Психологическое сопровождение одаренных детей в проектной деятельности на уроках физики и во внеурочной деятельности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белозёрова О. М., Митусова С. В. Психологическое сопровождение одаренных детей в проектной деятельности на уроках физики и во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1031–1035. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54470.htm.
Аннотация. В статье описывается курс, разработанный для поддержки и развития одаренных учеников гимназии, в том числе сопровождения проектной деятельности учащихся гимназии МИИТ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Белозёрова Ольга Михайловна, учитель физики гимназии МИИТ, г. МоскваBeloziorova.olga@yandex.ru

Митусова Светлана Викторовна, учитель математики гимназии МИИТ, г. Москваswet.mitusova@yandex.ru

Психологическое сопровождение одаренных детей в проектной деятельностина уроках физики иматематике, а так жево внеурочной деятельности

Аннотация. В статье описывается

курсразработанный для поддержки и развития одаренных учеников гимназии, в том числе сопровождение проектной деятельности учащихся гимназии МИИТ.Ключевые слова: психологическое сопровождение, проектная деятельность, креативная педагогика, теория и методика обучения и воспитания.

Цель: психологическое сопровождение выявления, поддержки и развития талантливых гимназистов, помощь в их самореализации, профессиональном самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья.Задачи:содействие формированию позитивной Яконцепции (самоотношения, самоуважения, самопринятия);развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции, преодоления стресса, поведения в экстремальных ситуациях (конкурсах, олимпиадах, экзаменах, презентации проектной работы);Развитие творческого мышления;содействие социализации, формированию коммуникативных навыков;содействие в повышении квалификации педагогов, работающих с талантливыми детьми;консультирование родителей одаренных и талантливых детей по актуальным вопросам.Сегодня одним из главных направлений в работе школы, несомненно, становится создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Для решения этой задачи необходимо: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений входе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем. Несомненно, что для качественного обеспечения этих условий необходимо психологическое сопровождение. В средней школеразвитие одаренного подростка зависит в основном от педагога, его профессионализма и особенностей личности. Педагогпсихолог должен знать, что значительную роль играютметоды обучения одаренных учащихся.Для развития творческих способностей, интеллектуального потенциала наиболее практичными являютсяпроблемные, исследовательские, поисковые, проективные методы.Важнейшее значение имеет вопросноответная система при обучении одаренных учащихся. Постановка вопроса —это импульс к нахождению оригинальных решений, необычных комбинаций, к побуждению поисковой активности. Вопросы должны быть адресованы с учетом когнитивного стиля, особенностей памяти, панорамы знаний одаренного учащегося. Ответ —это генерация новых ассоциаций и усиления познавательного интереса. К сожалению, традиционные формы и методы еще оказывают сдерживающее влияние в развитии познавательной деятельности одаренных учащихся. Преобладающее число заданий низкого мыслительного уровня, затраты времени на выполнение заданий часто не учитываются.Успешность функционирования процесса обучения одаренных детей зависит от обогащенной индивидуализации и дифференциации, от гибкости учебного расписания, от мобильной и динамичной системы диагностики.В гимназиях, лицеях, где обучается большее количество способных детей, применяются такие формы работы, как создание групп по интересам (ответственные педагоги отбирают детей со сходными интересами и способностями). Это проходит не только в рамках одного класса, но и в масштабе школы. Работа групп по интересам наиболее плодотворна, когда устанавливаются связи между содержанием их работы и другими видами работы школы. Полезно, когда деятельность групп по интересам является дополнением к школьной программе и способствует росту теоретических знаний учащихся. В связи с этим психологу важно быть готовым предоставить информацию о современных психологопедагогических технологиях, предложить игры, упражнения, развивающие разные интеллектуальные процессы.Существенное направление деятельности педагогапсихолога –психологическая подготовка учащихся к участию в олимпиадах, конкурсах, выставках. И в связи с этим –обучение навыкам саморегуляции, уверенного поведения и ориентации в новых социальных ситуациях, т. е. выработка такого качества как адаптивность. Целесообразно направлять школьников вгруппы социальнопсихологического тренинга, в которых они обучаются умению выслушивать товарища, подыскивать убедительные доводы в подтверждение своей точки зрения, проявлять терпимость к разным мнениям.К компетенции психолога относится также работа по сохранению психофизиологического здоровья одаренных детей.Она включает в себя мониторинг загруженности ребенка интеллектуальным или иным трудом, формирование установок на здоровый образ жизни, содействие освоению родителями способов формирования у ребенка позитивной Яконцепции как фактора наиболее полной реализации потенциальных возможностей ребенка.В старшей школеособую значимость приобретает деятельность по профессиональной ориентации школьников, обучению их навыкам эффективного использования времени, целеполагания, созданию временной перспективы будущего.

