Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как фактор повышения социальной активности школьников в современном мире

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Прокудин Ю. П., Прокудин А. Ю., Курбатова И. В., Ферман А. А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся как фактор повышения социальной активности школьников в современном мире // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1251–1255. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54514.htm.
Аннотация. В статье раскрывается проблема проектно-исследовательской деятельности и ее значимости в повышении социальной активности школьников. На примере конкретного образовательного учреждения анализируются формы, методы и средства организации исследовательской работы обучающихся. Обобщен эмпирический материал по сетевому взаимодействию школы с высшими учебными заведениями.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ПрокудинЮрий Петрович,кандидат педагогических наук, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина», г.Тамбов, почетный работник высшего профессионального образованияРоссийской Федерации, учитель высшей квалификационной категории

prokudin68@mail.ru

ПрокудинАлексей Юрьевич,

кандидат экономических наук, преподаватель, МАОУ (Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А.),г.Тамбов

prokudin68@yandex,ru

КурбатоваИрина Владимировна,директор,МАОУ (Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А.), г.Тамбов mouschool13@mail.ru

ФерманАнтонина Алексеевна,

заместитель директора,МАОУ (Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А.), г. Тамбовmouschool13@mail.ru

Проектноисследовательская деятельность школьников как фактор повышенияих социальной активности

Аннотация:В статьераскрывается проблема проектноисследовательской деятельности и ее значимостив повышении социальной активности школьников. На примере конкретного образовательного учрежденияанализируются формы, методы и средства организацииисследовательской работы обучающихся.

Обобщен эмпирическийматериалпосетевому взаимодействию школы с высшими учебными заведениями. Ключевые слова:проектноисследовательская деятельность, творческий потенциал,

креативность мышления,ассоциация творческих педагогов, научнопедагогическое общество, день науки, конференция «Грани творчества». Одна из приоритетных задач развития современного образовательного процесса является его переход от пассивного характераего организации к активному

и продуктивному, включающего получение знаний и их накопление, воспитание социально активной личности.

В настоящее время в российском образовании как никогда актуальна проблема научной интеграции новых информационных, образовательных и воспитательных технологий в процессе проектноисследовательской деятельности школьников как формы проявления и развития их творческого потенциала.

Активное участие школьников в проектноисследовательской деятельности, как показала практика, способствуетуспешному усвоению знаний с использованием эффективных способов их добывания и применения к решению новых задач, а также реализации скрытых возможностей учащихся. Социальная активность школьникаформируется и развивается, сопровождая весь процесс становления его личности. Существенные изменения в активностишкольникаотражаются и на его деятельности, а развитиеличности выражается в состояниях ее активности.

Г.И.Щукина выделяет три уровня активности: репродуктивноподражательный, поисковоисполнительский и творческий.1.Репродуктивноподражательная активность, при помощи которой опыт деятельностинакапливается через знания своих одноклассников илидругих школьников. Это более ранняя и элементарная форма проявления активности. Приобретение самостоятельного опыта происходит не сразу, а через освоение, закрепление и практического примененияимеющегося опыта. 2.Поисковоисполнительская активность представляет собой более высокий уровень, так как здесь имеет место большая степень самостоятельности. Школьник выступает исполнителем, поскольку задачи перед ним ставит учитель или преподаватель вуза. Однако поиски самостоятельных путей решения отрывают школьника от образца, представляют простор для деятельности. В силу этого переход на уровень поисковой активности всегда означает и более высокий уровеньпроектно исследовательской деятельности.3.Творческая активность —это высший уровень, посколькушкольник может ставить и саму задачу, и самостоятельно избирать пути ее решения. Показатели творческой активности даны в характеристике творчества в психологии: новизна, оригинальность, отход от шаблона, нарушение традиций, нестандартность,неожиданность,целесообразность[1,с.7576]. Таким образом, высшая форма активной деятельности школьников, какмы считаем

это творческое ее проявление, в том числе, вподготовкеисследовательских проектов.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение (Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А.) городаТамбова почти за два десятка лет накопила богатыйи интересныйпо своему содержаниюопыт по организации проектно

исследовательской деятельности обучающихся в рамках школьного научного сообщества.Главной образовательной цельюнаучноисследовательской деятельностиявляется раскрытие аналитического и творческого потенциала школьников, развитие их интеллектуальных способностей, создание обстановки совместной увлеченности и коллективного поиска.Организация проектно исследовательской деятельностиосуществляется во взаимосвязи учителей с преподавателями Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина и направлена на выполнениедоговора, определяющего долгосрочные отношения сотрудничествашколы с Тамбовским университетским комплексом непрерывного педагогического образования «О совместной деятельности»от 01.11.2007 года.

