Акты Президента Российской Федерации программно – политического содержания: конституционно – правовая характеристика
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кичалюк
О.
Н. Акты Президента Российской Федерации программно – политического содержания: конституционно – правовая характеристика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
2486–2490. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/54761.htm.
Аннотация. Статья посвящена характеристике актов Президента РФ программно-политического содержания. Автор рассматривает юридическую природу посланий, стратегий, доктрин и концепций главы государства.
Текст статьи
Кичалюк Ольга Николаевна,кандидат юридических наук, доцент, зав. кафедрой конституционного и муниципального права Института сферы обслуживания и предпринимательства (филиала) ДГТУ в г. Шахты Ростовской обл., г. Шахты Ростовской обл.olga.kichalyuk@mail.ru
АктыПрезидента Российской Федерациипрограммнополитического содержания: конституционно –правовая характеристика
Аннотация.Статья посвящена характеристике актов Президента РФ программнополитического содержания. Автор рассматриваетюридическую природу посланий, стратегий, доктрин и концепцийглавы государства.Ключевые слова:Президент РФ, акты, послание, доктрины, концепции, стратегии.
Многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через издание им правовых актов, каковыми, согласно ст.90 Конституции РФ, являются указы и распоряжения.В научной литературе указы подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативный указ как источник российского права является предметом исследования многих ученых –правоведов[1], индивидуальные указы и распоряженияглавы государства, как правило, не подвергаются детальному анализу, поскольку являются следствием нормотворческой деятельности Президента РФ.Юридическая природа рассматриваемых актов определена ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, согласно которой указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Хотя, на наш взгляд, ели бы Основной законзакрепил формулу: ©акты Президента РФ издаются на основе и во исполнение Конституции РФ,федеральных конституционных законови федеральных законовª, подзаконность актов главы государства не подвергалась бы сомнению.Наряду с указами и распоряжениями, Президент РФиздает акты программно –политического содержания, правовая природа которых является предметом научных дискуссийотечественныхюристов.В соответствии с п. ©еª ст. 84 Конституции РФ глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Исследование президентских посланий, отражения в них проблем юридического и политического значения, реализация ихзаконодательной иисполнительной властьюостается актуальным и значимым до сих пор, хотя со дняпринятия Конституции РФ минуло уже два десятка лет. Этот институт закреплен в основных законах зарубежных государств. Так, Президент США обращается к парламенту с ежегодным посланием ©О состоянии Союзаª, которое фактически рассматривается как предложенная Президентом программа законопроектной деятельности Конгресса. Президент Французской республики уполномочен обращаться к парламенту и нации о существенных угрозах государственности и о принимаемых мерах. Этим правом традиционно наделены президенты латиноамериканских и ряда других стран с сильным институтом президента [2].Сходство посланий Российского президента с посланиями глав зарубежных государств заключается в том, что они не нуждаются в чьем –либо одобрении, отличие –в большей, как нам кажется, политической окраске.В литературесправедливо отмечается, что послания Российского президента имеют сложную правовую природу. В частности, по мнению М. Краснова, послание –это официальный документ, приравниваемый по своей силе к закону [3]. Противоположную позицию занимает Т.Я. Хабриева,утверждающая, что послание –это официальный документ, не являющийся нормативным актом, следовательноправотворческую деятельность Федерального Собрания он ограничить не может[4].Мы солидарны с учеными, которые считают, что послание Президента носит характер стратегического политического акта с элементами распорядительных функций, то есть, для парламента оно служит ориентиром законодательной деятельности, для федерального Правительства –руководством к действию на очередной год. Анализ конституционных полномочий Президента РФ позволяет утверждать, что исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством при непосредственном руководстве и участии Президента РФ.Поэтому, обращаясь к Федеральному Собранию, глава государства параллельнодает поручения и указания ПравительствуРФ.