Функциональная сущность туристского сувенира
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Барабанова
Н.
А. Функциональная сущность туристского сувенира // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – Т. 20. – С.
4126–4130. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/55090.htm.
Аннотация. Статья рассматривает сущность и смысловую модификацию понятия «сувенир» в контексте развития истории, в частности истории туризма.
Текст статьи
Барабанова Нина Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальнокультурных технологийФГБОУ ВО «Самарская государственная академиякультуры и искусств, г.о. Самараbarabanina@ yandex.ru
Функциональная сущность туристского сувенира
Аннотация.Статья рассматривает сущность исмысловую модификацию понятия «сувенир» в контексте развитияистории и, в частности,истории туризма.Ключевые слова:сувенир, поминок, подарок, гостинец, трофей, туризм, туристский сувенир
Априори всякий туристпрямо или опосредованно ставит целью чтолибо приобрести в посещаемой им местности.Чаще всего, помимо товаров и предметов для личного пользования, особое внимание уделяется сувенирам.
Что представляет собойсувенир?В чем заключается специфика туристского сувенира и каковы его функции?
Прежде чем ответить на поставленные вопросы, попробуем разобраться в терминологии и затем, осмыслив сущность понятия «сувенир», составить некое суждение и о предмете исследования. Чтобы быть последовательными в определениях, следует начать толкование с истории возникновения понятия «сувенир».
В Большой советской энциклопедии сувенир –(франц. souvenir) подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о комлибо или о чемлибо [1].С древнейших времен существует обычай дарить какуюлибо вещь, способнуюпробуждать воспоминания. Легенда о первом зафиксированномподаркеотсылает нас к библейскому сюжету: «Волхвы видели, как на востоке в небе зажглась звезда. Узнав по этому знаку о появлении Спасителя, волхвы отправились для поклонения Христу в Вифлеем. Они поклонились младенцу и, открывши сокровища свои, поднесли ему золото, ладан и смирну…»[2].
В России же новорожденному издревле дарили серебро: монетку, украшение или ложечку. Русь испытывала хроническую нехватку золота, потому и в денежном обращении на протяжении веков безраздельно господствовали серебряные монеты.Тем самым младенцу желали обеспеченной жизни и отвращали от негобедность. Таким образом, подарком выражают доброту, радушие и признательность.
В России у этого понятия есть близкое по смыслу слово «гостинец» от слова «гость», закрепившегося в древнерусском языке с XIвека иозначающего«приезжий купец». Путешествиям «иностранныхгостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей»,заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране ио князе[3].По указанию Петра Iмосквичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, выставленным в царском гостином дворе. Именно с петровских временроссияне дарят новогодние и рождественские подарки. При этом крестьяне обменивались на Новый год в основном тем, что имели, съедобными подарками. Ремесленники дарили собственные поделки. Купцы могли преподнести и заморский дар. Адворяне и люди царскихкровей позволяли себе дарить самые диковинные подарки.Близкое по значению слово в английском языке giftsпереводится как подарки, дары во множественном числе; влатинском языке subvenire–приходить; subvenitmihi–приходит мне (на память)[4].Другая категория подарков, социозначимая,возникла вовремена появления социальной организации: дар вождю, королю, царю и прочим должностным лицам рассматривался как ритуал, необходимый для полноправного членства в обществе, участия человека в его жизни, характеризовал и определял общественный статус дарителя.Во взаимоотношениях человека с властью зачастую трудно разобрать, где дар, а где дань, где подарок, а где «кормление» или взятка, перепутатьискреннее подношение с вымогательством.Дары иностранным правителям и их послам служили чутким барометром дипломатических отношений.Такой дар назывался в России «поминком». Поминками могли служить кони, оружие, золото, серебро, дорогая ткань, соболя.Подношение происходило строго по ритуалу, который каждый раз во все деталях записывался в Наказе послам. Так, при Иване Грозном Москва впервые увидела живых львов, которых прислала в дар английская королева Елизавета. Царь повелел держать львов во рву у стен Кремля.
