Mодель формирования исследовательской компетенции будущих инженеров в условиях социального партнёрства (на примере Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маршалова И. Н. Mодель формирования исследовательской компетенции будущих инженеров в условиях социального партнёрства (на примере Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 3966–3970. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55058.htm.
Аннотация. Настоящая статья содержит описание содержательной модели формирования исследовательской компетенции студентов технического вуза в условиях социального партнёрства. Представлен конкретный опыт формирования исследовательской компетенции будущих инженеров на примере Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУ-КАИ.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маршалова Ирина Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучныхи гуманитарных дисциплинЗеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала) КНИТУКАИ, г. Зеленодольск

marshalovai@mail.ru

Mодель формирования исследовательской компетенции будущих инженеров в условиях социального партнёрства (на примере Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУКАИ)

Аннотация.Настоящая статья содержит описание содержательной модели формирования исследовательской компетенции студентов технического вуза в условиях социального партнёрства.Представлен конкретный опыт формированияисследовательской компетенции будущих инженеровна примереЗеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУКАИ.Ключевые слова:исследовательская компетенция, содержательная модель формирования исследовательской компетенции,педагогические условия, социальное партнёрство, научнообразовательная профессиональнаясреда.

Появление высокотехнологичных и наукоёмких производств, динамичный рост научнотехнической информации, создание сложных автоматизированных производственныхсистем, требует от инженера хорошей фундаментальной подготовки, способноститворитьи быстро осваивать новейшиетехнологии, готовности совершенствовать объекты и средства инженерного труда.Одномоментно возросла потребность в творческой, инновационнойдеятельности и специалистах, способных изобретать и конструироватьинженерный продукт.В этой связи обучение будущего инженера должно быть направлено на развитие творческого мышления, изобретательности,умений решатьисследовательские задачи,навыков самостоятельной поисковой деятельности в рамках компетентностного подхода. Вместе с тем многие инженерные вузы страны,преимущественно ориентированныена знаниевый подход в подготовке будущих специалистов, не достаточно уделяют внимание формированию исследовательской компетенции будущих инженеров(ИК).На основе изученной научной литературы, исследовательская компетенция будущего инженерапонимается нами как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в егоготовности занять активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности,эффективно выстраивать процесс самостоятельного исследовательскогопоиска, тем самым обеспечиваявозможность быть востребованнымспециалистом.Сущностью её являетсяготовностьвыпускника решать сложные инженерные проблемы, способность творчески преобразовыватьдействительность на основе полученныхзнаний, умений, навыков и способов исследовательской деятельности.Исследовательская компетенция как сложное интегративное преобразование личности будущего инженераимеет определенную структуру и включает компоненты, представленные на рисунке 1.

Дляпонимания сущности исследовательской компетенциибудущего инженера на основе анализа современных исследований нами определеныуровни сформированности данной компетенции: имитационный (исследование носит подражательный характер);поисковый (осуществляет самостоятельно познавательную деятельность, способность делать миниоткрытия); практикотворческий (самостоятельность при разработке творческого продукта, наблюдается опыт самостоятельного творческого исследования).

Рис. 1. Компоненты исследовательской компетенции будущего инженера

С целью определения исходного уровня сформированности исследовательской компетенции у студентов технического вуза было проведено специальное исследованиена базеКНИТУКАИ, Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала) и Волжского филиалаПГТУ. Висследовании участвовало 100 студентов инженерных специальностей, в том числе 50 –12 курсов и50 –34 курсов.Анализ результатов показал, что лишь 5% студентов имели практикотворческий уровень данной компетенции, 80%студентов имела имитационныйи15% поисковыйуровни.Эти показатели подтвердили,что работа в вузахдолжна быть направлена на повышение уровня сформированностиисследовательской компетенции у будущих специалистов.Вэтой связи особую значимость приобретает ориентация высшей профессиональной школы на социальное партнёрство с предприятиями региона по формированию исследовательскойкомпетенции будущего инженера, направленное на удовлетворение запросов работодателей. Подсоциальным партнёрством мы понимаем продуктивное взаимодействие всех участвующих на рынке образовательных услуг и труда субъектов, заинтересованных в качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, способных успешно осуществлять свою деятельность в условиях современного производства[1].Обоснование эффективных путей формирования у будущих инженеров исследовательской компетенции в условиях социального партнёрства предполагает теоретические знания об основах исследовательской деятельности инженера



