Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дорофеева Т. А., Соболевская А. М. Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2536–2540. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54771.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Выявляются уровни сформированности когнитивного, эмоционального компонентов толерантности к детям с ОВЗ, а также анализируется поведение по отношению к ним в ситуации реального взаимодействия. Материалы статьи подкреплены результатами исследований.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Дорофеева Татьяна Анатольевна,Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова институт непрерывного педагогического образования, заведующая кафедрой дошкольного и специального образованиякандидат педагогических наук, доцентdorofeev_at@bk.ruСоболевская Александра Михайловна,студентка Хакасского государственного университета им.Н.Ф. Катанова институт непрерывного педагогического образования, г. Абаканslovonevorobe@mail.ru

Формирование толерантных отношений к детям младшего школьного возраста в инклюзивном образовании

Аннотация.В данной статье рассматривается вопрос толерантного отношения к детям младшего школьного возраста с детским церебральным параличом. Выявляются уровни сформированности когнитивного,эмоциональногокомпонента толерантности к детям с ОВЗ, а также поведение по отношению к ним в ситуации реального взаимодействия. Материалы статьи подкреплены результатами исследований.Ключевые слова:толерантность, инклюзивное образование, особые образовательные потребности, детский церебральный паралич, когнитивный, эмоциональный, действеннопрактический компонентытолерантности.

В мире, где общество диктует правила и нормы поведения, формы общения и отношений –обязательно возникают ситуации непонимания и неприятия, потому что наш мир огромный, и каждый человек в нем диктует свои правила, каждая общность оказывает на картину мира в целом свое влияние, и оно мощно. Соединение интересов и установок таких общностей дают целостную картину мира, картину отношений и взаимоотношений людей друг к другу. В процессе взаимодействия людей естественно возникают отношения, которые могут быть положительными и отрицательными,устойчивымиили неустойчивыми.Одной из целей воспитания является выработка у подрастающего поколения определенногоотношенияк тем или иным объектам и событиям окружающего[1]. Отношение содержит в себе оценку, поэтому отношение–это способность исходить от себя, из своих оценок, с опорой на предыдущий опыт. Оценка является субъективной, поэтому может бытьправильной и неправильной. Фактором оценки является принадлежность.Она порождает права и обязанности, формирует отношения, порождает ожидания и предубеждения. Принадлежность играет важную роль в сфере взаимоотношений индивидов,следовательно, и в общественных событиях. Реальная значимость принадлежности требует от нас индивидуального отношения к окружающим. Недопустимым является отрицательное отношение. Именно такое отношение порождает агрессивные, интолерантные действия к человеку. Доминирующая позиция отказа от агрессии есть толерантность. Термин ©толерантностьª широко используется в биологии, медицине и ряде других естественных наук, обозначая ©отсутствие или ослабление реакции на какойлибо неблагоприятных факторовврезультате снижения чувствительности к его воздействиюª [2].В контексте данного исследования целесообразно рассматривать данный термин с позиций психологической науки, однако стоит указать и на истоки происхождения термина ©толерантностьª.Происхождение термина©толерантностьª уходит корнями в латинский язык, в переводеtolerantia–это, дословно,©терпетьª, ©выдерживатьª, ©переноситьª. В английском языке толерантность есть ©готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещьª, во французском языке это ©уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядовª;в китайском –©проявление великодушияв отношении другихª;в арабском языке толерантность понимается как ©прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другимª;в русском языке толерантность отождествляетсяс понятием ©терпимостьª [3]. Таким образом, в психологии толерантность –это свойство личности проявлять терпимость по отношению к окружающим явлениям и людям.Очевидной особенностью современного человеческого мира является разнообразие всех сторон его существования –социокультурныхукладов, способов жизнедеятельности, социальнополитических условий. Проблема толерантности вызревает в определенном опыте людей и только под воздействием реальной заинтересованности [4].В исследованиях А.Г. Асмолова, P.P. Валитовой, В.А. Лекторского, А.П. Садохина, Г.В. Безюлевой, А.А. Глебова, М. Уолцера толерантность характеризуется комплексом взаимосвязанных критериев (когнитивный, эмоциональный и практическидейственный) [5]:

когнитивный критерий –базовые стереотипы, широкая периферия;