Исключительная воспитательная значимость исследований, проводимых школьниками, состоит в формировании у них убеждений в познаваемости окружающего мира, уверенности в собственных силах, укреплении интеллектуального потенциала каждой индивидуальной личности.Сотрудничество МАОУ(Центра образования №13 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А.) города Тамбовас институтами социальных и образовательных технологий,гуманитарного и социального образования, филологии Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, Тамбовского государственного технического университетапозволяет целенаправленно ориентировать выпускников образовательного учреждения на будущую профессию соответствующих специальностей[2,с.185192]. Активностьучащихсяв области проектной и исследовательской деятельности помогает проявитьихтворческие способности. Исследование, оформленное в виде проекта, всегда связывается с образованием нового продукта в ситуации разрешения проблемы. Такую деятельность К.Н.Поливанова соотносит с понятиемпродуктивное мышление. Этот тип мышления часто ассоциируют с творческим мышлением, назы вая эти понятиясинонимичными, поскольку они связаны с решением нестандартных для субъекта интеллектуальных задач. Целенаправленная работа, осуществляемаяучителями школы и преподавателями вузов со старшеклассникамипо подготовкеразличных исследовательских проектов, способствует развитию креативности(аналог творчества,творческого потенциала), креативного мышления начинающих исследователей.При диагностике креативности, так же как и при оценивании проектноисследовательской работы, учитывается не возможность правильного ответа, а умение решить задачу, при этом решить с помощью своего собственного видения.Под креативностью подразумевается «способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих творческому проявлению» [3,с.17].Проектноисследовательская деятельность учащихся –это совокупность действий проблемнопоискового характера, ведущая к открытию неизвестных фактов, теоретических и эмпирических обобщений, овладение умениями самостоятельно добывать знания.Методы научных исследований это те приемы и средства, с помощью которых учащиеся получают достоверные сведения, которые используются для построения простейших научных теорий и выработки практических рекомендаций.Основа метода проектов развитие познавательных умений учащихся, обучению их умению конструировать свои знания. Проектноисследовательскую деятельность отличают активность школьников и их заинтересованность[4,5].Учащиеся школы прекрасно понимают,что сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании обогащенной проблемной среды, осознания значимости и ценности творчества.Мы считаем, чтоодной из задач, которую в настоящее время необходимо решать

это развитие интереса и повышение социальной активности современного школьника, в том числе и в проектноисследовательскойдеятельности, так как знания становятся достоянием человека, если они приобретаются в процессе непрерывной самостоятельной познавательной работы.Настоящий учитель перестаёт бытьосновным источником информации для учащихся, поэтому должна возрасти его роль в организацииихсамостоятельного познания.

С этой целью в учебновоспитательном процессе школы используют различные приемы: вопервых это создание проблемных ситуаций. Эффективность мыслительного процесса находится в прямой зависимости от того, как сформулирован основной вопрос. Вовторых,проведение нетрадиционных уроков (семинарские занятия, практикумы, конференции, деловые игры и т.д.). Такие формы проведения занятийактивизируют учащихся, приучают к самостоятельному приобретению знаний. Втретьих, применениелекционносеминарских форм изучения отдельных тем, когда сочетаются различные типы уроков: вводная лекция по теме, урокиконсультации, групповая форма работы, семинарское занятиеи т.д. Школьники высказывают свои мнения, аргументируют, делают выводы, корректируют своизнания. Полученные знания приводятся в систему, закрепляют навыки самостоятельной работы. Вчетвертых,использование нетрадиционных форм проверки знаний (рефераты, тесты разной степени сложности с дифференцированными заданиями, рецензирование ответов одноклассников, различные практические задания и т.п.).Впятых,работа школьников по заданиям с различными источниками знаний, использованием

