Участие студентов вуза в формировании финансовой грамотности населения – образовательная инновация

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гурунян Т. В. Участие студентов вуза в формировании финансовой грамотности населения – образовательная инновация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4376–4380. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55140.htm.
Аннотация. Статья посвящена волонтерской деятельности студентов по формированию финансовой грамотности социально незащищенных слоев населения. Рассматривается реализация плотного проекта «Содействие в повышении финансовой грамотности социально незащищенных слоев населения преподавателями и студентами СИУ-филиала РАНХиГС» в качестве образовательной инновации. Делается вывод о возможности тиражирования данного опыта для других регионов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Гурунян Татьяна Валентиновна,доцент, заместитель заведующегокафедры «Финансы и кредит» Сибирского института Управления –филиала РАНХиГС при Президенте РФ, г. Новосибирскtaniagur64@mail.ru

Участие студентов вуза в формировании финансовой грамотности населения –образовательная инновация

Аннотация.Статья посвящена волонтерской деятельности студентов по формированию финансовой грамотности социально незащищенных слоев населения. Рассматривается реализация плотного проекта «Содействие в повышении финансовой грамотности социально незащищенных слоев населения преподавателями и студентами СИУфилиала РАНХиГС» в качестве образовательной инновации. Делается вывод о возможности тиражирования данного опыта для других регионов.Ключевые слова:волонтерство,финансовая грамотность, социально незащищенные слои населения, образовательная инновация.

Компетентностная парадигма рассматривается сегодня как ключевая методология построения образовательного процесса. Данная парадигма отвечает требованиям инновационного развития экономики, потребностям общества, личности и принципам Болонского процесса.В рамках компетентностной парадигмы ведется подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов для инновационной экономики, владеющих научными знаниями, профессиональными и общекультурными компетенциями и социальной ответственностью.

Формирование компетенций должно выходить за рамки учебного процесса.Достижение международной конкурентоспособности предполагает использование всех элементов образовательной, научной и воспитательной работы.Сегодня студенты экономического факультета СИУфилиала РАНХ и ГС достаточно полно вовлечены в научноисследовательскую деятельность. Но для формирования профессиональных компетенций,практических навыков, опыта социальных коммуникаций, социальной ответственности и активнойгражданской позиции необходимо развитие вневузовской деятельности на основе партнерства с социально ориентированными общественными организациями.В связи с актуальностью данной проблематикиразработан и реализуется пилотный проект«Содействие в повышении финансовой грамотности социально незащищенных слоев населения преподавателями и студентами СИУфилиала РАНХ и ГС».По данным международных и отечественных исследований,уровень финансовой грамотности населения России крайне низок. Особенно остро это касается социально незащищенных слоев населения. Драматически низкий уровень финансовой грамотности населения –это угроза экономической безопасности, устойчивому развитиюстраны. Не случайно в ведущих странах деятельность по популяризациифинансовых знаний рассматривается в качестве важнейшей задачи развития экономики и общества.Вузы участвуютвсистемнойработепо формированию финансовой грамотности населения.Вовлечениев процесс популяризации финансовых знаний студентов и преподавателей экономическогои юридического факультетов а СИУ–филиала РАНХиГС содействуетважной институциональной задаче повышения финансовой грамотности и обеспечения финансовой безопасности населения. Волонтерская деятельность студентов в данном проекте –это социальная инновация. В совокупности это приведет к расширению информационного пространства и развитию человеческого капитала региона.