Московские ловчие привозили пойманных во мхах в тундре соколов и кречетов, считавшихся лучшей охотничьейптицей. В Западной Европeсоколы высоко ценились. Иван IVпосылал обученных птиц в подарок соседним правителям[5].Государи строго следили за тем, чтобы их слуги ни с кем не сносились помимо их воли и никаких поминков со стороны не принимали.Верных подчиненных они одаряли сами –в таких случаях непростобыло провести грань между подарком и наградой. На Руси не было системы орденов,и жалованные правителем шубы со своего плеча, серебряные кубки и прочее выполняли наградные функции. Начиная с Ивана IIIи до началаXVIIIвека великие князья и цари чеканили специальные «золотые».Ими жаловали за участие в военных походах, а при поставлении на царство осыпали ими нового царя и бросали в толпу. Таким образом, «золотые» были и государевой наградой, и его подарком, и «поминком»о крупнейших событиях в стране[6].В словаре синонимов в статье «сувенир»видим:подарок, сувенирчик, подарок на память, памятный подарок, поминка, памятка, поминок[7].По русскому обычаю человек входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме «отдарить». На Руси подарок обладал магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносила удачу. А могла и навредить, если за ней стояла тайная неприязнь. Подарок был неразрывно связан с обычаями, он входил в обряд наравне с песней, танцем, декоративноприкладным искусством.Сувениры (трофеи) завоевывали, крали, хранили и дарили.За трофеямиотправлялись в военные походы и далекие путешествия.Следует отметить, что с возникновением и укреплением религий, появился обычай дара человека богу, эволюционировавший от кровавых жертвоприношений до пожертвований нашего времени.Постепенно подарки приняли более личный, индивидуальный смысл и несут сегодня одну главную функцию –принесение радости человеку, косвенное выражение отношения к нему.Современным этапом развития подарков следует считать появление возможностей для выражения себя черезподарок.Из проведенногоисследования следует, что сувенир типологически близок к подарку, гостинцу, трофеюи даже жертвоприношению.И всетаки туристский сувенир в собственном смысле словаотличенот вышеперечисленных подарков и имеет своюспецифику.С возникновением в XIXвеке и развитием массового туризма привозить с собой сувениры из путешествий стало традицией. Причем понравившиеся вещицы приобретались не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещенных местах, интересных событиях, участниками которых они стали.Таким образом, в туристской практике понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.
Под туристскими сувенирами понимаются художественные или художественно оформленные изделия, как правило, небольших размеров, отображающие местные особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, получаемые в дар, либо приобретаемые экскурсантом на память о путешествии или для подарка другому лицу[8].
Однако, в отличие от изделий народных художественных промыслов, очень немногие изделия пищевой, полиграфической или другой промышленности могут стать сувениром. Вкус вина, привезенного из Италии, запах настоящих французских духов могут пробуждать у человека более яркие воспоминания о пережитом и увиденном, чем просмотр открыток с видами той местности, которую он посетил. В международном туризме стало практикой оказывать знаки внимания, вручая каждомуприветственный сувенир, что выглядит очень гостеприимно ипривлекательно для туристов. В отличие от гостиничного обслуживания, где таким бонусом может быть конфета на подушке, на турах требуется предметность сувениров (в зависимости от цели путешествия). Например, для деловых туров это могут быть сувенирные образцыинтересующей продукции, деловые проспекты.В современной жизни рынок туристских сувенировявляется наглядным примером «символического потребления», характерного для постиндустриальной эпохи.М. Реймспишет в одной из своих работ: «…сувениры –бесполезные, чистые экспонаты, прибывшие из вожделенного мира. Сувенир это зеркало, в которомпокупатель видит не реальный, но желанный свой образ. Обычной вещью пользуются, а символической обладают, она часть нашей идентичности исамопрезентации. Функциональность туристского сувенира уступает место символу. Сувениры приносят радость тем, кто не может позволить себе настоящейколлекции, поскольку коллекционирование –наиболее древняя и элитарная форма символического потребления. Вещь из коллекции не служит, но свидетельствует. Такая вещь воспринимается обладателем, как раньше воспринимался родовой герб и чистота крови».В особенности это утверждение верно для сувениров, которые создаются для потребления туристами или местными жителями с целью последующего дарения[9]. Специфика туристских услуг предполагает необходимость использования зрительных наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского интереса, поэтому в туризме используется визуализация туристских услуг при помощи материальных информационных продуктов. К таковым относятся фотоматериалы, слайды, картины, постеры, красочная изопродукция,открытки, календари настенные и карманные, в том числе и сувениры.В данном случае сувенир выступает вещественным доказательством пребывания в тех или иных краях, поскольку устные рассказы о путешествии не всегда дают полную картину наших ощущений и переживаний.Именно поэтому хороший сувенир, будь он созданместнымремесленником или сделан в Китае, должен нести на себе в том или ином виде отпечаток места.Следовательно,продукт сувенирной продукции становится символом места и памятного события –встречи места и человека.