различных экспериментальных методов: наблюдения, изучение опыта, продуктов деятельности, анализапрактическихработ,в том числе,проектноисследовательскойдеятельности. От умения работать с учебником зависят прочность и осмысление знаний, а также умение работать с дополнительной

литературой (составить план статьи, выбрать главное, обобщить, конкретизировать, смоделировать ит.п.).И, последнее, активное применениеметода проектовпозволяетобъединить положительные стороны всех перечисленных выше форм, методов и приемов усвоения знаний[6].На наш взгляд, высока значимость

кафедр, функционирующих в школе, инженернотехнической,гуманитарной,естественнонаучных дисциплин,педагогики и психологии, которые возглавляют доктор технических наук, профессор Е.И.Глинкин, доктор филологических наук, профессор А.И.Иванов, кандидат географических наук, доцент М.Е.Буковский, кандидат педагогических наук, профессор Ю.П.Прокудин. Организациясетевого взаимодействия с вузами осуществляется научнометодическимсоветом«Развитие»[7].

В плане реализации проектноисследовательской деятельности на базе школы работает Всероссийское общество рационализаторов и изобретателей (руководитель: доктор технических наук, профессор Е.И. Глинкин).Обучающиеся школы постоянно становятся дипломантами и призерами различных конкурсов, конференций, олимпиад. К примеру, по итогам межрегиональной научнопрактической конференции «Юность. Наука.Культура» и Всероссийского научного молодежного форума «Шаг в будущее» (Москва, 20062013гг.)вчисло победителей вошли учащиеся гуманитарногои информационнотехнологического классов

Е.Пшичкина,

Р.Ибрагимов, А.Богатырев и другие.Четыреучастника исследовательских проектов стали лауреатамиВсероссийского конкурса, проходившего

в Рязанскомтехническомуниверситете.Научные руководителиисследовательских проектовобучающихся на основании экспертизы университета имени Баумана признаны лучшими среди образовательных учреждений Российской Федерации. Особенно активное участие выпускники МАОУ(Центра образования №13 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А.) города Тамбовапринимают в ежегодных творческих конкурсах, олимпиадах ТГУ имениГ.Р. Державина и ТГТУ, по результатам которых поступают в вузы на льготных условиях. Д. Баранов, А. Вандышева

иА.

Дробжев, учащиеся гуманитарного класса, были членами Совета областного научнопедагогического обществастаршеклассников«Педагогический Олимп»Управления образования и науки Тамбовской области и ТГУ имениГ.Р. Державина, задача которого

создание условий для развития творческого потенциала обучающихсяв профильных классах, их социальноличностного, жизненного и профессионального самоопределения.Они же стали призерами конкурса «Лучшая исследовательская работа» в рамках областнойнаучнопрактическойконференции «Прошлое, настоящее и будущее Тамбовского края в проектах учащихся» (март,2008г.).В настоящее время Денис и Анастасия

студенты ТГУ имени Г.Р.Державина, а Александр ТГТУ.Старшеклассники школы активные участники всех восьми прошедших конференций областного научнопедагогического общества учащихся 911х классов «Педагогический Олимп»:«Имена и династии в педагогической теории и практике», «Мы и мир вокруг нас»,«Личность и общество»,«Профессиональный выбор: историкокультурные традиции России» и других[8].

Экспериментальная лаборатория Комитета образования администрации городаТамбова «Организация научноисследовательской деятельности педагогов и учащихся» успешно функционирует в школе с 2007 года.Сотрудниками лаборатории проводятся открытые консультации,семинарыпо вопросам разработки,осуществления и представления исследовательскихпроектов,готовятся тематические заседания кафедр, пополняется банк методических материалов по организации

