Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хасанова
С.
А. Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1411–1415. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54546.htm.
Аннотация. Цель статьи – рассмотреть стереотипы маскулинности и феминности. Эти стереотипы касаются как личностных черт, так и особенностей поведения. Происходящие изменения в социальном положении женщин и мужчин изменили многие привычные стереотипы, побуждая рассматривать эти вариации уже не как нежелательные отклонения от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.
Ключевые слова:
маскулинность, социальный стереотип, гендерный стереотип, феминность, маскулинная гендерная роль, феминная гендерная роль
Текст статьи
Хасанова Светлана Альбертовна,старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса, Башкирский государственный университет, Нефтекамский филиал,г.Нефтекамскsvetlana.khasanova@mail.ru
Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе
Аннотация.Цельстатьи –рассмотреть стереотипымаскулинностии феминности.Эти стереотипы касаются как личностных черт, так и особенностей поведения. Происходящие изменения в социальном положении женщин и мужчин изменили многие привычные стереотипы, побуждая рассматривать эти вариации уже не как нежелательные отклонения от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.Ключевые слова:социальный стереотип, гендерный стереотип, маскулинность, феминность, маскулинная гендерная роль,феминная гендерная роль.
Стереотипы –неотъемлемый элемент обыденного сознания.Термин «стереотип» был заимствован из типографского дела и Уолт Липпман впервые применил данный термин в гуманитарных науках при построении им концепции общественного мнения.Социальный стереотип –прочно сложившийся, постоянный образ социального объекта (групп, людей, событий), складывающийся в условияхдефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и представлений, принятых в обществе [1, с.313]. Главное в стереотипе –убежденность в истинности, отличительной особенностью убежденности, сопутствующей стереотипу, является ее устойчивость, прочность. Действительно, в представлениях обыденного сознания обычномы пользуемся стереотипическим мышлением в ситуациях, в которых у нас недостаточно информации, времени, либо для экономии наших сил, а также при недостатке жизненного опыта, что характерно для юности. Стереотипы мы приобретаем от той социальной группы, к которой принадлежим, от людей с уже сложившимися стереотипам, а также от средств массовой информации. Исторически сложилось различное отношение к мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам. Причины этих различий связаны со сложившимися социальными нормами, связанные с особенностями конкретной культуры, экономического развития, религии и права.Русская правда –памятник древнерусского права, источником данного официального акта являлось обычное право –исторически сложившееся правило поведения. Так, статьи 1517 Пространной Правды указывают, что защита жизни свободной женщины не предусматривалась, а уделялось внимание только материальному ущербу, которое наносило убийство принадлежавших вотчинному хозяйству женщины –ремесленницы, кормилицы. Церковное законодательство не устанавливало ответственности за убийство женщины перед церковно властью. Половинная ставка уголовного штрафа за убийство женщины по сравнению с мужчиной находит аналогию в половинной ставке штрафа за оскорбление женщины в Краткой редакции кн. Ярослава о церковных судах. Гендерные и половые стереотипы возникают в достаточно раннем возрасте и формируются поэтапно:1.Первое восприятие различий между полами обнаруживается в раннем детстве, примерно,после первого года жизни. Данное восприятие формируется на врожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формой половой и гендерной идентификации.На данном этапе на формирова ния половых и гендерных стереотипов важнейшую роль играет взаимодействие и общение с родителями, которые «навязывают», направляютребенка на социально одобряемое поведение, на ориентирование социальной роли маленькой девочки или маленького мальчика.2.Половая и гендерная дифференциация, включающая накопленные знания при идентификации отличительных признаков мужчин и женщин («тетя», «дядя», пр.).3.Формирование ощущения самоидентичности (в дватри года), когда ребенок осознает самого себя, происходит первичное понимание стабильности и изменяемости внешних признаков, особенностей поведения мужчин и женщин. 4.Вначале дошкольного детства (около трех лет) продолжаются активное овладение собственным телом –формирование образа тела и отношение к нему, ребенок имеет интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует половой идентификации. Дошкольник осваивает специфику социальных ролей, связанных с половой принадлежностью –гендерная идентификация. Именно в этом возрасте характерно стереотипное воспроизводство достигнутого опыта, социальными способами взаимодействиями с другими людьми через развитие механизмов идентификации и подражания. Дошкольник присваивает поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, стремится поддержать «престиж» своего пола. То есть ребенок трехшести лет имеет уже определенные хорошо выраженные половые и гендерные стереотипы, которые ярко проявляются, например, в ведущей деятельности, взаимодействия со сверстниками и различными взрослыми людьми. 