Некоторые аспекты развития розничной торговли с помощью вендинга

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Безлипкина Е. В. Некоторые аспекты развития розничной торговли с помощью вендинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2466–2470. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54757.htm.
Аннотация. Статья рассматривает весьма актуальную и интересную проблему в сфере розничной торговли, а именно торговлю товарами и услугами через автоматизированные системы продажи – торговые автоматы. На Западе эта форма розничной торговли давно развивается и получила название вендинг. В статье дан исторический экскурс по данной теме, говорится о теории и практике вендинга. Рассмотрен процесс становления и развития вендинга за рубежом - в Европе, США, Японии, а также в России. Далее отмечены преимущества и недостатки вендинговой торговли, дана определённая статистика по теме, приведена классификация современного вендинга по видам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Безлипкина Елена Викторовна,доценткафедры коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг,ФГБОУ ВПО Казанский институт (филиал) РоссийскогоHelenmev@ mail.ru

Некоторые аспекты развития розничной торговли с помощью вендинга

Аннотация. Статья рассматривает весьма актуальную и интересную проблему в сфере розничной торговли, а именно торговлю товарами и услугами через автоматизированные системы продажи –торговые автоматы. На западе эта форма розничной торговли давно развивается и получила название –вендинг. В статье дан исторический экскурс по данной теме, а также теория и практика вендинга. Рассмотрен процесс становления и развития вендинга за рубежом в Европе, США, Японии, а также в России. Далее отмечены преимущества и недостатки вендинговой торговли, дана определённая статистика по теме, приведена классификация современного вендинга по видам. Ключевые слова:новый метод продажи товаров, тип бизнеса, исторический экскурс, прогрессивная форма торговли, развитие вендинга в Европе, США и Японии, процесс становления и развития в России, виды вендинга, преимущества и недостатки вендинга.

Вендинг (англ. Vending от англ. Vend торговать,продавать)это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов).Торговый автомат

устройство, осуществляющее мелкорозничную торговлю товарами и оказывающее услуги, оплата и выдача которых происходит с помощью технических средств, не требующих участия продавца, после получения от покупателей платежных средств.Вендингявляется на сегодняшний деньмногоаспектным.Вопервых, это однаизновых, современных формрозничной торговли.Вовторых, этовид успешного бизнеса.В третьих, этопрогрессивныйметод продажи товаров и услуг потребителям.Современный вендинг получил широкое распространение в мире, как удобный и не очень требовательный способ вести розничную торговлю или оказывать услуги. Сегодня торговые автоматы это целый комплекс устройств, которые работают согласно установленной в нём программе. Развитие различной функциональности вендинг автоматов это неизбежный результат конкуренции между производителями автоматов, с одной стороны, и потребностями развития новых форм розничной торговли, с другой.Историяэтого явления уходит своими корнями в 1 век до н.э,когда прообразомпервоговендингавтоматаявилсясконструированный автоматпо продаже священной воды, о котором упоминал греческий математик Герон Александрийский в своем труде «Пневматика» (.215г.).Далее упоминания об этом устройстве встречается в древнем Китае(1076г. н.э.),где был создан автомат по продажеза монеты карандашей, затем в начале17в. в Англиипоявились автоматы по продаже табака. В 1832г. в США появился первый автомат по продаже газированной воды, в 1867г. в Германии был создан первый автомат по продаже товаров,ну а потом уже процесс создания и совершенствования торговых автоматов стал набирать обороты и появились различные их виды.Первые патенты на торговые автоматы в США были выданы в 1886 году. В 1887 году в Великобритании была создана первая торговая фирма по продаже товаров через торговые автоматы.Классические автоматы для торговли жевательной резинкой (так называемые «gumball machine» или «bulk vending machine») появились

