Создание условий для адаптации первокурсников к учебному процессу в техникуме

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Якимова О. В. Создание условий для адаптации первокурсников к учебному процессу в техникуме // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 2786–2790. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54821.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в учреждениях профессионального образования. Приведены результаты диагностического исследования уровня тревожности студентов, и даны методические рекомендации участникам образовательного процесса по оптимизации уровня тревожности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Якимова Ольга Валентиновна,Заместитель директора по воспитательной работе ГБОУ СПО «Лаишевский техникоэкономический техникум», г.Лаишево Республика Татарстанovtg@mail.ru

Создание условий для адаптации первокурсниковк учебному процессу в техникуме

Аннотация: Статья посвящена вопросам адаптации студентовпервокурсников к условиям обучения в учреждениях профессионального образования. Приведены результаты диагностического исследования уровня тревожности студентов и даны методические рекомендации участникам образовательного процесса по оптимизации уровня тревожности.Ключевые слова: студентыпервокурсники,профессиональное образование,уровень тревожности, диагностика, мотивация, адаптация, методические рекомендации.

Основой современной образовательной политики государства названа социальная адресность и сбалансированность социальных интересов, главной задачей —обеспечение современного качества образования, главной целью —создание механизма устойчивого развития системы. Для достижения цели определено решение первоочередных задач —доступность, качество и эффективность образования.Одной из важнейших педагогических задач любого профессионального образовательного учреждения и нашего, в том числе является работа со студентами первого курса, направленная на быструю и успешную их адаптацию к новой системе обучения, новых отношений, на освоение ими новой роли –студента. Наша задача помочь привыкнуть к этому новому для молодого человека положению. Потребность к адаптации у человека возникает тогда, когда он начинает взаимодействовать с какойлибо системой, при смене окружающей среды, при которой привычное для него поведение меняется, связанное с новизной условий. В процессе адаптации личность пытается приспосабливатьсяк изменениям социальной среды, а это вызывает пересмотр ценностей и стереотипы поведений.Проблема адаптации студентовпервокурсников к условиям обучения в учреждениях профессионального образования представляет собой одну из важнейших общетеоретических проблем и является традиционным предметом дискуссий многих учёных.

Известно, что проблема адаптации первокурсников профессиональных образовательных учреждений к студенческой жизни является и до настоящего времени достаточно актуальной, так как известно, что адаптация к студенческой жизни − это достаточно сложный процесс, который требует вовлечения не только социальных, но и биологических резервов еще не совсем сформировавшегося организма. В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностнопознавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений[1]

Некоторые исследователи выделяют три этапа адаптации студентов: физиологическая адаптация к учебному процессу (занимает около 2 недель), психологическая адаптация (длится до 2 месяцев), социальнопсихологическая адаптация (продолжается до 3 лет)[6].Возраст студентов профессионального образовательного учреждения от 15 до 20 лет. Сложность адаптации обусловлена противоречивостью данного возрастного периода, объясняемого переходом от детства к юности.Учеба –главная трудность первокурсника. Студенты, поступившие на первый курс нашего техникума, нелегко воспринимают содержание и организацию учебного процесса в нем, так как системы обучения в школе и в техникуме –разные. Первокурсниками трудно воспринимаются аудиторные занятияпродолжительностью 90 мин. (в отличие от 4045 мин. в школе). Большие сложности возникают с конспектированием лекций. Основным отличием профессионального образования от обучения в школе является самостоятельность обучающихся. Проявляется она, вопервых, вотсутствии тотального контроля со стороны учителей и родителей, а, вовторых, − в освоении совершенно иной системы подачи и контроля знаний. Студент должен уметь конспектировать лекции, работать с учебной и научной литературой, анализировать информацию большого объема. Однако в школе этому учат достаточно поверхностно. На это накладывается очень низкий уровень знаний современных выпускников школы и патологическая привычка списывать с тетради соседа или с доски, а также писать фразы механически, не задумываясь.Даже если не учитывать социальные и психологические аспекты адаптации первокурсника к обучению в профессиональной организации, очевидно, что перед ним встает очень непростая задача: как освоить материал?Практика показывает, что новоиспеченныестуденты не приучены самостоятельно изучать материал, пользуясь библиотеками, Интернетом и другими средствами. Различие в методах обучения и в его организации в средней и профессиональной школах порождает отрицательный эффект, называемый в педагогике дидактическим барьером между преподавателем и студентом. Новая дидактическая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. Проходит немало времени, прежде чем студент приспособится к требованиям обучения в техникуме.Кромеэтого, при переходе от общего к профессиональному образованию у подростков происходит смена социального окружения, приобретаются новые способы познавательной деятельности, формируются новые формы межличностных отношений.

