Математическая культура - аспект профессиональной культуры
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панцева
Е.
Ю. Математическая культура - аспект профессиональной культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
1496–1500. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54563.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается роль математической культуры в становлении и развитии творческого потенциала современного специалиста, раскрывается взаимосвязь общей культуры, математической культуры и профессиональной культуры.
Ключевые слова:
профессионализм, компетенции, мышление, математическая культура, математическое мышление
Текст статьи
Панцева Елена Юрьевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры математических и естественнонаучных дисциплин Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г.Сызраньlenapanceva@ya.ru
Математическая культурааспект профессиональнойкультуры
Аннотация. В данной статье рассматривается роль математической культуры в становлении и развитии творческого потенциала современного специалиста, раскрывается взаимосвязь общей культуры, математической культуры и профессиональной культуры.Ключевые слова: математическая культура, компетенции, профессионализм, мышление, математическое мышление.
Под системой профессиональной подготовки в вузах целесообразно понимать целенаправленный педагогический процесс, включающий взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы управления, воспитания, обучения и обеспечение педагогической деятельности по выполнению государственного заказа подготовки специалистов соответствующих квалификационным требованиям[]. Выпускник высшего учебного заведения с высшим специальным образованием обязан:• иметь логическое мышление, уметь принимать правильные обоснованные решения в нестандартных экономических ситуациях, и иметь собственное компетентное мнение;• уметь сплачивать коллектив и обладать культурой межнационального общения;• контролировать свои чувства и эмоции;• уметь организовать процесс воспитания в интересах формирования у них внутреннего убеждения;• применять в сфере профессиональной деятельности компьютерные технологии;• стремиться к систематическому самосовершенствованию, приобретать новые знания и применять для этого инновационные технологии, уметь планировать личное саморазвитие, профессиональную карьеру;• четко ставить цель и проявлять настойчивость в ее достижении; уметь выделять главное в работе, осуществлять подбор исполнителей и грамотно распределять обязанности между специалистами;• обладать современным экономическим мышление.В современное время, время инновационных технологий, увеличивается число математических имитаций и моделей, которые способствуют разработке технического усовершенствования, однако недостаточная культура оценок экологических последствий может привести к серьезным проблемам.Математика, является основой для подготовкибакалавров, обеспечивает изучение естественнонаучных и специальных дисциплин. В ходе изучения математических дисциплин решаются основные проблемы:
изучение математических моделей, представляющих собой зависимые структуры с описанными отношениями между ее элементами;
развитие у студентов интеллекта и творческих способностей к алгоритмическому мышлению.Все это предполагает освоение математики на прочном основании философии математического образования, которая подкрепляет научные знания и рассматриваетсяв качестве культурного процесса. Ввиду этого нам представляется важным исследование понятия «математическая культура».Культура это продукт духовного производства и процесса по хранению, созданию, освоению и распространению духовных норм, ценностей, знаний, значений, представлений и символов. Она формирует духовный мир человека и общества , а также обеспечивает общество дифференцированной системой знаний и ориентаций, необходимой для осуществления всех видов профессиональной деятельности, существующих в современном социуме. В ней вырабатываются те значения и цели, идеи, нормы, которыми руководствуется современное общество в регуляции всего многообразия своей профессиональной и научной деятельности.В «Философском словаре» дается следующее определение: «культура это система духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественноисторической практики и характеризующих исторически достигнутый уровень развития общества. В узком смысле принято говорить о культуре духовной (наука, искусство и литература, мораль, философия, просвещение) и материальной (производственный опыт, техника, материальные ценности)[1].В педагогической литературе не существует однозначного понятия «математическая культура». Разные авторы дают свою интерпретацию данного понятия,например, Д.Икрамов вводит следующее определение: «математическая культура совокупность математических умений, знаний и навыков, входящих в фонд общей культуры студентов, и свободное применение их в практической деятельности каждого обучаемого»[2].Математическая культура студента экономического университета это разработанная совокупность математических компетенций, которые позволяют их использовать в (быстро меняющихся условиях) общественнополитической и профессиональной деятельности, дающая возможность повышать уровень развития интеллекта личности, а также ее духовно