Следует согласиться сМ.А. Корецкой [10],которая считает,что сувенирпредставляет собой телесно организованную мнемотехнику —свидетельство о состоявшемся событии и в этом своем качестве оннужен как тактильный кусок страны, напоминание о том, что какаято ее часть навсегда осталась в собственности туриста. «Некоторые сувенирыкажутся специально придуманным предметнымязыком, «записывающим» географию жизни: дешевые штампы эйфелевых башен, голландских домиков и венецианских масок собирают уютную пыль биографии»[11].
Освоение культурного пространства в процессе туристского путешествияпроисходит не только через усвоение, но и через присвоение его, например, в виде любительских фотокадров и видеороликов.Здесь есть своя логика: событие состоялось, только когда о нем неоднократно рассказали ипродемонстрировали свидетельства.Оттого и сюжет такой фотографии стандартен —«я на фоне», что отличает туриста от путешественника, поскольку его целью является «увидеть виденное» и таким образом приобщиться –теперь и я это увидел.Говоря об освоении культурного пространства через присвоение, нельзя не упомянутьо сувенирах, поскольку приобретённые сувениры участвуют в формировании образа культурного пространства туристской дестинациив сознании туриста. Более того, человек, побывавший впоездке, демонстрируя или даря привезённые сувениры, формирует предобразы культурного пространства туристской территории, у других людей.
Необходимоотметить следующую функциональную особенность туристского сувенира
привезенный из поездки родственникам, он являетсясвоеобразным знаком искупительной жертвы, откупного дара. Сувенир в данном контексте выполняет функцию визуализации отношенийи является напоминанием,что коммуникацияв поездке не прекращалась,одариваемые всегда были рядом в мысляхпутешествующего дарителя.
С точки зрения теории туризма сувениром принято считать специфический вид туристского товара, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием. [12].Сувенирыс региональной символикойявляются инструментом эффективного распространения позитивной информации о крае далеко за его пределами.Следовательно, сувенир несет рекламно информационную функцию.Несмотря на то, что в настоящее время информацияо любой туристской территории доступна и вполневозможно совершить виртуальные путешествия, не выходя из дома, в туристской практике не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками , способствующих повышению интересак данной территории.Социальноэкономическая функциятуристских сувениров прослеживается в создании дополнительных рабочих мест на сувенирном производстве (фабриках, ремесленных мастерских, сувенирных магазинах, дизайнерских классах и т.д.) и впрямой экономической зависимости между затратами туристов на сувенирную продукцию и улучшением финансового состояния края.
Туризм в цивилизованных странахвыступаетположительным и постоянным фактором, содействующим взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня доверия между народами.Взаимозависимость и взаимообусловленностьразвития сферытуризма и рынка сувенирной продукции на отдельной территории обеспечивает безопасность туристского региона, формирует безопасное туристское пространство. Там, где производятсясувениры,турист может путешествовать и перемещатьсяспокойно.Этот момент как нельзя лучше отличает сувенир от трофея, как отличны друг от друга мирное туристское пространство и поле брани. Подводя итог, следует отметить, что функциональная сущность туристского сувенира, очень условная, замещается в полной мере символической составляющей, что обеспечивает удовлетворение неутилитарных потребностей туристов.