И потому, чем успешнее пройдет адаптация первокурсников к обучению в профессиональной организации, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация[7].Студент первокурсник может успешно функционировать в новой среде, лишь обладая определенными личностными и поведенческими навыками, среди которых можно выделить активность, ответственность, способность к обучению, коммуникабельность, исполнительность. Первокурсники входят в процесс профессионального обучения с новым социальным статусом обучающегося, что требует от них выбора способов поведения, соответствующих новому статусу. Процесс приспособления может быть длительным и вызвать перенапряжение на психологическом и физиологическом уровне, вследствие чего, могут проявиться растерянность и даже неудовлетворённость пребыванием в профессиональном образовательном учреждении, являющиеся причиной возможного возникновения симптомов отклоняющегося поведения.При этом процесс адаптации студентов необходимо рассматривать с точки зрения системного подхода, т.е. анализируя его в комплексе социальных, педагогических, психологических, методологических и других проблем. В традиционном плане адаптация студентов рассматривается как совокупность 3х аспектов, отражающих основные направления их деятельности:

адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к режиму труда и отдыха, самостоятельности и др.);

адаптация к группе (включение в коллектив, усвоение его правил, традиций);

адаптация к будущей профессии (усвоение профессиональных знаний, умений, навыков, качеств). Как система процесс адаптации имеет две составляющие:1. Внешнее окружение, которое включает в себя ресурсы (личные качества студента, мотивацию, жизненный опыт и др.), цель (формирование образа мышления и поведения, систему ценностей) и связь с внешней средой (содержание, условия, организацию труда).2. Внутренняя структура − совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия на объект (студента), достижение целей системы (профессиональная адаптация).Успешная адаптация обучающегося является предпосылкой его активной деятельности и условием её эффективности. Именно этим определяется положительное значение адаптации для плодотворного функционирования обучающегося в различных социальных ролях, а значит, и выработки установок и навыков поведения социально и личностно значимого.Подводя итог выше сказанному можно сделать вывод, что студенческие годы –это очень сложный этап в жизни человека. На этом этапе окончательно формируется не только физическое, но и психическое развитие человека, формируется личность студента и вся его дальнейшая жизнь. Для него в этом возрасте самое важное, чтобы его понимали, принимали и считались с его мнением, дали ему возможность проявить себя, считались с его эмоциями и чувствами. Самое главное для студента чтобы он мог чувствовать себя значимым, общаться с людьми и эти отношения были продуктивные, качественные.Высокий уровень тревожности может помешать успешно пройти этот этап в жизни человека. Ведь замкнутый, малообщительный, постоянно ожидающий неудачу во всем человек не может чувствовать себя достаточно комфортно и организовывать продуктивные и качественные взаимоотношения.Определенный уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности –это так называемая полезная тревожность. Оценка человека своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако повышенный уровень тревожности является субъективным проявлениемнеблагополучия личности [4].