Т.оцель проекта–развитие профессиональных компетенций,практических навыков, активной гражданской позициии социальной ответственности студентов экономического и юридического факультетовСИУфилиала РАНХиГС. Повышение финансовой грамотности, обеспечение финансовой безопасности социально незащищенных групп населения.Задачи проекта:1. Разработка программыобучения в сфере финансовой грамотности и финансовой безопасности социально незащищенных слоев населения.2. Проведение пилотного проекта «Содействие в повышении финансовой грамотности социально незащищенных слоев населения преподавателями и студентами СИУфилиала РАНХиГС» в партнерстве сНовосибирской городской общественной организацией«Гуманитарный проект» (НГОО «Гуманитарный проект»),муниципальным бюджетным учреждением «Центр «Молодежный»Кировского района г. Новосибирска(МЮУ «Центр Молодежный»»), другимиорганизациямисоциальной направленности.3. Определение эффективности пилотного проекта на основе мониторинга уровня финансовой грамотности целевой группы с использованиемметодики исследования финансовой грамотности населения Национальнымагентствомфинансовых исследований (НАФИ) по заказу Всемирного банка.Правительства ведущих и быстроразвивающихся стран мира рассматривают финансовую грамотность в качественавыка, необходимогокаждому гражданину в 21 веке:«…финансовая грамотность стала необходимым навыком любой экономики для развития безопасных и надежных, эффективных, прозрачных и комплексных финансовых систем»[1].В России уровень практической финансовой грамотности населения остается крайне низким, присутствует дефицит доверия к финансовым институтам,особенно усоциально незащищенныхслоевнаселения. Этим сдерживает не только инновационное развитие, но и развитие рыночных отношений. Осознавая всю значимость данной проблематики, Правительство Российской Федерации в 2013 г.выступило с важной инициативой запуска Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В соответствии с современными теоретическими подходами, под финансовой грамотностью населенияпонимается способность: эффективно управлять личными финансами; оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением;разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг; самостоятельного искать экономическую информацию; компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления, выявлять угрозы финансовой безопасности. Опытработы НГОО «Гуманитарный проект» и МЮУ «Центр «Молодежный»»показывает, что социально незащищенные слои населения не обладаютэтими компетенциями. ВедущийспециалистНГОО «Гуманитарный проект» Е.Касикподчеркивает, что «существует крайняя необходимость повышения финансовой грамотности выгодоприобретателей НГОО «Гуманитарный проект» –людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, уровень их финансовой грамотности характеризуетсякак «очень низкий»».ВыгодоприобретателиНГОО «Гуманитарный проект» и МЮУ «Центр «Молодежный»»нуждаютсяв дополнительных знаниях и навыках, которые позволят им взять под контроль свои финансовые ресурсы, выявить дополнительные источники для получения дохода, возможности для сокращения расходов. Поданным Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), сегодня большее трети россиян оценивают свои знания и навыки в финансовой сфере на оценку «неудовлетворительно» или считаю, что знания по финансовой грамотности отсутствуют во обще, и не ведут учета своих доходов и расходов. Результаты анкетного опроса выгодоприобретателей НГОО «Гуманитарный проект» в марте 2014 г. показали, что около шестидесятипроцентов респондентов считают свои знания по финансовой грамотности неудовлетворительными или отсутствующими.Таким образом, проведение занятий по повышению финансовой грамотности социально незащищенных слоев населения Новосибирской области необходимо для достижения личного и семейного финансового благополучия, обеспечения финансовой безопасности. Участие студентов и преподавателей в проекте предусмотрено на добровольческих (волонтерских) началах. Развитие добровольческих инициатив сегодня рассматривается в качестве социальных инноваций вузов. Разработан Проект Федерального Закона «О добровольчестве (волонтерстве)». Существует практика создания на базе ряда вузов страны волонтёрских центров (например, «СОЧИ 2014»). Эксперты предлагаю внедрить показатель наличия добровольческой организации в виде автономного учреждения –как индикатор развития академического самоуправления в вузе.Для студента добровольческая (волонтерская) деятельность огромное значениепо следующим причинам: 1.Приобретается опыт; практическиенавыкив профессиональной и социальной сфере.2.Развивается личнаяинициативы.3.Упрощается осознанныйвыбор курсов, научного руководителя и темы научного исследования.

