Проблема нормы как критерия девиантного поведения человека

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ковальчук М. А. Проблема нормы как критерия девиантного поведения человека // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 1736–1740. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54611.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме нормы и ее видов, которая рассматривается как критерий девиантного поведения. В статье изложена авторская идея «жизненного поля» человека и взаимосвязи его содержания с проявлениями девиантного поведения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ковальчук Марина Александровна,доктор педагогических наук, профессор кафедры менеджмента ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная сельскохозяйственная академия» г. ЯрославльKovalchukmarina@mail.ru

Проблема нормы как критерия девиантного поведения человека

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме нормы и ее видов, которая рассматривается как критерий девиантного поведения. В статье изложена авторская идея «жизненного поля» человека и взаимосвязи его содержания с проявлениями девиантного поведения.Ключевые слова: норма, виды нормы, девиантное поведение, критерии девиаций, жизненное поле.

Изменения, произошедшие в Россиив90е годы, привели не только к экономическим преобразованиям нашего общества, но вызвали и серьезные социальные перемены. Изменились условия формирования и развития человека, изменился и сам человек, его жизненные ориентиры, усваиваемые им нормы и культурные ценности, что естественно вызвало повышенный интерес ученых к проблеме нормы, поскольку именно нормы выступают в качестве основы, обеспечивающей регуляцию поведения человека в обществе, различных группах, в которых протекает его жизнедеятельность и создаются условия реализации экономического поведения.Если, в так называемый советский период развития науки, проблема нормы считалась ясной и понятной без какого либо более глубокого изучения и исследования, то на сегодняшний день, большинство ученых и практиков, в первую очередь психологи, социологи, экономисты, юристы, педагоги, политологи, проявляют повышенный интерес к проблеме нормы в контексте ее определяющей роли в регуляции поведения человека в условиях социальной действительности. Единого подхода к вышеобозначенной проблеме не сложилось. Понятие нормы связывают с выделением конкретных ее видов. Можно рассматривать норму в нескольких значениях и выделить норму статистическую, функциональную, идеальную и социальную. Остановимся кратко на характеристике каждого из выделенных видов.Актуальность статистического значения нормы обусловленатем, что все люди отличаются по различным параметрам, свойствам и характеристикам. Самое большое количество случаев расположено около средней величины, выраженной в виде среднего арифметического, медианы или моды и уменьшается по направлению к крайним величинам и экстремальным вариантам. Такое нормальное распределение можно графически изобразить в виде кривой Гаусса или частотной кривой, форма которой напоминает колокол. Строго симметричная кривая Гаусса в популяции живых организмов, включая человека, появляется редко. Чаще мы встречаемся с асимметричным расположением значений и параметров изучаемых явлений, причем причины асимметрии могут быть самые разнообразные. Кроме асимметричного расположения можно встретиться с кривой Гаусса с двумя, тремя, а иногда и более пиками.Используя статистическую норму, нельзя ограничиваться только изучением выборки с помощью среднего арифметического, целесообразно использовать также моду и медиану. Мода ‬это наиболее часто встречающийся результат, медиана ‬величина результата, находящегося в центре, в середине последовательности результатов, расположенных в порядке возрастания и убывания, таким образом, что распределение разделено медианой ровно пополам.Использование статистической нормы имеет как свои преимущества, так иопределенные недостатки. К преимуществам можно отнести то, что статистическую норму можно относительно легко вычислить и довольно просто выразить ее в виде какого ‬либо показателя. Рассматривая недостатки статистической нормы, необходимо отметить, что основной из них связан с тем, что кривая Гаусса симметрична и имеет две противоположные области значений изучаемых параметров по отношению к статистической норме. Ни у кого не вызывает сомнений, что все то, что находится ниже границы статистической нормы, является ненормальным. Вопрос встает при интропретации результатов, превосходящих верхнюю границу статистической нормы. В этом случае чаще всего говорят об абнормальности. Абнормальность ‬это отклонение от нормы, но если результаты превосходят верхнюю границу статистической нормы, то можно говорить об отклонении в положительном значении. Однако ответ на вопрос: хорошо это или нет дать затруднительно. Если, к примеру, показатели эмпатии в выборке превышают верхнюю границу статистической нормы, как оценить гипертрофию данного личностного качества: положительно или негативно?Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что ограничиваться только использованием статистической нормы не всегда возможно.Следующий вид нормы, который мы рассмотрим ‬это норма функциональная. Человек ‬это всегда индивидуальность, у него есть свои желания, интересы, свои потребности, своя мотивация к той или иной деятельности, действиям и поступкам, своя оценка этих действий и поступков. В этом смысле человек является нормальным тогда, когда он такой, каким он должен быть со своей собственной точки зрения, когда он ведет себя в разнообразных ситуациях так, как это ему свойственно. Норма в данном понимании представляет некоторую типичность человека. На наш взгляд, с данным пониманием функциональной нормы полностью согласиться нельзя. Данный вид нормы возможно использовать, но в соотнесении нормы функциональной с нормой социальной, о которой речь пойдет дальше. Если функциональная норма не выходит за границы нормы социальной, то можно давать оценку тем или иным характеристикам личности, особенностям поведенческих реакций и другим параметрам с ее использованием. Прежде, чем перейти к рассмотрению нормы социальной, остановимся на характеристике такого вида нормы как норма идеальная. Когда мы изучаем человека и его поведение, приоритетными являются не количественные показатели, а показатели качественные. Нормой является не то, что является средним или наиболее часто встречающимся, а то, что представляет некий общепринятый образец, является идеалом. Отсюда и следует название данного вида нормы ‬норма идеальная, т.е. наиболее желательное проявление признака, свойства, качества, характеристики, поведения в целом, того, которое в большей степени приближается к идеалу, поскольку идеал достигнуть очень сложно, хотя невозможного практически не существует. Все определяется особенностями времени, складывающимися обстоятельствами, имеющимся потенциалом и обеспеченностью ресурсами. В качестве примера идеальной нормы можно рассматривать различные «профили выпускников» тех или иных вузов.И еще один вид нормы, наиболее часто употребляемый в науке и на практике ‬это социальная норма. Социальные нормы являются критерием оценки поведения человека в различных ситуациях, оценки его действий и поступков впроцессе различных видов деятельности и общения. Часто на страницах различных научных изданий можно встретить понятие социально ‬нравственные нормы.Социальная норма ‬это исторически сложившаяся в конкретном обществе мера, предел, интервал допустимого вповедении или деятельности людей, социальных групп или организаций. В современном реформируемом российском обществе, где разрушены одни нормы и не оформились до конца другие нормы, проблема формирования, толкования и применения социальных норм становится чрезвычайно сложным делом. Существуют различные точки зрения на проблему социальной нормы.По мнению Иванова В.Н. (1995) социальная норма это необходимый и относительно устойчивый элемент социальной политики, выполняющий роль инструмента социального регулирования и контроля[1].Понятие "социальная норма" имеет широкий диапазон определенных параметров. Социальные нормы исторически изменчивы. То, что вчера считалось нормой, сегодня может ей не являться и наоборот.В реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие, как отмечает А.И.Атоян (1994), есть достаточно оснований утверждать, что происходит интерференция старых и новых правовых отношений, при которой старые структуры могут выполнять функции новых, а новые служить для реализации прежнего правого потенциала, что означает ущербный тип правосознания, а равно и некое "срединное бытие", сочетающее элементы традиции и инновации[2].В кризисные моменты скачкообразного развития государства преступность получает невиданный импульс. Нормы, выработанные в криминальной среде, становятся доминантными и сами, будучи порождением безнравственности, начинают свою работу по выработке соответствующих безнравственных идеалов, отмечает в процессе своих исследований по проблеме социальной нормы Иванов Н.Г (1994)[3].