Ссылки на источники1.Большаясоветскаяэнциклопедия. —М.: Советскаяэнциклопедия 1969—19782.Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические [Текст]—М.1994.—298 c.3.Поучение Владимира Мономаха // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы: XI—начало XIIвека. М., 1978. 4.Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В.
Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. –М.: «Азбуковник», 2003.5.ЛядовП.Ф. История российского протокола / П.Ф. Лядов. М.: Междунар. отношения, 2004. –280 с.6.Варшавская,А.Что и как дарили в России / А. Варшавская// Отдых в России декабрь 2004. С. 14 –15.7.Абрамов Н.Словарь русских синонимов исходных посмыслу выражений. —7е изд., стереотип. —Москва: Русские словари, 1999.8.Биржаков, М.Б. Введение в туризм. 4е изд. перераб. и доп. / М.Б. Биржаков. СПб.: Изд. дом «Герда», 2002. 320 с.9.Философия сувенира// Дом культуры декабрь 2012. С. 41 –55.10.Корецкая, М.А. Сувенир / М.А. Корецкая //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2008. №1. С.–3843. 11.Мень, Е.Е. Экономика современной культуры и творчества: Сборник статей / Перевод с английского. Общ. ред. сост. Е.Е. Мень. –М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры».2006 –448 с.12.Сауков, Г.Н. Сувенирная продукция в туризме [Текст] / Г. Н. Сауков// Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона : сб. ст. / Тюмен гос. инт искусств и культуры. –Тюмень: Тюмен. гос. унт, 2008. –С. 105120.
BarabanovaNina, Ph.D.,assistant professor ofsocial andcultural technologiesFGBOUIN"SamaraState Academy of Cultureand Arts,GOSamara
barabanina@yandex.ru Functional entitytouristsouvenir
Abstract:Thepaper examinesthe nature andsemanticmodification ofthe concept of "souvenir" in the context ofhistory and, in particular, the history of tourismKeywords:souvenir,funerals, gift, fairing, trophy, tourism, tourist souvenir
Функциональная сущность туристского сувенира
Аннотация.Статья рассматривает сущность исмысловую модификацию понятия «сувенир» в контексте развитияистории и, в частности,истории туризма.Ключевые слова:сувенир, поминок, подарок, гостинец, трофей, туризм, туристский сувенир
Априори всякий туристпрямо или опосредованно ставит целью чтолибо приобрести в посещаемой им местности.Чаще всего, помимо товаров и предметов для личного пользования, особое внимание уделяется сувенирам.
Что представляет собойсувенир?В чем заключается специфика туристского сувенира и каковы его функции?
Прежде чем ответить на поставленные вопросы, попробуем разобраться в терминологии и затем, осмыслив сущность понятия «сувенир», составить некое суждение и о предмете исследования. Чтобы быть последовательными в определениях, следует начать толкование с истории возникновения понятия «сувенир».
В Большой советской энциклопедии сувенир –(франц. souvenir) подарок на память; вещь, связанная с воспоминаниями о комлибо или о чемлибо [1].С древнейших времен существует обычай дарить какуюлибо вещь, способнуюпробуждать воспоминания. Легенда о первом зафиксированномподаркеотсылает нас к библейскому сюжету: «Волхвы видели, как на востоке в небе зажглась звезда. Узнав по этому знаку о появлении Спасителя, волхвы отправились для поклонения Христу в Вифлеем. Они поклонились младенцу и, открывши сокровища свои, поднесли ему золото, ладан и смирну…»[2].
В России же новорожденному издревле дарили серебро: монетку, украшение или ложечку. Русь испытывала хроническую нехватку золота, потому и в денежном обращении на протяжении веков безраздельно господствовали серебряные монеты.Тем самым младенцу желали обеспеченной жизни и отвращали от негобедность. Таким образом, подарком выражают доброту, радушие и признательность.
