает субэтничность и внеэкономизм мышления. ©Субэтничность ‬согласие с утверждением, что нужно сделать все возможное, чтобы сохранить местные различия в говорах, особенностях питания, поведения и др. Внеэкономизм мышления ‬согласие с поговоркой ©бедность ‬не ‬порокª [8].Надтрадиционный ракурс включает характеристики, не связанные с предшествующим развитием региона. Подобныйракурс свидетельствует об исчерпании значимости истории и географии края в обществе всеобщей мобильности. Тем не менее, надтрадиционная культура продуцирует региональную идентичность, связанную, однако, не с любовью к родному краю, а с выбором проживания на этой территории в силу определенных, значимых для этого человека факторов.Каждый выделенный М. Крыловым ракурс региональной идентичности характеризуется своим императивом. Императив транстрадиционного ракурса ‬©мы любим свою землю, потому что это ‬наша земляª. Императив ракурса традиционализма ‬©мы лучше других. Потому что мы отличаемся от других, мы гордимся нашей землей, потому что мы другиеª. Императив надтрадиционного ракурса ‬©мы лучше других, потому что мы успешные, передовые ‬поэтому я выбираю тот город, где я живуª [8].В структуре региональной идентификации присутствуют, вопервых,знания особенностей собственной географической территории (топоса), вовторых, оценка качеств своей территории, ©значимости ее в мировой и локальной системах координатª.При изучении региональной идентичности России важно выявить уровень анализа. На макроуровне происходит идентификация с крупными природноэкономическими регионами, на мезоуровне ‬идентификация с районом, соразмерным краю, области, республике, на микроуровне ‬это идентификация на уровне населенного пункта, улицы, квартала.Целью настоящего исследования является изучение причин отъезда из городов Дальнего Востока в другие регионы России с использованием метода контентанализа текстов интернетдискурса. Материалом исследования выступают сообщения на форумах города КомсомольсканаАмуре за 2013 г. В современном постиндустриальном обществе Интернет представляет собой уже не только канал связи, но и ©новую социокультурную средуª [9]. Данная среда является самоидентификационной, ©продолжением обитания среды человека, где посредством социальных коммуникаций он имеет возможность удовлетворить свои социальные возможностиª [10].Сущность контентанализа заключается в том, что по внешним (количественным) характеристикам текста на уровне слов или словосочетаний делаются предположения о плане содержания текста. В результате применения контентанализа можно сделать выводы об ©особенностях мышления и сознания автора текста ‬его намерениях, установках, желаниях,ценностных ориентациях и т.д.ª [11]. Основу аналитического аппарата контентанализа составляют аналитические единицы и аналитические операции [12]. Под аналитическими единицами подразумеваются единицы анализа и категории анализа. В современном контентанализе к единицам анализа относят слово и типологию. ©Аналитические операции ‬действия с элементами содержания. В их состав входят: восполнения содержания текста, юнитизация содержания текста, классификация единиц содержания, построение бинарных структур, выявление типологий как единиц содержания текста [12]. Основной аналитической операцией в предпринимаемом нами исследовании является юнитизациятекста, т.е. ©разбиение содержания текста на элементы содержания в соответствии с принятыми в исследовании единицами анализа и дальнейшей их классификацией по соответствующим категориям анализаª [12].Одной из главных категорий контентанализа является концептуальная переменная, т.е., понятие, стоящее в центре проводимого исследования. В качестве концептуальной переменной в настоящей статье было выбрано понятие ©отъезд из КомсомольсканаАмуреª, которое в текстах сообщений на форумахимеет следующие репрезентанты (значения Кпеременной): уезжать, покидать, валить.

На первом этапе анализа проводилась выборка тестов сообщений на форуме из массива по значениям Кпеременной. Затем полученный корпус примеров был проанализирован, и в результате изучения материала выделено пять типов интерпретации причин отъезда из КомсомольсканаАмуре. По мнению пользователей серверов КомсомольсканаАмуре основными причинами отъезда из города являются: 1) низкаяинфраструктура, 2) неопрятный вид города, 3) суровый климат и плохая экология, 4) низкий уровень культуры населения. Упадок градообразующих предприятий и низкие зарплаты занимают в этом списке лишь пятое место, что может указывать наприоритетынаселения.