Внастоящее время документом, упоминающем о послании главы государства, является Федеральный закон от 20.07.1995 г. ©О государственном прогнозировании и программах социально –экономического развития Российской Федерацииª, в котором ст. 4 установлены требования, предъявляемые к первому посланию Президента РФ после вступления в должность. В него обязательно включается концепция социально –экономического развития страны на среднесрочную перспективу [5]. В остальном, президентское послание структурируется по усмотрению главы государства.Ряд структурных подразделений Администрации Президента РФ участвуют в подготовке ежегодных посланий. В частности, УправлениеПрезидента РФ по вопросам противодействия коррупциипредставляет главе государства информацию, по вопросам, относящимся кегокомпетенции[6].Аналогичные функции выполняют Управленияпо вопросам государственной службы и кадров[7], пообеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации[8],Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека[9].Необходимо заметить, что Послание 2013 года отличается от предыдущих аналогичных актов Президента РФтем, чтовнем мы практическине видимпрямых директив в отношении исполнительной власти. В сравнении с Посланием 2012 г, в котором Президент РФ более пяти раз обратился к Правительству с требованием ©поручаюª, в Послании 2013 г. глава государства акцентировал внимание на первостепенныхзадачах органов государственной власти, используя такие эпитеты как ©прошуª, ©предлагаюª, ©обращаюсьª. И только единожды прозвучало:©поручаю Правительству совместно с Российской академией наук провести корректировку перспективных направлений науки и техникиª[10].Сказанное свидетельствует о том, что Президент РФв послании больше не указываетвысшемуоргануисполнительной власти на то, что ему предстоит сделать, достаточно озвучить приоритетные направления ближайшей перспективы. Тем не менее, подытоживая свое выступление, глава государства отметил: ©Послание является стратегической повесткой развития страны и все, что заявлено, должно исполняться без всяких оговорок, ссылок и ведомственных толкованийª[11]. Еще одной разновидностью документа неоднозначнойюридической силы официального характера, согласно ст. 170 Бюджетного кодекса РФ, является бюджетное послание Президента РФ [12]. Несмотря на то, издание подобного акта не является конституционной обязанностью главы государства, с помощью него определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год, поскольку проект бюджета как федерального, регионального, так и муниципального уровня базируется на Бюджетном послании. Кроме того, с 2007 г.бюджетная политика формируется на двухлетнюю перспективу, обозначенную как плановый период.
В Конституциях ряда зарубежных странзакрепляется право президентов обращаться с посланиями не только к парламентам, но и к народам своих государств [13]. Российский Основной закон подобной прерогативы главы государства не содержит, однако, как показывает практика, Президент РФ выступает с внеплановыми официальными обращениями как к парламенту, так и к населению страны. Ярким примером служитвнеочередное выступление Президента РФ В.В. Путина по вопросу о вхождении Крыма в состав Российской Федерации перед палатами федерального парламента, представителями региональных властей и гражданского общества[14]. Поэтому, как нам кажется, вышеуказанные послания, являясь, с одной стороны, программно политическимиактами, одновременно могут быть отнесены к актам©мягкогоправаª
soft law.Данный термин используется применительно кмеждународнымправоотношениям, ©мягким правомªназывают новые совокупности правил, весьма разнообразные по своему содержанию, структуре, источникам, средствам обеспечения исполнения [15].На наш взгляд, существует необходимость в специальной правовой регламентации юридической природы института послания Президента РФ и не только, ежегодного, адресованного Федеральному Собранию. Целесообразно принять федеральный закон ©О посланиях(обращениях)Президента РФª, прописав в нем виды посланий(обращений)главы государства, порядок их подготовки, реализации и формы контроля за их исполнением. Ежегодно глава государства в режиме ©onlineª в прямом телевизионном эфире отвечает на вопросы российских граждан[16].Есть смысл законодательно закрепить обязанность Президента РФ выступать перед народомРоссийской Федерации с годовым обращением отчетом о проделанной работе, после которого любой человексмог бы задать свой вопрос, тут же получив на него ответ.Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию носят сугубо информационный характер. Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и все приглашенные в зал для заслушивания послания, не вступают в диалог с главой государства и не дискутируютс ним по существу содержанияпослания. ©Живоеª же общение Президента РФ с народом,позволило бы повысить доверие населения не только к главе государства, но и ко всем структурам публичнойвласти.Важнейшими документами программно –политического характераявляются концепции, стратегии, программы и доктрины. Большинство этих актов утверждается указами Президента РФ. Поскольку глава государства в силу своего конституционного статуса определяет основные направления внутренней и внешней политики, наряду с посланиями, свою позицию он отражает в перечисленных документах.Стратегия –это искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.[17]. Стратегиюгосударственной национальной политики Российской Федерации напериод до 2025 года, Президент РФ утвердил своимУказом19.12.2012г., в котором Правительству РФ дал ряд порученийпо реализации Стратегии, а органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления –рекомендовал использоватьположения Стратегии в своей деятельности [18].Стратегиянациональной безопасности Российской Федерации до 2020 годабыла утвержденаУказом12.05.2009 г.[19].При этом вопросы национальной государственной политики и национальной безопасности ранее представляли собой концепции, а не стратегии. Сказанное наводит на мысль, что стратегия по значимости занимает более высокую ступень в иерархии президентских программнополитических актов, в сравнении с концепцией. Концепция –система взглядов на чтото, основная мысль. К примеру, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденнаяПрезидентом РФ 3.04.2012г., официально опубликована не была и указа,ее утверждающего, тоже не издавалось.Аналогично обстоят дела с Концепциейвнешней политики Российской Федерации, утвержденнойПрезидентом РФ 12.02.2013г. и другими концепциями последних двух лет.Тогда как до 2011 года все концепции утверждались указами, придаваяим дополнительную значимость [20].Теперь же концепции не публикуются в официальных источниках, поскольку не подпадают под характеристику нормативного документа.Ознакомиться с ними мы можем либо в справочно –правовых системах, либо на сайте главы государства.Получается, что указ,утверждающий стратегию, как нормативно –правовой акт,обязателен для официального опубликования и исполнения, а концепция, если она не утверждена указом –нет? По нашему мнению, для подобныхдокументов, имеющих важнейшее общественно –политическое значение,необходимость санкционирования нормативным указом Президента РФ существует.Возможно, таким указам следовало бы присваивать особый статус ©указовпрограммного характераª. Доктрина по своему этимологическому значениювесьма близка понятию ©концепцияª.Однаковотличие от последней,доктрина,закрепляя официальныевзгляды Президента РФ в определенной сфере государственной жизни, устанавливает ряд правил по их реализации. Особая роль отводится Военной доктринеРоссийского государства, утвержденнойУказом Президента РФ 5.02.2010 г., поскольку при ее принятии учитывалисьосновные положения Военной доктрины РФ 2000 г., Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г., Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., а также соответствующие положения Концепции внешней политики РФ 2008 г.и Морской доктрины РФ на период до 2020 г.[21].Без сомнения, доктрины также должны утверждаться указами главы государства.В правотворчестве Президента РФ большой удельный вес имеют различного рода программы[22],[23]. И,несмотря на то, что окончательная доработка и реализацияобщегосударственных программ возложена на высший орган исполнительной власти –ПравительствоРФ, думается, программы, санкционированные главой государства, подлежат исполнению в первоочередном порядке, в том числе и с точки зрения финансового обеспечения.Подытоживая наши рассуждения, можно сделать вывод, что анализируемые программы, послания, концепции, доктрины и стратегии являются формой реализации полномочий Президента как главы государства в различных областяхгосударственной и социально –экономической жизни. Их необходимость и целесообразность прямо вытекает из нормКонституции РФ и федеральных законов. Положение российского Президента обязывает заниматься разработкой, реализацией своего политического курса и контролировать его исполнение. Поэтому определение статусаи значимости программно –политических документов главы государства не менее важно, чем исследование юридической природынормативных актов Президента РФ.