5.Утверждение себя в роли мальчика или девочки, ориентир на выполнение «мужской» или «женской» работы. В группе сверстников (школьный класс) дети понимают противоположность полов, в общении происходит дистанцирование, связанное с полом, то есть происходит категоризация и дифференциация в рамках полоролевой группы.6.В подростковом возрасте складываются половые и гендерные аутои гетеростереотипы, «я как мужчина», «я как женщина» в собственной внешности, поведении, личностных качеств и внешности, поведения и качеств лица противоположного пола, возможна гиперболизация представлений о людях своего и противоположного пола.7.В юности человек через рефлексию стремится к идентификации с собой, сверстниками, происходит стабилизация половых и гендерных стереотипов и гендерная и половая самоидентификация. В зрелости анализ уже сформированных половых и гендерных стереотипов связан с уникальной человеческой способностью к самопознанию и самооценки, что позволяет взаимодействовать с окружающими людьми, осуществлять коррекцию собственного поведения и оценок других людей с точки зрения существующих авто и гетеростереотипов, человек сам является объектом для подражания.Следовательно, мальчики и девочки в поведении и деятельности практически не отличаются друг от друга до определённого возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Соответственно девочки психологически становятся феминными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. Маскулинность и феминность являются социально конструируемыми понятиями.Представления о мужественности и женственности различаются в культурах, это накладывает отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. Напротив, в тради ционных культурах, особенно, в странах с мусульманской религией, поведение женщины в обществе строго регламентировано.До сих пор в мире сохраняются гендерные предубеждения и дискриминация. В Саудовской Аравии женщинам запрещено водить автомобиль. В западных странах больше платят тем (обычно мужчинам),кто занимается уборкой мусора, чем тем (обычно женщинам), кто смотрит детей [5]. В мировом масштабе, две трети детей без начального образования –девочки. Даже в наше время мальчики ценятся больше, чем их сестры. Поскольку тестирование дает возможность проводить выборочные в отношении пола аборты, в Пенджаб, штат Индии, соотношение мальчиков к девочкам 126/100 (Dugger, 2001)[5].Действительно, в научных работах чаще подчеркивается негативный аспект стереотипов, связанных с существующими половыми и гендерными различиями. Возможно, это связано с тем, что стереотипы называют «подсознательными конструктами, создающими основу для предрассудков». Представления о мужественности и женственности различаются в культурах, этонакладывает отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. Напротив, в традиционных культурах, особенно,в странах с мусульманской религией,поведение женщины в обществе строго регламентировано.О. Лири (V.E. O'Leary, 1974)например, пишет о существовании в американском обществе норм предубежденности против женщин, имеющих какойлибо приоритет над мужчинами того же возраста и социального положения. Основа всех этихвзглядов, по мнению автора,полоролевые стереотипы, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетенцией, независимостью, логикой, притязаниями и т.д. В реальном межличностном взаимодействии компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором: высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин [6]. Таким образом, стереотипы поведениямужчин и женщинрано усваиваются и изменяются с большим трудом, так как они сильны.Стереотипные представления об образе мужчины и женщины распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от индивидуальных особенностей и возраста.Вильямси Бест (Williams & Best, 1990) предположили, что гендерные стереотипы возникли в древности и происходят от такого разделения труда, при котором женщины отвечают в основном за домашний труд, а мужчины работают за пределами дома. Мужчины физически намного сильнее женщин,поэтому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание детейи ведение домашнего хозяйства. Поскольку подобное разделение труда сегодня еще имеет место, то продолжают существовать и мужские стереотипы действия, и женские стереотипы взаимодействия. Следовательно, что, по мере того как эти роли меняются, гендерные стереотипы также будут изменяться.Чарлз Осгуд (С. Osgood, 1979) утверждает, что человеческое сознание отличается не просто биполярностью (значения слов дифференцируются в терминах полярных оппозиций), но и тем, что один из полюсов оценивается как положительный, а другой –как отрицательный, причем положительные характеристики соединяются с положительными, а отрицательные –с отрицательными [7].Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость)–это один из базовых принципов восприятия половых различий[8].Стереотипы разделяемыи принимаются даже теми группами,относительно которых они созданы. Оценочнымиявляются суждения о женской слабости или мужской отваге, женской эмоциональности или мужском самообладании.