нравственный потенциал. Формирование математической культуры студента экономического вуза это планомерно организованный и осуществляемый в определенном порядке процесс овладения математической культурой.По мнению А.Купиллари: «... после средней школы и вроде бы удачно сданных выпускных экзаменов сущность математических рассуждений остается для студентов тайной за семью печатями. Студентам приходится с трудом осваивать цепочку логических построений. Например, научиться четко, представлять, что надо доказывать утверждение как теорему или привести контрпример; что в математике существуют достаточные и необходимые условия, следствия и причины; что предмет исследования является свойством математических объектов; что понятие равносильности уравнений или неравенств не заучиваются, а формулируются самостоятельно. Понятие математической культуры составляют эти смысловые тонкости. В основе которой лежит четкая логическая цепочка выводов и доказательств»[3].Математическая культура это составляющая профессиональной культуры, которая дает основу полного раскрытия креативного потенциала будущих специалистов.Как же формируется профессиональная культура экономиста?«Инженер, владеющий математической культурой, это профессионал, который обязан видеть перспективные сферы применения математического багажа в своей дальнейшей профессии; умеющий применять математические умения и знания ; готовый перекладывать общематематические знания с одного объекта на другой и тем самым овладевать адекватной научной картиной мира, то есть хорошо владеющий компетентностями»[4].Терминология«математическая культура» используется различными авторами, подразумевая под ней такую культурную среду, в которой есть люди, умеющие «говорить на языке математики, не ведая о ней вообще. Такие говорящие на математическом языке взрослые не обязательно должны умеют решать уравнения и неравенства, а их математический склад ума проявляется, скорее, в логике суждений, и в том, что их привлекают такие вещи, как игра слов, как головоломки и парадоксы».Математическая культура и математика понятия не идентичны. Математика это, прежде всего научные знания; а культура же включает в себя математические знания, но не исчерпывается ими. Дефиниция "математическая культура" применяется для того, чтобы показать, каким образом индивид взаимодействует с таким знанием, как математика, и может оказывать влияние на внутренний мир личности и его структуру. Процесс воспитания математической культуры это глобальный исторический процесс, выявления характерных качествлюдей, которые ее ваяли, а также культурные и исторические причины.В работе рассматриваются главные аспекты, которые расширяют знание математики до уровня математической культуры:1. Математическая ситуация, выделенная из множества ситуаций в окружающем мире.2. Математическое мышление и мировоззрение.3. Математический аппарат.4. Творческое саморазвитие.С культурологической точки зрения математическая культура является составляющей частью общей культуры специалистапрофессионала и может быть исследована. Это позволяет провести анализ данной терминологии в системе философских категорий особенного, общего, единичного и отдельного; построить логическую цепочкупонятий: общая культура математическая культура профессиональная культура.Рассматривая общество как функционирующую и объективно развивающую социальную систему, мы наблюдаем, что среди важных сфер общественной жизни экономической,духовнойи политической и нет такой еще, отличной от них сферы культуры, культуры как таковой вообще; это какое то отвлеченное понятие [5].В действительности она выступает как культура человека в специализированных областях общественнополитической жизни: культура мышления, чувств, речи, культура поведения, то есть, она, культура, по праву выступает как социальная характеристика развития личности индивида. А также и того, что создано им, то есть правомерное применение термина «культура» как в широком смысле для определения всего того, что создано человеческим обществом благодаря умственному и физическому труду людей, так и в узком смысле, как культура творческой активности человека в современныхсферах деятельности (индивидуальная форма проявления существования культуры)[6]. Именно об этом убедительно говорит и история понятия «культура». Своим происхождением она обязана латинскому слову cultura (возделывание, обработка, уход). Затем оно широко употреблялось в словосочетаниях, означая развитие чегото: приобретение знаний и выработка правил поведения. В дальнейшем слово «культура» все больше употреблялось в значении просвещенности, образованности, совершенствование языка и т.д. В подобном значении термин употребляли Т.Мор, и о воспитанности человека появились выражения «гуманитарная культура», «культура воспитания».Мир самого человека это мир культуры, где он представлен как творческое существо. Человеческая реальность, в том числе и мир культуры, это «человеческая … практика, деятельность»[7]. Культура является основой развертывания креативной деятельности специалиста, превращая его в творца культурного процесса. Овладевая культурой, человек способен к созданию, воспроизводству и трансляции своей культуры.Историческим является процесс становления культуры, который продолжается и в современное время, и складывается под влиянием индивидуальных качеств людей, ее создавших, культурных и исторических факторов. Таким образом, «математика с момента своего возрождения пыталась построить своими средствами математическую модель мира, как музыка и театр, как литература и живопись, то есть в целом искусство. Предпосылки ученых математиков создать универсальную математическую модель привели к тому, что появилось несколько моделей, построенным по разным основаниям. Отличие в основаниях отражает различие в видении, в мышлении, в действительности. Математическая модель не дает целостной картины реальности, даже с точки зрения формы и качества, но такие модели, и их многообразные формы составляют базу математической культуры» [8].Частью общейкультуры каждого человека является его профессиональная культура. Профессиональная культура это более высокая ступень профессионализма, достигнутая через саморефлексию и философское осмысление профессии, это способ и мера креативной самореализации выпускника в различных видах общения и профессиональной деятельности, направленных на передачу, освоение и создание новых технологий и профессиональных ценностей.В процессе исторического развития профессии изменяются. Высокий уровень культуры экономиста позволяет ему контролировать ситуацию выбора в конкретных экономических ситуациях. Одной из важнейших предпосылок формирования культуры будущего специалиста экономиста это взаимодействия студента и преподавателя.