Ссылки на источники1. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов. 1998. С.119., Кичалюк О.Н. Акты Президента Российской Федерации (конституционно –правовой аспект). Дисс. … к.ю.н. Саратов, 1999. С. 104., Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000., Ордина О.Н. Понятие и виды указов президента Российской Федерации как источников административного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 7. 2. Черкасов А.И. Глава государства и правительства в странах современного мира (Конституционно –правовое регулирование и практика). М., 2006. С. 109.3. Краснов М.А. Закон силен, когда сильна власть // Российская газета. 1997. 18 марта.4. Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003. С.277.5. Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115ФЗ (с изм. от 09.07.1999 г.) ©О государственном прогнозировании и программах социально экономического развития Российской Федерацииª// Собрание законодательства РФ.1995. № 30. Ст. 2871.6. Указ Президента РФ от 03.12.2013 г. № 878 ©Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупцииª // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6399.7. Указ Президента РФ от 04.12.2009г. №1382 (ред. от 03.12.2013) ©Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадровª // Собрание законодательства РФ. 2009. № 49 (2 ч.). Ст. 5922.8. Указ Президента РФ от 21.08.2012г.№ 1203 (ред. от 30.09.2013) ©Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерацииª// Собрание законодательства РФ. 2012. № 35. Ст. 4778.9. Указ Президента РФ от 01.02.2011 г. №120 (ред. от 01.04.2013) ©О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человекаª // Собрание законодательства РФ. 2011. № 6. Ст. 852.10.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. ©Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собраниюª // Российская газета. 2013. 13 декабря.11. Там же.12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3823.13. Новые конституции стран СНГ и Балтии. М., 1997. С.С. 115, 152,198.14.Обращение Президента Российской Федерации 18 марта 2014 г. –URL: http://www.kremlin.ru/news/20603
[Дата обращения 24.03 2014].15. Фогельсон Ю.Б. Мягкое право в современном правовом дискурсе // Журнал Российского права. 2013. № 5. С. 37 48; № 9. С. 43 51.
доступ из СПС ©КонсультантПлюсª
[Дата обращения 24.03 2014].16. В этом –вся моя жизнь –URL: http://www.rg.ru/2013/04/26/prezident.html
[Дата обращения 24.03 2014].17. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковы словарь русского языка –URL: http://ozhegov.info/slovar/
[Дата обращения 24.03 2014].18. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 ©О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 годаª // Собрание законодательства РФ.2012. № 52. Ст. 7477.19. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 ©О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 годаª // Собрание законодательства РФ 2009. № 20. Ст. 2444.20. Указ Президента РФ от 19.10.2011 г. № 1394 ©Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государствª // Собрание законодательства РФ.2011. № 43. Ст. 6028.21. Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146 ©О Военной доктрине Российской Федерацииª // Собрание законодательства РФ.2010. № 7. Ст. 724.22. Указ Президента РФ от 07.07.1994 г. № 1473 ©О программе ©Становление и развитие частного права в Россииª // Собрание законодательства РФ. 1994. № 11. Ст. 1191.23. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284 (ред. от 07.10.2013) ©О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерацииª // Собрание законодательства РФ. 1994. № 1. Ст. 2.
KichalyukOlga,CandidateofLegalSciences, Docent, HeadoftheDepartmentofConstitutionalandMunicipalLaw. InstituteofService and Business (branch) DSTU in Shakhty town, Rostov region, Shakhty town, Rostov region.The program and political acts by the President of the Russian Federation: the constitutional and legal characteristicAbstract.Paper is devoted to the acts of thepolitical contentof thePresident of the Russian Federation. The author considers the legal nature of the messages, strategies, doctrines and concepts of the President.Keywords: the President of the Russian Federation,acts, messages, doctrines concepts,strategies.
