Мультимедийные технологии в процессе обучения иностранному языку для специальных целей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Банарцева А. В. Мультимедийные технологии в процессе обучения иностранному языку для специальных целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54287.htm.
Аннотация. Применение мультимедийных технологий, также известных как e‑learning, в процессе обучения иностранному языку для специальных целей помогает студентам учиться мыслить критически, самостоятельно решать проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Эффективность обучения иностранному языку зависит от степени заинтересованности студентов в его изучении. В статье дается краткое описание обучающего мультимедийного модуля, разработанного в рамках проекта Tempus-FLERTUV на тему “Органическая химия и органические соединения”. Разработанный модуль посвящен проблеме загрязнения окружающей среды и ее решению созданием новых материалов. Анализируется вредное воздействие пластмасс на здоровье человека. Представлены инициативы в производстве экологически безопасных пластмасс. Модуль предназначен для студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов химических специальностей, продолжающих самостоятельно изучать иностранный язык.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Банарцева Арина Владимировна,старший преподаватель, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет», г. Самараagnetha@bk.ru

Мультимедийные технологии в процессе обучения иностранному языку для специальных целей

Аннотация.Применение мультимедийных технологий, также известных как elearning,в процессе обучения иностранному языку для специальных целей помогает студентам учитьсямыслить критически, самостоятельно решать проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Эффективность обучения иностранному языку зависит от степени заинтересованности студентов в его изучении.В статье дается краткое описание обучающего мультимедийного модуля, разработанного в рамках проекта TempusFLERTUV, на тему “Органическая химия и органические соединения”. Разработанный модуль посвящен проблеме загрязнения окружающей среды и ее решению созданием новых материалов. Анализируется вредное воздействие пластмасс на здоровье человека. Представлены инициативы в производстве экологически безопасных пластмасс. Модуль предназначен для студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов химических специальностей, продолжающих самостоятельно изучать иностранный язык.

Ключевые слова: мультимедийные технологии, elearning, интерактивная окружающая среда, экология, альтернативное обучение, мультимедийные обучающий модуль.

Отличительной чертой современной эпохи является ускоряющийся с каждым годомтемп развития новых информационных технологий. Сегодня уже трудно найти сферу деятельности человека, где часть задач не решалась бы с помощью компьютера. В условиях стремительного развития науки и техники подготовка специалистов включает развитие навыков и умений чтения оригинальной литературы по специальности, извлечения необходимой информации и ведения беседы с использованием терминологии.

