Особенности претворения религиозно-философской концепции в Реквиеме «Стикс» Г.А. Канчели

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Денисова З. М. Особенности претворения религиозно-философской концепции в Реквиеме «Стикс» Г.А. Канчели // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 446–450. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54352.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию художественно-образного содержания одного из выдающихся сочинений XX столетия в мировой музыкальной культуре - реквиема «Стикс» Г. А. Канчели. В процессе анализа вербального и музыкального текстов сочинения в статье доказывается, что в творчестве композитора присутствуют не столько смыслы философского характера, сколько идеи, вдохновленные религиозной духовностью.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Денисова Зарина Мухриддиновна,кандидат искусствоведения, заместитель директора по учебнометодической работе, МБОУК ДОД «Екатеринбургская детская школа искусств №2», г. Екатеринбургvkdenisov@mail.ru

Особенности претворения религиознофилософской концепциив Реквиеме «Стикс» Г.А. Канчели

Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию художественнообразногосодержания одного из выдающихся сочинений XXстолетия в мировой музыкальной культуре Реквиема «Стикс» Г.А. Канчели. В процессе анализа вербального имузыкального текстов сочинения в статье доказывается, что в творчестве композитораприсутствуютне столько смыслыфилософского характера, сколько идеи, вдохновленныерелигиозной духовностью.Ключевые слова:Г.А. Канчели, Реквием «Стикс», трактовка жанра реквиема, художественнообразное содержание, музыкальная драматургия, аллюзия, интонация.

Реквием «Стикс»(1999 г.)Георгия Александровича Канчели принадлежит к одной из вершин его творчества и относится к выдающимся произведениям музыкальной культуры второй половины XXвека. Музыка сочинения поражает своей звуковой атмосферой, в ней слышится и возвышенная скорбь, и неизбывная печаль, и сокровенная красота. Несмотря на свою уникальность, в настоящее время это сочинение так и остается непознанным в полной мере отечественным музыковедением. Внимание исследователей продолжает концентрироваться на жанре симфонии, его значении в творчестве композитора. Вместе с тем, времена последних десятилетий существенно изменили российскую художественнодуховную действительность, контекст которой обнаруживает новое предслышание и проникновение в партитуру «Стикса», способствуя обнаружению в ней скрытого прежде содержания.В научной музыкальной среде по отношению к творчеству Г.А. Канчели сложилась устоявшаяся точка зрения, связанная с воплощением в его сочинениях образности философского характера. Вместе с тем состояние современного художественного контекста позволяет несколько подругому взглянуть на творчество композитора, обнаружив в нем содержание иного плана. На наш взгляд, вданном произведении обнаруживаются не только философские идеи, но и видится круг проблем, относящихся к религиозной области. Поэтому представляется более точным определить «Стикс» как сочинение с религиознофилософским содержанием, которое раскрывается посредством анализа собственно художественного текста произведения, а также при рассмотрении его в контексте культуры конца XX века, когда во всех областях духовной жизни общества обострился интерес к религии и духовным основам бытия человека. Г. Канчели жил и работал в атмосфере духовного возрождения и как художник своей эпохи, неразрывно связанный с духовными исканиями, происходившими в художественноинтеллектуальных кругах того времени, сам был одной из крупных фигур в данном процессе. 1. «Воплощениерелигиознофилософской концепции в вербальном тексте Реквиема “Стикс”».Несмотря на существование многочисленных образцов реквиема, созданных на разных этапах развития мирового музыкального искусства, композитор здесь избежал реализации традиционной жанровой модели, что предопределило новую для данного жанра трактовку содержания и принципов его воплощения.В произведении Г.