АктыПрезидента Российской Федерациипрограммнополитического содержания: конституционно –правовая характеристика
Аннотация.Статья посвящена характеристике актов Президента РФ программнополитического содержания. Автор рассматриваетюридическую природу посланий, стратегий, доктрин и концепцийглавы государства.Ключевые слова:Президент РФ, акты, послание, доктрины, концепции, стратегии.
Многогранная деятельность Президента РФ осуществляется через издание им правовых актов, каковыми, согласно ст.90 Конституции РФ, являются указы и распоряжения.В научной литературе указы подразделяются на нормативные и ненормативные (индивидуальные). Нормативный указ как источник российского права является предметом исследования многих ученых –правоведов[1], индивидуальные указы и распоряженияглавы государства, как правило, не подвергаются детальному анализу, поскольку являются следствием нормотворческой деятельности Президента РФ.Юридическая природа рассматриваемых актов определена ч. 3 ст. 90 Конституции РФ, согласно которой указы и распоряжения не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. Хотя, на наш взгляд, ели бы Основной законзакрепил формулу: ©акты Президента РФ издаются на основе и во исполнение Конституции РФ,федеральных конституционных законови федеральных законовª, подзаконность актов главы государства не подвергалась бы сомнению.Наряду с указами и распоряжениями, Президент РФиздает акты программно –политического содержания, правовая природа которых является предметом научных дискуссийотечественныхюристов.В соответствии с п. ©еª ст. 84 Конституции РФ глава государства обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Исследование президентских посланий, отражения в них проблем юридического и политического значения, реализация ихзаконодательной иисполнительной властьюостается актуальным и значимым до сих пор, хотя со дняпринятия Конституции РФ минуло уже два десятка лет. Этот институт закреплен в основных законах зарубежных государств. Так, Президент США обращается к парламенту с ежегодным посланием ©О состоянии Союзаª, которое фактически рассматривается как предложенная Президентом программа законопроектной деятельности Конгресса. Президент Французской республики уполномочен обращаться к парламенту и нации о существенных угрозах государственности и о принимаемых мерах. Этим правом традиционно наделены президенты латиноамериканских и ряда других стран с сильным институтом президента [2].Сходство посланий Российского президента с посланиями глав зарубежных государств заключается в том, что они не нуждаются в чьем –либо одобрении, отличие –в большей, как нам кажется, политической окраске.В литературесправедливо отмечается, что послания Российского президента имеют сложную правовую природу. В частности, по мнению М. Краснова, послание –это официальный документ, приравниваемый по своей силе к закону [3]. Противоположную позицию занимает Т.Я. Хабриева,утверждающая, что послание –это официальный документ, не являющийся нормативным актом, следовательноправотворческую деятельность Федерального Собрания он ограничить не может[4].Мы солидарны с учеными, которые считают, что послание Президента носит характер стратегического политического акта с элементами распорядительных функций, то есть, для парламента оно служит ориентиром законодательной деятельности, для федерального Правительства –руководством к действию на очередной год. Анализ конституционных полномочий Президента РФ позволяет утверждать, что исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством при непосредственном руководстве и участии Президента РФ.Поэтому, обращаясь к Федеральному Собранию, глава государства параллельнодает поручения и указания ПравительствуРФ.Внастоящее время документом, упоминающем о послании главы государства, является Федеральный закон от 20.07.1995 г. ©О государственном прогнозировании и программах социально –экономического развития Российской Федерацииª, в котором ст. 4 установлены требования, предъявляемые к первому посланию Президента РФ после вступления в должность. В него обязательно включается концепция социально –экономического развития страны на среднесрочную перспективу [5]. В остальном, президентское послание структурируется по усмотрению главы государства.