К вопросу о принципах советской концепции досуга

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пасенко С. И. К вопросу о принципах советской концепции досуга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1431–1435. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54550.htm.
Аннотация. В данной статье говорится об истории досуга как новом поле для исторических исследований. Обосновывается существование советской концепции досуга, отличной от «западного» взгляда на эту форму бытия человека. Даётся ответ на главный вопрос исследователей советского досуга, а именно: насколько он был управляем?
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пасенко Станислав Игоревич,магистр, старший преподаватель кафедры гуманитарных, педагогических дисциплин и физической культуры НЧОУ ВПО «Армавирский лингвистический социальный институт», город Армавир, Краснодарский крайstanislav_pasenko@mail.ru

К вопросу о принципах советской концепции досуга

Аннотация.Вданной статье говориться об истории досуга как новом поле для исторических исследований. Обосновывается существование советской концепции досуга, отличной от «западного» взгляда на эту форму бытия человека. Даётся ответ на главный вопрос исследователей советского досуга, а именно насколько он был управляем?Ключевые слова:свободное время, досуг, учреждения культуры, гармоничное развитие личности.

2014 год в Российской Федерации объявлен Годом культуры. Культура в значительной степени показывает не только статику, но и динамику общественной жизни.Она даёт представление о том, как люди отождествляют себя со своей эпохой, со своей ролью в обществе, как относятся к ключевым историческим (эпохальным) событиям. Поэтому неслучайно, что в последние годы возрастает интерес исследователейименно к историческому анализу одной из граней культурного процесса ‬культурнодосуговой деятельности населения в тот или иной период. Следует отметить, что специфический взгляд на культурнодосуговую деятельность существовал в советский период отечественной истории. К анализу советской концепции досуга исследователи только приступают.С самого начала своего существования советское государство провозгласило для себя кино важнейшим из искусств. Надежда Константиновна Крупская вслед за Владимиром Ильичом Лениным стала уделять внимание культурному отдыху трудящихся посредством кино. В 1927 году она писала: «Зрительные образы чрезвычайно властны над нами. Поэтому кино является могучим средством влияния на самые широкие массы, в том числе и на подрастающее поколение. Современная техника кинопостановок даёт возможность до чрезвычайности расширять поле наблюдения зрителя. Он может «собственными глазами» увидеть дно морское, недра земли, подняться за облака, попасть в тропический лес, к Северному полюсу и т.п. Современное кино вырывает жителя глухого городишки или заброшенной деревушки из его изолированности, приобщая его к жизни всего человечества. Но кино не только расширяет горизонты, оно ‬источник глубочайших переживаний. Мы должны широко использовать видовые и научные фильмы европейского и американского кино, но мы должны создать и свои фильмы. Фильм ‬такое же, только гораздо более могучее орудие строительства социализма, как и книга» [1].В то же время в своих письмах к пионерам Н.К. Крупская заметила: «Свободное от занятий время ‬не значит на спине лежать да в потолок плевать. Свободное от занятий время не только на то употреблять надо, чтобы без конца развлекаться, в кино да в театр ходить. Надоест скоро, приестся. Надо уметь вести широкую, интересную общественную работу ‬много её и по озеленению улиц, и по благоустройству, и исследовательскую работу, какую ведут юные натуралисты, и шефскую работу надо вести, книгоношескую... Надо только, чтобы это была не заседательская работа, не «нагрузка», а такая общая, коллективная работа, которая увлекает, которая организует» [2].Ещё больший акцент на отдых и полезный досуг делает И.В. Сталин, обращая, прежде всего, внимание на рекреационные возможности последних. 8 января 1934 года курорт Сочи был включён в список первоочередных строек. Только за довоенный период в Сочи было построено 15 санаториев. Путёвками на курорт награждали исключительно за ударный труд, купить её было практически невозможно. Попав в новый Сочи, рабочий должен был почувствовать смысл своего труда, поэзию будущего [3]. В советский период важнейшей экономической категорией считалось свободное время ‬пространство для развития способностей. Причём речь шла не о праздности, а о времени, предназначенном для образования (самообразования), для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для дружеского (товарищеского) общения. Отмечалось, что рабочее время человека, располагающего свободным временем, обладает гораздо более высоким качеством. «Поэтому так важно предоставить в расположение всех членов общества ‬мужчин и женщин, горожан и сельских жителей средства для существования, пользования радостями жизни, получения образования и проявления всех физических и духовных способностей в равной мере, со всей возрастающей полнотой» [4], говорил Карл Маркс.Особо подчёркивалось, что увеличение бюджета свободного времени (как пространства рационального досуга) тесно связано с такими параметрами как расширение жилищного строительства в комплексе с увеличением производства бытовой техники, мебели, посуды, развитием городского транспорта, связи. Отмечалось, что одно только улучшение торгового обслуживания способно сэкономить каждому немало драгоценных часов. По официальным данным население тратило на покупку товаров 30 миллиардов часов в год [5]. Совершенствование сферы услуг, развитие сети детских учреждений и многие другие мероприятия призваны были обеспечить дальнейший рост свободного времени трудящихся, сделать их жизнь содержательнее, духовно богаче.В журнале «Клуб и художественная самодеятельность» (№ 1, 1976 г.) даётся ответ на главный вопрос исследователей советского досуга, а именно насколько он был управляем? Директор Научноисследовательского института культуры Министерства культуры РСФСР Таисия Александровна Кудрина в 1976 году отметила: «Мы действительно говорим о необходимости управления социальными процессами, в том числе досугом, но никто не пытается втиснуть жизнь людей в жёсткие рамки регламента, заставить их в свободное время делать «то, что надо, а не то, что хочется». Дело в том, что многие люди умеют организовать свой досуг содержательно и интересно. А многие люди не умеют. Можно сказать, что это их личное дело. Не совсем так, причём это касаетсяне только антиобщественного поведения на досуге, но и вполне безобидного пустого времяпрепровождения. В современных условиях социальная ценность свободного времени значительно возросла, оно должно стать пространством всестороннего творческого развития личности. Такая личность ‬перспективная цель нашего общества. Управлять досугом ‬это значит выяснить, почему те или иные группы людей не могут его организовать, что им мешает (а мешать может отдалённость культурных учреждений и спортивных комплексов от места жительства, перебои с транспортом и т.п.), и создать условия для его содержательного проведения. Речь, повторяю, идёт не о вмешательстве в личную жизнь, не о посягательстве в свободу выбора занятий в сфере досуга, а о создании оптимальных социальных условий для реализации этого выбора, о поиске экономических и воспитательных механизмов, ограничивающих нерациональную трату свободного времени» [6].

