О работе музеев с детьми в начале ХХ века (забытые страницы истории)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рашитова Р. С. О работе музеев с детьми в начале ХХ века (забытые страницы истории) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 211–215. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54302.htm.
Аннотация. В данной статье анализируется опыт работы музеев начала ХХ века по формированию духовных ценностей личности. Автор исследует деятельность первого в России специального музея и выставок для детей под руководством Н. Бартрама, А. Зеленко и Я. Мексина.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Рашитова Розалия Сабитовна,кандидат исторических наук, доценткафедры методики преподавания иностранных языков и второгоиностранного языка, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы», г. Уфаrozaliya_rashito@mail.ru

О работе музеев с детьми в начале ХХ века(забытые страницы истории)

Аннотация.В данной статье анализируется опыт работы музеев начала ХХ века по формированию духовных ценностей личности. Автор исследует деятельность первого в России специального музеяи выставок для детей под руководством Н.Бартрама, А.Зеленко и Я.Мексина. Ключевые слова:музей, выставка, дети, начало ХХ века.

В данной статье, посвященной традициям в культуре, анализируется опыт работы музеев начала ХХ века по формированию духовных ценностей личности. Автором в течение многих лет целенаправленно изучались архивные материалы многих центральных музеев России, среди них такие как, архив Государственного Историческогомузея, архив музея игрушки(ХПМИ), архив Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и другие. Мы такжеисследовали периодические и книжные издания начала прошлого века. Мы считаем, что изучение на основе архивных материалов неизвестных страниц истории, связанной с теми, кто формирует духовную культуру нации, способствует преемственности поколений в культуре.В психологопедагогической литературе общепризнано, что формирование личностных качеств человека начинается в детстве. Однимиз учреждений, оказывающих воспитательное воздействие на детей, является музей. Эффективность его влияния во многом зависит от того, в каком возрасте человек стал воспринимать ценности духовной культуры. Теоретики и практики музейного дела в первые десятилетия XX в. выдвинули идею приобщения детей к музеям в дошкольном возрасте, особенно подчеркивая необходимость создания специальных музеев для детей. Своеобразным знамением времени стало создание в 1918 г. Института ребенка[1], а затем ряда других институтов, занимающихся изучением детской психологии, социальной среды, детских сообществ. Недаром известный теоретик и практик художественного воспитания детей А.В.Бакушинский назвал новое историческоевремя «веком ребенка»[2]. В первое десятилетие ХХ века идея создания специального музея для детей выдвигаласьН.Д.Бартрамом(18731931) и А.У.Зеленко(18711953).Деятельность детских музеев построена на игре. Игра, являясь отличительным феноменом человеческой деятельности, привлекала внимание исследователей во все времена истории. Многое из того, чем игра живет и что воплощает в своем действии, она черпает издействительности. В рамках данной публикации представляется целесообразным остановиться на деятельности первого специального музея для детей внашей стране