Ряд структурных подразделений Администрации Президента РФ участвуют в подготовке ежегодных посланий. В частности, УправлениеПрезидента РФ по вопросам противодействия коррупциипредставляет главе государства информацию, по вопросам, относящимся кегокомпетенции[6].Аналогичные функции выполняют Управленияпо вопросам государственной службы и кадров[7], пообеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерации[8],Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека[9].Необходимо заметить, что Послание 2013 года отличается от предыдущих аналогичных актов Президента РФтем, чтовнем мы практическине видимпрямых директив в отношении исполнительной власти. В сравнении с Посланием 2012 г, в котором Президент РФ более пяти раз обратился к Правительству с требованием ©поручаюª, в Послании 2013 г. глава государства акцентировал внимание на первостепенныхзадачах органов государственной власти, используя такие эпитеты как ©прошуª, ©предлагаюª, ©обращаюсьª. И только единожды прозвучало:©поручаю Правительству совместно с Российской академией наук провести корректировку перспективных направлений науки и техникиª[10].Сказанное свидетельствует о том, что Президент РФв послании больше не указываетвысшемуоргануисполнительной власти на то, что ему предстоит сделать, достаточно озвучить приоритетные направления ближайшей перспективы. Тем не менее, подытоживая свое выступление, глава государства отметил: ©Послание является стратегической повесткой развития страны и все, что заявлено, должно исполняться без всяких оговорок, ссылок и ведомственных толкованийª[11]. Еще одной разновидностью документа неоднозначнойюридической силы официального характера, согласно ст. 170 Бюджетного кодекса РФ, является бюджетное послание Президента РФ [12]. Несмотря на то, издание подобного акта не является конституционной обязанностью главы государства, с помощью него определяется бюджетная политика страны на очередной финансовый год, поскольку проект бюджета как федерального, регионального, так и муниципального уровня базируется на Бюджетном послании. Кроме того, с 2007 г.бюджетная политика формируется на двухлетнюю перспективу, обозначенную как плановый период.
В Конституциях ряда зарубежных странзакрепляется право президентов обращаться с посланиями не только к парламентам, но и к народам своих государств [13]. Российский Основной закон подобной прерогативы главы государства не содержит, однако, как показывает практика, Президент РФ выступает с внеплановыми официальными обращениями как к парламенту, так и к населению страны. Ярким примером служитвнеочередное выступление Президента РФ В.В. Путина по вопросу о вхождении Крыма в состав Российской Федерации перед палатами федерального парламента, представителями региональных властей и гражданского общества[14]. Поэтому, как нам кажется, вышеуказанные послания, являясь, с одной стороны, программно политическимиактами, одновременно могут быть отнесены к актам©мягкогоправаª
soft law.Данный термин используется применительно кмеждународнымправоотношениям, ©мягким правомªназывают новые совокупности правил, весьма разнообразные по своему содержанию, структуре, источникам, средствам обеспечения исполнения [15].На наш взгляд, существует необходимость в специальной правовой регламентации юридической природы института послания Президента РФ и не только, ежегодного, адресованного Федеральному Собранию. Целесообразно принять федеральный закон ©О посланиях(обращениях)Президента РФª, прописав в нем виды посланий(обращений)главы государства, порядок их подготовки, реализации и формы контроля за их исполнением. Ежегодно глава государства в режиме ©onlineª в прямом телевизионном эфире отвечает на вопросы российских граждан[16].Есть смысл законодательно закрепить обязанность Президента РФ выступать перед народомРоссийской Федерации с годовым обращением отчетом о проделанной работе, после которого любой человексмог бы задать свой вопрос, тут же получив на него ответ.Ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию носят сугубо информационный характер. Депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации и все приглашенные в зал для заслушивания послания, не вступают в диалог с главой государства и не дискутируютс ним по существу содержанияпослания. ©Живоеª же общение Президента РФ с народом,позволило бы повысить доверие населения не только к главе государства, но и ко всем структурам публичнойвласти.