система мотивационноценностныхотношенийк миру, к научной деятельности,к своим способностям, творческомуих развитию



владение умениями и навыками коллективного творческого взаимодействия в исследовательской деятельности, готовность студентов к исследовательской деятельности, опыт творчества



КогнитивныйМотивационноаксиологическийДеятельностнопрактическийКомпоненты исследовательской компетенции

будущего инженераразработку теоретической модели этого процесса (см.рис.2).Содержательная модель включает в себя взаимосвязанные и взаимозависимые блоки: целевой, блок условий, содержательнопроцессуальный и результативнооценочный. Целевой блок модели представлен целью, достижение которой требует реализации следующих задач: формирование у будущих инженеров теоретических знаний об исследовательской компетенции, готовность применять эти знания в профессиональной деятельности; формированиеумений и навыков решать исследовательские задачи; формированиеспособности к самоанализу и самооценке уровня сформированности данной компетенции.

Рис.2. Содержательная модель формирования исследовательской компетенции будущих инженеров в условиях социального партнёрства

Новые социальноэкономические условия развития производстваВУЗСоциальные партнёрыЦель: формирование исследовательской компетенции будущих инженеровБлок условийСодержательный блокРезультативнооценочный блокПедагогические условия

Создание в вузе научнообразовательной профессиональной средыОбразовательная интеграция преподавателей, ведущихспециалистов и студентов

Стимулирование мотивации формированияИК будущих инженеров

Создание научнообразовательной профессиональной средыУчебная деятельность:использование проблемного, поискового и исследовательскогометода при изучении профессиональных дисциплинНаучнопрактическая деятельность:проектная деятельность, участие вконференциях,работа научных кружков, студенческого бюроВнеучебная деятельность:конкурсы профмастерства, экскурсии на предприятия, участие в корпоративных мероприятиях социальных партнёровРезультат:сформированность исследовательской компетенции будущих инженеровМониторинг сформированности исследовательскойкомпетенцииу студентовРезультат:сформированность исследовательской компетенции будущих инженеровКомпоненты:когнитивный, мотивационноаксиологический,деятельностнопрактическийУровни:имитационный, поисковый,практикотворческий

Критерии:когнитивный, мотивационноаксиологический,деятельностнопрактический

Следующий блок –блок педагогических условий, который обеспечивает формирование исследовательской компетенции будущих инженеров в условиях социального партнёрства. Первое условие касается необходимости создания в вузе научнообразовательной профессиональной среды.Среда вуза как совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства, рассматривается нами как образовательная среда, которая имеет следующие характеристики:

образовательная среда являетсясистемным объектом,направленная на самореализацию личности в процессе обучения и воспитания;

образовательная среда выступает как условие и как средство обучения и воспитания будущего специалиста;

образовательная среда направлена на установление субъектсубъектных отношений между студентами, преподавателями и ведущими специалистами посредством диалогичного общения;

образовательная среда –является фактором формирования динамичной системы ценностныхориентаций личности;