в СШАв конце 19 века. Впервые автоматы по продаже жевательной резинкибыли поставлены в НьюЙорке в 1888 году на платформе станции Эль.Первые торговые автоматы были сделаны из железа, стекла и дерева и привлекали покупателей своей необычностью.В 30е годы 20 века там же появились первые торговые автоматы по продаже охлажденных напитков в бутылках, а в1946г.по продаже горячего кофе.Первый торговый автомат в России был установлен в СанктПетербурге в ноябре1898 года это был автоматический аппарат по продаже плиток шоколада. Автомат был установлен петербургской фирмой «Жорж Борман»(основатель и глава Георгий Николаевич Борман) на фабриках которой выпускался шоколад и конфеты, мармелад и пастила, карамель, монпансье и леденцы. Фирма «Жорж Борман» добилась таких успехов, что в 1870г. на Всероссийской выставке в Петербурге ее продукция получила бронзовую медаль, а в1876 г. удостоилась звания «Поставщика Двора его Императорского Величества» с предоставлением права изображения государственного герба на своих кондитерских этикетках.Серийное производство первых торговых (вендинговых)автоматов в Советском союзе началось в 1956 году. Развитие торговых автоматов в конце 50х гг. XX в. получило импульс после знаменитой поездки Н.С.Хрущёва в Соединенные Штаты. В Москве было установлено около 10 тысяч автоматов по продаже газированной воды. На станциях Московского метрополитена стояли автоматы по продаже жетонов для проезда, а на большинстве вокзалов автоматы по продаже билетов. В крупных городах (Ленинград, Москва, Горькийи др.) были популярны автоматы по продаже газет.В конце 60х годов в Москве открылся первый опытный магазин «Автоматторг». Торговое заведение без продавцов появилось напротив Театра им. Ленинского комсомола. Автоматы продавали молочные продукты (молоко, кефир, ряженку, плавленые сырки, сыр и масло в мелкой расфасовке идр.), бутерброды с сыром и вареной колбасой. Предприятие «Автоматторг» выпускало 12 видов всевозможных автоматов, которые поставлялись во все крупные города Советского Союза. Тем не менее отрасль не получила значимого развития, магазин «Автоматторг» со временем был закрыт. Однако до самого конца СССР сохранялась популярность автоматов по продаже газированной и негазированной воды, подсолнечного масла в розлив, газетных автоматов и др.[1].В

постперестроечный период и эти автоматы исчезли с улиц российских городовив вендинговой сфере наступило длительное затишье. Лишь в конце 90х годов 20века вендинг в России началвозрождаться. Стали появляться торговые автоматы различных видов и назначения, однако и сейчас их общее число почти в тысячу раз меньше, чем, например, в США, Японии.За это время в США, Европе,Канаде, Японии торговые автоматы стали совершенно привычным и даже обыденным явлением.К примеру, ещё 1989 году можно было приобрести джинсы «Lewis»через торговый автомат на одной из станций метро вПариже. У машины был специальныйремень, который покупатель обвивал вокруг талии и машина самаопределяла размер и подбирала джинсы. В Японии и в настоящее время есть такие автоматы. В стране Восходящего солнца через торговые автоматы продают даже свежиеяйца. Обычно такие автоматы стоят вблизи птичьих ферм, так что и продукция здесь свежайшая. Стоимость десятка яиц через автомат выше, чем в магазине на 1020%, но зато о качестве покупатель может не беспокоиться.Уже сейчас в Японии, США и ряде других стран каждая пятая покупка совершается через торговые автоматы. Сегодня торговые автоматы располагаются повсюду от парковки до магазина это сервис, товары, услуги. Вразвитых странахониприносят их владельцам миллиардные прибыли.Ещё в начале ХХ1 века( в 2001году)объем вендинга в США составил $24,34 млрд. (в 1992 $17,4 млрд). Более 35 % торговых автоматов в СШАбылоустановлено на промышленных предприятиях, 27 % в офисах, 9 % в учебных заведениях, примерно по 5% приходится на отели, рестораны и больницы, 12 % раз мещено в публичных местах. По данным Министерства труда США, один торговый автомат каждый час приносит своему владельцу в среднем $70,58. Лидерами продаж, по данным на 2011 год, являются прохладительные напитки (28,2 % $6,86 млрд.) и конфеты (24,9 % $6 млрд.).В Европе, по данным EVA (European Vending Association), установлено 4,5 млн. торговых автоматов. Ежегодно через них продается товаров на $20 млрд. По мнению аналитиков, этот показатель увеличивается на 510 % в год. Среди европейцев больше всех торговыми автоматами пользуются немцы. В Германии более 2 млн. таких машин. В Великобритании около 500 тысяч. Летом 2002 года в Манчестере открылся первый в стране автоматический супермаркет, в котором представлено 150 наименований товаров.В Японии автоматы играют чуть ли не главную роль в сфере продаж. Количество таких машин в стране 5,6млн.(1 автомат на 23 жителя). Самыми распространенными являются автоматы по продаже напитков (более 2,6 млн.). Объем рынка около $60 млрд. (самый большой в мире).По всему мируустановлены и работают около 20 млн. различных торговых автоматов. При этом в России на 100 тыс. человек приходится один продовольственный вендинговый автомат, тогда как в Европе на 120 человек, в США на 20 человек[2].