Важнейшими документами программно –политического характераявляются концепции, стратегии, программы и доктрины. Большинство этих актов утверждается указами Президента РФ. Поскольку глава государства в силу своего конституционного статуса определяет основные направления внутренней и внешней политики, наряду с посланиями, свою позицию он отражает в перечисленных документах.Стратегия –это искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.[17]. Стратегиюгосударственной национальной политики Российской Федерации напериод до 2025 года, Президент РФ утвердил своимУказом19.12.2012г., в котором Правительству РФ дал ряд порученийпо реализации Стратегии, а органам государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления –рекомендовал использоватьположения Стратегии в своей деятельности [18].Стратегиянациональной безопасности Российской Федерации до 2020 годабыла утвержденаУказом12.05.2009 г.[19].При этом вопросы национальной государственной политики и национальной безопасности ранее представляли собой концепции, а не стратегии. Сказанное наводит на мысль, что стратегия по значимости занимает более высокую ступень в иерархии президентских программнополитических актов, в сравнении с концепцией. Концепция –система взглядов на чтото, основная мысль. К примеру, Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденнаяПрезидентом РФ 3.04.2012г., официально опубликована не была и указа,ее утверждающего, тоже не издавалось.Аналогично обстоят дела с Концепциейвнешней политики Российской Федерации, утвержденнойПрезидентом РФ 12.02.2013г. и другими концепциями последних двух лет.Тогда как до 2011 года все концепции утверждались указами, придаваяим дополнительную значимость [20].Теперь же концепции не публикуются в официальных источниках, поскольку не подпадают под характеристику нормативного документа.Ознакомиться с ними мы можем либо в справочно –правовых системах, либо на сайте главы государства.Получается, что указ,утверждающий стратегию, как нормативно –правовой акт,обязателен для официального опубликования и исполнения, а концепция, если она не утверждена указом –нет? По нашему мнению, для подобныхдокументов, имеющих важнейшее общественно –политическое значение,необходимость санкционирования нормативным указом Президента РФ существует.Возможно, таким указам следовало бы присваивать особый статус ©указовпрограммного характераª. Доктрина по своему этимологическому значениювесьма близка понятию ©концепцияª.Однаковотличие от последней,доктрина,закрепляя официальныевзгляды Президента РФ в определенной сфере государственной жизни, устанавливает ряд правил по их реализации. Особая роль отводится Военной доктринеРоссийского государства, утвержденнойУказом Президента РФ 5.02.2010 г., поскольку при ее принятии учитывалисьосновные положения Военной доктрины РФ 2000 г., Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ на период до 2020 г., Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., а также соответствующие положения Концепции внешней политики РФ 2008 г.и Морской доктрины РФ на период до 2020 г.[21].Без сомнения, доктрины также должны утверждаться указами главы государства.В правотворчестве Президента РФ большой удельный вес имеют различного рода программы[22],[23]. И,несмотря на то, что окончательная доработка и реализацияобщегосударственных программ возложена на высший орган исполнительной власти –ПравительствоРФ, думается, программы, санкционированные главой государства, подлежат исполнению в первоочередном порядке, в том числе и с точки зрения финансового обеспечения.Подытоживая наши рассуждения, можно сделать вывод, что анализируемые программы, послания, концепции, доктрины и стратегии являются формой реализации полномочий Президента как главы государства в различных областяхгосударственной и социально –экономической жизни. Их необходимость и целесообразность прямо вытекает из нормКонституции РФ и федеральных законов. Положение российского Президента обязывает заниматься разработкой, реализацией своего политического курса и контролировать его исполнение. Поэтому определение статусаи значимости программно –политических документов главы государства не менее важно, чем исследование юридической природынормативных актов Президента РФ.