В психологическом словаре отмечается, что для обозначения культурносимволического смысла «женского» и «мужского» используют термины «феминность» и«маскулинность»(от лат. мasculinus –мужской и femininus –женский), которые обозначают нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин[9,с.201].Как системное целое, образы маскулинности и феминности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный стереотип.Т.В. Бендас дает следующее толкование понятий «маскулинность»и «феминность». Маскулинность –набор личностных и поведенческих черт, соответствующихстереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе,властностьи т.д.Феминность –набор личностных и поведенческих черт, соответствующихстереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.[10].Г. Келли (Н. Kelley, 1972) отмечает:маскулинность и феминность выражаются в стиле одежды, в походкеи речи, в манерах, увлечениях и других видах поведения.И.С. Кон в определении понятий «маскулинность» и «феминность» показывает многомерность данных понятий, выделяя три их значения.Маскулинность/феминность как описательные категории
совокупность поведенческих и психических характеристик, объективно присущих мужчинам и женщинам.Маскулинность/феминность как нормативные (предписывающие) категории, совокупности идеальных, желательных образов того, какими должны быть мужчины и женщины. Маскулинность/феминность как атрибутивные(приписывающие) категории, мужчины и женщины в социальных представлениях людей[11, с.571].
Маскуллиность и феминность –генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов. Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности[12].
Следует отметить, что недостаточно исследована проблема влияния гендерных стереотипов на супружеские отношения. Гендерные особенности обуславливают различия в ролевыхустановках, отношении к различным сторонам семейной жизни, а также поведение в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин в супружеских парах.Для женщин главными социальнополовыми ролями в соответствии со стереотипом являются роли семейные (мать, воспитательница, домохозяйка), для мужчин –профессиональные. Успешность мужчины согласно стереотипному восприятию оценивается по его профессиональным достижениям, женщины –по наличию семьи и детей [13].
Мы считаем, чтопонятие «маскулинность» определяется в большей степени социальными ролями, которые исполняет мужчина, а «феминность»связывается с внутренними, индивидуальноличностными чертами и внешностью(привлекательность),те есть, женщина всегда должна оставаться женственнойи красивой.
В начале 70х годов биполярная модель была пересмотренаС. Бем (S. Bem). Женщины и мужчины не обязательно должны соответствовать традиционным моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и феминные характеристики.Хотя маскулинность/феминность и относящиесяк ним черты считаются противоположными, исследования чётко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характери стик. Поэтому шкалы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) в личностных тестах являются не биполярными, а дополнительными.И. С. Консчитает, что с изменением системы половых ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основываются стереотипы маскулинности и феминности, исчезают или уменьшаются[7].Представления о «мужественности» и «женственности» в профессиях отражают в современном обществе гендерное разделение труда. Также домашнее хозяйство и семья формирует гендерные отношения, передают гендерные нормы от одного поколения другомуи определяют возможности каждого члена домашнего хозяйства в зависимости от пола. В силу биологических причин женщины более вовлечены в уход за детьми и связанные с этим домашние обязанности, также относительно более низкая средняя зарплата женщин способствует закреплению их положения как домашних работников. Тогда мужчина является основным добытчиком средств существования. Так возникает замкнутый круг, в котором биологические различия закрепляются и усиливаются экономическими действиями.
Проведенный в статье анализ позволяет сделать некоторые выводы.1)Гендерные и полоролевые стереотипы являются разновидностьюсоциальных стереотипов, они складываются в процессеобщественной коммуникации и передаются в процессе коммуникации. В современном обществе происходитэффективное коммуникативное взаимодействие с использованием традиционных и электронных СМИ, телевидения, сети Интернет, социальных сетей. Ежедневно пользуются Интернетом 40% россиян[14]. Социальные сети посещает 52% пользователя Интернет[15]. Гендерные социальные сети создаются для общения пользователей определенной половой принадлежности.
2)Стереотипы поведения мужчин и женщин рано усваиваются и изменяются с большим трудом. Но, тем не менее, например, реклама, мода оказывает значимое влияние на формирование стереотипов маскулинности и феминности. Рекламные объявления могут выступать агентами социализации на нескольких уровнях [16].Мода–система вкусов и предпочтений людей, сложившихся на данный момент времени. Тенденции в сфере модыстали более сглажены,мужчины и женщины, в первую очередь,например, в одежде, выбирают удобство ношения, простоту и экологичность, а гамма выбираемых цветов стал гораздо шире, в том числе, впредметахмужской одежды.3)Представления о мужественности и женственности в разные времена и в различных в культурахразличаются, можно выделить универсальные представления, например, терпимость, скромность, сострадание, заботливость, традиционно рассматривались как специфически женские качества. Выраженные мужские качества: сила, стойкость, решительность, мужество. Можно констатировать смешение маскулинных и феминных черт в личности современного человека,сочетание типично мужских и типично женских черт и форм поведения в личности одного индивида(проявление андрогинности), что позволяетчеловеку чувствовать себя свободно в большинстве жизненных или же деловых ситуаций.4)Вовлечение женщин в общественнопроизводственную деятельность и образование показало, что привычное, казавшееся универсальным «половое разделение труда» не является всеобщим.Мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять самую разную работу, а изменение характера деятельности неизбежно влияет на их самосознание.Появилось много семей, где обязанности по воспитанию ребенка разделяются равномерно между супругами, то есть отец активно участвует в воспитании своих детей.Женщины добились равенства с мужчинами в политических, экономических и социальных правах, получили доступ к политике и бизнесу. Женщина становится все более активным участником общественнополитической жизни,стремится повысить свой образовательный уровень и реализоваться в профессиональной сфере.
Хотя до сих пор в мире сохраняются гендерные предубеждения и дискриминация, происходящие изменения в социальном положении женщин и мужчин изменили многие привычныесоциальные стереотипы, побуждая рассматривать эти вариации уже не как нежелательные отклонения от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.
Ссылки на источники1.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психологапрактика–М.: ПЕР СЭ, 2007. –464 с.[Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/KAS/KAS001.HTM#Часть_2. (Дата обращения: 25.02.2014).2.Липпман,У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. –
М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. –384 с. 3.Кирилина,А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Издательство:Институт социологии РАН, 1999. –С. 97.4.Eagly,A.Sex differences in social behavior: A social role interpretation.Hillsdale, New Jersy: Lawrence Erlbaum, 1987.–Р5.David G. Myers.: PSYCHOLOGIE. Springer Medizin Verlag, Heidelberg. 2005. – 1029S.6.O'Leary, V. E. Some attitudinal barriers to occupational aspirations in women. // Psychological Bulletin. 1974. № 81. P.809826.7.Кон, И. С.Мужчина в меняющемся мире.–М.: Время, 2009.–496с.
8.Deaux, K.; Lewis, L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label / K. Deaux, L.L. Lewis // Journal of Personality and Social Psychology.–1984.–№46.–P. 9911004.9.Психология: Словарь. /Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.–2е изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494с. 10.Бендас Т. В.Гендерная психология: Учебное пособие. –СПб.: Питер, 2006. –431 с 11.Кон, И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной –Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. –708 с.12.Бёрн,Ш. Гендерная психология –
ОлмаПресс Инвест: 2004. –320 с.13.Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования.Издательство: Наука, 2009. –272 с.
14.http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/111/2012_111_093_Monit_Way%20of%20%20Life.pdf15.http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/97_1/2010_3%2897%29_6_Monitoring.pdf16.Becker D. A Treatise on the Family, pp. 3263
HasanovаSvetlana AlbertovnaSenior lecturer in criminal law and procedure , Bashkir State University of , Neftekamsky branch g.NeftekamskE mail: svetlana.khasanova @ mail.ruSTEREOTYPES MASCULINITY AND FEMININITY IN MODERN SOCIETYThe purpose of the article see the stereotypes of masculinity and femininity . These stereotypes relate both personality traits and behavioral characteristics . Originating ing changes in the social position of women and men have changed in many vychnye stereotypes , prompting consider these variations are not as undesired deviations from the norm implied , but as normal, natural and yes also necessary .Keywords:social stereotype gender stereotype of masculinity particular, femininity , masculine gender role , gender role Femina .
Стереотипы маскулинности и феминности в современном обществе
Аннотация.Цельстатьи –рассмотреть стереотипымаскулинностии феминности.Эти стереотипы касаются как личностных черт, так и особенностей поведения. Происходящие изменения в социальном положении женщин и мужчин изменили многие привычные стереотипы, побуждая рассматривать эти вариации уже не как нежелательные отклонения от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.Ключевые слова:социальный стереотип, гендерный стереотип, маскулинность, феминность, маскулинная гендерная роль,феминная гендерная роль.