Музея игрушки.Этот музей стал своеобразным центром по изучению игровой деятельности детей. Основоположником музея был Н.Д.Бартрам. Автором данной статьи в результате исследования уточнена дата открытия Музея игрушки вМоскве декабрь 1919 г.[3].«Сама идея создания Музея игрушки в России была нова,—вспоминает о том времени дочь художника.—Не существовало ничего, что могло бы послужить отправной точкой для организации музея. Была только глубокая вера в правое свое начинание и большая к нему любовь»[4]. Нам хочется добавить к сказанному, что помимо веры и любви были еще такие необходимые слагаемые успеха любого дела, как глубокие знания и большой опыт практической работы.В воспоминаниях А. Н. Изергиной о первых посетителях Музея игрушки передана атмосфера, царившая в музее:величие духа и глубина замысла, несмотря на трудности реальной жизни: «первые ребятишки в валенках, шубах, теплых платках и шапках. На паркете за ними оставался мокрый след. Смотрели сначала, завороженные необычайностью окружающего. За окнами завьюженный Смоленский бульвар,белые сугробы, очередь за хлебом, разруха. Но существовал золотой фонд страны –будущее, детвора, она, несмотря ни на что, не считаясь, ни с чем играла, требовала игрушек.»[5].Через год после открытия музея в ноябре 1920 г., в тяжелое время голода, холода, гражданской войны в стране была проведена «Неделя ребенка» и 7 ноября открыта новая выставка в Музее игрушки. Этот факт нашел отражение в газете «Правда». Рассказывая о первом в стране Музее игрушки, собравшем удивительно большую и разнообразную коллекцию, газета специально подчеркивала как положительное и необычное явление, что «среди посетителей первое место занимают дети, как отдельно приходящие с улицы, уже облюбовавшие эту выставку как «свою» и приводящие туда своих маленьких товарищей, так и экскурсии от школ, детских садов, колоний и т. д.»[6].Работа Бартрама с детьми основывалась на ежедневном наблюдении за маленькими посетителями, получении от них консультаций и советов, которыми они щедро делились с Дядей Музеем (так дети называли Н.Д.Бартрама). Неслучайно в первом зале были представлены образцы крестьянского искусства. Бартрам понимал, что именно эти красочные, забавные, радостные и грубоватые по форме игрушки наиболее близки ребенку [7]. Незаконченность игрушки давала ему возможность творить и фантазировать. Другими словами, игра как специфический вид культурной деятельности позволяла созидать без какойлибо принудительности извне и изнутри.Игрушки Бартрам делил на два типа: «радость ребенка» и «зеркало жизни»[8].Встреча с музеем начиналась со знакомства с игрушками первого типа. Здесь часто можно было наблюдать интересные сцены: одна девочка каждый день приходила с ведерком, чтобы «подоить» корову, стоящую в витрине;мальчики старательно копировали выправку игрушечных солдатиков, девочки приносили своих кукол, сравнивали, играли. Такое непосредственное общение в залах музея с экспонатами, сотрудниками, друг с другом развивало эмоции и чувства ребенка. Бартрам, наблюдая за детьми, сделал вывод о том, что главнейшим и неиссякаемым источником и двигателем игр ребенка является его внутреннее ощущение, творческая радость. Ребенок способен представить то, что ему хочется, не стесняясь ни местом, ни временем. Во втором залеэкспонировались игрушки второго типа «зеркало жизни». Они отражали быт людей, деревенскую и городскую жизнь,были представлены посуда, «кушанья» для кукол, игрушкистран и народов. В этом зале имелся также детский домик для игр, воссоздающий обстановку особняка 40х годов XIX в. Вероятно, целью организаторов экспозиции было познакомить таким образом детей с тем, как жили люди другого времени.

Большую роль в воспитании детей Бартрам придавал коллективным играм. В музее был создан новый тип «строительногоматериала» для совместныхигр. Это были кубики, элементы для построек, небольшие столбики со слегка намеченными головками, фигурки животных. Последние были добавлены по просьбе детей. Этого материала детям было достаточно для того, чтобы создавать города,села, устраивать зоологический сад, дом «Главодежды», в который «входили» точеные фигурки и «выходили» с другой стороны уже одетыми в цветные бумажки и тряпочки. Словом, в руках ребенка эти немногочисленные элементы превращались в интересный мир с постоянно меняющимися сценами.Нельзя не согласиться с Бартрамом, что Музей игрушки имел для детей то же значение, что «для взрослых остальные историкохудожественные музеи». Здесь, играя, т, е. находясь в самом естественном для их возрастасостоянии, дети через произведения искусства постигали историю своего и другихнародов.В следующем (четвертом) зале были представлены игры и игрушки, дающие первоначальные сведения по географии, этнографии, искусству, естествознанию, математике. Здесь наглядно демонстрировалсяпуть, ведущий ребенка от игрушки к знаниям. Этот процесс, как намкажется, Бартрам представлял следующим образом: игра является связующим элементом между всеми этапами развития ребенка. Когда он начинает складывать из кубиков слова, можно сказать, что сделанпервый шаг от игры к знанию.Н. Д. Бартрам по праву считал свой музей историкопедагогическим и производственным.[9] Последнее означало, что перед музеем была поставлена задача «непосредственного воздействия на производство в целях улучшения качества продукции и создания для современной промышленности образцов новой советской игрушки»[10]. При музее были открыты курсы по подготовке кадров специалистов и производственная мастерская. Художник Д. В. Горлов, один из постоянных посетителей Музея игрушки, верно заметил, что музеи «был материализованным выражением многогранной одаренности Бартрама»[11].