Учебный план

ТемаТеорияПрактические занятияКласс«Мои таланты»0,5 часа3 часа8ые, 9ые, 10ые и 11ые классы

«Успех в жизни»0,5 часа3 часа8ые, 9ые, 10ые и 11ые классы

«Гармоничное развитиеличности»

0,25 часа2 часа6ые и 7ые классы«Успех в средней школе»

0,25 часа3 часа5ые классы«Учитель для одаренных детей»0,5 часа1 час

Итого2 часа12 часов14 часов

Тематический план занятий с учениками гимназии на 2013 –2014учебный год.8ые, 9ые, 10ые и 11ые классы

1.Тема «Мои таланты»Цель: Психологическое сопровождение проектной деятельности.1.Диагностика Познавательных способностей.2.Диагностика ведущей модальности.3.Тренинг «Каковы мои скрытые возможности?»4.Основы планирования5.Развитие творческих способностей.6.Навыки самопрезентации.

2.Тема: «Успех в жизни»Цель: развитие мотивации к достижению успеха школьников и построению пути личностного самосовершенствования.1.Что такое успех? Успешные люди –кто они?2.Из чего складывается жизненный успех.3.Факторы мешающие и помогающие на пути к успеху.4.Построение плана саморазвития «Мой путь к успеху»5.Профориентация.

67 классы

Тема: «Гармоничное развитие личности»Цель: Развитие социальной компетенции учащихся.1.Что я знаю о себе2.Диагностика познавательной сферы3.Диагностика интересов4.Диагностика мотивации к обучению5.Что такое дружба6.Социометрия7.Уверенность в себе8.Конфликты и компромиссы9.«Навстречу жизни»

5 класс

Тема: «Успех в средней школе»Цель: Способствовать психологической адаптации 5классников к условиям средней школы.1.Создание группы2.«Здравствуй, пятый класс!»3.Находим друзей4.Социометрия5.Узнай свою школу6.Диагностика учащихся к школьным предметам7.Диагностика тревожности8.Диагностика познавательных процессов9.Диагностика ведущей модальности10.Что поможет мне на пути к успеху11.Диагностика общей самооценки12.Мой характер

Педагогический коллектив

Тема: «Учитель для одаренных детей»Цель: просветительская работа с педагогами по формированию у них современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Создание условий, способствующих выявлению, сопровождению и развитию детей с разными видами одаренности.1.Одаренные дети, выявление, обучение, развитие.2.Методический семинар в форме деловой игры по обучению навыкам проектной деятельности «Работа с одаренными детьми»

Учебный проект призван обучить: 1)Проблематизации ( рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);2)

Целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;3)

Самоанализу и рефлексии ( результативности и успешности решения проектной проблемы);4)

Представление результатов своей деятельности и хода работы;5)

Презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования ( макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, и др. ):6)

Поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;7)

Практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;8)

Выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Принцип работы творческой проектной мастерской созданной в гимназии МИИТ на кафедре естественноматематических наук.

Творческие проектные мастерские представляют собой небольшие коллективы, состоящие из педагога предметника (учителей математики, физики, биологии, географии, химии), которые являются руководителями данной мастерской, и учащихся, которые выполняют различные проекты. Члены творческой проектной мастерской в течение определённого времени работают каждый над своим проектом. При этом встречаясь на занятиях своих мастерских, они могут помогать друг другу и обмениваться информацией, учиться друг у друга и вместе осваивать технологию работы над проектом. Старшие делятся опытом с младшими, хорошо успевающие ученики вдохновляют более слабых. Такая совместная работа взрослых и детей разного возраста, увлечённых сложными проблемами, создаёт творческую атмосферу, позволяющую решать не только учебные, но и воспитательные задачи, способствуют благоприятному климату в школе. Занятия творческой проектной мастерской проходят один раз в неделю. Помимо групповой работы с каждым участником проекта регулярно проходит индивидуальная консультация, на которой ведётся проверка дневника работы над проектом, и его корректировка по необходимости. В своих дневниках учащиеся записывают все возникающие вопросы, советы, которые даёт им руководитель и рекомендации, которые получают на групповых занятиях. Ведение документации дисциплинирует авторов проектов, помогает держать в поле зрения главную цель их работы.

Преимущества и недостатки групповых и индивидуальных проектов.

Тип проектовПреимуществаНедостаткиГрупповые

формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения идти на компромисс ради общей цели; проект может быть выполнен более глубоко и разносторонне;

групповая работа позволяет распределить обязанности, и каждый участник группы может проявить свои сильные стороны в той работе, которая ему легче всего удаётся;

работа в группе создаёт психологически комфортную и безопасную ситуацию для неуверенных и тревожных детей, при успешном взаимодействии может поднять статус отдельных учащихся в группе у сверстников;

совместная работа дает возможность обогащаться опытом других участников;

такой проект способствует групповому сплочению

даёт возможность отдельным учащимся не проявлять инициативу, а «выезжать» за счёт более активных участников;

нет возможности получить всесторонней опыт работы для каждого участника группы;

у отдельных учащихся не в полной мере формируется ответственность за ход и результат работы группы;

труднее организовать и координировать работу;

труднее оценивать вклад каждого члена группыИндивидуальные

автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

развивается личная инициатива, ответственность, настойчивость, активность;

тема проекта может быть выбрана в максимальном соответствии с интересами автора;

ход работы и её результат зависят только отавтора проекта;

не вырабатывается опыт группового сотрудничества;

нет возможности обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;

работа более трудоёмкая и ответственная на всех этапах проекта

итоговая оценка наиболее полно отражает качество работы автора

Стремясь заинтересовать как можно больше учащихся в проектную деятельность, открыть скрытые возможности каждого, педагоги нашей гимназии пришли к выводу о необходимости интегрирования групповой и индивидуальной форме работы, используя достоинства каждой. Проектная деятельность на уроках.

