Использование социального сервиса «подкаст» при обучении говорению на иностранном языке (на примере немецкого языка)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гусарова Ю. В. Использование социального сервиса «подкаст» при обучении говорению на иностранном языке (на примере немецкого языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2641–2645. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54792.htm.
Аннотация. В статье приводится методика использования системы подкастов в обучении иностранным языкам, раскрывается понятие подкаста, анализируются возможности такого социального сервиса с точки зрения развития говорения на иностранном языке и даются рекомендации по работе с подкастами.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гусарова Юлия Васильевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО "Пензенский государственный технологический университет", г. Пензаgusarovauvg@yandex.ru

Использование социального сервиса «подкаст» при обучении говорению на иностранном языке (на примере немецкого языка)

Аннотация:В статье приводится методика использования системы подкастов в обучении иностранным языкам, раскрывается понятие подкаста, анализируются возможности такого социального сервиса с точки зрения развития говорения на иностранном языке и даются рекомендации по работе с подкастами.Ключевые слова:социальный сервис «подкаст», говорение, иностранный язык, студент.

Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации вXXI веке. Компьютерные технологии уже стали неотъемлемой частью современной культуры, в том числе и в сфере образования. В настоящее время идет активный процесс информатизации в области образования, направленный на формирование интеллектуально развитой творческой личности, хорошо ориентирующейся в информационном пространстве, готовой к саморазвитию и применению этих знаний в будущей профессиональной деятельности. Поэтому, преподавателям важно знать, какими услугами и для каких дидактических целей они также могут воспользоваться в своей педагогической практике при использовании современных технологий. Одним из дидактических принципов обучения является принцип наглядности и, с точки зрения реализации данного принципа, сеть интернет обладает обширными возможностями для преподавателей иностранных языков. Все чаще в научнопедагогической литературе появляется термин «технологии Web 2.0», которые представляются собой некую платформу, поддерживающую определенную архитектуру взаимодействия, строящегося на принципах демократии. Это качественно новый подход к построению образовательного процесса.Существует большое количество платформ Web 2.0, например, блоги, сервис социальных закладок, подкаст, Calaméo, Gloster, LearningApps, Mindmeister, Podcasts,Quizlet, Voki, Voxopop и др. В данной статье хотелось бы рассмотреть возможности использования такой технологииWeb 2.0как подкаст, используемый для развития навыков говорения. Актуальность данной проблемы обуславливается повышенным интересом к интеграции компьютерных технологий в педагогическую практику. Проблемы построения алгоритма работы с подкастами и совершенствование навыков говорения с ее помощью активно исследуются как зарубежным, так и отечественным образовательным сообществом. На настоящее время существует не так много научных работ, посвященных подкастам и их потенциалу в обучении иностранному языку, и, вследствие относительной новизны данного явления, многие вопросы относительно внедрения инфокоммуникационных технологий в учебный процесс остаютсяне до конца изученными. Изобретателем слова «podcasting»(англ.) является ведущий канала MTV Адам Керри, который путем словосложения соединил два слова: «iPod»–торговая марка серии портативных медиапроигрывателей компании Apple (США) и «broadcasting»–повсеместное широкоформатное вещание. Таким образом, термин «подкастинг» приобрел следующее значение: «это способ распространения звуковой или видеоинформации в Интернете»[5].Подкастамичаще всегоназывают аудиоблоги или передачи, выкладываемые в сети в виде выпусков, которые можно легко скачать на MP3плеер и слушать в любое удобное для пользователя время. Как известно, говорение –это важнейшая часть обучения иностранным языкам. Подкасты дают возможность подойти к ее организации поновому. Тематика подкастов чрезвычайно разнообразна. Преподаватель не «привязан» к аудиоприложениям в учебнике. Многие преподаватели работают с актуальными новостями. Их можно прочитать в газете или послушать по телевидению и радио. Но теперь новости, опубликованные на сайтах в формате радиопередачи, можно и читать, и слушать. При этом не надо записывать телеили радиопередачу, чтобы иметь возможность прослушать ее многократно, ведь подкаст можно «прокручивать» сколько угодно[2]. Существуют различные классификации подкастов. В соответствии с Г. Стенлиподкасты можно разделитьтри типа: аудиоподкаст, видеоподкасти скринкаст. Скринкаст

этоновое явление, которое упростило обучение людей через Интернет. Суть скринкастазаключается в том, что

с помощью специальной программы записываются действия на экране компьютера вместе с аудиокомментариями, что идеально подходит для объяснений по компьютерным программам.