Документы 20х гг. убеждают в том, что Музей игрушки был полезен детям, педагогам, деятелям детского театра страны. Приведем мнение известного ученого, археолога В. Л. Городцова: «Ввиду исключительной важности музея детской игрушки... его следует... поддерживать всему обществу... Музей игрушки имеет значение не только как источник для научных знаний, но еще более как источник правильного воспитания грядущих поколений»[12].Об уникальном значении советского Музея игрушки свидетельствует также отношение к нему зарубежных деятелей. Так, представитель итальянской прессы Роберто Суспер оставил в книге отзывов такую запись: «Я завидовал, ...что в СССР есть такой мудрый очаг, который является рассадником истинного искусства, воспитателем детей —цветов человечества[13].Ежедневный вечерний вестник НьюЙорка от 17 апреля 1923 г. напечатал восторженную .статью «Московский единственный в мире «Музей игрушки»[14]. Совет но художественному воспитанию Главсоцвоса,после заседания 3 марта 1924 г., где был заслушан доклад Н.Д.Бартрама «Деятельность музея игрушки», постановил: « Войти с ходатайством в Главмузей о расширении музея игрушки ввиду его крайне важного педагогического значения». [15]. В результате этого решения Музею игрушки было предоставлено помещение на ул. Кропоткина, что позже сыграло роковую роль в его судьбе. Об этом свидетельствуют воспоминания дочери Бартрама.[16].

В связи с принятием правительственного решения о строительстве ДворцаСоветов на месте храма Христа Спасителя, все окружающие егоздания подлежали сносу. В доме, где помешался Музеи игрушки, намечалось разместить архитектурные мастерские. Музейный отдел Главнауки Наркомпроса не сталхлопотать о предоставлении нового помещения для музея. Многие работники Наркомпроса поддержали проект организации в Загорске центра игрушечной промышленности во главе с Музеем игрушки, несмотря на возражения Бартрама.В 1931 г. музей был вывезен из Москвыв Загорск[17]. В этом же году Н. Д. Бартрам скончался и Музей игрушки вскоре прекратил свое существование.

В исследуемое десятилетие были предприняты и другие попытки создания детского музея. Большой вклад внесли сотрудники Института методов внешкольнойработы Наркомпроса РСФСР, в частности, инициатор создания музейновыставочной комиссии А. У. Зеленко. Он подчеркивал, что «идея о детском музее чрезвычайно важна, потому что при помощи такого музея мы сокровищаматериальной культуры приводим к детям именно в том возрасте, когда они начинают жадно интересоваться окружающим»[18]. Надо сказать, что вклад А. У. Зеленко в музейное дело оценен явно недостаточно. В педагогической энциклопедии о нем написано: «Советский педагог и архитектор, один из организаторовпервых внешкольных учреждений в России».О большой роли А. У. Зеленко в развитии советскою музейного дела нет ни слова. Это представляется нам несправедливым.

А. У. Зеленко окончил институт гражданских инженеров в Петербурге (1893), работал преподавателем рисования в гимназии в Москве. Два года он жил в Америке, где на него большое впечатление произвела система воспитания и обучения детей, основанная на демократии и участии в трудовых процессах. Осуществлением такого воспитания занимались добровольныеобщества интеллигенции —«Сетлементы». В 1905 г. по возвращении на родину А. У. Зеленко совместно с педагогами С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер организовал летнюю трудовую колонию среди мальчиковвоспитанников Сущевского попечительства о бедных. В жизнь колонистов вводились разнообразные полезные занятия, от трудовых процессов до совместных игр. Художественное воспитание включало хоровое пение, рассказывание сказок. Осенью того же года эти педагоги организовали первый в стране клуб для детей и подростков вБутырскоМарьинском районе Москвы.В 1907по проекту и под руководством А. У. Зеленко местным населением был построен дом но Вадковскому переулку,где были несколько комнат для клубных занятий, библиотекачитальня, музей имастерская по изготовлению наглядных пособий, детский сад, дополнительная школа для подростков, начальная школа, курсы рисования и черчения, мастерские: столярная, слесарная, сапожная, переплетная и швейная. По предложению А. У. Зеленкокомплекс всех учреждений стал называться «сетлементом», т. е. культурным поселком. Здесь серьезно занимались вопросами воспитания: кроме занятий в мастерских, дети организованно ходили в театры, картинные галереи, музеи.Во время реакции, наступившей в стране после подавления революции 1905—1907 гг., на группу Шацкого —Зеленко стали нападать хулиганы из черносотенной организации. В 1908 г. клуб закрыли, Шацкого и Зеленко арестовали. Вскоре А. У. Зеленко снова уехал в Америку, где жил до 1910 г. После Октябрьской революциион вел научноисследовательскую, педагогическую и музейнопросветительскую работу. С 1февраля 1920 г. А. У. Зеленко был утвержден действительным членом Института методов внешкольной работы Наркомпроса. В 1924 —1927 гг. он преподавал на общеинститутскихкурсах поразделам внешкольной работы с детьми. Зеленко проводил занятия пометодике музейновыставочной работы е детьми и руководил секцией внешкольного технического образования[19]. Был членом научнопедагогической секции Государственного Ученого совета (1921 —1933 гг.), где работал под руководством Н. К. Крупской. В 1947 г. защитил кандидатскую диссертацию по архитектуре[20]и работал старшим научным сотрудникомНаучноисследовательского института художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР.