знания о феномене толерантности; способность к рефлексии, внутреннему диалогу, осмыслению жизненных ценностей; специфика языка и речи;

эмоциональный критерий –эмоциональная отзывчивость (по К.Роджерсу);

действеннопрактический критерий –стиль взаимодействия с людьми, способность человека устанавливать позитивные отношения, стремление к совместной конструктивной деятельности [5].Внаучный оборот понятие ©толерантностьª было введено Г. Олпортом. Согласно представлениям Г. Олпорта, предрасположенность к толерантности, либо к интолерантности формируется в раннем детстве: ©Нам представляется, что толерантные дети вырастают в семьях с принимающей атмосферой […]В прошлом предубежденных детей, в отличие от толерантных, как правило, обнаруживается ©угрожающая обстановкаª. Лейтмотивом жизни толерантных детей оказывается безопасность, а не угроза[…]ª [6].Толерантные отношения не возникают как отдельные качества личности, а формируются посредством обучения и воспитания в семье, в школе, с помощью СМИ, политики государства и т.д. Формирование толерантного отношения ребенка к окружающим –важный процесс, в ходе которого актуализируется проблема отношений к окружающему миру.Именно процесс обучения и воспитания влияет на формирование межличностных отношений, а так же на развитие толерантных отношений.Доказано, что толерантность формируется в младшем школьном возрасте, хотя предпосылки ее формирования закладываются в дошкольном возрасте.В психологопедагогических исследованиях Л.С Выготского, А.А Люблинской, А.В.Запорожца, А.Н Леонтьева, С.Л Рубинштейна подчеркивается мысль, что младший школьный возраст имеет большое значение и возможности для формирования эмоциональноположительного отношения к представителям других национальностей, других социальных групп, формирования толерантности.Особое значение уделяют общению, его влиянию на выстраивание отношений в коллективе, где могут обучаться школьники разных национальностей, разного состояния здоровья и разных возможностей к обучению. Эмоциональная составляющая общения дает возможность влиять на формирование толерантности у ребенка посредством положительных эмоций. Учитывая, что ребенок подвержен влиянию эмоций значимого для него взрослого, можно выстроить политику формирования толерантных отношений посредством общения с родителями и учителем.В данной статье вопрос формирования толерантных отношений стоит особо остро, так как он рассматривается в контексте инклюзивного образования, которое пересматривает всю систему образованияи ставит задачей формирование единого образовательного пространства. Инклюзивное образование —это такая организация процесса обучения, при которойвседети, независимоот их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, —в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку [7]. Сравнительно недавно Россия поменяла медицинскую модель инвалидности на психосоциальную, при которой дети с ОВЗ имеют право на полную реализацию себя в обществе. Носоциальная ситуация в нашей стране не позволяет в полной мере реализоватьпрограмму инклюзивного образования, нужнынекоторые меры поддержки лиц с ОВЗ, в томчисле, детей младшего школьного возраста. Поддержка должна быть материальной и психологической, которую могут оказывать окружающие люди. К лицам с особыми образовательными потребностями можно отнести детей, психологические, физические и умственные недостатки которых негативно влияют на возможность обучения в массовой школе с детьми с условной нормой развития. К таким детям относят и детей с таким видом нарушений опорнодвигательного аппарата, как детский церебральный паралич.Нарушения опорнодвигательного аппарата,к сожалению, все чаще встречающаяся патология в развитии ребенка. В Российской Федерации в настоящее время число официально признанных инвалидами превышает 11 млн. человек. [8]. По данным Н.М Назаровой, 5 –7 % детей имеют нарушения опорнодвигательного аппарата [9]. Основной задачей для педагогики и психологии является социальная адаптация и интеграция детей в общество. Для того чтобы процесс обучения и воспитания был эффективным, необходимо знать клиникопсихологические особенности детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата.Детский церебральный паралич может осложняться сенсорными нарушениями, нарушениями интеллекта, речи, психики ребенка. Степень выраженности зависит от тяжести нарушения опорнодвигательного аппарата и сопутствующих заболеваний. При особо тяжелых случаях дети не могут освоить навык ходьбы и манипулятивной деятельности, не могут самостоятельно себя обслуживать. При средней степени тяжести ребенок сможет овладеть навыками ходьбы с помощью специальных приспособлений, однако навыки самообслуживания у них развиты плохо изза недостаточности развития мелкой моторики. При более легкой степени нарушения опорнодвигательного аппарата ребенок в состоянии самостоятельно передвигаться, пользоваться городским транспортом и обслуживать себя. Однако могут наблюдаться нарушения координации позы, недостаточность мелкой моторики, непроизвольные движения. Все эти факторы оказывают негативное влияние на возможность обучения ребенка в массовой школе. Поэтому вопрос о формировании толерантности к детям с ОВЗ, как об одной из категорий нравственности, стоит остро и должен решаться до того момента, какребенок с ОВЗ поступит в общеобразовательное учреждение.Таким образом, проблема формирования толерантных отношений является актуальной в нашем обществе.Как указывалось выше, ученые выделяют несколько критериев толерантности: когнитивный, эмоциональный и практическидейственный. Данные критерии дают возможность для исследования и формирования толерантных отношений к детям с ОВЗ. Для эффективности и целесообразности исследования были проведены ряд методик на выявление уровня толерантных отношений к детям с ОВЗ на основе критериев толерантности. Исследовались все три компонентатолерантных отношений к детям с ОВЗ: когнитивный, эмоциональный, а также поведенческий. В опытноэксперементальной работе принимали участие 26 учеников начальных классовсредней общеобразовательной школы № 25 г. Абакана. Выбор школы обусловлен тем, что она является одной из площадок, на которой реализуется программа инклюзивного образования.