Высокотревожныестуденты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма напряженно, выраженным состоянием тревожности.Поведение тревожных людей в деятельности направленной на достижения успехов, имеет следующие особенности:Острота эмоционального реагирования на сообщение о неудачи.Хуже работают в стрессовых ситуациях или условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.Боязнь не удачи доминирует над стремлением к достижению успеха.Обычно тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование –не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.Тревожность во многом обуславливает поведение студента. Существует определённый уровень тревожности –естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение студента к определенному типу ситуации и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений сосверстниками и взрослыми [5].Когда же этот уровеньпревышает оптимальный, можно говорить о проявлении повышенной тревожности. Повышенный уровень может свидетельствовать о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем иным социальным ситуациям. У студентов с данным уровнем проявляется отношение к себе как к слабому, неумелому. Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности.Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто не уверены в себе, замкнутые, малообщительные, илиже,напротив, сверхобщительные, назойливые или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из –за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.Результатом безынициативности тревожных студентов является то, что у сверстников появляется стремление доминировать над ним, что ведет к снижению эмоционального фона, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе[2].Неуверенный, тревожный человек всегда мнителен, а мнительность порождает недоверие к другим. Он опасается других, ждет нападения, насмешки, обиды. способствует образованию реакции психологической защиты в виде агрессии, направленной на других. Так же реакция психологической защиты. Это выражается в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит «угроза». Такие студенты, как правило, одиноки, замкнуты, малоактивны. Это, как правило, сказывается на успешности учебной деятельности и налаживании контактов с окружением[4].Следовательно,тревожным студентам свойственна заниженные самооценка и самоуважение, они не верят в себя и свои силы ичувствуют себя одинокими в этом мире, закрываются в себе. А это способствует неполноценному развитию личности студента и отражается на его статусном положении в группе.С целью выявления некоторых особенностей социальной адаптации студентов техникума,было проведено исследование на базе первого курса, в котором принимали участие 70студентов(45 девушек и 25 юношей). Для диагностикиуровня тревожности у студентов первого курса использовались следующие методики: шкала самооценки Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина, адаптированная Т.А.Немчиновым, опросник САН, опросник Айзенка и тест Люшера[3].

Качественный и количественный анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, показал, что для студентов первого курса характерен высокий уровень тревожности. У 27 % опрошенных –высокий, а 41 % имеют средний, с тенденцией к высокому уровень тревожности, 32 % первокурсников имеют среднюю тревожность., с тенденцией к низкой. 52 % студентов первого курса имеют заниженную самооценку и одним из направлений коррекции тревожности в данном случае является повышение самооценки.Исходя из сложившейся ситуации, можно обозначить главной воспитательной задачей образовательного учреждения профилактическую работу, направленную на формирование социально мобильного выпускника, способного к дальнейшей успешной личностной и профессиональной адаптации в социуме. Ведь, чем гибче будут установки и взгляды личности, тем шире будет ее социальный ареал, т.е. она может быть включена в большее число общественных групп. Чем шире поле взаимодействия с окружающим миром, тем разнообразнее и продуктивнее жизнь. Следовательно, число степеней свободы у такой личности растет, а ее уязвимость падает. Напротив же, не обладающий определённой мобильностью человек в условиях постоянно меняющегося мира рано или поздно оказывается в конфликте с окружающей средой, “не вписавшись” в новые обстоятельства. В этих условиях зрелая личность обладает достаточным арсеналом средств для достижения разумного компромисса, не наносящего урона ни общественному порядку, ни самой личности. Не зрелая же личность в конфликтной ситуации жестоко ограничена в выборе линии поведения. Она может лишь либо поступиться своими принципами, либо пойти на открытую конфронтацию с обществом. В первом случае неизбежен внутренний конфликт. При этом человек оказывается неудовлетворенным и постоянно ищет выход из сложившегося положения. Многие его находят в пассивном протесте: в алкоголе, наркотиках и прочих формах зависимости, либо в агрессивных формах поведения.Большое количество студентов техникума –приезжие из 20 районов Республики Татарстан (68% от общего количества обучающихся). Оказавшись вдали от дома, они начинают свою самостоятельную жизнь, погрузившись в мир опасной свободы, поскольку постоянный контроль со стороны родителей становится невозможен. Опасность состоит в том, что студенты еще не привыкли к самоконтролю. Проблема усугубляется тем, что далеко не все иногородние студенты живут в общежитии, где контроль осуществляется со стороны администрации. При решении этой проблемы большую роль играет работа классных руководителей студенческих групп.Классныйруководитель в техникуме–это педагогпрофессионал, организующий через разнообразные виды воспитывающей деятельности систему отношений в учебной группе, создающий условия для творческого самовыражения каждого студента, сохранения его уникальности и раскрытия потенциальных способностей и осуществляющий индивидуальную коррекцию процесса социализации. Реальную помощь классным руководителямв этой работе оказывают студентыстаршекурсники. Огромную роль в процессе адаптации играет психологическая поддержка первокурсников преподавательским составом. Поэтому каждый классный руководитель тесно сотрудничает с преподавателями, ведущими общеобразовательные дисциплины на первом курсе, что в немалой степени способствует преодолению дидактического и психологического барьера между преподавателем и студентом. Доброжелательность и внимание способствуют сокращению сроков адаптации первокурсников к условиям профессионального образовательного учреждения. Основной целью создания педагогических условий адаптации, является признание самооценки личности каждого человека, его права на развитие и проявление индивидуальности. Это выражается, прежде всего, в привлечении первокурсников к научноисследовательской работе –участию во внутритехникумских и республиканских конференциях и олимпиадах.Целенаправленная работа по адаптации студентов первого курса к новым условиям жизнедеятельности осуществляетсявсеми подразделениями учреждения (учебными, научными, общественными) на основе их тесного взаимодействия. Но необходимо заметить, что без заинтересованности самого студента, без его желания получить знания по выбранной им специальности сделать это очень трудно. Студенту, если он выбрал свою будущую профессию осознано, легче будет преодолеть все трудности периода адаптации. Успешное начало обучения может помочь студенту в его дальнейшей учёбе, участию в различных творческих коллективах, активной студенческойжизнив техникуме. Только и этот процесс требует активной роли классного руководителя