Процесс становления и развития автоматизированной торговли в России походит не так, как за рубежом. Здесь есть свои особенности. В настоящее время рынок торговых автоматов в России развивается неравномерно. ВМоскве и крупных городах РФ вендинговых автоматовустановлено гораздо больше, чем в регионах. Причин этому несколько: концентрация населения с относительно высокими доходами, множество бизнес и торговых центров, автосалонов,вокзалов,аэропортов,ВУЗов и других объектов, где скапливается большое количество потенциальных потребителей. Это позволяет развернуться и крупным вендинговым сетям, и многочисленным малым операторам вендинга, которые устанавливают и обслуживают несколько автоматов. Однако это не значит, что в крупных городах рынок насыщен. В регионах вендинг тоже развивается, причем потенциал тут достаточно серьезный. В настоящее время наша страна развивается в этой сфере несколько медленнее, чем зарубежные страны,но в этом и заключается перспектива данной формы розничной продажи товаров и оказания услуг.Но количество торговых автоматов на душу населения даже в Москве, в десятки раз меньше, чем, например, в Берлине.Одной из преградв Россиидо недавнего времени был принятый в 2003 году Федеральный закон N 54ФЗ «О применении контрольнокассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», который обязывал «автоматчиков» применять кассовое оборудование. А оно стоит не мало ( около 35 тыс. рублей),что является существенным препятствием для индивидуальных предпринимателей, особенно для начинающих. Однако летом 2011 года в Налоговый кодекс были внесены поправки, упростившие налогообложение торговых автоматов. После этого ситуация изменилась в лучшую сторону. Позитивные изменения в сфере законодательного регулирования торговой отрасли открывают вендингу новые перспективы. Однако мало купить автоматы –надо выбрать место для установки.Во многих западных странах работодатель на законодательном уровне обязан предоставлять сотрудникам места для отдыха и приема пищи, причем в некоторых случаях круглосуточно. Разумеется, именно в таких помещениях автоматы могут принести наибольшую отдачу. Более того, на Западе большое количество аппаратов, установленных на предприятиях, отпускают товары без денег –подходи и наливай кофе или чай. Обеспечение сотрудников горячими напитками рассматривается там как функция социальная. В западных странах автоматы на рабочих местах занимают до 80% от общей доли вендингового рынка и только 20% автоматов стоят в местах общественных[3].

А вот в России автоматов на предприятиях, рабочих местах значительно меньше. Норм законодательного права. регулирующих эту сферу бизнеса в России пока не существует. В Италии, к примеру, офисные здания сдаются уже с отводами от магистрального водопровода для присоединения вендинговых аппаратов. Существенным минусом российского законодательства является отсутствие закона,посвящённого вендинговой торговле. В системе предпринимательского права России вендинговая деятельность как отдельная отрасль не имеет достаточного правового регулирования, что нередко порождает неопределенность в отношениях между субъектами этой деятельности. Функционирование вендинга регулируют разные законы, которые носят, с одной стороны, очень общий характер, с другой –контролируют лишь некоторые частные взаимоотношения. До конца не разрешена проблема применения ККТ в торговых автоматах. Остро стоит проблема обеспечения прав потребителей при продажах товаров через торговые автоматы (общие нормы Закона «О защите прав потребителей» не всегда применимы к продажам товаров через автоматы)[4].