Модернизация современного профессионального образования требует непрерывного совершенствования профессиональных умений и знаний, конкурентоспособности будущих специалистов. С проблемами экономики могут справиться только современно мыслящие, образованные и восприимчивые к измененияммолодые люди. От уровня культуры современных специалистов зависит эффективность решения поставленных задач. Профессиональное мышление является важным компонентом операционной сферы студента.Студент должен быть достаточно подготовлен к самостоятельному анализу, сравнению и интеграции научных фактов и явлений. В процессе познания он должен строить свое мышление и речь в логической последовательности, при помощи которой достигается содержательность, точность и четкость рассуждений. Это значит, что преподавание требует обращенияк креативному мышлению студентов, к организации их оптимальной мыслительной активности.Мыслительная деятельность, математическое мышление студентов формируется при изучении математики в вузе.Математическая культура составляет основу профессиональной культуры экономиста, и именно она «определяет совокупность специальных и мировоззренческих качеств, умений, знаний, навыков, ценностных ориентаций и чувств индивида, которые находят свое проявление в профессиональной направленности специалиста и обеспечивают ее более высокую эффективность» В рамках культурологического подхода понятие математическая культура подразумевает:
самообразование;
усвоение новых знаний;
культуру дискуссии; аргументации, суждения;
владение специальной терминологией;овладение средствами математики в своей профессиональной деятельности;
логически мыслить;
понимание роли научно технического прогресса;
осознание необходимости творческого развития.Важнейшими компонентами математической культуры есть математическое мышление и математический язык. Формирование математической культуры студентов связано, исходя из комплекса «культура язык познавательные процессы», с исследованием системы «знание мышление язык» и «язык учебника язык учителя язык ученика». Основным компонентом языка считается терминология. Особенностью языка математики является стремление к краткости и однозначности терминологии.Под математическим мышлением понимается «способность к оперированию совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными знаковыми системами математического языка и структурами, а также способность к пространственным представлениям, систематизации, запоминанию и воображению». Основными признаки математического мышления есть:1) Логическая схема рассуждений;2) Расчлененность хода аргументации;3) Лаконизм.Математическое мышление является частью профессионального мышления. Понятие «профессиональное мышление» в научный и практический обиход стал входить, в связи с интеллектуализацией всего труда.В двух смыслах употребляется термин «профессиональное мышление». В одном смысле, когда подчеркивают высокий профессионально квалифицированный уровень специалиста, то мы говоримоб особенностях мышления, которые выражают его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером его профессиональной деятельности. Разработке проблемы профессионального мышления придается большое значение, развертываются программы «технического мышления». Они ведутся в двух аспектах: в профессиональном аспекте: как «оперативное мышление» индивида, включенного в управление большими системами, как особенности «конструкторского мышления», как особенности широкопрофильных специалистов.Проблема профессионального мышления выделяется как теоретическая проблема «технического интеллекта», являющегося «особого вида» интеллектуальной деятельности. Для характеристики «умственного образа» вводятся понятия: в одном случае «динамической модели управляемого образа», в другом «концептуальной модели», но по своему смыслу эти понятия совпадают. Имея в виду, что «умственный образ» складывается в условиях деятельности с «информационными моделями». Выделяют три тенденции особенностей технического мышления 1. Выделение отдельных признаков,характеризующих выполнение практической деятельности,самостоятельность в решении и сопоставлении практических задач, креативный характер их решения, большое разнообразие решаемых задач, пониманием функциональных зависимостей между невидимыми и видимыми процессами;2. Разъяснение особенностей профессионального мышления запасом методов и знаний;3. Связывает основу профессионального мышления с общими способностями человека при решении прикладных задач: рассуждать, способность комбинировать, способности сосредоточенности и внимания, устанавливать логические связи, пространственного преобразования объектов.Таким образом, отличительную особенность математического мышления следует искать в ее объектах, а не в ее методах. Следовательно, спецификой математических объектов является то, что они находятся в определенных отношениях друг с другом, также в отношениях количественных и им подобных. Математическое мышление это теоретическое мышление, абстрактное, объекты которого лишены всякой реальности могут интерпретироваться самым произвольным образом. Развитие современного общества, появление новых профессий, которые появляются с внедрением научнотехнического прогресса в жизнь, ни у кого нет сомнений в том, что современному человеку требуется математическая подготовка.