Приведенные факты биографии Зеленко, а также изучениеего работ[21]позволяют говорить о разносторонности его интересов, искреннем желании служить отечеству. Остановимся на одной из его идеи —строительстве в стране Музеядворца для детей. По мнению А. У. Зеленко, такой музей должен стать центром социальной культуры, его деятельность должна быть направлена на эмоциональное развитие детей,их творческих способностей, на воспитание понимания истории и любви к ней, осознания ими связи между прошлыми будущим.На основе изучения зарубежного опыта, А. У. Зеленко предложил свою структуру музея для детей в нашей стране. По его плану, знакомство с музеем начнется для ребенка с комнат смешных вещей, детского цирка, детских игр и игрушек, приключений идиковинок, образующих специальный отдел. В следующем отделе представлены комнаты света и тьмы, вкусных вещей, звуков, шумов и музыки, любопытных запахов, «ощупай и угадай». После этого дети подготовлены к посещению отдела серьезных научных интересов: здесь они узнают о том, где и как живут люди; смогут наряжаться в костюмы различных эпох и «погружаться» в прошлое. В этом отделе должна быть комната любителей природы, а также открытий и изобретений. Имея определенный «музейный опыт», дети сумеют разобраться в материале следующего отдела —общественных интересов и современной жизни. Здесь намечены комнаты замечательных людей; здоровья; дети увидят, как учились в старину и учатся теперь. Завершать музеи должен отдел красоты, где будут экспонироваться художественные коллекции детского музея.А. У. Зеленко разработал идею постепенного перерастания Детского музея в Детский дворец, включающий театр, места отдыха и т. д. Заслуживают внимания также следующие доводы, приведенные А. У. Зеленко во время беседы с представителем Наркомпроса М. Н. Лядовым, к которому он обратился в 1928 г. с просьбой оказать содействиев организации Детского музея вМоскве: «Постройкой этого Детского дворца мы, вопервых, дали бы прекрасный образец всему миру того, как мы заботимся о детях..., вовторых, мы увязали бы музейную paботус детьми в центре с провинциальной музейной работой,втретьих, мы влияли бы нато, чтобы в музеях создавались определенные популяризаторские ценности»[22]. М. Н. Лядов согласился с тем. что вопросы создания Детского музея нельзя считать «Задачами второй очереди»,а также заметил, что «можно было бы смело любой из наших музеев закрыть и передать егопомещение для целей создания Детского музея»[23]. Однако это пожелание не было осуществлено, хотя и среди музейных работников были сторонники идеи Л. У. Зеленко. Так известный деятель культуры П.Н. Лепешинский, работавший в то время в Историческом музее, выразил готовность выделить детям «маленький уголочек» в своем «большом музее»[24].Директор Музея изящных искусствН.И. Романов, считавший, что «в особенности много может дать для души ребенка музеи художественный»[25], оказывал группе А. У. Зеленко постоянное содействие. На экспозиции музея изящных искусств были организованы экспериментальные «музейные игры», которые проходили чрезвычайно живо. По заранее разработанным вопросам ребят спрашивали о предметах, находящихся вэкспозиции, главным образом обизображениях людей или зверей. Дети находили их, становились в те же позы, которые они наблюдали, коллективно обсуждали увиденное. Для активизации интереса детей перед экскурсией им рассказывали историю о той скульптуре, которую они должны были найти. Так, например, они узнавали о флорентийском вепре из сказки Андерсена «Бронзовый кабан». Найдя его самостоятельно в экспозиции, ребенку хотелось внимательно вглядеться в этого вепря. По этому поводу А. Зеленко замечал: «Когда скульптура освещена какимнибудь романтическим ореолом, то интересно подойти и хорошенько рассмотреть какой это вепрь–сердитый или добрый, как он сидит, какое у него выражение. Начинается обмен мыслями, замечаниями, которые дают возможность при беседе подчеркнуть многие ассоциации, слабо зарождающиеся в умах, и развить их дальше» [26].Метод отыскивания экспоната или какоголибоего отличительного признака невольно подводил к трактовке художественной формы, манеры работы и т. д. Таким образом, дети постепенно учились понимать художественные особенности произведения. Однако изза материальных трудностей концепция Детского музеяА. Зеленко осталась не реализованной. С 1925 г. усилия членов комиссии были направлены на выставочную деятельность. Было организовано четыре выставки: «Как учились прежде и учатся теперь», «Для детей —про зверей». «Что чем движется» и выставка, посвященная юбилею детской книги.Две из них экспонировались в Музее изящных искусств. Особую роль в создании этих выставок играли А. Зеленко, Я.Мексин, В. Кордес и др.[27].На выставках также проводились «музейные игры». Организаторы этих игр предоставляли ребятам возможность трогать дубликаты, играть с ними, а также выполнять действия, характерные для людей представленного в экспозиции времени. Так, на выставке «по движению» маленькие посетители каталисьв колясочке китайского рикши, на выставке по истории обучения-писали на глиняных табличках,подобно древним египтянам, и на навощенных дощечках, как школьники в древней Греции. Около понравившихся экспонатов ребята клали билетики, окрашенные в зависимости от пола и возраста: проявляя критическую реакцию, дети чувствовали себя активными участниками процесса общения с музеем.Кроме того на выставках всегда были бумага и глина для желающих лепить и записывать свои впечатления, были также книги по вопросам, связанным с выставкой. Осуществлялась здесь и своеобразная «драматизация»: рассказывание в лицах, киносеансы, кукольные представления.Экспонаты для выставок собирали повсюду, где только можно было их найти. В архиве сохранилось обращение организаторов выставок вГосударственный музейный фонд[28] и в фонд Государственной Третьяковской галереи[29]с просьбой предоставить материал для детской художественной выставки. Для выставки «Для детей —про зверей» было подобрано около 125 предметов: скульптуры художникованималистов, слепки и снимки с изображениемзверей из Музея изящных искусств, подвижные и неподвижные игрушки, изображения зверей напряниках и полотенцах, работы детей. Студенты художественных вузов сделали три макетапанорамы: волки, стоящие около избушки в лесу; пеликаны, которые ловят рыбу для японских рыболовов; караван верблюдов в пустыне.Входе работ выставки, как вспоминают ее организаторы, экспозицию пришлось переделывать трираза, согласовывая её решение среакцией и советами самих маленьких посетителей. На выставке отсутствовали привычные аннотации. Вместо них были вопросы изагадки, решив которые,ребенок сам мог сообразить, что перед ним. Выставки доказывали, что экспозиция, предназначенная для детей, должна быть построена так, чтобы каждый экспонат вызывал живое любопытство. Трудно не согласиться с А. Зеленко, что в результате такой работы в детяхбудет «воспитываться любовь к посещению музея, желание самому развивать в себе художественные эмоции, понимание исторических вех и связи прошлого инастоящего»[30].Члены музейновыставочной комиссии показали возможность работы с детьми поновому. Созданные ими выставки экспонировались в ряде подмосковных сел, на крупнейших стройках того времени: в Ногинске и Днепрогэсе, в некоторых союзных республиках и за рубежом.