чтобы не случился перекос в пользу общественной деятельности в ущерб дальнейшего профессионального роста и личностного развития будущего специалиста. Для снижения высокого уровня тревожности в подростковом и юношеском возрасте работа должна быть направлена на формирование общения, коррекцию самооценки, преодоление внутренних конфликтов. В результате чего развиваются умения разрешать конфликтные ситуации, вести переговоры, оказывать помощь другим.Результатом диагностическойдеятельности послужили методические рекомендациипреподавателям техникумапо оптимизации уровня тревожности.Чтобы существенно снизить тревожность, необходимо обеспечить реальный успех в какойлибо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов.Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать постоянно внимание на неудачах, а отмечать малейший успех.Доверительный контакт и теплые эмоциональные отношения тоже могут снизить общую тревожность.Необходимо изучать систему личных отношений студента в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, для создания благоприятного эмоционального климата.Не оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, что бы улучшить их положение в системе межличностных взаимоотношений.Мотивировать таких студентов на успех, включая в общественную жизнь.

Ссылки на источники1.Балл Г.А. Понятие адаптации//Вопросы психологии. –1989.№1.2.Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. –СПб: Речь, 207. 256 с.3.Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. –М.: АСТПРЕСС КНИГА, 2003. –397 с.4.Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. –М.: АКАДЕМИЯ, 1999. –461 с.5.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. –М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2000. –303 с.6.Реутова Е.А. Роль методического обеспечения образовательного процесса в системе адаптации первокурсников. –Калининград, 2010.119 с.7.Создание условий для адаптации первокурсников к учебному процессу в высшей школе: материалы V городского межвузовского семинара / Новосиб. гос. аграр. унт. − Новосибирск, 2011. –41 с.

Author: Yakimova Olga ValentinovnaDeputy director on educational work SEISPE «Laishevo technoeconomic college», Laishevo town,Republic of Tatarstan.Title of the article: Creating conditions for adaptation of freshman students to the educational process.Abstract.The article is devoted to adaptation of freshman students for learning environments in institutions of the professional education. There are the results of the diagnostic study of students anxiety level and methodological recommendations for participants of the educational process how to optimize the level of anxiety.Keywords: freshmen students, professional education, the level of anxiety, diagnostics, motivation, adaptation, methodological recommendations.