Особенности отражения права народа на достоинство в Конституции Швеции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Протопопова Т. В., Орлова С. В., Дробышевский Д. С. Особенности отражения права народа на достоинство в Конституции Швеции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1321–1325. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54528.htm.
Аннотация. В статье рассматривается механизм конституционного установления и практической реализации принципа достоинства народа в Швеции и России. Анализируются структура указанной категории и влияние на неё государственно-правовых институтов. По результатам исследования демонстрируется связь проявлений достоинства народа в обеих странах с политической и правовой деятельностью органов государственного управления.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Протопопова Татьяна Витальевна,кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск,oktadvokatura@mail.ru

Орлова Светлана Владимировна,ассистент кафедры истории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск,SvetlanaV.Orlova@gmail.com

Дробышевский Дмитрий Сергеевич,ассистент кафедры истории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета, г. Красноярск,Drobysevsky@gmail.com

Особенности отражения права народа на достоинство в Конституции Швеции

Аннотация.В статье рассматривается механизм конституционного установления и практической реализации принципа достоинства народа в Швеции и России. Анализируются структура указанной категории и влияние на неё государственноправовых институтов. Порезультатам исследования демонстрируется связь проявлений достоинства народа в обеих странах с политической и правовой деятельностью органов государственного управления.Ключевые слова: достоинство народа, Швеция, Россия, местное самоуправление, права граждан, уровень лучшей жизни.