проектно

исследовательской деятельности обучающихсяинновационных образовательных учреждений.Кафедра общей педагогикии образовательных технологий ТГУ имениГ.Р. Державина (заведующий, кандидат педагогических наук,доцент А, Ю. Курин) сов местно с кафедрой педагогики и психологии школы активно внедряют в учебновоспитательный процесспроектные методики. Психологопедагогическая лаборатория школы(руководительЕ.В.Царева)является уникальной базой для прохождения педагогической и производственной практики студентов, в ходе которой они подключаются к проектноисследовательской деятельности старшеклассников. Обогащению проектноисследовательской деятельности обучающихся способствует работа в рамках национальных проектов и программкак нафедеральном,областном, так и на муниципальном уровнях, направленность которыхэтосоздание эффективного, инновационного, технологически выстроенного и в то же время доступного образования на всех ступенях, начиная со среднейобщеобразовательной школы и заканчивая послевузовским.Муниципальное автономноеобщеобразовательное учреждение(Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А.) города Тамбовав рамках конкурса«Лучшая школаТамбова

2006 ,2009»явилась лучшей в номинации «Учебные достижения».Дважды становилась призером областного конкурса«Профильная школа»,атакже сталапобедителемконкурса «Лучшая организацияработы управляющего совета»,

движения «Общественно активная школа 2010», «Лучший педагогический коллектив2010» иодной из 24 в Тамбовской области конкурсав рамках Приоритетного национального проекта «Образование».Школа является лауреатом Всероссийского «Фестиваля добрых дел», проводимого Международным общественным движением «Добрые дети мира», дважды внесена в Национальный реестр лучших образовательных учреждений Российской Федерации. Педагогический коллектив активно участвует в региональномПроектепо модернизации образовательной сети, проводимой Управлением образования и науки Тамбовской области.

В школе традиционно проводятся ежегодные днинауки всех ступенейшкольного образования. Например,на дне науки, посвященном основным аспектам научного проектирования, были предложены следующие проблемы обсуждения и анализа: первая ступень «Опыт, достижения, перспективы образовательной системы Л.В. Занкова»; вторая «Реализация интересов и потребностейшкольников

в системепредпрофильного обучения» и третья «Современные аспекты научного творчества». В работе научных секций «Информационнокоммуникативные технологии XXIвека», «Русская классическая литература в XXIвеке», «Современные пути развития естествознания» и «Психологопедагогические подходы к исследовательской деятельности старшеклассников» приняло участие более 200школьников. День наукипо проблеме«Проектноисследовательская деятельность школьников как фактор инновационного сотрудничества образовательных учреждений региона»включилосновной доклад пленарного заседания «Актуальные проблемы и результаты сотрудничества как основное условие для формирования ключевых компетенций школьников»,с различными подходамикоторого познакомили слушателей директор школы И.В.Курбатова и заведующие кафедрами.Работа круглых столов осуществлялась последующимнаправлениям: инженернотехническая кафедра

«Информационные технологии инженернотехнического сотрудничества»; гуманитарная

«Гуманитарные дисциплины и Интернет: за и против»;естественнонаучная

«Юный исследователь как образовательная технология для формирования компетенции обучающихся в области исследовательской деятельности»; педагогикаи психология

«Психологопедагогические подходы в профессиональном творческом саморазвитии обучающихся».

К примеру, в работе круглого стола кафедры педагогики и психологии принималаучастиегруппа заместителейдиректоровпо научнометодической работе школ г. Тамбова и Тамбовской областилицеяинтерната г. Мичуринска О.Н. Чернышова, Избердеевской СОШ Петровского района С.А. Авдеев, Умётской СОШ С.Б. Шашкова и другие.МАОУ(Центр образования №13 имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.А.) города Тамбовапредставляет Тамбовское областное отделение Всероссийской ассоциации творческих педагогов «Исследователь», руководителем которого является кандидат географических наук, доцент М.Е.Буковский. Под эгидой движения творческих педагогов школа укрепила сотрудничество с СУНЦ для одаренных детей МГУ им. М.В.Ломоносова, результатом которого стала поддержка сетевого проекта «Школа 5+». Старшеклассники получили возможность заниматься по лекциям ведущих преподавателей СУНЦ. У каждого учащегося есть свой тьютор из числа студентов Московского университета, который помогает освоить достаточно сложный интернетматериал.В школе функционирует региональный центр «Телешкола» по подготовке учащихся школ г. Тамбовак исследовательской работе с применением средств дистанционного обучения. Активно реализуется Федеральный эксперимент внедрения ридоров. Сэтой цельюв школепроводятся учебные съемки телеканалов «5 канал», НТВ и «Олимп».

