Опыт организации системы воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ СОШ № 6 г. Ставрополя)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лещенко Л. В. Опыт организации системы воспитательной работы в общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ СОШ № 6 г. Ставрополя) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3866–3870. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55038.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к организации системы воспитательной работы в современном общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ СОШ № 6 г. Ставрополя).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лещенко Людмила Викторовна,заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ № 6, г.Ставрополяlyuda.leschenko2012@yandex.ru

Опыт организации системы воспитательной работы

в общеобразовательном учреждении(на примере МБОУ СОШ № 6 г. Ставрополя)

Аннотация.В статье рассмотрены основные подходы к организации системы воспитательной работы в современном общеобразовательном учреждении (на примере МБОУ СОШ № 6 г. Ставрополя).Ключевые слова:системавоспитательной работы;цель и задачи воспитательной системы; возможности основного и дополнительного образования в организации воспитания учащихся.

Основой всей воспитательной работы в МБОУ СОШ № 6 города Ставрополяявляется Концепция духовнонравственного развития личности и патриотического воспитания граждан, разработанная в соответствии с положениями Федерального закона «Об образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования и приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации и города Москва в области образования.

Воспитательная система создается усилиями всех участников образовательного процесса: учителями, детьми, родителями. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, общение, влияние социальной, природной, предметно –эстетической среды.

Цель воспитательной системы –воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению.

Создание в школе условий для развития личности ребёнка –это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни: cамопознание, самоопределение, самореализация, саморегуляция.

Задачи воспитательной системы –помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:•сфера познания (учеба, информация, знания).•сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки).•сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей).•сфера физического развития (реализация физических возможностей).•сфера отношений (познай себя, людей, взаимодействие с ними).

Воспитательную деятельность организует служба воспитания школы, в которую входят: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, воспитатели, вожатые, социальные педагоги, педагогиорганизаторы, педагогипсихологи, педагоги дополнительного образования.

Основными ценностями воспитательной деятельности школы является ребёнок, его развитие, детство как особая жизнь ребёнка, воспитательное пространство как среда, способствующая развитию личности.

Исходя из цели и задач, в школе складывается такая воспитательная среда, которая предоставляеткаждому ребёнку возможность выбора различных видов занятийи творческой деятельности, соответствующих личным потребностям.

В школе используются следующие возможности основного и дополнительного образования:•различные формы работы на уроках, стимулирующих интеллектуальную, творческую и социальную активность детей;•обсуждение на уроках нравственных и моральноэтических аспектов изучаемого материала;•акцент на роли личности в литературных произведениях, исторических событиях, творчестве и т.п.;•использование различных форм внеклассной работы, способствующих воспитанию у детей чувства ответственности за себя и своих товарищей, а также за результат своей работы;•участие детей в различных межшкольных соревнованиях и турнирах, воспитывающее чувство патриотизма по отношению к своему учебному заведению;•проведение праздников, конкурсов, соревнований;•широкое использование музейной педагогики[1]Воспитательная работа в школе осуществляется непрерывно, с применением всех доступных образовательных и воспитательных технологий. Среди направлений этой работы можно выделить следующие:•внеурочная деятельность по предметам;•художественноэстетическое воспитание и развитие;•спортивнооздоровительная работа;•экскурсионнокраеведческая работа•развитие школьных традиций.

Технологии воспитательной работы в школе:•

технология коллективного творческого дела (КТД);•технология системного подхода воспитания;•технология личностноориентированного воспитания;•технология самоуправления;•использование ИКТ;•игровые технологии др.Воспитательная система включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников и формированию ключевых компетентностей:•воспитательная работа в процессе обучения;•внеурочная деятельность;•внешкольная деятельностьОпираясь на коллективные потребности учащихся школы, их родителей и учителей, выявленных в процессе проведения разнообразных микроисследований, коллектив школы определил следующую системообразующую деятельность:•Развитие школьного самоуправления (Управляющий совет школы, педагогический совет, родительский комитет, ученический совет).•Продолжение школьных традиций, организация ключевых творческих дел (КТД), объединяющих детей и взрослых.•Совершенствование системы дополнительного образования•Сотрудничество с родителями•Повышение психологопедагогических знаний родителей (лекции, практикумы, открытые уроки, классные мероприятия, индивидуальные тематические консультации)•Вовлечение родителей в учебновопитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материальнотехнической базы)•Участие родителей в управлении школой (родительский комитет, Управляющий совет, классные родительские комитеты)Сферы совместной деятельности детей и взрослых, в рамках которых происходит достижение поставленных целей:•Уроки и внеурочная занятость.• Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения.• Внеурочные формы общения, проекты, экскурсии, походы.• Внутриклассная воспитательная работа.• Общешкольные формы работы.• Дополнительное образование.• Кружки и секции по интересам.• Ученическое самоуправление.• Взаимодействие учащихся с социумом• Свободное общение учащихся друг с другом и взрослыми.

Художественноэстетическая деятельность учащихся преимущественно осуществляется в рамках основного и дополнительного образования. В школе проходят праздники, ставятся спектакли, дети сами создают литературномузыкальные композиции, посвященные Великой Отечественной войне, проходит отчетный концерт блока дополнительного образования,организуются выставки творческих работ наших воспитанников.