Конституция Швеции[1]утверждает достоинство народа этой страны, указывая в §2, что «государственная власть должна осуществляться с уважением к достоинству всех людей вообще и к свободе и достоинству каждого человека». Кроме того, уже в §1 записано, что вся государственная власть в Швеции исходит от народа, у которого есть права свободно формировать мнения, избирать и быть избранным в условиях всеобщего равенства и осуществлять коммунальное самоуправление.Коммуны представляют собой низшие административнотерриториальные единицы, общее число которых в стране составляет 290. Каждую коммуну возглавляет Собрание коммунальных уполномоченных, в компетенцию которых входят «охрана окружающей среды, организация спасательной службы гражданской обороны, техническое обслуживание в области водоснабжения, канализации, энергоснабжения, обеспечение ухода за престарелыми, уход и присмотр за детьми, чьи родители работают или учатся, сбор и утилизация отходов, планирование использования земель под строительство жилья, предприятий, школ».[2]Деятельность коммун характеризуется достаточной самостоятельностью, что проявляется как в независимом решении вопросов местного значения, так и в порядке предоставления государственных субсидий, которые до 1993 г. могли быть только целевыми, а затем стали предоставляться единым пакетом на любые цели, которые сочтёт актуальными коммуна.[3]Основные направления муниципальной жизни курируются административными советами ленов –местных органов управления губернского уровня.[4]Кроме того, контроль над осуществлением муниципальной власти входит в компетенцию четырёх парламентских омбудсменов.[5]В Конституции Российской Федерации указание на достоинство народа содержится в ч. 1 ст. 3, согласно которой народ является единственным источником власти и носителем суверенитета. В соответствии со ст. 2 человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита выступают обязанностью государства.Местное самоуправление гарантируется положениями ст. 12 Конституции, которые конкретизируются в главе 8, предоставляющей муниципальным образованием право свободного решения вопросов местного значения. В развитие конституционных норм принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», передающий в ведение муниципальных образований решение вопросов, связанных с формированием и исполнением местного бюджета, установления и отмены местных налогов, владение и распоряжение муниципальным имуществом, электро, тепло, газо, и водоснабжением, строительством и эксплуатацией автомобильных дорог местного значения, обеспечением жителей поселений жильём, поддержанием общественного порядка и безопасности, образованием, здравоохранением, благоустройством и иными направлениями деятельности.[6]Уже в самом начале Основного Закона обозначены меры обеспечения достоинства государства и каждой личности. Так, в §1 записано,что «государственная власть должна осуществляться в соответствии с законом, а в §2 говорится, что «различное личное, экономическое и культурное благосостояние частных лиц должно быть основной целью деятельности государства. Оно обязано обеспечить всем право на труд, жилище и образование, а также содействовать социальному обеспечению, безопасности и хорошим условиям жизни».Очевидно осознание государством того, что быть достойной может только гармоничная личность, поэтому в §2 речь идёт о личном экономическом и культурном благосостоянии. При этом для обеспечения достойного существования необходимы право на труд, жилище, образование, социальное обеспечение, безопасность и на хорошие условия жизни как основной цели деятельности государства.По смыслу данного параграфа категория «хорошие условия жизни» по своему значению тождественна положениям ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, в соответствии с которой «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи», ч. 1 ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, утверждающей «право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище», п. 1 ст. 4 Европейской социальной хартии, в соответствии с которым трудящиеся имеют право на вознаграждение, которое позволит обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни», а также ст. 22 Хартии прав человека, согласно которой «каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства».[7]Таким образом, хорошие условия жизни предполагают надлежащее удовлетворение потребностей личности в питании, одежде, жилище, социальном страховании и медицинском обслуживании, вознаграждении за свой труд, образовании и культурном развитии. Следовательно, эти элементы права на хорошие условия жизни должны быть отражены в Конституции государства и претворены в жизнь посредством принятия и эффективной реализации актов текущего правотворчества.Такое понимание хороших условий жизни характерно и для Конституции России, согласно ст. 7 которой государственная политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Далее, в главе 2, устанавливается широкий спектр прав и свобод человека и гражданина, подлежащих уважению, охране и защите в России.При рассмотрении нормативных правовых актов Швеции и России становится очевидным стремление к осуществлению перечисленных в Конституциях государств прав и удовлетворению обозначенных потребностей личности. Для обеспечения охраны и защиты права на употребление надлежащих продуктов и пользование качественными услугами, которые не представляют опасности для человека, в Швеции действует Акт о безопасности продуктов, в соответствии с которым качество продуктов и услуг должно быть таким, чтобы они не представляли угрозы здоровью или безопасности человека при их использовании в течение всей его жизни[8], содержали всю необходимую информацию о своих характеристиках, порядке использования и месте производства, соответствовать действующим шведским и международным стандартам, а на субъектов, производящих товары или оказывающих услуги, возлагается обязанность обеспечения надлежащего их качества и предоставления потребителю всей необходимой информации. При обнаружении недоброкачественных товаров производитель обязан отозвать их.[9]В России аналогичные положения содержатся в Законе РФ «О защите прав потребителей», предусматривающем право потребителей на безопасность товаров и услуг, на информацию о товарах, работах и услугах и их производителях и устанавливающем обязанность изготовителя обеспечить безопасность товаров и услуг, предоставить необходимую информацию, обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара, а также в установленных случаях принять его обратно от потребителя с возвратом стоимости товара и –при наличии оснований –возместить причинённый в результате использования товара или услуги вред.[10]В Швеции Актом о здравоохранении и медицинском обслуживании устанавливаются требования к оказанию медицинских услуг на основе принципов компетентности, доступности и уважения прав личности, а также право граждан на выбор медицинского учреждения и выбор традиционного или альтернативного метода лечения, компенсацию расходов на лекарства и ответственность государственных органов и учреждений за соблюдение перечисленных требований[11], а в России не менее широкие гарантии предоставляются гражданам Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан.[12]Жилой фонд в Швеции распределяется между частными и муниципальными жилищными компаниями, с которыми в целях получения жилого помещения заключаются договоры найма. Также возможна постановка в общегородскую очередь на жильё. В частной собственности граждан могут находиться индивидуальные постройки –дома или коттеджи.