Вообще, у этого метода продажи товаров врозничной торговли есть ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными, т.к. он:

предоставляет покупателю возможность приобретать товар в любое время суток,

повышает культуру обслуживания за счет исчерпывающей информации о товаре, высокой скорости товарооборачиваемости,

способствует сокращению времени на приобретение товаров,

способствует снятию ажиотажного спроса на отдельные товары,

обеспечивает оптимальные условия хранения и продажи товаров, высокий уровень гигиеничности хранения и продажи продовольственных товаров,

снижает затраты живого труда, исключая потребность в продавцах,

приближает продажу товаров к покупателю благодаря установке автоматов в местах массового спроса,

обеспечивает мобильность перемещения и установки,

позволяет покупать товары, используя денежные знаки, жетоны, а также пластиковые карточки,

дает возможность организовать торговлю в тех местах, где наличие стационарной торговой сети нецелесообразно,

при надлежащей организации дает высокую рентабельность, которую невозможно достичь при традиционных методах продажи.При этом вендингмашины не бастуют,не требуют повышения зарплаты, им не свойственна лень, они свободны от личных дел в рабочее время,они точны. Этота часть привлекательных черт торговых автоматов, благодаря которым они становятся все популярнее и популярнее. Но существуют и недостатки вендинговой торговли:

как любая машина, автомат может сломаться,

торговый автомат не умеет сам следить за своим внешним видом,

автомат не может пожаловаться на проблемы, возникшие в процессе продажи, хотя многие из них уже оснащаются GSMмодулями и могут извещать своего владельца о ходе продаж, запасах товара или технических неполадках,

автомат проще обмануть, подсунув ему фальшивые деньги. Наилучшим образом со своей задачей справляются электронные платёжные системы,тогда какмеханические монетоприёмники справляются со своей задачей немного хуже, но и здесь процент подделок весьма невелик,

в отличие от человека торговый автомат не имеет эмоций, автоматне может поддержать разговор, пошутить или просто улыбнуться. Это, пожалуй, самый серьёзный недостаток автоматической торговли. Хотяужесейчас есть говорящие торго вые автоматыи скоро автомат сможет давать советы или отвечать на вопросы покупателя,есть надежда, чтопоявятся и автоматы, наделённые чувством юмора!

Пожалуй, в мире нет страны, где бы ни работали торговые автоматы. Принося 100300%

прибыли годовых с вложенных средств, торговые автоматы за свой срок службы окупают себя 3040 раз.Срок окупаемости торговых автоматов составляет 1012 месяцев, а срок эксплуатации 25 лет. Поэтому это ещё и высоко рентабельный вид бизнеса.

Каждый день в мире появляются тысячи новых торговых автоматов. Все,что может продавать человек может продавать и машина. Кроме того, в отличие от обычного продавца торговые автоматы одинаково «вежливы» со всеми. Автоматы не «болеют», не отдыхают, другими словами работают 24 часа в сутки. Они работают там, где отказался бы работать человек, там, где есть потребность в конкретном товаре круглые сутки.

Торговые автоматы ежеминутно обслуживают многих и многих покупателей по всему миру, предлагая все новые товары и услуги. Так, американские компании началипредлагать покупателям приобрести посредством автоматов цифровые камеры, наушники, аудиоплееры, компьютерные аксессуары и прочее,стоимостью от 2 до 500 долларов.Если на американском