Их также подразделяют на подкасты организаций (радиостанций,университетов, т.д.) и частные подкасты блоггеров[1].Как правило, подкасты имеют определенную тематику и периодичность издания. Большинство подкастов сложно отнести к какомулибо типу, так как рассказывать в подкасте можно о чем угодно. О.С. Глушатовавыделяет следующие основные жанры подкастов: аудиоблоги (аналог онлайндневника), музыка, техника, комедиподкаст, couple casts (освещают личную жизнь авторов, чаще семей), аудиокниги, образовательные подкасты, scifi, интервью, новости, политика, радиоспектакли и радиошоу, спорт, игры. Следует отметить, что представленный список жанров подкастов далеко не завершен.Подкасты могут использоваться как при работе в аудитории, так и самостоятельно. Впоследнем случае преподавателю необходимо продумать способконтроля выполнениязадания учащимися. Эффективным инструментом контроля является парная работа, вовремя которой студенты пересказывают прослушаннуюпрограмму соседу по парте с опоройна список ключевых слов или краткое письменное изложение прослушаннойдома новостнойпередачи, отрывка лекции и т.п. Внимательно следя за таким способом организации деятельности на занятии, преподаватель можетотметить слова и словосочетания, произношение которых вызывает затруднение у учащихсяи на следующем занятии повторить произношение трудных слов и словосочетаний[3]. Таким образом, можно прийти к выводу, что подкасты представляют собой хорошийинструмент для развития навыков говорения.Следует отметить несколько очевидных преимуществ использования подкастов на учебных занятиях при обучении говорению наиностранном языке: развитие фонематического слуха и отработка фонетической стороны речи, когда обучающиеся получают возможность слушать актуальные современные аутентичные тексты различных жанров на любую интересующую их тему в разнообразном исполнении (акцент, тембр, ритм, беглость речи говорящего), что приближает уровень звучания языка близким к естественному, а это, в свою очередь, поднимает уровень владения иностранным языком;

достижение различных целей при изучении иностранного языка, когда становится возможным изучать язык с познавательной, развлекательной, обучающей целями. Например, на овладение разговорной лексикой и отработку разговорных клише изучаемого языка отводится обычно немного времени в рамках учебной дисциплиныи использование подкастов позволяетреализовать умение эффективногоосуществления повседневного общения, что является одним из основных показателей овладения иностранным языком;

своевременное ознакомление с различными реалиями жизни страны изучаемого языка, когда информация, содержащаяся на подкасте, может касаться тех событий или явлений, которые интересны именно в этот конкретный момент, и она обновляется гораздо быстрее, чем информация в любом, даже самом современном учебном пособии или даже периодическом издании;

развитие самостоятельности, так как большинство заданий построены таким образом, когда обучающийся просто вынужден включиться в работу, чтобы выполнить задание или понять смысл диалога;

учитывая наличие ПК с выходом в интернет практически в каждом доме, доступность обучающих подкастов гораздо шире, чем учебных пособий; в отличие от интересных для изучения, но трудных для понимания находящихся на начальном уровне обучающихся текстови диалоги подкастов не менее интересны, но адаптированы под различные уровни знания иностранного языка; помощью подкастов можно не только и совершенствовать разговорную речь, но и самостоятельно и в удобное время готовиться к экзаменам.Таким образом, все перечисленное позволяет сделать вывод о том, что использование подкастов позволить существенно разнообразить педагогический процесс.Существуют различные способы использования подкастов на учебных занятиях.Их можно видоизменять и совершенствовать и даже предлагать новые. При использование подкастов на учебном занятии процесс обучения говорению на иностранном языке можноорганизовать следующим образом. Например:1) прослушивание подкастов в режиме онлайн непосредственно на учебном занятии (при наличии возможности заниматься в компьютерном классе с выходом в интернет);2) прослушивание предварительно записанных файлов, а также выполнение сопутствующих им заданий, скачанных их электронных ресурсов; 3) прослушивание подкастов в качестве домашнего задания.Обучающимся дается электронный адрес подкаста, и описывается та часть задания, которую им нужно выполнить. Задания могут быть предварительно подготовлены на занятии (например, текст или диалог могут быть прослушаны на занятии, а задания к нему заданы на дом) или быть предварительно неподготовленными[4].Подкасты можно слушать и для того, чтобы понять и узнать новую информацию, записывая интересные моменты и выражения как новый лексический материал. Можно найти подкасты на определенные темы, которые интересны конкретной группе обучающихся, исходя из их хобби и увлечений. А можно углубить свои знания в какойнибудь учебной дисциплине.Таким образом, этапы работы с подкастами можно разложить следующим образом:1) Первичное прослушивание, стараясь, чтобы было понятно каждое слово. Кроме того, необходимо отработаться незнакомые лексические единицы.2) Затем текст необходимо переводится, желательно письменно и разобрать и отработать все незнакомые слова. Каждый текст желательно прослушатьпо возможности несколько раз с перерывом в несколько дней. Тогда новые лексические единицы запомнятся надолго.3) Тексты прослушиваются еще раз, по 12 предложения, а во время паузы обучающиеся стараются повторить его с той же интонацией и теми же звуками, что услышали. Цельтакой работы заключается в том, чтобыдобиться максимального совпаденияинтонации и произношения с изучаемым иностранным языком. Таким образом, формируется правильная речь на иностранном языке. Ведьчтобы быть понятым носителями языка, недостаточно выучить слово, его надо правильно произнести, а чтобы понимали речь – надо говорить с такой же интонацией, как и они.Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что подкаст как медианоситель информации является, наряду с другими ресурсами, неотъемлемым техническим средством обучения говорения на иностранном языке, позволяющим решать комплексные задачи иноязычного образования.Если рассматривать обучение немецкому языку, то можно выделить несколько подкатов на немецком языке, которые позволять использовать их на занятиях. Это, в первую очередь, дидактизированные материалы «DeutscheWelle». Ежедневные новости, актуальные темы особой общественной значимости представлены здесь как в текстовом, так и в аудиоформате:http://www.dwworld.de/dw/0,1595,8031,00.html.

