Системы интерактивных курсов, как инструмент формирования профессиональных компетенций в технических вузах
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Василенко
В.
Н.,
Фролова
Л.
Н.,
Драган
И.
В. Системы интерактивных курсов, как инструмент формирования профессиональных компетенций в технических вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
961–965. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54456.htm.
Аннотация. Предлагается концепция создания интерактивных комплексов образовательных курсов технических дисциплин по основным направлениям подготовки студентов, позволяющая производить обучение с использованием междисциплинарного компетентностного подхода, а также производить отбор талантливой молодежи технических вузов и вовлекать ее в научно-технический и производственный процесс.
Похожие статьи
Текст статьи
Василенко Виталий Николаевич,доктор технических наук, дека технологического факультета, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», г. Воронежvvn_1977@mail.ru
Фролова Лариса Николаевна,кандидат технических наук, докторант, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», г. Воронежfln84@mail.ru
Драган Иван Вадимовичаспирант, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», г. Воронежfln84@mail.ru
Системы интерактивныхкурсов, как инструмент формирования профессиональных компетенцийв технических вузах
Аннотация.Предлагается концепция создания интерактивных комплексов образовательных курсов технических дисциплин по основным направлениям подготовки студентов, позволяющая производить обучение с использованием междисциплинарного компетентностного подхода, а также производить отбор талантливой молодежи технических вузов и вовлечение ее в научнотехнический и производственный процесс.Ключевые слова:образование, интерактивное обучение, системный подход, вебинары.
В последнеевремя в России идет формированиеновой системы образованияв высших учебных заведениях, ориентированнойна вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Этот процесс сопровождается значительнымиизменениями в существующей педагогической теории и практике учебного и воспитательного процесса, связаннымис внесением коррективовв содержание технологий обучения. Онидолжны быть сопоставимы с современнымитехническимивозможностями, а такжеспособствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество[2]. Большую актуальность приобретает интерактивное обучение студентов, осуществляемое в формах совместной деятельности учащихся: все участники образовательного процесса обмениваются информациеймежду собой,взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные задачи, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и свое собственное поведение[3, 4]. Суть интерактивного обучения заключаетсяв том, что практически все студенты оказываются вовлеченными в учебновоспитательный процесс обучения. Совместная учебная деятельность студентов в процессе освоения изучаемого материала означает, что каждый из них вносит свой индивидуальный вкладв решаемую задачу, идет обмен знаниями, идеями, способамии новыми подходами решения поставленных проблем, как в учебной, так в инновационной деятельности. При этом преподаватель выполняет функцию модераторав работе, центральное место,в деятельности которого занимает группа взаимодействующих студентов.Предлагается концепциясоздания интерактивных комплексов образовательных курсов технических дисциплин по основным направлениямподготовки студентов, позволяющая производить обучение с использованием междисциплинарного компетентностного подхода, а также производить отбор талантливой молодежи технических вузов и вовлечение ее в научнотехнический и производственный процесс.Предпосылками создания даннойконцепцииявились задачи руководства как Высших учебных заведений, так и Министерства образованияи науки РФпо созданию интерактивного оформления учебных дисциплин,в том числе и для дистационного обучения и повышения эффективности усвоения изучаемого материала в связи с регулярными проверкамиМинистерства образования и науки РФ остаточных знаний студентов (рейтинговый показатель вуза), а также необходимость ежегодного отбора талантливой молодежи начиная с первогокурса обучения.Системный анализи синтезразрабатываемого учебного комплекса дисциплиноснован накомпетентностном подходе, который ориентирован на такой результат образования, в качестве которого предусматриваетсяне только суммарноеусвоенниеинформации, а способность выпускника принимать решенияв различных объектах профессиональной деятельностии жизненных ситуациях. Компетенции выпускника, формируемые, в процессе освоения общеобразовательной программы занимают одно из центральныхмест в системе мониторингапокачествуобразования. Однако,управление качеством образования начинается с перечнякомпетенций, которые должны быть сформированы и проанализированы в результате учебнопрофессиональной деятельности и степень усвоениякоторых должна быть оценена по окончанию обучениявыпускника [1](рис.1).
а)
б)
Рис. 1 Структура системногоанализа(а) и системногосинтеза(б) учебного процессаАнализируя структуру системного анализа и системного синтеза процессакачества подготовки студентов и ее систематический мониторинг процесса, которого позволяют своевременно корректироватьпедагогические приемы и методы, применять инновационные средства, формыи технологииобучения, а также выделять наиболее эффективные точки контроля остаточных знаний, проводитьотбор талантливой молодежи, осуществлять непрерывный процесс повышения квалификации профессорскопреподавательского состава.В общеобразовательной программе(ООП) ряд дисциплин дублируют отдельные блоки знаний, которые мы предлагаемповторить студентам самостоятельно, а время, ранее использовавшееся для дублирования материала в различных дисциплинахиспользовать для тестирования остаточных знаний по предшествующим дисциплинам(рис. 2).