В России у этого понятия есть близкое по смыслу слово «гостинец» от слова «гость», закрепившегося в древнерусском языке с XIвека иозначающего«приезжий купец». Путешествиям «иностранныхгостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей»,заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране ио князе[3].По указанию Петра Iмосквичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, выставленным в царском гостином дворе. Именно с петровских временроссияне дарят новогодние и рождественские подарки. При этом крестьяне обменивались на Новый год в основном тем, что имели, съедобными подарками. Ремесленники дарили собственные поделки. Купцы могли преподнести и заморский дар. Адворяне и люди царскихкровей позволяли себе дарить самые диковинные подарки.Близкое по значению слово в английском языке giftsпереводится как подарки, дары во множественном числе; влатинском языке subvenire–приходить; subvenitmihi–приходит мне (на память)[4].Другая категория подарков, социозначимая,возникла вовремена появления социальной организации: дар вождю, королю, царю и прочим должностным лицам рассматривался как ритуал, необходимый для полноправного членства в обществе, участия человека в его жизни, характеризовал и определял общественный статус дарителя.Во взаимоотношениях человека с властью зачастую трудно разобрать, где дар, а где дань, где подарок, а где «кормление» или взятка, перепутатьискреннее подношение с вымогательством.Дары иностранным правителям и их послам служили чутким барометром дипломатических отношений.Такой дар назывался в России «поминком». Поминками могли служить кони, оружие, золото, серебро, дорогая ткань, соболя.Подношение происходило строго по ритуалу, который каждый раз во все деталях записывался в Наказе послам. Так, при Иване Грозном Москва впервые увидела живых львов, которых прислала в дар английская королева Елизавета. Царь повелел держать львов во рву у стен Кремля.
Московские ловчие привозили пойманных во мхах в тундре соколов и кречетов, считавшихся лучшей охотничьейптицей. В Западной Европeсоколы высоко ценились. Иван IVпосылал обученных птиц в подарок соседним правителям[5].Государи строго следили за тем, чтобы их слуги ни с кем не сносились помимо их воли и никаких поминков со стороны не принимали.Верных подчиненных они одаряли сами –в таких случаях непростобыло провести грань между подарком и наградой. На Руси не было системы орденов,и жалованные правителем шубы со своего плеча, серебряные кубки и прочее выполняли наградные функции. Начиная с Ивана IIIи до началаXVIIIвека великие князья и цари чеканили специальные «золотые».Ими жаловали за участие в военных походах, а при поставлении на царство осыпали ими нового царя и бросали в толпу. Таким образом, «золотые» были и государевой наградой, и его подарком, и «поминком»о крупнейших событиях в стране[6].В словаре синонимов в статье «сувенир»видим:подарок, сувенирчик, подарок на память, памятный подарок, поминка, памятка, поминок[7].По русскому обычаю человек входил в дом с подарком, и его готовы были в этом доме «отдарить». На Руси подарок обладал магической силой. Вещь, подаренная от чистого сердца, приносила удачу. А могла и навредить, если за ней стояла тайная неприязнь. Подарок был неразрывно связан с обычаями, он входил в обряд наравне с песней, танцем, декоративноприкладным искусством.Сувениры (трофеи) завоевывали, крали, хранили и дарили.За трофеямиотправлялись в военные походы и далекие путешествия.Следует отметить, что с возникновением и укреплением религий, появился обычай дара человека богу, эволюционировавший от кровавых жертвоприношений до пожертвований нашего времени.Постепенно подарки приняли более личный, индивидуальный смысл и несут сегодня одну главную функцию –принесение радости человеку, косвенное выражение отношения к нему.Современным этапом развития подарков следует считать появление возможностей для выражения себя черезподарок.Из проведенногоисследования следует, что сувенир типологически близок к подарку, гостинцу, трофеюи даже жертвоприношению.И всетаки туристский сувенир в собственном смысле словаотличенот вышеперечисленных подарков и имеет своюспецифику.С возникновением в XIXвеке и развитием массового туризма привозить с собой сувениры из путешествий стало традицией. Причем понравившиеся вещицы приобретались не только для того, чтобы подарить близким, но и для себя на память о посещенных местах, интересных событиях, участниками которых они стали.Таким образом, в туристской практике понимание сувенира лишь как подарка на память перестало соответствовать действительности.
Под туристскими сувенирами понимаются художественные или художественно оформленные изделия, как правило, небольших размеров, отображающие местные особенности, достопримечательности, выдающиеся события и достижения, получаемые в дар, либо приобретаемые экскурсантом на память о путешествии или для подарка другому лицу[8].