Инновационноеобразованиевсовременноммиреявляетсяусловием теоретическогопереосмысленияобразовательнойпрактикивыходаиз кризиснойситуации черезразработку современнойметодологииитеории педагогическогообразования.В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в вузе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Наиболее ярким примером может служить английский язык, который стал языком международного общения. Все больше и больше людей начинают испытывать потребность в умении грамотно общаться, понимать, обрабатывать и передавать информацию на языке, который не является для них родным. Но, как известно,изучение иностранного языка это длительный и трудоемкий процесс. Поэтому, в настоящее время на первый план выдвигается вопрос, связанный с разработкой новых средств, методов и технологий, позволяющих качественно улучшить процесс обучения и увеличить скорость обработки больших потоков информации. Решением этой проблемы является внедрение информационных технологий в учебный процесс, а именно использование современных мультимедийных средств как вспомогательных средств обучения иностранному языку. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры студентов, обучение практическому овладению иностранным языком. Не секрет, что эффективность обучения иностранному языку зависит от степени заинтересованности студентов в его изучении. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать новые образовательные технологии и, тем самым, активизировать познавательную мотивацию студента. Достоинства современных информационных сетей и возможности использования электронных форм учебнометодических материалов очевидны. Те, кто с этим столкнулся, хотя бы однажды, понимает, как это удобно и эффективно. Компьютерные технологии позволяют создать удивительный мир знаний, доступный каждому.Современные студенты с младых ногтей осваивают цифровые технологии. Их пальцы так легко прыгают по клавиатуре, словно они уже родились с «нетбуками» и «айподами» в руках. Они предпочитают обмен текстовыми сообщениями, игры вИнтернете и общение всоциальной сетичтению книг и походам в театр, не говоря уже о том, что никому из них и в голову не придет писать письма от руки. Это –поколение, выросшее в безбумажном ибеспроводном мире, порожденном передовыми технологиями; новое племя людей, которые с детства окружены компьютерами, сотовымителефонами и прочими гаджетами. В нашем быстроменяющемся мире педагоги тоже вынужденыиспользовать новые технологии, которые позволили бысделать уроки интересными для обучающихся и одновременно расширить возможности учителей. Если мы хотим, чтобы новые технологии способствовали существенным изменениям в содержании и процессе обучения, мы должны разработать способы изменить профессиональную культуру обучения.За последнее десятилетие обучение с помощью мультимедийных средств, также известное как Elearning, перестало быть смелой идеей и давно уже применяется в различных учебных заведениях. Известно, что Elearningосновано на использовании мультимедийныхтехнологийв обучении. Компьютеры очень полезны во многих аспектах обучения. Они могут значительно облегчить и ускорить многие процессы. Они могут проверитьупражнения и, в зависимости от результатов, либо направитьстудентов на более сложный уровень, либо попросить повторить пройденный материал. При каких условияхновые технологиисмогут положительно влиять на процесс обучения?Вопервых, эти технологии должны иметьсущественныепреимущества.Вовторых, одни только технологиине изменяет образовательную практику. Новыми, «продвинутыми», должны стать также цели учебного процесса, материалы, политика оценки,роль учителя. Без этих изменений новые технологии рано или поздно будут снова «низведены» до привычных традиционных методов. Обучение с помощью мультимедийных средств является привлекательной альтернативой традиционному уроку. Использование интерактивных средствпозволяет взглянуть на любой предмет поновому, а новый, свежий ракурс всегда привлекает, вызываетлюбопытство.Такая форма подачи информации имеет большое преимущество перед традиционными методами, в том числе: графическая форма подачи, которая хорошо усваивается специалистами разного профиля, особенно специалистами технических и естественных наук; использование электронных карт; применение мультимедиа обучающих программ; применение возможностей сетевых технологий и извлечение информации из электронной сети; колоссальная экономия времени. Время сегодня главная ценность. Тратя его, простаивая в "пробках" по дороге к преподавателю, оно расходуется впустую. Применение мультимедийных технологий позволяет студенту выбирать любоеудобное для него время. Особенно многообещающим видится соединение возможностей мультимедиа с идеями проблемного обучения, генерация с помощью мультимедиа проблемных ситуаций различных типов: таких, в которых усваиваемое неизвестное выступает в функции цели, способа и условий действия. Бытуют опасения, что техника может вытеснить учителей.Некоторые преподаватели скептически относятся к новой методике, полагая, что лучше учителя никто не научит. Но никто и не говорит, что живого учителя нужно заменить электронным. Необходимо учитывать, что особая ответственность при проведении подобных занятий ложится на преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по определенному предмету, но и организатором всего учебного процесса на новом этапе в целом. Его задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество. То есть задача учителя активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Компьютерный курс позволяет обеспечить высокое качество образования, если пользоваться им грамотно.Большое преимуществокомпьютерных технологий заключается в том, что студент можетдобавить аудио комментарий, создать видеоклип, использовать звуковые эффекты, вставитьизображения, фоны и символы. Обучение становится творческим процессом, где поощряются инициатива, креативность, смелые идеи, где всегда есть полет фантазии.Успех в значительной степени зависит от того, насколько грамотно методически организован материал, где часть занятий можно реализовать с помощью мультимедиа курсов, а текущий контроль можно осуществлять с помощью тестирующей системы.