Особое место в развитии проектно

исследовательской деятельностистаршеклассников занимаетоткрытаяобластная научнопрактическая конференция учащихся инновационныхобразовательныхучреждений «Грани творчества», проводимой совместно с Управлением образования и науки Тамбовской области, Комитетом образования администрации города Тамбова, ТГУ имени Г.Р.Державина и ТГТУ.

Как правило,на конференции работаютдо10 секций различной тематической направленности: экономикоматематическая, физикотехническая, естественных и гуманитарных наук,которые возглавляют ученые вузов и учителя школ. Результаты количественных и качественных показателей прошедшихконференций свидетельствуюто позитивных тенденциях их содержания. С каждым годом увеличивается исследовательский и поисковый характер предоставляемых работ, выступления учащихся получают живой отклик участников конференции. Знания, полученные в ходе подготовки и проведения научнопрактической конференции «Грани творчества», значительно обогащают учебноисследовательский опытшкольников, расширяютихкругозор, мировоззренческие позиции, способствуют раскрытию личностных качеств, выявлению будущих и настоящих лидеров, объединениювзрослых и детей, увлеченных общей идеей сотворчества исотрудничества.

Экспертным советом конференции бессменно руководит доктор технических наук, профессор ТГТУ Е.И. Глинкин, он же является главным редактором ежегодных сборников научных докладов и тезисов «Грани творчества». В состав совета входят заведующие кафедрамишколы, ветераны педагогического труда, преподаватели и аспиранты тамбовскихвузов.

Членами экспертного совета разработаны соответствующие критерии оценки проектных и исследовательских работ старшеклассниковкакзаочного, так иочноготуров, Лист экспертной оценки заочногопервоготура областной научно

практической конференции «Грани творчества» несколько шире, так как показатели сформулированы с учетом специфики написанияисследовательских проектов. Оцениваниепредставленных работ осуществляется по следующимнаправлениям: 1. Обоснованность темыисследовательскойработы целесообразность аргументов, подтверждающих актуальность темы; 2. Конкретность, ясность формулировки цели, задач, а также их соответствие теме исследовательской работы;

3.Новизна предложенных решений новизна темы исследования, объектов изучения, методов, полученных результатов; 4.Фундаментальность обзора глубина анализа, использование современных основополагающих (основных) работ по проблеме; 5.Всесторонность и логичность обзора системность изложения, освещение значимых для достижения цели работы аспектов проблемы; 6.Аккуратность, соответствие правилам оформления и стандартам структурированность работы, научный стиль изложения, соответствиепредъявляемым требованиям; 7.Обоснованность выбора методик

доказана логически и/или ссылкой на авторитеты и/или приведением фактов; 8.Доступность (воспроизводимость) методик для самостоятельного выполнения авторомисследовательскогопроекта (учащимся или учащимися); 9.Логичность и обоснованность эксперимента (наблюдения), обусловленность логикой изучения объекта, практическая ценность;10.Наглядность (многообразие способов) представления результатов графики, гистограммы, схемы, фото( уровень презентации);11.Дискуссионность (информативность) обсуждения полученных результатов с разных точек зрения, позиций;12.Оригинальность позиции автора уровень творчества,наличие собственной позиции (точки зрения) на полученные результаты;13.Соответствие содержания выводов содержанию цели и задач,доходчивость; 14. Конкретность выводов и уровень обобщения отсутствие рассуждений, частностей, общих мест, ссылок на других. Показателями экспертной оценки очного второго тура конференции являются:1.Соответствие сообщения заявленной теме, цели и задачам исследовательского проекта;2.Структурированность (системность) сообщения, которая обеспечивает понимание слушателями его содержания;3.Культура выступления чтение с листа или рассказ, обращение к аудитории, выразительность и эмоциональность речи;4.Доступность (доходчивость) сообщения о содержании исследовательского проекта, его целях, задачах, методах и результатах;5.Целесообразность, инструментальность наглядности, уровень ее использования;6.Соблюдение временного регламентасообщения (не более 7 минут);7.Четкость и полнота ответов на дополнительные вопросы по существу сообщения;8.Владение специальной терминологией по теме проекта, использованной в сообщении;9.Культура дискуссии умение понять собеседника и аргументировано ответить на его вопрос. Каждый конкретный показатель заочного и очного туров отражает соответствующую градацию и баллы отметкитой или иной исследовательской работы.Оценивание исследовательских проектов, представленных на первый заочныйтур, осуществляютпреподавателиконкретных областей научного знания ТГУ имени Г.Р.Державина и ТГТУ.Выступления участников второго очного турапо содержанию исследовательских проектов анализируют и протокольно утверждаютспециально утвержденные жюри по каждой предметной секции.