Стереотипы –неотъемлемый элемент обыденного сознания.Термин «стереотип» был заимствован из типографского дела и Уолт Липпман впервые применил данный термин в гуманитарных науках при построении им концепции общественного мнения.Социальный стереотип –прочно сложившийся, постоянный образ социального объекта (групп, людей, событий), складывающийся в условияхдефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и представлений, принятых в обществе [1, с.313]. Главное в стереотипе –убежденность в истинности, отличительной особенностью убежденности, сопутствующей стереотипу, является ее устойчивость, прочность. Действительно, в представлениях обыденного сознания обычномы пользуемся стереотипическим мышлением в ситуациях, в которых у нас недостаточно информации, времени, либо для экономии наших сил, а также при недостатке жизненного опыта, что характерно для юности. Стереотипы мы приобретаем от той социальной группы, к которой принадлежим, от людей с уже сложившимися стереотипам, а также от средств массовой информации. Исторически сложилось различное отношение к мужчинам и женщинам, мальчикам и девочкам. Причины этих различий связаны со сложившимися социальными нормами, связанные с особенностями конкретной культуры, экономического развития, религии и права.Русская правда –памятник древнерусского права, источником данного официального акта являлось обычное право –исторически сложившееся правило поведения. Так, статьи 1517 Пространной Правды указывают, что защита жизни свободной женщины не предусматривалась, а уделялось внимание только материальному ущербу, которое наносило убийство принадлежавших вотчинному хозяйству женщины –ремесленницы, кормилицы. Церковное законодательство не устанавливало ответственности за убийство женщины перед церковно властью. Половинная ставка уголовного штрафа за убийство женщины по сравнению с мужчиной находит аналогию в половинной ставке штрафа за оскорбление женщины в Краткой редакции кн. Ярослава о церковных судах. Гендерные и половые стереотипы возникают в достаточно раннем возрасте и формируются поэтапно:1.Первое восприятие различий между полами обнаруживается в раннем детстве, примерно,после первого года жизни. Данное восприятие формируется на врожденной основе через подражание взрослому, которое является первой формой половой и гендерной идентификации.На данном этапе на формирова ния половых и гендерных стереотипов важнейшую роль играет взаимодействие и общение с родителями, которые «навязывают», направляютребенка на социально одобряемое поведение, на ориентирование социальной роли маленькой девочки или маленького мальчика.2.Половая и гендерная дифференциация, включающая накопленные знания при идентификации отличительных признаков мужчин и женщин («тетя», «дядя», пр.).3.Формирование ощущения самоидентичности (в дватри года), когда ребенок осознает самого себя, происходит первичное понимание стабильности и изменяемости внешних признаков, особенностей поведения мужчин и женщин. 4.Вначале дошкольного детства (около трех лет) продолжаются активное овладение собственным телом –формирование образа тела и отношение к нему, ребенок имеет интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует половой идентификации. Дошкольник осваивает специфику социальных ролей, связанных с половой принадлежностью –гендерная идентификация. Именно в этом возрасте характерно стереотипное воспроизводство достигнутого опыта, социальными способами взаимодействиями с другими людьми через развитие механизмов идентификации и подражания. Дошкольник присваивает поведенческие формы, интересы и ценности своего пола, стремится поддержать «престиж» своего пола. То есть ребенок трехшести лет имеет уже определенные хорошо выраженные половые и гендерные стереотипы, которые ярко проявляются, например, в ведущей деятельности, взаимодействия со сверстниками и различными взрослыми людьми. 5.Утверждение себя в роли мальчика или девочки, ориентир на выполнение «мужской» или «женской» работы. В группе сверстников (школьный класс) дети понимают противоположность полов, в общении происходит дистанцирование, связанное с полом, то есть происходит категоризация и дифференциация в рамках полоролевой группы.6.В подростковом возрасте складываются половые и гендерные аутои гетеростереотипы, «я как мужчина», «я как женщина» в собственной внешности, поведении, личностных качеств и внешности, поведения и качеств лица противоположного пола, возможна гиперболизация представлений о людях своего и противоположного пола.7.