вендингрынке такой наполнитель пока еще новинка, то в Японии мелкая электронная и цифровая техника продается таким образом давно. В Японии пользуются популярностьавтоматы по продаже зонтиков, т.к. это не только средство защиты от дождя, но и средство защиты от солнца, да и просто даньтрадиции. Число зонтиков в Японии не поддается подсчету на 1 японца в течение жизни приходится 43 зонтика! [5].Если рассматривать разновидности вендинга, то на современном этапе его развития можно отметить существенное разнообразие.Существует и классификация торговых автоматов по различным признакам и видам. Их различают по:1.По товарным группам. 2.По видампродаваемыхтоваров3.По степени готовности товаровк продаже.4.По состоянию товара.5.По месту расположения автомата.6.По средствам расчета за товары. 7.По конструктивному исполнению автоматов.8.По способу установки.Современные виды вендинговой торговли:Кофейныйи чайныйвендинг. Кофейные и чайные аппараты для вендинга очень удобны для начала собственного бизнеса. Такой бизнес гораздо проще, чем открыть кафе или магазин, а уровень доходов при разумном подходе может быть очень высоким. Кроме того, в вендинге существуют альтернативные способы получения прибыли, такие, как размещение рекламы на вендингавтоматах. Говоря о новых тенденциях в кофейноми чайномвендинге, стоит отметить, что в последнее время пользуется большим успехом приготовление натурального кофе из зерен при помощи кофе автоматов. Снековый вендинг. Торговые автоматы для продажи снэков предназначены для реализации любых фасованныхпродуктов питания,причем разделяют автоматы для продажи снэков

и для продажи бутылок и банок, а также есть третий вид –комбинированные снэковые автоматы, которые реализуют и то,и другое. Торговые автоматы для продажи снэков не требуют подключения воды, найма большого количества обслуживающего персонала. Снэковые автоматы в России появились совсем недавно, но уже стали популярнымии незаменимыми помощниками для потребителя. Снековый вендинг пользуется большей популярностью у молодежи и у детей. Покупка фасованных товаров питания, таких как: кондитерские изделия, сандвичи, напитки и продукты питания в банках и бутылках, попкорн и прочее избавляет потребителя от траты времени на посещение магазина. Современный российский рынок вендингового

снекового оборудования предлагает в большом ассортименте продукцию как западных, так и отечественных производителей.

Вендингнапитков. Современные торговые автоматы по продаже воды, соков, коктейлей, пива, горячего чая,шоколада более совершенны, чем были в 50е годы 20века. Они позволяют быстро и качественно обслуживать покупателей, не нуждаются в постоянном контроле, предлагают потребителю больший выбор товарови в более удобной упаковке, работают круглосуточно и без перерывов. Автоматы по продаже воды и напитков по популярности находятся на третьем месте в мировом рейтинге вендиноговой торговли. Революционное решение для организации продаж напитков открыла для всего вендингового рынка английская компания WaterWerkz. Автомат смешивает и приготавливает напиток, упаковывает его и отпускает покупателю. Напиток разливается в пакетик и закрывается резьбовой пробкой. Конечный потребитель берет в руки напиток, упакованный как, например, майонез с завинчивающейся крышкой. Запатентованная система получила название PouchLink.[6].Очень выгодной разновидностью вендинга напитков являются автоматы по продаже пива, кваса и сока. Эти напитки наиболее популярны в нашей стране. Но, к сожалению, в этом виде товара превалирующим фактором, который влияет на количество продаж, является время года. Бахильный вендинг. С наступлением новой эпохи –«эпохи евростандартов» потребность в гигиеническом вендинге, по мнению аналитиков, будет возрастать с каждым годом. Бахильный вендинг –это продажа бахил через установленные в больницах и поликлиниках, медицинских центрах автоматы.Автоматы по продаже бахил приносят примерно такой же доход, как аппараты, продающиепродукты питания.Есть два вида бахильных автоматов –механический автомат, который только продает бахилы. Он очень компактен, не требует подключения к электросети. И электронные автоматы по надеванию бахил, где при оплате пары бахил потребитель ставит ногу на платформу автомата и вынимает ее уже одетую в бахилу.Газетныйи книжныйвендинг. Продажа газети открыток