Наблюдая положительную динамику в развитии учащихся занимающихся проектной деятельностью, во внеурочное время на кафедре было принято решение апробировать проектную работу во время урока, тем самым незначительно отредактировать планирование за счёт резервного времени.

№ п/п

Типы проектных уроковЦель урокаЗадачи урока1)ПредваряющийСоздать условия для изучения нового блока программы

изучение нового содержания, формирование предметных умений и навыков; дать возможность учащимся увидеть сферу применения знаний в новом тематическом блоке программы;

создать положительную мотивацию к изучению новой темы;2)Урок комплексного закрепления материалаСоздать условия для первичного закрепления полученных теоретических знаний, через практическое применение

закрепление ранее изученного путём практического применения теоретических знаний; продемонстрировать необходимость и значимость изученного материала в практической деятельности3)Обобщающий урокСоздать условия для обобщения и систематизации знаний полученных на предыдущих уроках блокауглубить, расширить и систематизировать полученные знания по данной теме через проектную деятельность;

выравнить уровень подготовки класса по данной теме





Использование метода проектов на уроках физики

Тема урокаПрименение ядерной энергииСостав учащихся9 классТип урокаУрок комплексного закрепления знанийФорма организацииУрочнаяЦель урокаСоздать условия для первичного закрепления знаний через практическое применениеЗадачи урока1)закрепить ранее изученное путём практического применения теоретических знаний;2)продемонстрировать необходимость и значимость изученного материала в практической деятельности человека;3)вовлечь каждого учащегося в активный познавательный процесс;4)воспитывать толерантностьтерпимость к чужому мнению;5)установление межпредметных связейФормирование навыков1)владение устной речью;2)владение знаниями по данной теме в физике;3)работа с информационным текстом, поиск нужной информации;4)

коммуникативное и ролевое взаимодействиеЭтапы урока1.Организация урока, подготовка к активной деятельности.а) формирование детей по группам;б) погружение в проект, в процессе которого учащиеся заинтересовываются темой.

2. Основная часть, работа над проектным продуктом.

В данной теме интерес у учащихся вызывает вопрос о достоинствах и недостатках АЭС, вернее, ядерных реакторах на которых они работают?Что такое ядерный реактор с точки зренияфизики?Недостатки ядерного реактора?Достоинства?( с этих вопросов начинается обсуждение проблемы).в) организация деятельности, в процессе которой распределяются роли между учащимися, и определяется план действий; Распределение заданий погруппам, раздача дополнительного материала, не плохо иметь доступ в интернет.г) осуществление деятельности, когда выполняется сам проект; Учащиеся формулируют достоинства и недостатки ядерных реакторов,( причём выступление группы должно уложитьсяв три минуты), проблемы и достоинства их использования.д) презентация в процессе, которой учащиеся представляют результаты своей деятельности, рассказывают о путях и способах решения проблемы и о своём пути его решения.

3. Заключение, включающее презентацию готового продукта.

На основании знаний полученных по данной теме, предложили возможные способы решения проблемы, в частности заменить атомные электростанции на альтернативный виды топлива. Таким образом, родился новый проект по теме: «Альтернативные виды топлива».

Ссылки на источники1.Доровской А. И.. Дидактические основы развития одаренности учащихся. —М. : Рос. пед. агентство, 1998. —210 с.2.Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003г.3.Журнал «Одаренный ребенок» 2006 –2009 гг.4.Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М.: Издательский центр «Академия», 2000.320 с.5.Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 1998г. № 36.Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.7.Матюшкин А.М., ЯковлеваЕ.Л. "Учитель для одаренных", М., 1991.8.Под ред. Лейтеса Н.С. "Психология одаренности детей и подростков" М., Academi A, 1996.9.Психология одаренности: от теории к практике/ Под ред. Д. В. Ушакова, М.: ИП РАН, 2000.96 с.10.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Москва,1999 г.11.Учебнодидактический проект «Система управления обучением одаренных детей». // Учитель в школе.2011.№ 2.с. 87.12.http://www.odardeti.ru/static.php?mode=indexhttp://www.erudition.ru/referat/printref/id.35337_1.html

Belozerova Olga Mihailovna, theteacher of physics in gymnasium MIIT, Moscow

Beloziorova.olga@yandex.ruMitusova Svetlana Victorovna, the teacher of maths in gymnasium MIIT, Moscowswet.mitusova@yandex.ruPsychological accompaniment of gifted children in project activities, undertaken both during lessons in physics and mathematics, as well as during extracurricular activitiesAnnotation.The article describes a course designed to support and develop gifted students of the gymnasium, which includes accompaniment in project activities of students, attending MIIT gymnasium. Key words: psychological accompaniment, project activities, creative pedagogy, theory and methods of education and upbringing.