[13] В России жилищный фонд находится преимущественно в частной собственности. Нуждающимся гражданам предоставляется право на получение материальной помощи от государства в целях приобретения своего жилья в ситуациях, когда их жилищные условия не соответствуют установленным законом требованиям. [14]Государственная политика в сфере занятости направлена на обеспечение работой всего трудоспособного населения. Для этого предусматриваются создание системы профессиональной подготовки, целями которой выступают своевременная переквалификация работников и учёт возможных в будущем изменениях на рынке труда, а также перспективных потребностей работников. Реализуется концепция «непрерывного образования» работников в целях увеличения производительности труда за счёт повышения квалификации, а не интенсивности труда. Законодательно устанавливается право работников на ежегодный учебный отпуск. Наблюдается тенденция сокращения продолжительности рабочего времени, которая на сегодняшний день составляет 35часов и будет снижена до 30 часов. При расчёте рабочего времени учитываются характер работы, наличие семейных обязанностей. Работник вправе в любое время написать заявление о предоставлении отгула без указания причин. Наблюдаются тенденции расширения возможностей для досрочного назначения трудовых пенсий, увеличения продолжительности ежегодных отпусков, содействие государства в распределении рабочей силы. Другая цель государственной политики –заблаговременное создание рабочих мест для граждан, достигшихтрудоспособного возраста и окончивших учебные заведения. В отношении заработной платы политика направлена на сокращение разницы в уровнях оплаты труда рабочих и служащих, обеспечение достойной оплаты труда работников нерентабельных предприятий, предоставление гражданам дотаций на жильё. Трудовым законодательством России предусматривается свобода труда и запрет дискриминации. Нормальная продолжительность рабочего времени устанавливается в размере 40 часов в неделю, а для отдельных категорий работников онасокращается до 35 и менее часов. Предусматриваются ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, длительность которых сохраняется при сокращении продолжительности рабочего времени.[15]Граждане, не имеющие места трудовой занятости, имеют правона получение пособия по безработице и помощь государства в трудоустройстве.[16]В Швеции развитая система социального страхования: на цели, связанные с ним, перечисляются 39% фонда оплаты труда.[17]Политику Швеции в сфере занятости и социального обеспечения называют «политикой солидарности», которая направлена на повышение уровня жизни всех граждан, независимо от их профессионального статуса на основе принципов равенства и социальной справедливости. Российская Федерация в соответствии со ст. 7 Конституции провозглашается социальным государством, которое принимает на себя обязательства по обеспечению достойного уровня жизни граждан. Социальное страхование в России гарантируется каждому человеку, независимо от его трудового стажа, при наличии которого граждане имеют право на трудовую пенсию, которая с учётом рода и характера деятельности может быть назначена досрочно[18], а при отсутствии стажа –на социальную пенсию.[19]Большое внимание уделяется в Швеции охране окружающей среды. В Экологическом кодексе 1998 г. устанавливаются общие правила грамотного отношения к природе в интересах всего общества, а также стандарты качества окружающей среды и пределы воздействия на неё. Отдельное внимание уделяется рекреационным зонам, особо охраняемым природным территориям. В целях предупреждения загрязнения окружающей среды и причинения вреда здоровью людей формулируются правила и требования осуществления любой деятельности, которая может повлечь указанный вред, а также возмещения ущерба, причинённого ею.[20]Действуют программы охраны окружающей среды в процессе осуществления отдельных видов деятельности.[21]В России действует Федеральный закон «Об охране окружающей среды», определяющий права и обязанности граждан, организаций и органов государственной власти разных уровней по обеспечению охраны и защиты окружающей среды и здоровья граждан от влияния плохой экологической обстановки, а также методы экономического регулирования в данной области, нормативы и стандарты относительно качества окружающей среды, размеры платы за её загрязнение, требования к хозяйственной деятельности, способной нанести вред природе.[22]Кроме того, действует Федеральный закон «Об экологической экспертизе», определяющий порядок оценки хозяйственной деятельности, способной оказать влияние на экологическую обстановку.[23]Наибольшую опасность для прав и свобод граждан, а также для интересов общества и государства представляют деяния, характеризующиеся общественной опасностью и признаваемые преступлениями, поэтому для обеспечения достоинства народа имеет значение законодательная охрана этих интересов. Уголовным кодексом Швеции предусматривается наказание за преступления против жизни и здоровья людей, свободы и мира, тайны переписки и переговоров, неприкосновенности частной жизни, чести и достоинства граждан, половой неприкосновенности, семейных прав, собственности и имущества, коммерческой и государственной службы, общественного порядка и безопасности.[24]Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за широкий круг деяний, причиняющих ущерб жизни и здоровью людей, их имуществу, экономике и общественной безопасности государства, здоровью населения и общественной нравственности, окружающей среде, безопасности дорожного движения, порядку передачи и использования компьютерной информации, государственной власти и военной службе, а также миру и безопасности человечества.[25]В результате реализации правового регулирования в различных сферах общественных отношений Швеция занимает одну из лидирующих позиций в рейтинге по Индексу лучшей жизни (BetterLifeIndex)[26], тогда как позиции России по ряду показателей заметно ниже.[27]Размер чистого дохода гражданина Швеции за вычетом налогов составляет более 26000 долларов США, а в России данный показатель равен 15286 долларов. В Швеции 74% трудоспособных граждан имеют хорошо оплачиваемую работу, в России –68%. Средняя продолжительность жизни в Швеции составляет 82 года, в России –70 лет. Содержание вредных веществ в воздухе на территории Швеции составляет 9,6 микрограммов на кубический метр, что делаетвоздух в Швеции гораздо более чистым, чем во многих других развитых странах. В России этот показатель равен 16 микрограммам. 92% шведского населения удовлетворены жилищными условиями и качеством социального обслуживания, в России удовлетворение выражают 62%. На одного жителя Швеции приходится 1,7 комнаты, тогда как на одного жителя России –0,9. Каждый второй житель Швеции регулярно помогает незнакомым людям, в России это делают 32% граждан. 65% шведских граждан доверяют органам государственной власти, а явка на последних выборах составила 85%, в России доверие политическим институтам выражают 44%, а явка на последних выборах федерального уровня составила 65%. Количество курящих граждан в настоящее время составляет менее 14%, что более чем в два раза ниже по сравнению с другими европейскими странами. 79% граждан уверены в своей безопасности, тогда как в других европейских странах этот показатель составляет 67%, а в России –46%. Граждане Швеции работают в течение 1644 часов в год, а граждане России –1 981час в год. Общая удовлетворённость граждан жизнью при оценке от 0 до 10 баллов составляет в Швеции 7,6, тогда как в других европейских странах 6,6, а в России –5,6.Таким образом, в Конституциях и законодательстве Швеции и России содержатся положения, направленные на обеспечение достоинства народа. Реализация этих положений в каждом государстве имеет свои особенности. По результатам проведённых исследований Россия занимает более низкие позиции в рейтинге по уровню жизни, чем Швеция, что связано с особенностями исторического пути государства и спецификой закономерностей его функционирования. Обозначенная ситуация требует комплексного подхода к совершенствованию правовой системы.