Ссылки на источники1. Колесников Е.В. Источники российского конституционного права. Саратов. 1998. С.119., Кичалюк О.Н. Акты Президента Российской Федерации (конституционно –правовой аспект). Дисс. … к.ю.н. Саратов, 1999. С. 104., Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ: основные социальные и правовые характеристики. М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2000., Ордина О.Н. Понятие и виды указов президента Российской Федерации как источников административного права // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 7. 2. Черкасов А.И. Глава государства и правительства в странах современного мира (Конституционно –правовое регулирование и практика). М., 2006. С. 109.3. Краснов М.А. Закон силен, когда сильна власть // Российская газета. 1997. 18 марта.4. Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003. С.277.5. Федеральный закон от 20.07.1995 г. № 115ФЗ (с изм. от 09.07.1999 г.) ©О государственном прогнозировании и программах социально экономического развития Российской Федерацииª// Собрание законодательства РФ.1995. № 30. Ст. 2871.6. Указ Президента РФ от 03.12.2013 г. № 878 ©Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупцииª // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49 (часть VII). Ст. 6399.7. Указ Президента РФ от 04.12.2009г. №1382 (ред. от 03.12.2013) ©Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадровª // Собрание законодательства РФ. 2009. № 49 (2 ч.). Ст. 5922.8. Указ Президента РФ от 21.08.2012г.№ 1203 (ред. от 30.09.2013) ©Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного совета Российской Федерацииª// Собрание законодательства РФ. 2012. № 35. Ст. 4778.9. Указ Президента РФ от 01.02.2011 г. №120 (ред. от 01.04.2013) ©О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человекаª // Собрание законодательства РФ. 2011. № 6. Ст. 852.10.Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. ©Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собраниюª // Российская газета. 2013. 13 декабря.11. Там же.12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998г. № 145ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст.3823.13. Новые конституции стран СНГ и Балтии. М., 1997. С.С. 115, 152,198.14.Обращение Президента Российской Федерации 18 марта 2014 г. –URL: http://www.kremlin.ru/news/20603
[Дата обращения 24.03 2014].15. Фогельсон Ю.Б. Мягкое право в современном правовом дискурсе // Журнал Российского права. 2013. № 5. С. 37 48; № 9. С. 43 51.
доступ из СПС ©КонсультантПлюсª
[Дата обращения 24.03 2014].16. В этом –вся моя жизнь –URL: http://www.rg.ru/2013/04/26/prezident.html
[Дата обращения 24.03 2014].17. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковы словарь русского языка –URL: http://ozhegov.info/slovar/
[Дата обращения 24.03 2014].18. Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 ©О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 годаª // Собрание законодательства РФ.2012. № 52. Ст. 7477.19. Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 ©О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 годаª // Собрание законодательства РФ 2009. № 20. Ст. 2444.20. Указ Президента РФ от 19.10.2011 г. № 1394 ©Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государствª // Собрание законодательства РФ.2011. № 43. Ст. 6028.21. Указ Президента РФ от 05.02.2010 г. № 146 ©О Военной доктрине Российской Федерацииª // Собрание законодательства РФ.2010. № 7. Ст. 724.22. Указ Президента РФ от 07.07.1994 г. № 1473 ©О программе ©Становление и развитие частного права в Россииª // Собрание законодательства РФ. 1994. № 11. Ст. 1191.23. Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2284 (ред. от 07.10.2013) ©О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерацииª // Собрание законодательства РФ. 1994. № 1. Ст. 2.
KichalyukOlga,CandidateofLegalSciences, Docent, HeadoftheDepartmentofConstitutionalandMunicipalLaw. InstituteofService and Business (branch) DSTU in Shakhty town, Rostov region, Shakhty town, Rostov region.The program and political acts by the President of the Russian Federation: the constitutional and legal characteristicAbstract.Paper is devoted to the acts of thepolitical contentof thePresident of the Russian Federation. The author considers the legal nature of the messages, strategies, doctrines and concepts of the President.Keywords: the President of the Russian Federation,acts, messages, doctrines concepts,strategies.