образовательная среда представлена спектром локальных сред различного качества.Образовательная среда может быть классифицирована как профессиональная, если она будет направлена на формирование и постоянное совершенствование профессиональных компетенций будущего инженера. Научнообразовательная профессиональная среда предполагает построение образовательного процесса, посредством выстраивания определенных связей и отношений между профессорскопреподавательским коллективом, студентами и работодателями, ведущими специалистами предприятий. Основная задача данной среды сформироватьу будущего инженера необходимые профессиональные компетенции, в том числе и исследовательскую, развивать в выпускникетехнического вуза поисковотворческий потенциал, дух исследователя, стремящегося создавать в будущем новые объекты научноинтеллектуальной собственности, способность добиваться высоких результатовв исследованиях своей профессиональной деятельности.Моделирование и построение научнообразовательной профессиональной среды вуза осуществляется посредством развертывания следующих направлений: учебная деятельность, научнопрактическая деятельность и внеучебнаядеятельность.Второе условие: стимулирование мотивации формирования исследовательской компетенции у студентов технического вуза. Данное условие продиктовано отсутствием понимания студентами значимости формирования исследовательской компетенции как одного из главных условий успеха выпускников в профессиональной деятельности после окончания вуза.Для того, чтобы будущие инженеры отдавали все свои силы, знания и опытна успех в создании инженерного продукта, крайне важно стимулированиемотивации исследовательской компетенциистудентовна этапе обучения в вузе.Выдвигаемые современным рынком труда и работодателяминовые требования расширяют спектр мотивов у молодых инженеров.Важными иведущими мотивами поведения инженераявляются нетолько желание иметь стабильную работу, социальные гарантии, но и стремление иметь хорошую репутацию среди коллег, стремление достигать поставленных целейнаиболее эффективно,желание заслужить признание в избранной профессиональной области. Наличие такихмотивовзаставляет специалиставыполнять главную миссию –это изобретать на благо человечества, тем самымпостоянно поддерживать свою «инженернотехническую форму». Установлено, что мотивация формирования исследовательской компетенции студента усиливается его включением в проектную деятельность в условиях реального производства, прохождением во время обучения всех видов практик на базовых предприятиях,участием в конкурсах профессионального мастерства.Третье условие –систематический мониторинг сформированности исследовательской компетенции будущих инженеров и учёт его результатов в учебновоспитательном процессе. Его выдвижение вызвано необходимостью развития способностей самоанализа и самооценки будущих инженеров, показателем может выступать диагностика сформированностиданной компетенции.Система мониторинга формирования исследовательской компетенциибудущих инженеров подразумевает периодическое проведение цикла исследований с последующим анализом и обобщением полученных результатов, систему выработки и реализации конкретных направлений и форм работы. Полноценность информации мониторинга об уровне сформированности ИКбудущих инженеров в значительной мере обеспечивается системой критериев:

анализ уровня теоретических знанийоб исследовательской компетенции;

ценностные ориентации студентов;

волевые качества, внимание, воображениеи интеллект будущих инженеров;

умения и навыки решать исследовательскиестандартные и нестандартныезадачи;

умения и навыкисоздавать новые объекты интеллектуальной собственности;

проявление в учебнойи научнопрактической деятельности;

самоанализ уровня исследовательской компетенции.Четвертое условие: образовательная интеграция преподавателей, ведущих специалистов и студентовпо формированию исследовательской компетенции. Новизна предполагаемого социального партнёрства (вузпредприятие) заключается в построении и условиях реализации, т.е. интеграции конкретного вуза с действующим подструктурным подразделением предприятия и создание научнопроизводственного центра(НПЦ)на базе Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий КНИТУКАИ.Деятельность НПЦ направлена на решение следующих задач: формирование профессиональных компетенций (том числе исследовательской), профессионально значимых качеств будущего инженера, его способностей и интересов; обучение студентов культуре творческого подхода к инженерной деятельности; адаптацияобучающихсяк будущей профессиональной деятельности.Формирование исследовательской компетенции будущих инженеровв рамках научнопроизводственного центравозрастает, если соблюдены следующие условия:

определено содержание учебной и научнопрактической деятельности НПЦ, исходя из требований современного производства и работодателя;

организованыучебные занятия, курсовое и дипломное проектированиепо тематике предприятия с приглашением практикующих специалистов, имеющие особый «фирменный стиль»и «ноухау» в преподавании;