4.Происходит рост конкурентоспособности.5.Укрепляетсясоциальнаясплоченностьи гражданственность.Для вуза добровольческая (волонтерская) деятельность необходима для повышенияуровня образования, культуры, профессиональной подготовки студентов;формированияу студентов уверенности и ответственности за свой выбор;снижения уровня негативных явлений в жизнивуза. Кроме того, имеется и экономический эффект в виде снижение альтернативных издержек вуза и экономии финансовых ресурсов.Подчеркнем особую значимость для студентов экономического и юридического факультетов участия в проекте.Студенты под руководством преподавателейразрабатывают материал для проведения занятий, практические ситуации для обсуждения в фокусгруппах. Тем самым студенты резко повышают профессиональные компетенции в практической деятельности. Кроме того, ситуация работы с аудиторией позволяет получить навыки практической социальной деятельности, социальных коммуникаций. Участник проекта студентка 3го курса факультета экономики СИУфилиала РАНХиГС Лилия Хорохоева: «Для нас участие в проекте очень важно и интересно по многим причинам. Когда с помощью преподавателей мы готовим материал к занятиям, то всегда получаем новые знания. Причем это знания, которые можно использовать на практике. Нам очень приятно, когда слушатели задают вопросы, спорят с нами, а потом благодарят. Интересно объяснять материал. Мы хотим принести пользу людям, городу, своей стране».Очевидно, у студентовволонтеров, участвующих в проекте, формируется активная гражданская позиция, социальная ответственность и высокие нравственные установки.Авторами проекта определены показателидеятельности, которые изменятся и/или будут улучшеныв результате реализации проекта:1.Для студентов экономического и юридического факультета СИУфилиала РАНХиГС участие в проекте необходимо для развития профессиональных компетенций и практических навыков, активной гражданской позиции, социальной ответ ственности. Поэтому важный показатель –количество студентов, которые участвуют на основе добровольческой (волонтерской) деятельности в реализации проекта. Планируется участие в проекте не менее 20студентов в течении года. 2. Уровень финансовой грамотностисоциально незащищенных слоев населения. Показатель финансовой грамотности: оценка своих знаний по финансовой грамотности.Измеряется по результатам опроса целевой аудитории до начала реализации проекта и после реализации проекта. Анкета разработана на основе методики исследования финансовой грамотности населения Национальнымагентствомфинансовых исследований (НАФИ) по заказу Всемирного банка[2], и подходов, представленныхв статье Белеховой Г.В. «Оценка финансовой грамотности населения и пути ее повышения»[3]. Показатель «Оценка своих знаний по финансовой грамотности «удовлетворительными»при опросе до проведения обучения показали 32% респондентов, «хорошими»11%, «отличными»–не указал ни один участник целевой группы. Планируемые показатели после проведения обучения: не менее 64%, не менее 22%, не менее 5% соответственно.3. Количество получателей услуги. До начала реализации проекта занятия по повышению уровня финансовой грамотности выгодоприобретателей общественной организацией НГОО «Гуманитарный проект» и МЮУ «Центр Молодежный»» не проводились вообще. В течении года программой по повышению финансовой грамотности будет охвачено может быть охвачено не менее 80 человек.Реализация пилотного проектапозволит семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и имеющими низкий уровень дохода лучше справляться с кризисными ситуациями и планировать свое будущее, а также будущее своих родных и детей:1. Повышение финансовой грамотности будет способствовать лучшему управлению личным и семейным бюджетом, эффективно пользоваться продуктами, имеющимися на рынке финансовых услуг, защите от банкротства и других рисков в финансовой сфере.2. Представители целевой группы, принявшие участие в проекте смогут самостоятельно составить финансовыепланы для своих семей, лучше ориентироваться в существующих финансовокредитных услугах, улучшить свои навыки в области сбережений средств и оптимизации расходов.В то же время низкий уровень финансовой грамотности населения, особенно социально незащищенных групп приводит к следующим негативным последствиям:высокому уровню личных долговых обязательств;неэффективным финансовым решениям, банкротству физических лиц;передаче негативногофинансовогоопытапо наследству следующим поколениям;подверженности мошенничеству на рынке финансовых услуг.Вероятность данных негативных последствий социально незащищенных слоев населения г. Новосибирскавозрастает в случае, если осуществление проекта не будет продолжено. Ведущийспециалист НГОО «Гуманитарный проект» Е.Касик считает, что «если проект не будет реализован, будет упущена большая возможность для повышения финансовой грамотности выгодополучателей организации, что в конечном итоге снизит качество жизни».