Однако, в отличие от изделий народных художественных промыслов, очень немногие изделия пищевой, полиграфической или другой промышленности могут стать сувениром. Вкус вина, привезенного из Италии, запах настоящих французских духов могут пробуждать у человека более яркие воспоминания о пережитом и увиденном, чем просмотр открыток с видами той местности, которую он посетил. В международном туризме стало практикой оказывать знаки внимания, вручая каждомуприветственный сувенир, что выглядит очень гостеприимно ипривлекательно для туристов. В отличие от гостиничного обслуживания, где таким бонусом может быть конфета на подушке, на турах требуется предметность сувениров (в зависимости от цели путешествия). Например, для деловых туров это могут быть сувенирные образцыинтересующей продукции, деловые проспекты.В современной жизни рынок туристских сувенировявляется наглядным примером «символического потребления», характерного для постиндустриальной эпохи.М. Реймспишет в одной из своих работ: «…сувениры –бесполезные, чистые экспонаты, прибывшие из вожделенного мира. Сувенир это зеркало, в которомпокупатель видит не реальный, но желанный свой образ. Обычной вещью пользуются, а символической обладают, она часть нашей идентичности исамопрезентации. Функциональность туристского сувенира уступает место символу. Сувениры приносят радость тем, кто не может позволить себе настоящейколлекции, поскольку коллекционирование –наиболее древняя и элитарная форма символического потребления. Вещь из коллекции не служит, но свидетельствует. Такая вещь воспринимается обладателем, как раньше воспринимался родовой герб и чистота крови».В особенности это утверждение верно для сувениров, которые создаются для потребления туристами или местными жителями с целью последующего дарения[9]. Специфика туристских услуг предполагает необходимость использования зрительных наглядных средств, более полно отражающих объекты туристского интереса, поэтому в туризме используется визуализация туристских услуг при помощи материальных информационных продуктов. К таковым относятся фотоматериалы, слайды, картины, постеры, красочная изопродукция,открытки, календари настенные и карманные, в том числе и сувениры.В данном случае сувенир выступает вещественным доказательством пребывания в тех или иных краях, поскольку устные рассказы о путешествии не всегда дают полную картину наших ощущений и переживаний.Именно поэтому хороший сувенир, будь он созданместнымремесленником или сделан в Китае, должен нести на себе в том или ином виде отпечаток места.Следовательно,продукт сувенирной продукции становится символом места и памятного события –встречи места и человека.
Следует согласиться сМ.А. Корецкой [10],которая считает,что сувенирпредставляет собой телесно организованную мнемотехнику —свидетельство о состоявшемся событии и в этом своем качестве оннужен как тактильный кусок страны, напоминание о том, что какаято ее часть навсегда осталась в собственности туриста. «Некоторые сувенирыкажутся специально придуманным предметнымязыком, «записывающим» географию жизни: дешевые штампы эйфелевых башен, голландских домиков и венецианских масок собирают уютную пыль биографии»[11].
Освоение культурного пространства в процессе туристского путешествияпроисходит не только через усвоение, но и через присвоение его, например, в виде любительских фотокадров и видеороликов.Здесь есть своя логика: событие состоялось, только когда о нем неоднократно рассказали ипродемонстрировали свидетельства.Оттого и сюжет такой фотографии стандартен —«я на фоне», что отличает туриста от путешественника, поскольку его целью является «увидеть виденное» и таким образом приобщиться –теперь и я это увидел.Говоря об освоении культурного пространства через присвоение, нельзя не упомянутьо сувенирах, поскольку приобретённые сувениры участвуют в формировании образа культурного пространства туристской дестинациив сознании туриста. Более того, человек, побывавший впоездке, демонстрируя или даря привезённые сувениры, формирует предобразы культурного пространства туристской территории, у других людей.
Необходимоотметить следующую функциональную особенность туристского сувенира
привезенный из поездки родственникам, он являетсясвоеобразным знаком искупительной жертвы, откупного дара. Сувенир в данном контексте выполняет функцию визуализации отношенийи является напоминанием,что коммуникацияв поездке не прекращалась,одариваемые всегда были рядом в мысляхпутешествующего дарителя.