В юности человек через рефлексию стремится к идентификации с собой, сверстниками, происходит стабилизация половых и гендерных стереотипов и гендерная и половая самоидентификация. В зрелости анализ уже сформированных половых и гендерных стереотипов связан с уникальной человеческой способностью к самопознанию и самооценки, что позволяет взаимодействовать с окружающими людьми, осуществлять коррекцию собственного поведения и оценок других людей с точки зрения существующих авто и гетеростереотипов, человек сам является объектом для подражания.Следовательно, мальчики и девочки в поведении и деятельности практически не отличаются друг от друга до определённого возраста, но по мере развития в общественной среде они усваивают стереотипы поведения и свою гендерную роль. Соответственно девочки психологически становятся феминными, а в мальчиках социум развивает традиционно маскулинные качества личности. Маскулинность и феминность являются социально конструируемыми понятиями.Представления о мужественности и женственности различаются в культурах, это накладывает отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. Напротив, в тради ционных культурах, особенно, в странах с мусульманской религией, поведение женщины в обществе строго регламентировано.До сих пор в мире сохраняются гендерные предубеждения и дискриминация. В Саудовской Аравии женщинам запрещено водить автомобиль. В западных странах больше платят тем (обычно мужчинам),кто занимается уборкой мусора, чем тем (обычно женщинам), кто смотрит детей [5]. В мировом масштабе, две трети детей без начального образования –девочки. Даже в наше время мальчики ценятся больше, чем их сестры. Поскольку тестирование дает возможность проводить выборочные в отношении пола аборты, в Пенджаб, штат Индии, соотношение мальчиков к девочкам 126/100 (Dugger, 2001)[5].Действительно, в научных работах чаще подчеркивается негативный аспект стереотипов, связанных с существующими половыми и гендерными различиями. Возможно, это связано с тем, что стереотипы называют «подсознательными конструктами, создающими основу для предрассудков». Представления о мужественности и женственности различаются в культурах, этонакладывает отпечаток на нормы коммуникативного поведения и характер взаимоотношений мужчин и женщин. Так, в странах с развитой экономикой женщины высокообразованны и активно вовлечены в общественную жизнь. Напротив, в традиционных культурах, особенно,в странах с мусульманской религией,поведение женщины в обществе строго регламентировано.О. Лири (V.E. O'Leary, 1974)например, пишет о существовании в американском обществе норм предубежденности против женщин, имеющих какойлибо приоритет над мужчинами того же возраста и социального положения. Основа всех этихвзглядов, по мнению автора,полоролевые стереотипы, согласно которым у женщин отсутствуют черты, связанные с компетенцией, независимостью, логикой, притязаниями и т.д. В реальном межличностном взаимодействии компетентность оказывается для женщин скорее отрицательным, чем положительным фактором: высококомпетентные женщины не пользуются расположением ни мужчин, ни женщин [6]. Таким образом, стереотипы поведениямужчин и женщинрано усваиваются и изменяются с большим трудом, так как они сильны.Стереотипные представления об образе мужчины и женщины распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от индивидуальных особенностей и возраста.Вильямси Бест (Williams & Best, 1990) предположили, что гендерные стереотипы возникли в древности и происходят от такого разделения труда, при котором женщины отвечают в основном за домашний труд, а мужчины работают за пределами дома. Мужчины физически намного сильнее женщин,поэтому заняты в требующей физической силы деятельности, в то время как материнская роль женщины диктует воспитание детейи ведение домашнего хозяйства. Поскольку подобное разделение труда сегодня еще имеет место, то продолжают существовать и мужские стереотипы действия, и женские стереотипы взаимодействия. Следовательно, что, по мере того как эти роли меняются, гендерные стереотипы также будут изменяться.Чарлз Осгуд (С. Osgood, 1979) утверждает, что человеческое сознание отличается не просто биполярностью (значения слов дифференцируются в терминах полярных оппозиций), но и тем, что один из полюсов оценивается как положительный, а другой –как отрицательный, причем положительные характеристики соединяются с положительными, а отрицательные –с отрицательными [7].Бинарность кодирования мужского и женского (например, эмоциональное и рациональное, интуиция и логика, личное и политическое, мягкость и твердость)–это один из базовых принципов восприятия половых различий[8].Стереотипы разделяемыи принимаются даже теми группами,относительно которых они созданы. Оценочнымиявляются суждения о женской слабости или мужской отваге, женской эмоциональности или мужском самообладании.