Ссылкина источники1.Философский словарь [ТЕКСТ]. М.: Политиздат, 1980.2.Икрамов, Д. Математическая культура [ТЕКСТ]. Ташкент: Издательство Ташкентского университета, 1981.3.Купиллари, А. Трудности доказательств. Как преодолеть страх перед математикой [ТЕКСТ].М.: Техносфера, 2002.4.Буняев, М. М. Новые информационные технологии в школе и в педагогическом институте. Из опыта работы. М.: изд. «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. 5.Концепция информатизации системы военного образования МОРФ. М.: МОРФ, 2000. 6.Ершов, А. П.Концепция информатизации образования. / Информатика и образование. 1988. №6. 7.Машбиц, Е. И. Психологопедагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 8.Белозерцев, Е.П., Гонеев, А.П. Педагогика профессионального образования [ТЕКСТ] : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Педагогика, 2001.
Pantseva Elena JurievnaCandidate of Pedagogics, associate Professor of the Department of Mathematical and natural disciplines, Syzran Branch of Federal StateFinanced Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University of Economics»lenapanceva@yandex.ruMATHEMATICAL CULTURE
ASPECT OF PROFESSIONAL CULTUREAbstract.The role of mathematical culture in the formation and development of creative potential of a modern specialist is considered in the article. The correlation of general, mathematical and professional culture is revealed.Key words:mathematical culture, competence, professionalism, thinking, mathematical thinking.
Математическая культурааспект профессиональнойкультуры
Аннотация. В данной статье рассматривается роль математической культуры в становлении и развитии творческого потенциала современного специалиста, раскрывается взаимосвязь общей культуры, математической культуры и профессиональной культуры.Ключевые слова: математическая культура, компетенции, профессионализм, мышление, математическое мышление.
Под системой профессиональной подготовки в вузах целесообразно понимать целенаправленный педагогический процесс, включающий взаимосвязанные и взаимообусловленные элементы управления, воспитания, обучения и обеспечение педагогической деятельности по выполнению государственного заказа подготовки специалистов соответствующих квалификационным требованиям[]. Выпускник высшего учебного заведения с высшим специальным образованием обязан:• иметь логическое мышление, уметь принимать правильные обоснованные решения в нестандартных экономических ситуациях, и иметь собственное компетентное мнение;• уметь сплачивать коллектив и обладать культурой межнационального общения;• контролировать свои чувства и эмоции;• уметь организовать процесс воспитания в интересах формирования у них внутреннего убеждения;• применять в сфере профессиональной деятельности компьютерные технологии;• стремиться к систематическому самосовершенствованию, приобретать новые знания и применять для этого инновационные технологии, уметь планировать личное саморазвитие, профессиональную карьеру;• четко ставить цель и проявлять настойчивость в ее достижении; уметь выделять главное в работе, осуществлять подбор исполнителей и грамотно распределять обязанности между специалистами;• обладать современным экономическим мышление.В современное время, время инновационных технологий, увеличивается число математических имитаций и моделей, которые способствуют разработке технического усовершенствования, однако недостаточная культура оценок экологических последствий может привести к серьезным проблемам.Математика, является основой для подготовкибакалавров, обеспечивает изучение естественнонаучных и специальных дисциплин. В ходе изучения математических дисциплин решаются основные проблемы:
изучение математических моделей, представляющих собой зависимые структуры с описанными отношениями между ее элементами;
развитие у студентов интеллекта и творческих способностей к алгоритмическому мышлению.Все это предполагает освоение математики на прочном основании философии математического образования, которая подкрепляет научные знания и рассматриваетсяв качестве культурного процесса. Ввиду этого нам представляется важным исследование понятия «математическая культура».Культура это продукт духовного производства и процесса по хранению, созданию, освоению и распространению духовных норм, ценностей, знаний, значений, представлений и символов. Она формирует духовный мир человека и общества , а также обеспечивает общество дифференцированной системой знаний и ориентаций, необходимой для осуществления всех видов профессиональной деятельности, существующих в современном социуме. В ней вырабатываются те значения и цели, идеи, нормы, которыми руководствуется современное общество в регуляции всего многообразия своей профессиональной и научной деятельности.