Рис. 2 Системный подход в реализации ООП, как инструмент выявления талантливой молодежи
В результате тестирования как остаточных знаний, так и промежуточного контроля выявляются студенты с базовым и продвинутым уровнем знаний, далее предполагается выдача индивидуальных заданий для обеспечения получения высокого уровня знаний, что и является предпосылками отбора талантливой молодежи в рамках каждой дисциплины и упрощает отбор и индивидуальную работу на последующих курсах, а также при выявлении кандидатов для магистратуры и аспирантуры.Также системных подход помогает определить предпочтения студентов в отдельных производственных компетенциях, что существенно облегчает проблему профессиональной ориентации студентов в частности, и трудоустройства в целом, который так же является одним из рейтинговых показателей вуза.Блоки курсового проекта и курсовой работы координируются такимобразом, чтобы они могли войти в виде разделов дипломного проектирования.Приведен пример реализации интерактивных методов в процессе обучения в рамках дисциплины направленныхна более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и другс другом и на доминирование активности студентов (рис. 35).
Рис. 3 Реализация дисциплины в рамках общеобразовательной программы
Рис. 4. Пример оформления лекции с использованием интерактивной доски
Рис. 5. Образец лабораторной работы из виртуального практикума
Также внастоящее время большую актуальность приобретает дистанционное обучение студентов. Системы дистанционного обучения позволяют проводить чтение лекций и даже выполнение практических и лабораторных работ с контингентом находящимся вне университета, при наличии доступа к сети Интернет.Такой подход к обучению позволяет, не прибегая к организации выездов преподавателей на занятия в предствавительства и на базовые кафедры ВУЗа, сохранять и не отказываться от личного общения со студентами и индивидуальных консультаций в течение учебного года.Нами предлагается использование вебинаров, которыепредставляют собой мероприятия, проходящие в режиме онлайн. Они похожи на обычные лекции, семинары, последовательные доклады, презентации, вопросы и ответы, однако все это происходит в режиме реального времени через интернет при помощи webтехнологий объединяющие виртуальную «аудиторию» студентов, школьников. Одно из преимуществ вебинаров в отличие от традиционного подхода к преподаванию лекционных курсов, семинаров, проведения конференций, что каждый участник (студент, школьник) находится у своего персонального компьютера, вне зависимости от географии и месторасположения.
Рис. 6 Примеры проведения вебинаровИспользование вебинаров при дистанционной подготовке студентов позволяет не только повысить качество образования, но и организовать научноисследовательскую работу магистров и аспирантов непосредственно на предприятиях пищевой промышленности, без учета расстояния, на котором они находятся отуниверситета.Таким образом,применяемые, интерактивные формы обучения в высших учебных заведениях позволяютобеспечивать современные информационные возможности реализации педагогических задач, которые определяют инновационные перспективы развития образования. Предлагаемые нами комплексы образовательных курсов по техническимдисциплинам,по основным направлениям подготовки студентов позволяют в полной мере раскрыть все возможности интерактивного обучения студентов, раскрыть инновационный потенциал талантливой молодежи и подготовить достойных и квалифицированных специалистов.
Ссылки на источники1.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернетжурнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/091012.htm. 2.Болтенков Н. В. Формирование готовности учителя к профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 87–90. 3.Остриков А.Н. Вебинары, как средство дистационного образования [Текст] / А.Н. Остриков, В.Н. Василенко,Л.Н. Фролова, И.В. Драган, // Материалы XВсероссийской научнопрактической конференции «Проблемы практической подготовки студентов:современные подходы к решению проблемы трудоустройства выпускников» / Воронеж. гос. унт инженерн. техн. Воронеж, 2014. С. 220.
4. Остриков А.Н. Использование различных форм интерактивных занятий в учебном процессе[Текст] / А.Н. Остриков, И.Н. Болгова, В.Н. Василенко, // Материалы международной научнотехнической интернетконференции «Энергосберегающие процессы и аппараты в пищевых и химических производствах» / Воронеж. гос. унт инженерн. техн. Воронеж, 2011. С. 554558.