В процессе проведения как пленарных, так и секционных заседаний решаютсяследующиеединые задачи:

реализация научного способа познания на предметном материале различ ных областей знаний;

раскрытие научного и творческого потенциала старшеклассников;

адаптация старшеклассников к вузовской системе обучения;

приобретение и закрепление навыков работы с научной литературой и первоисточниками;

обучение навыкам публичных выступлений и анализа научных докладов;

овладение навыками работы с аудиторией.

Проследим отдельную хронику проведения конференции «Грани творчества» и ее тематическую направленность.XIIоткрытая областная научнопрактическая конференция «Грани творчества» (март, 2008г.) была посвящена 20летию Школы молодого

инженера. Ее участники представляли 35 образовательных учреждений нашей области, а также школыгг.Пензы и Липецка. Всего в работе конференции (докладчиков и слушателей) приняли участие около 300 человек. Работали инженернотехническая, экономикоматематическая,психологопедагогическая,естественнонаучная, гуманитарная, лингвистическая и другие секции.

Для примера, проанализируем работу психологопедагогическойсекции.Онаобъединила 37 участников, 12 из которых выступили с научными сообщениями. Победителями стали П.Казанкова (первоеместо, гимназия №12 г. Тамбова), И.АтмановиР.Рагимова (второеместо, лицей №29 г. Тамбова ишкола №1 г. Рассказово), О.ПоздняковаиА. Вандышева (третьеместо,лицей №21ишкола №13 с углубленным изучением отдельных предметов г. Тамбова).Все победители психологопедагогической секциистали выпускникамитамбовских вузов.

На заседании психологопедагогической секции ХIIIнаучнопрактическойконференции(март, 2009г.) с сообщениями по исследовательским проектам выступило 17 участников, из них семь это учащиеся гуманитарных классов школы №13 г.Тамбова.Жюри отметило наиболее удачные выступления по проблемам: «Психологические аспекты переживания счастья» (А.Васильева, МАОУ СОШ №13,г. Тамбов;руководитель: педагогпсихолог Г.А.Шокурова),»Синдром эмоционального выгорания педагогов»(Е.Салькова, МАОУ гимназия №12,г. Тамбов;руководители: канд. биол. наук, доцент ТГУ имени Г.Р.Державина Л.В.Сорокина и учительбиологии, к.пед. н. Е.А.Свистунова), «Влияние семейного воспитания на общество» (А.Саградян, МБОУ СОШ №3,г. Котовск; руководитель: учитель С.Ю.Самарина), «Одаренность и ее психологические проявления» (А.Башканкова, МБОУ СОШ №2,г. Тамбов, руководитель: зам.директора В.С.Акулинина).

Исследовательские проекты на эту конференцию представили старшеклассники образовательных учреждений городов Ногинска Московской области, Ульяновска, Ростова на Дону.

ХIVоткрытая областная научнопрактическая конференция «Грани творчества», проходившая 24 марта 2010 года, собрала более 300 участников.На заседании психологопедагогической секции были представлены10 исследовательских проектов, из нихработы С.Ю.Филатовой «Проектная деятельность в формировании ключевых компетенций школьников» (ГБОУ СОШ №399, г. Москва); А.Кирюшкиной и Е.В.Беляевой «Изучение особенностей развития образа» «Я» у подростков» (ЦТРГО «Эрудит», г.о. Тольятти). Особое вниманиеучастников психологопедагогической секциибыло уделено исследовательским проектам«Проблема алкоголизации в подростковой среде» (А.Тяпкин, лицей –интернат, г. Мичуринск; руководитель: учитель Л.И.Полянская), «Гениальность как высшая степеньпроявления творческих сил человека» (Е.Порошина, МАОУ лицей №28,г. Тамбов; руководитель: учитель И.С.Кузнецова). ХV