Спортивнооздоровительная работа осуществляется за счет ресурсов основного и дополнительного образования. Помимо физкультурывоспитанники в спортивных секциях (волейбол, баскетбол, дзюдо), занимаются бальными танцами. В школе регулярно проходят внутренние и межшкольные соревнования, дети участвуют в спортивных эстафетах.

Развитие школьных традиций. Традиционно в школе проводятся праздники, в которых участвуют все ученики школы вместе со взрослыми. Это Праздник первоклассников, День учителя, Новый год, Масленица, Последний звонок, Выпускной вечер, праздники, посвященные памятным датам Великой Отечественной войны.

В классных коллективах упор делается на ежедневную индивидуальную работу с учащимися, связь и преемственность школьного и семейного воспитания, организуется жизнедеятельность детей, внеклассные мероприятия дополняют урочную деятельность, повышают ее результативность.•Максимально используются экскурсионная, туристскокраеведческая деятельность, посещение театров, концертов, выставок. Воспитательные задачи ставятся и решаются классными руководителями последовательно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.•Методическое объединение классных руководителей активный участник планирования, разработки и внедрения всех новаций в воспитательной системе.

Главным звеном воспитательной системы школы является воспитательная система класса.

В центре воспитательной системы –ребенок (формирование ценностных ситуаций, развитие его творческих способностей, формирование мотивации развития, создание ситуации успеха, самореализация личности).

Конкурентоспособный ученик –это гармонично развитая личность, свободно ориентирующаясяв информационном пространстве, умеющая самостоятельно добывать и применять знания, имеющая свободу выбора и творчества, умеющая ее ценить и использовать, социально ориентированная, способная строить достойную человека жизнь.

Программа духовнонравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни и реализуется по нескольким направлениям:•воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;•воспитание нравственных чувств и этического сознания;•воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;•воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;формирование представлений об эстетических идеалах и ценностяхПо каждому направлению разработан модуль. Управленческая деятельность имеет следующие направления:1.Работа с ученическим коллективом:•

Организация работы школьных органов самоуправления•

Организация коллективнотворческих дел•

Организация индивидуальной работы с учащимися•

Организация и проведение дней диагностики, регулирования и коррекции

2.Работа с педагогическими кадрами:•Организация работы МО классных руководителей•Обмен опытом работы•Организация открытых воспитательных мероприятий•Проведение педагогических советов•Координация работы МО учителейпредметников

•Организация и проведение семинаров•Формирование мировоззренческой позиции о здоровом образежизни3. Организация социального партнерства•Развитие исследовательской деятельности•

Создание и развитие нормативноправовой базыНаиболее важными достижениями школы являются следующие:•существенно возросла конкурентоспособность учебного заведения;•стал более эффективным процесс педагогического содействия развитию личности учащихся, формированию их нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов;•явная демократизация отношений между педагогами и воспитанниками, тенденция к совместному решению самых острых проблем;•наличие системы дополнительного образования;•наличие органов ученического самоуправления в школе;•постепенное формирование образа выпускника и школы в сознании педагогов, учащихся и родителей.•наличие единого подхода в выборе содержания деятельности;•целенаправленная работа по повышению мастерства педагогических кадров и специалистов;•постоянное развитие и укрепление связей с социальными партнерамиРезультат воспитательной работыв идеале это:•ключевые компетенции;•воспитанность;•здоровье и тесно с ним связанное психическое состояние наших учащихся.

Для каждого руководителя и всего педагогического коллектива в целом очень важно объективно оценивать результаты своей работы. Каксделать это профессионально грамотно? При оценке качества своей профессиональной воспитательной деятельности следует ориентироваться на следующий ряд критериев:

возрастающая упорядоченность жизнедеятельности школьного (классного) коллектива;

взросление (классного) коллектива, возрастание его сплоченности и удовлетворенности учащихся своим коллективом.

общий устойчивый эмоциональнопсихологическтий климат в классе (в школе);

социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;

повышение уровня воспитанности и общей культуры учащихся;

активное участие класса в школьных воспитательных мероприятиях, а школы в муниципальных воспитательных мероприятиях;

степень вовлечения родителей учащихся в дела классного коллектива;

сознательный выбор учащимися социально приемлемых духовнонравственных форм самореализации и самовыражения.Таким образом, система воспитательной работы –это управлениепроцессом развития личности и строится она исходя из социального состава учащихся, микросреды, сложившихся традиций и возможностей школы. Также это динамическая система, изменяющаяся со временем, так как приходится учитывать возрастные изменения детей, изменения, происходящие в жизни класса, школы, общества.

Ссылки на источники1.СедоваЛ.Н.,ТолстолуцкихН.П.,Теорияиметодикавоспитания:конспектлекций.–[Электронныйресурс]

http://dalib.ru/b/sedova_teoriya_i_metodika_vospitaniya_konspekt_lektsiy/fb2

LeshchenkoLyudmilaViktorovnaDeputydirectorforeducationalworkofschoolNo.6ofthecityofStavropollyuda.leschenko2012@yandex.ruExperienceoftheorganizationofsystemofeducationalworkineducationalinstitution(ontheexampleofschoolNo.6ofStavropol)Summary.Inarticlethemainapproachestotheorganizationofsystemofeducationalworkinmoderneducationalinstitution(ontheexampleofschoolNo.6ofStavropol)areconsideredKeywords.Systemofeducationalwork;purposeandproblemsofeducationalsystem;possibilitiesofthebasicandadditionaleducationintheorganizationofeducationofpupils.