Антитеза советскому пониманию досуга (журнал «Крокодил», сентябрь 1973 г.)

Учить и учиться использовать свободное время во имя высших интересов личности и общества являлось в рассматриваемый исторический период важной государственной задачей.В Программе КПСС было записано: «Партия будет неустанно заботиться … о формировании в народе высоких художественных вкусов и культурных навыков» [7]. Косыгин А.Н. в своём докладе XXV съезду КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 19761980е гг.» отметил: «Роль социальных факторов в развитии производства и повышении его эффективности в новой пятилетке значительно возрастёт. …создание на предприятиях культурных учреждений и спортивных комплексов ‬всё это делает жизнь человека интереснее и содержательнее и благоприятно сказывается на результатах производства».Важной составной частью программы партииименно после XXV её съезда стало совершенствование досуга трудящихся, его организации и улучшении его материальных условий. Во второй половине 1970х ‬начале 1980х годов проблему повышения качества досуга стали рассматривать на страницах журналов и газет общественные и государственные деятели, учёные, социологи, партийные работники, клубные практики, сами граждане. Рост благосостояния людей объявляется не самоцелью, а лишь одним из условий гармоничного развития личности. В научный обиход в дополнение к понятию «уровень жизни» социологи вводят понятие «стиль жизни». Стиль жизни определяется как степень развития и удовлетворения духовных потребностей. Обе характеристики ‬«уровень жизни» и «стиль жизни» должны находиться в определённом равновесии, и одним из весьма чутких показателей стиля жизни провозглашается качество досуга человека. На что расходуются свободные часы и средства, остающиеся после того, как всё самое необходимое уже приобретено и сделано? Подразумевалось, что именно в это время ‬время досуга ‬яснее всего проявляется, каковы ведущие интересы человека, основная направленность его личности. Актуальной проблемой десятой и последующих пятилеток обозначалась проблема перераспределения временного и материального семейного бюджета в сторону более интенсивного овладения ценностями культуры.На апрельском (1984 года) Пленуме ЦК КПСС отмечалось: «В наш век идейного противоборства, каждое упущение, любой «вакуум» в идеологической работе может быть использован для попыток воздействия на умы и настроения советских людей, прежде всего молодёжи. Надо решительно пресекать действия тех, кто под видом новомодных «творческих» исканий, клубной и кружковой работы, музыкального и спортивного досуга пытается культивировать в среде рабочей и учащейся молодёжи чуждые нравы, воинствующую пошлость и безвкусицу» [8]. В декабре 1984 года на Всесоюзной научнопрактической конференции «Совершенствование развитого социализма и идеологическая работа партии в свете решений июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС» говорилось: «Полем развития человека являются не только производство, быт, но и досуг. Как используется свободное время, что оно даёт человеку ‬всё это проблемы большой социальноэкономической и идейновоспитательной значимости. С этой точки зрения крайне важно улучшить деятельность учреждений культуры, спортивных, туристских организаций» [9]. Секретарь ЦК КПСС М.В. Зимянин в журнале «Партийная жизнь» в 1985 году отмечал: «Когда речь идёт о массовом досуге, то естественно встаёт вопрос о его материальной базе. Используется она не всегда рационально. Необходимо преодолевать ведомственную разобщённость, объединять усилия квалифицированных кадров. Культурные и спортивные сооружения должны активнее служить решению таких важных социальных задач как приобщение людей к богатствам культуры и всемерное развитее массового физкультурного движения. Это очень важно,прежде всего,для гармоничного развития молодёжи» [10].Схожие мысли были опубликованы в журнале «Партийная жизнь» в августе 1985 года: «Дело не только в увеличении объёма свободного времени. Главное заключается в его полноценном использовании, в улучшении структуры свободного времени. Досуг, отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС должен быть более богатым и интересным, помогать развитию дарований человека, снимать психологические нагрузки, которые несёт с собой ритм современной жизни. Улучшать использования свободного времени ‬значит активно приобщать трудящихся к знаниям, к культуре, к активной общественнополитической деятельности. Обогащая содержание досуга, мы тем самым будем содействовать сокращению затрат времени на бездумный и бездеятельный отдых» [11].В постановлении ЦК КПСС «О мерах по улучшению использования клубных учреждений и спортивных сооружений» отмечалось, что необходимо постоянно совершенствовать формы и методы работы учреждений культуры и спорта. В организации досуга ‬повысить роль самодеятельности, инициативы и творчества населения, широко использовать любительские объединения и клубы по интересам, кинофотостудии, технические и художественные кружки. Важно позаботиться о том, чтобы были выделены и оборудованы специальные залы для проведения праздников и гражданских обрядов, для игровых автоматов и настольных игр, танцев, выставок. Сегодня вопрос стоит так: каждому молодому человеку, людям среднего и старшего возраста необходимо предоставить возможность в часы досуга заняться тем или иным видом физкультуры и спорта, удовлетворить духовные интересы. Однако на деле потребность в спортивных и музыкальных кружках, в кружках технического творчества во много раз превышает их наличие. Клубным учреждениям необходимо полнее использовать для содержательногодосуга художественную самодеятельность. Следует позаботиться о значительном увеличении музыкальнохудожественных гостиных, народных университетов культуры, любительских объединений, о том, чтобы больше хорошей музыки, хоровых песен исполнялось в самых различных общественных местах ‬в парках, на турбазах, стадионах, в поездах, самолётах, домах отдыха. Надо всячески поощрять народные традиции, песеннохоровое и танцевальное творчество, организовывать в трудовых коллективах массовые праздники песни и танца. Важная роль в организации полезного досуга трудящихся и населения принадлежит паркам культуры и отдыха. В них проводятся дни отдыха коллективов предприятий, организуются массовые народные праздники и гулянья, спортивные соревнования, выступления духовых оркестров. Вместе с тем в ряде мест парки не отвечают в полной мере потребностям населения ни в культуре, ни в отдыхе. Центральный Комитет партии подчёркивает необходимость повысить требовательность к руководящим кадрам за организацию содержательного досуга населения. Воспитание человека высокой идейной убеждённости, коммунистической морали, готового к высокопроизводительному труду, к защите Родины ‬вот в чём,прежде всего,должна проявляться эффективность и действенность работы клубных учреждений и спортивных сооружений» [12]. Особо отмечалось, что разумное, плодотворное проведение досуга зависит не только от усилий воспитательных, просветительных и иных учреждений, но и от самого человека, от его ответственности перед самим собой и обществом. В 1980е годы в стране ощущалась нарастающая общественная потребность в современных досуговых занятиях. Особенно остро стоял вопрос о доступности аудиовизуальных форм досуга, многих видов туризма. В условиях дефицита сведений о мировой практике в области быта, досуга,оздоровления советским людям, особенно молодёжи, казалось, что именно за рубежом достигнут высокий уровень жизни и отдыха для всего населения и что в этих областях в развитых странах не существует никаких проблем. Таким образом, по ряду причин (в том числе экономических, психологических, политических и других) западная массовая культура «как ржавчина» разъела социалистический образ жизни. Лозунги западной концепции досуга с упором на развлекательную сторону оказались более привлекательными, чем лозунги советского досуга. Изменилось отношение даже к самому термину «досуг». Теперь мы под ним понимаем не время, когда можно чегото достигнуть, а время, когда можно развлечься, повеселиться. Конечно, всё вышесказанное не означает, что в организации советского досуга не было проблем. Проблемы были и весьма серьёзные. Однообразие мероприятий, заидеологизированность, слабая материальнотехническая база ‬все это негативно влияло на восприятие ключевых идей советской концепции досуга. Но главное ‬участвуя в действительно подготовленных и проработанных мероприятиях, советский человек мог не только весело и интересно провести свой досуг, но и повысить познавательный уровень, усовершенствовать творческие способности. Кроме всего прочего, укреплялись такие качества личности как коллективизм, ответственность, чуткость, доброта.Исследование ранее существовавших форм культурнодосуговой деятельности может оказать существенную помощь теоретикам и практикам таковой деятельности на современном этапе.