юбилейнаянаучнопрактическая конференцияучащихся инновационных учебных заведений«Грани творчества»состоялась 30 марта 2011 года и собрала почти 400 участников.На пленарном заседании с основными докладами выступили заведующие кафедрами школы: А.И.Иванов «Школьная журналистика: реальные горизонты», Е.И.Глинкин «Презентация творчества», М.Е.Буковский «Программа «Исследователь» в активизации проектноисследовательской деятельности школьников», Ю.П.Прокудин« Исследовательская деятельность в творческой самореализацииличности школьника».Заседания всех секций конференции прошли при высокой активности их участников и практической значимости обсуждаемых сообщений по проведенным исследованиям.

В работе секции психологопедагогических наук на XVI конференции (март,2012г.) приняло участие 29 старшеклассников. Каждое сообщение подкреплялось презентацией. Тематика докладов включила самые разнообразные проблемы современной психологии и педагогики. ХVIIоткрытая областная научнопрактическая конференция состоялась в марте 2013 года.Секцию психологопедагогических наук представляли 24 участника.Жюри отметило наиболее интересные работы Т. Вялушкиной «Лидер детского сообщества: как вести за собой?» (11 класс, МАОУ СОШ №13 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова), город Тамбов; руководитель: профессор Ю.П. Прокудин ); В. Домникова «Жизнь в виртуальном мире»( 11 класс, Вишневская СОШ, Староюрьевский район; руководитель: учитель информатики М,В, Журавлева); Ю.Черсковой «Влияние темперамента личности на поведение в стрессовых ситуациях» (10 класс, МБОУ СОШ №3, г. Моршанск; руководитель: педагогпсихолог Л.П. Мусина).

В марте 2014 года прошла очередная XVIIIнаучнопрактическая конференцияшкольников инновационных образовательных учреждений, которая приобрела статус«Открытого форума исследователей«Грани творчества»»межрегионального уровня. Конференция проходила в два этапа: первый включал конкурс творческих работ «Малые грани»обучающихся с пятого по восьмой классы, и, второй этап конкурс исследовательских проектов обучающихся в 911 классах в рамкахнаучнопрактической

конференции «Грани творчества». Многочисленность ее участников (около 500 участников) достаточно объективное свидетельство актуальности, популярности и значимости данного мероприятия.Целью форума является: выявление и поддержка одаренныхобучающихсяв области интеллектуального творчества и исследовательской деятельности. Основные задачи форума

это содействиеинтеллектуальному развитию обучающихся, формирование у нихисследовательских компетенций, активизации поисковой и научнопрактической работы, пропаганда научных знаний и развитие интереса к будущей профессиональной деятельности.

Открытыйфорум исследователей «Грани творчества»является завершающим этапом самостоятельнойпроектно

исследовательской работы обучающихся под руководством учителей предметников и преподавателей вузов. В процессе подготовки к ней решается комплекс учебных и развивающих задач: совершенствуются умения учащихся работать с различными источниками информации, философской, исторической, художественной, психологопедагогической и методической литературой, отрабатываются умения представлять свои работы в презентабельном виде; развиваются коммуникативные способности,навыки публичных выступлений; в целом формируется интерес к исследовательской деятельности. Школьники получают коллективную оценку своего труда, что способствует повышению их социальной активности, правильной самооценки проведенного и представленного исследования. Для отдельных выпускников школы участие впроектно

исследовательской деятельности определило выбор профессионального жизненного пути. Кандидатские

диссертации подготовили и защитили бывшие учащиеся школы, лидеры по исследовательским проектам: медицинских наук А.Р. Киселёв; юридических наук А.М. Кузнецов и А.Н. Копырюлин; физикоматематических наук Т.Н. Плужникова; филологических наук О.Ю. Богданова, И.В. Трикозенко и А.С. Коржов; технических наук

Д.В. Букреев, М.Е. Глинкин и Г.А. Названцева;экономических наук

Л.В. Полунин; географических наук И.Якунина.По результатам работы всех секционных заседаний открытой областной научнопрактической конференции «Грани творчества»(Форума исследователей)оргкомитетом определяется один из всех занявших первое место исследовательских проектов для награждения президентским грантом. Обладателями высшей наградысталиА.Дикусар, ученица 11 класса гимназии №12 г.Тамбова(секция естественных наук; научные руководители