В «Философском словаре» дается следующее определение: «культура это система духовных и материальных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественноисторической практики и характеризующих исторически достигнутый уровень развития общества. В узком смысле принято говорить о культуре духовной (наука, искусство и литература, мораль, философия, просвещение) и материальной (производственный опыт, техника, материальные ценности)[1].В педагогической литературе не существует однозначного понятия «математическая культура». Разные авторы дают свою интерпретацию данного понятия,например, Д.Икрамов вводит следующее определение: «математическая культура совокупность математических умений, знаний и навыков, входящих в фонд общей культуры студентов, и свободное применение их в практической деятельности каждого обучаемого»[2].Математическая культура студента экономического университета это разработанная совокупность математических компетенций, которые позволяют их использовать в (быстро меняющихся условиях) общественнополитической и профессиональной деятельности, дающая возможность повышать уровень развития интеллекта личности, а также ее духовно
нравственный потенциал. Формирование математической культуры студента экономического вуза это планомерно организованный и осуществляемый в определенном порядке процесс овладения математической культурой.По мнению А.Купиллари: «... после средней школы и вроде бы удачно сданных выпускных экзаменов сущность математических рассуждений остается для студентов тайной за семью печатями. Студентам приходится с трудом осваивать цепочку логических построений. Например, научиться четко, представлять, что надо доказывать утверждение как теорему или привести контрпример; что в математике существуют достаточные и необходимые условия, следствия и причины; что предмет исследования является свойством математических объектов; что понятие равносильности уравнений или неравенств не заучиваются, а формулируются самостоятельно. Понятие математической культуры составляют эти смысловые тонкости. В основе которой лежит четкая логическая цепочка выводов и доказательств»[3].Математическая культура это составляющая профессиональной культуры, которая дает основу полного раскрытия креативного потенциала будущих специалистов.Как же формируется профессиональная культура экономиста?«Инженер, владеющий математической культурой, это профессионал, который обязан видеть перспективные сферы применения математического багажа в своей дальнейшей профессии; умеющий применять математические умения и знания ; готовый перекладывать общематематические знания с одного объекта на другой и тем самым овладевать адекватной научной картиной мира, то есть хорошо владеющий компетентностями»[4].Терминология«математическая культура» используется различными авторами, подразумевая под ней такую культурную среду, в которой есть люди, умеющие «говорить на языке математики, не ведая о ней вообще. Такие говорящие на математическом языке взрослые не обязательно должны умеют решать уравнения и неравенства, а их математический склад ума проявляется, скорее, в логике суждений, и в том, что их привлекают такие вещи, как игра слов, как головоломки и парадоксы».Математическая культура и математика понятия не идентичны. Математика это, прежде всего научные знания; а культура же включает в себя математические знания, но не исчерпывается ими. Дефиниция "математическая культура" применяется для того, чтобы показать, каким образом индивид взаимодействует с таким знанием, как математика, и может оказывать влияние на внутренний мир личности и его структуру. Процесс воспитания математической культуры это глобальный исторический процесс, выявления характерных качествлюдей, которые ее ваяли, а также культурные и исторические причины.В работе рассматриваются главные аспекты, которые расширяют знание математики до уровня математической культуры:1. Математическая ситуация, выделенная из множества ситуаций в окружающем мире.2. Математическое мышление и мировоззрение.3. Математический аппарат.4. Творческое саморазвитие.С культурологической точки зрения математическая культура является составляющей частью общей культуры специалистапрофессионала и может быть исследована. Это позволяет провести анализ данной терминологии в системе философских категорий особенного, общего, единичного и отдельного; построить логическую цепочкупонятий: общая культура математическая культура профессиональная культура.Рассматривая общество как функционирующую и объективно развивающую социальную систему, мы наблюдаем, что среди важных сфер общественной жизни экономической,духовнойи политической и нет такой еще, отличной от них сферы культуры, культуры как таковой вообще; это какое то отвлеченное понятие [5].