через автоматы существовала ещё в СССР, хотя онабылапредставленасетью торговых автоматов, которые не слишком привлекали внимание и имели одно лицо. Сегодня торговые автоматы для продажи газет, книг, открытокза рубежом очень распространенны. У нас же этот вид вендингторговлитолько начинает появляться. Современные автоматы по продаже газет, книг и др.печатной продукции имеют более привлекательный внешний вид и располагают ассортиментом продукции периодической печати, начиная с 4х наименований. Оснащены устройствами для предотвращения хищения.Если какоелибо издание полностью продано гаснет витрина, на которой оно было выставлено. Такое оборудование предназначено для установки в местах,защищенных от попадания осадков[6].Компактдисковый вендинг. Компактдиски и DVD пользуются спросом и популярностью, причем как для продажи, так и для обмена. Автоматы по продаже дисков рассчитаны на разновозрастную аудиторию,для выбора диска важен лишь его анонс на обложке. Торговые автоматы, как правило, оснащены встроенным монитором, накотором можно просмотреть при желании ролик интересующего покупателя фильма,способны размещать на хорошо просматриваемой витрине до 30 наименований дисков.В России на долю торговых автоматов cd и dvd приходится не более 5% от общего количества вендинговых автоматов. Этот бизнесу нассовсем молод и не имеет конкуренции. Сигаретный вендинг. Сигаретный вендинг очень распространенв развитых странах. В Германии за недавние годы установлено около 100 тысяч сигаретных вендинг автоматов. У нас оборудование для продажи сигарет практически не представлено на рынке, а вот, в Японии сигаретный вендинг очень популярен. На территории страны расположено более 62 тысяч торговых автоматов по продаже сигарет. Власти страны в борьбе с курением оборудуют торговые автоматыпродажи сигарет функцией идентификации возраста покупателей, с целью не продавать сигареты несовершеннолетним. Аптечный вендинг. За рубежом практически в каждой аптеке можно встретить автоматы по продаже лекарств. Первая их функция –увеличивать объемы продаж лекарственных препаратов и предотвращать появление очередей. Такой опыт продажи лекарств посредством автоматов «magex»уже есть в некоторых аптеках г.Москвы. Автомат по продаже лекарств способен содержать в базе данных около 1000 наименований лекарственных препаратов и очень быстро проводить поиск и выдачу товара. А некоторые виды оборудования для аптечного вендинга способны обслуживать несколько покупателей одновременно. Такой автомат сможет заменить несколько продавцов и очень быстро нейтрализоватьочередь. Весьма распространены и доходныавтоматыпо продаже презервативов или кондоматы.За границей в свое время проводился эксперимент по оборудованию школ и колледжей кондоматами для предотвращения ранней беременности у подростков,после чего этот видвендоров получил широкое распространение.

Массажный вендинг. Массажные кресла –очень удобный и приятный вид услуг. Эта особенность обуславливает популярность массажного вендинга. Массаж можно проводить как сидя, так и лежа. В России массажные кресла какотдельный вид вендингуслуг появились сравнительно недавно. Но уже во многих местах можно встретить различные по стилю и оказанию массажных услуг торговые автоматыкресла, принимающие монеты и купюры. Наиболее идеальными местами для их установки по праву (и по опыту операторов) считаются аэропорты, медицинские учреждения, отели. Услуга кресла значительно дешевле, чем услуга массажистачеловека, а эффект, как заявляют пользователи, практически аналогичный.Прочие виды вендинга. Кроме вышеназванных видов вендинга, существует еще рядразновидностей.Туманный Альбион, известный своей переменчивой погодой стал тестовой площадкой для установки автоматов «Погодная станция» WeatherStation