Л.В.Сорокина, канд.биол.наук, доцент ТГУ имени Г.Р.Державина и Е.А.Свистунова, учитель биологии, канд. пед. наук(2010г.))иС.Вихляев, ученик 11классаполитехнического лицеяинтерната ТГТУ (экономикоматематическая секция (научный руководитель

Л.И.Ткач, канд. физ. мат. наук, доцент ТГТУ (2011г.)).Трудности, возникающие в процессе подготовки и проведения исключительно значимой в воспитательном плане работы, обычно концентрируются на финансовых вопросах.Общеизвестно, что экономическиепроблемыв целом системы образования России, накладывают свой отпечаток,в первую очередь, на школьном компоненте. Знание педагогического менеджментапозволяет решатьих с достаточно высокой эффективностью [9,с.252].Проблема развития творческих способностей многоаспектна имногогранна. Творческие исследовательские способности проявляются в умении реализовывать их в активизациимыслительной деятельностиза пределами решения задач, которыеставятся перед человеком. Проблема развития таких свойств личности требует длительной целенаправленной работы. Ориентиром для нее являются замечательные слова Э. Канта «Не мыслям надо учить, а учить мыслить».

Ссылки на источники1.Щукина Г.И.Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение. 1979. С.7576.

2.Прокудин Ю.П., Курбатова И.В., Макарова Л.Н., Терехина Т.А. Личностное развитие и профессиональное самоопределение школьников в процессе интеграции программ общего и дополнительного образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов.2009. Вып.6 (74). С.185 –192.

3.Поливанова К.Н.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2008. С.17.

4. Белухин Д.А.Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах М.: МПСИ. 2006.

5. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. 2004. № 2. 6.Прокудин Ю.П. Интеграция общего и дополнительного образования в условиях современной школы: сущность и опыт реализации //Интеграция формального и неформального образования / под науч.ред.В.А.Горского.Москва:УРАОИСМО.2011.С.167177. 7.Прокудин Ю.П., Курбатова И.В., Макарова Л.Н., Ферман А.А. Проектная и исследовательская деятельность старшеклассников в системе «Школавуз» // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов.2008. №6 (62). С.913.

8.Прокудин Ю.П.,Курбатова И.В., Ферман А.А. Научноисследовательская деятельность старшеклассников в профессиональной подготовке будущих социальных работников // Актуальные проблемы и перспективы развития социальнопедагогического образования: матлы Всерос. заоч. науч.практ. конф., Уфа. 2008. С.4245.9.Вифлеемский А.Б. Экономика образования. Учебное пособие в 2х кн. Книга 1. Москва: Народное образование. 2003. С.252.

Yuri Petrovich ProkudinThe candidate of Pedagogical Sciences, the Professor of General Pedagogy and Educational Technologies FSBEJ HPE “ Tambov State University named after G. R. Derzhavin”, the city of Tambov.email: prokudin68@mail.ruAlexey Yurievich ProkudinThe candidate of Economics, the Lecturer, MAEI (The Educational Centre №13 named after the hero of the Soviet Union Kuznetsov N.A.), Tambov.

email: prokudin68@mail.ru Irina Vladimirovna KurbatovaThe headmaster, MAEI ( The Educational Centre №13 named after the Hero of the Soviet Union Kuznetsov N.A.), Tambov.email: mouschool13@mail.ru

Antonina Alexieevna FermanThe deputy of headmaster, MAEI ( The Educational Centre №13 named after the Hero of the Soviet Union Kuznetsov N.A.), Tambov.email: mouschool13@mail.ruProjectResearch Activity of Pupils as a factor of Increasing their Social Activity

Abstract: the projectresearch problem and its importance in increasing pupils’ social activity is revealing in this article. Forms, methods and organisational techniques of pupils’ researching activity are analyzed on the example of certain educational institution. Empirical material of network between schools and higher educational institutes is generalized.Key words:projectresearching activity, creative potential, creative thin king, association of creative teachers, scientific pedagogical society, the Day of Science, the Conference “The spheres of Creativity”.