В психологическом словаре отмечается, что для обозначения культурносимволического смысла «женского» и «мужского» используют термины «феминность» и«маскулинность»(от лат. мasculinus –мужской и femininus –женский), которые обозначают нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин[9,с.201].Как системное целое, образы маскулинности и феминности являются историческими и этноспецифическими. При изучении этих образов необходимо учитывать принципиальную асимметрию половых ролей и то, чью точку зрения (мужскую или женскую) выражает данный стереотип.Т.В. Бендас дает следующее толкование понятий «маскулинность»и «феминность». Маскулинность –набор личностных и поведенческих черт, соответствующихстереотипу «настоящего мужчины»: мужественность, уверенность в себе,властностьи т.д.Феминность –набор личностных и поведенческих черт, соответствующихстереотипу «настоящей женщины»: мягкость, заботливость, нежность, слабость, беззащитность и т.д.[10].Г. Келли (Н. Kelley, 1972) отмечает:маскулинность и феминность выражаются в стиле одежды, в походкеи речи, в манерах, увлечениях и других видах поведения.И.С. Кон в определении понятий «маскулинность» и «феминность» показывает многомерность данных понятий, выделяя три их значения.Маскулинность/феминность как описательные категории
совокупность поведенческих и психических характеристик, объективно присущих мужчинам и женщинам.Маскулинность/феминность как нормативные (предписывающие) категории, совокупности идеальных, желательных образов того, какими должны быть мужчины и женщины. Маскулинность/феминность как атрибутивные(приписывающие) категории, мужчины и женщины в социальных представлениях людей[11, с.571].
Маскуллиность и феминность –генетически заданные свойства психики, формирующиеся под влиянием социальных факторов. Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей. Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности[12].
Следует отметить, что недостаточно исследована проблема влияния гендерных стереотипов на супружеские отношения. Гендерные особенности обуславливают различия в ролевыхустановках, отношении к различным сторонам семейной жизни, а также поведение в конфликтных ситуациях у мужчин и женщин в супружеских парах.Для женщин главными социальнополовыми ролями в соответствии со стереотипом являются роли семейные (мать, воспитательница, домохозяйка), для мужчин –профессиональные. Успешность мужчины согласно стереотипному восприятию оценивается по его профессиональным достижениям, женщины –по наличию семьи и детей [13].
Мы считаем, чтопонятие «маскулинность» определяется в большей степени социальными ролями, которые исполняет мужчина, а «феминность»связывается с внутренними, индивидуальноличностными чертами и внешностью(привлекательность),те есть, женщина всегда должна оставаться женственнойи красивой.
В начале 70х годов биполярная модель была пересмотренаС. Бем (S. Bem). Женщины и мужчины не обязательно должны соответствовать традиционным моделям и могут сочетать в своем поведении как маскулинные, так и феминные характеристики.Хотя маскулинность/феминность и относящиесяк ним черты считаются противоположными, исследования чётко показывают, что люди, независимо от их биологического пола, в различной степени обладают обоими наборами характери стик. Поэтому шкалы маскулинности (мужественности) и феминности (женственности) в личностных тестах являются не биполярными, а дополнительными.И. С. Консчитает, что с изменением системы половых ролей многие традиционные психологические различия между полами, на которых основываются стереотипы маскулинности и феминности, исчезают или уменьшаются[7].Представления о «мужественности» и «женственности» в профессиях отражают в современном обществе гендерное разделение труда. Также домашнее хозяйство и семья формирует гендерные отношения, передают гендерные нормы от одного поколения другомуи определяют возможности каждого члена домашнего хозяйства в зависимости от пола. В силу биологических причин женщины более вовлечены в уход за детьми и связанные с этим домашние обязанности, также относительно более низкая средняя зарплата женщин способствует закреплению их положения как домашних работников. Тогда мужчина является основным добытчиком средств существования. Так возникает замкнутый круг, в котором биологические различия закрепляются и усиливаются экономическими действиями.
Проведенный в статье анализ позволяет сделать некоторые выводы.1)Гендерные и полоролевые стереотипы являются разновидностьюсоциальных стереотипов, они складываются в процессеобщественной коммуникации и передаются в процессе коммуникации. В современном обществе происходитэффективное коммуникативное взаимодействие с использованием традиционных и электронных СМИ, телевидения, сети Интернет, социальных сетей. Ежедневно пользуются Интернетом 40% россиян[14]. Социальные сети посещает 52% пользователя Интернет[15]. Гендерные социальные сети создаются для общения пользователей определенной половой принадлежности.