А. Канчели не использована классическая структура реквиема —нет сложившегося чередования частей. «Стикс» написан в форме одночастной композиции сквозного развития, в которой можно условно выделить шесть разделов. Важной особенностью реквиема является исполнение всех разделов на грузинском языке. И лишь часть заключительного раздела звучит на английском языке. Новаторским является состависполнителей, хотя участие смешанного хора и оркестра отвечает исторически сложившейся традиции. Вместе с тем, композитор вводит в реквием партию солирующего альта, которому отведена исключительно важная роль. Заметим, что тембр альта и богатейшие выразительные возможности этого инструмента давно привлекали внимание композитора. Подтверждением тому могут служить партитуры Третьей, Четвертой, Шестой симфоний, Литургии «Оплаканный ветром». В данном случае введение альта в исполнительский состав реквиема «Стикс» —важнейшая, концептуальная идея композитора. «Солирующий альт стал центром произведения, стержнем его драматургии,—объяснял Г.А. Канчели,—благодаря богатству красок и выразительности интонации он как бы объединил непримиримые полюса моей музыки»[1, С. 485]. Литературнообразная основа текста реквиема «Стикс» отличается удивительным своеобразием. Автор не взял за основу традиционный текст реквиема. «Канонический латинский текст, —разъяснял Г.А. Канчели,—был для меня абсолютно неприемлем, потомучто это заранее заданная форма, то есть опятьтаки “оковы”»[1, С. 485].Композитор создает собственный текст, оригинальной особенностью которого является использование отдельных, семантически значимых слов, а не сквозное развитие, свойственное каноническому образцу.Осуществленный анализ показал, что текст при всей его кажущейся случайности, логически четко организован. В нем можно выделить четыре доминантных интонационносмысловых пласта, в которых композитор реализовал свое понимание возможности создания музыкальными средствами целостной картины мира. Использование названий грузинских фольклорных песен (Dio, Naduri, Nana) и сванских песнопений (Lileo, Zari) раскрывает пласт, выражающий единение человека с национальными традициями. Обращение к известным литературным источникам (Г.Табидзе «Ветер дует. Где ты?»; В.Шекспир монолог Времени из «Зимней сказки»)подчеркивает взаимодействие художника с профессиональным искусством. Путем введения в текст фраз религиозного содержания («Боже, прости мне мои грехи»,«Аллилуйя», «Честь, хвала Всевышнему») и названий грузинских соборов и монастырей (Alaverdi, Sioni, Ateni, Betani, Gremi)композитор воплощает тему веры, связи человека с божественным началом. Другие, используемые им слова, казалось бы, не связанные междусобой, не менее важны автору реквиема для воплощения в музыке художественной картины мира. С их помощью Г.А.Канчели словно обозначает развернутое пространство (дальний путь, чистое небо), сакральнопереходное время (рассветает, смеркается), показывает историю жизни человеческой в семье, а также смену поколений (мама, папа, бабушка, дедушка).В результате, в реквиеме «Стикс» Г.А. Канчели создал оригинальный метод поэтического выражения, уникальность которого состоит в том, что содержательная глубина произведения порождается концентрацией смыслов. Композитор строит текст сочинения по принципу монтажа, который характеризуется дробностью, наличием неких, синтаксически замкнутых отрывков фраз, взаимная связь которых устанавливается не грамматически, а благодарясемантическим свойствам. Такой способ организации словесного текста музыкального произведения назван ассоциативным.Процесс формообразования основан на организации поэтического материала, при котором содержание определяют отдельные ключевые слова, на первый взгляд, не связанные друг с другом, но в совокупности целостно выражающие концепцию сочинения. Оригинальность использования композитором определенного континуума ключевых слов обоснована не только его стремлением выстроить на их основе структуру сочинения —в силу многозначности смыслов они призваны пробуждать многомерный ассоциативный ряд представлений о сути бытия. При анализе текста «Стикса» особое внимание привлекает использование композитором строк из религиозных песнопений. С их помощью религиознофилософское содержание реквиема выявляется наиболее полно. Так, строка «Стикса» «Честь и хвала Всевышнему» рождает в памяти песнопение «Слава в вышних Богу». Строка «В честь божественной Марии» заставляет вспомнить богородичные песнопения: «О тебе радуется, Благодатная…», пасхальный ирмос «Светися, светися, Новый Иерусалиме».