Рассмотрим целевые группы пилотного проекта и изменения в деятельности и/или состоянии каждой целевой группы при реализации проекта(таблица 1).Основные целевые группы:1. Студентыэкономического и юридического факультетов СИУфилиала РАНХиГС–участники проекта «Содействие в повышении финансовой грамотности социально незащищенных слоев населения преподавателями и студентами СИУфилиала РАНХиГС». Участие студентов предусмотрено на добровольческих (волонтерских) началах.

2. Социально незащищенные слои населения –выгодоприобретатели НГОО «Гуманитарный проект» и МЮУ «Центр Молодежный»» и других организаций социальной направленности.Выгодоприобретатели данных организаций:

1)Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и имеющие низкий доход: многодетные семьи, молодыесемьи с детьми, семьи, где есть инвалиды, неполные семьи.2)Люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации по причине получения тяжелого заболевания, больные тяжелыми заболеваниями, безработные.3) Семьи, оказавшиеся в группе риска по социальному сиротству.3. Преподавателиэкономического и юридического факультетов СИУфилиала РАНХ и ГС. Руководятподготовкой и проведением практикоориентированных занятий по повышению финансовой грамотности. 4. Партнеры проекта: НГОО «Гуманитарный проект» и МЮУ «Центр Молодежный»», другие общественные организации, которые оказывают услуги семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, государственные организации, работающие с данной категорией граждан: органы опеки, социальной защиты населения.5. Высшее учебное заведение, на базе которого реализуетсяпроект–СИУфилиала РАНХиГС.Таблица 1Изменения в деятельности целевыхгрупп при реализации проекта№п\пЦелевая группаИзменения в деятельности и/или состоянии каждой целевой группы при реализации проекта1.Социально незащищенные слои населения –выгодоприобретатели НГОО «Гуманитарный проект», МЮУ «Центр Молодежный»» и социально ориентированныхорганизацийОвладеютнавыками составления личного и семейного бюджета, оценки финансовых рисков, применения долгосрочного финансового планирования, обеспечения финансовой безопасности. В конечном итоге –повышение качества жизни2.Студенты экономического и юридического факультетов СИУфилиала РАНХ и ГСПриобретут профессиональные компетенции, практические навыки, опытсоциальных коммуникаций. Сформируют направления НИРС. Получат возможность интересного и полезного проведения досуга3.Преподаватели экономического и юридического факультетов СИУфилиала РАНХ и ГСПовысят уровень профессиональных компетенций. Примут участие в социальной жизни города 4.Партнеры проекта: НГОО «Гуманитарный проект»,МЮУ «Центр Молодежный»», и другие общественные организацииПолучат совершенствование деятельности по информированию, консультированиюи психологическому сопровождению социально незащищенных слоев населения за счет появления нового направления поддержки–просвещения в сфере финансовой грамотности

5.Высшее учебное заведение, на базе которого реализуется проект:СИУфилиала РАНХиГСПолучит увеличение числа социально значимых проектов, реализуемых на базе вуза.Приобретет повышение профессиональной подготовки обучающихся

Обучение по программе «Основы финансовой грамотности» направленонаформирование базисных элементов финансовой грамотности: установки, знания, навыки.Установкиотвечают за формирование у индивида потребности в финансовых услугах и обеспечивают понимание последствий своих действий. Речь идет о формировании культуры финансового поведения, которая начинается с планирования семейного бюджета, причем на длительную перспективу, и выработки стратегии реализации потребностей жизненного цикла.