Технология подкастингатакже заложена на следующих сайтах:http://www.deonline.ru;http://www.deutschekulturinternational.de;http://www.sprachkurseweltweit.de/;http://audioknig.su/yaziki/18118derpodcastderdudensprachberatungaudio.html;http://www.goethe.de/lrn/deindex.htm;http://www.podcast.de/;http://www.deutschperfekt.com/audio/podcast;http://schnappa.bplaced.net/germanfacts/Podcast/Archiv.html;http://www.vitaminde.de/index.php/audiodateienundarbeitsblaetter/.Это конечно, неполный список того, что можно использовать на занятиях. Каждый преподаватель в праве сам формировать и собирать коллекцию подкастов, которые он находит наиболее интересными.

Таким образом,подкаст как медианоситель является, наряду с другими ресурсами, неотъемлемым техническим средством при обучениииностранному языку, позволяющим решать комплексные задачи иноязычного образования. Навыки и умения, формируемые с помощью технологии подкастинга, выходят за пределы иноязычной компетенции даже в рамках языкового аспекта. Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе; создает благоприятную для обучения атмосферу, выступая как средство интерактивного подхода. Кроме того, использование подкастов в обучении демонстрирует мобильность современной системы образования в целом, ее адаптивный характер, т.е. своевременное приспособление к инновационным технологиям.

Ссылки на источники1. Ковалёва Т.А. Дидактический потенциал подкастов и методика их использования в дистанционной формеобучения иностранному языку // Иностранные языки дистанционном обучении: Материалы III Международной науч.практ. конф., 23–25 апреля 2009 г./Пермь. Том 2. –Пермь: Издво Перм. гос. техн. унта, 2009. –С. 4855.http://www.gubkin.ru/faculty/humanities/sb.pdf2. Ступина Т. Л. Основы использования подкастинга в образовательном процессе: методическое руководство. Иркутск: ИГЛУ, 2006.3. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационнокоммуникационных интернеттехнологий: учебнометодическое пособие для учителей, аспирантов и студентов. –Ростов н/Д: Феникс; М: ГлоссаПресс, 2010. –182 с.4. Waragai I., Ohta T., Raindl N. M. Podcasting interaktiv –Lernende produzieren Lernmaterialien / gfljournal. –2010. –№ 1. –S. 24–48.http://gfljournal.de/12010/Waragai_Ohta_Raindl.pdf.5.http://www.sociosphera.com/publication/conference/2013/169/ispolzovanie_podkastov_pri_obuchenii_inostrannomu_yazyku_v_vuze_kak_sredstva_povysheniya_kachestva_obrazovaniya/

Gusarova Yuliya, Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of foreign languages of Penza State Technological University, PenzaThe application of social service “podcast”in teaching students to speak aforeign language (on the example of German language).Abstract.The article is devoted to the use of the podcast social service in a foreign language teaching. The definition of the term «podcast» is given here. The resources of this social service are analysedfrom the perspective of the development of speaking in the foreign language andthe recommendations for the work with podcasts are given. Keywords: social service “podcast”, speaking, foreign language, student.