Vasilenko Vitaliy NikolaevichPh.D., Associate Professor, Dean of the Faculty of TechnologyFSBEI HPE The Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh, vvn_1977@mail.ruFrolovaLarisa NikolaevnaPhDCand.Tech.Sci, doctoralFSBEI HPE The Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh, fln84@mail.ruDraganIvanVadimovichthe postgraduate student.FSBEI HPE The Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh, fln84@mail.ruSYSTEM INTERACTIVE COURSE AS FORMING TOOL PROFESSIONAL COMPETENCE IN TECHNICAL UNIVERSITIESAbstract:The concept of a complex interactive educational courses technical disciplines in the main areas of preparation of students, allowing to make learning with interdisciplinary competencebased approach, and make the selection of talented youth technical universities and its involvement in the scientifictechnical and production process.Keywords:education, online training, systematic approach, webinars
Фролова Лариса Николаевна,кандидат технических наук, докторант, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», г. Воронежfln84@mail.ru
Драган Иван Вадимовичаспирант, ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет инженерных технологий», г. Воронежfln84@mail.ru
Системы интерактивныхкурсов, как инструмент формирования профессиональных компетенцийв технических вузах
Аннотация.Предлагается концепция создания интерактивных комплексов образовательных курсов технических дисциплин по основным направлениям подготовки студентов, позволяющая производить обучение с использованием междисциплинарного компетентностного подхода, а также производить отбор талантливой молодежи технических вузов и вовлечение ее в научнотехнический и производственный процесс.Ключевые слова:образование, интерактивное обучение, системный подход, вебинары.
В последнеевремя в России идет формированиеновой системы образованияв высших учебных заведениях, ориентированнойна вхождение в мировое информационнообразовательное пространство. Этот процесс сопровождается значительнымиизменениями в существующей педагогической теории и практике учебного и воспитательного процесса, связаннымис внесением коррективовв содержание технологий обучения. Онидолжны быть сопоставимы с современнымитехническимивозможностями, а такжеспособствовать гармоничному вхождению обучающегося в информационное общество[2]. Большую актуальность приобретает интерактивное обучение студентов, осуществляемое в формах совместной деятельности учащихся: все участники образовательного процесса обмениваются информациеймежду собой,взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные задачи, моделируют ситуации, оценивают действие коллег и свое собственное поведение[3, 4]. Суть интерактивного обучения заключаетсяв том, что практически все студенты оказываются вовлеченными в учебновоспитательный процесс обучения. Совместная учебная деятельность студентов в процессе освоения изучаемого материала означает, что каждый из них вносит свой индивидуальный вкладв решаемую задачу, идет обмен знаниями, идеями, способамии новыми подходами решения поставленных проблем, как в учебной, так в инновационной деятельности. При этом преподаватель выполняет функцию модераторав работе, центральное место,в деятельности которого занимает группа взаимодействующих студентов.Предлагается концепциясоздания интерактивных комплексов образовательных курсов технических дисциплин по основным направлениямподготовки студентов, позволяющая производить обучение с использованием междисциплинарного компетентностного подхода, а также производить отбор талантливой молодежи технических вузов и вовлечение ее в научнотехнический и производственный процесс.Предпосылками создания даннойконцепцииявились задачи руководства как Высших учебных заведений, так и Министерства образованияи науки РФпо созданию интерактивного оформления учебных дисциплин,в том числе и для дистационного обучения и повышения эффективности усвоения изучаемого материала в связи с регулярными проверкамиМинистерства образования и науки РФ остаточных знаний студентов (рейтинговый показатель вуза), а также необходимость ежегодного отбора талантливой молодежи начиная с первогокурса обучения.Системный анализи синтезразрабатываемого учебного комплекса дисциплиноснован накомпетентностном подходе, который ориентирован на такой результат образования, в качестве которого предусматриваетсяне только суммарноеусвоенниеинформации, а способность выпускника принимать решенияв различных объектах профессиональной деятельностии жизненных ситуациях. Компетенции выпускника, формируемые, в процессе освоения общеобразовательной программы занимают одно из центральныхмест в системе мониторингапокачествуобразования. Однако,управление качеством образования начинается с перечнякомпетенций, которые должны быть сформированы и проанализированы в результате учебнопрофессиональной деятельности и степень усвоениякоторых должна быть оценена по окончанию обучениявыпускника [1](рис.1).
а)
б)
Рис. 1 Структура системногоанализа(а) и системногосинтеза(б) учебного процессаАнализируя структуру системного анализа и системного синтеза процессакачества подготовки студентов и ее систематический мониторинг процесса, которого позволяют своевременно корректироватьпедагогические приемы и методы, применять инновационные средства, формыи технологииобучения, а также выделять наиболее эффективные точки контроля остаточных знаний, проводитьотбор талантливой молодежи, осуществлять непрерывный процесс повышения квалификации профессорскопреподавательского состава.В общеобразовательной программе(ООП) ряд дисциплин дублируют отдельные блоки знаний, которые мы предлагаемповторить студентам самостоятельно, а время, ранее использовавшееся для дублирования материала в различных дисциплинахиспользовать для тестирования остаточных знаний по предшествующим дисциплинам(рис. 2).