2)Стереотипы поведения мужчин и женщин рано усваиваются и изменяются с большим трудом. Но, тем не менее, например, реклама, мода оказывает значимое влияние на формирование стереотипов маскулинности и феминности. Рекламные объявления могут выступать агентами социализации на нескольких уровнях [16].Мода–система вкусов и предпочтений людей, сложившихся на данный момент времени. Тенденции в сфере модыстали более сглажены,мужчины и женщины, в первую очередь,например, в одежде, выбирают удобство ношения, простоту и экологичность, а гамма выбираемых цветов стал гораздо шире, в том числе, впредметахмужской одежды.3)Представления о мужественности и женственности в разные времена и в различных в культурахразличаются, можно выделить универсальные представления, например, терпимость, скромность, сострадание, заботливость, традиционно рассматривались как специфически женские качества. Выраженные мужские качества: сила, стойкость, решительность, мужество. Можно констатировать смешение маскулинных и феминных черт в личности современного человека,сочетание типично мужских и типично женских черт и форм поведения в личности одного индивида(проявление андрогинности), что позволяетчеловеку чувствовать себя свободно в большинстве жизненных или же деловых ситуаций.4)Вовлечение женщин в общественнопроизводственную деятельность и образование показало, что привычное, казавшееся универсальным «половое разделение труда» не является всеобщим.Мужчины и женщины могут одинаково успешно выполнять самую разную работу, а изменение характера деятельности неизбежно влияет на их самосознание.Появилось много семей, где обязанности по воспитанию ребенка разделяются равномерно между супругами, то есть отец активно участвует в воспитании своих детей.Женщины добились равенства с мужчинами в политических, экономических и социальных правах, получили доступ к политике и бизнесу. Женщина становится все более активным участником общественнополитической жизни,стремится повысить свой образовательный уровень и реализоваться в профессиональной сфере.
Хотя до сих пор в мире сохраняются гендерные предубеждения и дискриминация, происходящие изменения в социальном положении женщин и мужчин изменили многие привычныесоциальные стереотипы, побуждая рассматривать эти вариации уже не как нежелательные отклонения от подразумеваемой нормы, а как нормальные, естественные и даже необходимые.
Ссылки на источники1.Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психологапрактика–М.: ПЕР СЭ, 2007. –464 с.[Электронный ресурс]. URL: http://psychlib.ru/mgppu/KAS/KAS001.HTM#Часть_2. (Дата обращения: 25.02.2014).2.Липпман,У. Общественное мнение / Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. –
М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. –384 с. 3.Кирилина,А.В. Гендер: лингвистические аспекты. М.: Издательство:Институт социологии РАН, 1999. –С. 97.4.Eagly,A.Sex differences in social behavior: A social role interpretation.Hillsdale, New Jersy: Lawrence Erlbaum, 1987.–Р5.David G. Myers.: PSYCHOLOGIE. Springer Medizin Verlag, Heidelberg. 2005. – 1029S.6.O'Leary, V. E. Some attitudinal barriers to occupational aspirations in women. // Psychological Bulletin. 1974. № 81. P.809826.7.Кон, И. С.Мужчина в меняющемся мире.–М.: Время, 2009.–496с.
8.Deaux, K.; Lewis, L.L. Structure of Gender Stereotypes: Interrelations among Components and Gender Label / K. Deaux, L.L. Lewis // Journal of Personality and Social Psychology.–1984.–№46.–P. 9911004.9.Психология: Словарь. /Под общ.ред.А.В.Петровского, М.Г.–2е изд. испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. 494с. 10.Бендас Т. В.Гендерная психология: Учебное пособие. –СПб.: Питер, 2006. –431 с 11.Кон, И.С. Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной –Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. –708 с.12.Бёрн,Ш. Гендерная психология –
ОлмаПресс Инвест: 2004. –320 с.13.Гендерные стереотипы в меняющемся обществе. Опыт комплексного социального исследования.Издательство: Наука, 2009. –272 с.
14.http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/111/2012_111_093_Monit_Way%20of%20%20Life.pdf15.http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/97_1/2010_3%2897%29_6_Monitoring.pdf16.Becker D. A Treatise on the Family, pp. 3263
HasanovаSvetlana AlbertovnaSenior lecturer in criminal law and procedure , Bashkir State University of , Neftekamsky branch g.NeftekamskE mail: svetlana.khasanova @ mail.ruSTEREOTYPES MASCULINITY AND FEMININITY IN MODERN SOCIETYThe purpose of the article see the stereotypes of masculinity and femininity . These stereotypes relate both personality traits and behavioral characteristics . Originating ing changes in the social position of women and men have changed in many vychnye stereotypes , prompting consider these variations are not as undesired deviations from the norm implied , but as normal, natural and yes also necessary .Keywords:social stereotype gender stereotype of masculinity particular, femininity , masculine gender role , gender role Femina .