В действительности она выступает как культура человека в специализированных областях общественнополитической жизни: культура мышления, чувств, речи, культура поведения, то есть, она, культура, по праву выступает как социальная характеристика развития личности индивида. А также и того, что создано им, то есть правомерное применение термина «культура» как в широком смысле для определения всего того, что создано человеческим обществом благодаря умственному и физическому труду людей, так и в узком смысле, как культура творческой активности человека в современныхсферах деятельности (индивидуальная форма проявления существования культуры)[6]. Именно об этом убедительно говорит и история понятия «культура». Своим происхождением она обязана латинскому слову cultura (возделывание, обработка, уход). Затем оно широко употреблялось в словосочетаниях, означая развитие чегото: приобретение знаний и выработка правил поведения. В дальнейшем слово «культура» все больше употреблялось в значении просвещенности, образованности, совершенствование языка и т.д. В подобном значении термин употребляли Т.Мор, и о воспитанности человека появились выражения «гуманитарная культура», «культура воспитания».Мир самого человека это мир культуры, где он представлен как творческое существо. Человеческая реальность, в том числе и мир культуры, это «человеческая … практика, деятельность»[7]. Культура является основой развертывания креативной деятельности специалиста, превращая его в творца культурного процесса. Овладевая культурой, человек способен к созданию, воспроизводству и трансляции своей культуры.Историческим является процесс становления культуры, который продолжается и в современное время, и складывается под влиянием индивидуальных качеств людей, ее создавших, культурных и исторических факторов. Таким образом, «математика с момента своего возрождения пыталась построить своими средствами математическую модель мира, как музыка и театр, как литература и живопись, то есть в целом искусство. Предпосылки ученых математиков создать универсальную математическую модель привели к тому, что появилось несколько моделей, построенным по разным основаниям. Отличие в основаниях отражает различие в видении, в мышлении, в действительности. Математическая модель не дает целостной картины реальности, даже с точки зрения формы и качества, но такие модели, и их многообразные формы составляют базу математической культуры» [8].Частью общейкультуры каждого человека является его профессиональная культура. Профессиональная культура это более высокая ступень профессионализма, достигнутая через саморефлексию и философское осмысление профессии, это способ и мера креативной самореализации выпускника в различных видах общения и профессиональной деятельности, направленных на передачу, освоение и создание новых технологий и профессиональных ценностей.В процессе исторического развития профессии изменяются. Высокий уровень культуры экономиста позволяет ему контролировать ситуацию выбора в конкретных экономических ситуациях. Одной из важнейших предпосылок формирования культуры будущего специалиста экономиста это взаимодействия студента и преподавателя.
Модернизация современного профессионального образования требует непрерывного совершенствования профессиональных умений и знаний, конкурентоспособности будущих специалистов. С проблемами экономики могут справиться только современно мыслящие, образованные и восприимчивые к измененияммолодые люди. От уровня культуры современных специалистов зависит эффективность решения поставленных задач. Профессиональное мышление является важным компонентом операционной сферы студента.Студент должен быть достаточно подготовлен к самостоятельному анализу, сравнению и интеграции научных фактов и явлений. В процессе познания он должен строить свое мышление и речь в логической последовательности, при помощи которой достигается содержательность, точность и четкость рассуждений. Это значит, что преподавание требует обращенияк креативному мышлению студентов, к организации их оптимальной мыслительной активности.Мыслительная деятельность, математическое мышление студентов формируется при изучении математики в вузе.Математическая культура составляет основу профессиональной культуры экономиста, и именно она «определяет совокупность специальных и мировоззренческих качеств, умений, знаний, навыков, ценностных ориентаций и чувств индивида, которые находят свое проявление в профессиональной направленности специалиста и обеспечивают ее более высокую эффективность» В рамках культурологического подхода понятие математическая культура подразумевает:
самообразование;
усвоение новых знаний;
культуру дискуссии; аргументации, суждения;
владение специальной терминологией;овладение средствами математики в своей профессиональной деятельности;
логически мыслить;
понимание роли научно технического прогресса;