По мнению Димова В.М. (1997) принципиальным критерием, определяющим категорию "социальная норма", служит разрушающее воздействие социальных явлений, которые являют собой реальную угрозу выживанию социальнобиологического вида HomoSapiens. Это и есть та граница, которая отделяет норму от девиаций. Естественно, что по обе стороны от границы возникает масса пограничных ситуаций, которые зачастую затрудняют идентификацию социального явления[4].Неопределенность в критериях, в границах дозволенного, по мнению Иванова В.Н. (1995), отсутствие ясных и понятных процедур и мер ответственности за содеянное объективно способствует расширению "поля девиантности", обусловливая "размытость" его границ. В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как посягательство на социальнополитические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его граждан[1].Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную систему норм, которая частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о нормах, а частично может противоречить им. Из всей совокупности социальных норм человек усваивает лишь часть из них, те, которые из общественного сознания перешли в индивидуальное, осознаны им как необходимые.Понятие нормы нам необходимо для того, чтобы определить, какое поведение можно считать от нее отклоняющимся, т.е. девиантным. Однако на этом пути встречается ряд сложностей. Необходимо учитывать, как отмечает Ю.А. Клейберг (2001), целый ряд факторов: ситуативность одно и то же поведение в различных социальных ситуациях может быть отклоняющимся или нет; фактор времени стечением времени меняется отношение к разным видам деятельности; рассогласование нормативных структур различных социальных систем одно и то же поведение в различных нормативных структурах может быть отклоняющимся или нет; распространенность в каждой стране существуют различия в нормативных правовых институтах[5].В настоящее время в России, в связи с ломкой общественного сознания, происходит смена системы ценностей и социальных норм. Как уже упоминалось, нормы реально существуют только тогда, когда они реализуются или реализованы. В связис этим вывод о том, какие нормы реально действуют в настоящее время, и, соответственно, какое поведение можно считать девиантным, можно сделать после отдельного самостоятельного комплексного исследования. Это важно еще и потому, что в обществе стихийно и планомерносознательно создаются нормы, ведущие к саморазрушению личности. Ю.А. Клейберг (2001) в результате своих исследований делает вывод о феномене "институализации девиантного поведения", превращения его в социально приемлемый и негласно одобряемый[5].В своих исследованиях проблемы девиантности мы рассматриваем сущность девиантного поведения через понятие общепринятых социальных норм и реализацию их в поведении и различных видах деятельности человека, различных групп и организаций.

