Инновационные технологии управления в физкультурно-оздоровительном комплексе Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смирнов М. О. Инновационные технологии управления в физкультурно-оздоровительном комплексе Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2206–2210. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54705.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены технологии инновационного менеджмента в сфере физкультурно-оздоровительных услуг Российской Федерации, предложены основные положения формирования государственной корпорации в сфере фитнес-услуг.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смирнов Михаил Олегович,кандидат экономических наук,доцент кафедры экономики и предпринимательства, ЧОУ ВПО «Институт правоведения и предпринимательства» (ЧОУ ВПО «ИПП»), СанктПетербург, г. Пушкинipprio@mail.ru

Инновационные технологии управления в физкультурнооздоровительном комплексе Российской Федерации

Аннотация. Встатье рассмотрены технологии инновационного менеджмента в сфере физкультурнооздоровительных услуг Российской Федерации, предложены основные положения формирования государственной корпорации в сфере фитнесуслуг.Ключевые слова:инновации, физкультурнооздоровительные услуги, инновационные технологии управления, государственная корпорация, фитнесиндустрия

Блестящий успех российских спортсменов на Олимпиаде в г. Сочи 2014 года, безусловно, позитивным образом отразится на процессе возрождения массового спорта среди населения страны. Профессиональный спорт высших достижений выполнил в полной мере одну из своих функций пропаганду здорового образа жизни и стремления к достижениям в области физического совершенствования.Однако организационноэкономическое обеспечение решения данного вопросы даже в достаточно преуспевающих регионах России (к примеру, в Ленинградской области) оставляет желать лучшего. Существующие государственные учреждения фитнесиндустрии, спортивные сооружения, общедоступные спортивные объекты городов и поселений, их инфраструктура за редким исключением не отвечают современным стандартам. Часто имеет место быть либо существование на грани закрытия, либо вовсе разрушение и упадок подобных объектов.Все это лишь усугубляет ситуацию, так как даже проектный объем, ассортимент, качество услуг, которые они могли бы реализовать при эффективном функционировании, не соответствуют запросам населения в области занятий физической культурой и спортом. Причем речь идет о базовых потребностях, которые можно обозначать лишь как отправную точку в деле возрождения массового спорта, формировании здоровой нации.В свою очередь, коммерческие структуры в фитнесиндустрии, даже крупные сетевые операторы рынка, в целом, также не в состоянии предоставить услуги, соответствующие большинству потребительских ожиданий граждан России,прежде всего, в области цены. А там, где подобные попытки сделать шаг навстречу населению производятся (например, клубы «Basic» сети группы компаний «FitnessHouse»в городе СанктПетербург), как правило, страдает качество —спортивные сооружения перегружены, обслуживающего персонала не хватает, эффективные занятия физической культурой в подобных условиях становятся невозможными.Здесь встает вопрос о необходимости принятия ряда новых, эффективных в экономическом и социальномплане решений в физкультурнооздоровительном комплексе, причем массово, на уровне государственного управления.В целом, на взгляд автора, особенности инноваций в сфере физической культуры и спорта характеризуются специфичностью данной отрасли национальной экономики, которая имеет две принципиально различные составляющие: с одной стороны –это физкультурнооздоровительная линия, основанная на гармонизации, духовном и физическом развитии человека, с другой –соревнования, борьба и развлечения, –категории в значительно большей степени материального и потребительского характера. Важно понимать, что при этом они образуют четкую систему взаимодействия друг с другом. Здоровье и общая физическая подготовка всегда подвергается проверке на практике в плане эффективности в противостоянии и соревнованиях, при этом стрессовые ситуации, борьба (развлечения, на наш взгляд, в данном аспекте следует рассматривать лишь как попутный, дополнительный элемент) в определенной мере меняют требования к подготовке, состоянию личности, союзов и объединений людей, являясь стимулом для совершенствования и движения вперед в области физической подготовке. Отсюда следует сделать вывод, что сфера физической культуры и спорта сама по себе заведомо обладает большим инновационным потенциалом, в ее сущности заложена потребность в развитии и нововведениях. В этой связи, следует признать перспективным и благоприятным внедрение инноваций любого характера в данной сфере, в том числе и в области менеджмента. Инновационный путь развития этого сектора сферы услуг национальной экономики, отличный от настоящего, должен базироваться, на наш взгляд, прежде всего, на внедрении новых систем управления и организационноэкономического обеспечения процесса оказания фитнесуслуг, создании действительно комплекса взаимосвязанных физкультурнооздоровительных и спортивных объектов на территории муниципалитетов и регионов.Миссия такой организации будет достаточно глобальной –обеспечение населения Российской Федерации полным спектром физкультурнооздоровительных услуг. Генеральная цель в коммерческом плане –большая доля рынка физкультурнооздоровительных услуг на местном, региональном и федеральном уровнях.На наш взгляд, базовым механизмом менеджмента здесь могла бы стать такая система управления, как государственная корпорация. Среди позиций, которые могут быть решающими при выборе данной модели управления предполагаемой организацией: сильная сетевая структура, прогрессивные корпоративные методы управления, сравнительно большая свобода действий, пониженные требования к отчетности (к примеру, государственная корпорация не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности (исключение составляют ряд документов, представляемых в правительство РФ), возможность достигать и обеспечивать единые государственные стандарты и нормативы в качественном и количественном плане в сфере фитнесуслуг, в том числе опирающиеся на перспективные показатели Федеральных целевых программ в области физической культуры и спорта. Важным моментом следует признать и то, что на государственные корпорации не распространяются положенияфедерального закона №127ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».