Рис. 2 Системный подход в реализации ООП, как инструмент выявления талантливой молодежи
В результате тестирования как остаточных знаний, так и промежуточного контроля выявляются студенты с базовым и продвинутым уровнем знаний, далее предполагается выдача индивидуальных заданий для обеспечения получения высокого уровня знаний, что и является предпосылками отбора талантливой молодежи в рамках каждой дисциплины и упрощает отбор и индивидуальную работу на последующих курсах, а также при выявлении кандидатов для магистратуры и аспирантуры.Также системных подход помогает определить предпочтения студентов в отдельных производственных компетенциях, что существенно облегчает проблему профессиональной ориентации студентов в частности, и трудоустройства в целом, который так же является одним из рейтинговых показателей вуза.Блоки курсового проекта и курсовой работы координируются такимобразом, чтобы они могли войти в виде разделов дипломного проектирования.Приведен пример реализации интерактивных методов в процессе обучения в рамках дисциплины направленныхна более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и другс другом и на доминирование активности студентов (рис. 35).
Рис. 3 Реализация дисциплины в рамках общеобразовательной программы
Рис. 4. Пример оформления лекции с использованием интерактивной доски
Рис. 5. Образец лабораторной работы из виртуального практикума
Также внастоящее время большую актуальность приобретает дистанционное обучение студентов. Системы дистанционного обучения позволяют проводить чтение лекций и даже выполнение практических и лабораторных работ с контингентом находящимся вне университета, при наличии доступа к сети Интернет.Такой подход к обучению позволяет, не прибегая к организации выездов преподавателей на занятия в предствавительства и на базовые кафедры ВУЗа, сохранять и не отказываться от личного общения со студентами и индивидуальных консультаций в течение учебного года.Нами предлагается использование вебинаров, которыепредставляют собой мероприятия, проходящие в режиме онлайн. Они похожи на обычные лекции, семинары, последовательные доклады, презентации, вопросы и ответы, однако все это происходит в режиме реального времени через интернет при помощи webтехнологий объединяющие виртуальную «аудиторию» студентов, школьников. Одно из преимуществ вебинаров в отличие от традиционного подхода к преподаванию лекционных курсов, семинаров, проведения конференций, что каждый участник (студент, школьник) находится у своего персонального компьютера, вне зависимости от географии и месторасположения.
Рис. 6 Примеры проведения вебинаровИспользование вебинаров при дистанционной подготовке студентов позволяет не только повысить качество образования, но и организовать научноисследовательскую работу магистров и аспирантов непосредственно на предприятиях пищевой промышленности, без учета расстояния, на котором они находятся отуниверситета.Таким образом,применяемые, интерактивные формы обучения в высших учебных заведениях позволяютобеспечивать современные информационные возможности реализации педагогических задач, которые определяют инновационные перспективы развития образования. Предлагаемые нами комплексы образовательных курсов по техническимдисциплинам,по основным направлениям подготовки студентов позволяют в полной мере раскрыть все возможности интерактивного обучения студентов, раскрыть инновационный потенциал талантливой молодежи и подготовить достойных и квалифицированных специалистов.
Ссылки на источники1.Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернетжурнал «Эйдос». URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/091012.htm. 2.Болтенков Н. В. Формирование готовности учителя к профессиональной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2009. № 2. С. 87–90. 3.Остриков А.Н. Вебинары, как средство дистационного образования [Текст] / А.Н. Остриков, В.Н. Василенко,Л.Н. Фролова, И.В. Драган, // Материалы XВсероссийской научнопрактической конференции «Проблемы практической подготовки студентов:современные подходы к решению проблемы трудоустройства выпускников» / Воронеж. гос. унт инженерн. техн. Воронеж, 2014. С. 220.
4. Остриков А.Н. Использование различных форм интерактивных занятий в учебном процессе[Текст] / А.Н. Остриков, И.Н. Болгова, В.Н. Василенко, // Материалы международной научнотехнической интернетконференции «Энергосберегающие процессы и аппараты в пищевых и химических производствах» / Воронеж. гос. унт инженерн. техн. Воронеж, 2011. С. 554558.
Vasilenko Vitaliy NikolaevichPh.D., Associate Professor, Dean of the Faculty of TechnologyFSBEI HPE The Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh, vvn_1977@mail.ruFrolovaLarisa NikolaevnaPhDCand.Tech.Sci, doctoralFSBEI HPE The Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh, fln84@mail.ruDraganIvanVadimovichthe postgraduate student.FSBEI HPE The Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh, fln84@mail.ruSYSTEM INTERACTIVE COURSE AS FORMING TOOL PROFESSIONAL COMPETENCE IN TECHNICAL UNIVERSITIESAbstract:The concept of a complex interactive educational courses technical disciplines in the main areas of preparation of students, allowing to make learning with interdisciplinary competencebased approach, and make the selection of talented youth technical universities and its involvement in the scientifictechnical and production process.Keywords:education, online training, systematic approach, webinars