продумана проектная деятельность студентов по выполнению творческих профессиональных заданий по заказу предприятия;используются преподавателями в образовательной деятельности современные средства, методы, приемы, ориентированныена творческое применение знаний и способов деятельности;

обеспечивается прохождение практикистудентами на индивидуальных рабочих местах;

активно внедряются информационные технологии в образовательный процесс.Содержательныйблокпредставлен в модели единством содержания учебной, научнопрактической и внеучебной деятельности студентов института и является основной частью содержания образовательного процесса, организация которого осуществляется при активном сотрудничествеЗИМиИТКНИТУКАИ и социальных партнёров (предприятия города, коммерческие организации, органы по трудоустройству и службе занятости населения, образовательные учреждения). Учебная деятельность, направленная на формирование знаний и умений исследовательской деятельности у студентов через изучение гуманитарных и естественнонаучных учебных дисциплин, осуществляется с использованием таких активных форм и методов обучения, какмозговой штурм, анализ конкретных ситуаций,дискуссии, работа в команде.На занятиях по инженерным дисциплинам: учебнотворческие задания, задачи анализа и синтеза технических объектов,технологических процессов,выполнение практических заданий,курсовых,дипломных и комплексных проектовпо заказу предприятий.Научнопрактическая деятельностьнацелена на формирование навыковколлективного творческого взаимодействия в исследовательской деятельности, готовности студентов к творческому поиску, самостоятельности принятия решений, умение доводить исследование до концаво время прохождения всех видов практик на производстве, участие в заводских научнопрактических конференциях, промышленных выставках,конкурсах проектов.Внеучебная деятельность направленана поддержание поисковотворческого потенциала выпускника через проведение: экскурсийи встреч сведущими специалистами предприятий в виде тематических «круглых столов»; конкурсов профессионального мастерства; участие вкорпоративных мероприятиях предприятий.Результативнооценочный блок модели обеспечивает возможность определения уровня сформированности исследовательской компетенции будущих инженеров. Критериямиявляются:когнитивный критерий(наличиесистемы знаний, необходимых для осуществления исследовательской деятельности); мотивационноаксиологический (выявляет степень сформированности ценностных ориентаций у будущих инженеров в исследовательской деятельности); деятельностнопрактический (оценивает уровень освоения способов, приемов и средств решения исследовательских задач). В соответствии сразработанными критериями намиопределены уровни её сформированности: имитационный, поисковый,практикотворческийТаким образом, высокая динамика развития современного производства требует от системы высшего профессионального образования подготовки инженеров, которые, наряду с фундаментальной теоретической подготовкой и высоким уровнем практических умений, владеютосновами исследовательской компетенции. Представленная и экспериментально провереннаясодержательная модельформирования исследовательской компетенциибудущих инженеров в условиях социального партнёрстваспособствуетоптимизации процесса подготовки профессиональных кадров для современного российскогопроизводства.

Ссылки на источники1. Маршалова, И.Н. Воспитательный потенциал социального партнёрства: Учебнометодическое пособие / Х.Р. Кадырова, И.Н. Маршалова. –Казань: РИЦ «Школа», 2010. –88 с.

Marshalova Irina Nikolaevna

candidate of pedagogical sciences, associate professor of the departmentof naturalscience and humanitarian disciplinesofZelenodolsk institute of mechanical engineering and information technologies (branch)KNITUKAI.

Model of formation of research competence of future engineers in the conditions of social partnership on the example of Zelenodolsk institute of mechanical engineering and information technologies (branch) KNITUKAI Summary.The present article contains the description of substantial model of formation of research competence of students of technicalhigher educational establishments. Concrete experience of formation of research competence of future engineers on the example of Zelenodolsk institute of mechanical engineering and information technologies (branch)KNITUKAI is presented.Keywords:research competence, substantial model of formation of research competence, pedagogical conditions, social partnership, scientific and educational professional environment.