осознание необходимости творческого развития.Важнейшими компонентами математической культуры есть математическое мышление и математический язык. Формирование математической культуры студентов связано, исходя из комплекса «культура язык познавательные процессы», с исследованием системы «знание мышление язык» и «язык учебника язык учителя язык ученика». Основным компонентом языка считается терминология. Особенностью языка математики является стремление к краткости и однозначности терминологии.Под математическим мышлением понимается «способность к оперированию совокупностью математических, логически взаимосвязанных понятий и суждений, различными знаковыми системами математического языка и структурами, а также способность к пространственным представлениям, систематизации, запоминанию и воображению». Основными признаки математического мышления есть:1) Логическая схема рассуждений;2) Расчлененность хода аргументации;3) Лаконизм.Математическое мышление является частью профессионального мышления. Понятие «профессиональное мышление» в научный и практический обиход стал входить, в связи с интеллектуализацией всего труда.В двух смыслах употребляется термин «профессиональное мышление». В одном смысле, когда подчеркивают высокий профессионально квалифицированный уровень специалиста, то мы говоримоб особенностях мышления, которые выражают его «качественный» аспект. В другом смысле, когда хотят подчеркнуть особенности мышления, обусловленные характером его профессиональной деятельности. Разработке проблемы профессионального мышления придается большое значение, развертываются программы «технического мышления». Они ведутся в двух аспектах: в профессиональном аспекте: как «оперативное мышление» индивида, включенного в управление большими системами, как особенности «конструкторского мышления», как особенности широкопрофильных специалистов.Проблема профессионального мышления выделяется как теоретическая проблема «технического интеллекта», являющегося «особого вида» интеллектуальной деятельности. Для характеристики «умственного образа» вводятся понятия: в одном случае «динамической модели управляемого образа», в другом «концептуальной модели», но по своему смыслу эти понятия совпадают. Имея в виду, что «умственный образ» складывается в условиях деятельности с «информационными моделями». Выделяют три тенденции особенностей технического мышления 1. Выделение отдельных признаков,характеризующих выполнение практической деятельности,самостоятельность в решении и сопоставлении практических задач, креативный характер их решения, большое разнообразие решаемых задач, пониманием функциональных зависимостей между невидимыми и видимыми процессами;2. Разъяснение особенностей профессионального мышления запасом методов и знаний;3. Связывает основу профессионального мышления с общими способностями человека при решении прикладных задач: рассуждать, способность комбинировать, способности сосредоточенности и внимания, устанавливать логические связи, пространственного преобразования объектов.Таким образом, отличительную особенность математического мышления следует искать в ее объектах, а не в ее методах. Следовательно, спецификой математических объектов является то, что они находятся в определенных отношениях друг с другом, также в отношениях количественных и им подобных. Математическое мышление это теоретическое мышление, абстрактное, объекты которого лишены всякой реальности могут интерпретироваться самым произвольным образом. Развитие современного общества, появление новых профессий, которые появляются с внедрением научнотехнического прогресса в жизнь, ни у кого нет сомнений в том, что современному человеку требуется математическая подготовка.
Ссылкина источники1.Философский словарь [ТЕКСТ]. М.: Политиздат, 1980.2.Икрамов, Д. Математическая культура [ТЕКСТ]. Ташкент: Издательство Ташкентского университета, 1981.3.Купиллари, А. Трудности доказательств. Как преодолеть страх перед математикой [ТЕКСТ].М.: Техносфера, 2002.4.Буняев, М. М. Новые информационные технологии в школе и в педагогическом институте. Из опыта работы. М.: изд. «Прометей» МГПИ им. В. И. Ленина, 1989. 5.Концепция информатизации системы военного образования МОРФ. М.: МОРФ, 2000. 6.Ершов, А. П.Концепция информатизации образования. / Информатика и образование. 1988. №6. 7.Машбиц, Е. И. Психологопедагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. 8.Белозерцев, Е.П., Гонеев, А.П. Педагогика профессионального образования [ТЕКСТ] : учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Педагогика, 2001.
Pantseva Elena JurievnaCandidate of Pedagogics, associate Professor of the Department of Mathematical and natural disciplines, Syzran Branch of Federal StateFinanced Educational Institution of Higher Professional Education «Samara State University of Economics»lenapanceva@yandex.ruMATHEMATICAL CULTURE
ASPECT OF PROFESSIONAL CULTUREAbstract.The role of mathematical culture in the formation and development of creative potential of a modern specialist is considered in the article. The correlation of general, mathematical and professional culture is revealed.Key words:mathematical culture, competence, professionalism, thinking, mathematical thinking.