Когнитивный компонент характеризовал уровень информированности младших школьников об особенностях детей с ОВЗ, об их возможностях, о возможностях взаимодействия с ними в процессе совместной деятельности, об организации обучения детей с ОВЗ, а также о возможности совместного обучения. Показателями уровня сформированности этого компонента является балльная система оценки. Эмоциональный компонент отражал наличие интереса к знаниям о детях с ОВЗ, особенностях их деятельности, общения. Так же оценивалосьстремление эмпанировать детям с ОВЗ, возможность и желание помогать им, сопереживать, поддерживать. Изучалось отношение к детям с ОВЗ учителей с позиций школьников с условной нормой развития. Деятельностный компонент отражал уровень реального проявления толерантности к детям с ограниченными возможностями здоровья, умения сопереживать им, выражение проявления уважения и терпимости к с особыми образовательными потребностями, умение сознательно регулировать свое поведение в процессе реального взаимодействия с детьми с ОВЗ.Для каждого показателя были выделены уровни: высокий, средний и низкий,и критерии их определения.Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что когнитивный компонент сформирован у учащихся на среднем уровне. Детисусловной нормой развития сталкивались в повседневной жизни с детьми с ОВЗ. Однако большинство детей с условной нормой развития (73%) считают, что дети с ОВЗ не могут заниматься спортом, музыкой и другими видами искусства, не видят возможностей совместной деятельности с ними. Однако небольшая часть детей (11%) знают о том, что с детьми сОВЗ можно заниматься совместной деятельностью и вместе обучаться и склонныполагать, что школа располагает возможностями и ресурсами для внедрения инклюзивного образования.Небольшая группа учащихся с условной нормой развития(16%)имеют низкий уровень представлений о детях с ОВЗ и о способах взаимодействия с ними.

В ходе выявления сформированности эмоционального компонента было выявлено, что большинство учащихся с условной нормой развития (80,7%) испытывают жалость к детям с ОВЗ, 19%из них –безразличие. Желание помогать детям с ОВЗ проявляют 88%детей, 77%из них радуются, когда помогают. 85%учащихся считают, что не могут незаслуженно обидеть ребенка с ОВЗ, однако общаться с детьмис ОВЗ хотят лишь 54%детей. Большое количество детей радуются, когдадетям с ОВЗ активно помогает учитель(73%). Небольшая часть учащихся с условной нормой развития (46%) считают детей с ОВЗ общительными. Подавляющее количество учащихся (85%) считают детей с особыми образовательными потребностями неагрессивными. Отношение учителя к детям с ОВЗ с точки зрения детей с условной нормой развития, в целом, хорошее, так считают 88%детей. Таким образом, в ходе исследования эмоционального отношения к детям с ОВЗ учащихся с условной нормой развития был выявлен средний уровень –дети, в большинстве случаев(75%)испытываютжалость, не хотят общаться с детьми с ОВЗ, у некоторых из них проявляется нейтральное отношение к детям с ОВЗ, а иногда даже и безразличное.