Также подобный механизм управления имеет преимущества в плане повышения эффективности деятельности организаций, а именно растет заинтересованность в повышении эффективности использования имущества и денежных средств организаций, в частности, путем внедрения ресурсосберегающих технологий; появляется заинтересованность в расширении дополнительных, в том числе платных, услуг населению и другим организациям; появляется возможность осуществлять долгосрочное планирование ( в том числе финансовое) на уровне организации и осуществлять расходы, выгода от которых проявится в последующих отчетных периодах. Особенно важным следует считать возможность активной политики государственной корпоративной структуры на рынке труда, к примеру, она более свободна в плане привлечения квалифицированных сотрудников путем повышения заработной платы.Следует признать, что многие эксперты говорят о снижении экономической безопасности ряда отраслей и государства в целом при использовании механизмов управления секторами экономики в форме государственных корпораций. Однако, если их деятельность будет находится под реальным контролем Правительства Российской Федерации (как и подразумевает законодательство), неблагоприятные для экономики действия можно будет предупредить, а благоприятные –поддержать.Формируемая государственная сеть физкультурнооздоровительных учреждений и объектов (условно назовем ее «Госспорт») подразумевает не только создание системы управления на базе государственной корпорации со своими представительствами в муниципальных образованиях и регионах (уместно будет размещать их в наиболее значимых для данных территорий физкультурноспортивных объектах «Госспорта»),но и создание единой сети, реализующей услуги физкультурнооздоровительного характера населению в муниципальных образованиях, районах и регионах. При этом, часть городской инфраструктуры, отвечающей за физкультурнооздоровительные и спортивные функции также могло бы быть в ведении данной корпорации. К примеру, их работа может быть организационно и экономически обеспечена посредством механизмов корпоративной социальной ответственности.Важным следует считать потенциально допустимое для рассматриваемой системы управления направление использования механизмов государственночастного партнерства в фитнесиндустрии, в том числе такой его составляющей, как привлечение предпринимателей через государственный заказ под контролем корпорации. Важно понимать, что решения по их привлечению здесь будут приниматься теми лицами, которые реально заинтересованы в развитии фитнесиндустрии, так как по сути, от этого процесса будет зависеть и экономические и социальные результаты деятельности всей организации, фитнессектора сферы услуг.Следует отметить, что в настоящее время корпорации в Российской Федерации оказывают населению значительные объемы услуг различной категории. Среди них ОАО «Сбербанк», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром». Стоит отметить, что эффективность их деятельности достаточно высокая. Все они, несмотря на общий негативный фон в экономике страны продолжают получать прибыль и удовлетворять потребности населения в услугах с соответствующим уровнем качества. Выделяя государственные корпорации, следует указать на то, что рядтаких структур, как государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», государственная корпорация по атомной энергии«Росатом»целенаправленно функционируют и достаточно успешно достигают поставленные перед ними задачи государственного уровня. При всех нареканиях в плане эффективности деятельности корпоративной структуры "Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горнолыжного курорта",основная ее цель достигнута –Олимпийские игры 2014 года успешно проведены.Здесь отдельно следует рассматривать понятие государственных корпораций. Государственная корпорация—организационноправовая форма некоммерческих организаций в России. Государственной корпорацией признаётся не имеющая членства некоммерческая организация, учреждённая Российской Федерацией на основании Федерального Закона о ее создании и на основе имущественного взноса и созданная для осуществлениясоциальных, управленческих или иных общественно полезных функций[1].Автор отмечает, что в самой формулировке Федерального закона подчеркивается социальная направленность деятельности такой структуры, поэтому есть все основания полагать, что она пригоднадля внедрения в процесс управления физкультурнооздоровительным комплексом, являющимся частью социальной сферы Российской Федерации.Таким образом, на наш взгляд, одним из векторов развития физкультурнооздоровительного комплекса России, как составляющей сферы услуг, следует рассматривать создание государственной корпоративной структуры в фитнесиндустрии. В определенном смысле данный путь развития физкультурнооздоровительного комплекса нашей страны стоит рассматривать как инновационный, так как он подразумевает внедрение новой для данного сектора экономики парадигмы менеджмента.

Ссылки на источники1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7ФЗ «О некоммерческих организациях».

Mikhail SmirnovCand. ofEcon. Sc., Docent of a Chair of Economic and Business, Institute of Law and Business (ILB), StPetersburg, Pushkin.ipprio@mail.ruInnovative management technologies in fitness industry of Russian FederationAnnotation. Modern innovative management technologies in fitness services of Russian Federation are discussed,the main features of public corporation in fitness industry are presentedKey words:innovations, fitness services, innovative management technologies, public corporation, fitness industry