Знаниядолжны включать: понятие риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между реальным и номинальным измерениями, наличными и безналичными платежами, принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности и т.п. Навыки:умение искать и находить информацию о рынке, привычка следить за основными показателями рынка,умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний, умение подавать претензию или жалобу, отличать фальшивые купюры и др. Необходимо сформировать привычку следить за событиями на финансовом рынке, развивать навык чтения договоров и понимания смысла написанного.Применение интерактивных форм обучения, в том числе деловых и ролевых игр, метод открытого пространства,метод фокусгрупп, интерактивные лекциидр.Результатом реализации проекта станет приобретение профессиональных компетенций, практических навыков, опыта социальныхкоммуникаций, формирование социальной ответственности и гражданской позиции студентов СИУфилиала РАНХ и ГС. Упрощается осознанный выбор курсов, научного руководителя и темы научного исследования. Планируется участие в проекте в течении года не менее 20 студентов.

Определение эффективности пилотногопроекта проводится на основе мониторинга уровня финансовой грамотности целевой группы.В результате количество респондентов, оценивших свои знания как «удовлетворительные» и «хорошие»,должно увеличиться на 100 %. Общее количество получателей услуги (выгодоприобретателей НГОО «Гуманитарный проект» и МЮУ «Центр Молодежный»», не менее 80 человек в год.Как было рассмотрено выше,повышение финансовой грамотности признано важнейшей задачей развития общества для всех регионов России. В соответствии с мировым опытом, в финансовое обучение социально незащищенных слоев населения необходимо вовлекать студентов и преподавателей ВУЗов. «Образовательные учреждения стран таможенного союза и СНГ, обладающие необходимым потенциалом, могут и должны проводить системную работу по финансовому просвещению населения»[4]. Поэтому проект должен тиражироваться по всей филиальной сетии в других вузах,реализовываться во всех регионах. Предлагается проведение занятия в рамках проекта в форме вебинара для представителей филиальной сети РАНХ и ГС.Итак, участие студентов в формировании финансовой грамотности населения способствует достижениюими международной конкурентоспособности.Финансовое просвещение улучшит качество жизни целевой группы. В целом это приведёт к укреплению финансовой устойчивости региона, совершенствованию человеческого капитала.

Ссылки на источники 1.Электронный ресурс: Официальный сайт министерства финансов Российской Федерации. Заявление министров финансов экономик АТЭС в отношении финансовой грамотности и финансового образования–Режим доступа: http://www.minfin.ru/–[Датаобращения:05.03.2014]2.Электронный ресурс: Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ). –Режим доступа: http://nacfin.ru/–[Датаобращения:04.03.2014]3. Белехова Г. В. «Оценка финансовой грамотности населения и пути ее повышения»// Проблемы развития территории –2012 –№4 (60).4. Н.В. Бабина. Формирование единой финансовой школы в концепции реализации программ повышения финансовой грамотности// Вопросы региональной экономики. –2013. –№2(15).

Gurunyan Tatyana ValentinovnaAssistant professor, deputy head of chair“Finances and credit” of the Siberian institute of management –branch of Russian Presidential academy of national economy and public administration, Novosibirsk

taniagur64@mail.ruParticipation of students of higher educational institutes in forming financial literacy of population –educational innovation

Abstract.The article is devoted to volunteer activity of students in forming financial literacy of socially unprotected layers of population. There is considered the realization of the project “Assistance to the increase in financial literacy of socially unprotected layers of population realized by professors and students of Russian Presidential academy of national economy and public administration” as educational innovation. The conclusion is made concerning the possibility to expand this experiment to other regions. Key words: volunteer activity, financial literacy, sociallyunprotected layers of population, educational innovation.