В ходе исследования поведенческого компонента по отношению к детям младшего школьного возраста с ОВЗ был также выявлен средний уровень. На деле дети с условной нормой развития, в основном (58%), проявляют нейтральное отношениек детям с особыми образовательными потребностями, стараются обходить их стороной и не ввязываться в разговоры с ними. Однако у 15%учащихся есть истинное желание общаться, учиться вместе с детьми с ОВЗ. Но все же у 27%детей часто проявляется явно безразличное отношение к детям с ОВЗ, некоторые из них прямо указывают на то, что считаютдетей с ОВЗ такими же членами общества,как и детей с условной нормой развития и не считают нужным им помогать или оказывать определенную психологическую поддержку. Данные исследования представлены в таблице 1.Таблица 1Уровни сформированности компонентов толерантности младших школьников

№п/пКомпоненты толерантностиУровни сформированности компонентов толерантности у младших школьников

высокийсреднийнизкий1Когнитивный 11%73%16%2Эмоциональный14%75%11%3Деятельностный 15%58%27%

Таким образом, результаты, полученные в ходе исследования сформированности толерантных отношений к детям с особыми образовательными потребностями, дают понять, что необходимо формировать и закреплять устойчивые отношения к детям с ОВЗ, устраняя при этом негативное отношение к ним. Дети с ОВЗ нуждаются в общении, психологической поддержке и не должны чувствовать себя непринятыми современным обществом. Одной из основных задач учителей, педагогов и психологов –научить детей младшего школьного возраста быть толерантными друг к другу. Эта задача выполнима при условии, что будут приложены достаточные усилия со стороны всех участников образовательного процесса.

Ссылкинаисточники1.Толерантность (введение в проблему) / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. –М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО ©МОДЭКª, 2003. –240с.2.Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин и др.; Под ред. Д. Н. Ушакова. –М.: Русские словари, 1994 –Т.4.М.,1994. С. 685. 3.Соколов Э. В. Культура и личность/ Э. В. Соколов. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1972. 228 с.4.Толерантность и культура межнационального общения: Учебнометодическое пособие (для студентов высших учебных заведений). –Краснодар: ПросвещениеЮг, 2009. –307 с. 5.Можейкина Л.Б.Развитие толерантности у подростков в процессе обучения русскому языку: Автореф. дис. канд. психол. наук. Новосибирск , 2006.6.Фрейд Анна. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ. –М.: Апрель Пресс, Издво ЭКСМОПресс, 1999. –400 с. (Серия ©Психологическая коллекцияª)7.Журнал ©Инклюзивное образование в Россииª Юнисеф Детский фонд ООН (ЮН ИСЕФ), 2011 г. Дизайн и верстка: Дмитрий Горнов (BBDO), Владимир Павликов (BBDO); Отпечатано в типографии ООО ©БЭСТпринтª107023, Москва,ул. Электрозаводская, д. 218.Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. –М.: Просвещение,1995.9.Специальная педагогика : в 3 т. : учеб. пособие для студ.С 718 высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. —Т. 3 : Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л.И.Аксенова, Л.В.Андреева и др. —М.:Издательский центр ©Академияª, 2008. —400 с.Dorofeeva Tatyana AnatolyevnaKatanov Khakas State UniversityInstitute of Continuing Teacher Education

Head of the Department of Special Education and PreschoolPh.D., Assoc. Prof.

dorofeev_at@bk.ruSobolevskaya Alexandra MikhailovnaStudent of Katanov Khakas State UniversityInstitute of Continuing Teacher EducationAbakanslovonevorobe@mail.ruAnnotation: This article studies the problem of tolerant attitude to the children of primary school age suffering from cerebral palsy. The authors are trying to detect the maturity of cognitive and emotional levels of childrens' tolerance to children who need special educational conditions and also their behavior in the situation of real interaction with children suffering from such a desease. The materials of this article are proved by the research results.Key words: tolerance, inclusive education, special educational conditions, cerebral palsy, cognitive, emotional, effective and practical components of tolerance.