Приведем контексты на каждый тип интерпретации.В показатель Низкая инфраструктурамы включили отсутствие хороших дорог:©люди идут домой по лужам и разбитому асфальтуª, ©дорогивообще ужасныеª; неразвитую транспортную систему: ©захотели вы быстренько в Владивосток сгонять самолетом, да нет у нас в городе аэропорта…�ª; неудовлетворительное качество медицины и образования ©ни одной нормальной стоматологической клиники, ни одной нормальной частной клиники. Нет ни одной частной школыª, ©в Комсомольске качество медицинского обслуживания не на высотеª; недостаточное количество мест для культурного семейного отдыха ©сходить культурно отдохнуть некудаª, ©зачахлые паркиª, ©вы можете выбрать место где бы посетить концерт? Нет, один погорелец стоит уже много лет без крышиª (здесь и далее сохранены орфография и пунктуация авторовсообщений на форумах) [13].Недовольство инфраструктурой города выражается в использовании эпитетов с негативной оценочностью, отрицательных структур, риторических вопросах.По мнениюжителейгородаКомсомольскнаАмуре имееткрайне неопрятный вид: ©На Ленина такая грязь, что смотреть страшноª, ©Комсомольск помоему самый грязный городиз всех которые я виделª, ©надоело ходить по улицам, которые покрыты бутылками, мусороми прочим, по тротуарам, по которым не пройти изза воды и грязиª, ©город встретил меня горами мусорана газонах, горами песка и гравия на дорогах и тротуарахª, ©настолько душа болит за грязь в городеª, ©двор ‬это чтото. Не двор, а сплошная помойкаª, ©серость и обшарпанностьнашего городаª[13].Дальневосточников не устраивает суровый климат и плохая экология местных городов: ©резко резонирующий климатª, ©неблагоприятный климатª, ©за столько лет просто устала от экстремального климата, зимой обжигает мороз, летом все лежат пластом от жары с повышенной влажностьюª, ©КомсомольскнаАмуре. Это город царства вечной мерзлоты, захимиченного Амура, загазованного воздуха нефтезаводомª, ©уезжают из города те люди, кому надоело покупать питьевую воду …�взамен технической из крана…�да и климат тяжелый. И гнусª, ©дым уже достал, не успелснег растаять, как уже город задымлен. Дышать нечемª [13].Неблагоприятная экологическая обстановка в городе связана с большим количеством промышленных предприятий, фабрик и заводов, расположенных на территории города.

Участников форумов возмущает Низкий уровень культуры населения, который проявляется в злоупотреблении алкоголем: ©весь жизненный цикл состоит из работы, пива в пятницу вечером, и выезда на шашлыки пару раз в месяц ‬тогда да, Комсомольск вариантª; ©молодежь с пивом в руках на каждомшагуª, ©Не могу видеть эти опухшие рожи спившегося быдлаª. Авторысообщений на анализируемых форумахотмечают обилие сниженной лексики в повседневном речевом общении комсомольчан: ©не могла больше выносить сплошные маты, даже в магазинах из уст продавцов, даже в разговоре школьниковª, ©как противно видеть эти пьяные рожи, кричащие в мобильный телефон матом на всю улицу…�ненавижу своих соседей, оставляющих в лифте недопитые бутылки с пивом, гадящих в своемже подъездеª. Кроме того, в показатель низкого уровня культуры населения входитотсутствие у жителей города КомсомольсканаАмуре стремления ксаморазвитию:©город стал хуже просто мертвый, люди тупеютª, ©многие живут по принципу ‬хороший понт дороже денегª, ©в Комсомольске остались только те, которым пофиг где жить, рожать триста детей и слушать Стаса Михайловаª [13].

В некоторых сообщениях разрушенная региональная идентичность прослеживается в сравнениях КомсомольсканаАмуре с теми городами, в которые стремятся уехать или уже уехали комсомольчане. Как правило, участники форума создают бинарные оппозиции, на положительной стороне которых находятся центральные города России или даже зарубежные города, в которых жителям КомсомольсканаАмуре нравятся благоприятный климат, ухоженные улицы и парки, оборудованные детские площадки; на противоположной (отрицательной) стороне находится КомсомольскнаАмуре. ©Живу в ближнем Подмосковье 2 года. Спокойный климат, летом нет комаров и мошкиª, ©в отличие от Комсомольска в Москве много прекрасных парков, чистые улицы и ухоженные дворыс хорошими детскими площадками, свежая еда в магазинахª, ©прости Комсомольск, что не смогла полюбить тебя как Город. И не смогу остаться с тобой навсегда, так как хочу для себя и своей семьи жизни в тепле, красоте и чистоте, уютеª [13],©там где я сейчас живу, всю ночь освещение, да не просто столбы с фонарями, а освещены красивые клумбы и т.д.ª [13].