К сожалению, понимание истинной ценности Музея игрушки в Москве, ряда специальных выставок для детей пришло лишь спустя десятилетия после ихликвидации. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы, опираясь на свидетельства тех лет, суметьпроанализировать опыт первыхмузеев и выставокдля детей и извлечь уроки из прошлого. Более чем десятилетнее существование Музея игрушки в Москве обогатилоопыт отечественных музеев и явилось особой страницей в их истории, которую нельзя предавать забвению. Н. Бартрам, А.Зеленко, Я.Мексин на практике доказали что; 1) детский возраст является оптимальным для первого знакомства с музеем; 2) музейная работа с детьми имеет специфику, связанную с психологическими особенностями восприятия ребенка;3) в основу экспозиции детского музеядолжна быть положена иная методика, основанная на использовании контрастов. «обыгрывании» каждого экспоната, чтобы он вызывал живое любопытство, вопросы; 4) основной прием, объединяющий все формы работы с детьми на экспозиции —игра.В начале ХХIвека мы вновь поднимаем вопрос о создании детских музеев. К сожалению, историческийопыт работы детских музеев не оказал влияния на работу музеев с подрастающим поколением. Между тем именно детские музеи, по нашему мнению, являются своеобразной лабораторией, центром по проверке эффективности различных форм и методов работы, по изучению детской психологии.Исследование данной темы, в котором нашел отражение положительный опыт прошлого, может быть использованона современном этапе музейного строительства.