В 2008годутри российских государственных технических университета Поволжского региона приняли участие в проекте FLERTUV. В них были созданысовременные компьютерные классные комнаты (SACs) с доступом к интернетресурсам. Преподаватели нашего университета (Самарский государственный технический университет) в рамках международного проекта Tempus разработали готовые комплексы, мультимедийные обучающие модули, для обучения английскому и немецкому языкам студентов технических специальностей. Модули ориентированные на различные специальности: машиностроение, литье, химия, пивоварение и др. При разработке компьютерного курса следует учитывать, что речь идет не просто о переложении типографских текстов в электронный вид, а о создании совершенно новых дидактических средств, основанных на (или с использованием) мультимедиа. Создание такого модуля –непростая и творческая работа, требующая от преподавателя не только владения иностранным языком, но и определенных знаний в области специальных предметов. Например, разработанный намимодуль “Органическая химия и органические соединения” посвящен проблеме загрязнения окружающей среды и ее решению, созданию новых менее токсичных или нетоксичных материалов. В нем анализируется вредное воздействие пластмасс на здоровье человека, представлены инициативы в производстве экологически безопасных пластмасс. Модуль предназначен для студентов старших курсов, магистрантов и аспирантов химических специальностей, продолжающих самостоятельно изучать иностранный язык. Все упражнения в наших модулях построены на текстах. Это не только всем известныеупражнения по обучению иностранным языкам, сводимые к операциям заполнения пропусков, перестановки, множественного выбора, удаления лишнего элемента, но и задания, требующие от студента определенных знаний в сфере его будущей деятельности: сравнительные таблицы, анализ различных производственных технологий и т.д. В модуль также включены некоторые игровые задания, кроссворды и тесты для того, чтобы учащиеся могли отвлечься от серьезных упражнений и отдохнуть –всем известно, что игра помогает сделать процесс обучения более привлекательным. Материал, основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обучения перестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, который способствует максимальному проявлению творческих возможностей и создает предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации. Это лишь малые возможности одного из электронных курсов, которые помогают преподавателю поновому взглянуть на его задачу и осуществление им учебного процесса с применением компьютерных технологий.Elearningпозволяетстудентуизучать предмет в томтемпеи режиме, которыеему удобны. Это значит, он может ненадолго прерваться без риска отстать от группы или заработать «долги».Это также означает, что он может неторопиться, изучая неизвестную ему тему и, наоборот,перескочить через темы, которые он уже знает. Электронные модули можно в любой моментусовершенствовать или дополнить.Постоянно делая выбор или принимая решения, обучающийсястановится активным участником процесса обучения. Таким образом, студент, который использует мультимедийные средстваобучения, получает и усваиваетнамного больше информации, чем студент, сидящий в классной комнате. Кроме того, студенты могут выбрать,сколько времени они посвятят изучению данного предмета, составить свой график занятий, выбрать удобный день идаже час, когда ничто не помешает их занятиям. Таким образом, студенты берут на себя ответственность за свое собственное обучение. Возвращаясь к опыту разработки и внедрения мультимедийных средств в процесс обучения английскому языку в Самарском государственном Техническом университете, хочется отметить, что большинство студентов сочло опыт участия в программе Elearningинтересным и полезным. Больше чем половина студентов сказали, что если бы был выбор, то они предпочли бы обучение с помощью мультимедийных технологий. Треть студентов сказала, что онлайн курс никак не повлиял на их языковые навыки. Более чем шестьдесят процентов участников заявили, что программа улучшила их лексический запас, знаниеанглийской грамматики, способность понимать и переводить тексты по специальности. Согласно ответам, модуль понравился тем, что в нем были представлены разнообразныеупражнения ивиды деятельности. Трудность возникла с самодисциплинойи заключалась в том, что далеко не все студенты могли подойти к процессу обучения с должной ответственностью, зная, что они сами принимают решения, что им учить и когда. Из этого можно сделать вывод, что при обучении иностранному языку в вузе целесообразно сочетать традиционные методы обучения, когда учитель присутствует в классе и контролирует процесс, и новаторские, такие, как Elearning.Вероятно,особая ответственность при проведении подобных занятий должна ложиться на преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по определенному предмету, но и организатором всего учебного процесса на новом этапе в целом. Его задача состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому студенту проявить свою активность, своё творчество. То есть задача учителя активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Использование мультимедийных программ в вузе вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка. Компьютерный курс позволяет обеспечить высокое качество образования, так как является средством комплексного воздействия на обучаемого.Здесь же могут присутствовать игровые компоненты, облегчающие понимание и усвоение представленного материала. Успех в значительной степени зависит от того, насколько грамотно методически организован материал, где часть занятий можно реализовать с помощью мультимедиа курсов, а текущий контроль можно осуществлять с помощью тестирующей системы.Материал, основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обучения перестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, который способствует максимальному проявлению творческих возможностей и создает предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации. Этолишь малые возможности одного из электронных курсов, которые помогают преподавателю поновому взглянуть на его задачу и осуществление им учебного процесса с применением компьютерных технологий.Эффективность компьютерныхязыковых программ связанас условиями той среды, в которой они применяются. В одноязычном обществе, например вРоссии, английский язык рассматривают как содержание курса, а не среду для коммуникации. Поэтому, вне аудитории практически невозможно практиковать полученные навыки. С другой стороны изучение языка требуетвзаимодействияучеников для получения требуемого результата. Рассматривая эти местные контекстные условия, надо отметить, что даже при использовании компьютерных технологийв обучении, необходимо присутствие учителя, контролирующего и направляющего образовательный процесс. Таким образом, при созданиикомпьютерных языковыхпрограммдолжен быть учтенместный контекст и внесенынеобходимыемодификации, которые максимально соответствовали бы потребностям учащихся и поставленным задачам.