Главным критерием девиаций общепринято считать нарушение социальнонравственных норм. В качестве точки отсчета «нормы» рассматриваются либо ожидания общества по отношению к поведению человека, либо эталоны и образцы общепринятого поведения. Сущность девиантного поведения определяется также с точки зрения его причин. По этому поводу среди ученых ведутся многочисленные споры. Все представления и воззрения можно условно объединить в три направления: биологическое, социальное и психологический подход.Однако нам хотелось бы подчеркнуть, что девиантное поведение ‬это полидетерминированное явление, на возникновение которого оказывает влияние совокупность взаимодействующих факторов, поэтому проблема девиантности ‬интердисциплинарная проблема. Возьмем, к примеру, употребление алкоголя детьми и взрослыми в России. Кто может точно определить, под воздействием какого фактора дети проявляют интерес к различным спиртным напиткам?Представляется вероятным, что национальная культура внушает многочисленные модели поведения в различных жизненныхобстоятельствах, предлагая способы разрешения возникающих в жизни человека проблем, которые затем через посредство тонких психологических механизмов могут воздействовать на личность.В своих исследованиях проблемы девиантности мы рассматриваем сущность девиантного поведения через понятия общепринятых норм и ценностей и реализацию их в поведении и деятельности конкретного человека.Жизнь человека протекает в определенном социокультурном пространстве и времени и сопровождается множеством социальных контактовв различных ситуациях. Поведение человека может быть адекватным возникающим ситуациям только тогда, когда произошла интериоризация личностью множества норм, принятых в конкретном обществе. Естественно, что при объективных условиях и субъективных мотивах человек вырабатывает и реализует свою систему норм и ценностей. В случае совпадения индивидуальных и общепринятых нормативных представлений они будут выступать регулятором его поведения, в случае несовпадения ‬причиной, вызывающей отклонения. Таким образом, девиантное поведение мы рассматриваем как отклоняющееся от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, группе социальнонравственных норм и ценностей нарушение процесса усвоения и воспроизводства этих норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации человека в том обществе, к которому он принадлежит.Изучая причины отклонений в поведении молодежи, ученые и практики называют самые различные: от таких глобальных, как влияние нестабильности экономического развития общества, до индивидуальных особенностей самой личности. Бесспорно, всеназываемые причины ‬значимые.Что мешаетконкретной личностиадекватноусвоить общепринятыесоциальныенормы и ценноститого общества, в котором человек живет? Отвечая на этот вопрос, мы пришли к идее «жизненного поля»человека. Жизненное поле человека ‬это его деятельностное пространство, представленное различными сферами: досуговой, семейной, профессиональной, коммуникационной, сферой реализации интересов и т.д. Чем больше сфер включено в жизненное поле человека, тем больше у него возможности получения социально ‬одобряемых нормативных образцов поведения и альтернатив для рефлексивного анализа. Ограниченность жизненного поля одной ‬двумя сферами сужает нормативно ‬информационное пространство,способствуя формированию собственной нормативной базы не всегда совпадающей с общепринятой Личность, ограниченная узким жизненным полем,ищет свой нормативно ‬ценностный ориентир без опору на систему альтернативных вариантов. Разрабатывая идею «жизненного поля» человека, мы безусловно, не могли оставить в стороне вопрос, касающийся причин девиантного поведения.Изучая вышерассматриваемую проблему, в своих исследованиях мы обратились к такой возрастной категории как молодежь. Как показывают данные социологических исследований, именно в данной возрастной категории выше, чем в других уровень проявления девиантности в поведении. Мы обратили внимание на причину, которая в большинстве случаев вызывает те или иные отклонения в поведении молодежис ограниченным жизненным полем это постоянное чувство тревоги, которое сопровождает человека, вызванное нестабильностью тех жизненных условий, в которых он находится. Особую тревогу, даже у молодых людей из благополучных, вполне обеспеченных семей, вызывает вероятностьнарушения финансовой стабильности. «Деньги имеют особенность заканчиваться, говорили нам многие из ребят, а если это произойдет, то что мы (имеется в виду семья) будем делать…». Молодежь, в семьях которых незначительный материальный достаток, также волнует этот вопрос, правда, в несколько другом аспекте: «Мне тоже хочется, как у других ребят…, но…, а если завтра…».Чувство тревоги возникает не только по поводу материальной стабильности в семье, оно часто связано с дальнейшим профессиональным определением, перспективами устройства на работу по выбранной специальности, взаимоотношениями с противоположным полом и т.д. Постоянное чувство тревоги ‬это характеристика эмоциональной неустойчивости человека.Чем меньше сфер представлено в жизненном поле человека, тем, по результатам наших исследований, выше у него чувство тревоги, связанное с различными жизненными ситуациями. Имея регулярную частоту возникновения по различному поводу, оно способствует нарушению адекватного поведения человекав различных ситуациях, поэтому, на наш взгляд, данная причина может являться определяющей в случае тех или иных отклонений в поведении молодежи.Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, мы должны помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот.

Ссылки на источники1.Иванов В.Н. Девиантное поведение: перспективы и масштабы//Социально ‬политический журнал,1955 №2;2.Атоян А.И. Маргинальность и право// Социально ‬политический журнал,1994 № 78;3.Иванов Н.Г. Мотив преступного деяния. Учебное пособие М.. издво МЦ при ГУК МВД России,1997;4.Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи 9социологический аспект) Вестник Московского Университета ‬Сер18 Социология и политология ‬1997 №3.

Kovalchuk Marina

Doctor of Education, Professor of Management"Yaroslavl State Agricultural Academy", Yaroslavl Kovalchukmarina@mail.ru Abstract:Thisarticle deals with the problem and types of the norm, which is considered as a criterion of deviant behavior. The author's idea of the "life of the field," rights and the relationship of its content with the manifestations of deviant behavior is positioned in the article.Keywords:rule types norms, deviant behavior, the criteria for deviancy, vital field.