Ссылки на источники1.Конституция Швеции от 27.02.1974 http://constitutions.ru/archives/234(дата обращения: 05.12.2013).2.Могунова М.А. Самоуправление в Швеции как способ обеспечения общегосударственных и местных интересов // Вопросы государственного и муниципального управления. –2008. № 4. –С. 48.3.Николаева Т.А. Социальные функции местного самоуправления в Швеции. [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.juristlib.ru/book_8195.html(дата обращения: 05.12.2013).4.Там же.5.Иванов К., Смирнов А. Все, что вы хотели знать о Швеции. Стокгольм: Шведский институт, 2005. –С. 84. Цит. по: Николаева Т.А. Социальные функции местного самоуправления в Швеции. [Электронный ресурс]. 2010. URL: http://www.juristlib.ru/book_8195.html(дата обращения: 05.12.2013).6.Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131ФЗ. –Ст. 14, ч. 1 // СПС «КонсультантПлюс».7.Хартия прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // СПС «КонсультантПлюс».8.Product Safety Act. 27 May 2004. Sections 78. URL: www.sweden.gov.se/agriculture(дата обращения: 04.12.2013).9.Ibidem. Sections915, 1920. 10.О защите прав потребителей: Закон РФ от 07.02.1992 № 23001 // СПС «КонсультантПлюс».11.The Health and Medical Service Act. 30 June 1982 (with amendments up to and including Swedish Code of statutes: 2002:163. URL: (датаобращения: 05.12.2013). 12.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 22.07.1993 № 54871 // СПС «КонсультантПлюс».13.Foreign & Commonwealth Office. Guidance Living in Sweden. URL: https://www.gov.uk/government/publications/livinginsweden(дата обращения: 05.12.2013). 14.Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».15.Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 № 197ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». 16.О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 19.04.1991 № 10321 // СПС «КонсультантПлюс».17.Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтерацией? / В. Можаев // Человек и труд. –2004. № 1. URL: http://chelt.ru/2001/4/mogaev_4.html(дата обращения: 05.12.2013). 18.О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». 19.О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».20.The Swedish Environmental Code of 01.01.1999.Chapters310. URL: // http://www.government.se/sb/d/2023/a/22847(дата обращения: 05.12.2013).21.См., например: Ёхан Улберг. Шведская дорожная администрация. Руководство по охране окружающей среды.Результаты исследования инструкций и законодательства в вопросах охраны окружающей среды. Август, 2004. (JohanUllberg. UMHVERFISLEIÐBEININGAR. August, 2004). URL: // http://www.roadex.org/uploads/publications/docsRIIRU/Environmental%20%20Russian.pdf(дата обращения: 05.12.2013). 22.Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10.01.2002 № 7ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».23.Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».24.The Swedish Penal Code (was adopted in 1962$ with amendments up to 1 May 1999). –Chapters 324.25.Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».26.Ваш индекс лучшей жизни. Швеция. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/swedenru/(дата обращения: 04.12.2013).27.Ваш индекс лучшей жизни. Российская Федерация. URL: http://www.oecdbetterlifeindex.org/ru/countries/russianfederationru/(дата обращения: 04.12.2013).

Protopopova Tatiana Vitalievna, candidate of legal sciences, assistant professor of the chair of state and legal history, Law Institute of Siberian Federal University, Krasnoyarsk city.oktadvokatura@mail.ru;Orlova Svetlana Vladimirovna, assistant of the state and legal history, Law Institute of Siberian Federal University, Krasnoyarsk city.SvetlanaV.Orlova@gmail.com;Drobyshevsky Dmitry Sergeevich, assistant of the state and legal history, Law Institute of Siberian Federal University, Krasnoyarsk city.Drobysevsky@gmail.com.The particular features of fixing the category of nation dignity in the Constitution of SwedenThisarticle considers mechanism of constitutional establishment and practical realization of principal of nation dignity in Sweden and Russian Federation. The structure of this category and state and legal institutes’ effect on it are analyzed. As a result ofresearch relationship between nation dignity and political and legal activity of the state government bodies in both countries is demonstrated. Key words:nation dignity, Sweden, Russian Federation, local government, rights of citizens, better life index.