Ссылки на источники1.Mayer, R. E. (2001). Multimedia learning. New York: Cambridge University Press. ISBN 0521787491.[Дата обращения 13.12.2013]2.Mayer, R.E. and Moreno, R. (2002). "Animation as an Aid to Multimedia Learning". Educational Psychology Review14(1): 8799.[Дата обращения 10.01.2014]3.Active Learning Practices for Schools (ALPS). http://learnweb.harvard.edu/alps4.Education with New Technologies (ENT). http://learnweb.harvard.edu/ent/home/index.cfm[Дата обращения 10.01.2014]

Arina Banartseva,Samara State Technical Universityagnetha@bk.ruNew education technologiesAbstract. Education technologies have done a great deal to help teachers support students. Multimedia learning also known as elearning is the use of technology to support the learning process. Using multimedia in the teaching and learning environment enables students to become critical thinkers, problem solvers, more motivated in their learning processes.They can both learn "from" and “with” media and technology.Creating a multimedia project is a substantial undertaking. A successful result depends on the time and effort invested and the strategies for achieving intended goals.English is a content best mastered through students’ discovering and working through their own various curricular initiatives, so students need to take an ownership and responsibility for their own learning.The paper describes a module called ‘Organic Chemistry and Organic Compounds’ based on solving the problem of environment contamination and creating new environmentally beneficial materials; harmful effect of plastics on our health and new initiatives in plastic products safety. The module is intended for the students and graduates of the Chemical Technological Department and all those interested in the subject.The paper provides a brief overview of the contents and methods used and analyses the interactive results so far.All the exercises are textbased and designed to make learners relax and realize that chemistry is so much a part of our everyday life that it is very easily taken for granted.The major educational benefit is in meeting the needs of the students who, for various specific purposes, come to selfaccess centers to learn autonomously. Key words:multimedia, technology, elearner, interactive environment, ecology, attractive alternative, educational module