На разрушенную региональную идентичность указывает оппозиция ©свои чужиеª.

Деление социума по принципу ©свои чужиеª имеет давнюю историю. ©Разделение на ©своихª и ©чужихª означает, что наряду с общечеловеческими ценностями люди ориентируются еще и на коллективные (государственные, клановые, классовые) ценности интересыª [14]. Свои ценности провозглашаются как истинные, чужие рассматриваются как помеха или средство к удовлетворению своих интересов. Для большинства участников форума в категории ©Своиª входят те горожане, которые уезжают, потому что не хотят миритьсясупадком города; те, кто стремится к новому опыту, к лучшей жизни. Категорию ©чужиеª составляют комсомольчане, которые остаются и продолжают жить в городе: ©не оставайтесь в Комсомольске навсегда, в мире есть на что посмотретьª, ©этот город как перевалочная база, достиг максимума, нужно двигаться дальше реализовывать своивозможности уже на другом уровне и в другом городеª, ©из моих знакомых в Комсомольске остались только хромые да косыеª [13].

Региональная идентичность жителя дальневосточного региона разрушена, люди стремятся уехать, не стесняясь в выражениях: ©валитьнужно не глядяª, ©вчера по дороге домой както остро ощутил, что надо валить и подальшеª, ©валитьпри любой возможностиª, ©если честно, надоел мне этот городи вся эта Власть. Валить надоª.

Таким образом, вопрос о региональной идентичности жителя КомсомольсканаАмуре сегодня стоит особенно остро, только в 2013 году из города уехало около пяти тысяч человек. Правительству России, края и города необходимо предпринимать беспрецедентные меры с целью сохранения человеческого потенциала Дальнего ВостокаРоссии.

Ссылки на источники1.Шушарина Г.А. Формирование региональной идентичности через речевые стратегии и тактики // Ученые записки КнАГТУ. 2013. № 2.2.Софронова Л.А. О проблемах идентичности // Культура сквозь призму идентичности. М. Индрик, 2008.

3.Рикер П. Повествовательная идентичность // URL: http: // www. gumer.info. ‬[Дата обращения 13.01.2013].4.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. Изд. группа ©Прогрессª, 1996 .5.Мид Дж. Разум, я и общество // URL: http: // christsocio.info/content/view/949/1.[Дата обращения 15.03.2013].6.Назукина, М. В. Региональная идентичность в современной России: типологический анализ: автореф. дис. … канд. политических наук. ‬Пермь, 2009.7.Бочаров А. В. Сибирская региональная идентичность в контексте исторического сознания (по результатам контентанализа томских СМИ) // Вестник РУДН, серия Социология, 2011.№ 4. 8.Крылов М. Российская региональная идентичность как фокус социокультурной ситуации (на примере европейской России // Логос, 2005. № 1 (46).9.Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. ‬Волгоград: Издво ВГПУ ©Переменаª, 2009. 10.Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: автореф. дис. … канд. социол. наук. ‬УланУдэ: Бурят. гос. унт, 2003. 11.Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М.: Едиториал УРСС, 2003.12.Таршис Е.Я. Контентанализ: Принципы методологии. (Построение теоретической базы. Онтология, аналитика и феноменология текста. Программы исследования.) ‬М.: Книжный дом ©ЛИБРОКОМª, 2013. 13.Городской сервер КомсомольсканаАмуре. URL: http://www.komcity.ru. [Дата обращения 13.05.13].14.Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: Издательство ЛКИ, 2008.Galina Shusharina,

Candidate of philology, associate professor of linguistics and intercultural communication department of KomsomolskonAmure State Technical University, KomsomolskonAmure, RussiaGalinalmk@yandex.ruContentanalysisofinternetdiscourseasmethodofinvestigatingregionalidentityAbstract.The author of the given article tries to investigate people‱s reasons of leaving the regional city. The research is based on the content analysis of the internet discourse. The citizens make up the opposition ©insiders outsidersª. The insiders are thosewho leave KomsomolskonAmure, the outsiders are those who stay and live in the Far East.Key words:identity, content analysis, opposition ©insiders outsidersª, image, internetdiscourse.