Ссылки на источники1.ГА РФ,ф.2306,ед.хр.209,л.9 2.Бакушинский А.В.Художественное творчество и воспитание.с.63.Музей игрушки.// Художественная жизнь.1919.декабрь

4. Н.Д.Бартрам Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973с.125

5. Н.Д.Бартрам Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973с.125

6. Музей игрушки.//Правда.1920.3 декабря7.Бартрам Н.Д.Об игрушках.19098. Изергина А. Воспоминания оботце//Дошкольное воспитание.1970.№ 1.с.1059.Архив Художественнопедагогического музея игрушки(ХПМИ),оп.1,ед.хр.10,л.510.Овчинникова Е.С. Николай Дмитриевич Бартрам// Н.Д. Бартрам. Избранныестатьи. Воспоминания.с.71

11.Бартрам НД. .Избранные статьи. Воспоминания о художнике.с. 14512. Архив Государственного исторического музея, ф.431,ед.хр.309/П,л.3334 13.Архив ХПМИ, оп.1,ед.хр.10,л.1214.Там же, оп. 1, ед.хр. 10, л.1215.ГА РФ, ф.2307,ед.хр.226, л.516. Изергина А.Н. О моем отце, художнике// Н.Д.Бартрам. Избранные статьи.Воспоминания.с.142

17. Архив ХПМИ, оп.1,ед.хр.10,л.2318. Там же,оп.1,ед.хр.21,л.319.Архив Академии педагогических наук РФ,ф.5,ед.хр.6,л.2120. Там же, ф.40, ед.хр.426, л.27

21.Современная Америка. М., 1923; Американские сельские клубы молодежи и метод домашних проектов М., 1926, Американцы в своих клубах и общественных центрах .М.. 1920; Детские музеи в Северной Америке.М. 1926, Школьный музей.М., 1927, а также опубликованные

и неопубликованные статьи22.Архив ХПМИ,оп.1,ед.хр.21, л.423.Там же, л.324.Там же, л.4

25.Архив ГА РФ,ф.2307, ед.хр.14,л.9626. Зеленко А. Материальная культура и дети//На путях к новой школе.1927.№ 9.с.10127. На основе последней выставкибыл создан Музей детской книги, существовавший в 30е гг. Его первым директором стал член музейновыставочной комиссии Наркомпроса Я.П. Мексин.Мексин Я. Из опыта музейновыставочной работы с детьми(по материалам базы пропаганды детской книги при музее понародному образованию)// Советский музей.1932.№ 2.с.3854, Иоаннисиани И. Опыт летней работы Детского музея// Советский музей.1935.№16.с.7075, Зонненштрам Полиграфический кружок в Музее детской книги// Советский музей.1936.№ 5.с.6467, Мексин Я.Октябрьская выставка в музее детской книги// Советский музей.1937.№ 910с.3237, Волина В.Дети и книга// Советский музей.1938.№9.с.222528.Архив АПН РФ, ф.5, ед.хр.4,л.10529.Там же, л.10030. Архив Государственного музея изобразительных искусств им.А.С.Пушкина, ф.5,ед.хр.30, л.1

Список цитируемой литературыБакушинский А.В.Художественное творчество и воспитание.М., 1925БартрамН.Д.Избранные статьи. Воспоминания о художнике.М.,1973Бартрам Н.Д.Об игрушках.М.,1909Зеленко А.У.Современная Америка. М., 1923Зеленко А.У. Американские сельские клубы молодежи и метод домашних проектов М., 1926Зеленко А.У.Американцы в своих клубах и общественных центрах .М.. 1920Зеленко А.У. Детские музеи в Северной Америке. М. 1926Зеленко А.У.Школьный музей.М., 1927

Rozaliya Rashitova, Candidate оf Historical Science, Bashkir State Pedagogical University by M.Akmulla, Russia, Ufarozaliya_rashito@mail.ruAbout museums activity with children(unknown facts)Abstract.The article is devoted to the activity of the first special Russian museum for children and special exhibitions for children at the beginning of XX century. They are connected with the names of N.Bartram, A.Zelenko and Ya Meksin.Key words:museum, children, exhibition, beginning of XX century