В процессе анализа текста Реквиема «Стикс», помимо проведенных аналогий с содержанием песнопений, обнаруживаются ассоциативные связи со стихами из псалмов. Возникают смысловые параллели с начальными их строфами, которые видоизменены композитором, но лишь настолько, чтобы оставаться узнанными. Так, явными аллюзиями на начальные строфы псалмов «Славим Тебя, Боже» —74:1, «Хвалите Господа» —116:1 звучат строки реквиема: «Честь, хвала Всевышнему», «Хвалебная песнь». Строки «Боже, прости мне мои грехи», «Прости…» (далее следуют имена близких друзей и родственников композитора) сопоставимы с содержанием псалмов №142:1 «Господи, услышь молитву мою», № 6:1 «Боже, будь милостив к нам». Анализтекста открывает новые грани воплощения религиознофилософского содержания, связанного с темой смерти. Важной частью концепции и текста реквиема «Стикс» являются произносимые хором имена ушедших из жизни близких друзей композитора. Подобное содержание вызывает очевидную аллюзию с песнопениями панихиды, которая, будучи поминовением усопших, предполагает, что называние имен служит мостом духовной связи с ними. В такой смысловой форме заложены, с одной стороны, идея временности человеческой жизни, с другой, надежда на спасение в жизни вечной. Такой план содержания Реквиема во многом объясняет смысл обращения композитора к античному образу Стикса—подземной реки, разделяющей царства живых и мертвых. В Реквиеме этот образ предстает как некий знаксимвол, за которым закреплено и скрыто определенное смысловое пространство, настраивающее слушателей на постижение художественной тайны произведения. Творческиеустремления Г.А. Канчели как композиторафилософа были бы представлены в «Стиксе» неполно, если бы, наряду с воплощением трагических граней жизни, он не воспел здесь гимн торжеству духа. Весьма знаменательно, что столь трагедийное сочинение композитор завершает восклицательным произнесением слова «радость».Такое заключение Реквиема воспринимается какзавершающее возвещение оглавной христианской истине и об основополагающей идее, определяющей содержание произведения Г.А. Канчели—идее вознесения, воскресения души человеческой в мире ином и встречи с теми, кого потерял человек в жизни земной.Итак, анализ литературнообразной основы текста Реквиема «Стикс» показал его содержательную уникальность, заключающуюся в том, что здесь использован особый тип слова, возвышающийся над обыденной речью. Истинная религиозность текста данного сочинения потому ине улавливается сразу, что она дана в нетипичном, весьма самобытном виде. Композитор создал сочинение, затрагивающее вечные темы искусства: Жизнь–Смерть–Бессмертие, смысл нахождения Человека в этом мире, его принадлежность разным мирам, память об ушедших,Вера. Сам жанр реквиема способствовал данной смысловой направленности сочинения как воспоминания о наиболее тяжелых потерях и острых переживаниях в связи с ними. Напомним, в этой связи, что композитор глубоко переживал в то время и распад единого государства, и разгул общественнополитических сил на своей родине, унесший множество жизней, в том числе и наиболее близких композитору друзей и родных. Вгоды, предшествовавшие написанию «Стикса», ушли из жизни соратники композитора по искусству, с которыми он долгое время близко общался (Альфред Шнитке, Луиджи Ноно, Гиви Орджоникидзе). Покинув родину и поселившись в благополучной Европе, Г.А. Канчели в силу объективных исторических причин не мог не испытывать острой ностальгии по той жизни, когда все близкие и дорогие ему люди были с ним в этом земном мире. Все это порождало неканонический подход к жанру реквиема и наполнение его особым, лично переживаемым многомерным содержанием трагедийной окрашенности, получившим оригинальное воплощение в вербальном тексте «Стикса».2.«Особенности воплощения религиознофилософской концепции Г.А. Канчели в музыкальном тексте “Стикса”».Анализ произведения показал, что автор в данном сочинении не отходит от ранее найденного и утвердившегося в его симфониях типа музыкальной драматургии. Ключевым драматургическим принципом в данном произведении является контрастное и интонационнообразное сопоставление двух сфер —духовнорелигиозной (горней) и земной (дольней). Анализ убеждает в том, что при воплощении различных образных сфер композитор пользуется разными средствами музыкального выражения. Каждой из них присуща своя выразительная система, получившая соответствующее отражение в жанровой, ладоинтонационной, тональной, оркестровотембровой и других ипостасях музыкального формообразования. При этом интонационнодраматургические идеи реализуются в «Стиксе» иначе. Здесь, как и ранее, использован не процессуальный тип драматургии, а монтажный, в котором образы духовнорелигиозные занимают доминирующее положение, а молитвенноисповедальный характер музыки в целом выражает высокую духовнорелигиозную сущность произведения. Религиозная сфера представлена в «Стиксе» различными образами: «ангела», «храма», «вознесенной души», «духовного пути». Особенно ярко и масштабно