Ссылки на источники1. Крупская Н.К. О кино // Крупская Н.К. О культурнопросветительной работе: Избранные статьи и речи. ‬М.: «Советская Россия», 1957. ‬С. 8485.2. Фурин С. По ленинской тропе // Юный натуралист. 1983. № 4. С. 3.3. Сочи: Документальный фильм из цикла «Советская империя». ‬М.: Русский сериал, 2007 (60 мин.).4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. С. 212.5. Пятилетка качества: сфера труда и сфера досуга // Клуб и художественная самодеятельность. 1976 (Июнь). № 12. ‬С. 35.6. Кудрина Т.А. Досуг, культура, клуб // Клуб и художественная самодеятельность. 1976 (Январь). № 1. ‬С. 89.7. Программа Коммунистической партии Советского Союза. ‬М.: Политиздат, 1974. ‬С. 130.8. Энергию и творчество масс ‬на решение узловых задач // Партийная жизнь ‬1984 (май). № 10. ‬С. 21.9. Голубцова Т. Культурноспортивные комплексы: пора становления // Советы народных депутатов. ‬1985 (июль). ‬№ 7. ‬С. 19.10. Зимянин М.В. Вопросы организации идеологической, агитационномассовой работы // Партийная жизнь. ‬1985 (январь). № 2. ‬С. 19.11. Саркисянц Г. Забота о человеке ‬главное в политике КПСС // Партийная жизнь. ‬1985 (август). № 15. ‬С. 20.12. Клубным учреждениям, спортивным сооружениям ‬партийное внимание // Партийная жизнь. ‬1985 (сентябрь). № 18. ‬С. 6366.

Pasenko Stanislav Igorevich,Master, Senior Teacher of Departmentof humanitarian, pedagogical disciplines and physical training, Armavir linguistic social institute, Armavir, Krasnodar regionstanislav_pasenko@mail.ruOn principles of the Soviet concept of leisureAbstract:this article deals with the history of leisure as a new field of historical researches. The author proves the existence of the Soviet concept of leisure which is differentfrom the "western" viewofthis form of human life.The author of the article answersthe main question of researchers of Soviet leisure, namely how it hadbeen managed.Keywords:free time, leisure, institutionsof culture, harmonious development of a person.