С точки зрения теории туризма сувениром принято считать специфический вид туристского товара, необходимый для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его путешествия и вызванных именно этим путешествием. [12].Сувенирыс региональной символикойявляются инструментом эффективного распространения позитивной информации о крае далеко за его пределами.Следовательно, сувенир несет рекламно информационную функцию.Несмотря на то, что в настоящее время информацияо любой туристской территории доступна и вполневозможно совершить виртуальные путешествия, не выходя из дома, в туристской практике не стареет старая истина: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Регион, принимающий туристов, должен предлагать им широкий ассортимент сувениров, выполненных (фабричным или кустарным способом) местными мастерами и ремесленниками , способствующих повышению интересак данной территории.Социальноэкономическая функциятуристских сувениров прослеживается в создании дополнительных рабочих мест на сувенирном производстве (фабриках, ремесленных мастерских, сувенирных магазинах, дизайнерских классах и т.д.) и впрямой экономической зависимости между затратами туристов на сувенирную продукцию и улучшением финансового состояния края.
Туризм в цивилизованных странахвыступаетположительным и постоянным фактором, содействующим взаимному познанию и пониманию, а также в качестве основы для достижения более высокого уровня доверия между народами.Взаимозависимость и взаимообусловленностьразвития сферытуризма и рынка сувенирной продукции на отдельной территории обеспечивает безопасность туристского региона, формирует безопасное туристское пространство. Там, где производятсясувениры,турист может путешествовать и перемещатьсяспокойно.Этот момент как нельзя лучше отличает сувенир от трофея, как отличны друг от друга мирное туристское пространство и поле брани. Подводя итог, следует отметить, что функциональная сущность туристского сувенира, очень условная, замещается в полной мере символической составляющей, что обеспечивает удовлетворение неутилитарных потребностей туристов.
Ссылки на источники1.Большаясоветскаяэнциклопедия. —М.: Советскаяэнциклопедия 1969—19782.Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические [Текст]—М.1994.—298 c.3.Поучение Владимира Мономаха // Памятники литературы Древней Руси: Начало русской литературы: XI—начало XIIвека. М., 1978. 4.Захаренко Е. Н., Комарова Л. Н., Нечаева И. В.
Новый словарь иностранных слов: 25 000 слов и словосочетаний. –М.: «Азбуковник», 2003.5.ЛядовП.Ф. История российского протокола / П.Ф. Лядов. М.: Междунар. отношения, 2004. –280 с.6.Варшавская,А.Что и как дарили в России / А. Варшавская// Отдых в России декабрь 2004. С. 14 –15.7.Абрамов Н.Словарь русских синонимов исходных посмыслу выражений. —7е изд., стереотип. —Москва: Русские словари, 1999.8.Биржаков, М.Б. Введение в туризм. 4е изд. перераб. и доп. / М.Б. Биржаков. СПб.: Изд. дом «Герда», 2002. 320 с.9.Философия сувенира// Дом культуры декабрь 2012. С. 41 –55.10.Корецкая, М.А. Сувенир / М.А. Корецкая //Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Философия. Филология. 2008. №1. С.–3843. 11.Мень, Е.Е. Экономика современной культуры и творчества: Сборник статей / Перевод с английского. Общ. ред. сост. Е.Е. Мень. –М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры».2006 –448 с.12.Сауков, Г.Н. Сувенирная продукция в туризме [Текст] / Г. Н. Сауков// Туризм в социокультурном пространстве Тюменского региона : сб. ст. / Тюмен гос. инт искусств и культуры. –Тюмень: Тюмен. гос. унт, 2008. –С. 105120.
BarabanovaNina, Ph.D.,assistant professor ofsocial andcultural technologiesFGBOUIN"SamaraState Academy of Cultureand Arts,GOSamara
barabanina@yandex.ru Functional entitytouristsouvenir
Abstract:Thepaper examinesthe nature andsemanticmodification ofthe concept of "souvenir" in the context ofhistory and, in particular, the history of tourismKeywords:souvenir,funerals, gift, fairing, trophy, tourism, tourist souvenir