воплощен образ «храмового богослужения», представленный в первом, втором и третьем разделах произведения. В его воплощении композитор не использует какихлибо развернутых смысловых «конструкций». Чаще всего этот образ маркируется небольшой по протяженности фразой, рождающей метафорически концентрированное выражение заложенного в нем содержания. Так, аллюзия на хвалитную молитвувоплощена в первом разделе реквиема («В честь Божественной Марии»). Вцентральной фазе третьего раздела «Стикса» также раскрываются связи с аллюзией на одну из разновидностей молитвы. Поэтическое ее содержание («Боже, прости мне мои грехи») служит явным тому доказательством. В данной единственной фразе композитор сконцентрировал главную смысловую идею священного текста —идею покаяния. В завершающей фазе данного раздела Реквиема ключевым словом выступает «Прости, …», после которого перечисляются имена близких и друзей композитора (Гиви, Тито, Ира, Резо, Темико, Гоги). В музыке данного раздела воплощена важнейшая идея христианства—идея всепрощения.Перечисление имен также вызывает аллюзию с заупокойной ектенией, где звучитмолитва об усопших.В «Стиксе» также перечисляются имена людей, которые находятся в данный период рядом с композитором. Это позволяет автору вспомнить о сугубой ектении, в которой просято милости жизни, о здравии, о прощении и оставлении грехов живых. Второй раздел реквиема —единственный из шести разделов, где образ молитвы явлен во всей своей целостности и всеохватности. Здесь воссозданы аллюзии на две разновидности молитв —хвалитнуюи поминальную. Эта художественная параллель возникает не только благодаря ключевым словам («Хвалебная песнь, Аллилуйя»; «Альфред Шнитке»), но, главное, в результате определенной концентрации музыкальновыразительных средств, вызывающих соответствующее настроение.Итак,анализ Реквиема «Стикс» показал, что образы духовнорелигиозной сферы воссоздаются в музыке посредством аллюзии на молитву, лежащую в основе интонационнодраматургической организации произведения. Для воссоздания таких образов композитор использует приемы, ставшие в русской музыке традиционными для отражения сакральных смыслов. В их числе —многослойные комплексы выдержанных линий басов, которые развертываются в медленном темпе и тем самым способствуют созданию объемного, но легкого и воздушного звучания, ассоциирующегося с внутренней одухотворенной атмосферой храма; красочная тембровая палитра, где символическая роль принадлежит альту, колоколам, альтовой флейте, флажолетам скрипок. Общий характер тематизма и вариантные принципы его развития свидетельствуют о том, что образным и жанровым источником разделов реквиема послужил музыкальный материал православного богослужения. Закругленные очертания мелодических фраз, выстраивающиеся в единую волнообразную линию с постепенно расширяющимся диапазоном звучания, спокойное чередование длительностей, опора на диатонический звукоряд и неспешная смена гармоний —все это говорит о постепенном развертывании возвышенной музыкальной мысли. Итак, в «Стиксе» нашли выражение смыслы не столько философского характера, сколько идеи, вдохновленные религиозной духовностью. Художественнообразное содержание сочинения настраивает слушателя, музыканта, исследователя на определенный характер восприятия. С религиознодуховным искусством его роднит и особый язык, где каждый знак—символ, обозначающий нечто большее, чем он сам; и «светоносность» музыки, выражающая свет особый, воспринимаемый и как Божественная теплота, и как небесный звук, и как неизреченное благоухание; и тишина, словно рождающая атмосферу безмолвия исихастов, среди которых создавались лучшие образцы иконописи; и, наконец, красота как выражение духовности.

Ссылки на источники1. Канчели, Г. А. Гия Канчели в диалогах с Натальей Зейфас. —–М.: Музыка, 2005. —587 с.

Denisova Zarina,PhD Art History, deputyDirector of Teaching and Studies, MBOUK DOD “Yekaterinburg Children‱s Art School № 2”, YekaterinburgFeatures of implementation the religiousphilosophical concepts in Requiem “Styx” by G.A.KancheliAbstract.In this article it is considered the artisticshaped content of one of the outstanding works of the XX century in the world‱s musical culture –Requiem “Styx” by G.A.Kancheli. In the article, during the verbal and musical works, it is proved that in composer‱s creation existed not as philosophical meanings as ideas, inspired by religious spirituality.Keywords:G.A.Kancheli, Requiem “Styx”, interpretation of the genre requiem, musical drama, allusion, intonation.