это целый автоматический торговый комплекс, позволяющий человеку чувствовать себя комфортно в любую погоду. Продукция автомата это зонтики, плащидождевики, упакованные в тубы, освежающие салфетки, салфетки с солнцезащитным увлажнителем (для защиты лица в жаркие дни). Автоматы установлены не только на станциях место, но и впрогулочных местах, парках, зонах отдыха.Широко используютсямузыкальные вендингаппараты для создания музыкального фона в барах, кафе, бильярдных, ресторанах и других развлекательных заведениях. Современные такие музыкальные аппараты оснащены функцией воспроизведения видеоклипов или рекламных роликов –на усмотрение оператора. Появилось множество торговых автоматов, способных самостоятельно чтото приготовить, например торговые автоматы мороженного предлагают потребителю несколько видов мороженного и варианты веса покупкиили автоматыпо изготовлению, выпечки булочек, пиццы, хотдогов, пирожков, приготовлению горячих обедови т.д. Очень развита в некоторых странах продажа цветов посредством вендинговых автоматов. Такое оборудование весьма габаритно, но предлагает потребителю несколько видов продукции. За границей достаточно развит вендинг визиток. Также посредством вендоров продают туалетную бумагу, батарейки. Пользуется спросом торговые автоматы, оказывающие услуги поподзарядкеаккумуляторов мобильных телефонов, подкачки шин для автомобилей,проката велосипедов,продажи авиа и ж/д. билетов, билетов на концерты и спортивные матчи. Посредством вендингуслуг можно оказывать самыеразнообразные услуги и сопутствующуюпродукцию: карты оплаты сотовой связи, карты IPтелефонии и Интернет, таксофонные карты, оказывать услуги по копированию, по оплате различных платежейи многое другое[7].Отдельным направлением можно выделить также вендоры, принимающие оплату за парковку авто. Причем такие автоматы в западных странах можно встретить не только на открытых парковочных площадках, но и при въезде в круглосуточ ные крытые паркинги. Очень часто такое оборудование, размещенное вдоль автотрасс и на остановках общественного транспорта, дополнительно защищают от вандалов металлическими решеткам.В

заключении можно отметить, что вендинг с каждым годом набирает обороты, и если еще несколько лет назад этот вид бизнеса и методрозничной продажи товаровдислоцировался в основном в таких странах, как Япония, Великобритания, США и Евросоюз, то сегодня вендинг охватил и Россию, и практически весь мир. Онпродолжает совершенствоваться и разрастаться.Сейчас в России вендинг стремительно набирает обороты. Количество устанавливаемых торговых автоматов растет на сотни процентов в год. Например, в 2010 году автоматов было продано в 3 раза больше, чем в 2007, а за 20112012 –уже в 12 раз больше. В 2013 году торговых автоматов стало больше еще в 8 раза ) [9].И потенциалэтогорынка огромный.

Ссылки на источники1. Баранник А. Торговые автоматы: вендинг без секретов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 192 с.2.http://ru.wikipedia/org/wiki/ Торговый автомат.( 20.03.2014г.).3.Васильева Ю. Начнем торговать заново. // Российская газета.2012.№ 610.4. Бочков Н.И. Торговый автомат: проблемы применения ККТ // Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение. 2013. №7. 5..Комарова Т. Устали от нерадивых продавцов и предпочли заменить их торговыми автоматами. // Секрет Фирмы.2009.№ 7 (288).6.Кныш Я. Отвоеванные квадраты. // Комерсантъ.2011. № 35 (4090).7.ЧигаринТ.Вендингбизнес:механические торговые автоматы.Орел,Изд.С.Зининой,2005.128с.8.http://www.torgrus.ru –Новости и технологии торгового бизнеса.(20.03.2014г.).9. http://www.rtpress.ru –Российская торговля.(20.03.2014г.).

BezlipkinaElenaViktorovnaThe associate professor of the department of commercial activity in the market of goods and services, Federal public budgetary educational institution of higher education Kazan branch of the Russian state university of trade and economicsHelenmev@mail.ruSome aspects of development of retail trade by means of vendingAbstract. The article considers a very actual and interesting problem in the sphere of retail trade, namely the trade of goods and services through the automated systems of sale –vending machines. In the Western countries this form of retail trade has been developing for a long time and received the name –vending. In the article both historical digression on this subject and the theory and practice of vending are given. The process of vending formation and development abroad in Europe, the USA, Japan, as well as in Russia is considered. Further on advantages and shortcomings of vending trade are noted, certain statistics on the subject are given, classification of modern vending by types is carried out.Keywords:new method of sale of goods, type of business, historical digression, progressive form of trade, vending development in Europe, the USA and Japan, vending development in Russia, types of vending, advantages and shortcomings of vending.

: